Петр первый запретил способ письма. Какие буквы запретил Пётр I. Какой язык ближе к славянскому «предку»

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Петр I подарил нам любимый праздник - Новый год. Но никогда не подписывал смешных указов, цитируемых известными людьми в интернете.. И пришел к выводу, что сравнение царя с хипстером исторически достоверно. Александр Саблин > Санкт-Петербург 8(812)33-22-140 История

Столичные филологи включили «фейк» в десятку главных слов прошедшего года. Чаще всего его употребляли в политическом контексте, но на самом деле значительно больше от фейков в интернете страдают не современные деятели, а фигуры далекого прошлого. В России едва ли не самой популярной персоной для фейкоделов является первый император Петр Великий. Оно и неудивительно. По масштабу влияния на последующую историю страны с ним можно отчасти сравнить разве что двух Владимиров – святого и Ленина. Но как справедливо писал еще вождь революции, проблема цитат в интернете в том, что им сразу верят. Более того, самые популярные фейки про Петра регулярно цитируют даже известные политики и деятели культуры. А ведь их потом читают невинные дети… Мы попытаемся спасти судьбу отечественного образования.

«Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была!»

Недавно эту фразу приводил обладатель пяти дипломов о высшем образовании и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Справедливости ради стоит отметить, что политик является дипломированным геологом, философом и филологом, но не историком, а о дурости современных депутатов Госдумы с их подчас совершенно бредовыми инициативами он знает не понаслышке. Запутаться немудрено – тематические демотиваторы с приписываемой Петру Первому фразой заполонили интернет. Видимо, в надежде на то, что хотя бы авторитет великого царя-преобразователя заставит отдельных горе-политиков взяться за ум.

Ходит по рукам и похожая фраза, в которой речь идет уже о сенаторах. Порой обе цитаты подкрепляют даже конкретными датами указов, но на самом деле в академических «Полном собрании законов Российской Империи» и «Законодательных актах Петра I» боярская и сенатская «дурь» отсутствуют. Но «дурость» там все же попадается.

«Изволь объявить при съезде в палате всем министрам, которые в консилию съезжаются, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали, и каждый бы министр своею рукою подписывал, что зело надобно, и без того отнюдь никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет», - приказал монарх одному из своих сподвижников Федору Ромодановскому.

И действительно, если не записывать, то как потом понять, кто из министров подавал самые плохие советы. Сами ведь потом не признаются. Этой практикой в правительстве пользуются до сих пор.

«Яства потребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствий танцам не принять. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат: буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить, дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава, ибо сия смерть на Руси издревле почетна».

Это далеко не единственная фейковая цитата Петра в защиту пьянства, но, наверное, самая популярная. После выхода в свет клипа «В Питере пить» политики ополчились на Сергея Шнурова, а петербургский депутат Евгений Марченко даже хотел его примерно наказать. В тексте и видеоролике он обнаружил пропаганду алкоголизма, хулиганства и насилия в отношении представителей власти. Знаменитый певец-интеллектуал в инстаграме попытался опереться на авторитет основателя родного города. И все ему поверили, а зря.

На этот раз даже в сборников источников можно не копаться, пародийный стиль и лексические анахронизмы налицо. Да и настоящий указ об ассамблеях найти не так уж сложно. О культуре пития там не говорится ни слова. А об истинном отношении монарха к злоупотреблению спиртным свидетельствует учрежденная им семикилограммовая медаль «за пьянство», которую вешали на гуляк.

«Если впредь где иконы заплачут маслом, зады у монахов заплачут кровью».

Еще один яркий пример псевдо-исторического мифотворчества. Когда-то древний грек Гераклит предупреждал: «Многознание уму не научает». Самый знаменитый современный эрудит Анатолий Вассерман является приятным исключением из этого правила, но и ему порой изменяет элементарная историческая логика. В своем ЖЖ многократный победитель интеллектуальных телеигр пересказывает историю об указе, который якобы последовал после переплавки церковных колоколов в пушки и последующего массового мироточения икон.

На этот раз обычно ссылаются на «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». Там целых 18 томов, столько далеко не каждый эрудит запомнит наизусть. Но слово «зад» в официальном документе должно бы насторожить. Составил вышеупомянутый сборник Иван Голиков, который родился через 10 лет после смерти императора. К источникам он относился весьма некритично, цитировал все подряд.

Но даже при всем при этом о «поповских задах» в его книгах не говорится. Хотя и приводится история разоблачения обмана с «мироточивой» иконой в Троицкой церкви. Согласно приведенному рассказу, царь забрал ее к себе во дворец:

«Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши, доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез».

«Кто украдет из казны больше, чем стоит метр веревки, тот на этой веревке и повешен будет».

Петр Первый, разумеется, не одобрял казнокрадство. Но конкретная фраза не является указом и взята вовсе не из какого-либо сборника исторических документов. О ней мы знаем по книге «Русский литературный анекдот конца XVIII – начала XIX века». Наши предки тоже умели и любили шутить на исторические темы.

К слову, в этом анекдоте примечательна вовсе не фраза Петре, а ответ генерал-прокурора Павла Ягужинского:

«Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором один, без служителей и подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более и приметнее, нежели другой».

После этого государь рассмеялся и передумал.

«Подчиненный перед начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».

И здесь зачастую также приводятся и дата «указа», и даже «источник» - «Письма и бумаги императора Петра Великого». В частности, цитируется письмо к одному из создателей Русского военно-морского флота Федору Апраксину. Но на деле в данном сборнике подобная цитата отсутствует. Речь опять идет об историческом анекдоте.

В блогах популярная и другая картинка – там говорится, что Петр является первым хипстером Российской империи. Он «был в курсе западных трендов», «носил усы и завивал их», «переехал в Питер», «основал стартап по производству современных гаджетов на Урале», «обожал хендмейд», «был очень креативным» и «курил трубку». И на этот раз действительно ни с одним тезисом не поспоришь.

Не зря ведь Петр Первый завещал: «Всякому учителю истории школьной надобно завести страницу в сети социальной и постить там демативаторы токмо правдивые и благолепные».

20 октября 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий по всей стране, кроме Санкт-Петербурга. Мы вспомнили, что еще запрещал великий царь-реформатор и как это отразилось на облике страны.

1. Запрет на каменное строительство действовал вплоть до 1741 года. Это была не блажь, а страстное желание сделать Петербург настоящим европейским городом. Катастрофически не хватало опытных каменщиков, что и породило гениальный план запретить этим мастерам работать где бы то ни было, кроме Петербурга. Но помимо мастеров нужен был еще и камень, а кирпичных заводов по всей стране было раз и обчелся. Поэтому ушлые строители догадались строить деревянные дома, наносить на стены тонкий слой глины, штукатурить ее и рисовать кирпичи. При быстрой езде отличить подделку было почти невозможно, так что царь был доволен темпами строительства.

2. Указ «О неделании дубовых гробов» строго предписывал, чтобы «нигде, никого в дубовых гробах не погребали». Гробы-колоды в те времена долбили из целого дуба. Петр сначала обложил долбленные гробы большой пошлиной, а потом и совсем запретил их изготовление. Вот что писал по этому поводу известный дореволюционный историк Н. И. Костомаров: «Во всем государстве приказано переписать дубовые гробы, отобрать их у гробовщиков, свезти в монастыри и к поповским старостам и продавать вчетверо против покупной цены». Рубить запрещалось не только дубы, но и корабельные сосновые леса. Это способствовало развитию лесопильных заводов и строительству одного из мощнейших флотов в мире.

3. Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Страна стала ближе к Европе: начал применяться юлианский календарь, а Новый год праздноваться 1 января. Чтобы дополнительно ускорить поворот к Европе, Петр также запретил пользоваться старыми цифрами - буквами славянской азбуки с титлами - и ввел вместо них современные арабские цифры. Начертание букв упростилось, светским книгам теперь полагался собственный шрифт - гражданский, что способствовало развитию книгопечатания и росту популярности чтения.

4. Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Целых три указа запретили насильственную выдачу девушки замуж. Зато стало обязательным разделить во времени обручение и венчание, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». И хотя помещики ещё долго чинили произвол над крепостными, женя и выдавая замуж их по своему усмотрению, это было сугубо незаконно, и если такие случаи всё же доходили до «всевидящего ока» власти, могла последовать кара.

5.Любители русской старины называют одним из самых страшных деяний Петра указ, запрещающий выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, который раньше был основной пищей русского человека. Судя по этимологии, амрита - это нектар бессмертия, Инки и ацтеки считали амарант священным, поэтому «растение дьявола» активно уничтожали испанские завоеватели в Южной Америке - и вот ещё Петр в родной стране. По преданиям, старцы на Руси жили очень долго - упоминается даже цифра 300 лет. Те, кто верит в эти сообщения, обвиняют Петра в том, что он своим запретом уничтожил долгожительство россиян.

31 января 1714-го Петр I подписал указ, запретивший дворянским юношам жениться, не получив азов математической грамотности. Священникам запрещалось венчать молодых людей без разрешения школьного преподавателя.

Об основании школы математических и навигацких наук

Январь 1701 года

Великий государь, царь и великий князь , всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец… указал именным своим великого государя повелением… быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителях же тех наук быть англинския земли урождённым: математической — Андрею Данилову сыну Фархвар- сону, навигацкой — Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день; а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения; а для тех наук определить двор в Кадашеве мастерския палаты, называемой большой полотяной, и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Гавриле Ивановичу Головину свой великого государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякия нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты.

20 января 1714 года — сенату

Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцов, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны.

28 февраля 1714 года

Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьяченских детей от 10 до 15 лет, оприч однодворцов, учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по нескольку человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в монастырях отвесть им школы, и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов, которые по именному е. и. в. (титул царя: Его Императорское Величество) указу отставлены; а с тех учеников им себе отнюдь ничего не имать; а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельствованные письма за своею рукою, и во время того отпуску с тех учеников за то учение имать им себе по рублю с человека; а без таких свидетельствованных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать.

Об учреждении Академии наук. 28 января 1724 г.

К расположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания: первый образ называется Университет; второй — Академия или социетет художеств и наук.
§ 1. Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные, ныне дошли, младых людей обучают; Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и через новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих никакого попечения не имеют.

§ 14. В университете четыре факультета имеются, а именно: 1) теология, 2) юриспруденция, 3) медицина и 4) философия. Факультет теологии здесь отставляется, и попечение о том токмо Синоду предается.

(…)
§ 16. Помянутые и в некоторые классы разделенные академики обязаны будут в своей науке ежедневно один час публичные лекции иметь, как и в прочих Университетах.
§ 17. Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено.
§ 18. А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторые малые искусства философии и математики имеют. Того ради весьма нужно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованьем снабдены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют; и понеже помянутые младые люди под дирекцию академиков без своих убытков наукам обучаться и при том (ежели себя хорошо ведут и некоторые пробы искусства своего объявят) надежду имеют произойти и учителям своим наследовать. И тако подобает, чтоб они за такую добродетель благодарствовали; того ради имеют оные тех, которые учиться начинают первым фундаментам наук, обучать, дабы и те со временем учением академическим пользоваться могли, и таким образом можно б без великих убытков намерения нижней школы исполнить…

История России поведала миру об огромном вкладе Петра I в развитие России. Привезя знания и обычаи из-за границы, он внедрил новейшие реформы в жизнь простых россиян и дворян. Указы касались каждого, особенно когда речь заходила об этикете и поведении в обществе. Сегодня некоторые царские указы и реформы могут вызвать улыбку, но в те времена они были очень прогрессивными.

Указы Петра I – уникальные исторические документы, по которым можно получить представление о быте и нравах России начала ХVIII века. Многие указы Петра I сегодня вызывают улыбку, но некоторые из них, по своей сути, не устарели и спустя три века тому назад.

ЦАРСКИЕ УКАЗЫ ПЕТРА I О ПРИЛИЧИЯХ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.

УКАЗ «О ДОСТОИНСТВЕ ГОСТЕВОМ, НА АССАМБЛЕЯХ БЫТЬ ИМЕЮЩЕМ»:


1) «МЫТУ СТАРАТЕЛЬНО, БЕЗ ПРОПУСКАНИЯ ОНЫХ МЕСТ».

2) «БРИТУ ТЩАТЕЛЬНО, ДАБЫ НЕЖНОСТЯМ ДАМСКИМ ЩЕТИНОЮ МЕРЗКОЙ УРОН НЕ НАНЕСТИ».

3) «ГОЛОДНУ НАПОЛОВИНУ И ПЬЯНУ САМУЮ МАЛОСТЬ, А ТО И ВОВСЕ».

4) «ОБРЯЖЕННЫМ ВЕЛЬМИ, НО БЕЗ ЛИШНЕГО ПЕРЕБОРУ, ОКРОМЯ ДАМ ПРЕЛЕСТНЫХ. ПОСЛЕДНИМ ДОЗВОЛЯЕТСЯ УМЕРЕННО КОСМЕТИКОЮ ОБРАЗ СВОЙ ОБОЛЬСТИТЕЛЬНО УКРАСИТЬ. ОСОБЛИВО ГРАЦИЕЙ, ВЕСЕЛИЕМ И ДОБРОТОЙ ОТ ГРУБЫХ КАВАЛЕРОВ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ БЫТЬ».

5) «В ОСВЕЩЕННОМ ЗАЛЕ, ВОЗНИКНУВ ВДРУГ – ДУХОМ НЕ ПАДАЙ, ТЕЛОМ НЕ ДУБЕЙ, НАПРОТИВ, - ОКРУГЛИВ РУКИ И НЕ МЕШКАЯ В КИПЕНИЕ ГОСТЕВОЕ СО РВЕНИЕМ ВКЛЮЧАЙСЯ».

6) «В ГОСТИ ПРИДЯ, С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ДОМА ОЗНАКОМЬСЯ ЗАРАНЕЕ НА ЛЕГКУЮ ГОЛОВУ, ОСОБЛИВО ОТМЕТИВ РАСПОЛОЖЕНИЕ КЛОЗЕТОВ, А СВЕДЕНИЯ ЭТИ В ТУ ЧАСТЬ РАЗУМА ОТЛОЖИ, КОЯ ВИНИЩУ МЕНЕЕ ОСТАЛЬНЫХ ПОДВЛАСТНА».

7) «ЯСТВА УПОТРЕБЛЯЙ УМЕРЕННО, ДАБЫ БРЮХОМ ОТЯЖЕЛЕВШИМ ПРЕПЯТСТВИЯ ТАНЦАМ НЕ УЧИНЯТЬ».

8) «ЗЕЛЬЕ ЖЕ ПИТЬ ВВОЛЮ, ПОНЕЖЕ НОГИ ДЕРЖАТ. БУДЕ ОТКАЖУТ – ПИТЬ СИДЯ. ЛЕЖАЩЕМУ НЕ ПОДНОСИТЬ – ДАБЫ НЕ ЗАХЛЕБНУЛСЯ, ХОТЯ И БЫ И ПРОСИЛ. ЗАХЛЕБНУВШЕМУСЯ ЖЕ СЛАВА! ИБО СИЯ СМЕРТЬ НА РУСИ ИЗДРЕВЛЕ ПОЧЕТНА ЕСТЬ».

9) «ЕЖЕЛИ МЕРЫ НЕ ЗНАЕШЬ – НА ДРУГА ПОЛОЖИСЬ, ОНЫЙ СТРАЖ ПОБОЛЕЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БДЕНИЙ ИМЕЕТ».

10) «УПИТЫХ СКЛАДЫВАТЬ БЕРЕЖНО, ДАБЫ НЕ ПОВРЕДИТЬ, И НЕ МЕШАЛИ БЫ ТАНЦАМ. СКЛАДЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО, ПОЛ СОБЛЮДАЯ, ИНАЧЕ ПРИ ПРОБУЖДЕНИИ КОНФУЗА НЕ ОБЕРЕШЬСЯ».

11) «БЕДУ ПОЧУЯВ, НЕ ПАНИКУЙ, НО СКОРЫМ ШАГОМ СЛЕДУЙ В МЕСТО УПОМЯНУТОЕ, ПО ДОРОГЕ НЕ МЕШКАЯ И ВСЕ СИЛЫ УПОТРЕБЛЯЯ НА СОДЕРЖАНИЕ В КРЕПОСТИ ЗЛОДЕЙСКИ ПРЕДАВШЕГО ТЕБЯ БРЮХА».

12) «БУДУЧИ БЕЗ ЖЕНЫ, А ТО, НЕ ДАЙ БОГ, ХОЛОСТЫМ, НА ПРЕЛЕСТИ ДАМСКИЕ ВЗИРАЙ НЕ С ОТКРЫТОЙ ЖАДНОСТЬЮ, НО ИЗ ПОД ТИШКА - ОНИ И ЭТО ПРИМЕЧАЮТ. НЕ СОМНЕВАЙСЯ – ТАКИМ МАНЕРОМ И ИХ УВАЖИШЬ, И НАХАЛОМ НЕ ПРОСЛЫВЕШЬ».

13) «РУКАМИ ЖЕ ДЕЙСТВУЙ СИЛЬНО ОСТЕРЕГАЯСЬ И ТОЛЬКО ЯВНЫЙ ЗНАК ПОЛУЧИВ, ЧТО ОНОЕ ДОЗВОЛЯЕТСЯ, ИНАЧЕ КОНФУЗ СВОЙ НА ЛИЦЕ БУДЕШЬ НОСИТЬ ДОЛГО, ИБО ПОЩАДЫ НЕ ЗНАЮТ».

14) «БЕЗ ПЕНИЯ НЕТ ВЕСЕЛЬЯ НА РУСИ, НО ОНОЕ НАЧИНАЮТ ПО ЗНАКУ ХОЗЯЙСКОМУ. В РАЖ НЕ ВХОДИ, СОСЕДА СЛУШАЙ – РЕВЯ В ОДИНОЧКУ, УПОДОБЛЯЕШЬСЯ ОСЛИЦЕ ВАЛААМСКОЙ. МУЗЫКАЛЬНОСТЬЮ И СЛАДКОГОЛОСИЕМ, НАПРОТИВ СНИСКАЕШЬ МНОГИЕ ПОХВАЛЫ ГОСТЕЙ».

15) «ПОМНИ, СЕРДЦЕ ДАМСКОЕ ВЕЛЬМИ НА МУЗЫКУ ПОДАТЛИВО, ИСПОЛЬЗУЙ СИЁ, И ОБЛАСКАН БУДЕШЬ НЕПРЕМЕННО».

16) «УВИДЕВ НА АССАМБЛЕЕ ДАМУ ЗНАТНУЮ, А ХОТЯ БЫ И ЦАРЯ, ДУХОМ НЕ ПАДАЙ, РОТ НЕ РАЗЕВАЙ, НО И НЕ ВЫСОВЫВАЙСЯ – УСЛУЖИТЬ ВРЯД ЛИ СМОЖЕШЬ, А ДОСАДИТЬ СПЬЯНУ ВТРОЙНЕ ПРОТИВ ОБЫЧНОГО СПОСОБНЕЙ».

«ЗА СИМ С БОГОМ, ВПЕРЕД!!! СИЮ ЗАПОВЕДЬ ПРИМЕНЯТЬ ПОСТОЯННО, А НЕ ВСПОМИНАТЬ КАКОЙ ПУНКТ, СТОЯ ЧУРБАНОМ ПОСРЕДИ ВЕСЕЛЬЯ».

17) «НАМИ ЗАМЕЧЕНО, ЧТО ПО НЕВСКОЙ ПЕРШПЕКТИВЕ И В АСАМБЛЕЯХ НЕДОРОСЛИ ОТЦОВ ИМЕНИТЫХ В НАРУШЕНИЕ ЭТИКЕТУ РЕГЛАМЕНТУ ШТИЛЯ, В ГИШПАНСКИХ КАМЗОЛАХ И ПАНТАЛОНАХ С МИШУРОЮ ЩЕГОЛЯЮТ ПРЕДЕРЗКО.

ГОСПОДИНУ ПОЛИЦМЕЙСТЕРУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УКАЗЫВАЮ ВПРЕДЬ ОНЫХ ЩЕГОЛЕЙ С РВЕНИЕМ ВЕЛИКИМ ВЫЛАВЛИВАТЬ, СВОДИТЬ В ЛИТЕЙНУЮ ЧАСТЬ И БИТЬ КНУТОМ, ПОКА ОТ ГИШПАНСКИХ ПАНТАЛОН ЗЕЛО ПОХАБНЫЙ ВИД НЕ ОКАЖЕТСЯ. НА ЗВАНИЕ И ИМЕНИТОСТЬ НЕ ВЗИРАТЬ, ТАКО ЖЕ НА ВОПЛИ НАКАЗУЕМЫХ.

18) «ЗАМЕЧЕНО, ЧТО ЖЕНЫ И ДЕВИЦЫ НА АССАМБЛЕЯХ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ЗНАЯ ПОЛИТЕСУ И ПРАВИЛ ОДЕЖДЫ ИНОСТРАННОЙ, ЯКО КИКИМОРЫ ОДЕТЫ БЫВАЮТ. ОДЕВ РОБЫ И ФИЖМЫ ИЗ АТЛАСУ БЕЛОГО НА ГРЯЗНОЕ ИСПОДНЕЕ, ПОТЕЮТ ГОРАЗДО, ОТЧЕГО ЗЕЛО ГНУСНЫХ ЗАПАХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ, ПРИВОДЯ В СМЯТЕНИЕ ГОСТЕЙ ИНОСТРАННЫХ.

УКАЗЫВАЮ ВПРЕДЬ, ПЕРЕД АССАМБЛЕЕЙ МЫТЬСЯ С МЫЛОМ В БАНЕ СО ТЩЕНИЕМ И НЕ ТОКМО ЗА ЧИСТОТОЙ ВЕРХНЕЙ РОБЫ, НО И ЗА ИСПОДНИМ ТАКОЖДЫ СЛЕДИТЬ УСЕРДНО, ДАБЫ ГНУСНЫМ ВИДОМ СВОИМ НЕ ПОЗОРИТЬ ЖЕН РОССИЙСКИХ».


19) «СИМ ПОВЕЛЕВАЕМ ОТНЫНЕ И ВПРЕДЬ НА ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ БАБ НЕ БРАТЬ, А ЕЖЕЛИ И БРАТЬ, ТО ТОКМО ПО ЧИСЛУ КОМАНДЫ ДАБЫ НЕ БЫЛО Б….СТВА».

20) «ШТУРМАНОВ В КАБАКИ НЕ ПУЩАТЬ, ИБО ОНИ, ОТРОДЬЕ ХАМСКОЕ, НЕ ЗАМЕДЛЯ НАПИВАЮТСЯ И ДЕБОШ УСТРАИВАЮТ».

21) «ТОРГОВЛЯ – ДЕЛО ВОРОВСКОЕ, А ПОСЕМУ ИМ ЖАЛОВАНЬЕ МИЗЕРНОЕ НАЗНАЧИТЬ, И ВЕШАТЬ ПО ОДНОМУ В ГОД, ДАБЫ ДРУГИМ НЕ ПОВАДНО БЫЛО».

22) «О БРИТИИ БОРОД И УСОВ ВСЯКОГО ЧИНА ЛЮДЯМ» от 16 января 1705 года «А БУДЕ КТО УСОВ И БОРОД БРИТЬ НЕ ПОХОТЯТ БРОДИТЬ С БОРОДАМИ И УСАМИ, И С ТЕХ ИМЕТЬ, С ЦАРЕДВОРЦЕВ И С ДВОРОВЫХ, И С ГОРОДОВЫХ, И ВСЯКИХ СЛУЖБ ПРИКАЗНЫХ ЛЮДЕЙ ПО 60 РУБЛЕЙ С ЧЕЛОВЕКА, С ГОСТЕЙ И ГОСТИНОЙ СОТНИ ПЕРВЫЕ СТАТЬИ ПО 100 РУБЛЕЙ… И ДАВАТЬ ИМ ЗЕМСКИХ ДЕЛ ЗНАКИ, А ТЕ ЗНАКИ НОСИТЬ ПРИ СЕБЕ».

23) «ПОДЧИНЕННЫЙ ПЕРЕД ЛИЦОМ НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ВИД ЛИХОЙ И ПРИДУРКОВАТЫЙ, ДАБЫ РАЗУМЕНИЕМ СВОИМ НЕ СМУЩАТЬ НАЧАЛЬСТВО». Указ датирован 9 декабря 1709 года.

24) «ВПРЕДЬ УКАЗУЮ ГОСПОДАМ СЕНАТОРАМ РЕЧЬ В ПРИСУТСТВИИ ДЕРЖАТЬ НЕ ПО ПИСАННОМУ, А ТОКМО СВОИМИ СЛОВАМИ, ДАБЫ ДУРЬ КАЖДОГО ВИДНА БЫЛА ВСЯКОМУ».

Одним из наиболее значимых в истории государства стал УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ ПЕТРА I . Он был издан в 1722 году. Документ изменял все устои власти. Теперь наследником был не старший в роду, а тот, кого назначит своим преемником государь.

Данный указ о престолонаследии Петра I был отменен только императором Павлом I в 1797 году. До этого он послужил основой для многих дворцовых переворотов, убийств и интриг. Хотя изначально задумывался Петром I как превентивная мера против консервативного настроения людей, недовольных реформами.

УКАЗ О ПРАЗДНОВАНИИ НОВОГО ГОДА 1 ЯНВАРЯ. Согласно воле царя, начиная с 1700 года, летоисчисление в России переходило на европейский манер: «… поздравлять друг друга с новым годом, учинять украшения из елей, детей забавлять на санках, а взрослым пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

С целью противодействия взяткам, император повысил жалованье госслужащим. При этом, за мздоимство полагалось наказание, вплоть до высшей меры.

Вернувшись из поездки в Европу, Петр I взялся за благоустройство и чистоту улиц в Москве. С апреля 1699 года всем жителям полагалось вывозить мусор за город и закапывать в землю. За неубранный мусор секли розгами и налагали крупный штраф.

Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года

Одним из своих указов царь повелевал пришивать пуговицы на рукава солдатских мундиров. Это было сделано с целью отучить солдат вытирать после еды рукавом рот, сукно на мундир шло дорогое и его следовало беречь.

Солдатская форма с пуговицами, пришитыми к рукавам

Несколько интересных указов касались российского флота. За границей морякам запрещалось напиваться, чтобы не позорить своё государство и флот. При этом, если пьяный моряк лежал головой по направлению к своему судну, его освобождали от наказания. До корабля «не дошел, но стремился».

В 1709 году был введен налог на общественные и домашние бани. Шла подготовка к Северной войне и средств в казне катастрофически не хватало. Купцы и думные люди платили по 3 рубля в год, простые дворяне и разночинцы – по 1 рублю, для крестьян налог составлял 15 копеек.


Общественные бани времен Петра I

Российским дамам также было уделено внимание в указах царя. На Руси бледная кожа всегда была признаком знатного происхождения. Поэтому многие женщины «чернили» зубы для придания большего контраста с кожей. Император приказал дамам отбеливать зубы мелом.

В сентябре 1715 года указом Петра I жителям Санкт-Петербурга было запрещено подбивать обувь гвоздями и скобами. Это было сделано с целью сохранения деревянных мостовых новой столицы. После оглашения Указа улицы города опустели: другой обуви у горожан не было.


В 1716 году из-под пера Петра I вышел документ, который впервые за всю историю русской армии определил организацию в ней особой медицинской службы. Речь идет о Воинском Уставе. Медицинскую службу составляли доктор и штаб-лекарь в каждой дивизии, полевой лекарь – в полку, цирюльник (фельдшер) – в роте. В 1720 году царь Петр I ввел в действие Морской Устав. В Уставах регламентировалось и лекарственное обеспечение. В штат полевого лечебного учреждения («шпиталя») входили шпитальный инспектор, доктор, священник, лекарь с полевой аптекой и подмастерьями, повар, хлебник и др. В ряде последующих указов были изложены функции полевых аптек и обязанности аптекарей: «Полевому аптекарю надлежит не только знать по рецептам лекарств готовить и составить, но и прилежать, чтобы свежие и добрые лекарства не лежали в бездействии, при себе иметь и при расходе оных заблаговременно приносить дабы в том отнюдь никакого недостатка не было». В морском регламенте, составленном Петром I 5 апреля 1722 года, перечислены обязанности управляющего госпитальной аптекой, выдвинуты требования относительно моральных качеств, которым он должен удовлетворять: «Аптекарь смотрит за лекарями, учениками и гезе-лями, совершает обход больных, присутствует при выдаче лекарственных сундуков корабельным лекарям, аптекарь должен содержать аптеку и лекарства в порядке по регламенту, учиненному архиатером, отпускать лекарства по рецептам врача. Аптекарю надлежит быть прилежному, трезвому, в науке искусному и осторожному человеку быть, понеже при отправлении медикаментов и малое пересмотрение великий ущерб учинить может». Эти требования получили дальнейшее развитие в Аптекарском Уставе.

Большое внимание Петр I уделял санитарно-профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям в армии и на флоте.

В Морском Уставе были предусмотрены многие гигиенические мероприятия, особенно в отношении питания, санитарной службы в войсках. Петр I лично принимал всевозможные меры для борьбы с заболеваемостью на флоте, он требовал от командиров кораблей поддержания чистоты и порядка. В 1714 году, когда был обнаружен случай чумы на одном из кораблей, Петр I приказал свести матросов на берег, корабли очистить и окуривать, а медицинские осмотры экипажей производить через день. Кроме того, он потребовал улучшить питание и облегчить труд матросов.

Во время эпидемии дивизии и полки отделялись друг от друга, организовывались военные заставы, караулы, письма от курьеров, принимались через огонь и трижды их переписывали дома, в которых вымирали, сжигались. В Воинском уставе предусмотрено прокуривание больничных палат можжевельником и докторскими порошками. 1 июля 1722 года Петром I собственноручно написано наставление о предохранении от болезней при походе в Персию. В наставлении запрещалось потреблять плоды и ягоды, соленую рыбу и мясо, так как они возбуждают аппетит, для предохранения от порчи разрешалось «брать провизии не более, чем на две недели, запрещалось ходить без головного убора».

В воинских и морских уставах и регламентах и ряде других указов Петра I предусмотрены меры по поддержанию и укреплению здоровья войск как в мирное время, так и в походе, в казармах и лагерях». В начале 18 века в России было не более 250 врачей, из них 1/3 были врачи – иноземцы. Аптекарских учеников готовили в госпитальных аптеках.

При Петре I было приглашено на службу из-за границы 150 врачей. Это было необходимо для быстрого удовлетворения неотложных потребностей. Вскоре встал вопрос о подготовке кадров из «прирожденных россиян». По указу Петра I осенью 1707 года при Московском госпитале была открыта школа. В Указе говорилось «из иноземцев, и из русских из всяких чинов набрать для аптекарской науки 50 человек». Возглавил Московскую госпитальную школу голландский врач Н. Бидлоо.

С работой аптек связано возникновение химического анализа. Особенно усилилась аналитическая работа аптек при Петре I. В то время аналитической химии как таковой еще не было, но существовало пробирное искусство, которым интересовался сам Петр I. Первая самостоятельная химическая лаборатория была организована Петром I в 1720 году.


Петр I понимал необходимость изучения природных богатств России и выявления сырья для медицинских целей. В 1718 году им была организована первая экспедиция для изыскания лекарственных растений в Сибирь.

С именем Петра I связано создание первых фармацевтических заводов. В 1720-1721 годах в Петербурге был создан первый в России завод по приготовлению лекарственных средств – завод казенных врачебных заготовлений. Мастеровая изба, построенная на Аптекарском острове Аптекарской канцелярией, в 1756 году была переименована в инструментальную фабрику, а позднее (1796 г.) реорганизована в Санкт-Петербургский инструментальный хирургический завод (впоследствии завод «Красногвардеец»).

При Петре I сделаны первые попытки организовать учет рождаемости и смертности: духовенство обязывалось регулярно вести метрические книги и каждые 4 месяца представлять в Синод сводные ведомости о числе родившихся и умерших.

Огромная детская смертность, а также широкое распространение, особенно в голодные годы, подкидывания детей угрожало интересам государства и требовало принятия срочных мер. Приказ Петра I от 4 ноября 1715 года гласил: «избрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно, … таких младенцев в непристойные места не отметывали, а приносили к гошпиталям и клали тайно в окно. А ежели такие незаконнорожденные будут уличены в умершвлении тех младенцев, то сами казнены будут смертью». Этот указ имеет историческое значение, так как выражает насущную для того времени потребность.

При Петре I начато было изучение русских целебных источников и положено начало их рациональному использованию.


Во время путешествия за границу Петр I посетил минеральные источники в Бадане и Пирмонте, в 1717 году издал указ об изыскании минеральных источников у нас в стране. Были открыты целебные источники в Карелии, терские теплые воды на Северном Кавказе, олонецкие кон-гезерские воды, полюстровские холодные «железные» воды в Санкт-Петербурге. В 1717 году по его указу были описаны свойства горячего источника и серного ключа, расположенного в Астраханской губернии.

Были изданы указы о надзоре за пищевыми продуктами на рынках, о поведении продавцов: «носили бы белый мундир и соблюдали во всем чистоту». В инструкции от 10 декабря 1722 года указывалось, чтобы мясные ряды находились вне города, мясо содержалось в чистоте и покрывалось чистою холстиною.

Указ от 22-23 февраля 1709 года требовал соблюдения чистоты на улицах. В годы царствования Петра I проводились мероприятия по охране здоровья рабочих на фабриках и заводах. В 1724 году был издан указ, предписывающий учредить лекаря с медикаментами при Сестрорецком казенном заводе».

По поручению Петра I был составлен проект Академии наук. В январе 1724 года был утвержден его Устав, который был разработан при участии Петра I . По замыслу Петра I Петербургская Академия наук должна была носить характер учреждения, преследующего две основные цели: подготовка русских научных кадров в различных областях знаний с помощью приглашенных иностранных ученых и исследование природных богатств России научными исследованиями.


Открытие Петербургской Академии наук явилось завершающим этапом важнейших государственных реформ первой четверти ХVIII века.

Сегодня у нас пятница, 09 июня 2017 года, и в эфире очередной выпуск капитал шоу Поле Чудес, и сегодня в студии снова гости крутят барабан! Ну и конечно же мы подготовили для Вас правильные ответы на достаточно непростые вопросы, на которые отвечают сегодня участники шоу. В 1718 году Петр I издал указ, по которому нельзя было писать … Как?

Правильный ответ на вопрос - ЗАПЕРШИСЬ

Наиболее распространенным литературным жанром были письма и летописи, причем ведение летописей вовсе не было прерогативой официальных летописцев – дьякон в небольшом городке уже считал своим долгом вести записи происходящих на его глазах событий, эти многочисленные, небольшие, наивные, но весьма подробные записи могли бы составить развернутую картину тогдашней жизни, но в подавляющем своем большинстве были уничтожены по прямому распоряжению Петра. Что уж говорить об указе, запрещавшем “писать запершись” и грозившем суровыми наказаниями не только “писакам”, но и тем, кто знал – и не донес.

Насколько этот подход противоречит облику Алексея Михайловича, характеризуемого как “любопытный и приятный, но более благородный, чем практически полезный правитель”.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»