Вопросы для домашнего задания по драме гроза. Задания по драме А.Н.Островского "Гроза". Выбрать определение понятия “драма”

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

1. Какой конфликт лежит в основе пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

В основе пьесы А.Н.Островского «Гроза» лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев «темного царства».

2. Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» отно-сится к «темному царству»?

Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, кото-рые и принадлежат «темному царству».

3. Что позволяет Тихону сказать, что их «семейство врозь рас-шиблось»?

Не выдержав деспотизма Кабанихи, кончает жизнь самоубий-ством Катерина, уходит из дому Варвара, совершенно безглас-ным и безвольным становится Тихон.

4. В чем состоит своеобразие речи Кабанихи?

Речь Кабанихи показывает натуру властную, что выражается в повелительном тоне: «Ну, разговаривай еще!», «В ноги, в ноги!» Говорит всегда назидательно. Она часто употребляет пословицы и поговорки, народные выражения и интонации.

5. В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?

Катерина не привыкла лгать и изворачиваться, она не прием-лет лицемерия, не может притворяться, осознавая свою любовь к Борису как грех. Варвара приняла мораль окружающего обще-ства и научилась скрывать истинные чувства, лгать, изворачи-ваться.

6. С какой целью в пьесу А.Н. Островского «Гроза» введены песни Кудряша?

Песни Кудряша придают пьесе А.Н. Островского «Гроза» на-циональный колорит, а их содержание повторяет мотив запрет-ной любви замужней женщины к другому.

7. Какова функция образа Волги в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Образ Волги показывает, что действие происходит в русском провинциальном городке. Величественная прекрасная Волга кон-трастирует с сонным застойным бытом города. Свободная Волга принимает в свои воды непокорившуюся Катерину.

8. В чем заключается смысл названия драмы А.Н. Островско-го «Гроза»?

Мотив грозы проходит через всю пьесу. Это и непознанное, а потому страшное явление природы. Это и гроза тирании Кабани-хи над Тихоном («Недели две никакой грозы надо мной не будет»). Что-то стихийное, грозовое в любви Катерины к Борису. Гроза — это страх возмездия за грехи. Гроза — это и символ непримирения с темным царством.

9. Какова функция пейзажа в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Пейзаж выполняет двойную функцию. В начале пьесы он яв-ляется фоном, на котором развертывается действие, и подчер-кивает несоответствие между мертвым бытом калиновцев и пре-красной природой. Затем гроза вторгается в действие и влияет на исход драмы.

10. Какова роль эпизодической фигуры барыни в пьесе А.Н. Ост-ровского «Гроза»? Материал с сайта

Появление старой барыни с двумя лакеями совпадает с кар-тиной грозы. Зловещие речи барыни: «Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот, вот, в самый омут!» — проро-чат судьбу Катерины.

11. Опишите быт города Калинова.

Город Калинов расположен в красивейшем месте на берегу Волги. Но жителей мало волнует красота природы. Они равно-душны ко всему, что выходит за рамки домашних забот. В их сон-ный быт не проникают никакие достоверные сведения о жизни в других местах. Только странницы приносят чудовищно неле-пые слухи о землях, где живут люди с песьими головами. В горо-де царят невежество и застой, жестокие домостроевские нравы.

Тесты по драме «Гроза». 1 вариант

1) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»

    романтизм

  1. классицизм

    сентиментализм

2) Действие драмы «Гроза» происходит

    в Москве

    в Калинове

    в Петербурге

    в Нижнем Новгороде

3). Определите кульминацию драмы «Гроза»

      сцена с ключом

      встреча Катерины с Борисом у калитки

      раскаяние Катерины перед жителями города

      прощание Тихона и Катерины перед его поездкой

4). Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?

        телеграф

        громоотвод

        микроскоп

        печатный станок

5). Как звали мужа Катерины?

6). Определите основной конфликт драмы «Гроза»

    история любви Катерины и Бориса

    история любви Тихона и Катерины

    столкновение самодуров и их жертв

    описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого

7). Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?

9) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха

1. герой-резонер

2. «самодур»

3. «лишний человек»

4. «маленький человек»

10. О каком персонаже идет речь?

У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, – говорит, – почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.

3.Чтобы оживить пьесу

12) О каком персонаже идет речь?

13) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещечье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной

14) Кому принадлежат слова

Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.

    Кабанихе

    Катерине

2 вариант

1) Как звали возлюбленного Катерины?

1. Кулигин

2) Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?

2 .Кулигин

3. Варвара

3) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?

  1. Катерине

  2. Кабанихе

4) Что изобретал механик-самоучка Кулигин?

    телеграф

    громоотвод

    солнечные часы

    перпетуум-мобиле

5) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?

    Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...

    Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

    Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!

    Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

6) О каком персонаже идет речь?

Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.

7) Кто сказал:

«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием...»

8) Кто сказал:

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».

  1. Борис Григорьевич

9) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:

1.Кулигин

3.Варвара

5.Катерина

11) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?

1.Чувство стыда

2.Страх перед свекровью

4.Желание уехать с Борисом

12) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещечье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной

13)Пьеса «Гроза» написана в

14) Город, в котором происходит действие «Грозы», называется

    Нижний Новгород

    Кострома

3 вариант

1) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещечье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной

2) К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора):

1.Комедия

3.Трагедия

4.Лирическая комедия

5.Трагикомедия

3) Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза» (по мнению Добролюбова):

1.Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)

2.Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой

3.Это столкновение самодуров жизни и их жертв

4.Это конфликт между Тихоном и Катериной

4) Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы:

1.Заинтриговать читателя

2.Представить героев, непосредственно участвующих в интриге

3.Создать образ мира, в котором живут герои

4.Замедлить сценическое время

5) Действие пьесы «Гроза происходит в городе Калинове. Все ли герои принадлежат (по рождению и по воспитанию) калиновскому миру? Назовите героя, не относящегося к их числу:

1.Кулигин

5.Варвара

6) Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе:

1.Борис и Катерина

2.Катерина и Тихон

3.Дикой и Кабаниха

4.Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина

5.Борис и Тихон

7) Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что:

1.Борис и Тихон принадлежат одному сословию

2.Борис лишь внешне отличается от Тихона

3.Борис очень резко отличается от Тихона

8) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:

1.Кулигин

3.Варвара

1.Феклуша

2.Кулигин

5.Катерина

10) Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?

11) Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?

1.Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой

2.Чтобы создать целостный образ «тёмного царства»

3.Чтобы оживить пьесу

4.Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества

12) К какому сословию принадлежали родители Катерины Кабановой?

1.Дворяне

3.Крестьяне

5.Разночинцы

13) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?

1.Чувство стыда

2.Страх перед свекровью

3.Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести

4.Желание уехать с Борисом

14) Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это:

1.Кулигин

2.Марфа Игнатьевна

3.Катерина

№ вопроса

1 вариант

2 вариант

№ вопроса


3 вариант

№ вопроса


Вопросы и задания к драме «Гроза» 10 класс
1.Каковы законы «темного царства» и кто из героев драмы Островского нарушает их?
2.Почему пьеса названа «Гроза»? Как образ грозы связан с развитием действия в драме Островского?
3.Катерина говорит Варваре: «Такая уж я зародилась, горячая!» Значение эпитета «горячая» раскрывается в его синонимах: страстная, неукротимая, несдержанная, порывистая, решительная, отчаянная, готовая на все… Докажите справедливость каждого из этих синонимов-эпитетов в небольшом рассказе о «горячности» Катерины в ее столкновениях с холодом «темного царства».
4. О том, как трактовать смерть Катерины в общем контексте пьесы, исследователи спорят до сих пор. Назовите двух критиков 19 века, чья «заочная» полемика вошла в историю литературы, названия и даты их работ. В чем суть расхождений в оценке самоубийства Катерины?
5. Ваше личное отношение к сюжету, к персонажам и/или к конфликту драмы «Гроза»?
6. Почему эта пьеса – одна из самых частых постановок и в современном театре?
ИГРАЕМ "ГРОЗУ"
Давайте пофантазируем и представим себя в роли тех, кто создает театральные спектакли и кинофильмы. Выберите для себя такую роль, подумайте, обоснуйте свой выбор, напишите об этом, а затем создайте свою "модель": сценарий, критическую статью и т.д.
ВАМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ РОЛИ: РЕЖИССЕРВы ставите драму "Гроза". Каким будет ваш замысел? Какими вы представляете себе героев? Что вас, человека конца 20 века, привлекает в этой пьесе, и что в ней может привлечь зрителей? Вы традиционный режиссер или модернист? Какова ваша главная цель?
КИНОСЦЕНАРИСТВы пишете сценарий фильма по пьесе "Гроза", или по ее мотивам. Вы можете представить ваш вариант сценария только по одному акту.
ХУДОЖНИК Продумайте и опишите (а, может быть, нарисуйте) декорации к драме, какими вы их видите? Объясните свое видение.
АКТЕР ИЛИ АКТРИСАКого бы вы хотели сыграть в пьесе? Опишите, как вы представляете себе вашего героя или героиню? Обоснуйте свою позицию.
КРИТИКВы посмотрели спектакль или фильм по пьесе "Гроза". Выберите любое "время", в которое это произошло: 19 век, день сегодняшний или... Какую позицию вы занимаете, какой вы критик- суровый, ироничный, язвительный, мягкий, объективный, субъективный, или вы такой, какой вы в жизни, и вам не нужна маска? Напишите статью в любую газету или журнал, назовите его, придумайте статье яркое название, ведь вы должны привлечь внимание, вы хотите, чтобы вас узнали, вне зависимости от того, посмотрел читающий вашу статью спектакль или фильм по пьесе "Гроза".
ЗРИТЕЛЬВы посмотрели спектакль или фильм по пьесе "Гроза". Расскажите о нем вашему другу. Смоделируйте ситуацию, в которой может прозвучать ваш рассказ, подумайте о впечатлении, о котором вы будете говорить, о стиле такого разговора, ведь вариантов может быть много.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Ответы к школьным учебникам

«Москвитянин»

2. Кто написал статью «Темное царство»?

H.A. Добролюбов

3. Кто является яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза»?

Дикой, Кабаниха

4. Кого H.A. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

Катерину

5. Установите соответствие между характеристиками и их героями.

ПЕРСОНАЖИ
1) Дикой
2) Кабаниха
3) Феклуша

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) «Кто ж... угодит, коли у... вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится... А беда, коли поутру... кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».
Б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом [заел(-а)] совсем*.

Ответ:
1 - А, 2 - Б

6. Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко ее характеризующие?
«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Катерина

7. А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

Малый театр.

8. Где происходит действие пьесы «Гроза»?

в Калинове

9. Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А. Островского «Гроза». Кому принадлежат эти слова? «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!
В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».

Кулигину.

10. Что, по мнению сумасшедшей барыни, грозит гибелью?

вольные нравы и обращение

11. Кого из героев драмы Островского «Бесприданница» в финале пьесы Лариса Огудалова благодарит за «благодеяние»?

Карандышева

12. К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?

13. Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза».

столкновение самодуров и их жертв

14. А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно?

купеческой

15. Установите соответствие речи с действующими персонажами пьесы.

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
A) «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на поле!*, «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску».
Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живете! купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный*.
B) «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».
ПЕРСОНАЖИ
1) Кабаниха
2) Феклуша
3) Катерина
4) Дикой

Ответ:
А - 3, Б - 2, В - 3

16. Установите соответствие между персонажами и особенностями их лексикона.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ
A) церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием Б) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика
B) мещанско-купеческое просторечие, грубость
ПЕРСОНАЖИ
1) Катерина
2) Кабаниха
3) Кулигин
4) Дикой

Ответ:
А - 4, Б - 1, В - 2

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»