Почему рыцарем мог быть только богатый человек. В рыцарском замке.? почему рыцарем мог быть только очень богатый человек? задание на урок. ?Подумайте почему это произошло

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

ПЛАН УРОКА.

  • 1.Замок феодала.

  • 2.Снаряжение рыцарей.

  • 3.Рыцари на досуге.

  • 4.Рыцарская честь.


Задание на урок.

  • ? Почему рыцарем мог быть только очень богатый человек?


1.Замок феодала.

  • В 10 в. в Европе начинает-ся строительство огром-ных замков.

  • ?Подумайте почему это произошло?

  • Замок во время нападения мог укрыть не только фе-одала с семьёй, но и его крестьян.

  • Замки строились на высо-ком месте, или острове сначала из дерева,а позже - из камня.


1.Замок феодала.

  • Что бы попасть в замок, нужно было пройти по подвесному мосту через глубокий ров.

  • В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

  • Взять замок приступом было очень сложно-нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.


1.Замок феодала.

  • В центре замка располагался донжон-главная башня, состоящая из 3-4 этажей. Из внутреннего двора в замок вела единственная дверь, расположенная высоко над землей. В подвале вырывали колодец, и хранили запас продовольствия.


2.Снаряжение рыцарей.

  • Во время походов рыцари надежно защищались доспехами.

  • В начале это были кольчу-ги, сплетенные из колец.

  • Затем на кольчуги стали приделывать пластины и вскоре появились латы.

  • Голова защищалась шле-мом, на котором со вре-менем появилось забрало

  • Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.


3.Рыцари на досуге.

  • В свободное от походов время, рыцари старались под-держать свою славу участвуя в рыцарских турнирах.

  • Турниры назначались королями и проводились под контролем герольдов.

  • На турнир рыцарь являлся в полном боевом облачении

  • Турнир продолжался в течение 2 дней.


3.Рыцари на досуге.


3.Рыцари на досуге.

  • Другой любимой забавой была охота.Многие фео-далы держали специаль-но обученных собак, или соколов.

  • Во время травли зверя участники охоты выска-кивали на земли кресть-ян, соседей, и наносили им огромный ущерб, вы-таптывая посевы.

  • Охота была опасным заня-тием-нередко её участ-ники погибали.


«В рыцарском замке»

Цель урока:

Создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях;

Познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.

Задачи

Обучающие:

Создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов, о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках;

Развивающие:

Способствовать продолжению формирование умений работать с текстами по алгоритму, анализировать исторические источники, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию культуры делового общения;

Формирование этических норм и ценностей через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока : Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

Формы организации учебной деятельности:

  1. фронтальная

Оборудование урока и ресурсное обеспечение :

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
  2. Программные средства Smart Notebook 10.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Мотивационный настрой (переход от игровой деятельности к учебной )

а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.

Обратите внимание на доску (слайд № 1): Кто здесь изображен?

(Рыцарь, так как рыцарь - конный воин).

На экране появляется слайд № 2.

Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», что означает всадник.

Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. Здания под номерами. В течение 2 мин. ребята думают, а затем выбирают тот вариант, который, по их мнению, соответствует номеру жилища рыцаря на слайде.

Почему был сделан такой выбор?

(Ребята объясняют, описывают, как, по их мнению, должен был выглядеть дом рыцаря.)

Давайте проверим ваши предположения. (На экране слайд № 3 изображение замка). Если кто-то ошибся, то почему произошла ошибка.

Учащиеся говорят, что данную тему ещё не изучали.

Учитель обращает внимание учеников на изображение рыцаря на доске и рыцарский замок на слайде № 3 и просит сформулировать тему урока.

Дети называют тему урока: “В рыцарском замке” или “Рыцарский замок”, “Замок рыцаря” (учитель формулирует тему урока, т. к. смысл одинаков)

Учитель задает учащимся вопрос: Что бы они хотели узнать на уроке? (таким образом, происходит целеполагание, учащиеся сами формулируют цели своей работы), на основе ответов: занятия рыцарей, условия жизни, их жилище и т.д. строится план изучения темы. (Слайд № 5)

Учитель просит учеников описать дом рыцаря, изображенный на слайде (дети говорят, что дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д.) и ставит перед учащимися проблему: С чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой?

б) поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез)

(Ответы учащихся: для защиты от врагов, для хранения богатства,

для приёма гостей, для ведения воины и т.д.)

3. Решение учебно-практической задачи

Чтобы проверить гипотезы и решить проблему организуется работа со слайдами, где изображены замки.

1) «Мой дом – моя крепость».

Начиная с VIII века, для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный. (Слайд 6)

Замок – это жилище феодала и его крепость.

Сначала замки строили из дерева, позднее из камня.

Замок возводили на холме или высокой скале, (Слайд 7), окружали широким рвом с водой. (Слайд 8). Через ров перебрасывали подъемный мост. (Слайд 9). Вход в замок был только один. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.

а) рассказ учителя об устройстве замка .

Над стенами замка возвышался донжон (цитадель)– самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады, когда вся территория замка была захвачена врагом. (Слайд 10). Учащимся демонстрируется изображение донжона.

Внутри башни один над другим были расположены залы. (Слайд 11).

В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов- это позволяло выдержать осаду замка. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники.

На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж.

Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели и работали во время осады.

В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защитники замка.

На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.

б) сравнительный анализ (схем замка на слайде 12 и в учебнике на с. 124.)

Откройте с. 124 учебника, посмотрите внимательно на схему «Устройство замка Гудрич в Англии».

Что ещё могло находиться в замке?

в) закрепление вопроса «Мой дом – моя крепость». (Слайд 13). (Работа с модулем «Средневековый замок» Сцена 2.

1. Что такое замок?

2. Зачем феодалам так необходимы были замки?

3. Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”.

2) «Снаряжение рыцаря»

а) Проблемное задание.

В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?

(С руками, потому что они держали оружие.)

Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству.

б) Давайте рассмотрим снаряжение рыцаря.

Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; меч освещался священником у алтаря (Слайд 14). нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом. (Слайд 15).

Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. (Слайд 16).

Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пласти:ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки. (Слайд 17).

На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз. (Слайд 18).

Вес снаряжения доходил до 50-60 кг. (Слайд 19).

Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, “вооруженные” таким образом, назывались “латными”. (Слайд 20).

Итак, рыцарь обладал следующим снаряжением (Слайд 21).

в) Работа с новыми терминами.

Палица, кольчуга, латы, забрало.

г) Закрепление вопроса «Снаряжение рыцаря» . (Слайд 22).

(Работа с модулем «Снаряжение рыцаря»)

Итак, какого же было снаряжение рыцаря?

Учащиеся по очереди выходят к доске и выбирают соответствие элементам снаряжения и их названия.

3) Воспитание рыцаря. (Слайд 23).

А) Беседа с учащимися.

Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем?

Нужно ли было для этого учиться и чему?

Почему рыцарем мог быть только богатый человек?

б) Рассказ учителя о воспитании рыцарей.

Посвящение знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности. Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике.

Церемония посвящения в рыцари состояла из нескольких этапов. (Слайд 25). Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом – самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке – единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.

1. Как воспитывали рыцаря?

2. Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание?

Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.

Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и свой девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. (Слайд 26). Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

в) Работа с новыми терминами. (герб, девиз)

Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.

В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

Кодекс рыцарской чести: (Слайд 27).

  1. Рыцарь должен искать подвиги;
  2. Бороться с врагами христианской веры;
  3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
  4. Быть справедливым и галантным.

г) Закрепление вопроса «Воспитание рыцаря» . (Слайд 28). (Работа с модулем «Средневековый замок» Сцена 4-5. http://www.fcior.edu.ru/card/12941/srednevekovyy-zamok.html)

д) работа с иллюстрацией учебника на с.118

Кто изображён рисунке?

Что можно сказать об их отношении друг к другу?

Перед обучающимися ставится вопрос : какое поведение мы сейчас называем рыцарским? (выслушиваются мнения).

4 ) «Развлечения рыцарей». (Слайд 29).

а) Беседа с учащимися.

Как вы считаете чем занимался рыцарь?

Военное дело стало занятием исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь.

В свободное от походов время, рыцари старались поддержать свою славу участвуя в рыцарских турнирах. Место, где проходили турниры называлось ристалище.

Турниры назначались королями и проводились под контролем специальных глашатаев – герольдов . Они же объявляли имена и девизы рыцарей, вступавших в бой.

Турнир продолжался в течение 2 дней.

Турнир – боевое соревнование рыцарей в силе и ловкости. (Слайд 30).

В первый день рыцари участвовали в личных соревнованиях. Участники турнира надевали полное снаряжение, только копья были без острых наконечников. Тупым копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязания заканчивались серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного. Изредка разыгрывались турниры 2 рыцарских отрядов.

б) просмотр фрагментов фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (Слайд 30).

Посмотрите отрывок из фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и назовите действующих лиц турнира.

Победитель выбирал королеву турнира. Посмотрите ещё один маленький фрагмент фильма и ответьте на вопрос: Как происходило награждение рыцаря? (Слайд 31).

Во второй день рыцари участвовали в командных соревнованиях – разбившись на две группы во главе с двумя сильнейшими по итогам первого дня. (Слайд 32).

(Работа с модулем «Рыцарский турнир» Сцена 1-3. (http://www.fcior.edu.ru/card/21503/rycarskiy-turnir.html ).

Другой любимой забавой была охота. (Слайд 32). Многие феодалы держали специально обученных собак или соколов. Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей и наносили им огромный ущерб, вытаптывая посевы. Охота была опасным занятием – нередко её участники погибали.

Еще одним из развлечений рыцарей являлись пиршества, которые они любили устраивать особенно зимой. (Слайд 33).

(Работа с модулем «Средневековый замок» Сцена 6. http://www.fcior.edu.ru/card/12941/srednevekovyy-zamok.html)

в) Работа с терминами.

Выпишите в тетрадь определения понятий: турнир, герольд.)

г) закрепление вопроса «Развлечения рыцарей».

Назовите любимые развлечения рыцарей.

Какое значение имели для феодалов турниры и охота?

Выпишите в тетрадь определения понятий: герб, девиз.)

Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов?

Насколько образ “идеального рыцаря” соответствовал реальному облику и поведению господ? https://accounts.google.com

Тема. В рыцарском замке.

Тип урока: урок-путешествие

Цели :1. Познакомить учащихся с понятиями «рыцарство», «рыцарь» как одним из важных этапов формирования средневекового европейского общества, с основными занятиями, с тем, как жили, каковы были развлечения, с правилами Кодекса рыцарской чести.

2.Развивать умения работать с учебником, документами, творческими заданиями; речь, память, мышление.

3.Воспитывать уважительное отношение друг к другу, преданность своей Родине, друзьям на примере Кодекса рыцарской чести.

Оборудование урока : учебник, ПК.

Оформление доски : тема урока, план урока, термины (замок, рыцарь, донжон, турнир, герб, девиз,).

Ход урока.

    Оргмомент.

    проверка д/з

На прошлом уроке мы познакомились с новыми понятиями: сеньор, феодал, феодальное поместье, феод. Насколько хорошо вы подготовились к сегодняшнему уроку, покажет тест по теме д/з, который состоит из 5 вопросов. На его выполнение у вас 5 минут.

Тест:

1Выберите правильный ответ.

Согласно средневековым представлениям, «благородство» земли определялось:

а) положением ее владельца

б) ее плодородием

в) ее местоположением

2Восстановите правильный порядок (от высшего к низшему):

а) рыцарь

б) барон

в) король

3Установите связь между словами феод и вассал:

а) вассал получал от сеньора феод за военную службу

б) вассал вручал сеньору феод за военную службу

в) эти слова никак не связаны

4Объясните смысл выражения «Вассал моего вассала - не мой вассал»:

а) сеньор не мог требовать службы от вассала своего вассала

б) вассал не мог быть сеньором другого вассала

в) сеньор не мог быть вассалом другого сеньора

5.Найдите лишнее: Обязанности вассала по отношению к сеньору:

а) сорок дней в году служить в войске сеньора

б) заседать в суде сеньора

в) оказывать сеньору денежную помощь по первому его требованию

А теперь поменяйтесь тестами. Я показываю вам ключ, и вы проверяете работы друг друга. Скажите, кто, сколько ошибок сделал? Какие оценки вы поставили бы друг другу?

Ключ: 1- а; 2- в,б,а; 3-а, 4 – а; 5 – а,б.

III . Объяснение нового материала .

Сообщение целей урока .

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Средневековую Европу и посетим рыцарский замок, познакомимся с понятием «рыцари», узнаем, какие у них были развлечения, чем они занимались, что такое рыцарский кодекс чести. А также выясним, почему рыцарем мог быть только очень богатый человек? Слайд 2

Открываем тетради, записываем дату, тему урока «В рыцарском замке». Слайд 1.

1. Как вы думаете, кто такой рыцарь?

Рыцарь – тяжеловооружённый конный воин / записывается термин в тетрадь/.

Являлись ли рыцари феодалами? /да /.

В каком из предложенных зданий мог жить рыцарь? Почему? Слайд 3.

Как называется это здание?

А что такое замок? /жилище феодала, записать в тетрадь. /

Наша первая остановка «Замок феодала» слайд 4.

Как выглядит замок? Опишите его.

Где построен замок? Почему?

Для чего замок окружали рвом с водой?

А как попасть в замок, если он окружен водой?

Для чего ров с водой, если есть мост и можно легко войти по нему в замок?

Зачем был нужен именно подъемный мост. Слайд 5.

С чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой?

В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

Над всеми постройками возвышался донжон – самая высокая и большая башня замка./ записать определение в тетрадь/

Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице

Когда начинался штурм замка феодал с семьей, воинами и слугами укрывался в главной башне – донжоне.

Давайте рассмотрим главную башню изнутри?<слайд № 6> Опишите ее.

Что располагалось на каждом этаже?

Внутри башни один над другим были расположены залы.

В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники.

На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж.

Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели и работали во время осады.

В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защитники замка.

Как вы считаете, почему феодал со своей семьей жил на верхнем этаже?

Зачем в башне была сделана потайная лестница?

А куда по ней можно было спуститься?

На случай захвата башни по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.

Посмотрите на замки. Слайд 7

Как вы считаете, дорого ли обходилось содержание такого дома рыцарю?

Мог ли бедный человек содержать такой дом?

Мог ли бедный человек быть рыцарем?

Представьте, что вы защитники замка . Враг пытается штурмовать замок, каковы ваши действия? Можно использовать таблицы «Феодальный замок», «Ворота с подъёмным мостом» /со стен бросать камни, лить кипяток и т.п. /.

В это время появляется поговорка «Мой дом – моя крепость ».

Объясните, что означает поговорка: ? /Дом должен защищать от врагов, т.е. быть крепостью/.

Каково было главное занятие рыцарей?

На войну являлись со своим оружием, снаряжением, приводя с собой отряд людей.

2. Наша следующая остановка «Снаряжение рыцаря»

С.93 иллюстрация. Слайд 8.

Чем были вооружены рыцари, каково было их снаряжение?

Как вы считаете, дорого ли стоило снаряжение? /дорого /.

Поэтому нести военную службу могли феодалы, которых обеспечивали крестьяне.

Доспехи были тяжёлые, надеть самостоятельно рыцарь не мог. Как называли человека, который сопровождал рыцаря, помогал ему? /оруженосец/.

Как вы считаете, нужно ли было учиться, для того чтобы стать рыцарем?

О том, как происходило обучение рыцаря, вы узнаете из документа на с. 93 учебника.

Открываем стр.93 учебника, читаем документ «Воспитание рыцаря»

Вопросы по прочитанному:

А) Как называли человека, который сопровождал рыцаря в походах, помогал ему?

Б) Во сколько лет мальчик покидал дом?

В) Кем служил?

Г) Кем становился в 15 лет, чем занимался?

Д) В чём заключался обряд посвящения в рыцари?

3. Война закончилась, победу отпраздновали. Вечерами в повседневной жизни было скучно. Представим : тёмный, сырой зал, т.к. камин не мог обогреть большое помещение. Играли в шахматы, пили вино, ждали гостей и развлечений.

Наша следующая остановка «Развлечения.»

Как развлекались рыцари в мирное время? /охота, пиры, турниры /.

Почему с радостью отправлялись на охоту? / можно было проявить ловкость, пополнить запасы пищи /.слайд 9

Существовали рыцарские турниры. Что такое? Слайд 10

/Турнир – военное состязание рыцарей в силе и ловкости/./ Записывается термин в словарь /.

Знаете ли вы как проходили рыцарские турниры?

Послушайте, что об этом нам рассказывает наш учебник. /прочитать отрывок с. 94-95/

А) с чего всё начиналось? /Специальные глашатаи объявляли о турнире /. Слайд 11

Б) Как в замках относились к этому известию? / рыцари, даму, слуги радовались, доставали лучшую одежду/.

В) Почему радовались рыцари? / Возможность показать свою силу, ловкость/.

Г) С чего начинался сам турнир? /Объявлялись имена или почётные прозвища участников, их девизы/.

Д) Расскажите, что знаете о поединке?

Е) Почему использовали тупое копьё? /Чтобы не ранить или не убить соперника /.

Ж) Что могло быть наградой победителю? / например, конь и доспехи соперника /.

З) Чем завершался турнир?

И) Что происходило во время пира?

6. Изучение пункта: Кодекс рыцарской чести .

Знатные рыцари считали себя людьми « благородными», гордились знатностью своего рода, дорожили своей честью.

Наша последняя остановка «Кодекс рыцарской чести.»

У каждого был свой герб и девиз. Найти в учебнике, что такое девиз, герб.с.95 слайд 11

/ Герб – отличительный знак рода.

Девиз – краткое изречение, которое объясняло смысл герба/.

Существовал рыцарский кодекс чести. Что это такое? / Правила поведения рыцарей /.

Какие правила он включал, найти самостоятельно в учебнике на стр.96, 2 -3 абзацы ./ Ответы учеников/.

Что было дороже жизни? /честь/.

Но кодекс чести распространялся не на всех, а только на равных себе. Рыцари кодекс чести соблюдали не всегда. Он не распространялся на семью, вассалов, крестьян. С ними нередко рыцари вели себя грубо. Часто занимались грабежами на дорогах. Деньги не копили, а тратили на пиры, подарки. В книгах, кинофильмах рыцарей идеализировали, но не всегда было так.2.- Кого в современности мы называем рыцарем ? (Человека воспитанного, который помогает, защищает слабых).

Кого в нашей школе можно назвать рыцарем? (ответы учащихся).

Со средних веков сохранился обычай: снимать шапку, заходя в помещение, снимать перчатки, здороваясь. Что это могло означать в то время ? (Человек доверяет хозяину, пришёл без оружия).

-Итак, что хорошего было в рыцарском кодексе чести, что можно использовать в современности ?

III .Закрепление по всему изученному материалу

Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним на каких станциях мы были.

1. Замок феодала.

2.Снаряжение рыцаря.

3. Развлечения.

- Итак, что мы узнали на уроке?

а) Кто такие рыцари.

б) Как называлось их жилище.

в) Каково было снаряжение рыцаря.

г) Каковы были их развлечения.

д) Какие правила включал рыцарский кодекс чести.

А теперь ответьте на вопрос, который был поставлен в начале урока, почему рыцарем мог быть только очень богатый человек?

IV .Подведение итогов урока. Комментирование оценок учеников .

V .Домашнее задание : параграф 11, ответить на вопросы 1, 2, 4.

В рыцарском замке Начать урок


План урока Повторение пройденного Введение Задание на урок 1. Замок феодала. 2. Снаряжение рыцаря. 3. Развлечения рыцарей. 4. «Позор и срам мне страшны - не кончина». Закрепление


Повторение пройденного Выполните задание


Введение К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Середина XI до конца XIII века - время расцвета средневекового общества. Власть принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе стоял монарх (единоличный правитель): король, в более мелком государстве - граф или герцог. Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писанными законами и установлениями. Крестьяне и горожане не входили в феодальную лестницу, но также были связаны с господами договорными отношениями. Такие личностные отношения в виде договоров и клятв-обязательств - примечательная особенность западного Средневековья.


Введение Таким образом средневековое общество состояло из трех больших групп людей. Образно люди того времени представляли его так: «Три тела государства» «Те, кто воюет» «Те, кто молится» «Те, кто трудится» Духовенство Рыцарство Крестьянство


Задание на урок? Почему рыцарем мог быть только очень богатый человек?


1. Замок феодала. Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей - огромный или скромный. Замок - это жилище феодала и его крепость.


1. Замок феодала. Сначала замки строили из дерева, позднее- из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях. Воротная башня


1. Замок феодала. Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота. На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену. Оборона замка


1. Замок феодала. Над всеми постройками возвышалась главная башня - донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были расположены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу. Донжон


1. Замок феодала. Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось ве­сти борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход. Замок в Испании


2. Снаряжение рыцаря. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей - тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. ?


2. Снаряжение рыцаря. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетенная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы - доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало - металлическую пластинку с прорезями для глаз. Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооруженных воинов, конных и пеших, - целая «боевая единица». Шлем Забрало Кольчуга Латы Щит Набедренник Наколенник Латные башмаки Латные перчатки


2. Снаряжение рыцаря. Боевой конь, рыцарское снаряжение и снаряжение путников стоили очень дорого. Поэтому нести рыцарскую службу мог землевладелец, которого обеспечивали всем необходимым зависимые крестьяне. Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приемам и тактике боя. Рыцарь в полном вооружении


3. Развлечения рыцарей. Господа редко сами занимались хозяйственными делами. Для этого в каждом имении они держали управляющих. Основное время феодалы отдавали война м и воинским упражнениям, охоте и пирам. Любимые развлечения рыцаря - охота и турниры - были связаны с военным делом. Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или раненым медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями тренировала в верховой езде. Охота


3. Развлечения рыцарей. Турниры - военные состязания рыцарей в силе и ловкости - устраивали короли и знатные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены.


3. Развлечения рыцарей. Специальные глашатаи - герольды - объявляли имена и девизы рыцарей, вступающих в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг к другу. Тупым турнирным копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. Изредка разыгрывалось сражение двух рыцарских отрядов, которые выстраивались цепью. Королевские герольды Сражение отрядов


3. Развлечения рыцарей. Обычно турнир завершали пиром. И наоборот, торжественные пиры по случаю побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и турнирные состязания. Во время таких торжеств нередко происходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды. Вечерами обитатели замка собирались в общей зале, где горел огромный очаг - камин, играли в кости и шахматы, пили вино и пиво, решали свои семейные дела. Однообразную жизнь нарушали приезды гостей и праздники. На пирах в замках рекой лилось вино, столы ломились под тяжестью закусок. Звериные туши зажаривались в очагах целиком, на огромных вертелах. Обитателей замков и их гостей веселили шуты и карлики, приглашенные артисты и, конечно, поэты из числа свиты. Выступление музыка нтов


3. Развлечения рыцарей. В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей, которые обучали их пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе, но не всегда - чтению, письму, арифметике.


4. «Позор и срам мне страшны - не кончина». Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз - краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. Полный герб и примеры гербов


4. «Позор и срам мне страшны - не кончина». Рыцари не стеснялись грабить побежденных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережливость, но проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военную добычу чаще всего тратили на подарки, пиры и угощения друзей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.


4. «Позор и срам мне страшны - не кончина». Другим важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клеймо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» - сказано в одной из поэм. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.


4. «Позор и срам мне страшны - не кончина». В этот выработанный кодекс (законы) рыцарской чести входили и другие особые правила: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным. Но эти правила рыцарской чести применялись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородными», рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко. Впрочем, и в отношениях между «благородными» людьми правила рыцарской чести соблюдались не всегда. В повседневной жизни, в семье, с вассалами и равными многие феодалы были грубы, жестоки и несдержанны, алчны и скупы, могли нанести бесчестье женщине. Поклонение прекрасной даме


Закрепление Выполните задание 1. Выполните задание 2. Завершить


Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс / учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г. Иллюстрации: - Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс . Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.


Феодальная лестница Вернуться

Данная работа предназначена для 6 класса. Учащиеся познакомятся с жизнью и бытом рыцарей, выяснят, как проходило их воспитание. Презентация поможет учащимся наглядно представить жизнь рыцарей. На уроке рассматривается понятие рыцарь, отличительные особенности рыцарства. Иллюстрации, исполmзованные в презентации, помогут ученикам представить жизнь в средневековом замке, рыцарские турниры и развлечения. Формируется понятие о рыцарской чести.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "В рыцарском замке"»


6 класс

Тема урока:

« В рыцарском замке»


План:

1.Замок феодала.

2.Снаряжение рыцарей.

3.Рыцари на досуге.

4.Рыцарская честь.




Запишем определение:

Замок – это жилище феодала и его крепость


Замок феодала

Сначала замки строились из дерева, позднее – из камня. Мощные зубчатые стены служили надёжной защитой.


Замок феодала

Замок часто возводился на холме или высокой скале, окружали рвом и водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера.




Замок феодала

Через ров или реку перекидывали подъёмный мост, на ночь или при нападении врагов он поднимался. Из башен наблюдали стражники. Заметив врага, они трубили сигнал тревоги.


Замок феодала

Чтобы проникнуть в замок, нужно было преодолеть много препятствий: засыпать ров, одолеть холм по открытому пространству, взять штурмом крепость.


Над всеми постройками замка возвышалась главная башня – донжон

В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, даже если другие укрепления были захвачены.



Замок феодала

Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось сражаться за каждый этаж.


Снаряжение рыцаря

Военное дело стало занятием исключительно феодалов на протяжении многих веков. Часто феодалы сражались всю жизнь.


Снаряжение рыцаря

Рыцарь был вооружён большим мечом, длинным копьём, боевым топором и палицей. Большим щитом он мог прикрыться с ног до головы.


Снаряжение рыцаря

Тело рыцаря первоначально защищала кольчуга, доходившая до колен, позднее её заменили латы. На голову надевал шлем и в минуту опасности рыцарь на лицо опускал забрало.


Снаряжение рыцаря

Сражались рыцари на сильных и выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Боевой конь, рыцарское снаряжение стоили очень дорого, поэтому только землевладелец мог нести службу.


Основное время феодалы отдавали войнам и военным упражнениям, охоте и пирам. Охота служила не только развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи.


После охоты феодал устраивал пир, на котором присутствовало много гостей, столы ломились от угощений. Музыканты развлекали гостей.


Турниры – военные состязания рыцарей в силе и ловкости. Там собиралось много зрителей, порой даже из нескольких стран.




  • Во время торжеств нередко проходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды.

Только после длительной службы отличившихся посвящали в рыцари.

Во время большого праздника воин становился на колени перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча по спине – это был единственный удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него.


Подведём итог урока.

Домашнее задание

  • Параграф 11, нарисовать герб своей семьи.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»