Национальное жилище. Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу. Дома под землей

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Дом народов севера на "Бит Жизни!"

Северные народы, "Бит Жизни!", - Мираслава Крылова.

Какие ассоциации приходят к вам в голову при слове «дом»? Безусловно у каждого они свои. Для кого то «дом» это понятие социальное, неразрывно связанное с семьей, родителями. Но в большинстве случаев когда мы слышим слово «дом» мы представляем себе некое строение, привязанное к тем или иным образам, вынесенных из детства или из дальнейшего жизненного опыта. И для каждого человека он свой. Для кого-то это комната в общей квартире, для кого-то квартира в большом доме, или отдельное строение каменное или деревянное. Не будем углубляется дальше в психологию понятия, это тема для другой статьи и другой рубрики.

В данном конкретном случае речь пойдет о национальных домах народов севера России. Надо сказать, что они не только радикально отличаются от традиционного понятия «дом», но и несут множество национальных, характерных именно этим народам, элементов местного колорита, особенностей природы, культуры, а самое главное вынужденной необходимости и отсутствия многих традиционных средств при строительстве домов.

Чум – жилище северных оленеводов

Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев. Любопытно, но вопреки часто встречающему мнению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ждет рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут – на самом деле их жилища называются ярангами. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А возможно, что эти два несколько похожие между собой строения просто путают и называют не своими именами.

Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Яранга – национальное жилище народов Чукотки

Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.

В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.

Иглу – эскимосское жилище из снега и льда

Соседи чукчей – эскимосы жили куда беднее и яранги у них появились значительно позже. Изначально же бедные эскимосы зимовали в самых настоящих «ледяных избушках», которые назывались иглу и представляли собой жилище, построенное из снежных или ледяных блоков. Такие куполообразные постройки существуют и сегодня: обычно они имеют высоту порядка 2 м и диаметр около 3-4 м. Если снег неглубокий, то вход в иглу обустраивается в стене, к которой пристраивается дополнительный коридор из ледяных (снежных) блоков. При глубоком снеге вход в жилище находится прямо в полу, а снаружи к нему проложен коридор. Очень важно, чтобы вход в дом находился ниже уровня пола, так как это обеспечивает приток кислорода и отток более тяжелого углекислого газа, а также позволяет сохранить в помещении тепло.

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.

Жилой фонд современных русских селений складывался на протяжении длительного времени. В отдельных селах и деревнях еще встречаются жилища, построенные в конце и даже в середине XIX в.; сохранилось немало строений, возведенных в начале XX в. В целом же в большинстве русских селений дома, построенные до Великой Октябрьской революции, составляют сравнительно небольшой процент. Для того чтобы понять происходящие в настоящее время изменения в развитии традиционных форм жилища, а также процесс формирования новых особенностей жилищного строительства, необходимо дать представление об основных чертах русского сельского жилища, прослеживавшихся в XIX-начале XX в.

Характерные особенности традиционного русского жилища в различных районах страны

Разнообразная природа России, различные социальные, экономические и исторические условия способствовали созданию разных типов русского жилища, закрепляемых на той или иной территории определенной местной этнической традицией. Наряду с общими чертами, характерными для всех русских домов, в разных районах расселения русских имелись особенности, проявлявшиеся в положении дома по отношению к улице, в строительном материале, в покрытии, в высоте и внутренней планировке постройки, в формах застройки двора. Многие локальные особенности жилища сложились еще в феодальную эпоху и отражают культурные особенности определенных этнографических групп.

В середине XIX в. на огромной территории расселения русских выделялись крупные области, отличавшиеся особенностями сельских жилых построек. Существовали и более мелкие районы с менее значительным своеобразием жилища, а также зоны распространения смешанных форм жилища.

В северных селениях России - в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, а также в северных уездах Тверской, Ярославской губерний--возводились большие срубные постройки, включавшие в одно целое жилые и хозяйственные помещения, поставленные узким торцовым фасадом перпендикулярно к улице. Характерной особенностью северного жилища была большая высота всей постройки. Пол жилых помещений из-за сурового северного климата приподнимали над землей на значительную высоту. Перерубы (балки) пола врубали в шестой-десятый венец в зависимости от толщины бревен. Пространство под полом называлось подклет, или подызбица; оно достигало значительной (1,5-3 м) высоты и использовалось для различных хозяйственных нужд: содержания птицы и молодняка скота, хранения овощей, продуктов, различной утвари. Нередко подклет делали жилым. Непосредственно к жилым помещениям примыкал двор, перекрытый той же крышей и составлявший единое целое с жильем («дом - двор»). В крытом дворе все хозяйственные помещения объединялись в одно целое под общей крышей и вплотную примыкали к жилью. Распространение крытого двора в северных и центральных нечерноземных губерниях России было обусловлено суровым климатом и длинными снежными зимами, вынуждавшими объединять жилые и хозяйственные постройки в одно целое.

Крытые дворы на севере, так же как и жилые помещения, строились высокими и устраивались в два этажа. В нижнем этаже помещались хлевы для скота, а в верхнем этаже (повети) держали корм для скота, хозяйственный инвентарь, средства передвижения, разнообразные предметы домашнего обихода; там же строились небольшие неотапливаемые срубы - клети (горенки), в которых хранилось домашнее имущество семьи, а летом жили семейные пары. Снаружи к повети пристраивался наклонный бревенчатый настил - взъезд (ввоз). Крытый двор вплотную примыкал к задней стене дома, и вся постройка вытягивалась перпендикулярно улице, в одну линию, составляя «однорядную связь», или «однорядный тип застройки». В северных постройках встречался также тип «двухрядной» застройки, в котором дом и крытый двор ставились параллельно вплотную друг к другу. В Заонежье широко был распространен так называемый дом кошелем, в котором двор, пристроенный сбоку, был шире избы и покрывался одним из удлиненных скатов ее кровли. Встречалась и «глаголеобразная» застройка, когда к задней и боковой стенам дома, поставленного перпендикулярно улице, пристраивался двор, как бы охватывая дом с двух сторон.

На огромной территории, включавшей все северные, западные, восточные и среднерусские губернии Европейской части России, а также в русских селениях Сибири жилище покрывалось двухскатной крышей. Материал покрытия" крыши зависел от местных возможностей. В северных лесных губерниях избы крыли тесом, дранью, в начале XX в. также щепой.

Наиболее древней и характерной конструкцией двухскатной крыши, особенно долго сохранявшейся на севере, была самцовая (крыша порубом, зарубом, на быках, на самцах). В конструкции такой крыши немаловажное практическое назначение выполняли курицы - естественно загнутые корневища ели, поддерживающие потоки, или водопуски, т. е. водосточные желоба, в которые упирались концы тесин крыши. Важную конструктивную роль имели кронштейны (повалы, помочи, пропуски), устраиваемые из выпусков верхних бревен продольных стен и поддерживающие углы кровли, а также охлупенъ (гиелом) - массивное бревно, пригнетающее своей тяжестью тесины кровли. Все эти детали придавали своеобразную красоту и живописность крестьянской постройке, благодаря чему в ряде мест сооружение их вызывалось не только практическими, но и декоративными соображениями. В конце XIX-начале XX в. конструкция самцовой кровли заменяется стропильной.

На фасаде высоких рубленых изб в северных селениях прорубалось несколько окон; постройку оживляли крыльцо при входе в дом, балкон на рубленом фронтоне и галерея, нередко опоясывающая весь дом на уровне окон. Округлым концам куриц, потоков, повалов, охлупня при помощи ножа и топора придавали пластичные скульптурные формы животных, птиц и разнообразных геометрических фигур; особенно характерным было изображение конской головы.

Архитектурный облик северной избы необычайно красив и живописен. Плоские дощатые поверхности наличников окон, причелин (доски, которыми зашивались выступающие торцы слег кровли), подзоров (доски, идущие по карнизу), полотенец (доски, прикрывающие стык кровли), крылец, балконных] решеток украшались плоской геометрической резьбой (с невысоким рельефом) или прорезью. Затейливое чередование всевозможных вырезов с прямыми и циркульными линиями, ритмично следующими друг за другом, делало резные доски северных изб похожими то на кружево, то на концы полотенца, выполненного в русском народном стиле. Тесовые поверхности северной постройки нередко расписывались красками.

Значительно ниже и меньше по своим размерам строилось жилище в Верхнем и Среднем Поволжье, в Московской губ., южной части Новгородской, северных уездах Рязанской и Пензенской губерний, частично в Смоленской и Калужской губерниях. Для этих районов характерен срубный дом на среднем или низком подклете. В северной и центральной частях этой зоны перерубы пола врубались преимущественно в четвертый, шестой и даже седьмой венец; на юге Московской губ. и в Среднем Поволжье в жилище преобладал низкий подклет: перерубы для пола врубались во второй- четвертый венец. В некоторых домах Среднего Поволжья во второй половине XIX в. можно было встретить земляной пол, что, по всей вероятности, было следствием влияния жилищного строительства народов Поволжья, для которых в прошлом было характерно поземное жилище. В селениях Нижегородской губ. богатые крестьяне строили полудомки - деревянные дома на высоких кирпичных подклетах, которые использовались в качестве кладовой, магазина или мастерской.

В среднерусских селениях дома ставили преимущественно перпендикулярно к улице, на переднем фасаде прорубали два, три, а иногда и более окон. В качестве материала покрытия двухскатной крыши служили тес, дранка, солома. Непосредственно к дому, так же как и на Севере, пристраивался крытый двор, но он был ниже дома, состоял из одного этажа и не составлял с домом единого целого. В северных районах Верхнего Поволжья, особенно в Заволжье, строились и более высокие дворы, расположенные на одном уровне с домом.

В среднерусских деревцях дворы пристраивались сзади дома по типу однорядной застройки, в богатых хозяйствах нередко встречалась глаголеобразная застройка; особенно характерным для Верхнего и Среднего Поволжья был двухрядный тип застройки. В конце XIX в. двухрядный тип связи постепенно заменялся более рациональным однорядным. Это объяснялось неудобством и громоздкостью двухрядных дворов; из-за скопления влаги в месте соединения дома с хозяйственными постройками эти дворы были сырыми. В более южных районах, в Волго-Камском междуречье, в Среднем Поволжье, в Пензенской губ. был распространен так называемый «покоеобразный двор». Покоеобразная застройка представляет собой два параллельных ряда построек - дом, с пристроенными сзади него хозяйственными постройками, а напротив него ряд хозяйственных построек, которые в задней части двора загибались под прямым углом и смыкались с постройками первого ряда. В таком дворе имеется значительное открытое пространство; этот тип застройки относится к «открытому» или «полузакрытому» типу двора 1 .

Полузакрытые дворы составляют как бы переходную зону от крытого двора к открытому (значительная часть Московской, Владимирской, Рязанской, Нижегородской, Калужской губерний, Среднее Поволжье). К югу от этой зоны преобладал открытый двор.

Для архитектурного облика среднерусских изб также характерно богатство и разнообразие украшений. Как и на севере, скульптурной резьбой обрабатывались округлые концы потоков, куриц, охлупня, но она не имела того причудливого художественного многообразия, как в северных избах, и встречалась реже. Своеобразным было украшение кровли крестьянской избы Ярославской, Костромской и отчасти Нижегородской губ. двумя скульптурными коньками, обращенными мордами в разные стороны. Фасады среднерусских изб украшались плоской трехгранно-выемчатой резьбой с узором из розеток или отдельных частей круга, которым обычно сопутствовали узоры из параллельно расположенных удлиненных желобков. Если на севере основное внимание уделялось украшению кровли, то в средней полосе прежде всего украшались окна. В районах, прилегающих к Волге (Ярославская, Костромская, Владимирская, Нижегородская, Казанская, Самарская, Симбирская губернии), во второй половине XIX в. широко распространилась более сложная резьба с высоким рельефом и выпуклым сочным узором рисунка (корабельная резь, глухая, или долотная резьба). В орнаменте рельефной резьбы преобладали растительные узоры, а также изображения животных и фантастических существ. Резные узоры концентрировались на фронтоне избы, ими украшались также ставни окон, торцы выступающих угловых бревен, ворота. В конце XIX - начале XX в. трудоемкая рельефная и плоская резьба были вытеснены более легкой по исполнению пропильной резьбой, распространившейся вместе с новым инструментом - лобзиком, позволяющим легко и быстро выпиливать разнообразные сквозные узоры. Мотивы орнамента пропильной резьбы были очень разнообразны.

На северо-востоке России, в Пермской и Вятской губерниях в жилище было много черт, сходных с севернорусскими и среднерусскими постройками, что объясняется как заселением этих районов выходцами из Новгородской земли и тесными связями северо-востока с Поволжьем и центральными губерниями в XIV-XVII вв., так и сходными условиями развития этих районов. Вместе с тем в северо-восточном жилище прослеживаются и некоторые специфические особенности. Рубленое жилище Вятско-Пермского края стояло преимущественно перпендикулярно к улице и покрывалось тесовой двухскатной, реже четырехскатной крышей (в более развитых по своему плану домах). В северо-западных уездах края строились более высокие и крупные по своим размерам дома на высоком подклете и перерубы пола врубали в седьмой венец; в южных районах края высота подполья понижалась и перерубы пола чаще врубали в четвертый- пятый венцы. Для жилища Вятской и Пермской губерний наиболее характерной была своеобразная покоеобразная застройка двора. Эти дворы были закрытыми, когда свободное пространство двора покрывалось односкатной крышей, полузакрытыми и открытыми. В некоторых районах Пермской губ. устраивали покоеобразный двор, называемый «на три коня», в котором дом, открытое пространство двора и следующий ряд дворовых построек перекрывали тремя двухскатными параллельными крышами. Внешние фасады северо-восточного жилища украшались сравнительно слабо.

В западных губерниях России - в Смоленской, Витебской, в южных уездах Псковской, в юго-западных уездах Новгородской губ.- срубные избы ставились на низкий (Смоленская,Витебская губ.) или средний (Псковская губ.) подклет и покрывались двухскатными соломенными, реже тесовыми кровлями. Отличительной особенностью внешнего вида западнорусской избы было наличие только одного окна на переднем фасаде дома, расположенного перпендикулярно к улице, и небогатое художественное оформление переднего фасада избы. Чаще встречались резные украшения в северо-западных районах (Псковская, северные уезды Новгородской губ.), где избы были выше и больше по своим размерам. В западных районах (Псковская и Витебская губернии) был распространен своеобразный тип трехрядной застройки усадьбы, который одновременно можно отнести к крытому и к открытому типу двора. В трехрядной застройке к глухой боковой стене дома вплотную примыкал крытый двор (подобно типу двухрядной связи), по другую же боковую сторону дома, на некотором расстоянии от него (6-8 м), строился ряд хозяйственных построек, параллельных дому. Открытое пространство между домом и надворными постройками огораживалось бревенчатым забором. В жилище западных губерний прослеживаются черты, сходные с жилищем белорусов и народов восточных районов Прибалтики (планизбы, наличие подвесного котла у печи, строительство сруба из брусьев, терминология и пр.), что было следствием древних исторических и этнокультурных связей населения этих районов с западными соседями. В течение почти четырех столетий (XIV-XVII вв.) Смоленские земли находились под властью Литвы, а затем Речи Посполитой.

Своеобразный тип русского жилища сложился в южных черноземных губерниях - Калужской, Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Тульской, в южных уездах Рязанской и Пензенской губерний. Здесь строились небольшие рубленые, нередко обмазанные снаружи глиной, а позднее саманные, тур лучные и кирпичные низкие избы без подклета с деревянным, а чаще глинобитным или земляным полом. Дома ставились длинной стороной вдоль улицы и покрывались четырехскатной соломенной крышей стропильной конструкции. Низкие южнорусские избы были менее живописны и беднее архитектурной отделкой. На переднем фасаде избы прорубалось одно или два окна. Для предохранения от летнего зноя и сильных степных ветров у окон почти всегда устраивались ставни. Кирпичные дома нередко украшались сложными яркими узорами из окрашенных в разные цвета кирпичей, а также рельефными узорами, выложенными из точеного кирпича.

В южных губерниях России был распространен открытый тип двора. Дворовые постройки были расположены за домом и составляли замкнутое, открытое в центре пространство. В Рязанской, Пензенской, Тульской, значительной части Орловской, Курской, Воронежской, а также в Смоленской губ. был распространен замкнутый «круглый» двор, который отличался от покоеобразного главным образом продольным положением дома к улице. В южной части степной зоны - в южных уездах Курской, Воронежской, частично Саратовской губ., а также в области Войска Донского, в Кубанской и Терской обл., в Ставропольской губ., у русских Средней Азии- был распространен открытый незамкнутый двор. Открытое пространство в этом дворе занимало значительную площадь, на которой без определенного порядка, не всегда примыкая друг к другу, отдельно от дома, располагались различные хозяйственные постройки. Все пространство двора обычно огораживалось изгородью. Характерные черты жилища - низкие поземные избы, свободная застройка жилых и хозяйственных построек, обилие соломы в качестве строительного материала и значительно меньшее значение дерева - возникли в условиях лесостепной и степной полосы с сухими почвами и сравнительно теплым климатом.

Резкий контраст низкому южнорусскому жилищу представляли жилые постройки зажиточного низового донского казачества.Уже в середине XIX в. здесь были распространены двухэтажные многокомнатные на высоком подклете дома. В конце XIX-начале XX в. там строили дома двух типов - «круглый дом» (в плане близкий к квадрату), многокомнатный под четырехскатной крышей, и «флигель» - дом прямоугольной формы под двухскатной крышей. Дома рубились из четырехгранных брусьев, обшивались снаружи тесом и покрывались железными или тесовыми крышами. Для казачьих домов было характерно большое число окон крупных размеров с филенчатыми ставнями и разнообразие архитектурных деталей. Открытые галереи, крыльца, балконы и террасы, украшенные ажурной пропильной резьбой, придавали постройкам специфически южный колорит. В тех же станицах большая часть иногороднего населения и беднейшие слои казачества жили в небольших продолговатых глинобитных и тур лучных домах под четырехскатными соломенными или Камышевыми крышами.

У кубанского и терского казачества и у крестьян Ставрополья в середине XIX в. преобладали постройки, напоминающие низкие украинские хаты - глинобитные и турлучные, побеленные снаружи, продолговатые в плане, без подклета, с глинобитным полом, под четырехскатной соломенной или Камышевой крышей. Подобный тип жилища, занесенный на Кубань в конце XVIII-начале XIX в. выходцами с Украины, оказал влияние на все народное строительство Кубани, Терека и Ставрополья. В конце XIX- начале XX в. в восточных и в меньшей степени в западных районах Кубани состоятельные казачьи хозяйства стали также строить «круглые», мно- гокомнатные дома, которые были немного ниже и меньше домов низового казачества. Распространение более совершенного типа жилища происходило как под воздействием развивавшегося капитализма, так и под непосредственным влиянием донских традиций, поскольку восточные районы Кубани были заселены в значительной степени донским казачеством. Жилище терского казачества развивалось под определенным влиянием соседних горских народов, например, в казачьих усадьбах возводились «горские сакли» -мазанки; в жилых помещениях бытовали ковры, войлоки и другие предметы горской домашней утвари.

Когда наши доисторические предки искали себе убежище, которое впоследствии стали называть домом, они использовали природные ресурсы вокруг себя, как средство для укрытия.

Древние люди жили в пещерах. Но человек – самое гениальное творение природы. И со времени он научился строить себе обители.

На протяжении веков людям приходилось жить под землей, на деревьях и под скалами. Со временем у человека стали развиваться навыки, он начал использовать при строительстве своего дома вспомогательные средства: дерево, металл, кирпич, камень, лед и шкуры животных.

В наши дни, в большинстве случаев, дома строят кирпичные и бетонные, за некоторым исключением, например, бытовки, быстровозводимые здания и деревянные навесы.

Однако есть в мире некоторые цивилизации, которые до сих пор живут в жилищах, используемых их предками сотни лет назад.

В этой статье рассказывается о некоторые наиболее необычных типах жилищ, которые человек называет домом, как и сотни лет назад (со времен их первой постройки).

Дома из бамбука

Бамбук – это быстро растущая, вечнозеленая трава, которая произрастает во многих местах по всему миру.

Бамбук использовался для строительства жилья еще тысячи лет назад. Это особо прочный материал, что делает его идеальным для постройки.

Конструкции современных домов из бамбука, основаны на древних технологиях, предназначены для быстрого возведения жилья в особенности в районах бедствий Юго-Восточной Азии.


Земляные дома, как следует из их названия, являются жилищами, построенными под землей, и, наряду с пещерами, вероятно, являются самым древним способом строительства на планете.

Многовековая идея подобного дизайна нашла признание во всем мире, и сегодня существует много построек, имеющих название эко-земляные жилища.

Дом из бруса


Срубы хорошо известны, и, как правило, используются в строительстве домов отдыха. Возведение бревенчатых домов корнями уходит на много лет назад, в те времена, когда человек смог впервые отрезать большие ветки деревьев. Но и сегодня такие дома очень популярны.

Бревенчатый дом нашел свое применение в горных и лесных массивах. Особенно были распространены такие дома в районах, населяемых поселенцами в новых землях, таких, как: Америка и Австралия. Сегодня они являются достопримечательностью европейских Альп и Скандинавии, здесь эти строения называют «шале».


На протяжении многих веков глинобитные дома использовались, как быстрый способ построения жилищ.

Эти типы жилья обычно встречаются в засушливых и жарких странах по всему миру, но более всего – на африканском континенте.

Для их постройки почва или глина смешиваются водой, иногда добавляется трава. Затем вылепленные квадраты высушиваются на солнце до необходимой жесткости. После этого они готовы к использованию так же, как и любой другой строительный кирпич.

Дома на деревьях

А вы думали, что такие дома строят только для детей?

Фактически, дом на дереве является вполне обычным явлением в районах джунглей по всему миру, где местность кишит змеями, опасными дикими животными и ползающими насекомыми.

Они также используются в качестве временного жилья в районах, где случаются наводнения и сильные муссонные дожди.

Дом-шатер


Шатры являются популярным средством убежища для любителей отдыха на свежем воздухе, а также регулярно используются для быстрого возведения.

Большие шатры, как правило, делались из шкур животных и использовались как обычные жилища у многих цивилизаций на протяжении веков. Наибольшее распространение получили среди кочевых народов.

Сегодня жилище в виде шатра используются, в основном, кочевые народы, такие, как: бедуинские племена Аравии и монгольские скотоводы, чей кров – юрты существуют уже на протяжении нескольких поколений.

Кабана (дом на пляже)


На рисунке кабана расположен на территории отеля в Эквадоре. Этот небольшой дом, который в настоящее время исполняет роль гостиничного номера, представляет собой бамбуковый каркас, увенчанный крышей из травы, и является типичным представителем местной индейской архитектуры Южной Америки.

Хижины Тода


Эти дома из бамбука и ротанга – родом из деревни, расположенной в Южной Индии, где местные жители проживают в таких домах уже более тысячи лет.

Полдюжины таких строений будет установлено в одном из сел, где каждое из строений используется для какой-то определенной цели, такой, как: проживание людей, нахождение животных, приготовление пищи и так далее.

Дома племени Тоба Батак


Это впечатляющие сооружения, построены по подобию лодки, является хижинами коренных жителей на острове Суматра.

Жилища называется jabu и используются рыболовными общинами на протяжении веков.

Гренландия: Строение из блоков плотного снега. Иглу - жилище эскимосов

Грузия: Каменное здание с хозяйственными постройками и оборонительной башней. Сакля - жилище кавказских горцев

Россия: Здание с обязательной «русской» печью и погребом. Крыша - двускатная (на юге - четырехскатная). Изба - традиционное жилище русских

Конак - двух- или трехэтажный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Это выразительная постройка под широкой тяжелой черепичной крышей, создающей глубокую тень. Часто такие «особняки» напоминают букву «г» в плане. Выступающий объем верхней комнаты делает постройку асимметричной. Строения ориентируют на восток (дань мусульманству). При каждой спальне есть крытый вместительный балкон и паровая баня асам. Жизнь здесь всецело изолирована от улицы, а большое количество помещений удовлетворяет все нужды хозяев, потому надворные постройки не нужны.

Северная Америка: жилище индейцев Северной Америки, шалаш на каркасе, изготовленном из тонких стволов, покрытом циновкой, корой или ветками. Имеет куполообразную форму, в отличие от типи, жилищ конической формы. Вигвамы строят североамериканские индейцы

Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым выш-кам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

Фелидж - шатер, служащий жилищем бедуинам - представителям кочевого народа туареги (необитаемые районы пустыни Сахары). Шатер состоит из покрывала, сотканного из верблюжьей или козьей шерсти, и шестов, подпирающих сооружение. Такое жилище успешно противостоит воздействию иссушающих ветров и песка. Даже такие ветры, как жгучий самум или сирокко, не страшны кочевникам, укрывшимся в шатрах. Каждое жилище поделено на части. Левая его половина предназначена для женщин и отделяется пологом. О богатстве бедуина судят по числу шестов в шатре, которое порой достигает восемнадцати.

Японский дом в Стране восходящего солнца испокон веку строят из трех основных материалов: бамбука, циновки и бумаги. Такое жилище наиболее безопасно во время частых землетрясений в Японии. Стены не выполняют функцию опоры, поэтому их можно раздвигать или даже снимать, они служат одновременно и окном (сёдзи). В теплый сезон стены представляют собой решетчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускающей свет. А в холодное время года их покрывают деревянными панелями. Внутренние стены (фусимы) также являют собой передвижные щиты в виде рамы, обтянутые бумагой или шелком и помогающие разбить большое помещение на несколько маленьких комнат. Обязательным элементом интерьера является небольшая ниша (токонома), где находится свиток со стихами или живописью и икебана. Пол застилают циновками (татами), по которым ходят без обуви. Черепичная или тростниковая крыша имеет большие навесы, которые предохраняют бумажные стены дома от дождя и палящего солнца.

Жилища троглодитов в пустыне Сахаре представляют собой глубокие земляные ямы, в которых сделаны внутренние помещения и двор. На склонах холмов и в пустыне вокруг них расположены около семисот пещер, в некоторых из них и по сей день живут троглодиты (берберы). Кратеры достигают десяти метров в диаметре и в высоту. Вокруг внутреннего двора (хауша) расположены комнаты до двадцати метров в длину. Нередко жилища троглодитов имеют несколько этажей, лестницами между которыми служат завязанные веревки. Кровати - небольшие альковы в стенах. Если берберской хозяйке нужна полочка, она просто выкапывает ее в стене. Впрочем, возле некоторых ям можно увидеть телеантенны, а иные превращены в рестораны или мини-гостиницы. Подземные жилища хорошо спасают от жары - в этих меловых пещерах прохладно. Так решают в Сахаре квартирный вопрос.

Юрты - особенный тип жилища, которым пользуются кочевые народы (монголы, казахи, калмыки, буряты, киргизы). Круглое, без углов и прямых стен, переносное строение, прекрасно приспособлено к образу жизни этих народов. Юрта защищает от степного климата - сильных ветров и перепадов температур. Деревянный каркас собирают в течение нескольких часов, его удобно перевозить. Летом юрту ставят прямо на землю, а зимой - на деревянную платформу. Выбрав место для стоянки, в первую очередь кладут камни под будущий очаг, а затем устанавливают юрту согласно заведенному порядку - входом на юг (у некоторых народов - на восток). Войлоком обтягивают остов снаружи, из него же делают дверь. Войлочные покрытия дают прохладу летом и сохраняют тепло очага зимой. Сверху юрту перевязывают ремнями или веревками, а некоторые народы - красочными поясами. Пол устилают шкурами животных, а стены внутри - тканью. Свет проникает через дымовое отверстие вверху. Поскольку окон в жилище не предусмотрено, для того чтобы узнать о том, что происходит за пределами дома, нужно внимательно прислушиваться к звукам снаружи.

Южная Индия: Традиционное жилище Tодов (этнос в Южной Индии), бочкообразная хижина, сделанная из бамбука и тростника, без окон, с одним маленьким входом.

Испания: из камня, высотой 4-5 метров, круглого или овального сечения, диаметром от 10 до 20 метров, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие. Пальясо.

Обратите внимание:
В интернет-версии БОЛЬШЕ материалов, чем в печатной.
Пробовали смотреть газеты на экране смартфона? Рекомендуем – очень удобно!

«Жилища народов мира»

(66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» от «абылайши» до «яранги»)

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу.

Дорогие друзья! Наши постоянные читатели заметили, что мы не в первый раз представляем выпуск, так или иначе связанный с темой недвижимости. Недавно мы обсудили самые первые жилые сооружения каменного века, а также пригляделись к «недвижимости» неандертальцев и кроманьонцев ( выпуск). О жилищах народов, издавна проживающих на землях от Онежского озера до берегов Финского залива (а это вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны, тихвинские карелы и русские), мы поговорили в серии «Коренные народы Ленинградской области» ( , и выпуски). Самые невероятные и своеобразные современные здания мы рассмотрели в выпуске. Не раз писали мы также и о праздниках, имеющих отношение к теме: День риэлтора в России (8 февраля); День строителя в России (второе воскресенье августа); Всемирный день архитектуры и Всемирный день жилища (первый понедельник октября). Эта стенгазета – краткая «настенная энциклопедия» традиционных жилищ народов со всего света. 66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» расставлены по алфавиту: от «абылайши» до «яранги».

Абылáйша

Абылáйша - походная юрта у казахов. Её каркас состоит из множества жердей, которые крепятся сверху к деревянному кольцу – дымоходу. Вся конструкция накрывается войлоком. В прошлом подобные жилища использовались в военных походах казахского хана Абылая, откуда и название.

Аил

Аил («деревянная юрта») – традиционное жилище теленгитов, народа Южного Алтая. Бревенчатое шестиугольное строение с земляным полом и высокой крышей, покрытой берестой или корой лиственницы. Посередине земляного пола находится очаг.

Ариш

Ариш – летний дом арабского населения побережья Персидского залива, сплетённый из стеблей пальмовых листьев. На крыше установлена своеобразная матерчатая труба, которая в условиях чрезвычайно жаркого климата обеспечивает вентиляцию в доме.

Балагáн

Балагáн – зимнее жилище якутов. На бревенчатом каркасе укреплялись наклонные стены из тонких жердей, обмазанных глиной. Низкая пологая крыша покрывалась корой и землёй. В маленькие окна вставлялись куски льда. Вход ориентирован на восток и прикрыт навесом. С западной стороны к балагану пристраивали хлев для скота.

Барасти

Барасти – на Аравийском полуострове общее название для хижин, сплетённых из листьев финиковой пальмы. Ночью листья впитывают избыточную сырость, а днём постепенно высыхают, увлажняя жаркий воздух.

Барабóра

Барабóра – вместительная полуземлянка алеутов, коренного населения Алеутских островов. Каркас делался из китовых костей и выброшенных на берег коряг. Крыша утеплялась травой, дёрном и шкурами. В крыше оставляли отверстие для входа и освещения, откуда спускались внутрь по бревну с вырубленными в нём ступенями. Бараборы строились на холмах у побережья, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов.

Бордей

Бордей – традиционная полуземлянка в Румынии и Молдавии, крытая толстым слоем соломы или тростника. Подобное жилище спасало от значительных перепадов температуры в течение суток, а также от сильного ветра. На глиняном полу был очаг, однако топился бордей по-чёрному: дым выходил через маленькую дверь. Это один из древнейших типов жилья в этой части Европы.

Бахареке

Бахареке – хижина индейцев Гватемалы. Стены – из жердей и веток, обмазанных глиной. Крыша – из сухой травы или соломы, пол – из утрамбованного грунта. Бахареке устойчивы к сильным землетрясениям, случающимся в Центральной Америке.

Бурама

Бурама – временное жилище башкир. Стены делались из брёвен и веток и не имели окон. Двускатная крыша покрывалась корой. Земляной пол застилался травой, ветками и листьями. Внутри сооружались нары из досок и очаг с широким дымоходом.

Валкаран

Валкаран («дом из челюстей кита» по-чукотски) – жилище у народов побережья Берингова моря (эскимосов, алеутов и чукчей). Полуземлянка с каркасом из крупных костей кита, покрытая землёй и дёрном. Имела два входа: летний – через отверстие в кровле, зимний – через длинный полуподземный коридор.

Вардо

Вардо – цыганская кибитка, настоящий однокомнатный дом на колёсах. В нём есть дверь и окна, печь для приготовления пищи и обогрева, кровать, ящики для вещей. Сзади, под откидным бортом, – ящик для хранения кухонных принадлежностей. Снизу, между колёсами, – багаж, съёмные ступеньки и даже курятник! Вся повозка достаточно лёгкая, так что её могла везти одна лошадь. Вардо отделывался искусной резьбой и окрашивался яркими красками. Расцвет вардо пришёлся на конец XIX – начало XX века.

Вежа

Вежа – старинное зимнее жилище саамов, коренного финно-угорского народа Северной Европы. Вежа делалась из брёвен в форме пирамиды с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами, а сверху укладывали кору, хворост и дёрн и придавливали берёзовыми жердями для прочности. В центре жилища устраивали каменный очаг. Пол покрывали оленьими шкурами. Рядом ставили «нили» – сарайчик на столбах. К началу XX века многие саамы, живущие на территории России, уже строили себе избы и называли их русским словом «дом».

Вигвам

Вигвам – общее название жилища лесных индейцев Северной Америки. Чаще всего это шалаш куполообразной формы с отверстием для выхода дыма. Каркас вигвама делался из изогнутых тонких стволов и накрывался корой, циновками из тростника, шкурами или кусками ткани. Снаружи покрытие дополнительно прижималось жердями. Вигвамы могут быть как круглыми в плане, так и вытянутыми и иметь несколько дымовых отверстий (такие конструкции называются «длинными домами»). Вигвамами часто ошибочно называют конусообразные жилища индейцев Великих равнин – «типи» (вспомните, например, «народное творчество» Шарика из мультфильма «Зима в Простоквашино»).

Викиап

Викиап – жилище апачей и некоторых других индейских племён Юго-Запада США и Калифорнии. Небольшая грубая хижина, покрытая ветками, кустарником, соломой или циновками, часто с дополнительно накинутыми сверху кусками ткани и одеялами. Разновидность вигвама.

Дёрновый дом

Дёрновый дом – традиционная постройка Исландии ещё со времён населяющих её викингов. Его конструкция определялась суровым климатом и дефицитом дерева. На месте будущего дома выкладывались большие плоские камни. На них ставился деревянный каркас, который обкладывался дёрном в несколько слоёв. В одной половине такого дома жили, в другой – содержали домашний скот.

Дяолоу

Дяолоу – укреплённый многоэтажный дом в провинции Гуандун на юге Китая. Первые дяолоу были построены ещё при династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В более поздние и относительно безопасные времена такие дома-крепости строили, просто следуя традиции.

Землянка

Землянка – один из древнейших и повсюду распространённых видов утеплённого жилья. В ряде стран крестьяне жили преимущественно в землянках вплоть до позднего средневековья. Вырытая в земле яма перекрывалась жердями или брёвнами, которые засыпались землёй. Внутри находился очаг, а вдоль стен – нары.

Иглу

Иглу – куполообразная хижина эскимосов, сложенная из блоков плотного снега. Пол и иногда стены застилали шкурами. Для входа прорывали в снегу тоннель. Если снег неглубокий, вход устраивали в стене, к которой достраивался дополнительный коридор из снежных блоков. Свет в помещение проникает прямо через снежные стены, хотя делали и окна, закрытые тюленьими кишками или льдинами. Часто несколько иглу соединяли между собой длинными снежными коридорами.

Изба

Изба – бревенчатый дом в лесной зоне России. До Х века изба была похожа на полуземлянку, достроенную несколькими рядами брёвен. Двери не было, вход прикрывался поленьями и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Изба топилась по-чёрному. Люди спали на подстилках на земляном полу в одном помещении со скотом. С веками изба обзавелась печью, отверстием на крыше для выхода дыма, а затем и трубой. Появились отверстия в стенах – окошки, которые закрывали пластинками слюды или бычьим пузырём. Со временем стали перегораживать избу на две части: горницу и сени. Так появилась изба-«пятистенка».

Северорусская изба

Изба на Русском Севере строилась в два этажа. Верхний этаж - жилой, нижний («подклет») - хозяйственный. В подклете жили слуги, дети, дворовые работники, там же были помещения для скота и хранения припасов. Подклет строился с глухими стенами, без окон и две­рей. Наружная лестница вела сразу на второй этаж. Это спасало от заметания снегом: на Севере бывают сугробы по нескольку метров! К такой избе пристраивали крытый двор. Длинные холодные зимы вынуждали объединять жилые и хозяйственные постройки в единое целое.

Икукване

Икукване – большой куполообразный тростниковый дом зулусов (Южная Африка). Строили его из длинных тонких прутьев, высокой травы, тростника. Всё это переплеталось и укреплялось верёвками. Вход в хижину закрывался специальным щитом. Путешественники считают, что Икукване идеально вписывается в окружающий пейзаж.

Кабáнья

Кабáнья – небольшая хижина коренного населения Эквадора (государство на северо-западе Южной Америки). Её каркас плетут из лозы, частично обмазывают глиной и кроют соломой. Такое название получили также беседки для отдыха и технических нужд, устанавливаемые на курортах у пляжей и бассейнов.

Кава

Кава – двускатный шалаш óрочей, коренного народа Хабаровского края (Дальний Восток России). Крышу и боковые стены покрывали еловой корой, отверстие для дыма в непогоду прикрывали специальной покрышкой. Вход в жилище всегда обращался к реке. Место для очага засыпали галечником и ограждали деревянными плахами, которые изнутри обмазывались глиной. Вдоль стен сооружали деревянные нары.

Кажим

Кажим – большой общинный дом эскимосов, рассчитанный на несколько десятков человек и многолетний срок службы. На избранном для дома месте копали прямоугольную яму, по углам которой устанавливали высокие толстые брёвна (местной древесины у эскимосов нет, поэтому шли в ход деревья, выброшенные прибоем на берег). Далее возводились стены и крыша в виде пирамиды – из брёвен или китовых костей. В отверстие, оставшееся посередине, вставлялась рама, обтянутая прозрачным пузырём. Всё строение засыпалось землёй. Крыша подпиралась столбами, так же, как и лавки-кровати, установленные вдоль стен в несколько ярусов. Пол устилался досками и циновками. Для входа выкапывался узкий подземный коридор.

Кáжун

Кáжун – традиционное для Истрии (полуостров в Адриатическом море, в северной части Хорватии) каменное строение. Кажун цилиндрической формы с конической крышей. Без окон. Постройка велась методом сухой кладки (без использования связывающего раствора). Из­начально служил жилищем, но впоследствии стал играть роль хозяйственной постройки.

Карамо

Карамо – землянка селькупов, охотников и рыболовов севера Западной Сибири. У крутого берега реки выкапывали яму, ставили по углам четыре столба и делали бревенчатые стены. Крыша, также из брёвен, засыпалась землёй. Со стороны воды прокапывали вход и замаскировывали его прибрежной растительностью. Чтобы землянку не заливало, пол делали постепенно повышающимся от входа. Попасть в жилище можно было лишь на лодке, причём лодку тоже затаскивали внутрь. Из-за таких своеобразных домов селькупы назывались «земляными людьми».

Клочан

Клочан – куполообразная каменная хижина, распространённая на юго-западе Ирландии. Очень толстые, до полутора метров, стены выкладывались «насухо», без связующего раствора. Оставлялись узкие щели-окна, вход и дымоход. Такие незамысловатые хижины строили для себя монахи, ведущие аскетичный образ жизни, поэтому внутри не приходится ожидать особого комфорта.

Колыба

Колыба - летнее жильё пастухов и лесорубов, распространённое в горных районах Карпат. Это бревенчатый сруб без окон с двускатной крышей, крытой дранкой (плоскими щепками). Вдоль стен располагаются деревянные лежанки и полки для вещей, пол земляной. Посередине находится очаг, дым выходит через отверстие в крыше.

Конáк

Конáк - двух- или трёхэтажный каменный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Строение, в плане напоминающее букву «Г», покрывает массивная черепичная крыша, создающая глубокую тень. При каждой спальне есть крытый выступающий балкон и паровая баня. Большое количество разнообразных помещений удовлетворяет все нужды хозяев, поэтому в постройках во дворе нет необходимости.

Кувакса

Кувакса – переносное жилище саамов в период весенне-летних кочёвок. Имеет конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, бересты или парусины. В центре устраивался очаг. Кувакса является разновидностью чума, а также напоминает типи североамериканских индейцев, но несколько более приземистая.

Кула

Кула – укреплённая башня из камня в два-три этажа с мощными стенами и маленькими окнами-бойницами. Кулы можно встретить в горных районах Албании. Традиция строительства подобных домов-крепостей очень древняя и существует также на Кавказе, Сардинии, Корсике и в Ирландии.

Курéнь

Курéнь (от слова «куриться», что значит «дымиться») - жилище казаков, «вольных войск» Русского царства в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. Первые казачьи поселения возникали в плавнях (речных камышовых зарослях). Дома стояли на сваях, стены делались из плетней, заполненных землёй и обмазанных глиной, крыша была камышовая с отверстием для выхода дыма. Особенности этих первых казачьих жилищ прослеживаются и в современных куренях.

Лепа-лепа

Лепа-лепа – лодка-дом баджао, народа Юго-Восточной Азии. Баджао, «морские цыгане», как их называют, всю свою жизнь проводят в лодках в «Коралловом треугольнике» Тихого океана – между Борнео, Филиппинами и Соломоновыми островами. В одной части лодки они готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят. На сушу они выбираются только для того, чтобы продать рыбу, купить рис, воду и рыболовные снасти, а также похоронить умерших.

Мáзанка

Мáзанка – практичный сельский дом степной и лесостепной Украины. Своё название мазанка получила по старинной технологии постройки: каркас из веток, утеплённый тростниковой прослойкой, обильно обмазывался глиной, смешанной с соломой. Стены регулярно белились изнутри и снаружи, что придавало домику нарядный вид. Четырёхскатная соломенная крыша имела большие свесы, чтобы в дождь стены не размокали.

Минка

Минка – традиционное жилище японских крестьян, ремесленников и торговцев. Минка строилась из легкодоступных материалов: бамбука, глины, травы и соломы. Вместо внутренних стен использовались скользящие перегородки или ширмы. Это позволяло обитателям дома по своему усмотрению менять расположение комнат. Крыши делались очень высокими, чтобы снег и дождь сразу скатывались, и солома не успевала намокнуть.

Одаг

Одаг – свадебный шалаш шорцев, народа, живущего в юго-восточной части Западной Сибири. Девять тонких молодых берёз с листвой связывали сверху и покрывали берестой. Жених разжигал внутри шалаша огонь с помощью огнива. Молодые оставались в одаге три дня, после чего переселялись в постоянный дом.

Пальясо

Пальясо – вид жилища в Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). По кругу диаметром 10-20 метров выкладывали каменную стену, оставляя проёмы для входной двери и маленьких окон. Поверх на деревянном каркасе ставили конусообразную крышу из соломы. Иногда в больших пальясо устраивались две комнаты: одна – жилая, вторая – для скота. В качестве жилья пальясо использовались в Галисии до 1970-х годов.

Пальейру

Пальейру – традиционный домик фермеров деревни Сантана на востоке острова Мадейры. Это небольшое каменное строение с покатой соломенной крышей до самой земли. Домики раскрашены в белый, красный и синий цвета. Пальеру начали строить первые колонизаторы острова.

Пещера

Пещера – наверное, самое древнее естественное убежище человека. В мягких породах (известняках, лёссах, туфах) люди издавна вырубали искусственные пещеры, где обустраивали комфортные жилища, иногда – целые пещерные города. Так, в пещерном городе Эски-Кермен в Крыму (на фото) вырубленные в скале комнаты имеют очаги, дымоходы, «кровати», ниши для посуды и других вещей, ёмкости для воды, окна и дверные проёмы со следами от петель.

Поварня

Поварня – летнее жилище камчадалов, народа Камчатского края, Магаданской области и Чукотки. Чтобы обезопасить себя от перепадов уровня воды, жилище (наподобие чума) строили на высоких сваях. Использовались брёвна, выброшенные морем на берег. Очаг размещали на куче гальки. Дым выходил в отверстие посередине острой крыши. Под крышей делались многоярусные жерди для сушки рыбы. Поварни и сейчас можно увидеть на берегу Охотского моря.

Пуэбло

Пуэбло – древние поселения индейцев пуэбло, группы индейских народов Юго-Запада современных США. Замкнутое сооружение, построенное из песчаника или сырого кирпича, в виде крепости. Жилые помещения располагали уступами в несколько этажей – так, чтобы крыша нижнего этажа являлась двором для верхнего. На верхние этажи забирались по приставным лестницам через отверстия в крышах. В некоторых пуэбло, например, в Таос-Пуэбло (поселение тысячелетней давности), индейцы живут до сих пор.

Пуэблито

Пуэблито - небольшой дом-крепость на северо-западе американского штата Нью-Мексико. 300 лет назад их построили, как предполагается, племена навахо и пуэбло, которые оборонялись от испанцев, а также от племён юта и команчи. Стены выложены из валунов и булыжников и скреплены глиной. Внутренние помещения также покрыты глиняной обмазкой. Потолки сделаны из сосновых или можжевеловых балок, поверх которых уложены прутья. Пуэблито располагались на высоких местах в пределах видимости друг друга, чтобы обеспечить возможность дальней связи.

Рига

Рига («жилая рига») – бревенчатый дом эстонских крестьян с высокой соломенной или тростниковой крышей. В центральном помещении, топившемся по-чёрному, жили и сушили сено. В соседнем помещении (оно называлось «гумнó») молотили и веяли зерно, хранили орудия и сено, а зимой содержали домашний скот. Были ещё неотапливаемые комнаты («каморы»), которые использовали как кладовки, а в тёплое время и в качестве жилого помещения.

Рондавéль

Рондавéль – круглый дом народов бáнту (юг Африка). Стены складывались из камня. Цементирующий состав состоял из песка, земли и навоза. Крыша – шесты из веток, к которым травянистыми канатами привязывались пучки тростника.

Сáкля

Сáкля – дом жителей горных местностей Кавказа и Крыма. Обычно это дом из камня, глины или сырого кирпича с плоской крышей и узкими окнами, похожими на бойницы. Если сакли располагались друг под другом на склоне горы, крыша нижнего дома запросто могла служить двором для верхнего. Балки каркаса делали выступающими, чтобы обустроить уютные навесы. Впрочем, саклей здесь может называться и любая маленькая хижина с соломенной крышей.

Сенек

Сенек – «бревенчатая юрта» шорцев, народа юго-восточной части Западной Сибири. Двускатная крыша покрывалась берестой, которая сверху крепилась полубрёвнами. Очаг был в виде глиняной ямы напротив входной двери. Над очагом на поперечной жерди подвешивался деревянный крюк с котелком. Дым уходил в отверстие в крыше.

Типи

Типи – переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин Америки. Типи имеет форму конуса высотой до восьми метров. Каркас собирают из шестов (сосновых - на северных и центральных равнинах и из можжевельника - на южных). Покрышку сшивают из кож бизонов или парусины. Сверху оставляют дымовое отверстие. Двумя дымовыми клапанами регулируют тягу дыма очага с помощью особых шестов. На случай сильного ветра типи привязывают к особому колышку ремнём. Не следует путать типи с вигвамом.

Токуль

Токуль – круглая соломенная хижина жителей Судана (Восточная Африка). Несущие части стен и конической крыши делают из длинных стволов мимозы. Затем на них надевают обручи из гибких ветвей и покрывают соломой.

Тýлоу

Тýлоу - дом-крепость в провинциях Фуцзянь и Гуандун (Китай). Из камней по кругу или квадрату выкладывался фундамент (что затрудняло врагам подкоп во время осады) и строилась нижняя часть стены тол­щиной около двух метров. Выше стена достраивалась из смеси глины, песка и извести, которая затвердевала на солнце. На верхних этажах оставлялись узкие проёмы под бойницы. Внутри крепости располагались жилые помещения, колодец, большие ёмкости для продовольствия. В одном тулоу могли жить по 500 человек, представляющих один клан.

Трýлло

Трýлло – оригинальный дом с конической крышей в итальянской области Апулия. Стены трулло очень толстые, поэтому в жаркую погоду там прохладно, а зимой - не так холодно. Трулло двухъярусный, на второй этаж поднимались по приставной лестнице. Нередко у трулло было несколько крыш-конусов, под каждой из которых – отдельная комната.

Туэдзи

Туэдзи – летний дом удэгейцев, орочей и нанайцев – коренных народов Дальнего Востока. Над вырытой ямой устанавливалась двускатная крыша, покрытая берестой или корой кедра. Боковые стороны засыпались землёй. Внутри туэдзи делится на три части: женскую, мужскую и центральную, в которой располагался очаг. Над очагом устанавливали помост из тонких жердей для сушки и копчения рыбы и мяса, а также подвешивали котёл для приготовления пищи.

Урасá

Урасá - летнее жилище якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. Длинные, жерди, поставленные по кругу, сверху скрепляли деревянным обручем. Изнутри каркас окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делали в виде берестяного занавеса, украшенного народными узорами. Для прочности бересту вываривали в воде, затем скоблили ножом верхний слой и сшивали тонким волосяным шнуром в полосы. Внутри вдоль стен сооружались нары. Посередине на земляном полу находился очаг.

Фале

Фале – хижина жителей островного государства Самóа (южная часть Тихого океана). Двускатная крыша из листьев кокосовой пальмы устанавливается на деревянные столбы, расположенные по кругу или овалу. Отличительная особенность фале – отсутствие стен. Проёмы между столбами при необходимости завешиваются циновками. Деревянные элементы конструкции связываются канатами, сплетёнными из нитей шелухи кокосовых орехов.

Фáнза

Фáнза – тип сельского жилища в Северо-Восточном Китае и на Дальнем Востоке России у коренных народов. Прямоугольное строение на каркасе из столбов, поддерживающих двускатную соломенную крышу. Стены делали из соломы, смешанной с глиной. Фанза имела хитроумную систему обогрева помещений. От глиняного очага вдоль всей стены на уровне пола проходил дымоход. Дым, прежде, чем выйти в длинную трубу, построенную снаружи фанзы, отапливал широкие нары. Горячие угли из очага высыпали на особое возвышение и использовали для подогрева воды и сушки одежды.

Фелидж

Фелидж – шатёр бедуинов, арабских кочевников. Каркас из длинных переплетённых друг с другом жердей накрывают тканью, сотканной из верблюжьей, козьей или овечьей шерсти. Эта ткань настолько плотная, что не пропускает дождь. Днём тент поднимают, чтобы жилище проветрилось, а ночью или в сильный ветер – опускают. Фелидж поделён на мужскую и женскую половины занавеской из узорчатой ткани. В каждой половине – свой очаг. Пол застилают циновками.

Ханóк

Ханóк – традиционный корейский дом с глиняными стенами и соломенной или черепичной крышей. Его особенность – система отопления: под полом проложены трубы, по которым горячий воздух от очага разносится по всему дому. Идеальным местом для ханока считается такое: позади дома – холм, а перед домом течёт ручей.

Хáта

Хáта – традиционный дом украинцев, белорусов, южных русских и части поляков. Крыша, в отличие от русской избы, делалась четырёх­скатной: соломенной или камышовой. Стены возводились из полубрёвен, обмазанных смесью глины, конского навоза и соломы, и белились – как снаружи, так и изнутри. Непременно на окнах делались ставни. Вокруг дома шла завалинка (широкая, заполненная глиной лавка), предохраняющая нижнюю часть стены от размокания. Хата делилась на две части: жилую и хозяйственную, разделённые между собой сенями.

Хóган

Хóган – древнее жилище индейцев навахо, одного из самых многочисленных индейских народов Северной Америки. Каркас из жердей, поставленных под углом 45° к земле, переплетался ветками и густо обмазывался глиной. Нередко к этой простой конструкции пристраивалась «прихожая». Вход занавешивался одеялом. После того, как по территории навахо прошла первая железная дорога, конструкция хогана изменилась: индейцы нашли весьма удобным строить свои дома из шпал.

Чум

Чум – общее название конического шалаша из жердей, покрываемых берестой, войлоком или оленьими шкурами. Такая форма жилища распространена по всей Сибири – от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов.

Шабоно

Шабоно – коллективное жилище индейцев яномáмо, затерянных в тропических лесах Амазонии на границе Венесуэлы и Бразилии. Большая семья (от 50 до 400 человек) выбирает себе подходящую поляну в глубине джунглей и огораживает её столбами, к которым крепится длинная крыша из листьев. Внутри такой своеобразной изгороди остаётся открытое пространство для хозяйственных работ и ритуалов.

Шалáш

Шалáш – общее название простейшего укрытия от непогоды из любых подручных материалов: палок, веток, травы и пр. Являлся, вероятно, первым рукотворным убежищем древнего человека. Во всяком случае, нечто похожее создают и некоторые животные, в частности, человекообразные обезьяны.

Шалé

Шалé («хижина пастуха») – небольшой сельский домик в «швейцарском стиле» в Альпах. Один из признаков шале – сильно выступающие карнизные свесы. Стены – деревянные, их нижняя часть может быть оштукатуренной или обложенной камнем.

Шатёр

Шатёр – общее название временной лёгкой постройки из ткани, кожи или шкур, растянутых на кольях и верёвках. Издревле шатры использовали восточные кочевые народы. Шатёр (под разными названиями) часто упоминается в Библии.

Юрта

Юрта – общее название переносного каркасного жилища с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников. Классическая юрта легко собирается и разбирается силами одной семьи в течение нескольких часов. Она перевозится на верблюде или лошади, её войлочное покрытие хорошо защищает от перепадов температуры, не пропускает ни дождь, ни ветер. Жилища этого типа настолько древние, что распознаются даже на наскальных рисунках. Юрты в ряде местностей с успехом ис­пользуются и в наши дни.

Яодун

Яодун - дом-пещера Лёссового плато северных провинций Китая. Лёсс – мягкая, легко поддающаяся обработке порода. Местные жители это давно обнаружили и испокон веков выкапывали себе жилища прямо в склоне холма. Внутри такого дома комфортно при любой погоде.

Ярáнга

Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Вначале по кругу устанавливают треноги из жердей и фиксируют их камнями. К треногам привязывают наклонные шесты боковой стенки. Сверху крепится каркас купола. Всю конструкцию покрывают оленьими или моржовыми шкурами. Две-три жерди ставят посередине для того, чтобы подпереть потолок. Яранга делится пологами на несколько помещений. Иногда внутри яранги ставят маленький накрытый шкурами «домик».

Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша искренняя признательность замечательным фотографам, любезно разрешившим использовать в этом выпуске свои фотографии. Это Михаил Красиков, Евгений Голомолзин и Сергей Шаров. Большое спасибо Людмиле Семёновне Грек – за оперативные консультации. Ваши отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail..

Дорогие друзья, спасибо, что вы с нами!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»