Грамматическое значение слова и способы его образования. Урок русского языка "Глагол (общее грамматическое значение)"

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Глагол разряд слов, которые обозначают действие, состояние и т.д. как процесс и обладают категориями лица, времени, наклонения, вида, залога (все эти категории имеют отношение к выражению процесса), а также категориями числа и рода (в формах прошедшего времени единственного числа и в формах сослагательного наклонения единственного числа). Уже из этого перечисления видно, что глагол – самая сложная и самая богатая по системе форм (и их значений) часть речи. Основная функция глагола – функция сказуемого.

Грамматическое значение глагола

· действие (играть, охотиться, изучать );

· состояние (лежать, спать, страдать );

· отношение (соседствовать, принадлежать ).

Все перечисленные значения могут быть выражены и другими частями речи (разбег; скучно, сосед ), однако для семантики глагола определяющим является граммема процессуальности.

По словам Б. Тошовича, «глагол − это часть речи, которая выражает концептуальный сплав, состоящий из динамики, статики и реляции, в котором всегда по-разному сочетаются эти три суперденотата».

Выраженность морфологических категорий

Инфинитив

Инфинитив (от лат. infinitivus - "неопределенный") – это исходная форма глагола, которая называет действие, состояние и т.д. безотносительно к лицу, времени, наклонению.

Сам по себе инфинитив не обладает категориями лица, времени, наклонения. Однако в конкретных речевых условиях инфинитив может выражать значения, свойственные тому или иному времени и наклонению. Например: "Быть бычку на веревочке". В этой поговорке инфинитив употребляется в значении будущего времени с оттенком безусловности осуществления действия. Ср. и в газетных употреблениях: "Одним словом, быть венскому чемпионату интересным" (Комс. пр. 1987.14 апр.); "Итак, новогоднему городскому празднику – быть " (Лен. пр. 1989. 10 янв.). В случае, если при инфинитиве есть отрицание, идея безусловности реализуется как условная невозможность, неосуществимость действия: "Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа" (Ес.); "Не заслонить вам свет дневной тревожной тенью ночи" (Марш.). То же значение – убежденность в неосуществимости действия – выражается и при использовании вместо отрицания конструкции где + дательный падеж (обычно местоимения): "– Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых же шагах он тебя сбросит..." (Л.). Очевидно поэтому, что употребление инфинитива, подобное приведенному ниже, неудачно. Так, под рубрикой "Тревожный сигнал" газета дала заголовок "Где быть бассейну?" (Веч. М. 1987. 10 июня). Оттенок уверенности в осуществлении действия, который свойствен инфинитиву (в значении формы будущего времени) явно не соответствует данной конкретной ситуации. Ведь и название рубрики ("Тревожный сигнал"), и вопросительное "где" заголовка говорят о том, что места для бассейна нет.

Инфинитив может выражать и значение, свойственное формам прошедшего времени. Например: "Разыграть такого дурака. Стрелять два раза и не попасть. Этого я себе никогда не прощу" (Ч.); "Татьяна – ах! – а он реветь " (П.). То же значение имеет инфинитив в конструкции с как (же) не: "А скажите, – обратилась Марго... к Азазелло, – вы его застрелили, этого барона?" – "Натурально, – ответил Азазелло, – как же его не застрелить ?" (М.Булг.).

С соответствующей интонацией (о которой на письме сигнализирует восклицательный знак) инфинитив способен выразить значения, свойственные повелительному наклонению, обычно категорический приказ, категорическое требование: "Встать !", "Молчать !", "Не разговаривать !", "Не курить !" Ср. также: "Но не успели они сделать и десяти шагов, как с балкона понеслись новые оглушительные крики. "Ай-яй-яй! Мне! Хочу-у! А-а-а! Д-а-й! Позвать !" (Купр.). Ср. и значение пожелания, передаваемое формой инфинитива: "... человек в капюшоне, пересек площадку сада, вступил на мозаичный пол балкона и, подняв руку, сказал высоким приятным голосом: "Прокуратору здравствовать и радоваться " (М.Булг.).

В сочетании с частицей бы инфинитив может передать и значение желательности действия, характерное для сослагательного наклонения (но с оттенком понимания того, что это трудноосуществимая мечта): "Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье!" (П.); "Улететь бы вольною птицей от всех вас" (Ч.); "Ах, мне бы уйти на дорогу свою, достоинство гордо храня, но, старый солдат, я стою, как в строю, – вот так она любит меня" (Б.Ок.). В сочетании с отрицанием инфинитив + бы выражает предостережение от совершения какого-то действия: "Только бы нотки неверной нам невзначай не пропеть " (Б.Ок.); "Но из грехов своей Родины вечной не сотворить бы кумира себе" (Б.Ок.). Так что "безликий" по форме инфинитив в живом употреблении может быть очень выразительным.

Многообразны синтаксические функции инфинитива; он может быть не только сказуемым (подобно спрягаемым формам глагола), но и подлежащим, дополнением, определением и обстоятельством. Например: "Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, – это большое удовольствие" (Ч.)(подлежащее ); "Пашню пахать – не руками махать " (пог.)(подлежащее и сказуемое ); "Григорий дал коню отдохнуть " (Шол.); "Она [песенка] возникает с рассветом вдруг, медлить и лгать не обученная" (Б.Ок.)(дополнение ); "Наташа привычно рассмотрела туалеты дам, осудила манеру держаться " (Л.Т.); "Ты клятву давал, Санька, – сказал он, – бороться и искать, найти и не сдаваться " (Кав.) (определение ); "Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру" (Гог.)(обстоятельство ).

Подавляющее большинство глаголов имеет инфинитив с суффиксом -ть, причем некоторые из них кончаются на - сть, -зть. Среди глаголов на -сть, -зть есть как литературные, так и нелитературные, просторечные. Просторечны те глаголы на -сть, -зть, ккоторым есть однокоренные синонимы на -сти, -зти, например: месть – мести ; несть – нести ; привезть – привезти .

Примечание. В XIX веке, особенно в его первой половине, инфинитивы несть, цвесть и под. были широко распространены и не имели просторечного характера.

Небольшая часть глаголов имеет инфинитив на -ти и -чь : брести, обрести, плести, везти, ползти и др.; беречь, лечь, мочь, печь, стеречь, течь и др.

ОСНОВЫ И КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ. ВЛИЯНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ КЛАССОВ НА НЕПРОДУКТИВНЫЕ, ОЦЕНКА ВАРИАНТНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛОВ НЕПРОДУКТИВНЫХ КЛАССОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Подавляющее большинство глаголов имеет две основы: настоящего (или простого будущего) времени и инфинитива (с которой совпадает в большинстве случаев основа прошедшего времени).

От основы настоящего времени * образуются формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени и деепричастие несовершенного вида , например: держ(ат) (основа настоящего времени глагола держать ) → держи(те), держ-ащ-ий, держ-а; направля[j]**(yт ) (основа глагола направлять) → направляй, направля[j]-ущ-ий, направля[j]-[э]м-ый, направля[j]-[а] (орфографически направляя) и т д.

* Эту основу находят "отсечением" окончания 3-го лица множественного числа: держать → держат → держ-; вести → ведут – вед- и т. д.

** Буквы е, я, ю , стоящие после гласных букв, передают два звука: j (на конце слова или слога передается буквой й) и соответственно [э], [а], [у]. Поэтомую в форме 3-го лица множественного числа направляют – это обозначение звуков [j] и [у] и окончание в этой форме -ут , a j – это последний звук основы.

От основы инфинитива * образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: держа(ть) → державш-ий; направи(ть) → направи-вш-ий, направл-енн-ый, направи-в.

* Основу инфинитива находят "отсечением" суффикса инфинитива: держать → держа-; направить → направи-; оцепенеть → оцепене- и т. д.

У сравнительно небольшого числа глаголов основы инфинитива и прошедшего времени не совпадают (у таких глаголов, следовательно, три основы). Это глаголы на -чь, -сти (и-сть) и на -ну (если суффикс -ну не имеет значения однократности действия): беречь, нести, класть, сохнуть и т.п. Формы причастий прошедшего времени таких глаголов образуются от основы прошедшего времени : беречь → берёг → берёг-ш-ий; нести → нёс → нёс-ши-й; класть → кла(л) → клав-ш-ий; высохнуть → высох → высох-ш-ий) и т.п. (об образовании деепричастий от таких глаголов см. "Деепричастие").

Соотношение основ настоящего (простого будущего) времени и инфинитива определяет принадлежность глагола к тому или иному классу.

Класс глагола это группа слов, в пределах которой глаголы имеют одно и то же соотношение основ (и характеризуются определенной системой спрягаемых форм). Различают классы продуктивные (с соотношением основ, свойственным и вновь образующимся глаголам ) и непродуктивные (с соотношением основ, сохраняющимся лишь в определенных глаголах и несвойственным вновь образующимся глаголам) . Продуктивных классов пять, и они имеют следующее соотношение основ:

Влияние продуктивных классов сказывается не только в том, что по их образцу создаются новые глаголы, появляющиеся в языке (состыковаться, вживлять, пылесосить, задействовать, опредметить, отфутболить, химичить и гл.) или в речи отдельных авторов (оравнодушеть, охалатиться – Ч.; вымечтать – Цвет.; недолауреатить – Э. Рязанов и т.д.), но и в том, что непродуктивные глаголы постепенно переходят в продуктивные. Так, некогда непродуктивный глагол страдать теперь относится к 1-му продуктивному классу (ср. в текстах его прежние формы: "Я плачу, я стражду, не выплакать горе в слезах" Кук.; "И страждут озими от бешеной забавы. И будит лай собак уснувшие дубравы"– П.). О былой непродуктивности этого глагола говорит и сохранившееся до сих пор причастие страждущий, используемое теперь также в роли прилагательного и существительного: "Сюда во всей пустыни стекаются страждущие в поисках исцеления от всевозможных недугов" (Н.Вав.). Был раньше непродуктивным и глагол икать (теперь относится, как и страдать, к 1-му продуктивному классу), что видно по его форме в поговорке с холоду ежится, с голоду ичется. А некоторые глаголы, испытав влияние продуктивных классов, сохранили и старые формы непродуктивных моделей: махать (махаю, махаешь и т.д. и машу, машешь и т.д.), тыкать (тыкаю и тычу), рыскать (рыскаю и рыщу) и др. (подробнее о них и различии между их синонимическими формами см. "Категория лица").

Глагол - это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета как процесс.

Предметные характеристики выражаются в нескольких планах: а) статических признаков или принадлежности, обозначаемых прилагательными и местоимениями; б) количественных и порядковых определений, обозначаемых числительными; в) динамических признаков, обозначаемых глаголами.

По своему значению глагола противопоставляются прежде всего прилагательным, а также другим именным частям речи, как слова, выражающие признак в процессе ее становления, продолжения или развертывания. Сравните, например: белый снег и белеет снег, письменный стол и писал за столом; два глаза и двоится в глазах; свое мнение и усвоить мысль. В названных парах слов общего корня одни обозначают стали признаки предмета или количество их, а другие выражают динамические признаки, связанные с деятельностью человека или с активностью предмета.

По грамматическим признакам глагола также отличаются от других частей речи. Так, прилагательные, связываясь с существительными, выражающими значение признака в грамматических категориях рода, числа и падежа, зависимых от существительных. Глагол также может иметь категории рода (по связям с местоимением) и числа, зависящие от существительного, но оно должно еще присущие только ему категории вида, переходности / непереходности, состояния способа и времени, характеризующих признак предмета в процессуальном выражении.

Процессуальность, или динамизм, - это становление или развертывания признаки во временной перспективе. Различные модальные, видовые оттенки, указание на активного или пассивного деятеля и другие дополнительные характеристики своеобразно проявляются в глаголе, тесно связываясь с его семантикой.

Особенностью глагола также сочетание в его парадигме различных грамматических форм: диевидминювани личных (пишу, писать, пиши и др.) И родовых (писал, писал, писал бы и др.); падежных (пишущий, написанный) и неизменяемых - деепричастных (писал, написав) и инфинитивной, или неопределенной, форм (писать, написать).

Диевидминювани формы действительного, условного и повелительного способов (личные и родовые) выполняют в предложении предикативную функцию, выступая в роли сказуемого: Поезд тронулся; Скоро липа зацветет; Пусть будет мир. Отдельные глагольные формы выполняют атрибутивную функцию (прочитанная книга, закрытое окно) и функции обстоятельств (Отдохнув, приступил к работе). Неопределенная форма глагола (инфинитив) входит в систему его парадигмы как начальная форма, в которой сказывается действие (динамическая признак) безотносительно к деятелю или предмета. Грамматические значения наклонения, времени, лица (рода) и числа выражаются диевидминювани формами глагола; в инфинитиве выражаются только значение вида, переходности / непереходности, состояния. Именно этими значениями отличается глагольная форма инфинитив от существительных с обобщенным значением действия. Сравните, например привыкать-привычка, послать - послание, думать - думает, соревноваться -змагання. В синтаксическом употреблении заметно больше общего с существительным: инфинитив может быть подлежащим (Жить - значит работать), приложением (Приказано отозвать), несогласованным определением (умений есть желание работать), обстоятельством (Сын уехал учиться).

Все глагольные формы объединяются в одну стройную систему на основе общего лексического значения процессуальной и загальнодиесливних категорий вида, переходности / непереходности и состояния, а также способностью их управлять именных формой косвенного падежа и сочетаться с обставиннимы словами, например: ехал к отцу, пойду к школы, прочитала бы вечером, выполненный давно, сказав умышленно, обежать вокруг.

часть речи

глагол

выражающий

Действие или состояние предмета

морфологические признаки

Диевидминювани слова. Начальная форма: неопределенная форма. Имеют вид, переходность или непереходность, способ, время. Диевидминюються за лицами и числами (настоящее, будущее время действительного образа и повелительное наклонение).

Глагол образует также формы причастия и деепричастия. Причастие изменяется по родам, падежам и числам. Имеет состояние, вид и время. Деепричастие - неизменяемой форма. Имеет вид и время

синтаксическая роль

Основная: сказуемое (личные формы всех трех способов). Неосновная: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство - для неопределенной формы; определение и именная часть составного сказуемого - для причастия; обстоятельство - для деепричастия

Глагол может означать:

а) реальную физическую действие лица: идти, писать, рисовать;

б) состояние, в котором находится предмет: лежать, спать, стоять;

в) становление предмета: гнить, расцветать, стареть;

г) отношение лица к кому-либо, чего-либо: любить, уважать, почитать;

г) желание: хотеть, желать, хотеть;

д) речи: говорить, рассказывать;

е) мышления: думать, мечтать; т.

Формы глагола:

а) неопределенная форма;

б) личные (неинфинитивни) формы;

в) причастие;

г) деепричастие;

г) безличные формы на -но, -то.

Неизменяемой глагольная форма, называет действие, но не называет ни времени, ни лица, ни числа, ни рода, называется неопределенной форме (инфинитиве).

Форма инфинитива отвечает на вопрос что делать? .что Делать?

Например: Можно выбрать друга и по духу брата, Но нельзя родную мать выбирать (В. Симоненко).

Неопределенная форма глагола употребляется тогда, когда нужно назвать действие вообще, безотносительно к тому, кто ее выполняет и когда: пока не вспотеть, до тех пор уметь (Нар. Творчество). Инфинитив является начальной формой глагола.

Инфинитива свойственны такие грамматические признаки, как переходность (строить) и непереходность (идти), вид (совершенный или несовершенный: белить - побелить, стучать -стукнуты).

Инфинитив имеет суффикс ти (ть). Суффикс ть чаще употребляется в устной речи, художественной литературе. К примеру:

Ой вишенка, Черешенька, Почему обильно нерождающая? Молодая дивчинонько Почему гулять не ходишь?

(Род. Творчество)

Глаголы неопределенной формы по значению близки к существительных и в предложении могут замещаться ними.

Например: писать грамотно - грамотное письмо: курить вредно - курение вредно.

Слова покушать, питонькы, баиньки (а также исткы, источкы; пытка, питочкы; в постель, спаточкы, спатунечкы) представляют собой глаголы, эмоционально окрашенные с помощью грамматических средств. Поскольку эти слова называют действие (покушать, питонькы) или состояние (баиньки), но не указывают на время, лицо и число, отвечают на вопросы что делать?, то их надо считать неопределенную форму глагола. Есть основания рассматривать эти слова как таковые, в которых суффикс ти расторгнут вкраплением ласкательных суффиксов -к-, -оньк-, -очк- и под.: ис-т (очк-) и, пи-т (-оньк-) и.

Итак, покушать, питонькы, баиньки - глаголы в неопределенной форме.

Инфинитив может выступать в функции любого члена предложения, однако чаще всего выступает в роли главного члена в безличном предложении: Или разумное говорить, или совсем молчать (Нар. Творчество). Кроме того, инфинитив может означать уверенность, решительность, приказ и тому подобное.


Глагол - часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать - написать, работать - поработать, экономить - сэкономить, нести, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться).
Глаголы бывают несовершенного (строить, делать, объединять, опираться, достигать, исчезать) и совершенного вида (построить, сделать, опереться, достигнуть, исчезнуть).
Глаголы делятся на переходные (читать газету, строить дом, выпил воды, не написал письма) и непере х о дные (ходить, расти, обедать, радоваться).
Глаголы изменяются по наклонениям: 1) Мы смотрим кинофильм. Пароход прибыл вчера. Туристы приедут па следующий день. Мы будем писать сочинение - глаголы смотрим, прибыл, приедут, будем писать в изъявительном наклонении; 2) Я пошел бы в бассейн, если бы мне предложили - глаголы пошёл бы, предложили бы в условном наклонении; 3) Читай громко. Читайте выразительно; Век живи, век учиеь (пословица); Семь раз отмерь, а один отрежь (пословица) - глаголы читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись в повелительном наклонении.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: 1) Светит месяц в окно... Петухи пропели. Погасил я свечку и лежу в постели (И. Никитин) - глаголы светит, лежу употреблены в форме настоящего времени, а глаголы пропели, погасил-в форме прошедшего времени; 2) Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в моря поведём корабли (В. Гусев); В деревне мы будем помогать колхозникам в летних полевых работах - глаголы узнаем, изучим, вырастем, поведём, будем помогать употреблены в форме будущего времени.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (я пишу, ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут; я напишу, буду писать, ты напишешь, будешь писать, он напишет, будет писать, мы напишем, будем писать, вы напишете, будете писать, они напишут, будут писать), а в прошедшем времени - по числам и родам (в единственном числе): я, ты, он писал; они писали; я, ты, она писала; мы, вы, они писали.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределённой формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь, беречься, откликнуться, тренироваться, заниматься. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
Неопределённая форма глагола может входить в составное сказуемое (Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов), может
быть подлежащим (Учиться - всегда пригодится (пословица), дополнением (Прошу вас подождать), определением (Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов),
обстоятельством (Ребята побежали прятаться).
- - -

Еще по теме ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА:

  1. Глагол 172. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола
  2. § 20. Приемы и принципы смешения грамматических признаков глагола и имени прилагательного в строе причастий
  3. §20.Приемы и принципы смешения грамматических признаков глагола и имени прилагательного в строе причастий
Морфологические признаки глагола: вид, наклонение, время, лицо, число, род.
Синтаксические признаки - в предложении обычно является сказуемым. Вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения. По может быть и любым другим членом предложения.
Не с глаголами пишется раздельно, за исключением слов, которые без не не употребляются.
I. Образуйте все возможные формы глагола. Укажите основу инфинитива и настоящего (или будущего простого) времени глагола. Определите спряжение.
Думать, решаться, виднеться, беседовать, торопиться, крикнуть, бежать, махать, плыть, бороться, вынести, закрывать, закрыть, мерзнуть, найти, замерзнуть.
П. Образуйте видовые пары глагола (совершенный - несовершенный).
Лишать, кидать, нравиться, сесть, набрать, прощать, печь, стать, закрыть, кричать, сжать, ходить, печалиться, сохнуть, класть, плыть, дать, .ловить.
Ш. Определите спряжение глаголов, укажите вид.
Смотр.лпь, вид.лпь, рису..те, катат?ся, накд..пяет?ся, (не)навид.лпь, держ.л, (недо)слыш..те, разве..пи, вымо.лпь, вьіро.де, мир..те, стон..mi), завал.лп"Рся, мину.лпь, наряд..те, увепча.дпь, камене.лиь, завис.,те, терн..те, паправлят?ся, обход.лпь. передвигат-?ся, пов..рач..ват?ея, ск..льзить, теч?, тянуть, пр..б.тпжа і ?ея, переходит ь.
Н
Безударные личные окончания глагола проверяйте неопределенной формой: у глаголов на -ить и глаголов- исключений (слышать, видеть, дышать, гнать, держать, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) пишите в окончаниях и, а(я); у остальных глаголов - е, у (т).
1. Определите спряжение глаголов. Образуйте формы 2-го
.типа единственного и множественного числа.
Бежать, вынести, написать, найти, обижать, зеленеть, расти, обжигать, греть, замерзнуть, крутиться, мочь, зависеть, зависать, обидеть, дышать, проснуться, спать, чертить, вы-
стушгть, выступать, накопить, обещать, кричать, крикнуть, узнать, знакомиться, рассмешить, смеяться.
II. Запишите, определяя спряжение глаголов.
Вид.лиь поле, ненавид.лпь (пе)правду, рису..те натюрморт, вы хорошо вид..те (в)даль, девочка хорошо пипг..т, не СГІЄШ..ТЄ через дорогу, он смотр./г, ребята пил..т лобзиком, реж..т хлеб, (он) руб..т дрова, иол.лиь грядки, (он) суш..г весла, люб.диь работать.
I. Поставьте глаголы во множественном числе, не меняя лицо.
Вым..ю, выр..ю, развею, угешу, меняю; завал..шь, мину., шь, наряд.лпься, увенча.дпь, утеш.лпь; (он) пита..т, совещается, утеша..т, слуша..т, слыш./г, посматрива..т, осмотр..т, ГОН..Т, гоня..т.
II. Запишите глаголы в неопределенной форме в единственном числе, не меняя лицо.

Уме..те, кии..те, робе..те, засе..те, сяд..те, шага..те, паде..тесі), гон..тесь, чу..те, бор..тесь, стро..те, вымо.ле, вы- ро..те, (они) ненавид..т, засе..те, завис..т, обид..т, гон..т, гоня..те, держ..т, терп..т, верт..т, повертыва..т, слуша..те, дынь.т, смотр..т, кле..т, суме..т, слыш.ле, оглядываетесь, ви- д..те, зна..те, кол.."Г, стуки..те, пол..те, ро..те.
1. Написание -тся, -ться в глаголах проверяйте вопросом!
Если вопрос ч то (с)д е л ат ь? - пишем -ться\ есл и вопрос ч т о (с)д е л а е тУ -тся.
2. В глаголе, который зависит от другого глагола или от таких слов, как можно, надо, нельзя, должен, пора, начал и некоторых других, всегда пишется -ться.
Запишите следующие словосочетания, используя один из названных приемов.
Дом строитУся, начал строитУся, должен строитУся, скоро смиритУся, удивляютУся. удивятУся, удивишУся, готов удивнтУся, теснятУся, он теснитУся, не надо теснитУся, пере- ломатУся, переломаетУся, признатУся, нризнаетУся, заносй- тУся, занбситУся, роетУся, рытУся, нора мытУся, моетУся, за- ступитУся, заступ йтУся, гтрокатитУся, нрокатйтУся, надо учитУся, учитУся хорошо.
180. Стіишите текст. Укажите морфологические признаки глаголов. Вставьте недостающие знаки препинания. Проведите морфологический анализ выделенных словосочетании. В первых трех предложениях подчеркните все члены предложения, укажите, чем они выражены.
Я стал иодымат?ся на Безобдал гору отделяют..ю Груз.до от древн..й Армеп.ді. Широк..я дорога осене(н. нн)ая деревьями извивает?ся около горы. На вершин.. Безобда- ла я проехал сквозь малое уіцель.. называемое кажет?ся Волчь..ми Воротами и оч..тился на естестве(и, нн)ой границ.. Грузи.. . Мне представ..лись новые горы новый горизонт; (нодо)мною ра..ст..лались злачные, зеленые нивы.4 Я взгЛоНул еще раз на опале(н, ни) у го Грузию и стал спус- кат?ся по отлог..му скл..нению горы к свеж-.м р..внинам Армении. С (не, ни)опиеа(н, нн)ым;" удовольстви..м заметил я что зной вдруг уменьшался: климат был другой/
(А. Пушкин.)
Запишите пословицы и поговорки, сгруппировав их по темам; темы озаглавьте; подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены. Расскажите об особенностях построения предложений в пословицах. Определите спряжение глаголов.
1. Правда прямо идет с нею не размин.лпУся. 2. Язык царств..ми вороча..т. 3. Правда в огне (пе)горит и в воде (не)тон..т. 4. Без зап..валы и песня (н.,)поет?ся. 5. Язык стяг дружину вод..т. 6. Всяк про правду трубит да (н..)веяк правду любит. 7. Выстрелив пулю (п..)схват..шь а слово ск,.зав (н..)пойма..шь. 8. Говорит бело а делает ч..рно. 9. За твоим языком (н..)тюспе..шь б-.сиком. 10. Кто гнев свой од..лева..т крепок быва..т. 11. Кто много гов..рит гот мало дела..т. 12. Кто языком штурму..т (н..)много навою..т. 13. (Н..)уб..ешь словом да опозор..шь. 14. (Н..)кому не вер..т а сам мел..т. 15. От мал.л"і искры сыр?бор заг..рает?ся. 16, Правда из воды из огня сііосает. 17. Правда глаза кол..т. 18. Правда суда не боит?ся. 19. Правды (н..)переснор..шь. 20. Что:ша..т все скаЖоТ и чего (и..)зна..т и то скаж..т.
Определите тему пословиц и поговорок, озаглавьте их. Запишите другие пословицы на ату же тему. Какую из пословиц вы считаете самой жизненной? Почему?
друга остан.дпься. 6. (Не)друг поддакивает, а друг епор..т. 7. Когда друг прое..т, не существует завтра. 8. Друга за деньги не куп.дігь. 9. Дружба, построенная на выгод... не бывает прочной. 10. С кем хлеб-соль вод.лпь, на того и поход.лпь. 11. За худым пойд..шь, худо и буд..т. 12. Не буд..т добра, коли меж своими вражда. 13. Не плюй в колод..ц- пригоднт?ся воды напит?ся.
р^рі К Выпишите глаголы, дайте их полную м орфол оги чес ку ю характеристику. Укажите синтаксическую роль глаголов в предложении.
2. Первые три предложения разберите по членам, укажите, чем выражены члены предложения.
176". Образуйте от указанных глаголов формы прошедшего времени. Укажите спряжение глаголов.
Зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить, завораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, закипать, закипеть.
177. Прочитайте отрывок из романа М. Ю. Лермонтова. Вспомните название произведения и главы. Выпишите непонятные слова, найдите их толкование в словаре.
Месяц светил в окно, и луч? его играл по земл.люму поду хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекают.. й пол, промелькнула тень. Я пр..встал и взгл.ліул в окно: кло(то) вторично проб..жал мимо его и скрылся Бог зна..т куда. Я (ни, не)мог полагать", чтоб это существо" (с, з) бежал о по отвесу берега; однако иначе ему (пе)куда было деват?ся. Я встал, накинул бешмет, оп..яса.т кинжал и тихо?тихо:> выш..л из хаты; (на)встречу5 мне слепой мальчик. Я пр..таился у забора, и он верн..й, но осторожней поступью прошел мимо меня. (Под)мышкой он нес какой(то) узел и, повернув к прислан.., стал спускат?ся по узкой и крутой тропи нк.. . «В тот день немые возопиют и слепые пр..зрят», подумал я, следуя за ним в таком ра(с, сс)тояни.., чтоб (ни, не)терять его из вида.4
IJ^r^l 1. Выпишите глаголы, дайте их полную морфологическую ха- IL1J1 рактеристику, выделите в них морфемы, определите способ образования.
Объясните написание не и ни со словами, встречающимися в тексте.
Произведите синтаксический разбор первых трех предложений.
Выпишите однородные члены предложения и укажите, каким членом предложения опи являются. Дайте их графические схемы.
178*. Укажите глаголы, которые не образуют в настоящем (будущем) времени: а) форму 1-го лица единственного числа; б) фор-мы 1-го и 2-го лица единственного числа; в) формы 1-ю и 2-го.чина единственного и множественного числа. Как вы думаете, почему?
Затмить, ощутить, болеть, колоситься, умываться, убедить. прорасти, заполнить, победить, струиться, чудить, чадить, очутиться, мерцать, лить, литься, простонать, стонать, горчить, осыпаться, хлынуть, звучать, дудеть, селить, расселить, расселиться, брезжить, возбудить.
179. Прочитайте выразительно стихотворение С. Есенина. Проведите полный морфемный и морфологический анализ глаголов.
Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело! Вспомп.лпь, что ли, юность, ту, что пролетела? Не тпуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несется песня к милой до порога.
Пусть она уелыпг.т, пусть она поплач..т. Ей чужая юность ничего не знач..т. Ну, а если зпач..т - прожив..т не мучась. Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?
Лейся, песня, пуще, .лейся, песня, звяныпе. Все равно не будет то. что было раньше. За былую силу, гордость и осанку Только и осталась песня под тальянку.
Г, 1 Проведите синтаксический разбор предложений первого чет- |L-LJ веростшппя. Дайте схему этих предложений.
ГуЧ Общее грамматическое значение причастий - признак предмета но его действию.
Морфологические признаки - сочетание свойств прилагательного и глагола.
Синтаксические признаки - в предложении бывают оп-ределениями и сказуемыми.
Согласуются с сущеетвительными в роде, числе, падеже. Могут иметь краткую и полную форму. Как и глаголы, бывают- возвратными и невозвратными, совершенного, несовершенного вида, имеют время (настоящее, прошедшее), залог (действительный, страда тел ьн ы і і).
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Причастия образуются от основы глаголов.
і гуч Внимательно прочитайте алгоритм образования прича- I стий. Выведите правило и постарайтесь его запомнить.
Причастия настоящего времени
,0снова наст, вр., + /\
Действ. - S -ущ-, -ющ- I | -ащ-, -яш,- 11
Страд,- f -ем-ом- I \-им- II
Причастия прошедшего времени
основа прош. вр. +/\
Действ.-ти-, -ш- Страд,- (-енп-
Распределите словосочетания в две колонки: в одну - нри- лагательное+суіцествительное, в другую - при части е+существительное. Укажите, какого вида причастия.
Дремучий лес, тающий снег, усыпанное звездами, опавшие листья, избалованный ребенок, пожелтевшая трава, длиннющие ресницы, голубое небо, осушенное болото, голу-беющие дали, серебряный поднос, раніше цветы, деревянная ложка, серебристая лента, деревенеющие ноги, утренний мороз, звенящий голос, крашеная дверь, соколиная охота, лающая собака.
Составьте с указанными словосочетаниями предложения, располагая причастия после определяемого слова.
Смеющийся ребенок, распустившиеся ландыши, мерцающие звезды, поющий скворец, подрезавший кусты садовник, блестящие глаза, летящий самолет, протертое яблоко, пролитое молоко, увядающие розы, взъерошенный котенок, изданная книга, говорящий попугай, остывшая еда, увиденная картина.
Г|Ч Суффикс -енн- или -нн- пишется, если: Lj^i 1) причастие имеет приставку (кроме не): скошенная трава;
2) причастие имеет зависимые от него слова: жаренная в духовке курица;
причастие совершенного вида: решенная задача;
причастие образовано от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-(-ирова-): маринованные опята.
Образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия. Укажите суффиксы причастий.
Бить, блистать, застелить, дремать, задремать, лаять, залаять. улыбаться, умываться, смеяться, обидеть, везти, охранять, хранить, писать, греть, бросить, потерять, стричь, оби-жать.
С указанными словосочетаниями составьте предложения, в которых причастия с частицей не писались бы раздельно. Дайте полную морфологическую характеристику причастий.
Недостроенный дом, незащищенная девушка, незаконченная книга, недогоревший костер, неукрощенный зверь, неиспользованное время, нераскрашенная картина, неоконченная повесть, пераспахнутое окно.
В учебнике «Русский язык. Теория. 5- 9 классы» авторы В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова причастия и деепричастия выделяют как самостоятельные части речи.

1.6.1. Грамматическое значение глагола. Ю. С. Маслов определяет глагол как часть речи, которая выражает грамматическое

46

значение действия, т. е. признака динамического, протекающего во времени. Грамматическое значение действия понимается широко: это не только деятельность в собственном смысле этого слова, но и состояние и просто указание на то, что данный предмет существует, что он относится к определённому классу предметов (лиц): A chair is a piece of furniture . He wrote a letter . He will soon recover . Важно то, что глагол передает признак не статически, не как приписываемое предмету (лицу) свойство, а как признак, обязательно протекающий в каком-то временном (хотя бы и неограниченном) отрезке. Этот признак - не отвлеченное название действия; так называемые личные (Finite) формы глагола всегда передают действие как исходящее от некоего агенса, поэтому синтаксическая функция личных форм глагола однозначна: они всегда являются сказуемым предложения.

Словоизменительная система глагола богаче и разнообразнее, чем у других частей речи; она включает не только обычный для флективных языков синтетический способ, т. е. присоединение формантов к основе, но и аналитические формы. Следует отметить, что глагол - единственная часть речи, имеющая аналитические формы; выше мы привели причины, по которым представляется неоправданным взгляд на сочетания существительного с артиклем и на сочетание прилагательного с more , most как на аналитические формы (1.2.8, 1.3.3).

1.6.2. Словообразовательная структура глагола. С другой стороны, словообразовательная структура глагола довольно бедна: аффиксация представлена очень малым количеством суффиксов, довольно распространены сложные глаголы, образованные путем конверсии, а также глаголы, образованные путем реверсии (термин Н. Н. Амосовой), т. е. путем отбрасывания конечной части существительного: to blackmail (от blackmailing ); to seabatke (от sea - bathing ).

Приводим наиболее распространённые суффиксы глагола. Суффикс германского происхождения: -en: to redden, to strengthen. Суффиксы романского происхождения: -fy: to magnify, to dignify; -ise: to fraternise, to mobilise.

1.6.3. Морфологическая классификация глаголов. Все английские глаголы подразделяются на две неравные группы на основании определённых морфологических свойств, а именно: по способу образования форм прошедшего времени и причастия второго.

Наиболее многочисленная группа - стандартные глаголы, образующие указанные формы (основные формы) путем прибавления Дентального суффикса, имеющего три фонетических варианта, в зависимости от конечного звука основы: /d/ после звонкого согласного или гласного - saved /seivd/, echoed /"ekoud/; / t / после глухого согласного - looked /lukt/ и /id/ после дентального - l oaded /"loudid/. На письме этот суффикс имеет одну форму -ed.

Вторую группу образуют глаголы нестандартные, распадающиеся на множество подгрупп. Они образуют основные формы

чередованием корневого гласного, иногда с прибавлением дентального суффикса. Это - непродуктивный способ, и глаголы, являющиеся, новообразованиями или романскими заимствованиями, т. е. появившиеся в языке в среднеанглийский период или позднее, принадлежат к стандартному типу, за незначительными исключениями. Однако нестандартная группа устойчива, даже несмотря на то, что ряд нестандартных глаголов перешел в стандартный тип.

Особую группу составляют глаголы неизменяемые: to put, to let, to hit, to cast.

В подгруппе, обычно называемой «смешанной», чередование гласного комбинируется с прибавлением дентального суффикса: to keep - kept - kept , to weep - wept - wept .

Глагол бытия образует претерит супплетивно: am - is - are ; was - were .

1.6.4. Функциональная классификация глаголов. Под функциональной классификацией здесь понимается классификация глаголов по их способности выступать в том или ином типе сказуемого Эта способность непосредственно вытекает из степени лексической полнозначности глагола. Глаголы знаменательные - это глаголы, лексически полноценные, самостоятельно выражающие то или иное действие или состояние. Глаголы служебные –это глаголы, функция которых в составе сказуемых является чисто грамматической.

Служебные глаголы подразделяются на вспомогательные и связочные. Вспомогательные глаголы участвуют в аналитической форме глагола как чисто грамматический компонент; их лексическая семантика совершенно утрачена, и поэтому они мoгут сочетаться с такими знаменательными глаголами, лексическая семантика которых противоречила бы семантике вспомогательного глагола, если бы последняя как-то проявлялась: ср. I have lost my umbrella , где глагол to lose был бы невозможен в сочетании с have Именно полная утрата вспомогательными глаголами лексической семантики обусловливает то положение, которое является основным признаком аналитической формы - отсутствие синтаксических от ношений между компонентами формы (1.0.5).

Вторым подклассом служебных глаголов являются глаголы связки. Их грамматическая функция состоит, по определению А. И. Смирницкого, в указании на связь предмета (явления) с каким-либо его признаком. Следовательно, глагол-связка функционирует как самостоятельная синтаксическая единица. Глаголы связки также выступают с обесцвеченной лексической семантикой но последняя в какой-то мере отражена в характере передаваемой ими связи. Глаголы to be , to keep обозначают сохранение признака глаголы to become , to get , to turn - его изменение.

Модальные глаголы передают отношение агенса к действию это отношение - возможность, долженствование и т. п. - является их грамматическим значением. Можно ли рассматривать это значение как лексическое, остается неясным. Не исключено, что здесь

имеет место слияние грамматического и лексического в семантике передаваемого ими отношения.

Модальные глаголы имеют ущербную парадигму. Совершенно отсутствуют у них категории лица и числа, рудиментарно представленные в полнозначных глаголах (1.6.8); не все модальные глаголы имеют формы прошедшего времени. Формы будущего у них отсутствуют; значение будущего передается описательными оборотами.

Служебные глаголы способны также выступать в функции глаголов-заместителей или репрезентантов (2.0.7).

1.6.5. Видовой характер глагола. Видовой характер глагола - это зависимое грамматическое значение (см. 1.0.4), объединяющее глаголы по отношению обозначаемого ими действия к пределу. Глаголы подразделяются на этом основании на предельные, непредельные и глаголы двойственного видового характера. Предельные глаголы - это глаголы, обозначающие такое действие, которое по достижении предела не может продолжаться: предел ставит барьер, действие исчерпало себя. Таковы глаголы, например, to arrive , to bring , to catch , to break , to discover ; невозможно продолжать прибывать (to arrive ), после того как прибытие совершилось; невозможно продолжать ловить после того, как то, что ловили, поймано и т. д. Непредельные глаголы не содержат семантики предела в обозначаемом ими действии; предел может мыслиться как поставленный извне, обусловленный внеязыковой реальностью, но не как вытекающий из семантики глагола: to sleep , to live , to belong , to enjoy . Разумеется, все обозначаемые приведёнными глаголами действия рано или поздно заканчиваются, но не в силу внутреннего предела. Группа непредельных малочисленна. Она включает глаголы, обозначающие статичное отношение как объективного, так и субъективного порядка, а также глаголы положения в пространстве: to consist , to be , to love , to stand , to lie и т. п.

Между этими двумя группами находится многочисленная группа глаголов двойственного характера, способных выступать в том или Другом значении, в зависимости от контекста: to laugh , to feel , to move , to walk , to look :

Then, from t h e first court, Crawford walked smoothly into view. (Snow) The rain swept his face and he moved away quickly. (R. Williams) - предельное значение;

He mould have to walk the five miles north. (R. Williams) ... the long road into the town. Nothing moved along it, except the bare trees in the wind. (R. Williams) - непредельное значение.

Основными факторами контекста, способствующими реализации того или иного значения, являются обстоятельства, а также наличие однородного сказуемого, выраженного предельным или непредельным глаголом.

Как при всех семантических и семантико-грамматических классификациях, границы между группами неустойчивы. Непредельный глагол в некоторых условиях контекста может выражать

предельное значение; но предельные глаголы, как правило, не утрачивают значения внутреннего предела.

1.6.6. Соотношение видового характера глагола с его грамма тическими формами. Зависимое грамматическое значение предельности/непредельности рассматривается здесь по той причине, что оно реагирует на видовое значение глагольной формы, как будет показано ниже. Видовой характер глагола - отнюдь не грамматическая категория, так как он не имеет соответствующих формальных признаков. Но его способность либо согласовываться со значением видовой формы, либо, если видовой характер противоположен видовому значению формы, видоизменять это значение указывает на наличие в нем грамматического начала.

Необходимо подчеркнуть, что видовой характер глагола не совпадает с русским совершенным и несовершенным видом. Непредельные глаголы соответствуют несовершенному виду: спать, лежать, жить. Но предельность может передаваться в русском как совершенным, так и несовершенным видом: ср. he approached - он при близился (совершенный вид), но he was approaching - он приближался (несовершенный вид).

1.6.7. Грамматические категории глагола. Английский глагол имеет очень развитую систему видовременных форм, противопоставление действительного и страдательного залога, противопоставление изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений. Это основные глагольные категории, охватывающие всю систему глагола в целом. Кроме того, существуют остаточные, ущербные формы лица и числа; можно ли отнести их к категориям, вопрос спорный, так как они не представляют собою системного ряда форм (например, в претерите глаголов, за исключением глагола to be "быть", эти формы вообще отсутствуют).

Все указанные категории действуют в пределах личных форм. Но существуют, кроме того, неличные формы, - причастие, герундий, инфинитив, - имеющие особые функции и передающие иные отношения, чем личные формы.

1.6.8. Категории лица и числа. Категории лица и числа - категории внутрипарадигматические, существующие в любой парадигме личных форм глагола. Таково положение, обычное для флективных языков: ср., например, русск. читаю, читаешь, чи таете и т. д., буду читать, будешь читать... Правда, в прошедшем времени русского глагола лицо не выражено в глагольной форме (я, ты, он читал, читала), но зато выражена категория рода, глагольной форме обычно несвойственная - результат происхождения этих форм из древнего причастия.

В английском категории лица и числа выражены весьма слабо. Так, в претерите всех глаголов, кроме глагола бытия, нет форм лица и числа; came , stopped , looked и т. д. получают отнесенность к лицу и числу только через местоимение или

существительное, являющиеся подлежащим предложения: he came , the train stopped , they looked ,

Глагол бытия в претерите имеет формы числа, но не лица: was , were .

В презенсе глагол бытия имеет асимметричную парадигму: в единственном числе выражены первое и третье лицо, множественное число не имеет форм лица: am , is , are . Остальные глаголы имеют одну единственную форму, передающую значение третьего лица единственного числа: comes , looks . Морфологическая парадигма здесь совершенно асимметрична: окончание -s не передает категории числа, так как существует форма, обозначающая единичность и не имеющая - s : это - так называемая форма первого лица, где, однако, отнесенность к лицу передается местоимением: I look . Окончание - s не передает также категории лица, ибо существует глагольная форма, которая может быть отнесена к третьему лицу - they look - и не имеющая окончания -s. Таким образом, парадигматически форма глагола на -s изолирована. Однако, если обратиться к её функционированию в предложении, мы видим, что она очень чётко противопоставлена форме подлежащего, выраженного существительным: the train stop - s , the train - s stop . Таким образом, морфологически изолированная форма оказывается хорошо интегрированной синтаксически.

В парадигме будущего времени, по правилам школьной грамматики, существуют формы лица: для первого лица обоих чисел shall , для остальных - will . Категория числа, следовательно, даже по этим правилам отсутствует. Но и категория лица гораздо менее чётко выражена, чем это формулирует нормативная грамматика: во-первых, существует в разговорной речи форма -" ll , лишённая признаков лица или числа; во-вторых, наряду с употреблением формы -"ll , очень сильна тенденция употреблять will с местоимениями первого лица (см. 1.6.12.3).

Таким образом, как мы видим, категории лица и числа представлены фрагментарно и асимметрично. Это - остаточные категории (ранее они были выражены более системно). Следует заметить, что в кокни глагол бытия также утратил формы лица: в отрицательной форме для всей парадигмы презенса функционирует форма ain " t ; для первого лица в единственном числе возможна также форма I " se . Вместе с тем, в кокни свободно чередуются форма с - s и без нею (базисная форма) со значением единственного и множественного, числа:

CLIFFE: What do you do with yourself? BOY: I go to the races in me top hat. CLIFFE: Then? BOY: I reads till they puts the lights out. (R. Jenkins)

1.6.9. Система видовременных форм. Ведущей категорией в сиcтеме видовременных форм является категория времени. Реальное время - форма существования материи - находится в постоянном движении и непрерывно изменяется. Глагольные времена

(tenses) в реальной речи могут отражать реальное время (time), когда точкой отсчета является действительный момент речи. Но глагольные временные формы выражают и условное время, при котором точка отсчета не совпадает с реальным моментом речи. В любом фиксированном тексте глагольное время носит условный характер; в силу своей фиксированности оно «отстает» от реального времени. Поэтому, как правило, в письменном тексте глагольное время всегда условно; исключением являются, возможно, тексты, излагающие такие научные данные, которые продолжают на данном отрезке времени (реального) оставаться актуальными. В произведениях художественной литературы время всегда условно: автор произвольно выбирает ту точку отсчета, вокруг которой строится повествование.

Однако соотношение реального и условного времени не влияет на функционирование видовременных форм: для обозначения реального и условного времени используются одни и те же формы. Напомним, что реальное время может быть отражено только в живом устном общении; фиксация его на письме сразу сообщает ему условный характер.

Грамматическая категория времени (tense) - отношение действия к моменту отсчета, которым является, в первую очередь, условный момент речи. Отрезок времени, включающий момент речи, - настоящее время; этот отрезок может иметь самую разнообразную протяженность, от периода, измеряемого минутами (в прямой речи), до бесконечного временного пространства. Прошедшее - отрезок времени, предшествующий настоящему и не включающий момента речи; будущее - отрезок времени, ожидаемый после настоящего, также не включающий момента речи. Прошедшее и будущее никогда не соприкасаются: они разделены настоящим.

Соотношение с моментом речи действительно для глагольных форм, передающих динамическое развитие действия. Однако, наряду с этим, существуют видовременные формы, функцией которых является детализация действия в определённой временной сфере, а не динамическое его развитие. Если действие относится к настоящему, эти формы соотнесены с моментом речи. Если же выражаемая ими детализация касается действия в прошедшем времени, они соотносятся с точкой отсчета в прошлом; она может быть указана лексически или с помощью другого действия, происходящего в данный момент, но непосредственного соотнесения с моментом речи тогда не наблюдается (см. 1.6.12.2). Эту точку отсчета мы назовем временным центром прошедшего времени. Сам временной центр соотнесен с моментом речи через динамическое действие; но детализирующие формы соотнесены только с этим центром:

As we drank Brown"s health, I caught his dark, vigilant eye. He had tamed Winslow for the moment; he w as show-ing Jago at his best... (Snow)

Формы had tamed и was showing не развивают действия во времени, они не динамичны; они детализируют положение вещей,

обозначенное глаголами drank и caught , которые являются указателями на временной центр, т. e. точку отсчета в прошедшем времени.

В будущем времени для детализирующих форм также отмечается временной центр; однако соотнесённость с ним встречается в текстах редко, - видимо, в связи с тем, что связные повествовательные отрезки нехарактерны для будущего.

Грамматическая категория вида обычно определяется как формальная категория, передающая характер протекания действия. Специфика английских видовых форм заключается в том, что видовое значение обязательно сопряжено с указанием на отрезок времени, в котором протекает действие и, соответственно, выражено в рамках времени. Сравните с русским видом, где только несовершенный вид имеет формы времени (объясняю - объяснял), но совершенный вид (объяснил) может быть соотнесен как с настоящим, так и с прошедшим временем. В самой форме указания на время нет.

В английском вид можно точнее определить как категорию, передающую характер протекания действия по отношению к моменту (отрезку) времени, указанному формой. Поэтому видовые формы названы видовременными формами (разрядами), чтобы подчеркнуть неразрывную связь вида и времени в английском.

1.6.10. Систематизированный контекст. Инвариантное значение формы вытекает из отношения обозначаемого действия к точке отсчета и обнаруживается в минимальном контексте, включающем только главные члены предложения и, возможно, дополнение первое. Варианты значения возникают только при наличии определённого типа контекста, обычно обстоятельственных членов предложения, который мы назовем систематизированным контекстом. То или иное вариантное значение бывает обусловленное только определённым характерным для него систематизированным контекстом и не реагирует на другие виды контекста. Так, временная отнесенность действия в предложении I dine with ту sister , где глагол передает обычнее действие в сфере настоящего, может быть изменена добавлением обстоятельства времени, указывающего на будущее: Tomorrow I dine with my sister . Никакой другой контекст, например обстоятельства места, указание причины и так Далее, не создает данного варианта: I dine with my sister at home .; I dine with my sister because she likes it ... Обстоятельство будущего времени функционирует здесь как систематизированный контекст.

Прекрасным примером систематизированного контекста является широко известный пример немецкого лингвиста Дейчбейна: I always buy it at the same shop . Дейчбейн утверждает на основании этого примера, что презенс основного разряда (Indefinite) имеет заложенное в него значение повторности. Однако в приведённом примере значение многократности создается обстоятельством always и, до известной степени, определением same .

Систематизированный контекст чрезвычайно важен именно для гагола-сказуемого, представляющего собой динамический центр предложения. Как мы увидим ниже, именно систематизированный контекст обусловливает вариантные значения глагольных форм, обычно называемые «второстепенными», что вполне справедливо, но не раскрывает источника этих значений.

1.6.11. Парадигматические разряды. Английская видовременная система включает четыре парадигматических разряда 1: основной разряд (Indefinite), длительный разряд (Continuous), перфект (Perfect), перфектно-длительный (Perfect Continuous). Все разряды, кроме презенса и претерита основного разряда, выражены аналитическими формами. Мы рассмотрим их в пределах действительного залога; значение тех же форм в пассиве в общем совпадает с их значением в действительном залоге; а те случаи, которые требуют особого рассмотрения, будут даны в разделе, посвященном страдательному залогу.

1.6.12. Основной разряд. Основной разряд, как указано выше, выражен простым глаголом в утвердительной форме презенса и претерита; отрицательная и вопросительная формы образуются

с помощью вспомогательного глагола do ; будущее выражено только аналитическими формами.

Таким образом, глагольная система действительного залога изъявительного наклонения включает только две неаналитические парадигмы: презенс - look , he look - s ; претерпит - looked .

1.6.12.1. Презенс основного разряда. В грамматиках основной разряд обычно называется «неопределённая форма». Это - перевод английского Indefinite. Поскольку этот разряд является стержневым во всей видовременной системе, мы будем называть его «основным», как в книге «Современный английский язык». Вместе с тем, название Indefinite не случайно: действительно, формы этого разряда не характеризуют действия со стороны характера его протекания, они только констатируют его наличие (или отсутствие) и помещают его в тот или иной временной отрезок.

Презенс, естественно, помещает действие в отрезок настоящего. Действие, обозначаемое презенсом основного разряда, может иметь неограниченную длительность, при которой настоящее растягивается, вытесняя или поглощая прошедшее и будущее. Это - так называемые «общие истины»: Water boils at 100° С.

Презенс основного разряда может также употребляться в любом высказывании, констатирующем нечто обычное, какое-то положение вещей, существующее в данном отрезке времени: In the bird

1 Термин «разряд» имеет то же значение, что «форма», и введен во избежание повторений термина «форма», затемняющих смысл: «Все видовременные формы, роме презенса и претерита основной формы, выражены аналитическими формами ... А

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»