Путешествие к православным святыням рима. Страничка паломника. Рассказы о святых местах

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Рим занимает особенное место среди европейских столиц. Это город-символ, город-первоисточник, где зародилась Западная цивилизация. Могущественная Римская империя, подчинившая себе все Средиземноморье, начиналась именно здесь – на берегах реки Тибр. Историческое и культурное наследие Рима бесценно, на каждом шагу туриста ждут архитектурные и культурные шедевры.

Рим – это легендарный Колизей и сокровища музеев Ватикана, исторические руины Капитолия и великолепные фасады барочных вилл. Весь город можно рассматривать как музей под открытым небом, на его улицах и площадях обитает история трех тысяч лет развития цивилизации, мысли, искусства и культуры.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Риме?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Главная арена Древнего Рима, театр для гладиаторских боев, травли пленников дикими животными и других не менее кровавых представлений ежегодных Игр столицы Империи. В честь открытия Колизея в 80 году н.э. были устроены Великие Игры, которые продолжались больше 3-х месяцев. Древние камни Арены до сих пор помнят убитых на потеху публике гладиаторов и растерзанных ради удовольствия рабов из захваченных провинций.

Постройка II века до н.э., «храм всех богов» в переводе с греческого языка. Пантеон создан в период наивысшего расцвета древнеримской архитектуры. Долгие века под куполом здания поклонялись языческим богам, пока в начале VII века Пантеон не был превращен в христианский храм. Здание дошло до наших дней в хорошем состоянии благодаря многочисленным реставрациям, которые начались еще до наступления нашей эры.

Город-государство, оплот и главный бастион Католической церкви, резиденция Папы Римского. Всего около 800 человек являются гражданами Ватикана, в основном, это священники и церковные служащие. Ватикан прославился своими музеями, где собраны выдающиеся коллекции живописи, скульптуры и прикладного искусства. Это настоящая сокровищница человечества. Также туристов привлекает главный католический храм – собор Святого Петра.

Собор Св. Петра – это духовный центр католической ветви христианства. Здесь проводит праздничный мессы сам Папа Римский. Храм возник на месте бывшего цирка Нерона в IV веке. Сначала это была небольшая базилика, где хранились мощи апостола Петра. В XV веке ее перестроили в грандиозное здание. Над собором Св. Петра работали Рафэль, Микеланджело, Перуцци, Мадерно и другие. Перед храмом раскинулась широкая площадь с колоннадой из 284 дорических колонн.

Памятный архитектурный комплекс XVIII-XIX вв. в честь короля Виктора Эммануила – первого правителя объединенной Италии. На площадке перед монументальным дворцом горит Вечный огонь и дежурит почетный караул. Жители Рима не слишком жалуют эту громаду из белого мрамора, так как считают, что она не вписывается в архитектуру города. Некоторые римляне зовут Витториано нелепым «свадебным тортом».

Сооружение начали строить еще в эпоху Римской империи во II веке н.э. За время своего существования оно выполняло роль папского жилища, тюрьмы, склада и даже усыпальницы. В наши дни в крепости размещается Военно-исторический музей. Замок получил такое название в VI веке н.э. после того, как Папе Григорию явился образ архангела Михаила. Прямо от замка через реку Тибр перекинут живописный мост, который был построен при императоре Адриане. По мосту можно было добраться до Марсова поля кратчайшим путем.

Самое сердце Древнего Рима, где происходили важные государственные и общественные события – решались судьбы законов, выбирались консулы, проходили триумфы императоров после победоносных войн. После падение Империи форум был разрушен и разорен, да и время делало свою работу, поэтому до наших дней дошли только фрагменты. Остатки форума входят в охраняемую археологическую зону, где работает музей под открытым небом.

Форум появился на рубеже II-I вв. до н.э. В те времена это была большая площадь, окруженная рынком, храмом императора Траяна, греческой и латинской библиотеками. До нашего времени дошла 38-метровая колонна Траяна из каррарского мрамора. Внутри колонны находится усыпальница самого императора и его супруги. Форум Траяна является последним сооружением такого типа, построенным в Риме.

Остатки древнеримских бань у Аппиевой дороги. Культура посещения терм была хорошо развита в Римской империи. Сюда приходили пообщаться, узнать свежие новости или провести деловые переговоры. Термы Каракаллы были возведены в III веке н.э. при императоре Септимии Бассиане Каракалле. Уже в V веке н.э. этот архитектурный комплекс стал считаться настоящим чудом света. Помимо купален и бассейнов здесь располагалась библиотека.

Триумфальная арка, возведенная императором Константином в честь победы в гражданской войне над войсками своего соперника Марка Аврелия Валерия Максенция. Именно при Константине христианство становится официальной религией (правитель полагал, что прийти к власти ему помог сам Бог), столица Империи переносится в Константинополь, а Рим постепенно начинает терять былое могущество и приходить в упадок.

Одна из самых древних христианский церквей, первый храм Рима. В церковной иерархии она находится выше всех остальных, даже выше собора Святого Петра. Католические иерархи присвоили ей титул «базилика майор», то есть «старшая». Ее признают «главой и матерью всех церквей». Храм появился во времена правления Константина при Папе Сильвестре I в IV веке н.э. В базилике захоронены шесть Пап и хранятся мощи апостолов Святого Павла и Святого Петра.

Храм IV века н.э., возведенный на месте захоронения апостола Св. Петра, который был казнен по велению императора Нерона в I веке н.э. Здание несколько раз перестраивали при императорах Феодосии I и Валентиане II. Почти каждый католический Папа старался внести в храмовый комплекс что-то от себя, поэтому со временем Сан-Паоло-фуори-ле-Мура расширилась в размерах и приросла новыми пристройками.

Один из четырех главных католических храмов Рима. Имеет очень высокий статус в церковном ранге соборов (наивысший статус присвоен базилике Сан-Джованни ин Латерано). Первый камень в основание Санта Мария Маджоре был заложен в середине IV века. В XIV веке у церкви появилась 75-ти метровая колокольная башня. Фасад, дошедший до наших дней, представляет собой смешение романского и барочного стилей.

Главный иезуитский храм в Риме, где похоронен Великий магистр Игнатий Лойола. Первый проект храма был разработан Микеланджело, однако он не понравился главе ордена. В 1561 году другой архитектор – Джакомо Бароцци приступил к строительству уже по своему плану. До упразднения Ордена Иезуитов в конце XVIII века в церкви Иль-Джезу хранились значительные богатства. Само здание храма у организации отобрали. Только после 1814 года оно было возвращено обратно.

Овальная площадь в центральной части Рима, расположенная на месте бывшего цирка Домициана. С XVI веке в этом районе стали селиться послы, кардиналы, банкиры и прочие зажиточные представители общества. С XV века и до середины XIX века, здесь находился рынок. Посередине площади находится Фонтан четырех рек – скульптурная группа с глубоким символическим значением. В середине композиции высится обелиск, символизирующий власть Папы. Вокруг обелиска расположены скульптуры, представляющие реки четырех континентов.

В вольном переводе на итальянский язык название этого места звучит как «народная площадь». Пьяцца-дель-Пополо играла важную роль в жизни Рима, так как отсюда начиналась дорога к северным провинциям. Площадь украшает церковь Санта-Мария-дель-Пополо и египетский обелиск Рамзеса II. Свой современный вид пьяцца получила в начале XIX века, над ней работал архитектор Д. Валадье.

Дворец XVI столетия, построенный для кардинала Сципионе Боргезе на месте бывших виноградников. Здание окружено огромным парком в английском стиле с многочисленными античными статуями. На территории находится ипподром, зоопарк, театр и несколько музеев. До начала XX столетия особняк с парком принадлежал семейству Боргезе, потом все имущество отошло государству.

Находится на склоне холма Пинчо на месте бывших садов Лукулла. В середине XVI века территория у холма стала владениями кардинала Медичи, который построил здесь виллу-резиденцию для своего семейства. После угасания династии Медичи дом и прилегающие земли отошли Лотарингской фамилии. Кардинал Медичи приобретал много произведений античного искусства для украшения виллы. На некоторые экземпляры можно полюбоваться в галерее Уффици.

Многочисленные подземные галереи и лабиринты, которые располагаются под поверхностью Рима. Здесь обнаружено множество дохристианских захоронений, но основания часть подземных ходов создана в эпоху раннего христианства. В этих подземельях прятались первые сподвижники Иисуса. Здесь они проводили религиозные обряды, собрания, молебны без опасности быть обнаруженными и пойманными.

Считается, что сооружение было возведено в I веке до н.э. Оно служило для целей захоронения - здесь находится гробница претора Гая Цестия Эпула. Строительство пришлось на период завоевания Египта, когда в Древнем Риме появилась мода на «египетский стиль». В то время из долины Нила вывозились обелиски, скульптуры и другие памятники. Пирамида Цестия в высоту достигает 37 метров, в ширину – почти 30 метров.

Античный ипподром между холмами Палатином и Авентином. В эпоху Римской империи здесь проводились бега на колесницах. При императоре Гае Юлии Цезаре цирк был перестроен и разросся до довольно больших размеров. За зрелищем могли наблюдать одновременно больше 250 тысяч человек. В зрительском секторе были оборудованы ложи для патрициев и стоячие места для плебеев.

Одна из самых главных дорог Римской империи, которая вела от Вечного города к югу Апеннинского полуострова. Общая протяженность пути – более 500 км. Дорогу начали строить в IV веке. Благодаря отличному качеству кладки покрытия, Аппиева дорога позволяла быстро достичь отдаленных от столицы мест или перебросить войска за достаточно короткий срок. Дорожное полотно дошло до наших дней в очень хорошем состоянии.

Лестница в стиле итальянского барокко в центре Рима. Она признана одной из самых живописных в Европе. Лестница начинается у Площади Испании и приводит на холм Пинчо. Сама площадь Испании – очень выразительное место, где всегда приятно прогуляться среди цветущих клумб. В XVII веке здесь располагалось испанское посольство. В знак добрых отношений двух стран пьяцца и получила название в честь Испании.

Яркий и колоритный римский квартал за рекой Тибр. Здесь в XVIII веке до н.э. поселилось племя этрусков, с которых началась история Вечного города. В эпоху Империи здесь стояли роскошные виллы патрициев. В районе многим постройкам и жилым домам уже много сотен лет, поэтому они выглядят очень аутентично и привлекательно для туристов. В ветхих домах продолжают жить люди.

Самый знаменитый римский фонтан XVIII века, куда каждый гость города просто обязан кинуть монетку на счастье. В неделю монеток накидывают на сумму в несколько тысяч евро. Все деньги отдаются благотворительному фонду. Скульптурная композиция фонтана состоит из фигуры морского бога Нептуна на колеснице и его спутников. За право работать над возведение фонтана боролись 16 архитекторов.

Православный Рим появился после того, как великая империя позаимствовала религиозную модель у греков. Большая часть богов, существовавших у греков, получила новые римские имена и православный Рим обзавелся собственным Олимпом.
Прошло несколько веков, разочаровался в своих божествах, в конце I века н. э. в Италии появилось христианство – новая религия.

Христианство уверенно занимало лидирующее положение и постепенно вытесняло другие верования с территории Рима и всей страны. Но через два века Флавий Клавдий Юлиан, римский император, запретил христианство. В 313 году н.э. Константин Великий своим указом призвал относиться ко всем религиям с уважением.

Православный Рим получил поддержку государства и начал строительство одного из самых старых храмов – Латеранской базилики, увидеть это древнее здание можно в Риме и сегодня. К концу IV в. языческая вера практически исчезла из жизни римлян, христианство вошло в жизнь римлян. В это время возводилось огромное количество храмов, названных римлянами базиликами, большей частью можно любоваться сейчас. Воздвигали здания на месте разрушенных языческих, так появлялся православный Рим.

Православная святыня находится на территории Ватикана. – невероятное и потрясающее воображение строение. Собор величественный, оставляющий незабываемое впечатление на каждого, кто оказывается рядом.

Базилика Святого Павла

Представление о православном Риме будет неполным без базилики Святого Павла. Это великая папская базилика, увидеть которую мечтает каждый верующий. Посещают это православное место в Риме для того, чтобы получить отпущение грехов в обряде, который называется «святая Дверь». Это действо происходит во время Юбилейного года в православном Риме, ранее такое событие происходило раз в 100 лет. Традиции этого мероприятия предполагают, что паломник должен обойти 7 храмов в Юбилейный год, в которых происходят эти события.

В православном Риме в число таких храмов включены базилика Святого Петра, храм Девы Марии Маджоре и Латеранская базилика. Базилика Святого Павла находится на месте предположительного захоронения апостола Павла. Первый храм здесь был построен императором Константином, однако в 386 году Феодосий I, последний император единой Римской империи, решил, что базилика имеет слишком простое убранство и решил возвести впечатляющее по архитектуре строение. Завершилось строительство лишь при папе Льве I в V веке.

Православный Рим сохранил базилику практически в первозданном виде, модные изменения эпохи Возрождения и стиля барокко не коснулись этого храма.


15 июля 1823 г. Произошла трагедия, храм сильно пострадал от пожара. Причиной возгорания стал человеческий фактор, рабочие, производившие работы на крыше, не должным образом затушили костер, в результате здание пострадало серьезно. Восстановительный процесс был очень длительным. Реконструкция храма была завершена лишь в девятнадцатом веке.

Особенностью считается галерея портретов всех Римских Пап, которая идет по периметру внутри здания. Если вы окажетесь в этом православном храме, то увидите, что несколько мест для портретов остаются пока пустыми. А еще в этом месте православного Рима вам расскажут легенду о том, что в тот момент, когда все места будут заполнены, произойдет Конец Света.

В этом православном храме Рима хранится главное сокровище, почитаемое верующими, – саркофаг с мощами Святого Павла. Единственным, кто может служить литургию в этом месте, является Папа Римский.

Православный Рим: Базилика Святого Климента

В православном Риме есть еще одно намоленное место, оставляющее у паломников неизгладимое впечатление. Таковым является базилика Святого Климента. Находится этот храм к востоку от Колизея. Как правило, все стремящиеся сюда помнят о захоронении в этом месте четвёртого римского епископа Климента, а также Кирилла и Мефодия (часть мощей), подаривших нам кириллицу.

Есть у этого храма в православном Риме и еще одна особенность, при внимательном знакомстве с этим православным местом вы обнаружите, что храм состоит из трех разных зданий, возведенных в разное время. Самый нижний уровень – это сооружение, которое относится I - III векам. Второй уровень – это христианская Базилика IV века, и наконец, верхний ярус был построен в XI веке, именно этот уровень доступен при сегодняшнем осмотре этого православного места в Риме. При обнаружении самого нижнего слоя потрясением стал тот факт, что именно в этом месте жил

Тит Флавий Климент, христианин, который за свои проповеди был сослан в Херсонес. Тот уровень, который сегодня доступен для осмотра, построен по традициям строительства православных храмов. Украшением базилики стала уникальная мозаика на полу, также фрески на стенах и потолке. Обратите внимание на мозаику «Крест – дерево жизни», изображен на ней Христос, окруженный цветами, птицами и виноградом. Эта мозаика отличается тем, что впервые Христос на ней распят, до этого в храмах его изображали воскресшим. Здесь располагаются гробницы четвертого епископа и русского Кирилла.

Православный Рим получил эту церковь в 2009 году. Возведен он на территории посольства России. Православная церковь названа в честь смелой девушки Екатерины, которая защищала христианство. Пропаганда Екатерины и сила её слова были столь велики, что ей удалось обратить в православие жену императора и часть его войска. Казнена была Екатерина за то, что сумела в философском споре опередить великих мудрецов.

Екатерина жила в IV веке. А спустя три столетия её нетленные мощи были найдены на горе Синай. Церковь, возведенная в честь Екатерины, хранит часть мощей святой. Эта православная церковь была возведена за 4 года, сегодня в ней есть действующая детская приходская школа.

Церковь Святого Николая Угодника

Православный храм в Риме, имеющий непростую историю. Адрес церкви менялся много раз, пока не получил окончательное место в особняке М.А. Чернышевского. 1932 год – год освящения этого православного места в Риме. Этот храм сегодня представляет собой трехэтажное здание, в котором хранится Иверская икона Божьей Матери, привезенной сюда из Сергиева Посада.

Базилика Святого Иерусалимского Креста (Санта Кроче ин Джерусалеме)

Православный Рим почитает еще один из семи самых известных храмов. Первая церковь появилась на месте, где раньше стоял дворец Елены, матери императора Константина, соответственно сначала назван был в её честь. Интересно, что Елена сама желала возведения базилики. Сначала на этом месте был дворец, позже во время возведения базилики под пол будущего строения было насыпано огромное количество земли, привезённой из самого Иерусалима. Этот факт стал основанием для добавления к названию храма приставки «в Иерусалиме».

Лишь в XVII-XVIII веках базилика стала такой, какой мы можем её увидеть сейчас в православном Риме. Это православное место хранит много реликвий, среди которых гвоздь, которым Иисус был прибит к кресту, кусочки дерева от креста, на котором распяли Спасителя, титл, фаланга пальца Фомы Неверующего. Православные реликвии вы сможете увидеть, если придете в базилику.

В церкви есть мощи Досточтимой Антониетты Мео, шестилетней девочки, которая умерла в 1937 году, но за свою короткую жизнь написала очень много писем к Богу, многие из которых считаются пророческими.

Базилика Святого Иоанна Крестителя (Сан Джовани Латерано)

Православный Рим невозможно представить без главного собора города. Кафедральный собор Рима по значимости стоит выше всех описанных православных храмов Вечного города. Место, на котором стоит храм, принадлежало второй жене Константина, он за три дня до смерти стал православным. Папа Сикст V приказал сломать Латеранский дворец и хозяйственные постройки, и немного расширил апсидальную его часть. Этот собор знаменит судом над трупом Папы Формоза. Также в этом православном храме вы сможете оценить мозаику Якопо Торризи, которая относится к 1300 году.

Православный папский алтарь этого собора обращен на восток, а богослужение имеет право здесь совершать только Папа Римский. Над этим алтарём в табернакле XVI века хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди прочих православных реликвий этого храма можно назвать частичку Ризы Богородицы и небольшую часть губки, с видимыми следами крови. Той губкой, по преданию, поили уксусом Иисуса Христа перед казнью.

Базилика Девы Марии “Маджоре” (Санта Мария Маджоре)

Санта Мария Маджоре – один из самых значимых соборов православного Рима. Существует легенда, связанная с возведением базилики. В 352 году папе Либерию и одному из самых богатых жителей Рима приснилась Мадонна, которая указала им место строительства будущего храма. Место выбрано было также по велению Мадонны – лежащий утром снег скрывал будущее основание базилики. Православный Рим в лице каждого Папы Римского постоянно занимался украшением этого храма. В итоге таких изменений сегодня Базилика Девы Марии – одно из самых красивых православных мест Рима.

Здесь хранятся ясли, где находился новорожденный Христос, частичка мощей апостола Матфея, мощи блаженного Иеронима Стридонского и старинная икона Божьей Матери.

Православная базилика в Риме датируется VI веком. Здание базилики сильно пострадало во время землетрясения 1348 года, а потмо надолго забыто. Папа Мартин V лишь в 1417 году задумался о восстановлении этой церкви Рима. Однако произведенные восстановительные работы были не окончательными, православная церковь еще много раз реставрировалась и видоизменялась.

В этом православном месте вы можете увидеть картину кисти Бачиччо, расположенную в самом центре внутреннего помещения, а также несколько фресок.

Здесь в мраморном саркофаге в капелле под главным алтарем находятся мощи Апостолов Филипа и Якова Младшего . Во внутреннем дворике монастыря в стене есть мраморный саркофаг со скульптурой Микеланжело Буонаротти над ним. Православная церковь была местом захоронения Микеланджело, но сейчас в саркофаге тела нет. Его когда-то увез во Флоренцию племянник мастера.

Православное сооружение, одно из самых известных сокровищ православия. Упоминание о появлении этой церкви в Риме относится к VIII веку.

Кто возвел это православное здание в Риме неизвестно, но здесь хранится Святая Лестница, по преданию, по ней несколько раз поднимался на казнь Иисус Христос.
Реставрация лестницы происходит регулярно. Но такой поток паломников проходит ежедневно по ступеням, что даже деревянная верхняя защита не выдерживает. Православные чтят историю, что Иисус, которого вели по этой лестнице на распятие, уронил капли крови на ступеньки. Сегодня эти отметины застеклены и расположены на 2, 11 и 28 ступенях.

Путеводитель по святыням Вечного Города.

Русское православное паломничество в Риме.

Соприкосновение русского паломника с Римом необыкновенно интересно, так как представляет собой встречу православного религиозного сознания с иной реальностью во всех ее религиозных, культурных и политических аспектах.

Италия, изобилующая христианскими святынями, всегда была вожделенной целью богомольцев-католиков из Европы, особенно после учреждения папством института Юбилейных (Святых) лет. Иначе относились к этой стране некатолики. Если протестанты в результате Реформы вообще утратили почитание святых, икон и мощей, то православные, имея его в полной и даже в более глубокой форме, нежели католики, долгое время не посещали Папское государство. Палестина, Афон, Константинополь всегда были дороги сердцам православных пилигримов, (хотя эти места и находились в руках мусульман), в то время как Италия, пусть и обладательница великих раннехристианских святынь, сильной тяги у русских странников не вызывала. Частое вмешательство понтификов во внутренние дела Московского государства и обширная антикатолическая литература, воспринятая от византийцев, создавали атмосферу недоверия в православных кругах, поэтому паломничества на Запад были единичны, выбиваясь из общего русла благочестивых путешествий россиян. Христианский Восток воспринимался своим, единоверным (с рядом оговорок), чего нельзя было сказать о католическом и тем более протестантском Западе. Даже путеводители по святым местам Европы появились только на рубеже XIX-XX веков, причем их авторам приходилось проделывать кропотливый труд по выявлению вселенских святынь.

Однако к началу XX века естественное влечение православных христиан ко множеству реликвий, находящихся на итальянской земле, привело к созданию здесь соответствующих структур, в том числе - странноприимных домов, а также особой церкви для паломников в Бари.

Первое документированное упоминание об итальянских святынях принадлежит членам московской церковной делегации на объединительном Соборе 1438-1439 годов, проходившем сначала в Ферраре, а затем во Флоренции. В целом это путешествие («хожение») нельзя назвать паломничеством - его задачи были преимущественно политическими, - но в силу своих религиозных интересов русские участники Собора оставили подробное описание увиденных ими храмов, мощей, икон. Всего сохранилось четыре документа, являющихся к тому же первыми русскими описаниями Западной Европы. Самый значительный из них принадлежит перу архиепископа Симеона Суздальского, подписавшего церковную унию с католичеством, но впоследствии отказавшегося от своей подписи и резко осудившего униональный («разбойничий») Собор. Его произведение - это, по сути дела, полемика, в то время как три остальных текста, авторство которых не установлено, предвосхищают собственно паломническую литературу, бурно расцветшую впоследствии. Путешественники, в частности, подробно описали свой визит в Венецию, где остановились для поклонения частице мощей св. Николая Чудотворца, хранящейся в Никольской базилике на острове Лидо.

Падение Константинополя было воспринято на Руси как божественная кара за отступничество от православия на Ферраро-Флорентийском Соборе, и это убеждение, конечно, еще более ограничивало стремление богомольцев к итальянским святыням.

Из ранних паломничеств наиболее ярким и известным стало «пешеходство» Василия Григоровича-Барского в 1740-х годах. Его описания святых мест на долгое время стали своеобразным путеводителем и образцом для подражания.

Стольника П. А. Толстого, сподвижника Петра, конечно, нельзя назвать богомольцем, однако, судя по его дневнику, он был человеком набожным и посему уделял большое внимание увиденным храмам и святыням2. Его подход к религиозной жизни Италии характерен и для последующих описаний православных авторов: сдержанно, без излишних обличений, Толстой все же ясно дает понять, что посещает инославные храмы (где хранятся православные святыни). Этот конфликт между «чужим» и «своим» останется основополагающим для паломнической русской литературы по Италии.

Необыкновенной, наряду с многолетним богомольем в зарубежье Барского, но менее известной стала поездка по Европе крестьянина К. И. Бронникова. К числу паломничеств, но с оговорками, можно отнести поездку А. С. Норова на Сицилию.

Важнейшим этапом в формировании русского паломничества в Италию стал визит сюда и последующее его описание А. Н. Муравьева. Муравьев вошел в русскую культуру благодаря возрождению им паломнических традиций. В Италию он прибыл, впрочем, не как простой пилигрим: его влияние в русском обществе было настолько велико, что в некотором смысле его можно было считать посланником от Русской Церкви. Он и сам сознавал это, называя себя ни много ни мало как «наблюдательным оком Православия». Писатель был хорошо подготовлен к диспуту с «латинянами»: накануне своей поездки он выпустил основательный антикатолический труд, подводивший определенные итоги многовековой полемике между Восточной и Западной Церквами («Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих кафедрах», 1841). Стержнем книги служило богословское обоснование вселенского характера Православия, его «кафоличности». Особенно важным был труд Муравьева, как и сам его визит в Рим, в свете грядущего посещения Папского государства Николаем I в 1844 году.

Отношение Муравьева к Риму лежало в русле традиционной полемики, им хорошо изученной.

По его мнению, русский богомолец ради основных целей своего паломничества должен тут «на время заглушить <...> самое чувство Православия». Много внимания в своих описаниях, как и полагается жанру, он уделил святыням, в первую очередь мощам, но и здесь он не жалел красок на критику католических обычаев, в частности отсутствия возможности прикладываться к мощам, столь важной для православных. В Ватиканской базилике Св. Петра, например, он был огорчен тем, что не мог поклониться мощам апостола Петра. Муравьев задавался вопросом, откуда в Италии столь необыкновенное множество святынь христианского Востока, и сам на него отвечал: они попали сюда в результате «лукавства и хищений». Из восемнадцати «Римских писем» собственно Риму автор посвятил пятнадцать писем (с первого по четырнадцатое и последнее). Легкой для чтения речью и не без стилистического мастерства Муравьев описал свыше сорока римских храмов, трое катакомб, Пантеон, Колизей и Мамертинскую темницу.

Вне сомнения, он, как и при сочинении своих предыдущих книг, предполагал, что ею воспользуются в будущем как путеводителем и подробно изложил сведения о святынях, включая легендарные и исторические, не оставляя при этом своего критического подхода и предостерегая будущего паломника от увлечения внешним блеском католичества. Писатель не мог умолчать о тревожившем Русскую Церковь (и правительство) обстоятельстве - о переходе из Православия в католичество нескольких видных представителей высшего общества (графа Григория Шувалова, княгини Зинаиды Волконской, князей Федора Голицына и Ивана Гагарина и др.). По мнению Муравьева, виною тому было порочное образование, с детских лет искоренявшее («у некоторых») любовь к родине и к вере предков.

Чуть позднее Муравьева Италию посетил другой образованный богомолец, граф В. Ф. Адлерберг, обращавшийся к книге своего предшественника и высоко ее ценя: «Муравьев одарил нашу духовную литературу своими "Римскими письмами"». И он вторит Муравьеву в своей критике: «Пасхальная служба (в соборе св. Петра. - М. Т.) была не столь благоговейной, а пышною. <...> Пение и молитвы пролетали мимо моих ушей без отголоска в сердце».

В тон предшественникам вторит другой паломник той эпохи, Преосвященный Софония (Сокольский), архиепископ Туркестанский и Ташкентский: собор св. Петра «так мало соответствует идее храма, что я рассеянно остановился, не доверяя себе». Папа, по мнению русского епископа, был чересчур «величественный»; все происходило с необыкновенной помпой, однако и без должного благочестия: паломника особенно неприятно поразило поведение национальной гвардии и горожан, заходивших в собор даже с собаками. В целом критика избыточной роскоши римских храмов, не соответствующей принципам христианства, стала на долгие годы одним из главных мотивов в русской паломнической литературе.

Важнейшие свидетельства о Риме оставил епископ Порфирий (Успенский), побывавший тут в 1854 году и встретившийся с папой Пием IX. Официально он отправился в обычное паломничество, в действительности же должен был собрать сведения религиозно-политического характера для правительства: свои корреспонденции из Италии он отправлял российскому посольству в Константинополе, бывшему «форпостом» России во время Восточного кризиса. Епископ принадлежал к когорте священников, давно служивших в зарубежье: он был настоятелем в посольской церкви в Вене и главою русской духовной миссии в Иерусалиме. Его взгляды отличались определенным либерализмом, и суждения епископа Порфирия о католицизме стоят несколько особняком от традиции, установившейся после «Римских писем» Муравьева.

Просвещенного Владыку интересовало светское искусство Рима, которому он уделил много внимания. Епископ не оставил в стороне и судьбы Православия на Апеннинах, особенно значительным показался ему как византинисту феномен Греческой Церкви в Венеции: ей посвящена отдельная глава, основанная на переведенных им на русский язык греческих источниках. О современных ему русских церквях в Италии епископ Порфирий практически ничего не рассказывает (хотя и посещал римский храм, упоминая об этом в воспоминаниях): очевидно, на фоне общей религиозно-культурной жизни это явление ему показалось настолько маргинальным, что не заслуживало особого описания.

Первым русским автором, систематически исследовавшим римские святыни, стал В. В. Мордвинов, побывавший в Италии в 1880-е годы и составивший подробный путеводитель для богомольцев. Его книга содержит в себе описание свыше 80 римских церквей и находящихся в них вселенских святынь, а также описание крепости Св. Ангела, Колизея, Мамертинской темницы и почти всех известных к тому времени катакомб. Мордвинова отличал сдержанный стиль, без впадения в обличение. Этот первый опыт «путеводного» описания Рима для православных богомольцев стал удачным, и пилигримы на рубеже XIX-XX веков им охотно пользовались.

Инициатива Мордвинова родилась весьма вовремя: именно 1880-е годы стали организовывать массовые паломничества в Италию. Как и прежде, эта страна не лежала в русле популярных русских богомолий, но, тем не менее, многие странники, плывшие морем из Одессы в Палестину, на обратном пути посещали Рим (и Бари).

Организацию этих паломничеств взяло на себя учрежденное в 1880 году Императорское Палестинское Православное общество, в руководство которого вошли представители Дома Романовых (тем самым ИППО изначально получило полугосударственный статус) и влиятельные священники Петербурга и Москвы .

Наибольшее внимание Палестинское общество уделяло, «по определению», Палестине, и долгое время нужды паломничества в Италии не попадали в сферу его интересов. Однако все возраставший поток богомольцев в Италию поставил перед ИППО и эту задачу.

Для ее разрешения в 1890-х годах были призваны дипломатические силы в Риме, а„ именно посол А. И. Нелидов. Этот дипломат с крепкими православными традициями (в отличие от своего предшественника барона К. К. Икскуля, лютеранина по вероисповеданию и посему холодно относившегося к православным инициативам) прежде служил в Константинополе, где ему пришлось в полной мере столкнуться с вопросами организации паломничества.

Для богомольцев в Риме, как это везде практиковало Палестинское общество, в первую очередь подыскивался странноприимный дом и оказывалась помощь в осмотре римских святынь. Нелидов, которому в этом деле помогал настоятель посольской церкви архимандрит Пимен (Благово), нашел остроумный выход. В Вечном Городе начиная с XVII века существовала резиденция польских кардиналов, так называемый Дом св. Станислава. Под предлогом того, что Польша являлась частью Российской империи, посол вынудил польских хозяев-католиков предоставлять безвозмездное гостеприимство православным богомольцам. Принимались на постой не все русские посетители Рима, а лишь предъявители книжек ИППО. Наличие приюта в Риме позволило (Палестинскому обществу официальным образом включить столицу Италии в маршруты российского паломничества: его членам выдавалась книжка (III класса) именно для желающих посетить Рим (и Бари).

Пребывание в Доме св. Станислава имело свои неудобства, и немалые, так как его официальными хозяевами оставались польские католики. На рубеже XIX-XX веков приютом, например, заведовал иезуит, родом из Киева, иеромонах Иулиан (Остромов). Паломники, большинство которых было воспитано в русле антикатолической полемики, с удивлением узнавали, что их богомольем в Риме заведует соотечественник-иеузит. Вне сомнения, на этой почве возникало немало богословских споров, когда, весьма возможно, брал верх просвещенный о. Иулиан. Известно, что ИППО было недовольно такой ситуацией, грозившей соблазном для богомольцев, вплоть до случаев совращения в униатство. Тем не менее паломники ценили новую возможность и охотно ею пользовались: свои положительные впечатления о визите в Рим изложил анонимный русский богомолец, путешествовавший в зарубежье с книжкой Палестинского общества.

Следующую, после В. В. Мордвинова, попытку методично изложить маршруты пилигримов в Италии (и вообще в зарубежье) предпринял П. Петрушевский. Составитель базировал свое описание римских святынь целиком на книге Мордвинова, повторяя порой и его неточности и ошибки. Лишь составленная им справка о базилике св. Климента и вводная статья «Исторические замечания о судьбе православия в Италии» были им не позаимствованы (вводная статья, в основных своих положениях, повторяла тезисы Муравьева, высказанные полувеком ранее). Одновременно с трудом Петрушевского, вероятно как следствие все возраставшего потока богомольцев в Италию, вышла книга, без указания имен авторов, «Рим и его святыни» (М., 1903). Это был уже откровенно компилятивный труд, повторявший описания Муравьева и Мордвинова, которые были дополнены рядом сведений, почерпнутых из англоязычных источников.

Вершиной дореволюционной паломнической литературы следует считать «Спутник русского православного богомольца в Риме» (1912), вышедший из-под пера настоятеля посольского храма архимандрита Дионисия (Валединского), будущего предстоятеля автокефальной Польской Церкви. Его автор, на практике изучив нужды паломников, а также всю предшествовавшую литературу, создал образцовый труд, где всевозможные полезные сведения о маршрутах в Вечном Городе были соединены с агиологическими рассказами и со сведениями исторического и практического характера. В «Спутник» о. Дионисия вошли справки о более чем 40 храмах и о других святых местах Рима.

Выполняя пастырский долг, о. Дионисий предостерегал своих читателей: «Нельзя не упомянуть о том, что все описанные священные места и святыни находятся в руках неправославных христиан-латинян. Посему русским богомольцам, при хождении по церквам Рима, невозможно освящаться в них ни латинскими молитвами, ни благословением, ни таинствами, а приходится довольствоваться молчаливым поклонением». Предостерегал он и против католической живописи и скульптуры: «Чужды православным христианам и те позднейшие живописные изображения и скульптурные изваяния, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий", которые, вопреки 100-му правилу VI Вселенского Собора, находятся во многих римских церквях». Однако, несмотря на солидную работу, проделанную над материалом, произведение о. Дионисия ждала несчастливая судьба: через два года после выхода «Спутника» вспыхнула Первая мировая война, за ней последовала революция, и в итоге книга попала в руки лишь небольшого числа паломников.

О пилигримах из предреволюционной России оставила интересное свидетельство М. В. Волошина (Сабашникова): «В середине Великого поста перед Пасхой (1908 г.) я пошла в русскую церковь и, к своему удивлению, увидела, что она полна крестьян и крестьянок в национальных одеждах - со всех концов России. Они приехали из Палестины, были в Бари - поклониться мощам св. Николая, теперь приехали в Рим ко гробу Апостола Петра и других Святых. Я ходила с ними по Вечному Городу. Они шагали по римским улицам так же уверенно, как в своей деревне...» Как курьез, но одновременно как и свидетельство о конфликте православной культуры с западной светской культурой звучит рассказ Волошиной об одной монашенке: «Ей особенно хотелось увидеть Тиберия и она одна пробралась в Ватиканский музей. "И что же, милочка, - с ужасом говорила она, с каждым словом втягивая в себя воздух, - что ж ты думаешь, ведь он стоит там совсем голый!"». Так что предупреждения архимандрита Дионисия о пагубности «скульптурных изваяний» были вовсе не напрасны...

Среди паломников находились не только простые крестьяне и горожане. Вероятно, самым культурным и образованным в ту эпоху являлся Владимир Эрн, выдающийся представитель философского крыла русского Серебряного века. И ему были свойственны переживания предшественников: «Чувству православного, привыкшего к святой трезвости и простоте родного благочестия, ничто так не чуждо в Риме, как эти позирующие фигуры святых с воздетыми руками и закатившимися глазами». Исследования Эрна касались в первую очередь раннего христианства, в том числе катакомб, где он обретал веские аргументы в пользу Православия.

Свидетельства Эрна о христианском Риме принадлежат к числу последних в этом жанре. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, поток русских паломников надолго пресекся, возобновившись уже только в начале 1990-х годов.

Новое освоение Вечного Города в наши времена порождает и соответствующую литературу, в которую, надеемся, полнокровно войдет и рассказ о Риме, написанный русской римлянкой, графиней Д. В. Олсуфьевой. В отличие от всех вышеупомянутых текстов, это повествование «изнутри», согретое теплотой любви к Вечному городу постоянной жительницы берегов Тибра, нашедшей тут, вместе с семейным счастьем, высокое вдохновение и творческую силу.

Площадь Святого Петра имеет форму замочной скважины. В первый же наш день в Риме мы отправились в собор Святого Петра. В плане любого паломника с первого века нашей эры это место №1.

Рим Клондайк христианских святынь. Римляне даже булыжники в своих мостовых называют «санти петрини» «святые камушки». По этим дорогам ходили апостолы, под мостовыми захоронены тысячи первых христиан-мучеников, среди римлян первых веков нашей эры множество прославились как святые... У каждого клочка земли здесь есть свой святой покровитель.

Сами итальянцы относятся к этому весьма буднично и даже иронично. К примеру, ангелов в развевающихся мраморных одеждах на мосту Сант-Анджело горожане в шутку называют «маньяки на ветру». Каждый ангел держит одну из реликвий (терновый венец, крест распятия, копье, которым пронзили Иисуса, колонну, у которой его бичевали, и т. д.), которая по сути является орудием пытки и напоминает об ужасных мучениях...

Кстати, в раннехристианских фресках и мозаиках, даже в первых катакомбах, нет изображений распятого Христа, Страшного суда, истязаний мучеников, сошествия в ад и прочих устрашающих сюжетов. Церкви первых веков дышат любовью, радостью и покоем.

Отправляясь в Рим, обязательно запланируйте посетить храмы, где сохранились мозаики IV-IX веков. На них молодой, нарядный Иисус шагает по рыжим и бирюзовым облакам, белоснежные овечки пасутся на изумрудных лужайках, золотые олени пьют из серебристых источников, на волшебном дереве жизни сидят диковинные жар-птицы... Прямо райский сад. А сверху частенько изображают руку Бога, протянутую нам из облачка. От созерцания всего этого великолепия на душе становится легко и радостно.

Крохотный переулок, который вел от нашего дома к Тибру, назывался подъем Доброго Пастыря. Добрые итальянские падре здесь попадаются на каждом шагу, также как и монахини различных орденов (отличить их можно по цвету платья) они совершенно по-весеннему вышагивают в летних босоножках по направлению к Ватикану, нацепив наушники от плейера...

Войдя в собор, все перво-наперво спешат поздороваться с бронзовым святым Петром считается, что тому, кто прикоснется к ноге статуи, прощаются многие грехи. Ведь, по преданию, именно апостол Петр хранит ключи от рая. (Если подняться на лифте к куполу, то сверху видно, что сама площадь перед собором имеет форму замочной скважины.) За столетия от поглаживаний и поцелуев ступня Петра отполировалась и стерлась...

Когда мы подошли к балдахину над гробницей апостола, все вдруг защелкали фотоаппаратами, словно на красной дорожке Каннского кинофестиваля. Подняв глаза к куполу, мы увидели неправдоподобной картинности сноп света, который нисходил так, как рисуют на иконах и фресках. «Это Святой Дух. Бывает редко», серьезно объяснили нам две старушки, замершие рядом в детском восторге. Минут через пять солнце подвинулось, лучи сменили угол и солнечный веер рассеялся.

Привет из Назарета

Вечером у фонтана Треви, в самом суматошном и сутолочном месте Рима, мы оказались свидетелями любопытной сценки.

На краешек мраморной чаши присела почтенная монахиня. В ту же минуту она оказалась облеплена целой ватагой орущих подростков, которые довольно долго и бесцеремонно фотографировались с ней в разных ракурсах. Монашка послушно обнимала всех по очереди и каждого в отдельности и совершенно не сердилась, когда дети пихались и толкались, чтобы уместиться с ней в кадр.

Когда наконец она вырвалась на волю, мы тоже протиснулись к ней со своим фотоаппаратом. Оказалось, что зовут ее сестра Филиппа, она бенедиктинка, приехала из Назарета. И привезла с собой на каникулы в Рим всех этих детей 35 человек.

Значит, наша новая знакомая одна из тех самых бенедиктинок, о которых во время израильско-ливанского конфликта три года назад писали как о героинях: несмотря на обстрел, они отказались эвакуироваться и остались молиться о мире...

Сестра Филиппа хочет, чтобы, когда вырастут эти израильские ребятишки, которые чуть не опрокинули ее в фонтан Треви, на их родине больше не стреляли... Поэтому и возит их к святым местам думать о хорошем и молиться о мире...

На прощание сестра Филиппа фотографируется с нами и желает удачи и доброго пути.

Камни Петра

На следующий день мы отправились на поиски реликвии, о которой нам рассказал режиссер Владимир Хотиненко.

После нашей беседы о его работе над фильмом «Паломничество в Вечный город» (интервью читайте на стр. 12-13), готовясь к поездке, мы честно проштудировали несколько путеводителей. Ни в нашей любимой «Афише», ни в знаменитом «Дорлинг Кимберли», ни на туристических интернет-порталах не было информации о загадочных камнях, на которых сохранились отпечатки колен молящегося апостола Петра, и тем более о том, где они хранятся.

Так что если бы не наводка режиссера, мы туда никогда не добрались бы. Итак, если от Капитолийского холма идти по улице Римских Форумов, то справа, не доходя до Колизея, на серой стене надо найти маленькую мраморную доску с надписью «Santa Francesca Romana», подняться по стрелочке-указателю, затем спуститься по лестнице и оказаться на уровне древнего Форума. Здесь и происходило знаменитое состязание апостола Петра и Симона-волхва.

Напомним вкратце сюжет. Когда Петр пришел в Рим, в городе жил маг и чародей, которого почитали как бога: он мог вызывать духов, командовать привидениями, исцелял калек. Петр считал все это кознями дьявола. Однажды Симона и Петра позвали на похороны юноши: кто воскресит мертвого того учение истинное. Симон заклинаниями добился, что юноша открыл глаза и пошевелил головой. Но поднять умершего на ноги так и не смог. Когда же Петр начал молиться Иисусу Христу, юноша встал с одра и начал ходить и говорить.

Тогда Симон объявил, что ангелы вознесут его на небо. И действительно начал летать по воздуху, поднимаясь вверх. Апостол Петр упал на колени и молился так горячо, что камни под ним оплавились. Симон упал и разбился. Увидев такое чудо, многие обратились к христианской вере.

На этом месте прямо на римском Форуме построена церковь. В стене справа от алтаря за решеткой действительно вмонтированы два камня с вмятинами странного происхождения ученые не могут объяснить это чудо ни химией, ни физикой.

Камни можно потрогать. Над решеткой стоит латинская надпись: «На сем камне преклонял колени святой апостол Петр в то время, когда демоны возносили Симона-волхва на воздух».

От Митры до Папы Римского

Если обогнуть Колизей и пройти вперед по улице Сан-Джованни, то прямо за блошиным рыночком вы уткнетесь в ничем не примечательную церквушку. Между тем это, пожалуй, самая интересная из римских церквей.

Базилика Сан-Клементе посвящена одному из первых Римских Пап. По преданию, именно святой Климент снял с креста и похоронил апостола Петра.

За фасадом XVIII века скрывается церковь XII века с роскошными мозаиками. Но это только прелюдия. Пройдя насквозь, надо купить за пять евро билетик и спуститься по узкой лестнице на нижний уровень. Под подземными сводами открывается базилика IV века. Здесь вы также увидите место захоронения святого Кирилла (того самого, который с Мефодием создал славянский алфавит).

Но и это не финал спустившись еще ниже, вы окажетесь на римской улице I века и уткнетесь в святилище бога Митры и древний колодец. Впечатление от этого путешествия во времени усиливается шумом бегущей воды здесь, как и две тысячи лет назад, к колодцу несется подземная речка.

Мы пришли к самому открытию, к девяти утра и были единственными посетителями. В Сан-Клементе массовые туристы не доходят они еле успевают освоить стандартную обязательную программу. Потом появилась пара англичан с индивидуальным гидом, к которому мы счастливо присоседились.

От гида мы узнали, что в первые три века нашей эры бог Митра был в Риме очень популярен и составлял серьезную конкуренцию христианству. Самое интересное то, что Митру тоже родила девственница, у него было 12 учеников, день рождения Митры совпадает с Рождеством Иисуса...

Правда, ранние христиане не знали праздника Рождества. Церковь установила его официально только в IV веке. В то время 25 декабря по всей Римской империи широко отмечалось рождение солнечного бога Митры.

Христианству стоило бы больших трудов вытеснить этот праздник из быта и сознания людей. Поэтому вместо его запрещения его просто заменили назначили празднование рождества Христова на тот самый день, когда народ отмечал рождение Митры. А самого Иисуса тоже стали изображать как солнечного бога с лучистым венцом и нимбом.

Перед алтарем в святилище сохранились столы и скамьи для жертвоприношений и культовых трапез. Исследователи до сих пор жарко спорят о сходстве культа Митры с христианскими ритуалами: к примеру, вступающим в таинства Митры предлагали хлеб и чашу с водой. А к культовым ритуалам допускали только посвященных мужчин...

Женский вопрос

Кстати, в первые века христианства женщинам не дозволялось находиться вместе с мужчинами в храмах только на балкончиках на верхнем уровне.

В дворике перед входом в церковь на правой стене дверь с надписью «Monache agustiniane». Смело заходите и звоните в звонок в левом дальнем углу в стене за решеткой откроется окошко. Надо произнести просительным тоном: «Ораторио ди Сан-Сильвестро». C вас попросят по одному евро с человека и секретной кнопкой откроют дверь в правой стене. За дверью невиданной красоты зал, от пола до потолка покрытый фресками и мозаиками...

Только имейте в виду, что маленькие церкви днем закрываются, так что предварительно изучите расписание.

А буквально через несколько кварталов от этого монастыря у храма богини Весты перед статуями весталок экскурсоводы вам расскажут о ритуале посвящения девственниц в жрицы. Церемония заканчивалась постригом девушке остригали волосы, облачали в белые одежды, накрывали голову покрывалом, и она давала обет целомудрия на 30 лет... Орден весталок упразднили только в конце второго века. Первые женские монастыри возникли в четвертом...

На выходе с форумов к Капитолию взбираемся по высоченной лестнице к раннехристианской церкви Санта-Мария ин Арачелли, которая стоит на месте знаменитого храма Юноны. (Именно при этом храме жили те самые бдительные гуси, которые спасли Рим.)

Две тысячи лет здесь поклонялись римской царице всех богов и людей. И еще полторы тысячи лет на этом же самом месте христианской небесной царице Богородице. Своды церкви держат 22 старинные колонны, собранные из разных храмов и дворцов Рима. На одной из них даже выгравированы слова «Спальные покои августов»... И именно здесь покоятся мощи святой Елены, матери императора Константина.

В общем, все смешалось религии, языки, государства, истории народов...

Особенно это чувствуется в Пантеоне. Античный храм всех римских богов сохранился практически в первозданном виде, просто был освящен в честь всех христианских святых. Мир остается прежним. Город остается вечным. Наверное, потому что боги передают это место друг другу по наследству.

Вернувшись, мы внимательно пересмотрели фильм Владимира Хотиненко «Паломничество в Вечный город» и поняли, что практически ничего не видели. Теперь собираемся снова.

А вторая из древнейших доселе известных икон хранится в римской церкви Богоматери за Тибром (S. Maria in Trastevere), она строго оберегается и открывается только по определенным дням.

Пьетро включает подсветку и отходит в сторону, оставляя нас «пошептаться» с Марией... Когда на выходе мы читаем табличку, что церковь с XIV века находится в распоряжении бенедиктинцев, мысленно благодарим нашу вчерашнюю подружку-бенедиктинку за благословение.

Полезная информация

Базилика Сан-Клементе - Piazza di San Clemente, 9.00-12.30; 15.00-18.00.

Рим. Церковь священномученика Климента, папы Римского

Ита́лия (итал. Italia , официальное название - Италья́нская Респу́блика (итал. Repubblica Italiana)) - государство в Южной Европе, в центре Средиземноморья. Входит в Евросоюз и НАТО с момента их создания, является третьей по величине экономикой еврозоны.

Граничит с Францией на северо-западе (протяжённость границы - 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) - на севере и со Словенией - на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границы с Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км).

Занимает Апеннинский полуостров, Балканский полуостров (небольшую часть), Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Населённые пункты Италии

  • Милан

Православие в Италии

Православие в Италии - вторая по величине религиозная конфессия современной республике Италия. Общее число православных в стране составляет, по оценке на 2012 год 1,4 млн человек (свыше 2,3 % населения страны), за последние годы оно возрасло в десятки раз. По данным архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) православие является второй религией в Италии (после католицизма) по числу верующих. Православие в Италии исповедует в основном недавние экономические мигранты из Восточной Европы, в первую очередь из Румынии, России, Украины и других стран СНГ, хотя православная традиция на юге страны, который до конца ХI века контролировала Византийская империя, имеет давнюю историю.

После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев и венецианцев, православные традиции в Южной Италии временно утрачивают моральный ориентир. С православием начинает интенсивно конкурировать и католичество. Но второе падение Константинополя в 1453 году и постепенное завоевание турками Балкан в ХV-ХVI веках привели к мощному потоку балканской иммиграции в Италию. Среди прибывших выделялись православные албанцы (арбереши) и греки, небольшие поселения которых на юге страны сохраняются до наших дней. Они долгое время поддерживали давние православные традиции на юге страны, хотя со временем, учитывая давление со стороны католичества и общий конфликтный религиозный фон той эпохи, большинство их потомков постепенно перешло в католичество.

Русская Православная Церковь в Италии

Первые государственные решения об открытии на Апеннинах православных храмов были приняты в 1797 году в Турине, в 1799 году в Неаполе и в 1803 году в Папском государстве, но не одно из них не было исполнено на практике, в результате бурных политических событий той эпохи.

Первыми русскими храмами вообще, действовавшими на территории Апеннинского полуострова, стали домовые церкви русских аристократов княгини Е. Голицыной (1817), графа Д. П. Бутурлина (1818) и Н. Н. Демидова (1823). Первым «дипломатическим» стал храм при миссии в Тоскане (1823).

Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 года приходы в Италии выделены из состава Корсунской епархии и подчинены каноническому ведению епископа с титулом «Богородский». До назначения епископа Богородского архипастырское окормление приходов в Италии сохранено за архиепископом Корсунским Иннокентием.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, члены Синода, выразив благодарность епископу Корсунскому Нестору за труды, понесенные по управлению Италийскими приходами Русской Православной Церкви, освободили его от этой должности. Временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии назначен архиепископ Егорьевский Марк, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

На 2013 год в Италии насчитывалось более 50 приходов Русской православной церкви, но большей частью богослужения совершают в церквях, которые предоставляют католики. Приходы Московского Патриархата в Италии - официальный сайт администрации приходов

История

Раннее христианство пришло на территорию современной Италии в римскую эпоху. Процесс постепенного размежевания христианский течений на восточные (православные) и западные (католические) после раздела империи на Восточную и Западную части в 395 году не затронул Южную Италию, которую Восточная Римская империя вернула под свой контроль уже во время завоеваний Юстиниана в начале VI века. Восточный обряд в целом был преобладающей формой христианства в Южной Италии и Сицилии в VI-ХV веках, чему способствовало наличие там крупных районов концентрации собственно греческого населения с раннеантичных времён. Несмотря на утрату Сицилии в IХ веке и её постепенную исламизацию в рамках Сицилийского эмирата, православные традиции продолжали поддерживаться на северо-западе острова в многочисленной грекоязычной среде, и даже, по-видимому сохраняли небольшой численный перевес на острове в целом. Отдельные материковые регионы Южной Италии (например, Бари) продолжали контролироваться Византией до 1071, то есть их официальный православный статус был закреплён после раскола церквей 1054 года. Однако, он продлился недолго: в 1060 г. в руки католиков-норманов попал Реджо, в 1063 - Таранто, в 1070 - Бриндизи, в 1071 - Бари. Таким образом, 17-летняя история православной государственности в Италии подошла к концу.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»