Московские проекты великого архитектора ле корбюзье. «Я работаю в здании Ле Корбюзье Здание ле корбюзье на мясницкой

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Архитектурный авангард и реализация принципов функционализма архитектуры; Единственное здание на территории Росиии и Советского союза спроектированное и построенное по проекту Ле Корбюзье.

Объект: Зда́ние Центросою́за (также известно как Здание Наркомлегпрома, Здание ЦСУ)
Архитектор / Дизайн:
Страна: Россия
Год создания: 1928-1936

Он не Ле Корбюзье- это всего лишь литературный псевдоним, вовсе не француз и не только архитектор. Его настоящее имя- Эдуард Жаннере. Он – швейцарец, полжизни проживший во Франции и знаменитый не только зданиями, но и собственными «пуристическими картинами». Жаннере или Ле Корбюзье увековечил себя в своих почти немыслимых архитектурных творениях – зданиях Министерства просвещения в Рио- де- Жанейро, парижского Центра Армии спасения и Московского «Центрсоюза».



Архитектурный дар Ле Корбюзье имел свой философский фундамент, который был сформирован в . Впервые эта концепция был опубликована в «Экспри Нуво», французском журнале 30-ых годов прошлого века, архитектурный раздел в котором возглавлял Эдуард Жаннере, который подписывался как Ле Корбюзье.

Пять принципов архитектуры Ле Корбюзье

Журнальные статьи о зданиях новой эпохи — своеобразный манифест и итог философских размышлений Ле Корбюзье. В публикациях архитектор уверяет, что дома стоит возводить на опорах, чтобы оставалось место под автомобильные стоянки, крыши должны представлять террасы: тогда освободиться место для сада. Ле Корбюзье настаивал, что основа здания — железобетонный каркас. Он позволит избавиться от традиционной планировки, обычные окна заменить на ленточные и создать наружные стены даже из хрупкого материала. Все эти постулаты в отдельности не были новаторством, но только Ле Корбюзье создал из них систему, вдохнул в нее жизнь и повел за собой целое архитектурное поколение.

Ле Корбюзье в Москве

Ле Корбюзье посетил Москву трижды. Сложно сказать, кто и кем оказался больше восхищен – Ле Корбюзье советскими архитекторами или они им. Зодчим новой страны было, что показать. В советской России царил архитектурный авангард и конструктивизм. Братья Веснины поражали своим стремлениями к «чистым архитектурным конструкциям».

Архитектор Щусев, предпочитавший классику, создал Мавзолей Ленина с применением
новых геометрических форм.

Не зря Ле Корбюзье был так поражен! В современной Москве сейчас – двести зданий, построенный в ту эпоху, и четверть из них- архитектурные шедевры.
Ле Корбюзье не остался в долгу. Он « переплюнул» даже социалистических новаторов, предложив Генеральный План столицы «нового государства». Чтобы возвести, по словам Ле Корбюзье, «лучезарный город», Москву надо было снести полностью.

Тогда город бы приобрел не нынешнюю радиальную, а прямоугольную планировку.
В список «неприкасаемый зданий» после сноса вошли, конечно, Кремль, Китай- город, Большой театр и один из особняков на Страстном бульваре.

Столицу решили все- таки не сносить. Поняли, что дорого и не особенно актуально в полуголодной стране. Модернистский проект Дворца Советов по проекту Ле Корбюзье тоже положили «под сукно». Зато гениального безумца вместе с зодчим Николаем Колли привлекли к возведению здания Наркомата легкой промышленности, более известного как Дом Центрсоюза. За что потомки были чиновникам только благодарны. Сооружение на Мясницкой улице до сих пор считается уникальным в мире воплощением бизнес — центра, делового здания.

Дом «Центрсоюза» и задумывался, как теперь говорят, деловой центр. Ле Корбюзье следуя планировал полностью отказаться от традиционного фундамента, но партнер по проекту, архитектор Николай Колли не поддержал идею, поэтому сейчас здание в двух частях — часть сооружения все — таки «поставили» на фундамент, а один блок в духе Ле Корбюзье — на опоры- стойкы. Обычные москвичи и сотрудники наркомата свободно перемещались под домом. «Центрсоюз» получил еще одно название- «дом на ножках».
Не забыл Ле Корбюзье о своем втором постулате – ленточных окнах. Фасад был полностью застеклен. Сейчас это кажется вполне привычным, а тогда выглядело как ноу- хау.

Что представляла собой вся конструкция? «Дом «Центросоюза», на самой деле – это четыре здания или корпуса. Три из них состоят из восьми этажей. Здесь расположились многочисленные конторы. В четвертом находился кинозал и фойе. Дом, занимающий огромную площадь, выходит на две московские улицы Мясницкую и Сахарова.
К главному фасаду здание как будто спускается — его высота изменяется постепенно от восьмиэтажной до двухэтажной.








«Центрсоюз» имеет свои архитектурные секреты, которые можно заметить лишь в том случае, если обойти сооружение вокруг. Например, часть углов некоторых корпусов поставлены как будто не ровно, а немного косо. Холодные и правильные в геометрическом плане стеклянные стены сменяются «неправильными» поверхностями.
Внутренняя планировка, точнее ее отсутствие тогда, вероятно, поразила трехтысячную армию сотрудников наркомата. Этажи были построены с свободной планировкой благодаря железобетонному каркасу здания.
Здание оказалось еще и непривычно теплым для мерзнущей страны. Ле Корбюзье спроектировал стены-экраны, между которыми сохранялся не воздух, а вакуум, что и улучшило теплоизоляцию.
Реализованный проект «Центрсоюза» признали новаторским даже в Европе, уже успевшей привыкнуть к архитектурному авангарду. Ле Корбюзье получил в наследство благодарных последователей. Вслед за «Центрсоюзом» дома на ножках с плоскими крышами и ленточными окнами стали расти в Москве как грибы.

19 июня 1928 года было последним днём подачи конкурсных проектов на здание Центросоюза — могущественной организации, расцветшей в эпоху НЭПа и обладавшей тогда министерскими амбициями. Конкурс был организован не без странностей — параллельно с первым, открытым сбором работ, проекты заказали и нескольким иностранным бюро. Наиболее известным из них была парижская мастерская Ле Корбюзье. Исследователь его творчества Ж.-Л. Коэн приводит выдержки из пожеланий заказчика, приложенные к письму с приглашением: «Архитектура должна быть в четко-выраженном стиле официального административного здания, большое внимание следует уделить наружным поверхностям и силуэту, красота и величие здания должны проистекать из простоты форм, где это возможно, следует избегать использования декоративных деталей. Поскольку здание Центросоюза будет с трех сторон окружено крупными магистралями, оно должно иметь единый образ».


Всего на здание Центросоюза было подано 23 конкурсных проекта и еще 5 заказных. Но первую премию получил вовсе не амбициозный швейцарец, а выпускник Петербургского института гражданских инженеров Борис Великовский — автор многих предреволюционных неоклассических построек — доходных домов, фабрик, особняков. За год до конкурса он завершил самое современное здание тогдашней Москвы — штаб-квартиру Госторга в конце Мясницкой улицы.


Первый этап конкурса задумывался скорее как концептуальный, да и все проекты обладали теми или иными недостатками, поэтому жюри объявило следующий тур. Великовский в нём не участвовал, но у Корбюзье появились другие соперники: в том числе, братья Веснины, Александр Никольский, Петер Беренс и вчерашний студент Иван Леонидов.

В это же время, осенью 1928 года, Ле Корбюзье приехал в Москву. Возможно, и личное присутствие, и важность самого визита, на чем настаивали прогрессивно настроенные советские архитекторы, сыграли свою роль — в конце концов, первую премию и право постройки получил именно он. Предложение Ле Корбюзье на третьем этапе было наиболее цельным и простым как в своем образе, так и с точки зрения функции — лапидарной формы конторские корпуса и параболический в плане объем зрительного зала. У Леонидова Корбюзье заимствовал идею сплошного стеклянного фасада — не «тельняшек» ленточных окон, а единого полотна. У Великовского (Корбюзье, конечно же, посещает Госторг) — идею открытого этажа без перегородок и лифты непрерывного действия (патерностеры). Это и многое другое он объединил не только на основе своих «пяти принципов », но и новой идеи — «архитектура — это циркуляция!». И циркуляция 2000 сотрудников Центросоюза, перемещающихся между 7 этажами трёх конторских корпусов — вверх на лифте, вниз — по пандусу. И циркуляция воздуха — железобетон позволил создать единое межоконное пространство — именно здесь должен был проходить нагретый воздух зимой и охлажденный летом (форточки были задуманы только во внутреннем слое остекления).

Ле Корбюзье ещё два раза посещал Москву — в 1929 и 1930 годах, а стройка началась только в 1931 — уже без его участия. Как почти во всех проектах, одним соавтором выступил его двоюродный брат Пьер Жаннере, а вторым — советский архитектор Николай Яковлевич (Джеймсович — он был шотландцем по отцу) Колли. Колли два года жил в Париже, работал в мастерской Корбюзье и приводил проект к нашим нормам и реалиям. Потом он же воплощал его в жизнь — швейцарец разругался с советским государством (его проект Дворца Советов не прошел даже во второй тур, как раз тогда разгоралась борьба с формализмом и космополитизмом).



Здание было достроено только к 1937 году — в совсем другую эпоху. Система центрального кондиционирования так и не была воплощена из-за дороговизны, а для большей представительности (здание теперь занимал Наркомлегпром) стены облицевали армянским туфом: общий модернистский облик с гладкими поверхностями стен казался теперь анахронизмом.


Однако целые поколения советских архитекторов продолжали считать постройку важнейшей в стране. Бывший нарком финансов Николай Милютин (теоретик градостроительства и заказчик дома Наркомфина) чуть ли не ежедневно инспектировал стройку, Александр Веснин сравнивал Центросоюз с Успенским собором Аристотеля Фьораванти, а будущие модернисты 1960-х с восторгом вспоминали, как «вязали арматуру» на практике первых курсов института.

Интересно, что ещё до завершения здания на Мясницкой, в 1931-1934 годах, ученики знаменитого Александра Кузнецова (братья В. и Г. Мовчаны и др.), вдохновившись проектом Корбюзье спроектировали, построили очень похожее здание для Всероссийского электротехнического общества (ВЭО). Здесь также сплошной стеклянный фасад, лифт непрерывного действия и пандус. Но, в отличие от Корбюзье, они остроумно осветили его и фонарём на крыше (к сожалению давно переделанным) и круглыми окнами в стенах.


Быть может, главное новшество в организации офисных зданий — никак не разграниченное рабочее пространство — было утопией, но архитектурные решения общественных зон, четкое разведение потоков, эффективный транспорт внутри здания пережили не одну перестройку, и без них функционирование здания немыслимо.

Центросоюз дважды был реконструирован (в 1970-е и 2010-е): свободные этажи были разгорожены на отдельные кабинеты, оконные переплеты заменены, патерностеры демонтированы, но внутренние пространства актового зала, фойе, лестниц и пандусов сохранились почти в первозданном виде.



Фото Николай Васильев

В рамках празднования юбилея Ле Корбюзье, которому 6 октября исполнилось 125 лет, в Москве состоялся показ интерьеров единственного построенного в Москве здания по проекту Ле Корбюзье - Центросоюза (Наркомлегпрома/ Росстата). Мне посчастливилось оказаться в числе экскурсантов и сделать энное количество снимков своей маленькой мыльницей, некоторую их часть показываю здесь.
Впечатление потрясающее от увиденного!
1.

конечно, я не имею в виду этот ужасный кирпичный забор
2.

3.

Для фотографа такие пространства просто находка!!! И их, фотографов с мыльницами, мобильниками и навороченными зеркалками, там было достаточно.
Главным действующим лицом на этом мероприятии был г-н Жан-Луи Коэн - архитектор, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории архитектуры в Художественном институте Нью-Йоркского универститета, член Советов Канадского архитектурного центра в Монреале, Фонда Ле Корбюзье в Париже, по архитектуре и дизайну Музея современного искусства в Нью-Йорке, Берлинской академии художеств, Академии Св.Луки в Риме и Российской академии архитектуры. Кавалер ордена искусств и словесности. Инициатор многочисленных выставок в различных странах, автор многочисленных публикаций и книг. Он также был куратором выставки в Пушкинском музее.

4.
Жан-Луи Коэн представляет свою книгу

5.
Ж-Л Коэн и Елена Гонсалес, проведшая экскурсию по зданию

6.

7.

Жан-Луи Коэн прочитал интересную лекцию об истории строительства здания, я хочу лишь процитировать несколько фраз. А для тех, кто интересуется архитектурой и в частности, творчеством Корбюзье очень-очень советую приобрести вновь изданную книгу Жан-Луи Коэн "Ле Корбюзье и мистика СССР. Теории и проекты для Москвы 1928-1946" Арт Волхонка Москва, 2012. Это русское издание французского первоисточника 1987г. Богато иллюстрированная книга, интересно и очень подробно рассказывает об отношениях Корбюзье и Советской России.
8.

9.

Не ставлю перед собой задачу рассказать о творчестве и жизни Корбюзье, об истории конкурса и затем строительства здания Центросоюза, - обо всем этом очень интересно и подробно рассказал Ж-Л.Коэн в своей книге. Интересующиеся также могут найти немало информации в интернете. У меня также нет цели показать и рассказать о том, что именно в здании осталось подлинным и нетронутым со времен Ле Корбюзье - пусть этим занимаются архитекторы.

10.

затянувшийся ремонт не дает увидеть здание полностью
11.

Меня интересует лишь визуальная составляющая этого архитектурного шедевра.
Поэтому предлагаю посмотреть фотографии и восхититься прекрасной геометрией и чистотой линий. И не забывать при этом, что в конце 20х-нач.30х.гг. не было еще тех технологий строительства и материалов, которые есть сейчас, и многое придумывалось на ходу из того, что имелось тогда.

12.
Укладка арматуры одного из пандусов, 1932.

13.
слева -Корбюзье и рабочие, справа - Корбюзье и Н.Колли на строительстве Дома Центросоюза

Здание Центросоюза - заказ, который Ле Корбюзье получил от Москвы в октябре 1928г., - стал для него серьезнейшим интеллектуальным и профессиональным испытанием. Благодаря счастливой случайности, всего лишь несколько месяцев спустя после проигранной битвы за проект Дворца Лиги Наций, ему представилась возможность впервые продемонстрировать значимость своих идей в применении к масштабным проектам.
14.
Триумфальные ворота у Тверской заставы и силуэт храма Ал.Невского в Миуссах. Вид со стороны Белорусского вокзала. Рисунок Корбюзье 1928г.

Почему и как оказалось, что именно Центросоюз имел возможность в те непростые и небогатые годы объявить конкурс на строительство своего нового здания? Об этом подробно рассказывает Ж-Л.Коэн в своей книге. Приведу лишь короткую цитату.
Потребительская кооперация зародилась в Росси в 1864г., в 1898г. был создан Московский союз потребительских обществ (МСПО), впооследствии Центросоюз, председателем которого с 1926г. был Исидор Любимов.В нач. 1926г. исполком Моссовета выделил Центросоюзу, руководство которого располагалось тогда в Большом Черкасском переулке, земельный участок для строительства грандиозного конторского здания между домами №№ 35 и 44 по Мясницкой улице. Аппарат Центросоюза насчитывал в это время 2500 сотрудников, которых предполагалось разместить в этом здании.
В результате конкурса (в три тура), проведенного Всероссийским обществом гражданских инженеров,
победил Ле Корбюзье. Эта победа продемонстрировала непосредственный результат воздействия архитектурных идей и форм Ле Корбюзье на советское зодчество и одновременно обнаружил ряд совпадений и расхождений с идеями представителей советского авангарда, учитывая новый теоретический контекст, совпадающий по времени с той фазой движения "современной архитектуры" в Европе.

15.

16.

17.

18.

Этот заказ принес Ле Корбюзье ошеломительный успех потому, что он оправдал все ожидания. С присущим ему удивительным умением он отказался от всех условных и устарелых архитектурных традиций. Проект при простой, вполне утилитарной планировке содержит совершенно простые по идее стеклянные переходы и галереи, пандусы, заменяющие лестницы, оригинальной, но вполне удобной подковообразной формы, планировку клубного зала, сообщающие проекту чрезвычайную целесообразность, без всяких натяжек в сторону логики и здравого смысла.

19.
План первого этажа в окончательном проекте.1929, май.

20.
Ле Корбюзье среди советских архитекторов.Москва, октябрь 1928г.
Слева направо: Андрей Буров, Ле Корбюзье, Николай Соболев, Александр Веснин, Георгий Гольц.

"Исключительная ясность архитектурной мысли, четкость в построении масс и объемов, чистота пропорций, ясность соотношений всех элементов, сопоставленных по контрасту и по нюансу, масштабность всего сооружения в целом и отдельных его частей, легкость и вместе с тем монументальность, архитектурное единство, строгая простота характерны для этого сооружения"-Александр Веснин.
21.

22.

23.

24.

25.

26.

В 1936г. здание Наркомлегпрома приобрело,наконец, законченный вид как снаружи, так и и внутри. И тогда же впервые были опубликованы снимки основных помещений здания.
27. лифт pater noster

Несмотря на отклонения от начального замысла в отношении интерьеров, дом сохраняет верность архитектурному замыслу Ле Корбюзье: планировка внутренних маршрутов движения, трактовка наружных объемов здания соответствуют его планам. Сам Корбюзье был на этом объекте всего три раза и в последний раз видел здание в 1930г.

28.

29.

30.

31.

Н.Д.Колли в статье в журнале "Архитектура СССР" рассказывал о здании:"первый год эксплуатации здания показал, что свободное пространство "колоннады" - так теперь именуются столбы - отвечает всем ожиданиям. Главный вестибюль здания также позволил своим столбам приобрести достоинство колонн: облицованные искусственным мрамором серого цвета (как и писала Шарлотта Перриан), колонны в месте их сочетания с плоскостью потолка имеют "небольшие галтели из светлого дуба", а базы колонн обведены черным марблитом. Стены облицованы полированным желтым крымским мрамором "Биюк-Янкой", пол главного вестибюля выложен из плит бело-серого и темно-серого мрамора. Марш пандусов покрыт черной резиной, а стены вдоль них отделаны панелями светлого дуба. Стены этажных площадок пандуса исполнены из серого уральского полированного мрамора. Стены коридоров вдоль бюро облицованы светлым натуральным дубом".

32.

33.

34.

35.

36.

37.

Основной конфликт между архитектором и советскими клиентами возник вокруг проекта отопления и вентиляции.

38.

Принцип "нейтрализующих стен" и "точечной вентиляции"
39.

Корбюзье отправил запрос с экспертизой своего проекта американцам, которые сделали вывод о том, что такая "точная система" весьма затратна, требует " примерно в четыре раза больше горячего пара и в два раза больше моторной силы для обогрева и вентиляции здания, чем это необходимо" при обычном способе отопления. Поэтому Корбюзье не смог отстоять эту часть своего проекта.

40.

Для обогрева помещений использовались радиаторы, установленные вдоль всего фронта наружных стен на каждом этаже, а также от перегрева помещений солнечными лучами, наряду с традиционными полотняными шторами внутри помещения использовались также накручивающиеся на барабан механические шторы, опускающиеся и поднимающиеся в межрамном пространстве по команде из рабочего помещения. Эта система была разработана под руководством инженера П.Н.Шабарова. Для наружного остекления применялось стекло "саблэ" - необработанное зеркальное стекло, малопрозрачное и рассеивающее свет. Для внутреннего остекления на высоту 93 см от пола за радиаторами применялось кафедральное стекло, остальные части были остеклены зеркальным стеклом.
41.

42.

Разумеется, было немало противников, особенно с критикой функциональной практичности здания:
"..полнейшая асоциальность архитектора, полнейшая оторванность Корбюзье от запросов широкой массы. Он не связан ни с пролетариатом, ни с индустриальным капиталом" Эль Лисицкий.
Это "холодный, однообразный и неприветливый дом", за стенами которого "люди должны работать напряженно, автоматически, уныло, безрадостно", "по-американски".-Сергей Кожин.
43.

44.

45.

46.

47.

Конечно, после разных ремонтов и активной эксплуатации не все сохранилось в первозданном виде, но, если честно, увиденное превзошло все мои представления и ожидания. И не только потому, что я не являлась сторонницей творчества Ле Корбюзье и советское офисное здание не вызывало у меня большого энтузиазма и надежд на что-то интересное...Но даже из предполагаемого я боялась увидеть гораздо худшее, принимая во внимание то, как у нас умеют приспосабливать под свои нужды исторические объекты. Я ошиблась дважды и очень рада этому!:)

48.

50.

51.

52.

53.

54.

Поскольку далеко не все смогут увидеть это здание изнутри, постаралась показать побольше снимков.

Видео с сайта Культура - интервью Ж-Л Коэна от 30.06.2011

В рамках празднования юбилея Ле Корбюзье, которому 6 октября исполнилось 125 лет, в Москве состоялся показ интерьеров единственного построенного в Москве здания по проекту Ле Корбюзье - Центросоюза (Наркомлегпрома/ Росстата). Мне посчастливилось оказаться в числе экскурсантов и сделать энное количество снимков своей маленькой мыльницей, некоторую их часть показываю здесь.
Впечатление потрясающее от увиденного!
1.

конечно, я не имею в виду этот ужасный кирпичный забор
2.

Для фотографа такие пространства просто находка!!! И их, фотографов с мыльницами, мобильниками и навороченными зеркалками, там было достаточно.
Главным действующим лицом на этом мероприятии был г-н Жан-Луи Коэн - архитектор, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории архитектуры в Художественном институте Нью-Йоркского универститета, член Советов Канадского архитектурного центра в Монреале, Фонда Ле Корбюзье в Париже, по архитектуре и дизайну Музея современного искусства в Нью-Йорке, Берлинской академии художеств, Академии Св.Луки в Риме и Российской академии архитектуры. Кавалер ордена искусств и словесности. Инициатор многочисленных выставок в различных странах, автор многочисленных публикаций и книг. Он также был куратором выставки Ле Корбюзье.Тайны творчества. Между живописью и архитектурой в Пушкинском музее.

4.
Жан-Луи Коэн представляет свою книгу

Жан-Луи Коэн прочитал интересную лекцию об истории строительства здания, я хочу лишь процитировать несколько фраз. А для тех, кто интересуется архитектурой и в частности, творчеством Корбюзье очень-очень советую приобрести вновь изданную книгу Жан-Луи Коэн "Ле Корбюзье и мистика СССР. Теории и проекты для Москвы 1928-1946" Арт Волхонка Москва, 2012. Это русское издание французского первоисточника 1987г. Богато иллюстрированная книга, интересно и очень подробно рассказывает об отношениях Корбюзье и Советской России.
8.

9.

Не ставлю перед собой задачу рассказать о творчестве и жизни Корбюзье, об истории конкурса и затем строительства здания Центросоюза, - обо всем этом очень интересно и подробно рассказал Ж-Л.Коэн в своей книге. Интересующиеся также могут найти немало информации в интернете. У меня также нет цели показать и рассказать о том, что именно в здании осталось подлинным и нетронутым со времен Ле Корбюзье - пусть этим занимаются архитекторы.

10.

затянувшийся ремонт не дает увидеть здание полностью

Меня интересует лишь визуальная составляющая этого архитектурного шедевра.
Поэтому предлагаю посмотреть фотографии и восхититься прекрасной геометрией и чистотой линий. И не забывать при этом, что в конце 20х-нач.30х.гг. не было еще тех технологий строительства и материалов, которые есть сейчас, и многое придумывалось на ходу из того, что имелось тогда.

12.
Укладка арматуры одного из пандусов, 1932.

13.
слева -Корбюзье и рабочие, справа - Корбюзье и Н.Колли на строительстве Дома Центросоюза

Здание Центросоюза - заказ, который Ле Корбюзье получил от Москвы в октябре 1928г., - стал для него серьезнейшим интеллектуальным и профессиональным испытанием. Благодаря счастливой случайности, всего лишь несколько месяцев спустя после проигранной битвы за проект Дворца Лиги Наций, ему представилась возможность впервые продемонстрировать значимость своих идей в применении к масштабным проектам.
14.
Триумфальные ворота у Тверской заставы и силуэт храма Ал.Невского в Миуссах. Вид со стороны Белорусского вокзала. Рисунок Корбюзье 1928г.

Почему и как оказалось, что именно Центросоюз имел возможность в те непростые и небогатые годы объявить конкурс на строительство своего нового здания? Об этом подробно рассказывает Ж-Л.Коэн в своей книге. Приведу лишь короткую цитату.
Потребительская кооперация зародилась в Росси в 1864г., в 1898г. был создан Московский союз потребительских обществ (МСПО), впооследствии Центросоюз, председателем которого с 1926г. был Исидор Любимов.В нач. 1926г. исполком Моссовета выделил Центросоюзу, руководство которого располагалось тогда в Большом Черкасском переулке, земельный участок для строительства грандиозного конторского здания между домами №№ 35 и 44 по Мясницкой улице. Аппарат Центросоюза насчитывал в это время 2500 сотрудников, которых предполагалось разместить в этом здании.
В результате конкурса (в три тура), проведенного Всероссийским обществом гражданских инженеров,
победил Ле Корбюзье. Эта победа продемонстрировала непосредственный результат воздействия архитектурных идей и форм Ле Корбюзье на советское зодчество и одновременно обнаружил ряд совпадений и расхождений с идеями представителей советского авангарда, учитывая новый теоретический контекст, совпадающий по времени с той фазой движения "современной архитектуры" в Европе.

15.

17.

18.

Этот заказ принес Ле Корбюзье ошеломительный успех потому, что он оправдал все ожидания. С присущим ему удивительным умением он отказался от всех условных и устарелых архитектурных традиций. Проект при простой, вполне утилитарной планировке содержит совершенно простые по идее стеклянные переходы и галереи, пандусы, заменяющие лестницы, оригинальной, но вполне удобной подковообразной формы, планировку клубного зала, сообщающие проекту чрезвычайную целесообразность, без всяких натяжек в сторону логики и здравого смысла.

19.
План первого этажа в окончательном проекте.1929, май.

20.
Ле Корбюзье среди советских архитекторов.Москва, октябрь 1928г.
Слева направо: Андрей Буров, Ле Корбюзье, Николай Соболев, Александр Веснин, Георгий Гольц.

"Исключительная ясность архитектурной мысли, четкость в построении масс и объемов, чистота пропорций, ясность соотношений всех элементов, сопоставленных по контрасту и по нюансу, масштабность всего сооружения в целом и отдельных его частей, легкость и вместе с тем монументальность, архитектурное единство, строгая простота характерны для этого сооружения"-Александр Веснин.
22.

24.

26.

В 1936г. здание Наркомлегпрома приобрело,наконец, законченный вид как снаружи, так и и внутри. И тогда же впервые были опубликованы снимки основных помещений здания

27. лифт pater noster

Несмотря на отклонения от начального замысла в отношении интерьеров, дом сохраняет верность архитектурному замыслу Ле Корбюзье: планировка внутренних маршрутов движения, трактовка наружных объемов здания соответствуют его планам. Сам Корбюзье был на этом объекте всего три раза и в последний раз видел здание в 1930г.

28.

Н.Д.Колли в статье в журнале "Архитектура СССР" рассказывал о здании:"первый год эксплуатации здания показал, что свободное пространство "колоннады" - так теперь именуются столбы - отвечает всем ожиданиям. Главный вестибюль здания также позволил своим столбам приобрести достоинство колонн: облицованные искусственным мрамором серого цвета (как и писала Шарлотта Перриан), колонны в месте их сочетания с плоскостью потолка имеют "небольшие галтели из светлого дуба", а базы колонн обведены черным марблитом. Стены облицованы полированным желтым крымским мрамором "Биюк-Янкой", пол главного вестибюля выложен из плит бело-серого и темно-серого мрамора. Марш пандусов покрыт черной резиной, а стены вдоль них отделаны панелями светлого дуба. Стены этажных площадок пандуса исполнены из серого уральского полированного мрамора. Стены коридоров вдоль бюро облицованы светлым натуральным дубом".

32.

33.

Основной конфликт между архитектором и советскими клиентами возник вокруг проекта отопления и вентиляции.

38.

Принцип "нейтрализующих стен" и "точечной вентиляции"
39.

Корбюзье отправил запрос с экспертизой своего проекта американцам, которые сделали вывод о том, что такая "точная система" весьма затратна, требует " примерно в четыре раза больше горячего пара и в два раза больше моторной силы для обогрева и вентиляции здания, чем это необходимо" при обычном способе отопления. Поэтому Корбюзье не смог отстоять эту часть своего проекта.

40.

Для обогрева помещений использовались радиаторы, установленные вдоль всего фронта наружных стен на каждом этаже, а также от перегрева помещений солнечными лучами, наряду с традиционными полотняными шторами внутри помещения использовались также накручивающиеся на барабан механические шторы, опускающиеся и поднимающиеся в межрамном пространстве по команде из рабочего помещения. Эта система была разработана под руководством инженера П.Н.Шабарова. Для наружного остекления применялось стекло "саблэ" - необработанное зеркальное стекло, малопрозрачное и рассеивающее свет. Для внутреннего остекления на высоту 93 см от пола за радиаторами применялось кафедральное стекло, остальные части были остеклены зеркальным стеклом.
41.

Разумеется, было немало противников, особенно с критикой функциональной практичности здания:
"..полнейшая асоциальность архитектора, полнейшая оторванность Корбюзье от запросов широкой массы. Он не связан ни с пролетариатом, ни с индустриальным капиталом" Эль Лисицкий.
Это "холодный, однообразный и неприветливый дом", за стенами которого "люди должны работать напряженно, автоматически, уныло, безрадостно", "по-американски".-Сергей Кожин.

50.

Конечно, после разных ремонтов и активной эксплуатации не все сохранилось в первозданном виде, но, если честно, увиденное превзошло все мои представления и ожидания. И не только потому, что я не являлась сторонницей творчества Ле Корбюзье и советское офисное здание не вызывало у меня большого энтузиазма и надежд на что-то интересное...Но даже из предполагаемого я боялась увидеть гораздо худшее, принимая во внимание то, как у нас умеют приспосабливать под свои нужды исторические объекты. Я ошиблась дважды и очень рада этому!:)

54.

Поскольку далеко не все смогут увидеть это здание изнутри, постаралась

Что случилось

Вчера на сайте движения «Архандзор» появилась о том, что рядом с домом Центросоюза архитектора Ле Корбюзье, на территории, которая принадлежит Министерству обороны, планируется строительство 58-метрового здания. По плану высотка появится на месте двух домов конца XIX века, которые не представляют исторической ценности. на их снос было выдано еще в апреле 2016 года, градозащитники обратили внимание на незаконные действия только сейчас.

Причиной стало обращение главы парижского Фонда Ле Корбюзье Антуана Пикона к мэру Москвы Сергею Собянину и главе Министерства культуры Владимиру Мединскому с просьбой отказаться от проекта, оказавшееся в распоряжении «Архнадзора». Хотя новая высотка не несет прямой угрозы зданию Центросоюза, где сейчас базируется Росстат, очевидно, что высотка может испортить вид на постройку архитектора, которому, кстати, в позапрошлом году поставили на Мясницкой. Реальность угрозы можно понять, если учесть, что с такого же разрешения на снос начинались многие истории, которые приводили в итоге к гибели исторических памятников - здания , например.

Два дома - белый и красный, - на месте которых может возникнуть новостройка

© Архнадзор

Что говорят эксперты

Татьяна Кудрявцева

Архитектор, эксперт по охране архитектурного наследия

«Я участвовала в экспертизе по определению границ охранной зоны вблизи дома Центросоюза, и в результате границы не изменились. Решение было еще раз подтверждено на совещании в декабре 2016 года. Да, рядом со зданием Ле Корбюзье есть два дома постройки конца XIX - начала XX века, которые уродуют памятник. Дело в том, что в этих домах уже лет 30 не живет никто, кроме бездомных. Сделать здания жилыми - невозможно. Поэтому на их месте появится новая постройка. Я не знаю, какая: знать может только главный архитектор города Сергей Кузнецов. Единственное, что могу я, - объяснить, какое здание там можно построить, а какое нет. Но этим на экспертизе я не занималась».

Константин Михайлов

Историк архитектуры, координатор общественного движения «Архнадзор»

«Власти, по обыкновению, затеяли совершенно неуместную стройку в историческом центре города, причем на охранной территории, рядом с домом Центросоюза. Само 58-метровое здание собираются поставить на месте доходных домов конца XIX века. Для этого уже предприняты некоторые действия по изменению действующего режима охраны. Были найдены эксперты, готовые подтвердить, что высотка никак не повредит историческому облику той местности и не повлияет на восприятие памятника мирового значения.

Окончательное решение властей по этому вопросу не готово, впрочем, как нет и постановления о начале строительства, но уже разработан проект Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) рядом с домом Ле Корбюзье. В нем как раз заложена высота около 60 метров.

Без технического исследования сложно сказать, как строительство может повлиять на состояние памятника архитектуры. Но то, что такое соседство плохо скажется на визуальном восприятии единственного проекта Ле Корбюзье в Москве, - это точно! Высотка будет перетягивать на себя внимание, что перечеркнет традиционное восприятие дома Центросоюза. Жаль, что в столичном правительстве не берут подобные соображения в расчет.


Участок предполагаемого строительства

Сейчас ведется работа по исполнению президентского об увеличении количества объектов Всемирного наследия, которые Россия могла бы предоставить ЮНЕСКО. Дом Ле Корбюзье - один из главных претендентов на номинацию от нашей страны. Тем более что многие постройки французского архитектора в других странах уже вошли в этот список. Однако планы столичного правительства возвести рядом с ним высотку ставят крест на этих намерениях.

Неудивительно, что мировое экспертное сообщество обеспокоено. К сожалению, в последнее время московские власти под разговоры о сохранении архитектурного наследия часто проектируют и разрешают стройки, которые портят исторический облик города. Достаточно вспомнить возле Новой Басманной улицы, из-за которой прекрасный храм Святых Апостолов Петра и Павла оказался по соседству с огромной башней, - и это только один из множества примеров.

Сейчас памятник нуждается в защите от агрессивного строительства по соседству. «Архнадзор» уже писал замечания по этому делу в Москомархитектуры. В планах - обратиться в правоохранительные органы и защитить здание юридическими методами. Потому что настоящие действия властей - с привлечением ненадежных экспертов - нарушают законодательство».

Пресс-служба Министерства обороны, на территории которого планируется строительство высотного здания, и ООО «Фин.ком», подрядчик проекта, отказались от комментариев.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»