Хакасы внешность. Хакасы — история, уклад жизни, древние обычаи. Быт и традиции

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Основным малым тюркоязычным коренным народом Хакасии являются хакасы, или как они себя называют «тадар» или «тадарлар», проживающие в основном в . Слово «хакас» скорее искусственное, принятое в официальный обиход с установлением Советской власти для обозначения жителей Минусинской котловины, так и не прижившееся среди местного населения.

Хакасский народ неоднороден по этническому составу и состоит из разных субэтнических групп:
В записках русских впервые в 1608 году прозвучало название жителей Минусинской котловины как качинцы, хаас или хааш, когда казаки достигли земель, управляемых местным князем хакасов Тюлькой.
Вторую обособленную субэтническую общность составляет народность койбалы или хойбал. Общаются они на камасинском языке, не принадлежащем к тюркским языкам, а принадлежащем к самодийским уральским языкам.
Третьей группой среди хакасов являются сагайцы, упомянутые в хрониках Рашид ад-Дина о завоевательных походах монголов. В исторических документах сагайцы появились в 1620 году, что они отказывались платить дань и часто били данников. Среди сагайцев различают народности бельтыры и бирюсинцы.
Следующей обособленной группой хакасов считаются кызыльцы или хызыл на Черном Июсе в .
К хакасам культуре, языку и традициям близки теленгиты, чулымцы, шорцы и телеуты.

Исторические особенности формирования хакасского народа

Территория Минусинской котловины была населена жителями еще до нашей эры, причем древние обитатели этой земли достигли довольно высокого культурного уровня. От них остались многочисленные археологические памятники, могильники и курганы, петроглифы и стелы, высокохудожественные изделия из золота.

Раскопки древних курганов позволили обнаружить бесценные артефакты неолита и энеолита, железного века, Афанасьевской культуры (III-II тыс. до н.э.), Андроновской культуры (середины II тыс. до н.э.), Карасукской культуры (XIII-VIII века до н.э.). Не менее интересны находки Татарской культуры (VII-II века до н.э.) и весьма самобытной Таштыкской культуры (I век до н. э. -V век н.э.).
Китайские летописи называли населения верховий Енисея середины I тыс. до н.э. динлины и описывали их как светловолосых и голубоглазых людей. В новую эру хакасские земли и пастбища стали осваивать тюркоязычные народы, образовавшие в VI веке самобытную раннефеодальную монархию древних хакасов(енисейских кыргызов), и VI-VIII вв. Первый и Второй Тюркские каганаты. В это время здесь сложилась цивилизация кочевников с ее материальной культурой и духовными ценностями.

Государство хакасов(енисейских кыргызов), хотя было по составу разноэтническим оказалось прочнее, чем огромные каганаты тюргешей, тюрок, уйгуров и стало большой степной империей. В нем развивалась прочная социальная и экономическая основа, и шло богатое культурное развитие.

Государство, созданное енисейскими кыргызами(хакасами) просуществовало более 800 лет и рухнуло только в 1293 году под ударами древних монголов. В этом древнейшем государстве кроме скотоводства жители занимались земледелием, сеяли пшеницу и ячмень, овес и просо, использовали сложную систему оросительных каналов.

В горных областях были расположены рудники, где добывали медь, серебро и золото, остались до сих пор остовы железоплавильных печей, искусными были здесь ювелиры и кузнецы. В средневековье строились на земле хакасов крупные города. Г.Н. Потанин упоминал о хакасах, что они имели оседлые большие поселения, календарь и множество золотых вещей. Он также отмечал многочисленную группу жрецов, которые будучи свободными от податей своим князьям, умели врачевать, гадать, читать звезды.

Однако под натиском монголов была прервана цепь развития государства, было потеряно уникальное енисейское руническое письмо. Минусинские и саянские народы были трагически отброшены далеко назад в историческом процессе и раздроблены. В ясачных документах народ сей русские именовали енисейскими кыргызами, которые жили обособленными улусами по верховьям Енисея.

Хотя хакасы принадлежат к монголоидной расе, но они имеют следы явного влияния на свой антропологический тип европейцев. Многие историки и исследователи Сибири описывают их как белолицых с черными глазами и круглой головой. В XVII веке в их обществе была четкая иерархическая структура, каждый улус возглавлял князь, но был еще верховный князь над всеми улусами, власть передавалась по наследству. В их подчинении были рядовые трудолюбивые скотоводы.

Енисейские кыргызы до XVIII века жили на своей земле, потом попадают под власть джунгарских ханов и неоднократно переселялись. Кыргызские кыштымы стали ближайшими из предков хакасов. Занимались они скотоводством, кызыльцы много охотились в тайге, собирали кедровый орех и другие дары тайги.

Русские землепроходцы начали освоение родных мест хакасов в XVI веке и продолжили в XVII столетии. Из Мангазеи они активно продвигались на юг. Недружелюбно встретили князья енисейских кыргызов пришлых людей, организовывали набеги на казацкие остроги. В это же время с юга стали учащаться набеги джунгар и монголов на землю древних хакасов.

Ничего не оставалось хакасам, как обратиться к русским воеводам, со своевременной просьбой помочь оборониться от джунгар. Вошли хакасы в состав России, когда в 1707 году Петр I повелел возвести Абаканский острог. После этого события на земли «Минусинского края» пришел мир. Абаканский острог вошел в единую оборонительную линию вместе с Саянским острогом.

С заселением Минусинской котловины русскими, они освоили благоприятное для земледелия правобережье Енисея, а хакасы жили преимущественно на левобережье. Возникли этнические и культурные связи, появились смешанные браки. Хакасы продавали русским рыбу, мясо, пушнину, ходили в их деревни помогать убирать урожай. Хакасы получили возможность и постепенно преодолевали раздробленность и сплачивались в единый народ.



Культура хакасов

В самобытной культуре хакасов с древности растворились китайские и конфуцианские, индийские и тибетские, тюркские, позже русские и европейские ценности. Хакасы издавна считали себя людьми, рожденными духами природы, и придерживались шаманизма. С приходом православных миссионеров многие крестились в христианство, тайком проводя шаманские обряды.

Священной вершиной для всех хакасов является пятиглавый Борус, заснеженный пик в западных Саянах. Многие легенды рассказывают о вещем старце Борусе, отождествляя его с библейским Ноем. Наиболшее влияние на культуру хакасов оказали шаманизм и православное христианство. Обе эти составляющие вошли в менталитет народа.

Хакасы высоко ценят товарищество и коллективизм, помогавшие им выжить среди суровой природы. Важнейшей чертой их характера является взаимовыручка и взаимопомощь. Им присуще гостеприимство, трудолюбие, радушие и жалость к старикам. Множество поговорок говорят о том, что нужно дать нуждающемуся человеку то, что нужно.

Гостя всегда встречает хозяин-мужчина, принято узнать о здоровье хозяина, членов семьи, их скота. Разговор о делах всегда ведется почтительно, следует произнести особые приветствия старшим. После приветствий хозяин приглашает гостей отведать кумыса или чая, за отвлеченной беседой хозяева и гости приступают к трапезе.

Как у других народов Азии, у хакасов присутствует культ их предков и просто старших. Старики всегда были в любой общности хранителями бесценной житейской мудрости. Многие поговорки хакасов говорят об уважении к старшим.

К детям хакасы относятся с мягкостью, особой сдержанностью и уважением. В традициях народа не принято наказывать или унижать дитя. Вместе с тем, каждый ребенок, как всегда у кочевников должен знать своих предков сегодня до седьмого или как раньше до двенадцатого колена.

Традиции шаманизма предписывают бережно и с почтением относиться к духам окружающей природы, с этим связаны многочисленные «табу». Согласно этим неписанным правилам живут среди девственной природы, почитая духов родных гор, озер и речных водоемов, священных вершин, источников и лесов хакасские семьи.

Как и все кочевники, хакасы жили в переносных берестяных или войлочных юртах. Только к XIX веку юрты стали замещаться стационарными рубленными однокомнатными и пятистеными избами или рубленными юртами.

Посередине юрты располагался очаг с треножником, где готовилась пища. Мебель была представлена кроватями, разными полками, кованными сундуками и шкафчиками. Стены юрты обычно украшали войлочными яркими коврами с вышивкой и аппликацией.

Традиционно юрту делили на мужскую и соответственно женскую половины. На половине мужчины хранились седла, узда, арканы, оружие, порох. На половине женщины хранились посуда, нехитрая утварь, вещи хозяйки и детей. Посуду и необходимую утварь, многие предметы быта хакасы делали сами из подручных материалов. Позже появилась посуда из фарфора, стекла и металла.

В 1939 году учеными-лингвистами создана уникальная письменность для хакасов на основе русской кириллицы, в результате налаживания хозяйственных связей многие хакасы стали русскоязычными. Появилась возможность познакомиться с богатейшим народным фольклором, легендами, поговорками, сказками, героическим эпосом.

Исторические вехи становления хакасского народа, его сформировавшееся мировоззрение, борьба добра со злом, подвиги богатырей изложены в интересных героических эпосах «Алыптыг нымах», «Алтын-Арыг», «Хан Кичигей», «Албынжи». Хранителями и исполнителями героических эпосов были весьма почитаемые в обществе «хайджи».

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Хакасы. «Хакасы. Наедине с природой», 2010


Общие сведения

ХАК‘АСЫ, тадар, хоорай (самоназвание), народ в Российской Федерации (78,5 тыс. человек), коренное население Хакасии (62,9 тыс. человек). Живут также в Туве (2,3 тыс. человек) и в Красноярском крае (5,2 тыс. человек). Общая численность 80,3 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность хакасов, проживающих на территории России, составляет 76 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 72 тыс. 959 человек.

Хакасы разделяются на четыре этнографические группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (са ай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал). Последние почти полностью ассимилировались качинцами. Говорят на хакасском языке тюркской группы алтайской семьи, который имеет 4 диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Около 23% Хакасов считают родным русский язык. Современная письменность создана на основе русской графики. Б‘ольшая часть Хакасов придерживается традиционных верований, несмотря на то, что в 1876 они были официально обращены в православие.

В составе Хакасов смешались тюркские (енисейские кыргызы), кетские (арины, коты и др.) и самодийские (маторы, камасинцы и др.) компоненты. В Российской империи Хакасы именовались минусинскими, ачинскими, абаканскими татарами. Помимо Хакасов этноним "тадар" утвердился также среди соседних тюркских народов Южной Сибири - шорцев, телеутов и северных алтайцев. Термин "хакас" для обозначения коренных жителей долины Среднего Енисея (от "хагасы", как назывались в китайских источниках 9-10 веков енисейские кыргызы) был принят в первые годы советской власти.

В эпоху позднего средневековья племенные группы Хакасско-Минусинской котловины образовали этнополитическое объединение Хонгорай (Хоорай), включавшее четыре княжества-улуса: Алтысарский, Исарский, Алтырский и Тубинский. С 1667 государство Хоорай находилось в вассальной зависимости от Джунгарского ханства, куда в 1703 была переселена б‘ольшая часть его населения. В 1727 по Буринскому договору территория Хонгорая отошла к России и поделена между Кузнецким, Томским и Красноярским уездами, с 1822 - в составе Енисейской губернии. В русских документах она известна как "Кыргызская земля", Хонгорай. Четыре хакасские "степные думы" - Кызыльская, Качинская, Койбальская и Сагайская - в основном совпали с территориями бывших хонгорайских улусов. В 1923 был образован Хакасский национальный уезд, с 1925 - национальный округ, с 1930 - автономная область в составе Западно-Сибирского (с 1934 - Красноярского) края, в 1991 преобразованная в Республику Хакасия в составе Российской Федерации. Создание в 1924-26 письменности способствовало образованию литературного языка (на базе качинского и сагайского диалектов).

Цикл аудиолекций «Народы России» — Хакасы


Традиционным занятием Хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, почему Хакасы называли себя "трёхстадным народом". Значительное место в хозяйстве Хакасов (кроме качинцев) занимала охота (мужское занятие). Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаёжных районах. В 18 веке основным земледельческим орудием служил абыл - тип кетменя, с конца 18 - начала 19 века соха - салда. Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан. Осенью в сентябре подтаёжное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук). Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны. Сушёные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепёшки и т.д. Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т.д. В 17-18 веках Хакасы подтаёжных районов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи (хура) сооружались из глины.

Во главе степных дум стояли беги (пиглер), называемые в официальных документах родоначальниками. Назначение их утверждалось генерал-губернатором Восточной Сибири. Бегу подчинялись чайзаны, стоявшие во главе административных родов. Роды (сеок) - патрилинейные, экзогамные, в 19 веке расселялись дисперсно, но сохранялись родовые культы. Родовая экзогамия стала нарушаться с середины 19 века. Соблюдались обычаи левирата, сорората, избегания.

Основным видом поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных между собой. Поселения делились на зимние (хыстаг), весенние (частаг), осенние (кустег). В 19 веке б‘ольшая часть хакасских хозяйсв стала кочевать только два раза в году - с зимника на летник и обратно.

В древности были известны "каменные городки" - крепостные сооружения, расположенные в горных местах. Легенды связывают их возведение с эпохой борьбы против монгольского владычества и русского завоевания.

Жилищем служила юрта (иб). До середины 19 века бытовала переносная круглая каркасная юрта (тирмел!г иб), летом покрытая берестой, а зимой войлоком. Чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху ещё закрывали берестой. С середины 19 века на зимниках стали строить стационарные срубные юрты "агас иб", шести-, восьми-, десятиугольные, а у баев двенадцати- и даже четырнадцатиугольные. В конце 19 века войлочных и берестяных юрт уже не было.

В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук). Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник (очых), на котором находился казан. Дверь юрты была ориентирована на восток.

Основным видом одежды служили у мужчин рубаха, у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шёлка. Мужская рубаха кроилась с поликами (ээн) на плечах, с разрезом на груди и отложным воротником, застёгивающимся на одну пуговицу. Спереди и сзади ворота делались складки, благодаря чему рубаха была очень широка в подоле. Широкие рукава со сборками у поликов заканчивались узкими обшлагами (мор-кам). Под мышками вставлялись квадратные ластовицы. Женское платье имело такой же покрой, но было значительно длиннее. Задний подол делался длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Предпочтительными для платья служили красные, синие, зелёные, коричневые, бордовые и чёрные ткани. Полики, ластовицы, обшлага, кайма (кoбее), идущая вдоль подола, и углы отложного воротника делались из материи другого цвета и украшались вышивкой. Женское платье никогда не подпоясывалось (за исключением вдов).

Поясная одежда мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женские штаны (субур) обычно шились из синей ткани (дабы) и по своему покрою не отличались от мужских. Штанины заправлялись в голенища сапог, ибо концов их не должны были видеть мужчины, особенно свёкор.

Мужские халаты-чимче обычно шили из сукна, праздничные - из плиса или шёлка. Длинный шалевый воротник, обшлага рукавов и борта обшивались чёрным бархатом. Халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался кушаком (хур). С левой его стороны прикреплялся нож в деревянных, орнаментированных оловом ножнах, за спиной привешивалось за цепочку огниво с инкрустацией из кораллов.

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку-сигедек. Девушки и вдовы не имели право носить его. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырёх проклеенных слоёв ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шёлком или плисом. Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой (чеек) - нашитыми вплотную в несколько рядов шнурами, вручную сплетёнными из цветных шёлковых ниток.

Весной и осенью молодые женщины надевали распашной кафтан (сикпен, или хаптал) из тонкого сукна двух типов: отрезной и прямой. Шалевый воротник покрывали красным шёлком или парчой, на лацканы нашивали перламутровые пуговицы или раковины каури, края окаймляли жемчужными пуговицами. Концы обшлагов сикпена (как и другой женской верхней одежды) в долине Абакана делали со скошенным выступом в форме конского копыта (омах) - для прикрытия лица стыдливых девушек от назойливых взглядов. Спинка прямого сикпена украшалась растительным орнаментом, линии проймы обшивались декоративным швом oрбе - "козлик". Отрезной сикпен украшали аппликациями (пыраат) в форме трёхрогой короны. Каждый пыраат обшивали декоративным швом. Над ним вышивали рисунок "пять лепестков" (пис азыр), напоминающий лотос.

Зимой носили овчинные шубы (тон). Под рукавами женских выходных шуб и халатов делали петли, куда привязывали большие шёлковые платки. Зажиточные женщины вместо них привешивали длинные сумочки (илтик) из плиса, шёлка или парчи, вышитые шёлком и бисером.

Типичным женским украшением был нагрудник пого. Основу, вырезанную в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллом или бисером в виде кругов, сердечек, трилистников и других узоров. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок (силби рге) с мелкими серебряными монетками на концах. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Замужние женщины носили коралловые серёжки ызырва. Кораллы покупались у татар, которые привозили их из Средней Азии.

Девушки до замужества носили множество косичек с накосными украшениями (тана поос) из дублёной кожи, покрытой плисом. Посредине нашивали от трёх до девяти перламутровых блях (тана), иногда соединённых между собой вышитыми узорами. Края орнаментировали радужной каймой чеек. Замужние женщины носили две косы (тулун). Старые девы носили три косички (сурмес). Женщины, имеющие внебрачного ребёнка, были обязаны носить одну косу (кичеге). Мужчины носили косичку кичеге, с конца 18 века стали подстригать волосы "под горшок".

Основной пищей Хакасов служили зимой мясные, летом - молочные блюда. Распространены супы (угре) и бульоны (мун) с отварным мясом. Наиболее популярными были крупяной суп (чарба угре) и ячменный (кoче угре). Праздничным блюдом считается кровяная колбаса (хан-сoл). Основным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку (айран арагазы).

Годовой цикл был отмечен рядом праздников. Весной после окончания посевных работ отмечали Урен Хурты - праздник убиения зернового червя. Он посвящался благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно. В начале июня после перекочёвки на летник устраивали Тун Пайрам - праздник первого айрана. В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зелёном корму и появлялось первое молоко. На праздниках устраивались спортивные состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, борьба.

Наиболее распространённым и почитаемым жанром фольклора является героический эпос (алыптыг нымах). Он насчитывает до 10-15 тыс. строк, исполняется низким горловым пением (хай) под аккомпанемент музыкальных инструментов. В центре героических сказаний находятся образы богатырей-алыпов, мифологические представления о делении вселенной на три мира с обитающими там божествами, о духах-хозяевах местностей и природных явлений (ээзи) и др. Сказители пользовались большим уважением, их приглашали в гости в разные концы Хакасии, в некоторых родах они не платили податей. Вера в силу магического воздействия слова выражена у Хакасов в канонизированных формах благопожеланий (алгыс) и проклятий (хааргыс). Благопожелания имел право произносить только зрелый человек, старше 40 лет, в противном случае каждое его слово примет обратный смысл.

Был развит шаманизм. Шаманы (камы) занимались лечением и возглавляли общественные моления - тайых. На территории Хакасии насчитывается около 200 родовых культовых мест, где совершались жертвоприношения (белого барашка с чёрной головой) верховному духу неба, духам гор, рек и др. Они обозначались каменной стелой, алтарём или насыпанной каменной грудой (обаа), рядом с которыми устанавливали берёзки и привязывали красно-бело-синие ленточки-чалама. Как национальная святыня Хакасами почитается Борус - пятиглавая вершина на Западных Саянах. Поклонялись также домашнему очагу, семейным фетишам (тёс"ям). С 1991 стал отмечаться новый праздник - Ада-Хоорай, основанный на древних ритуалах и посвящённый памяти предков. Он проводится, как правило, на старых культовых местах. Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины - на правое, женщины - на левое) и троекратно припадают лицом к земле по направлению к восходу солнца.

В.Я. Бутанаев


Очерки

Если есть голова на плечах, отдельно от народа не шагай

К своим родным пословицам мы привыкаем, потому что слышим их с детства. У других народов те же самые пословицы могут приобретать иное звучание. И смысл - тоже. Вот, например, русская пословица «Маленькая собачка до старости щенок». Хакасский вариант выглядит следующим образом: Кічік сӧӧктіг адай ӧлгенӌе кӱӌӱгес . Сколько новых и знакомых букв мы видим в этом написании! Люди знающие могут сообразить, что хакасский язык относится к тюркским языкам (уйгурская группа) и что он имеет письменность на основе русского алфавита. А точный перевод такой: «Собака, имеющая мелкие кости, до старости щенок». Этот вариант, на наш взгляд, выглядит более научным, более точным и убедительным.

Просматривая подборку хакасских пословиц, мы обратили внимание не на сходство, а на отличие. Это интереснее. А вот эти пословицы решили намотать на ус, то есть перенести в копилку русской, общероссийской мудрости.

Человек, который лжет, воровать может.

Лентяй сидя спит, лежа работает.

Если есть голова на плечах, отдельно от народа не шагай.

У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа.

(Сытая душа - это запоминающийся образ. Если человек всегда поступает правильно, то его душа насыщается. У плохиша и душа голодна).

На кривом дереве снег не держится

Не менее интересны и хакасские загадки. Они не только великолепно развивают воображение человека, пытающегося их разгадать, но и устанавливают новый (поэтический) порядок вещей. Благодаря загадкам давно знакомые предметы и явления как бы приходят в движение и поворачиваются к нам новыми неожиданными гранями.

Начинаем разгадывать хакасские загадки. Два ворона бьют друг друга по подбородкам и щёкам. Угадать трудно. Маленькая подсказка: вороны сделаны из железа. Значит, это… ножницы.

А вот загадка, которая похожа на пословицу: «На кривом дереве снег не держится». Правильный ответ: коровьи рога.

Следующая загадка похожа на начало какой-то бытовой комической истории: «Старика Орандая усаживают на коня пять человек». Не так-то просто догадаться, что речь здесь идет о простом надевании шапки на голову с помощью одной руки!

И еще одна хакасская загадка: «Я не могу выбросить всех камней, находящихся у меня в кошельке». Если кто-то подумал, что это алмазы или еще какие-то драгоценные камни, то это неправильно. Ответ на эту загадку такой: мысли в голове.

Вообще, загадки хакасов невероятно разнообразны. Некоторые поражают воображение. Что (или кто) скрывается за невинной фразой «зевает полгода». Кто зевает полгода? Зверь, человек? Нет, пасть деревянного капкана, предназначенного для ловли песца и лисицы.

Фольклор хакасов богат и разнообразен. Наиболее распространенным и почитаемым жанром является героический эпос (алыптаг нымах). Он насчитывает до 10 -15 тысяч поэтических строк, исполняется сказителями-хайджи низким горловым пением под аккомпанемент музыкальных инструментов. В героических сказаниях рассказывается о богатырях-алыпах и их деяниях. А в мифологических сказаниях, связанных с сотворением мира и с самой природой, можно узнать о том, каким выглядит мироустройство хакасов, а также о их дохристианских верованиях.

В системе традиционных хакасских народных верований видное место занимал образ хозяина воды - Суг-ээзи. Хакасы с почтением относились ко всем водным источникам. По традиционным хакасским представлениям, Суг-ээзи мог являться людям в различных обличьях, но чаще всего в антропоморфном (человеческом). По мнению одного из хакасских шаманов (кстати, женщины), Суг-ээзи - красивая женщина, со светлыми волосами, голубыми глазами. Когда переезжаешь реку, надо всегда почитать хозяйку воды. По рассказам пожилых хакасов, Суг-ээзи мог принимать также и образы мужчин. При непочтительном отношении к себе, он мог утопить человека или забрать его душу.

Водяному духу молятся

Хозяину и хозяйке воды хакасы устраивали общественные жертвоприношения (Суг тайы), причем частота их проведения зависела от того, какие взаимоотношения складывались у людей с рекой. Жертвоприношения водяному хозяину устраивали весной. Этнограф и фольклорист Николай Катанов (первый хакасский ученый) об этом написал так: «Водяному духу молятся вот почему: мы молимся, восхваляя его воды и прося (его) сделать броды хорошими.

Ему молятся, когда утонет какой-нибудь человек, молятся для того, чтобы водяной дух не портил бродов и не преследовал других людей (кроме, утонувшего).

Жертву ему приносят перед березою, поставленною на берегу реки. К этой березе привязывают белые и синие ленточки; ленточки приносят сюда все присутствующие люди. Изображения водяного духа не бывает, есть только конь, посвящаемый ему. Конь, посвящаемый ему, бывает сивой масти. Ягненка закалывают «по середине», то есть распарывают ему (живому) вдоль брюхо, отрывают от позвоночного столба сердце и легкие и кладут их вместе со щеками. Снявши шкуру нераздельно от ног, кладут их вместе с головою.

Ягненка, приносимого в жертву духу огня, закалывают не «по середине», а, ударивши по голове обухом топора; ягненок (духа огня) бывает белый. Шаман шаманит на берегу реки; (потом) голову и шкуру с ногами (ягненка, приносимого духу воды) он бросает в воду. Их не берет ни один человек.

В жертву хозяину воды, кроме ягнят, хакасы также приносили синего или черного трехгодовалого быка. Жертвенное животное спускали на плоту вниз по реке. Вода в культуре тюрков Южной Сибири - это стихия нижнего мира, а бык также представлялся животным божеств нижнего мира.

Данные обряды были нацелены на обеспечение благополучия жизни людей, нормального воспроизводства хозяйства. Внимание традиционного общества всегда было приковано к тайне плодородия и рождения. А вода являлась одной из фундаментальных стихий мироздания.

Работа от солнца до солнца

Интересно, что даже в простых бытовых сказках есть постоянный отсыл к явлениям природы. Например, к луне и к солнцу. Вот как это выглядит в сказке «Два брата».

Жили-были два брата: один бедный, другой богатый. Однажды пришел богатый брат к бедному и говорит: - Иди ко мне работать. Как отработаешь день от солнца до солнца, так мешок хлеба получишь.

Ладно, - согласился бедный брат. Проработал день от зари до зари, пришел плату получать. - День, - говорит, - кончился. Плати.

Нет, день еще не кончился, - ответил богатый. - У солнца младший брат есть, видишь, на небе светит? Вот когда месяц зайдет, приходи.

Проработал бедный брат всю ночь. Перед тем как солнцу взойти, пришел домой, взял мешок с распоротым дном и внизу к нему второй мешок подставил. Приходит к богатому брату.

Постой-ка... Да ведь у тебя, кажется, два мешка? - спросил богатый брат. - Если у солнца есть младший брат, так почему бы мешку младшего брата не иметь?— ответил бедный.

Делать нечего. Пришлось богатому два мешка зерна отдать - уж очень аргументированно переубедил его бедный брат.

Борус - пятиглавая вершина на Западных Саянах

Годовой сельскохозяйственный цикл был отмечен у хакасов рядом праздников. Весной после окончания посевных работ отмечали Урен Хурты - праздник убиения зернового червя. Он посвящался благополучию посева, тому, чтобы червь не погубил зерно. В начале июня после перекочёвки на летник устраивали Тун Пайрам - праздник первого айрана (напитка из коровьего молока). В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и появлялось первое молоко. На праздниках устраивались спортивные состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, борьба.

У хакасов был развит шаманизм. Шаманы (камы) занимались лечением и возглавляли общественные моления - тайых. На территории Хакасии насчитывается около 200 родовых культовых мест, где совершались жертвоприношения (белого барашка с черной головой) верховному духу неба, духам гор и рек. Они обозначались каменной стелой, алтарем или насыпанной каменной грудой (обаа), рядом с которыми устанавливали березки и привязывали красно-бело-синие ленточки-чалама. Как национальная святыня хакасами почитается Борус - пятиглавая вершина Западных Саян. Поклонялись также домашнему очагу, семейным фетишам (тёс"ям).

С 1991 года в Хакасии стал отмечаться новый праздник - Ада-Хоорай, основанный на древних ритуалах и посвящённый памяти предков. Он проводится, как правило, на старых культовых местах.

Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины - на правое, женщины - на левое) и троекратно припадают лицом к земле по направлению к восходу солнца.

На будущее хакасской мифологии мы смотрим с оптимизмом, нам предстоит узнать еще много интересного из этой сферы. В 2010 году Национальная библиотека им. Николая Георгиевича Доможакова (Хакасия) вошла в число победителей открытого конкурса Благотворительного фонда культурных инициатив в номинации «Новая роль библиотек в образовании». Библиотека получила грант на реализацию проекта «Легенды и мифы Хакасии: ожившая история», в основу которого положена идея сохранения самобытных хакасских культурных традиций в процессе их изучения и практического воплощения. Организаторы уверены, что именно активное участие в изучении исторического материала даст наибольший образовательный эффект.

Воплощать проект в жизнь будет специально созданное студенческое объединение «Кип-чоох» (с хакасского - мифы, легенды, предания). Ценно уже то, что сами студенты будут изучать мифы и легенды хакасского народа по археологическим и письменным научным источникам. Они примут участие в историко-этнографических экспедициях в места компактного проживания коренного населения, а затем создадут историческую реконструкцию нескольких хакасских обрядов.

В помощь «Кип-чоох» специалисты библиотеки создадут единую электронную библиографическую базу ресурсов по теме проекта. Итогом работы станет театрализованная постановка «Кип-чоох» одной из народных легенд и создание на ее основе фильма, премьера которого пройдет в июле 2011 года.

У хакасов и после христианизации сохранился культ шамана, основанный на вере во всесилие добрых и злых духов. Шаман (хакас. Хам) способен с ними общаться. Обязательные инструменты шамана: бубен (тур) и колотушка. Бубен – символическое изображение коня, лука, лодки, смотря по тому, с какими препятствиями приходится бороться шаману при встрече со злыми духами. Колотушка – кнут, стрела, весло.

Хакасы поклонялись различным божествам и духам. В честь их совершались коллективные моления, чаще всего у подножия горы, на берегу реки или озера, где облегчено общение с хозяевами гор, воды и т. д. Моления сопровождались жертвоприношениями домашних животных.

К счастью, шаманизм в Хакасии не исчез бесследно. Потенциально шаманствующих сейчас в республике около 50 человек.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Религия См. также «Атеизм. Неверие», «Бог», «Вера», «Иудаизм», «Христианство и христиане», «Церковь» Религия - это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда. Чезаре Павезе Без соображения с божественным не

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Религия Религия Человек по своей природе религиозное существо. Эдмунд Берк (1729–1797), английский публицист и философ Чтобы существовать, необходимо быть в большей или меньшей степени религиозным. Сэмюэл Батлер (1835–1902), английский писатель Среднему статистическому

Из книги Цифровая фотография в простых примерах автора Биржаков Никита Михайлович

Религия Человек по своей природе религиозное существо. Эдмунд Берк (1729–1797), английский публицист и философ Чтобы существовать, необходимо быть в большей или меньшей степени религиозным. Сэмюэл Батлер (1835–1902), английский писатель Среднему статистическому пошлому

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Религия Большая часть населения Египта – мусульмане, а меньшая – исповедует христианство (копты). Не забывайте о том, что вы находитесь в мусульманской стране, и старайтесь уважать местные

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Тува автора Юдин Александр Васильевич

Религия У хакасов и после христианизации сохранился культ шамана, основанный на вере во всесилие добрых и злых духов. Шаман (хакас. Хам) способен с ними общаться. Обязательные инструменты шамана: бубен (тур) и колотушка. Бубен – символическое изображение коня, лука, лодки,

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Религия ШаманизмТувинские шаманы сейчас очень популярны, значительная часть туристов едет в Туву только для того, чтобы посмотреть на них. За ними «охотятся» фотографы крупнейших фотоагентств мира. Шаманские гимны, алгыши (благопожелания) переводят на немецкий,

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Религия Как давно, согласно Библии, Бог создал Вселенную? Неоднократно предпринимались попытки определить дату сотворения мира на основании представленных в Ветхом Завете данных (времена патриархов, рожденных до и после Всемирного потопа, период от исхода евреев из

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

21. РЕЛИГИЯ Религия – совокупность взглядов и воззрений, система верований и обрядов. Признаки религии: вера в сверхъестественное, религиозные каноны (правила и догмы) и культ (обряды, ритуалы, таинства).Религия играет важную роль в жизни общества: объединяет нацию,

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

Из книги Энциклопедия серийных убийц автора Шехтер Гарольд

РЕЛИГИЯ (лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р. в качестве Бога, божества. Р.

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Религия Религия - совокупность представлений о мироздании, выходящих за границы познания.Религия - это сумма догадок о внутренней механике Природы, Принятая и жестко зафиксированная той или иной человеческой общностью.На основании этих догадок, а чаще всего

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Религия См. статью «Фанатики».

Из книги автора

Из книги автора

Как религия Церковь эвтаназии – почти неизвестная в этой стране американская политорганизация, мозг членов которой настолько поражён тягой к улучшению экологии, что ставит своей задачей

Подразделялось на 4 владения (Исарское, Алтырское, Алтысарское и Тубинское), в которых сформировались этнические группы современных хакасов: качинцы, сагайцы, кызыльцы и койбалы.

До революции хакасов называли «татарами» (минусинскими, абаканскими, качинскими). В то же время в документах XVII — XVIII веков Хакассия именовалась «Кыргызская земля» или «Хонгорай». В качестве самоназвания у хакасов употребляется «хоорай» или «хыргыс-хоорай».

В XVII — XVIII веке хакасы проживали в разрозненными группами и находились в зависимости от феодальной верхушки енисейских кыргызов и алтын-ханов. В первой половине XVIII они были включены в состав Русского государства. Территория их проживания была поделена на «землицы» и волости, во главе которых стояли башлыки или князьцы.

Термин «хакас» появился лишь в 1917. В июле был образован союз инородцев Минусинского и Ачинского уездов под названием «Хакас», которое было образовано от слова «Хягас», упоминавшегося в древности в китайских летописях.

20 октября 1930 года в Красноярском крае была образована Хакасская автономная область, а в 1991 году была образована республика Хакассия, вошедшая в состав России.

Традиционным занятие хакасов является полукочевое скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот, овец и лошадей, из-за чего и назывались иногда «трёхстадным народом». Местами разводили свиней и домашнюю птицу.

Не последнее место в хозяйстве хакасов занимала охота, считавшаяся исключительно мужским занятием. А вот земледелие было распространено лишь в некоторых районах, где основной посевной культурой являлся ячмень.

Женщины и дети в прежние времена занимались собирательством (съедобных коренья кандыка и сараны, орехи). Корни перемалывались на ручных мельницах. Для сбора кедровых шишек применяли нохы, который представлял собой большую чурку, насаженную на толстую жердь. Жердь эту упирали в землю, а нанося удары по стволу дерева.

Основным видом хакасских селений были аалы — объединения 10-15 хозяйств (обычно родственных). Поселения подразделялись на зимние (хыстаг), весенние (частаг), летние (чайлаг), осенние (кустег). Хыстаг обычно располагался на берегу реки, а чайлаг в прохладных местах у рощ.

Жилищем хакасов была юрта (иб). До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта, которую летом покрывали берестой, а зимой ещё и войлоком. В позапрошлом веке распространились стационарные срубные многоугольные юрты. В центре жилища был расположен выложенный из камня очаг, над которым в крыше делали дымовое отверстие. Вход располагался с восточной стороны.

Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским — платье. Рубаха была с поликами (ээн) на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего.
Нижняя часть одежды мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женщины также носили штаны (субур), которые обычно шились из синей ткани и практически не отличались по виду от мужчин. Концы штанов женщины обязательно заправляли в голенища сапог, так как их не должны были видеть мужчины. Мужчины и женщины также носили халаты. Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам носили безрукавку (сигедек).

Украшением хакасских женщин служил нагрудник пого, который был обшит перламутровыми пуговицами и узорами, выполняемыми кораллом или бисером. По нижней кромке делалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Традиционной пищей хакасов служили мясные и молочные блюда. Наиболее распространёнными блюдами были мясные супы (угре) и бульоны (мун). Праздничное блюдо — кровяная колбаса (хан-сол) Традиционный напиток – айран, приготовлялся из кислого коровьего молока.

Основные праздники хакасов были связаны с и скотоводством. Весной хакасы отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя, традиции которого были призваны охранять будущий урожай. В начале лета отмечали Тун Пайрам — праздник первого айрана – в это время появлялось первое молоко. Праздники обычно сопровождались спортивными состязаниями, которые включали конные скачки, стрельбу из лука, борьбу и прочее.

Наиболее почитаемым жанром хакасского фольклора является героический эпос (алыптыг нымах), исполняемый под аккомпанемент музыкальных инструментов. Героями песен являются богатыри (алыпы), божества, духи. Сказители пользовались в Хакасии уважением и кое-где даже освобождались от налогов.

В старину у хакасов был развит шаманизм. Шаманы (камы) также выполняли функции лекарей. На территории Хакасии сохранилось множество культовых мест, где совершались жертвоприношения (обычно баранов) духам неба, гор, рек. Национальной святыней хакасов является Борус — вершина на Западных .

- (устар. название абаканские или минусинские татары) народ в Хакасии (62,9 тыс. человек), всего в Российской Федерации 79 тыс. человек (1991). Язык хакасский. Верующие хакасы православные, сохраняются традиционные верования … Большой Энциклопедический словарь

ХАКАСЫ - (самоназвания тадар, хоорай) народность общей численностью 80 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (79 тыс. чел.), в т.ч. Хакасия 62 тыс. чел. Язык хакасский. Религиозная принадлежность верующих: традиционные… … Современная энциклопедия

ХАКАСЫ - ХАКАСЫ, хакасов, ед. хакас, хакаса, муж. Народность тюркской языковой группы, составляющая основное население Хакасской автономной области; прежнее название абаканские турки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ХАКАСЫ - ХАКАСЫ, ов, ед. ас, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Хакасии. | жен. хакаска, и. | прил. хакасский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ХАКАСЫ - (самоназвание хакас, устаревшее название абаканские или минусинские татары), народ в Российской Федерации (79 тыс. человек), в Хакасии (62,9 тыс. человек). Язык хакасский уйгурской группы тюркских языков. Верующие православные, сохраняются… … Русская история

хакасы - ов; мн. Народ, составляющий основное население Хакасии, частично Тувы и Красноярского края; представители этого народа. ◁ Хакас, а; м. Хакаска, и; мн. род. сок, дат. скам; ж. Хакасский, ая, ое. Х. язык. * * * хакасы (самоназвание хакас,… … Энциклопедический словарь

хакасы Этнопсихологический словарь

ХАКАСЫ - народ нашей страны, издревле населяющий таежные территории Южной Сибири в долине Среднего Енисея близь городов Абакан, Ачинск и Минусинск. В царской России хакасы, как и ряд других тюркских народов, именовались минусинскими, ачинскими и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

хакасы - ХАКАСЫ, ов, мн (ед хакас, а, м). Народ, составляющий основное коренное население Республики Хакасии в составе России, расположенной на юго востоке Сибири, частично Тувы и Краснодарского края (старое название абаканские или минусинские татары);… … Толковый словарь русских существительных

Хакасы - народ, живущий в Хакасской АО и частично в Тувинской АССР и Красноярском крае. Численность 67 тыс. чел. (1970, перепись). Хакасский язык относится к тюркским языкам. До Октябрьской революции 1917 были известны под общим название… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Сибирь. Этносы и культуры. Народы Сибири в XIX в. Выпуск 1 , Л. Р. Павлинская, В. Я. Бутанаев, Е. П. Батьянова. Авторы коллективной монографии "Народы Сибири в XIX в." продолжают начатое в 1988 г. исследование, посвященное анализу численности и расселения народов Сибири в XIX веке. Коллективная работа…

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»