Макушина Галина Сергеевна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №37»
Тема «Путешествие в Сказочную страну»
Цель: Развивать познавательные и творческие способности
Задачи:
1.Формировать умения детей кодировать и декодировать (считывать) информацию о блоках с помощью карточек символов.
2.Закреплять представление о свойствах геометрических фигур: цвет, форма, размер, толщина.
3.Учить соотносить эталон с эталоном формы (использовать предмет заменитель (блок)).
4. Развивать логическое мышление.
5.Развивать зрительное восприятие и зрительно- моторную координацию.
6.Поддерживать интерес к математической деятельности.
7. Формировать навыки сотрудничества, помогать друг другу.
Форма: подгрупповая
Методы: словесные (вопросы, беседа), игровые (воображаемая ситуация, дидактическая игра), исследовательский метод
Средства: Блоки Дьенеша, Палочки Кюизинера.
Обручи (синий, красный, жёлтый), подносы (синий, красный, жёлтый), карточки –символы (коды), картинки с трафаретом кружек, (половина листа А4), картинки с изображением предметов, животных для составления картин,украшающих кафе.
Время: 20 минут
Ход занятия:
Название этапа. Форма. |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Время |
|
Создание положительного эмоционального настроя на занятие. Формирование чувства уверенности в своих силах, группового единства |
Выгоняем «не хочу», «не могу» и «не умею»! Приглашаем «все смогу», «научусь» и «все сумею». Мы волшебниками станем, если только захотим, Пофантазируем и сами чудеса изобразим. |
Дети заходят в группу, здороваются с воспитателем, встают в круг и хором произносят слова рефлексивного тренинга «Невозможное – возможно», сопровождая речь движениями |
1мин |
2.Сообщение темы занятия. Игровая ситуация «Поезд». |
Заинтересовать детей, привлечь внимание |
Раздается стук в дверь: Кто же к нам пришёл? Буратино. Ребята Буратино приглашает нас в сказочную страну. Поедем с Буратино? На чем можно отправиться в сказочную страну? В сказочную страну я предлагаю отправиться на волшебном поезде. |
Стоят в круге, здороваются, слушают, отвечают на вопросы. |
|
Давайте построим волшебный поезд, сядем в вагончики и поедем в сказочную страну. Приехали. Всё. Мы попали в сказочную страну. |
Дети строятся друг за другом, изображая поезд с вагонами. Едут под музыку. |
|||
Кто живет в сказочной стране? Я предлагаю превратиться в волшебников. Хотите. |
Ответы детей |
|||
Давайте тогда попробуем!1.2.3 повернись и в волшебника превратись. |
||||
Всё, теперь вы волшебники. Посмотрите, в сказочной стране –есть волшебный материал- блоки. Но они лежат как-то не понятно, все перемешались. Предлагаю навести порядок. Как? |
Ответы детей |
|||
3.Постановка задачи разложить блоки по трем признакам. Д\и «Рассели блоки в три обруча» |
Развивать логическое мышление |
Посмотрите вот лежат три обруча. Что вы думаете, как можно рассортировать блоки? После ответов детей делает вывод: по цвету. (в синий обруч – синие, в красный –красные, в жёлтый –жёлтые), а ещё как можно рассортировать? По форме рассортировали. Посмотрите здесь все квадраты (треугольники, круги, прямоугольники. Их как еще можно рассортировать (по размеру) дети выполняют. По толщине. Навели порядок! Вставайте, посмотрим, что у нас получилось. Совсем другое дело. Как мы раскладывали блоки. |
Дети делают умозаключения и раскладывают блоки по цвету (по форме, размеру, толщине). |
|
4.Постановка задачи раскодировать блоки. Д\и «Печем печенье» |
Развивать логическое мышление, умение находить блоки по заданным признакам, нарисованным на карточках- символах. |
Порядок навели. А что в кафе делают? (кушают). Хорошо. Что в кафе можно кушать? А где мы возьмем все эти сладости? Мы же волшебники. Не забыли. Вы назвали много сладостей, которые можно заказать в кафе. Я предлагаю, испечь печенье. Согласны! Но чтобы печенье у всех получилось разное, Буратино приготовил вот такие карточки –символы. Проходите, рассмотрите свои подсказки и выберите свой блок- печенье. (второй вариант: украсить торты ягодами. У каждого разные формы тортов: круг, квадрат, треугольник и карточки- символы, по которым дети находят ягоды для своего торта). |
Ответы на вопросы. (Печенье, конфеты, мороженое, торты) Дети рассматривают свои карточки- символы (цвет, толщина, форма), делают умозаключение. Из обручей дети берут нужные фигуры (блоки- печенье, или блоки- ягоды для украшения торта) и складывают их в подносы. |
|
5.Постановка задачи. Творческое задание. |
Молодцы. Печенье напекли. Что же будем пить? Из чего? А где их взять? Так нам некогда в магазин идти, мы уже пришли в кафе. Из чего можно сделать кружки для чая? |
Ответы детей (чаем). Ответы детей (в кружки) Ответы детей (в магазине купить). Ответы детей (сделать) Ответы детей (из палочек). |
||
6.Самостоятельная продуктивная деятельность детей Д\и «Сделай кружку из цветных палочек Кюизенера» |
Реализация замысла в продуктивной деятельности Развитие умения соотносить палочки с рисунком на схематическом изображении кружки. (умение подбирать палочки по размеру на рисунке) |
Из цветных палочек – верно. Воспитатель помогает по мере необходимости. |
Дети работают под негромкую музыку.(выкладывают из палочек кружки, напечатанные на листе А4-контур). |
|
7.Самостоятельная деятельность детей |
Развивать умение подбирать блоки по заданному образцу. |
Ну что. Порядок навели, печенье напекли, кружки сделали. Но чего- то не хватает в нашем кафе, как-то не уютно. Чем можно украсить наше кафе. Как можно украсить? Буратино приготовил для вас картинки. Сейчас вы выберете себе любую картинку, какая вам понравится, и сделаете такую же красивую картину из наших волшебных блоков. |
Ответы детей. Дети по желанию выбирают образец картины (гусеница, корабль, цветок и т.д.) и блоки, выкладывают из блоков картину (на образце или рядом). |
|
Давайте теперь полюбуемся со стороны. Ребятки, когда любуешься картинами, очень хорошо видно из далека, близко не видно мелких деталей, подойдите все сюда. (держит Буратино). Как вы думаете почему у вас всё получилось? Потому что вы все очень старались! Хорошее кафе у нас получилось. Вам нравится |
Ответы детей Дети выполняют задание |
|||
8.Заключительный: анализ, рефлексия, прощание. |
Развивать умение детей рассказывать, закреплять умение облекать свои фантазии в слова, связный рассказ. Упражнять в словообразовании. Выражать свое настроение словами, испытывать чувство удовлетворения от проделанной работы |
Вам понравилось быть волшебниками. Какие волшебные дела вы делали. Что же больше всего вам сегодня понравилось? Запомнилось? Что вызвало затруднение? |
Ответы детей. |
Программное содержание:
Закреплять представления о геометрических фигурах, умение различать и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Закреплять представление о том, что геометрические фигуры могут быть разных размеров (большие – маленькие).
Закреплять умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
Совершенствовать умение определять направление от себя.
Совершенствовать умение различать правую и левую руки.
Закреплять счет в пределах 5.
Закреплять умение группировать предметы по 2 признакам (количество, размер)
Закреплять умение понимать условные обозначения.
Закреплять умение декодировать информацию, изображенную на карточке.
Закреплять умение делать простейшие выводы, логические умозаключения.
Развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения.
Упражнять в умении согласовывать существительные с прилагательными.
Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными.
Развивать фразовую речь при ответах на вопросы.
Закрепление в речи прилагательных, обозначающих цвета, размеры, толщину.
Координация речи с движением.
Развитие общей и тонкой моторики.
Воспитывать умение слышать друг друга, желание прийти на помощь попавшему в беду.
Материал:
Пособие «Машинки» – маленькая машинка за ниточку привязана к карандашу.
Наматывая ниточку на карандаш, ребенок двигает машинку. На каждого ребенка.
Пособие «Речка» – голубые ленточки (речка), карточки с изображением предметов различной геометрической формы, блоки Дьенеша, контейнеры под блоки.
Пособие «Дерево» – дерево с голыми ветками, на стволе которого нарисовано грустное лицо, которое в конце сменяется на веселое; рядом с голыми ветками нарисованы большие и маленькие кружки в пределах 5 в различном сочетании (3 больших и 2 маленьких, 4 маленьких и 1 большой и т.п.); карточки с листочками в таких же сочетаниях, что и кружочки.
Пособие «Лес» – пластины для обозначения дорожек; знаки к блокам Дьенеша (2 цвета и их зачеркнутые варианты); блоки Дьенеша круглой формы по количеству детей; елочки.
Пособие «Животные» – конверты формата А4 из черного картона; желтые прищепки; изображение животных по количеству детей, выполненные по аналогии с пособием «Нелепицы» к блокам Дьенеша; блоки Дьенеша;
Желтый круг, желтые прищепки.
Письмо, конверт с грустным лицом.
Воздушный шарик.
Угощение, корзинка.
Ход занятия:
Д ети заходят в группу и замечают воздушный шарик с привязанным к веревочке конвертом.
Да этот шарик принес письмо! Как вы думаете, как узнать, откуда оно пришло и кому адресовано? (Прочитать адрес).
Воспитатель читает адрес: «Детям 5 группы от зверей из Сказочного леса».
Ребята, как вы думаете, какие новости в этом письме? Как вы догадались? (У конверта грустное лицо). Давайте скорее откроем и узнаем, что же случилось в Сказочном лесу!
Воспитатель открывает конверт и читает письмо:
Мы – лесные звери,
Жили – не тужили.
В Сказочном лесу
Хоровод водили!
Но злая Бабка-Ёжка
Всех заколдовала,
И теперь в лесу
Скучно, грустно стало…
Дорогие дети,
Вы нам помогите,
Из фигур волшебных
Скорее соберите!
Что же нам делать? (Нужно помочь; победить Бабу-Ягу; отправиться в Сказочный лес; …)
Как вы думаете, Баба-Яга разрешит нам так легко добраться до леса? (Нет). Я тоже думаю, что она будет строить нам по дороге различные препятствия. Но я открою вам небольшой секрет: каждый раз, когда мы будем проходить ее препятствие, она будет терять часть своей силы, и после того, как мы найдем и соберем зверей из волшебных фигур, она совсем исчезнет!
Так что, вы готовы отправиться в Сказочный лес и освободить его от колдовства Бабы-Яги? (Да!).
2. На чем же нам добраться до Сказочного леса? (На машине). Так как мы отправляемся в Сказочный лес, то и машины у нас будут волшебные – машины-скороходы, маленькие, но очень быстрые!
Заводите моторы и отправляемся в путь!
Качу, лучу во весь опор,
Я сам шофер, я сам – мотор!
Нажимаю на педаль,
И машина мчится вдаль!
3. Приехали! Мы с вами на машинках-скороходах проехали уже половину пути, но дальше они не пройдут – впереди река. Как же нам ее перейти? (… , по мосту) Как вы думаете, что произошло со всеми мостами: они совсем непрочные, сделаны не из кирпичей, а из предметов! Кто же превратил кирпичи в предметы? (Баба-Яга заколдовала). Что же случится, если мы пройдем по такому непрочному мосту? (…) Это первое препятствие Бабы-Яги – она не хочет, чтобы мы перебрались на другой берег реки, и поэтому заколдовала все мосты! Кто же их расколдует? (Мы сами!) Как же нам это сделать? (Подобрать кирпичики, подходящие по форме предмету, и положить его сверху).
Дети строят каждый свой мост.
Вот мосты и готовы! Как вы думаете, они прочные? (Да, т.к. все ГФ соответствуют форме предмета). Тогда переходим на другой берег! Мы с вами прошли первое препятствие Бабы-Яги – расколдовали мосты – и ее сила уменьшилась!
Вот мотор включился,
Пропеллер закрутился. Вращательные движения руками перед собой.
К облакам поднялись Руки вверх.
И шасси убрались. Поочередное поднимание коленей.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет! Бег по группе.
Вот мы тут приготовили парашют. Имитация одевания парашюта.
Толчок! Прыжок! Приседание, выпрыгивание вверх.
Летим, дружок! Руки-ноги в стороны.
Парашюты раскрылись, Руки над головой соединить.
Дети мягко приземлились. Приседание.
5. Вот мы и в Сказочном лесу! Здесь действительно грустно! Как вы думаете, почему это дерево грустит? (Нет листочков). Что же здесь случилось, почему все деревья уже оделись в листочки, а в Сказочном лесу деревья все еще голые? (Проделки Бабы-Яги). Что же делать, как помочь дереву? (Подобрать веточки с листочками). Кто догадался, как правильно подобрать? (Сосчитать количество больших/маленьких кружочков и найти веточку с таким же количеством больших/маленьких листочков).
Дети выполняют задание.
Молодцы! Какое красивое стало дерево! Посмотрите, оно больше не грустит, а улыбается и благодарит вас! Мы с вами справились с еще одним колдовством Бабы-Яги и ее сила еще уменьшилась!
6. Теперь пойдемте в лес искать зверей! Но нужно быть осторожными, на дорожках Баба-Яга расставила ловушки! Не попасться в них нам помогут вот эти волшебные клубочки (блоки Дьенеша круглой формы). Как они будут нам помогать? (Показывать, где нужно повернуть – направо или налево).
Дети проходят по тропинкам в соответствии с выбранной фигурой-клубочком.
Молодцы! Мы обошли еще одно препятствие Бабы-Яги – не попались в ее ловушки – и у нее осталось совсем мало сил!
7. Воспитатель показывает на черные конверты с прищепками:
Ой, ребята, а что это такое? (Здесь заперты звери!) Я тоже так думаю, что здесь на прищепки-замочки заперты звери! Кто вспомнит, что нам нужно сделать, чтобы расколдовать их? (Собрать из волшебных фигур). Вот здесь у нас есть волшебные фигуры. Но как же мы узнаем, где какой зверь? (Торчат заячьи уши, медвежья лапа, …)
Дети снимают прищепки, достают изображения зверей и выкладывают блоки Дьенеша в соответствии со значками. Звучит короткий звук овой сигнал, изображающий исчез н овен ие Бабы-Яги.
Молодцы! Мы расколдовали зверей и Баба-Яга совсем потеряла свою силу и исчезла! Теперь Сказочный лес свободен от ее чар!
8. А давайте подарим жителям Сказочного леса что-нибудь доброе и теплое?! Например, у меня есть вот такой круг. Во что мы можем его превратить? (В солнышко). А что нам поможет превратить круг в солнышко? (Прищепки)
Дети делают солнышко. Воспитатель убирает зверей и на их место крадет угощение в корзинке.
Давайте повесим солнышко над лесом, чтобы там никогда больше не было грустно. (Воспитатель вешает солнышко на штору на окне). Давайте покажем наше красивое солнышко зверям! Ой, а куда же они делись? (Убежали в лес, спрятались в норку, …). А в благодарность за спасение Сказочного леса от Бабы-Яги они оставили вам угощение!
Ребята, а пойдемте, расскажем Марии Ивановне о нашем приключении?!
В занятиях с блоками Дьенеша используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина):
- цвет обозначается пятном
- размер - силуэт домика (большой, маленький).
- форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
- толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры, существуют карточки с отрицанием свойств: например: “не синий”.
Карточки могут быть использованы не только как дополнение к блокам Дьенеша, но и как самостоятельный материал для игр. Занятия с такими карточками помогают развивать у ребенка умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их символическим обозначениям. Ниже приведены несколько примеров занятий с карточками.
Знакомство с карточками
Ребенку показывают карточку с изображенным на ней одним или несколькими свойствами. Например,
- если ребенку показывают “красное пятно”, то нужно отложить все красные блоки;
- “красное пятно и одноэтажный домик” - откладываем все красные маленькие фигуры;
- “красное пятно, одноэтажный домик и силуэт квадрата” - это красные маленькие квадраты - толстые и тонкие и т.д.
Игра “Найди собачку”
Выложите перед ребенком 8 блоков, под одним спрячьте изображение собачки. С помощью карточек составьте ответ для ребенка - под какой фигурой спряталась собачка. Чтобы найти собачку ребенку необходимо расшифровать свойства фигуры, изображенные на карточках (красный большой круг).
Игра “Опиши фигуру”
Выберете с ребенком любой блок. Вы описываете свойства этой фигуры словами, а ребенок выкладывает карточки с соответствующими признаками этой фигуры.
Игра “Угощение”
Ребенок угощает свои игрушки “печеньями” (фигурами). Карточки кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же признаком. Ищет еще одно “печенье”, отличающееся только этим признаком. Угощает куклу - в правую руку - одно “печенье”, в левую руку - другое.
Например: выпала карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру: большой синий квадрат. Далее ребенок подбирает второе “печенье”: маленький синий квадрат. Печенье отличается по размеру.
Если ребенок успешно справляется, задание можно усложнить - отличие не по одному, а по двум, трем и четырем признакам.
Игра “Чертеж”
Для этой игры используются карточки, обозначающие свойства и “не-свойства ”.
Нарисуйте “чертеж” замка, где каждый элемент обозначен карточкой. Предложите ребенку построить замок в соответствии с вашим чертежом.
Например:
- “фундамент замка” - два не-синих прямоугольных блока;
- “первый этаж” - не-круглые не-красные блоки;
- “второй этаж” - желтые не-треугольные не-тонкие блоки;
- “крыша” - красные не квадратные блоки.
Логические кубики
Помимо логических блоков и карточек, существуют еще логические кубики. На гранях кубиков изображены признаки блоков (размер, цвет, форма, толщина), символы отрицания признаков, а также кубики, на гранях которых изображены цифры. Логические кубики, как и карточки, предлагают большое разнообразие игр для ребенка. Игра становится более увлекательна, поскольку предусматривает возможность случайного выбора свойств - подбрасывание кубика.
Кроме того, существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр.
Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.
Игры с логическими блоками Дьенеша для свмых маленьких смотрите .
Игры с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет смотрите .
Делитесь вашими комментариями и идеями.
Елена Вельгорецкая
Конспект НОД по блокам Дьенеша старшая группа
Конспект НОД по блокам Дьенеша старшая группа .
Цель : закрепить знания о геометрических фигурах.
Задачи : 1. Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша . Учить различать и по форме, цвету, размеру и толщине.
2. Совершенствовать навыкк счета в пределах 10.
3. Воспитывать любознательность и интерес к новому.
4. Развивать логическое мышление, внимание, воображение.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Ребята, сделайте круг :
Я твой друг и ты мой друг
крепко за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся
Я улыбнулась вам, а
вы улыбнитесь друг другу
чтобы у нас было
хорошее настроение.
Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну «Игралочку» .
Направо и налево-
Везде лежит она-
Игралочка, Игралочка-
Волшебная страна.
Здесь всем ребятам рады,
Не бойся,заходи,
И за руку друзей своих
Сюда же приводи!
Какая знакомая музыка! Откуда она, ребята?
Из мультфильмов про смешариков.
Правильно.
Интересно, неужели к нам в гости на занятие придут смешарики?
(включается слайд с изображением смешариков)
Уже пришли. Сегодня помогать проводить занятие мне будут всем известные мультипликационнные персонажи.
Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.
Игра-тренинг «Заряд бодрости»
Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин)
Я желаю, чтобы мои глазки вес видели (поглаживание глаз)
Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво
Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы)
Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук)
Я желаю,чтобы мое тело было здоровым.
Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.
(Слайд Смешарик и цифры перемешаны)
В волшебной стране Игралочке постоянно происходят какие-то истории. Сегодня, например, все цифры перессорились. Каждая считает себя самой важной, нужной и красивой. Давайте расскажем о них, где они встречаются.
Я цифра 1- одно солнышко, одна мама, один папа;
Я цифра 5- я отличная оценка в школе, на руке пять пальцев;
Я цифра 4- у животных по четыре лапы, у квадрата четыре угла;
А какие четыре времени года вы знаете?
Я цифра 2- у человека все по паре : два глаза, два уха, две ноги, две руки;
Я цифра 3- я встречаюсь в сказках «Три медведя» , «Три поросенка» ;
Я цифра 7- у радуги семь цветов, в сказке «Волк и семеро козлят» , «Белоснежка и семь гномов» ;
А в неделе сколько дней? Перечислите их.
Ребята, назовите все цифры по порядку (хорошо)
Назовите цифры в обратном порядке (хор.)
Оля, посчитай от пяти до семи
Саша, посчитай от трех до шести
Даша, пять, а ты считай обратно
Оля, назови соседей числа три
Молодцы, ребята. Теперь цифры поняли, что они все для нас важны и нужны. Давайте мы их подружим, разложите цифры по порядку.
(Слайд цифры по порядку)
В волшебной стране Игралочке живут и геометрические фигуры.
(Слайд Смешарик с загадками)
Загадки о геометрических фигурах :
1. Нет углов у меня и похож на блюдце я,
На тарелку и на кружку, на кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг.)
2. Три угла, три стороны могут разной быть длины. (Треугольник.)
3. Четыре угла и четыре сторонки,
похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч, и он за тобой не пустится вскачь.
(Квадрат.)
(Слайд Смешарик с блоками Дьенеша )
Посмотрите, пожалуйста, дети, какие фигуры живут в стране Игралочке. Хотите с ними подружиться! А друга вы себе найдете с помощью карточек-символов, возьмите вот эти карточки-символы, посмотрите на них внимательно и найдите своего друга.
В волшебной стране Игралочке все необычно. Посмотрите, вот какие необычные клумбы здесь. Какой они формы (круглые, какого размера (большого, какого они цвета (красного и желтого? Ребята, какое сейчас время года (весна) да, сейчас наступила весна, пора посадки разных растений и, конечно же, цветов. На клумбах в стране Игралочке растут необычные цветы- блоки Дьенеша . Нужно помочь садовнику правильно рассадить цветы. Обручи- клумбы. Садовник решил в красную клумбу посадить такие цветы (в обруче лежит карточка-символ-синее пятно, а в желтую клумбу вот такие (карточка-символ-треугольник) . Приступаем, ребята, к посадке цветов.
Объясните, почему вы так посадили цветы по клумбам? (в красном обруче (клумбе) растут только синее цветы-любой геометрической формы, а в желтом-цветы треугольной формы, там, где пересекаются-красные и желтые обручи, растут только синие треугольники).
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали,
И на месте побежали.
Вы побегали немножко
И у вас устали ножки
А теперь приятель мой,
Поработай головой!
(Слайд модница Нюша)
Модница Нюша просит вас помочь ей с обновкой-сделать красивые бусы из пяти разных фигур.
(слайд Бараш)
Бараш хочет с вами порисовать! Он приготовил для вас необычные рисунки.
(Рисунки блоки Дьенеша «Художник» )
Следующее задание вас ждет от Пина.
(Слайд Пин и рядом с ним лежат кусочки пазлов) .
Он любит собирать пазлы, но вот беда, сильный ветер перемешал все кусочки картинки и теперь от вас Пину требуется помощь. Давайте соберем пазл. У вас на столе лежат карточки. Они имеют разные цвета и формы. Дети выясняют какие карточки имеют форму треугольника, какие квадрата или прямоугольника.
Ваша задача собрать 2 картинки - они будут синего и красного цвета. Как только вы их соберете, мы сразу узнаем, какой пазл собирал Пин.
Какие картинки у вас получились?
Ребята : на картинках изображены цифры 2 и 3 (говорят какие цифры получились у ребят)
Правильно. А давайте попробуем их сложить.
Ребята : Если к двум прибавить три, то получится пять.
А сейчас попробуем сделать вычитание
Ребята : Если от трех отнять два, то получится один.
Физкультминутка для глаз.
Мой веселый звонкий мяч
Еще хочет поиграть.
Вы глазами проследите,
Головою не вертите.
Куда мяч-туда глаза
Будем двигать не спеша.
Мяч поднялся вверх,
Все глаза-наверх.
Мяч скатился вниз
И глаза все- вниз.
Мяч-направо, мяч-налево,
А теперь наискасок :
Сверху вниз по диагонали
И еще один разок.
Все по кругу побежали
И вернулись мы опять.
И фигурку «бесконечность»
Нарисуем мы на пять!
(Слайд Смешарик с загадками)
1. На полянке у реки жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать, кто успех из сосчитать(4)
2. На полянке у дубка крот увидел два грибка, А подальше у сосны он нашел еще один.
3. Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек. Кто ответит из ребят, сколько было всех утят? (4)
4. В снег упал Сережка, а за ним Алешка, а за ним Маринка, а за ней Иринка. А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? (5)
5. У маленькой Светы четыре конфеты. Еще дала три Алла. Сколько конфет стало? (7)
6. Пять грибов нашел Вадим, а потом еще один. Вы ответьте на вопрос, сколько он грибов принес? (6)
7. У стула 4 ножки, сколько ножек у 2х стульев? (8)
8. Сколько рогов у 2х коров? (4)
9. Сколько концов у одной палки, ау двух(4)
10. Ты да я, да мы с тобой. Сколько всего? (2)
11. Сколько пальцев на правой руке? (5)
12. Сколько глаз у светофора? (3)
(Слайд все смешарики)
Ребята. Мы с вами успешно выполнили все задания. Смешарики говорят,что вы молодцы! Давайте поблагодарим их за визит и скажем им»Спасибо».
Жители волшебной страны Игралочки очень рады, что вы любите ее, знаете очень много о фигурах, числах, умеете считать и думать. Поэтому они дарят вам математическую игру для математического уголка в группу . На этом наше путешествие закончилось. Нам пора в детский сад. А пока мы в пути, давайте вспомним, какие препятствия вам больше всего понравились и почему?
Татьяна Сафронова
Конспект занятия по математике в средней группе с блоками Дьенеша
Цель :
1. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками , упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам : цвету, форме, размеру.
Задачи :
1. Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшем действием;
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказывать свою точку зрения.
Развивающая среда : логические блоки Дьенеша , письма, сделанные в виде разных геометрических фигур, лист с нарисованной верёвочкой для «нанизывания» бусинок, мешочек, два обруча, коробки для подарков, два подноса.
Ход организованной образовательной деятельности.
Ребята, сегодня приходил почтальон и принёс в группу письма . Одно из писем было адресовано вам, ребята. Случайно, я перепутала письма и теперь не знаю, какое из них ваше (на столе лежат конверты разной формы, размера и цвета) . Что же делать?
У меня есть карточки, которые помогут вам найти нужное письмо. (Выложить карточки, на которых зашифровано письмо : квадрат, большой, жёлтого цвета.) Давайте проговорим, как должно выглядеть письмо.
Дети : квадрат, большой, жёлтый.
Давайте подойдём к столу и найдём письмо. Почему вы считаете, что это ваше письмо. Объясните свой выбор. (Ответы детей) .
Молодцы, ребята, правильно нашли письмо. Давайте я его прочитаю.
«Здравствуйте ребята. Пишут вам Хрюша и Степашка. У нашей подружки Каркуши скоро день рождения. Нам очень хочется подарить ей подарки. Мы сделали красивые бусы и засадили клумбу любимыми цветами Каркуши. Но случилась беда : бусы порвались, а цветы на клумбе завяли. Мы очень расстроились. Помогите нам, пожалуйста, пересадить цветы и собрать бусы. Хрюша и Степашка» .
Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь. (Да) Давайте сделаем для Каркуши бусы.
Игра «Чудесный мешочек» .
(На столе лежит лист с нарисованной верёвочкой, для нанизывания бусинок - блоков .) У меня есть чудесный мешочек с бусинками. Чтобы достать бусинку из мешочка, нужно определить форму и величину бусинки на ощупь.
Молодцы, ребята. Мы сделали очень красивые бусы для Каркуши и теперь можем приступить к посадке цветов.
«Клумбы» .
(Обручи – клумбы, блоки – цветы .) На клумбах лежат карточки – схемы (цвет, форма, величина) . Дети «сажают» цветы, любуются, рассказывают, какие цветы выросли на клумбе.
Молодцы, мы посадили цветы для Каркуши. Ребята, вы работали, устали, теперь нужно отдохнуть.
Физкультминутка.
Мы у клумбы прогулялись
И немножко запыхались. Шагаем на месте.
Встанем, глубоко вздохнем,
Упражнения начнем.
Руки в стороны, вперед, Развели руки в стороны, вперед.
А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете :
Стали карликами дети, Присели.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Вот как дружно хлопаем Хлопаем в ладоши.
И ногами топаем! Топаем ногами.
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали! Шагаем на месте.
Ребята, давайте сделаем подарок и для Хрюши со Степашкой. Отправим им угощения : Хрюше – печенье, Степашке – конфеты.
«Подарки» .
Коробки для подарков. На подносах разложены блоки : печенье и конфеты. Дети кладут в коробки печенье и конфеты по признаку цвета и формы.
Вы быстро собрали сладости для Хрюши и Степашки. Я думаю они обрадуются вашим гостинцам.
Ребята, сегодня мы смогли помочь Хрюше и Степашке? (Да) Как мы это сделали?
Публикации по теме:
Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Полет на Луну» Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Радуга» " Полет на Луну". 19.12. 2015г. Составила Гайдыш И. Н.
Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. ЦЕЛИ: Развитие логического мышления и психических функций, формирование.