Юрий Бурлан, векторно-системная психология. Системно-векторная психология, тест на определение вектора. Векторы: определение и основные понятия Как определить свой вектор в системно векторной

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Книги которого стали довольно популярными в последнее время, основывается на концепции З. Фрейда о психосексуальности. Рассмотрим ее подробнее.

Общая характеристика

В качестве одного из ключевых условий правильного воспитания детей автор теории называет понимание врожденных свойств и способностей каждого ребенка. Необходимыми знаниями в этой области и помогает овладеть системно-векторная психология. Вектора - это типы "направленности". Они указывают на то, что нравится человеку, доставляет ему удовольствие. Самореализация при этом осуществляется через определенную роль в социуме. Концепция, которую предлагает автор, выступает как прикладная наука. Она способствует быстрому освоению механизмов функционирования бессознательного, его проявлений в каждом индивиде, на уровне пары, группы, социума. В результате усвоения знаний мышление взрослого трансформируется в объективный взгляд на происходящее. Происходит принятие и полное понимание поведения окружающих и их жизненных приоритетов. Векторно-системная психология позволяет родителю лучше понять своего ребенка и воспитывать его так, чтобы его потенциал был максимально реализован.

Суть концепции

На чем построена системно-векторная психология? Толкачев (соавтор создателя теории) и прочие исследователи проблемы воспитания развивают идею о том, что каждый человек рождается с конкретными заданными свойствами. Они определяют жизненный сценарий человека, его поведение и характер. Эти свойства разделяются на 8 групп. В каждой из них объединены характеристики в зависимости от исполнения роли в социуме. Она, в свою очередь, выражает цель человечества, состоящую в выживании. У каждой группы (вектора) есть связь с конкретной чувствительной зоной. Она предопределяет метод получения либо вывода человеком сведений о себе и о мире, который его окружает. Врожденные характеристики индивида свою природу в течение жизни не изменяют. Однако они могут проявляться в различной форме.

Основные положения

Векторно-системная психология включает в себя понятия становления и последующей реализации характеристик направления, от которых зависит собственно поведение носителя. Человек, у которого его свойства остались неразвитыми, будет действовать по противоположному в сравнении с развитым индивидом сценарию. В соответствии с этим складывается сценарий жизни. Человек может стать вором или судьей, гением или шизофреником, насильником или прекрасным семьянином и так далее. Свойства развиваются до включительно. После этого характеристики могут или наполняться/реализовываться, или нет. В первом случае векторно-системная психология предполагает применение врожденных свойств, за счет чего человек получает удовлетворение и пребывает в состоянии гармонии. Все этого говорит о том, что ключевые характеристики закладываются с раннего возраста и совершенствуются до полного полового созревания. Главнейшая роль в этом процессе принадлежит родителям. Именно они формируют условия мира, окружающего в этот период ребенка.

Знакомство с характеристиками

Выявление свойств начинается с описания их выражения в период первобытной стаи. Это позволяет понять первичное, исходное состояние, которое задается с самого рождения. Так можно проследить за развитием психических характеристик, которое имело место по ходу усложнения мира за последние несколько тысяч лет.

Нюансы понимания

Вопрос о грамотном воспитании детей в классической психологии спровоцировал возникновение множества методик развития ребенка. При этом некоторые из них явно противоречат друг другу. Их неэффективность и возникающие заблуждения обусловлены тем, что установленного определения "нормальности" ребенка в них нет. Не существует абсолютных признаков, по которым человек в раннем возрасте считается здоровым психически, а его поведение признается адекватным, равно как и наоборот. В этой связи за последние полвека в категорию приемлемости включены и ранняя сексуальная жизнь, и отказ от врожденной гендерной принадлежности. Что в данном случае предлагает Ю. Бурлан? Системно-векторная психология определяет понятие нормы дифференцированным образом, согласно врожденным характеристикам ребенка. Это предотвращает вред, который могут причинить родители развитию своих детей, а также позволяет на раннем этапе выявить максимально эффективные воспитательные методы.

Тезисы

  1. Ребенок не наследует характеристики от родителей и может иметь совершенно другие свойства.
  2. В качестве основной задачи взрослых выступает обеспечение детям безопасных условий, состояния защищенности. В противном случае происходит замедление, искажение или остановка развития.
  3. Методы воспитания и обучения должны соответствовать врожденным характеристикам.
  4. Последствия от полученных до пубертатного периода психических травм можно нивелировать либо облегчить посредством системного взаимодействия.
  5. Дети выступают представителями следующего поколения. Это означает, что врожденная сила желания и их потенциал существенно выше, чем родительский.
  6. В каждодневном общении, воспитании и развитии ребенка ключевым выступает системное мышление старших членов семьи. В особенности это актуально для матери, поскольку она является главным человеком в жизни до завершения пубертатного периода.

Рассмотрим некоторые группы, которые выделяет системно-векторная психология. Тест на определение вектора содержит определенные вопросы. По ответам на них устанавливается принадлежность к тому или иному типу.

"Кожник"

Видовая роль такого ребенка заключается в создании и хранении пищевых запасов. У него логический тип мышления. В качестве врожденных свойств такого ребенка системно-векторная психология определяет подвижность и активность. У него чувствительная кожа, пластичное тело, что предопределяет выбор занятий танцами и спортом. Такой ребенок достаточно скуп на эмоции и слова. Ему присущи короткие емкие фразы. Родителям важно научить его правилам и показать границы.

Жизненные ценности

Какими их характеризует системно-векторная психология Юрия Бурлана? Тест показывает, что при развитости врожденных свойств "кожника" из ребенка вырастает инженер, законодатель, успешный управленец. Он умеет как подчиняться, так и подчинять, дисциплинирует себя и окружающих. Если ребенка наказывать битьем, то у него сформируется тяга к мазохизму. В случае неразвитости его свойств он становится вором, алкоголиком, девочки вырастают проститутками.

Необходимые условия

Векторно-системная психология формулирует ряд правил для нормального развития ребенка-"кожника". В первую очередь его следует приучить к режиму и дисциплине. Ключевое значение будут иметь занятия спортом. В процессе воспитания автор концепции рекомендует родителям договариваться о поощрениях за совершение ребенком тех или иных действий. Самым приемлемым наказанием может быть ограничение во времени и пространстве.

Уретральное направление

Дети такого типа склонны нести ответственность за жизнь, стремятся к расширению жизненного пространства. Именно такое описание дает системно-векторная психология. Тест на определение вектора показывает нестандартное тактическое мышление. Такие дети являются сгустками энергии и желания жить. Им свойственен доминантный взгляд, у них всегда горящие глаза. Температура тела всегда повышена. Такие дети не признают авторитетов, они неуправляемы. Вместе с этим, если родители подберут правильный подход, то вырастят очень ответственного человека. Такие дети молниеносно реагируют как умственно, так и физически. Они не чувствуют ограничений, в связи с чем не ощущают опасность. Это, в свою очередь, обуславливает высокую смертность по неосторожности. Человек такого типа с развитыми врожденными способностями способен вести за собой людей. Достаточно часто из таких детей вырастают директора крупных предприятий. Если врожденные характеристики неразвиты, ребенок в детстве испытывает давление или насилие со стороны взрослых, он убегает из дома. Такие дети становятся зачастую предводителями преступных объединений. Упор на ответственность - основное условие развития, которое предполагает для них системно-векторная психология. Книги, описывающие концепцию, содержат развернутые комментарии и рекомендации для родителей таких детей. Авторы считают, что взрослым не следует настойчиво требовать послушания, необходимо лишь направлять действия ребенка.

Мышечное направление

Физический труд - основной ориентир, который устанавливает для таких детей системно-векторная психология. Тест на определение направления указывает на два основных состояния: ярость или монотония. В последнем случае человек имеет склонность к усердному труду. Он может ежедневно, ежегодно исполнять одну и ту же работу. У таких людей отсутствует собственное мнение, они будут поступать так, как их научили. Выбор в жизни будет зависеть от того, кто влияет на развитие ребенка. Мышление таких детей характеризуется как наглядно-действенное. Они делают в точности так, как им показали. Это свойство необходимо учесть в процессе обучения. Этих детей нельзя называть глупыми. Они обладают специфическим мышлением. Именно благодаря ему так стабильно выполнить работу могут только они. При развитых врожденных свойствах из таких детей вырастают очень трудолюбивые специалисты. Они строят, пашут землю, работают в шахтах. У них нет высоких запросов, им достаточно того, что они смогли получить, работая руками. Если ребенка не приучить к труду, то из него может вырасти опасный криминальный авторитет. Он легко попадет в преступную группировку, где и проявит свою физическую силу.

Впечатлительные дети

Для них характерен зрительный вектор. В системно-векторной психологии такие дети относятся к ярким экстравертам. Для них обычным явлением считается быстрая смена настроения. У таких детей сильно развит страх перед смертью. При неграмотном воспитании он трансформируется в устойчивые фобии. Многие такие дети боятся темноты и отказываются спать при выключенном свете. Это объясняется тем, что их не может различить угрозу и обеспечить безопасность. У таких детей хорошо развита фантазия. Они легко придумывают разные истории, оживляют неодушевленные предметы. В качестве основной жизненной задачи выступает познание мира. Именно поэтому основной зоной восприятия выступают глаза. Как правило, они у них большие и выразительные. Этим детям нравится все красивое, они склонны к кокетству. Важнейшим аспектом для них выступает установление эмоциональных связей. Она может создаваться и с неодушевленными предметами, и с людьми, и с животными. Иммунная система таких детей слабая, поэтому они первые подхватывают вирусные болезни. При развитых врожденных характеристиках из них вырастают глубоко чувствующие, любящие и искренние люди. Негативное влияние на них оказывает запугивание, чтение страшных сказок. Зафиксировавшись на таких эмоциях, человек начинает сам выбирать фильмы ужасов, идет ночью на кладбище, читает мрачные книги и так далее.

Звуковое направление

Дети такого вектора отличаются Они достаточно рано начинают интересоваться смыслом жизни, существованием людей, назначением. Впоследствии такого рода вопросы могут оттесняться на бессознательный уровень. Однако особо остро они встают в пубертатный период. Звуковые дети малообщительны и задумчивы. Они предпочитают уединение. Их лица часто не отражают никаких эмоций, однако это совершенно не означает, что их нет. В течение первой половины дня такие дети, как правило, вялые и несколько заторможенные. Им довольно сложно сосредоточиться на первых уроках. В связи с этим у них существует риск стать неуспевающими по учебной программе, несмотря на достаточно сильный ум. При нормальном развитии у детей обнаруживаются хорошие интеллектуальные способности. Им легко даются точные науки, языки. При развитых врожденных характеристиках из них вырастают гении. Такие люди становятся выдающимися физиками, учеными, писателями, философами. Препятствуют их развитию шум и крик. Дети очень болезненно их воспринимают. В результате они уходят в себя, отстраняются от окружающего мира. Их состояние становится напряженным, появляются депрессии. Возможно увлечение наркотиками, частыми являются головные боли. Эти дети в группе риска по аутизму и шизофрении.

Оральное направление

Такие дети - весельчаки и болтуны. Они всегда на подъеме, могут войти в любой коллектив. Для них важно найти слушателей. Если их кто-то прерывает, то они стремятся сжать информацию, чтобы успеть всю ее выдать до того, как их прервут. Поэтому их речь становится несвязной, быстрой. У таких детей повышена чувствительность рта, губ. Им нравится их трогать. Они могут на ходу придумать какую-либо историю, легко обманывают. Все это необходимо им для привлечения внимания. Дети с развитыми свойствами становятся актерами, телеведущими, ораторами. Они хорошо разбираются в еде. В случае неразвитого интеллекта дети становятся шутами, ни на минуту не замолкающими. Они говорят даже во время еды.

Системно-векторная психология: отзывы

Надо отметить, что концепция получила достаточно широкое распространение в России. Ее автор проводит семинары, лекции, курсы. Им создано большое количество видеоуроков. Ведутся и онлайн-тренинги. Семинары и лекции посещают как обычные люди, совершенно не разбирающиеся в психологии, так и специалисты, медики, психиатры. Большинство из них положительно отзываются о работе Ю. Бурлана. Лекции помогают людям справиться с проблемами, возникшими в семье, пересмотреть свои подходы к воспитанию. Тем не менее есть и негативно оценивающие всю эту деятельность. Так, например, отличается в этом плане Вячеслав Юнев. Системно-векторная психология, по его мнению, - это наступление на человеческое сознание. В адрес автора концепции им были направлены потоки критики. Однако некоторые его гневные статиь получили опровержение как последователями теории, так и теми людьми, кто смог решить семейные проблемы с помощью системно-векторной психологии.

Структура личности по Фрейду

Всем известно, что З. Фрейд изучал психологию, психику человека и развитие личности. Он был основателем психоаналитической школы. Он сформулировал психологическую концепцию (самую знаменитую), согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: "ОНО", "Я", "СВЕРХ-Я". Я об этом писать не буду, т.к. существует множество учебников и информации.

"ОНО" - бессознательное - дан человеку с рождения, т.к. включает инстинк-тивные, примитивные формы поведения.

"Я" или сознание. Именно благодаря этому уровню, мы воспринимаем, ощу-щаем, запоминаем, воображаем, рассуждаем. Сознание задействует силу воли, разум и обеспечивает безопасность и сохранность жизни.

"СВЕРХ-Я" - Сверхсознание - это мораль, система норм и ценностей, этические принципы, которые были привиты в процессе воспитания и самовоспитания, в ходе социализации и адаптации в обществе. Сверх-Я приобретается, формируется, начинает проявляться с трехлетнего возраста, когда ребенок учится понимать что такое «Я», а также что такое «хорошо» и «плохо».

Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности начинается от рождения и проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определённым участком тела - той или иной эрогенной зоной (рот, нос, ухо, глаз, анус, уретра, кожа, пупок).

На базе этой идеи академиками В. Ганзеном и В. Толкачевым была разработана векторная психология. Это учение о восьми векторах в характере человека, получившее название «прикладная системно-векторный психоанализ», суть которой сводится к тому, что человек не сможет существовать в одиночку.


В системно-векторной психологии вектор представляет собой набор человеческих качеств, которые формируют его сис-тему ценностей, мораль, характер, особенности пове-дения. Все векторы являются врожденными и не меняются в течение жизни. В связи с этим, каждый из этих векторов задает особый сценарий жизни человека, а изучив их, можно понять какой человек и как с ним вести себя.

Системно-векторная психология (8 векторов личности)

Существует 8 векторов, то есть 8 типов «направленности» человека. Вектор говорит о том, что именно человеку нравится, к какой самореализации его тянет инстинктивно, что доставляет ему удовольствие. Чтобы реализовать свой вектор в социуме, человек выполняет в нем определенную роль. Название вектора идентичен чувствительной зоне человека. Итак, начнем:

1. Мышечный в ектор .

Общая характеристика
а) цвет наибольшего комфорта - черный

б) геометрия наибольшего комфорта - прямоугольник, кирпич;

в) место в квартели - внутренняя часть квартели ПРОСТРАНСТВО, интроверт - даже двойной интроверт

г) тип мышления - практическое, непроизвольно-аутическое, наглядно-действенное.

Ключевая задача: монотонная физическая работа для поступательного движения к цели. Видовая роль: рядовой охотник или собиратель. Возможные недостатки: отсутствие мотивации на усовершенствование труда.

Внешние признаки

  • Крупное телосложение. "Человек-гора".
  • Устойчивый (про такого говорят: "Крепко на земле стоит").
  • Сильный. Тело с выраженным мышечным рельефом.
  • Широкая, толстая шея.

Человек любит работать мышцами: спорт, который позволяет нарастить мышечную массу; физический труд, а именно носить тяжести, работать на поле, с тяжелой техникой — для них необходимы. Человек с мышечным вектором при отсутствии других векторов — это скромный человек с минимумом потребностей и стремлений. Поесть, крыша над головой, поработать, поспать — остальное: науки, искусства, предпринимательства — не для него. В сочетании с другими нижними векторами он усиливает их, как бы встраиваясь в их желания и свойства.

Принимать решения не умеет, но является хорошим исполнителем - является ведомым. Мышечные люди почти не способны действовать самостоятельно, будут делать так, как им укажут. Они не способны четко выразить собственное мнение, просто следуют за толпой. В их речи вместо «я» фигурирует «мы». Кем станет мышечный человек зависит от того, кто находится рядом с ним.

Мышечник идеально адаптирует устойчивый неизменный деревенский ландшафт. Живет по принципу: как научат. Этот принцип работает в мышечности абсолютно во всем! Психология массы, толпы.


Физический труд - вот к чему необходимо при-учить мышечного ребенка с ранних лет. Он должен помогать родителям, ему очень важно научиться получать наслаждение именно от труда. Нужно понимать, что именно через усилие мышц активируется мышление мышечного человека. Он получает радость, когда занят физическим трудом, который сам по себе направляет его в мирное русло. Однако, с порт категорически запрещен для таких детей, потому что они не любят соревноваться и побеждать, у них нет таких свойств и данных. Спорт лишь выведет их из состояния «мир» в состояние «война».

Смерть - для мышечника это хорошо, все, что связано с жизнью для мышечника подозрительно, поэтому мышечник подозрительно относится к сексу. Мышечная женщина создает основу, фундамент, рождая новое потомство. Именно она рожает по-настоящему: покосила траву, пошла, родила под стогом сена и пошла дальше косить. Рожает по 10 детей, чтобы была бОльшая вероятность выживания. У мышечного мужчины противоречие - между жизнью и смертью, которое, впрочем, легко разрешается через монотонную традицию и обряд: все чтоб как у людей было, по-людски. Когда не по-людски все, тогда - подозрительность, так как ломается программа.... не по-людски, это секс до брака, секс по-страсти, разрушающий монотонность. Мышечный мужчина не ходят по чужим бабам.

Нереализованный мышечный вектор — часто тянет в драки, к проявлению физической жестокости.

Реализованный мышечный вектор — физически сильные и выносливые люди, работники физического труда, боксеры, люди, выполняющие монотонную физическую работу. Среди людей с мышечным вектором часто бывают фанаты спортивных игр.

Мышечному ребенку как никакому другому очень хорошо в утробе матери. Он связан с ней через пуповину как одно целое - особые смыслы для мышечного вектора. Мышечный ребенок в утробе матери всем своим существом сопротивляется рождению. Новорожденный мышечный ребенок фиксирован на том, что в животе у мамы было хорошо, все базовые потребности удовлетворялись на месте и сразу, а жизнь после рождения - одно страдание, так как теперь все надо делать самому, самостоятельно. Это "переношенные" дети, т.к. они не хотят появляться на свет.

Мышечные дети очень покладистые, их не нужно особо воспитывать. Самое главное — не оставлять мышечного ребёнка болтаться без дела и следить за тем, с кем он общается, иначе велика вероятность, что он попадёт не в ту компанию.

Без него существование современной цивилизации было бы невозможно. Одним из самых больших и важных дел, которые осуществляет человек с мышечным вектором, является строительство.

Желаемое внутреннее состояние: ощущение себя частью массы людей.

Роль в обществе: часть «народа», работник, исполнитель.

2. Кожный вектор.

Общая характеристика

  • цвет наибольшего комфорта - хаки
  • геометрия наибольшего комфорта - крест
  • место в квартели - внешняя часть квартели ПРОСТРАНСТВО, экстраверт
  • тип мышления - логическое , выстраивание причинно-следственных цепочек.

Ключевая задача: отделение своего пространства от внешнего мира, сохранение и накопление ресурсов. Видовая роль: командир группы охотников. В мирное время: создатель и хранитель пищевых запасов. Возможные недостатки: излишний контроль за ситуацией, скупость.

Внешние признаки

Рост невысокий. Идеальное, спортивное телосложение: стройный, гибкий, подтянутый. Губы у кожника тонкие, плотно сжатые - верхняя губа практически не видна.

Кожная женщина худощавая, поджарая, красивая, стремительная, ловкая, гибкая как кошка. Только кожная женщина грациозно удерживает пространство на шпильках - красиво и быстро передвигается на высоких каблуках. Кожная походка - быстрая, танцующая. У кожника - отличное чувство ритма.

Кожнику меньше других нужно думать о диетах, но он только и делает что меняет одну диету на другую. Набрав пару лишних килограмм, кожник начинает выдумывать себе все новые и новые ограничительные диеты.

Кожник предпочитает строгий, деловой на работе и спортивный вне работы стиль одежды. У мужчин обязательная часть гардероба - галстук, кожная женщина также часто использует эту деталь одежды в своем гардеробе. Любимая кожная прическа - волосы собранные в тугой конский хвост.

Кожный жест - указательный палец, которым можно указывать, грозить, назидать.

Кожа у кожника - нежная, чувствительная, идеальная, бархатная.
При определенном состоянии вектора именно кожники наносят на свое тело татуировки, делают себе пирсинг.

Кожник очень ловкий и гибкий: всегда точно рассчитывает движения в пространстве: обогнул, обежал, никого не задел.

Помимо гибкого тела кожник обладает и гибкой психикой. Отличительная ее черта - возможность разворота на 180 градусов: сегодня я буду утверждать и доказывать одно, а уже назавтра с той же убежденностью - обратное; вопрос только в том, что мне более выгодно говорить в данный момент. Это позволяет им легко и быстро адаптироваться к любым изменяющимся условиям, будь это смена работы, переезд в другой город или даже в другую страну. А благодаря хорошему аналитическому уму быстро обрабатывают информацию. Кожный тип людей всегда сумеет найти свою нишу в новой обстановке. Умеют оценить выгоду, стремятся повышать эффективность, умеют экономить время и деньги и получают сильное удовольствие от этого. Любимое их слово «нет». Впрочем, это не мешает им спустя время согласиться, придумав себе разумное оправдание. Кожники в основном скрытны, редко отвечают на вопросы, не выражают эмоций.

Внутреннее чувство времени и простран-ства позволяет им успешно делать несколько дел сразу. Кожники нацелены на успех, в том числе на материальный. Карьера, состоя-тельность, соци-альный статус составляют систему ценностных ориентиров кожного человека. Только ему знакомы амбиции и желание быть лидером, т.к. он любит соревнования. Это может быть спорт, конкуренция в бизнесе или любви.

Логика, логическое мышление - также отличительная черта кожников. В их речи часто можно услышать фразы: «Это не логично! Где тут логика? Логично было бы предположить» и пр.

Ребенок с кожным вектором очень активный, часто непослушный. Пойманный на какой-либо шалости, он будет

Многие читатели, которые хотят узнать, что такое системно векторная психология, спрашивают меня: «Как можно определить свои вектора? Как не запутаться в системе Векторной психологии? Может, есть какой-нибудь тест на 8 векторов?» Однако определить свои вектора не так просто.

Никаких тестов тут нет и быть не может, а если вам говорят обратное и предлагают тестирование на определение векторов, не верьте: вам там «наопределяют» то, чего у вас нет и быть не может. И более того, вам это ни о чем не скажет.

Названия векторов остаются лишь названиями, если не вкладывать в них смысл тренинга по системно-векторной психологии .

Другой пример. «Я очень чувствителен к запахам! У меня есть обонятельный вектор!» — скажет некто. Но, тем не менее, чувствительным к запахам может быть и человек, чей вектор — зрительный. Если парень меняет девушек, как перчатки, можно по ошибке назвать его уретральным вождем. Но и человек с кожным вектором часто меняет партнерш.

Вы чувствуете, как начинаете путаться? Путаница существует в головах многих новичков, и, как следствие, в определенный момент появляется чувство, будто система не работает: слишком много противоречий. Хочется плюнуть и сказать: снова меня обдурили.

Системно-векторная психология: как не запутаться?

Почему происходит путаница? Системно векторная психология отвечает: потому что мы смотрим не туда . «Зри в корень!» — гласит старинная пословица. При анализе конкретного человека нужно смотреть, в первую очередь, на причины поведения, на его нехватки и желания, а не на то, как он себя ведет.

Конечно, поведение и даже внешний вид тоже о многом нам могут сказать, но руководствоваться одними лишь поверхностными признаками нельзя. Только в том случае, когда ты видишь человека объемно, можно точно определить, кто перед вами.

Одно и то же поведение в разных векторах имеет разные причины . Например, говорит системно-векторная психология, человек с оральным вектором врет, чтобы его слушали. Ему необходимы чужие уши, и если вы игнорируете его болтовню, он начинает врать и врать так, чтобы вы начали, наконец, его слушать! Зрительник же не врет, а приукрашивает события, дабы произвести на вас впечатление, вызвать в вас определенные эмоции. Обладатели кожного вектора тоже врут, но только ради выгоды.

Именно поэтому системно-векторная психология никогда не может быть освоена через тесты: те вопросы, которые предполагают тесты, ориентируются лишь на внешние проявления человека или на самообман.

Ошибка №2. Стереотипы и якорьки

Сложнее всего бывает определить свои собственные вектора и вектора близких людей, потому что за всю нашу жизнь у нас уже сложился определенный стереотип насчет себя и своего окружения. Когда мы слушаем лекции по системно-векторной психологии, мы неосознанно отметаем плохое, то, что нам не нравится, и вырываем понравившиеся моменты. Нам начинает казаться, что один вектор лучше, другой хуже. И, конечно, себя к «плохому вектору» мы относить не желаем.

Системно-векторная психология: кто я?

Например, многим кажется, что люди с кожным вектором – торгаши, вруны и хитрецы. И, конечно, мы не такие! Поэтому мы твердо говорим: «Нет, я точно не кожник» . Или, наоборот, мы говорим: «Ну, какой же я анальный тормоз?» Зато «понравившиеся» вектора мы спешим примерить к себе. Получается, что мы, как минимум, уретральные обонятельники: ни больше, ни меньше. И все равно, что уретрально-обонятельная связка – это пассионарный комплекс и такие люди рождаются редко. Например, люди со звуковым вектором , ощущающие свою исключительность, вполне могут допустить, что как раз именно они те самые пассионарии.

Многие из тех, кого интересует системно-векторная психология, вообще видят в себе все восемь векторов и очень этим гордятся. А когда им говоришь, что ничего этого нет, обижаются, говорят, что просто система не работает, да и вообще все вокруг дураки и обманщики.

Почему мы ошибаемся? Потому что мы неправильно воспринимаем систему и ее предназначение. Ответьте на вопрос: зачем вам нужна системно-векторная психология? Зачем вам нужно определять вектора у себя и окружающих? Чтобы гордо назвать себя уретральником, вождем, и восседать на троне своего самомнения? Чтобы разложить всех окружающих на вектора, дать, так сказать, им название, заменить один якорек на другой и успокоиться?

Ведь не за этим нужна эта система, а для серьезной работы над собой и своими тараканами. Чтобы можно было разобраться в себе и своих проблемах, дойти до сути, посмотреть на мир иначе, наладить отношения с окружающими нас людьми, осознать свое место в этом мире, в конце концов .

Сегодня, при всем развитии в различных сферах науки и деятельности человека, академическая психология, несмотря на огромное число психологов, не удовлетворяет спрос на решение проблем личного и социального характера. Огромное число разводов, проблем в интимной сфере, трагедия с подростковым суицидом…

Понимание Системно векторной психологии не приходит сразу. Мы постоянно делаем ошибки, натыкаемся на колья, но это нормально: ошибки – это естественный процесс в освоении того или иного знания . Должно пройти много времени, нужно долго работать и тогда однажды все встанет на свои места. Ты перестанешь цепляться к каким-то побочным моментам, пропадет потребность раскладывать по полочкам каждого встречного-поперечного. В конце концов, векторы – это лишь символы, условные обозначения, за которыми скрываются большие пласты знания о человеке.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Вектор (от лат. «vector » – «несущий») – направленный отрезок прямой в пространстве или на плоскости.

Графически вектор изображается в виде направленного отрезка прямой определенной длины. Вектор, начало которого находится в точке , а конец – в точке , обозначается как (рис. 1). Также вектор можно обозначать одной маленькой буквой, например, .

Если в пространстве задана система координат, то вектор можно однозначно задать набором своих координат. То есть под вектором понимается объект, который имеет величину (длину), направление и точку приложения (начало вектора).

Начала векторного исчисления появились в работах в 1831 году в работах немецкого математика, механика, физика, астронома и геодезиста Иоганна Карла Фридриха Гаусса (1777-1855). Работы, посвященные операциям с векторами, опубликовал ирландский математик, механик и физик-теоретик, сэр Уильям Роуэн Гамильтон (1805-1865) в рамках своего кватернионного исчисления. Ученый предложил термин «вектор» и описал некоторые операции над векторами. Векторное исчисление получило свое дальнейшее развитие благодаря работам по электромагнетизму британского физика, математика и механика Джеймса Клерка Максвелла (1831-1879). В 1880-х годах увидела свет книга «Элементы векторного анализа» американского физика, физикохимика, математика и механика Джозайя Уилларда Гиббса (1839-1903). Современный векторный анализ был описан в 1903 году в работах английского ученого-самоучки, инженера, математика и физика Оливера Хевисайда (1850-1925).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Длиной или модулем вектора называется длина направленного отрезка, определяющего вектор. Обозначается как .

Основные виды векторов

Нулевым вектором называется вектор , у которого начальная точка и конечная точка совпадают. Длина нулевого вектора равна нулю.

Вектора, параллельные одной прямой или лежащие на одной прямой, называют коллинеарными (рис. 2).

сонаправленными , если их направления совпадают.

На рисунке 2 – это векторы и . Сонаправленность векторов обозначается следующим образом: .

Два коллинеарных вектора называются противоположно направленными , если их направления противоположны.

На рисунке 3 – это векторы и . Обозначение: .

Люди стремятся познать себя и ответить на многие вопросы. Системно-векторная психология помогает увидеть уникальность каждого. Путь по направлению к счастью и удовольствию от жизни становится интереснее. Развивая данные от рождения вектора, человек уверенно двигается в своем предназначении.

Системно-векторная психология - что это?

Новый подход в психологии возник недавно и считается молодым направлением современной психологии. Основоположники Ю. Бурлан и В. Толкачев. Системно-векторная психология - это основанная на трудах известных психоаналитиков (З. Фрейд), наука, изучающая объемное представление о человеке и представленная 8 психотипами или векторами.

Системно-векторная психология - 8 векторов

Человеческий организм - сложная система. Люди стремятся к счастью и наслаждению. Стремление к удовольствию выражено в человеке через 8 эрогенных зон, названных Ю. Бурланом: 8 векторов психологии человека. Данное направление психологии стремительно развивается и набирает популярность среди общества. Каждую личность природа одарила всем необходимым для счастливой жизни, но есть особенности, которые являются данностью, определяют внутренний психический мир и не меняются в течение всей жизни – это вектора.

Все люди похожи и не похожи одновременно. Системно-векторная психология помогает увидеть уникальность каждого. Чувствительность каждой из 8 эрогенных зон у всех разная, от выраженности того или иного вектора зависит то, как человек ощущает и реализует себя в жизни. Анальный, уретральный, кожный, мышечный, зрительный, звуковой, оральный, обонятельный – в чистом виде преобладали у древних людей. В настоящее время, у человека психика стала многогранной, но наиболее развиты 3-4 вектора. Если развиты все 8, можно говорить о гениальности и одаренности личности во многих областях.

Системное знание о 8 векторах помогает принимать и понимать окружающих, взаимодействовать с разными людьми на понятном для них языке. Родители, определив приоритетные векторы своего ребенка, помогут развитию его природного потенциала. Негативные жизненные сценарии складываются при неправильном развитии или не развитии того или иного вектора, так как в этом случае, вектор являет себя противоположным образом. Гармонично развитая, сильная личность легко двигается к счастью и наслаждению жизнью.


Мышечный вектор в системно-векторной психологии

Удовлетворение основных базовых потребностей (сон, еда, безопасность, секс) - это мышечный вектор (около 38% от общего количества) – :

  1. Детям с этим типом вектора необходимо прививать трудолюбие, любовь к спорту, поощрять помощь другим.
  2. В подростковом возрасте часто попадают в плохие, криминальные компании, при отсутствии занятости.
  3. Ум активируется во время мышечной работы.
  4. Люди «мышечники»: трудолюбивы, неприхотливы в быту, нуждаются в руководстве.
  5. В прошлом это воины, охотники.
  6. Профессии выбирают связанные с физическими усилиями: рабочие в разных сферах, сталевары, строители.

Уретральный вектор в системно-векторной психологии

Альтруисты, справедливые личности, обладающие мощной сексуальной энергетикой и жизненной силой, очень сообразительные и креативные – это уретральный вектор (всего 5%):

  1. Дети рано взрослеют и наделены высокой ответственностью.
  2. Правильным будет со стороны родителей относиться к ребенку со всей серьезностью и разговаривать как со взрослым, доверять.
  3. Тактическое мышление.
  4. Не признают авторитетов.
  5. Бесстрашные вожди народов в прошлом, командиры батальонов.
  6. Жертвенность во благо других.
  7. Успешные личности, занимающие важные посты в государстве, руководители компаний.

Звуковой вектор в системно-векторной психологии

Люди, которым не интересны материальные вещи - это звуковой вектор (5%):

  1. «Не от мира сего!» - говорят про деток, которых считают чудаковатыми тихонями.
  2. Ночью более активны, любят прислушиваться, а днем, сонные и зевают. Может быть плохая успеваемость.
  3. На таких детей нельзя кричать, им важна тишина.
  4. В них заложена тяга к более высоким материям, духовный поиск себя.
  5. Не находя смыслов в жизни могут погрузиться в тяжелейшую депрессию.
  6. Чувствительные уши позволяют слышать больше и тоньше.
  7. Среди профессий: музыканты, поэты, философы, переводчики, писатели, астрономы.

Системно-векторная психология - оральный вектор

Вербальные интеллектуалы, мыслят говорением – это оральный вектор (5%):

  1. С самого детства любят поговорить.
  2. Дети рассказывают всякие небылицы, фантазируют лишь бы быть в центре внимания.
  3. Жизнерадостны и энергичны, обладают великолепным чувством юмора.
  4. Душа компании. Им нужна аудитория.
  5. Много и разнообразно кушают, любят целоваться.
  6. Сначала говорят, потом думают. Очень активны.
  7. Отрицательной стороной является ложь и клеветничество.
  8. Выбирают профессии связанные с оральной стимуляцией: повара, сомелье, артисты, ораторы, лекторы, актеры.
  9. В прошлом это глашатаи, шуты.

Зрительный вектор в системно-векторной психологии

Самый стремящийся к прекрасному и гармонии – так системно-векторная типовая психология описывает зрительный вектор (5%):

  1. Дети рождаются очень впечатлительными, эмоциональными, их нельзя запугивать. Часто отказываются спать без света.
  2. Врожденный .
  3. Люди с данным вектором любят все красивое, модное.
  4. Демонстративны, привлекают внимание к себе разнообразными способами: интересной одеждой, слезами, истериками.
  5. Сострадательны и добры по своей природе, среди них много вегетарианцев.
  6. Профессиональный выбор: врачи, психологи, люди искусства, преподаватели.

Кожный вектор в системно-векторной психологии

Чувствительная кожа – это кожный вектор (24%):

  1. Активные, тяга к постоянному движению.
  2. Детям сложно усидеть на месте, они гиперактивные, обладают хитростью.
  3. Пластичное тело.
  4. Для них важна дисциплина и правильное направление.
  5. Любят занятия спортом.
  6. Не приемлют физических наказаний.
  7. Люди с данным вектором ответственные, амбициозные и блестящие карьеристы.
  8. Не боятся перемен.
  9. Стремятся к лидерству и обладанию материальными ценностями, социальным статусом.
  10. Среди них успешные торговцы, бизнесмены, военные, спортсмены.
  11. Действуют на благо обществу, создают новые технологии.

Обонятельный вектор в системно-векторной психологии

Очень редкий (менее 1%) обонятельный вектор. Задача родителей подвергать ребенка постоянному взаимодействию с социумом, только так он успешно сможет развивать свои природные качества. Данный тип вектора – это «серые» кардиналы:

  1. С детства тяжело реагируют на резкие запахи, брезгливы.
  2. Избирательны в еде.
  3. Конституция тела слабая.
  4. Часто апатичны и вялы.
  5. Меланхолики.
  6. Скрытные люди, малообщительные.
  7. Высокий невербальный интеллект, .
  8. В буквальном смысле, улавливают чувства и мысли людей.
  9. Среди них успешные финансисты, советники, экономисты и политики.

Анальный вектор в системно-векторной психологии

Самый надежный и устойчивый – так системно векторная психология описывает анальный вектор (20%). Родителям рекомендуется больше хвалить и не торопить таких детей, иначе «уйдут» в невроз, возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом (запоры, поносы):

  1. Медлительные, спокойные и послушные дети. Подолгу сидят на горшке.
  2. Честные, проверенные временем друзья.
  3. Интеллектуалы и перфекционисты, стремятся все сделать идеально.
  4. Высокие профессионалы в любой области.
  5. Консерваторы.
  6. Среди профессий выбирают врачебную или учительскую стезю, любят делиться опытом и знаниями.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»