Важнейшие исторические события россии в программе начальных классов. Младшим школьникам о первых русских князьях Петр I и превращение России в империю

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Как известно многим родителям и учителям, увлечь ребенка историей очень сложно. Казалось бы, свидетельства, на писание которых веками вдохновляла учёных мужей Клио, — это одна сплошная сказка, причем очень увлекательная, затягивающая. Сиди себе и читай. Так нет - для многих детей история превращается в ужасный школьный предмет, где надо зазубривать сухие даты, имена, факты. Словом, кошмар.

На практике часто выясняется, что дело в довольно скучном преподношении предмета школьными учителями, стандартных учебниках и еще - в ориентации во времени. Все, что было до рождения, для ребенка одинаково «давно» и потому безразлично. Такое представление о времени может сохраниться вплоть до средней школы. Поэтому первое, с чего стоит начать заботливым родителям, которые хотят открыть своим детям историю мира, - это лента времени.

Лента времени - не книга и не учебник. Это развивающая игра, суть которой заключается в том, чтобы взять лист-другой ватмана, склеить их, нарисовать длинную прямую линию, обозначить на ней дату рождения ребенка и потом вместе шаг за шагом добавлять другие события. Если играть в ленту времени с совсем маленькими детьми, можно сосредоточиться только на событиях из жизни самого ребенка. Если он уже чуть подрос, пора добавлять даты рождения других членов семьи. Если ребенку уже 5-6 лет, можно брать ненужный рулон обоев и на обратной стороне рисовать всю мировую историю. Дополнительно можно использовать картинки из журналов или фотографии. Вариантов, как построить ленту времени, - бесконечное количество. Почитать о них можно, например, .

Когда переходить к книжкам по истории для детей зависит от индивидуального развития ребенка. Начинать можно с изданий «Махаона» - у них есть сразу несколько стоящих книг.

1. Франсуаза Перруден. «Цивилизации Древнего Мира». Махаон, 2011

Родители называют эту книгу «удачной для первого серьезного знакомства с историей», она подойдет для детей от 5–6 лет. К плюсам издания относят яркие качественные иллюстрации, географические карты и главное - доступное и интересное содержание. В книге рассказывается о цивилизациях Месопотамии, Египта, Греции, Рима, Китая, Японии, есть сведения об инках, викингах, ацтеках. И, что особенно любопытно, о том, как жили дети несколько тысяч лет назад.

Здесь не так много дат и имен, основной упор сделан на традициях, быте, семейном укладе.

2. Доминик Жоли. «Великие цивилизации». Махаон, 2009

«Великие цивилизации» похожи на предыдущую книгу по сути, но сильно отличаются от неё по структуре. Здесь цивилизации распределены по территориальному принципу: Древний Восток, Средиземноморье, Европа, Африка, Америка и т. д. История государств сопровождается фотографиями - например предметов искусства или образцов письменности. Для того чтобы привлечь внимание юного читателя, на полях книги есть дополнительные вопросы: «Почему все дороги ведут в Рим?», «Какова протяженность Великой Китайской стены?» - и, конечно, ответы. «Великие цивилизации» могут стать дополнительным учебником для уроков истории в младшей школе, но при желании обращаться к этой книге можно уже с 6–8 лет.

3. Доминик Жоли. «Средние века». Махаон, 2008

«Средние века» - продолжение «Великих цивилизаций», хотя хронология в этой серии не самое главное. Начинается книга с распада Западной Римской империи и эпохи Великого переселения народов, отдельно повествуется о Византии и даже об Арабском халифате. Много внимание уделено средневековой Европе, вплоть до XV века. Без базовых знаний ребенку будет трудно, так что переходить к «Средним векам» лучше чуть позже, с 8–10 лет.

Автор не ограничивается перечислением событий, но рассказывает также о культуре Средних веков. Хорошим подспорьем здесь становятся иллюстрации, в частности картинки в разрезе: средневековые монастыри, замки, мечети показаны в книге изнутри, с объяснениями - для чего служила та или иная часть здания, кто где жил и т. д.

4. «Энциклопедия для детей. Всемирная история. История Древнего мира». Аванта+, 2008

Детская энциклопедия «Аванты» - это 59 томов, первый из которых, «Всемирная история», вышел в свет в 1993 году. В новом издании всемирная история разделена на четыре части: «История Древнего мира», «История Средних веков», «История Нового времени. XV - начало XIX века», «История XIX–XX вв. Новое и Новейшее время».

Все книги этой серии ориентированы на детей среднего и старшего школьного возраста, по сути это универсальный справочник школьника. Во «Всемирной истории» не так много картинок, на первом месте тексты. Они повествуют не только об исторических фактах: можно познакомиться с кратким жизнеописанием видных правителей, учёных, философов, узнать о значимых городах древности, познакомиться с высказываниями мудрецов.

5. В.В. Асташин. «Энциклопедия по всемирной истории для детей». Феникс, 2010

На самом деле, «Энциклопедия по всемирной истории для детей» Асташина - уже почти что для взрослых. В издании практически нет иллюстраций, а те, что есть, - черно-белые. Кроме того, в книге мелкий шрифт. В целом энциклопедия неплохая, но детей младше 11 лет она вряд ли заинтересует. Зато для шести-семиклашек она может стать замечательным помощником в подготовке к урокам истории: в ней много дополнительной информации, далеко выходящей за пределы стандартного школьного курса.

Рассказы о войне для детей. Рассказы о ВОВ для школьников.

Рассказы о войне для школьников

Рассказы о подвигах, о геройских поступка, о мужестве солдат отстаивающих честь и покой своей Родины, своей страны.

Рассказы о войне для чтения в детском саду и в школе

Рассказы Константина Ушинского

Рассказы и сказки для детей Константина Ушинского о красоте каждого времени года, о поведении и повадках животных, птиц, насекомых.

Интересные истории из жизни людей и зверей

Хорошо известные многим поколениям читателей рассказы и сказки о доброте, справедливости и трудолюбии.

Для младшего и среднего школьного возраста.

Рассказы Сергея Аксакова

Рассказы для детей Сергея Аксакова о временах года, о ледоколе, о жарком летнем солнце, о красоте осени и о приметах наступления весны.

Рассказы для внеклассного и семейного чтения

Рассказы Бориса Житкова

Рассказы для детей Бориса Житкова о природе, о животных, о птицах.

Рассказы для внеклассного и семейного чтения

Дмитрий Мамин-Сибиряк. Рассказы

Удивительные, милые и чудные рассказы о животных Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Рассказы для школьников. Рассказы для дошкольников

Рассказы для внеклассного и семейного чтения

Рассказы для чтения в детском саду и в школе

Михаил Пришвин. Рассказы

Рассказы для детей Михаила Пришвина о мире природы, о мире животных, о мире птиц.

Интересные истории из жизни зверей.

Рассказы для внеклассного и семейного чтения.

Рассказы для чтения в детском саду. Рассказы для чтения в школе

Георгий Скребицкий. Рассказы

Рассказы Георгия Алексеевича Скребицкого для детей

Рассказы Георгия Скребицкого для школьников

Рассказы Георгия Алексеевича Скребицкого для дошкольников

Рассказы о природе, рассказы о животных

Внеклассное чтение в школе

Вера Чаплина. Рассказы

Вера Чаплина. Рассказы о животных для детей, рассказы про птиц для детей, рассказы о природе.

Рассказы Веры Чаплиной для школьников и дошкольников.

Внеклассное чтение

Николай Некрасов. Рассказы

Николай Некрасов. Рассказы о животном мире для детей

Рассказы Николая Некрасова для детей школьного и дошкольного возраста

Внеклассное чтение для детей

Николай Сладков. Рассказы

Рассказы Николая Сладкова для дошкольников.

Рассказы Николая Сладкова для школьников.

Виктор Голявкин. Рассказы

Рассказы Виктора Голявкина

Интересные рассказы о школьниках, о школьной жизни.

Рассказы о школе.

Рассказы для младших школьников и среднего школьного возраста

Весёлые и поучительные рассказы и повести известного детского писателя.

Юрий Сотник. Рассказы

Рассказы Юрия Сотника для детей

Весёлые рассказы для детей.

Рассказы о школе, о школьниках, о школьных приключениях.

Рассказы для школьников. Рассказы для начальной школы

Школьная библиотека

Марина Дружина. Рассказы и стихи

Рассказы и стихи Марины Дружиной про школу, про школьников.

Весёлые стихи и рассказы для младших школьников и школьников среднего возраста.

Весёлые рассказы про современных девчонок и мальчишек, озорников, непосед, фантазёров. Вот уж у кого "время никогда не тянется бесконечной жвачкой"!

Внеклассное чтение в начальной школе

Паустовский. Рассказы

Рассказы Константина Паустовского для дошкольников.

Рассказы Константина Паустовского для школьников.

Рассказы о природе, рассказы о птицах, рассказы о животных

Михаил Зощенко. Рассказы

Рассказы Михаила Зощенко для детей.

Интересные и увлекательные истории из жизни школьников.

Смешные и поучительные рассказы о детях и животных.

Рассказы для начальной школы

Рассказы для младших школьников

Рассказы для внеклассного чтения

Я работаю учителем начальных классов, имею высшую категорию. Педагогический стаж составляет 28 лет. С 1999 года преподаю пропедевтический курс истории в начальной школе по УМК “Введение в историю” авторов А.И.Саплина и Е.В.Саплиной.

Этот курс ставит своей целью подготовку учащихся к восприятию систематического предмета истории в старших классах, обучение младших школьников умению ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы и т.д.

Я сторонник развивающего обучения. А курс “Введение в историю” как раз обладает развивающим характером, значительно расширяет кругозор ребенка, ориентирован не на запоминание учеником информации, а на активное участие школьников в процессе ее приобретения.

Сохраняя генеральную линию пропедевтического курса, я изменяю тактику ведения урока, активизируя познавательную активность учащихся:

Кроме обязательных заданий по учебнику, я даю задания по выбору учащихся, привлекая справочную литературу.

Теперь учитель выступает на уроке организатором процесса, а не транслятором готовых знаний, поэтому я строю урок так, что к сообщению новых знаний готовятся сами ученики. Моя задача состоит в том, чтобы организовать стройное изложение материала.

Для создания ярких образных представлений и целостного восприятия отдельной исторической эпохи использую историческую карту, рассматривание иллюстраций и т.д.

При проверке изученного материала для экономии времени применяю тесты, работу с цифровым блокнотом.

Предлагаю один из своих уроков.

Урок истории. 4 класс.

Тема: Иван III – государь всея Руси.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с деятельностью Ивана III.
  2. Формировать умение работать в группах.
  3. Развивать монологическую речь при ответе на вопрос.
  4. Воспитывать интерес к русской истории.

Оборудование:

  1. “Введение в историю” Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Учебник. 4 класс.
  2. “Введение в историю” Е.В.Саплина, А.И.Саплин Тетрадь творческих заданий. 4 класс.
  3. Карта по истории “Образование и расширение Российского государства” (XIV – первая половина XVI в).
  4. Цифровой блокнот.

Используемая учащимися литература при подготовке к уроку:

  1. “Введение в историю” Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Учебник. Стр.40 – 42.
  2. “Я познаю мир” история. Детская энциклопедия. Москва. 1997г. Стр.217 – 218.
  3. “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г. Стр.68 – 74.
  4. “Рассказы по родной истории”. Н.И.Ворожейкина, В.М.Соловьев, М.Т.Студеникин. Учебник для 5 класса средней школы. 1993г. стр.64 – 67.

Литература для учителя:

  1. “Введение в историю”. Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Книга для учителя. 4 класс. Стр.42 – 50.
  2. “От Руси к России. Царские династии”. Т.Голубева. Стр.46 – 51.

Ход урока.

Повторение изученного материала. Тест. Ответы записать в тетрадь.

А) Когда в летописи было первое упоминание о Москве?

Б) Кто основал Москву?

1) Иван Калита

2) Юрий Долгорукий

3) Александр Невский

В) Кто из них начинает родословное древо московских князей?

1) Иван Калита.

2) Юрий Долгорукий

3) Александр Невский

Подготовка к изучению нового материала.

  1. При помощи цифрового блокнота покажите, имя какого князя вы не записали при ответе? (1.Иван Калита)
  2. Работа с учебником. Откройте учебник на странице 34. Найдите в родословном древе московских князей Ивана Калиту. Он считается Иваном I. Его сын, носивший прозвище Кроткий, считается Иваном II. А сегодня на уроке мы будем говорить про Ивана III.

Работа по теме урока.

  1. Записать число и тему урока в тетради.
  2. Целеполагание. Что же сегодня на уроке нам предстоит узнать? (Высказывания учеников и обобщение учителя: узнаем о деятельности Ивана III; о том, каким было государство Российское во времена его правления; о том, какие изменения произошли в Москве.)
  3. Проверка домашнего задания. Опишите внешность Ивана III и черты его характера? (По отзывам современников, московский князь Иван III был видный и представительный мужчина: высокий, худощавый, с зычным голосом. Держался он гордо, даже величественно, как и подобает правителю огромного княжества. Правда, при ходьбе, подобно многим людям высокого роста, он заметно сутулился. Это был умный и дальновидный человек, отличавшийся большим упорством в достижении своих целей. Князь был скор в своих делах и поступках, но не любил без нужды торопиться, и не считал нужным проявлять медлительность.) Рассматривание иллюстрации на стр.69 “Рассказы по родной истории”. Н.И.Ворожейкина, В.М.Соловьев, М.Т.Студеникин. Учебник для 5 класса средней школы. 1993 г.
  4. Работа в группах. Класс делится на группы по 6 – 7 человек. Проверка домашнего задания. Используя учебник и дополнительную литературу, составить банк данных о делах князя московского – Ивана III. Записать на отдельных карточках.
  5. Карточки выставляются на магнитную доску. Убрать повторяющиеся карточки. Записать в тетрадь. Рассказать о делах Ивана III подробно. (Формирование монологической речи учащихся).

Отказался платить дань Золотой Орде.

Вместо того чтобы, опустившись на колени, принять от ордынских послов ханскую грамоту (басму), Иван III разорвал ее и, бросив под ноги, растоптал. Одного из послов он велел отпустить в Орду и передать хану такой ответ: “Та курица умерла, которая носила татарам золотые яйца”. (Рассматривание иллюстрации на стр. 70 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.).

Стояние на реке Угре.

Сто лет прошло после Куликовской битвы. Новая встреча русских и монголо-татар произошла в 1480 году на реке Угре, притоке Оки, недалеко от Калуги. (Работа с картой). Летопись говорит, что в русском войске было 180 тысяч человек. Русское войско заняло броды, и все попытки хана Ахмата перейти реку заканчивались неудачей. Началось знаменитое “стояние на Угре”. Стрелы ордынцев, долетев до противоположной стороны реки, были уже на излете и теряли силу, не причиняя вреда русским воинам. Русских защищали крепкие стальные доспехи. Было и еще одно преимущество. Летописец сообщает о применении пищалей – ручного огнестрельного оружия. Никто не решался начать наступление. Несколько дней простояли войска друг против друга и разошлись. Этот день – 11 ноября 1480 года – принято считать днем освобождения Руси от монголо- татарского ига. (Рассматривание иллюстрации на стр. 71 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.).

Объявил себя государем “всея Руси”.

В Москве складывается все более торжественный и строгий ритуал приема послов.

Если раньше Иван III именовался “государем всея Руси” только в домашнем обиходе, то теперь этот титул начинает употребляться в дипломатических бумагах.

Появился новый герб.

На своей печати Иван III впервые соединил московский герб – скачущего всадника – с двуглавым византийским орлом. (Рассматривание иллюстрации на стр. 73 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.)

Покорил Новгород.

Когда Новгород отказался присягнуть государю, Иван Васильевич во главе своих полков двинулся на город. В июле 1471 года на реке Шелони новгородское ополчение было разбито. Новгород стал называться “отчиною” московского князя. В честь покорения с площади Новгорода был увезен большой колокол, созывавший народ на “вече” (его водрузили на колокольню Успенского собора). (Рассматривание иллюстрации на стр. 72 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.).

Строительство в Москве.

Как вы думаете, зачем Иван III звал к себе на службу мастеров из других стран?

Практическая работа в тетради “Введение в историю” стр.19. При каких князьях были построены стены Кремля: деревянные, белокаменные, кирпичные? Соедините стрелками.

О каком зодчем узнали? Какой собор он построил и за какое время? Практическая работа в тетради “Введение в историю”. На стр.18 обозначьте цифрами: 1 - Успенский собор, 2 - Благовещенский собор, 3 – Архангельский собор. На странице 20 найдите Грановитую палату. Покажите ее номер на цифровом блокноте. Расскажите, для чего она предназначалась.

Обобщение материала.

Выполнили ли мы задачи урока?

Да, действительно, со временем Московское княжество значительно раздвинуло свои границы. (Работа по карте) Под властью Москвы были объединены многие земли (Тверь и Рязань, Новгород и Псков, Черниговские и Смоленские земли).Все они стали называться Россией.

Иван III умер 66 лет от роду. Его похоронили в еще не достроенном Архангельском соборе Кремля. Московская Русь при нем превратилась в одну из ведущих стран мира. Широко сотрудничая с Западом, Иван Васильевич свято хранил русские обычаи, гордость и достоинство русских людей.

Объяснение домашнего задания.

Прочитайте в учебнике “Введение в историю” на странице 42 последний абзац.

Все больше расширялись связи России с другими странами: приезжали купцы, ремесленники, разные мастеровые люди. Но и сами русские люди все больше интересовались миром, с которым вели торговлю, и было у них желание открыть для себя доселе неизведанные земли.

О “Хождении за три моря” Афанасия Никитина узнаете дома.

О первых русских князьях для учащихся начальных классов


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Описание материала: Предлагаю вам литературный материал - справочник о первых русских князьях. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: беседа, классный час, викторина, игровой час, внеклассное мероприятие, виртуальное путешествие и т.д. Материал призван помочь любому ученику ответить на такие вопросы важные вопросы, как:
1) Как жили славяне в древности?
2) Когда образовалось первое русское государство?
3) Кто управлял им?
4) Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств?
5) В каком году состоялось Крещение Руси?
Цедь: создание краткого, красочного интересного справочника о первых русских князьях.
Задачи:
1.Способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси.
2.Вызвать интерес учащихся к истории России, литературе, расширить представление об истории России, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
3.Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию обучающихся.
Оборудование:
Выставка детских книг по истории России:
1.Бунаков Н. Живое слово.С-П.,1863.
2.Вахтеровы В. И Э. Мир в рассказах для детей. М., 1993.
3.Головин Н. Моя первая русская история в рассказах для детей. М.,1923.
4.Ишимова А. История России в рассказах для детей. М., 1990.
5.Петрушевский. Рассказы про старые времена на Руси. Курск,1996.
6.Что такое? Кто такой?М.,1990.
7.Чутко Н.Я., Родионова Л.Е.Твоя Россия: Учебник-хрестоматия для нач.шк.Обнинск. 2000.
8.Тенилин С.А.Династия Романовых.Краткий исторический справочник,Н.Новгород,1990.
9.Энциклопедия.Я познаю мир. История России. Астрель,2000.
10..Энциклопедия для детей. История России.М.,1995.

Ход мероприятия:
Рассказ учителя.
Известно, что основным письменным источником о далеких временах нашей родины являются летописи, в том числе знаменитая «Повесть временных лет», составленная в ХII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.


Сегодня мы с вами совершим очередное виртуальное путешествие в Древнюю Русь и узнаем, как жили и кто правил нашим народом в древности. Мы соберём с вами основные сведения о жизни первых русских князей и составим свой письменный источник для всех любознательных школьников, который назовём «Краткий исторический справочник о первых русских князьях».
Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь приняла Святое Крещение. Это произошло при князе Владимире, которого прозвали в народе Красное Солнышко, – Крестителе Руси в 988 году.

Сегодня мы отмечаем 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира.

Князь Владимир – любимый внук княгини Ольги, которая много сделала для распространения веры Христовой на Руси. Наше далекое прошлое – россов, русских, россиян – связано с племенами древних славян. Славянские племена (кривичи, северяне, вятичи, радимичи, поляне, древляне…) постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли. Во главе такого объединения стоял старейшина, вождь (называли его князем). Но князья никак не могли жить дружно, в мире: не хотели делить богатство и власть. Эти раздоры продолжались долго.
И тогда славянский народ решил :«Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был бы справедливым и умным». Так рассказывает летопись.
Обратились славяне за помощью к варягам (жили варяги в северной стране Скандинавии). Славились варяги своим умом, терпением и воинской доблестью.
В 862 году первыми Правителями в Древнем Отечестве стали братья Рюрик, Синеус и Трувор.


Первый русский князь Рюрик привёл своё войско (дружину) в Новгород и стал там княжить.


Страна, в которой они поселились, стала называться Русь.
С этого времени Русью начали называть земли, на которых правил Рюрик и после него - другие варяжские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

Рюрик (ум. 879) - варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

В одном из походов в чужие земли Рюрик погиб. Вместо него стал княжить его родственник – князь Олег.

Олег Вещий (882 –912)

«Пусть этот город будет матерью городам русским!» - так сказал князь Олег про Киев-град.Олегу очень понравился г. Киев и он остался княжить там (так повествует летопись, в 911 году, в самом начале X века).


Город был окружен рвом и крепкими бревенчатыми стенами.


При Олеге Киев не только богател, но и сильно укреплялся. Укреплял свою власть князь при помощи военных походов, приносивших большие богатства. Олег получил в народе прозвище «вещий», то есть всеведущий, знающий то, что другим знать не дано. В этом прозвище отражены его прозорливость, мудрость.
Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня.


Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.
Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?»
Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.


Репродукция картины В.М.Васнецова «Прощание Олега с конём»
Эти картины Васнецов написал к произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»


(Демонстрация книги. Зачитывается отрывок.)
Ученик:
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб. Был Олег не только храбр, но и умен, победил много соседних народов, управлял государством 33 года.

Игорь - сын Рюрика. (912-945)

Игорь принял власть над Русью после смерти Олега. Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким ребенком и не мог сам управлять народом. За него княжил его дядя, Олег, который очень любил племянника и заботился о нём. Правление Игоря ознаменовалось несколькими крупными военными походами русских войск. Помимо Византии, руссов привлекали берега Каспийского моря, которые манили своими богатствами, ведь по Волге через море шёл знаменитый торговый путь ("из варяг в греки"), который связывал Русь со странами арабского Востока.

Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало. Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Так и сделали.

Ольга Святая (945 –ок.965 гг.) – великая княгиня,вдова князя Игоря.

Княгиня Ольга – одно из самых интересных лиц древней русской истории. Своеобразие ее положения состоит уже в том, что из всех правителей «империи Рюриковичей» она – единственная женщина. Происхождение ее неизвестно. Вероятно, она была «от рода же ни Княжеска, ни Вельможеска, но от простых людей».
В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств.
Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. 957 г. – крещение княгини Ольги в Константинополе в храме Святой Софии. Высокие нравственные идеалы христианства, главные заповеди Божии "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и ближнего твоего, как самого себя", – стали близкими сердцу княгини Ольги. Ольга прославилась на Руси делами благочестия, построила один из первых русских христианских храмов –деревянный храм Святой Софии в Киеве.


Летопись называет Ольгу «мудрейши всех человек» и рассказывает о неустанных заботах княгини по «устроению земли». Крещение же всея Руси произошло лишь при внуке Ольги – князе Владимире. Ольга прожила очень долго и оставила о себе самую добрую память.

Князь Святослав Игоревич (957 – 972)

Святослав с малых лет отличался волей, благородством и мужеством. Он постоянно упражнялся в верховой езде, учился владеть копьем, стрелял из лука и вырос могучим богатырем. Одевался Святослав не как князь, в дорогие одежды, а как простой воин. Святослав был живым воплощением могучей силы. Князь-воин прожил всего 27 лет, но он успел совершить шесть победоносных походов и остался в памяти русичей молодым и отважным. В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, нарезав тонкими ломтями конину, либо «зверину» (дичь), либо говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он и шатров, а спал на земле. Мрачный и свирепый, он презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло.
Отправляясь в поход, посылал сначала гонцов сказать: «Иду на вы».

Великий князь Владимир – внук св. Ольги, сын Святослава.

Ученик:
Выбор веры – луч в оконце,
Словно солнца поворот.
В простоте сердечной Солнцем
Звал Владимира народ.
Благодать сошла Господня.
Озарился свет Христов.
Веры свет горит сегодня,
Став основой из основ.

Княгиня Ольга, часто беседуя с внуком, рассказывала о своем путешествии в Царьград, о землях чужих, неведомых, о народах. А все больше о Боге своем – Христе и Матери Его, Деве Марии. От природы мудрый, предприимчивый, отважный и воинственный, он вступил на престол в 980 г.
Будучи язычником, Владимир был властолюбивым, ревностным приверженцем идолопоклонства.
Языческие боги славян


Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы, устраивали ритуальные пиршества.


Нестор-летописец перечисляет имена языческих кумиров, которых князь Владимир, будучи еще язычником, поставил на холме за великокняжеским теремом: «деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.


И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей».
Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.


Такой была Русь накануне Крещения…
В свои молодые годы князь Владимир знал, что может объединить людей, сделать одним большим народом великой державы. Это единая вера, та вера, которой жива душа. Та вера, что не продается и не покупается, но за которую и не жалко и жизнь отдать.
Кто же и как предлагал выбрать князю Владимиру веру?
Волжские булгары – магометанскую веру, немцы – католицизм, хазары – иудейскую веру, византийцы - христианскую веру.Христианскую веру князь Владимир познал от одного греческого философа.
В 988 г. принял он крещение в городе Корсуни и наречен был именем Василий. Перед этим событием князя поразила слепота, от которой он внезапно получил исцеление во время совершения над ним таинства крещения. Возвратившись в Киев, великий князь крестил, прежде всего своих детей на реке Почайне, что впадает в Днепр. То место, где они были крещены, до сих пор называется Крещатиком. Затем, уничтожив в городе идолов, обратил в православную веру киевлян и тем самым положил начало распространению христианской веры на Руси.


Крещение Руси
1 ученик:
Полдень, зноем прогретый,
Пышет жаром земля.
Волны теплого света
Заливают поля.
Над зеленым простором,
Где петляет река,
Словно снежные горы,
Вдаль плывут облака.
Я стою над обрывом,
Золотой вижу плес,
Треплет ветер лениво
Пряди белых берез.
Серебрится теченье,
Струи, как из стекла,
Здесь Святое Крещенье
Наша Русь приняла.
Кружат белые птицы
Над Днепром в вышине,
И слова летописца
Вдруг припомнились мне.

2 ученик:
Нестор точно и живо
День святой описал:
Все спешили к обрыву,
Шел к Днепру стар и мал.
Ликовала природа,
Даль прозрачно светла!
И собралось народу
На Днепре без числа.
Солнце только всходило,
Розовел небосвод.
С образами, с кадилом
Шел к реке крестный ход.
Ризы ярко сверкали,
Украшали кресты
Жемчуг, камни, эмали
Неземной красоты.
Шли священники с пеньем
И несли крест святой,
Погрузили с моленьем
В воду крест золотой.

3 ученик:
Над днепровскою кручей
Наблюдал за крещеньем
Князь Владимир могучий
В дорогом облаченье.
В воду шли киевляне
И входили по грудь.
И отныне славяне
Новый выбрали путь.
С неба ангелы пели,
Серебрилась река,
Та, что стала купелью
Для Руси на века.
Распахнулось на небе
Золотое окно:
В благодатный молебен
Много душ спасено!

Повелел князь Владимир всюду крестить народ и строить деревянные церкви, ставя их в тех самых местах, где прежде стояли идолы.Прекрасные произведения греческого зодчества появились в России. Храмы украшались живописью, серебром, золотом. И с той поры вера Христова стала распространяться всюду по русской земле и проникать в самые отдаленные ее окраины.


Святой Владимир заботился о своем народе, открывал и благоустраивал училища, больницы и богадельни.Нищие, бедные и слабые находили у него отеческую защиту и покровительство.
Так прожил князь Владимир до своей кончины и умер в любимом своем селе Берестове,
близ Киева, 15 июля 1015 года. Церковь Русская по достоинству оценила великий подвиг князя Владимира и причислила его к лику святых, наименовав его Равноапостольным. Память его чтится Церковью в день его кончины.
В этом 2015 году мы чтим память 1000-летие преставления Великого Святого.

Проверь себя: «Первые русские князья»

1.Установите хронологическую последовательность правления первых русских князей
(Рюрик, Олег. Игорь, Ольга, Святослав, Владимир …)
2. Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства.
(Олег. В 882 г. князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.)
3.Укажите имя князя, который всегда предупреждал своего противника о наступлении фразой «Иду на Вы» (Князь Святослав-сын Игоря и Ольги)
4.Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Эта вера получила своё название от слова «народ». Как называлось это верование?
(Язычество. «Народ» – это одно из значений древнеславянского слова «язык».)
5. За то, что сделал он такое великое и святое дело - крестил в истинную веру свой народ - стал он после смерти святым и угодным Богу. Теперь его так и называют - святой князь. Какой князь крестил Русь? (Святой князь Владимир – внук княгини Ольги).
6. На какой реке состоялось Крещение Руси? (На реке Почайне, что впадает в Днепр)
7.Где приняла свое Крещение Христово Великая княгиня Ольга?

Как-то застала своего сына в нервном состоянии – он читал учебник по истории и возмущался. “Почему одни Кати, Ани и Пети? Других имен, что ли, не было?!” “Откуда взялась какая-то Анна Леопольдовна? “. “Ничего не понятно, где у людей логика?!” А знаете, что его поразило, когда Екатерина II стала править? “Она же не русская”.

В детстве я зачитывалась Морисом Дрюоном и Александром Дюма. Так что я спец по французским королям. А по русским коронованным особам у меня тоже было пособие – двухтомник под названием “Емельян Пугачев”. Я злостно пропустила все народное движение, но досконально изучила историю Екатерины II. Но Глебу ведь не предложишь ни “Петра Первого” Толстого, ни “Фаворита” Пикуля.

Так, думаю, пора обзавестись внятной интересной книгой про российских царей, императоров и императриц. И она нашлась! В удивительное время мы живем, практически на любой запрос есть увлекательная книга с веселыми картинками.

“Романовы. Моя первая книга о русских царях”

Книга про династию Романовых оправдывает свое название. Именно она может стать той самой, от которой рождается интерес. А на будущее, я уверена, издательство “Пешком в историю” приготовило много сюрпризов по истории России. Вместе с этими книгами мы с Глебом выучим предмет от А до Я, и нам будет совсем не скучно!

Начинается с генеалогического дерева. Очень удобно. Если запамятовал, кто за кем и на ком женат, то смотрите на картиночку. К тому же на этом развороте дается внятное определение монархии.

Теперь я понимаю, почему никогда не интересовалась ранними Романовыми. Про них просто не было хорошей книжки. Образование династии мне напоминает переход французской короны от Плантагенетов к Валуа. Когда закончились все настоящие и лже-Рюриковичи, то шапку Мономаха надели на дальнего родственника – Михаила Федоровича.

Кстати, только что пробегал Глеб и сообщил, что Федор Алексеевич, третий Романов, был очень крут. Да? Изучаю посвященную ему страницу. Ну да. Был образован, провел реформы, боролся с местничеством, построил кучу всего. Хм, достойный старший брат Петра I. Жалко, что так мало процарствовал. Может быть, и Россия пошла бы по пути постепенных, а не крутых реформ.

Как устроена книга

Про каждого из Романовых текст устроен таким образом, чтобы максимально остаться в памяти у читающего. Из всего многообразия информации выбраны самые интересные и важные факты. И даже скучные, с моей точки зрения, внешне- и внутриполитические новости изложены с юмором. Кому-то может не понравиться такое вольное обращение с царственными особами. Вот эти смешные вставочки. Посмотрите на Екатерину I!

Или на Елизавету Петровну! Если честно, то я питаю к ней слабость. Как и к ее первой тезке из Англии. Обе незамужние, веселые, красивые, обе с непростым доцарственным прошлым.

С большим вниманием прочитала я про Анну Иоанновну. Наконец-то я поняла, кто она такая (смотрим разворот с древом).

Обращаем внимание на мигающие лампочки! Они стоят около вопросов к пройденному. Вот читаешь ты про Александра III, а тебе задается коварный вопрос: “Помнишь, когда правил Павел I?” Мне понравился этот правитель. И это заслуга авторов книги. Про каждого из Романовых они нашли что-то человеческое. Например, в семье Александра III было принято читать на ночь. Интересно, что они читали. Хотя тогда было много достойных авторов. Достоевский, например.

Отдельное спасибо за связь с современностью. Мне кажется, показывать ее очень важно для изучения истории. Тогда дети поймут, что это реально было на самом деле. Не сказочки какие-то, не легенды, не чушь, которую можно пропустить мимо ушей. А то, что реально можно потрогать, увидеть, осознать. Например, в Москве сохранился дом, где жили бояре Романовы. Так и хочется побежать посмотреть. Или наш Московский зоопарк. Он был основан при Александре II. История вокруг нас!

И вообще, мне вдруг стало немножко обидно за нашу страну. Вон сколько всего было: и перевороты, и убийства, и безумные правители. Мы ничем не хуже старушки Европы. Просто хуже знаем свою историю.

Спасибо издательству, что выпустило такую полезную книгу. И, судя по тому, что в продаже уже второе издание, не одна я так думаю.

Кстати, если вы не собираете коллекцию исторических книг и не увлекаетесь этой наукой в принципе, то “Романовых” надо приобрести по одной простой причине.

История. Седьмой класс и восьмой класс

В учебник входит все, что после Смутного времени, – а это начало правления Романовых, реформы Петра I, дворцовые перевороты и т.д. Моя мечта, чтобы к каждому школьному учебнику прилагался перевод на нормальный, доступный язык. Ставлю галочку.

Когда дело касается школьного курса истории, то меня очень раздражает такой факт.

Отсутствует какая-либо связь историй. Сначала учим историю Европы, потом историю России. И такое впечатление, что они существуют совершенно автономно. А вот посмотрите на разворот нашей книги. Речь идет об Алексее Михайловиче, папе Петра Первого. АААА! Алексей Михайлович любил котика! Ну все, такой правитель не может быть плохим. Он даже на обложке нарисован с котиком. Как мило.

Но я не об этом. Видите в правом верхнем углу абзац “А в это время в Англии…” То есть когда Атос сидел под эшафотом Карла I, Степан Разин бросал за борт княжну. Ну плюс-минус десяток лет.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»