Классный час вежливость формула чудес. Классный час - "вежливость на каждый день". Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

    Оборудование: мультимедийная презентация, наглядность (кроссворд, игрушка, звёздочки)

    Ход занятия

    Этапы

    I . Организационный момент

    Здравствуйте ребята, сейчас мы предлагаем вам решить кроссворд. Решив его, мы с вами выделим ключевое слово, которое и будет являться темой нашего сегодняшнего классного часа.

    1. И во Франции, и в Дании

    На прощание говорят…(до свидания)

    1. В чужой разговор никогда не встревай,

    И взрослых ты лучше не…(перебивай)

    1. Когда нас бранят за шалости,

    Говорим простите…(пожалуйста)

    1. Когда виноваты, сказать поспешите:

    «Прошу Вас,…(пожалуйста извините)

    1. Растает даже ледяная глыба

    От слова теплого…(спасибо)

    1. Друг другу на прощание

    Мы скажем…(до свидания)

    1. Говорить друзьям не лень

    Улыбаясь:…(добрый день)

    1. До чего ж оно красиво,

    Слово доброе…(спасибо)

    1. Как похожи слово «царствуй»

    На приветливое…(здравствуй)

    1. Друга не стоит в обиде винить,

    Лучше скорее его…(извинить)

    Ватман с кроссвордом на доске. Ключевое слово «Вежливость».

    Как вы понимаете значение этого слова? Какого человека мы называем вежливым?

    II . Вступительная беседа

    «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость».

    Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Слово «Вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым - означает знать, как себя вести.

    Знаете ли вы, что есть праздник, посвященный вежливости?

    А кто из вас знает, почему вежливые слова называют «волшебными»?

    Они совершают чудо. Сказал вам кто - то, улыбаясь, «Здравствуйте» и у вас настроение хорошее. - Какие чудо - слова вы знаете?

    Правильно ребята, как много «волшебных» слов вы знаете!

    III . Основная часть

    А сейчас ваши одноклассники подготовили стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы».

    Подготовленные ученики читают стихотворение. (3 чтеца)

    Ребята, какие полезные советы вы узнали из этого стихотворения?

    Правильно, молодцы! Нужно всегда быть вежливыми с окружающими.

    «Солнышко»

    Теперь, ребята, давайте поможем солнышку собрать лучики! Вы видите, что лучики нашего солнышка составляют «плохие» слова и оно нам не улыбается. Давайте же подберем антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», противоположные. Слова: «грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость, трусость». Молодцы ребята, вот теперь наше солнышко вновь нам улыбнулось!

    Есть солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце.

    Игра

    Сейчас мы с вами поиграем. Наша игра называется «Вежливо - невежливо». Правила: - Если мы называем вежливый поступок - вы поднимаете руки. Когда невежливый поступок - хлопаете в ладоши. Начнем ребята.

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть и не извиниться.
  • Свистеть, кричать, шуметь в школе.
  • Уступить место старшим.
  • Не вставать, когда учитель к вам обращается.
  • Помочь подняться по лестнице.
  • Попрощаться уходя.

Правильно ребята! Как вы дружно справились с этим заданием.

Тест

Сейчас мы с вами проведем тест. После подведения итогов, каждый из вас узнает вежлив ли он со своими друзьями. (Тест представлен в виде презентации)

Итоги теста:

Больше ответов А:

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов прийти им на помощь.

Больше ответов Б:

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в любую минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное - твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В:

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба - это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки, чтобы стать настоящим другом. Подумай о том, как их реализовать.

Вот мы и подвели итоги теста. Надеемся, что каждый из вас сделает для себя вывод, вежлив ли он со своими друзьями, или же вам стоит задуматься над своим поведением.

А теперь мы, с помощью…..

IV . Подведение итогов (Заключительная часть)

Давайте же сейчас прочтём клятву.

Клятва.

Клянёмся вежливыми быть.

Всегда «Спасибо» говорить.

Добрый день и до свидания,

Нету в мире больше звания.

Клянемся добрыми мы быть,

А лень и грубость позабыть.

Учиться этикету, науку помнить эту.

Клянемся добрыми мы быть.

Ребята, запомните эту клятву и следуйте ей.

Быть вежливыми нужно не на короткое время. Вежливыми нужно быть всегда. Мы должны быть вежливыми и в общественных местах, и дома, и на улице, и с близкими, и с незнакомыми людьми. Ведь вежливость украшает все действия человека и является одной из лучших черт характера.

Вот и подошел к концу наш классный час. Ребята, какие полезные советы и правила вы узнали из нашего сегодняшнего занятия? (ответ)

Давайте же будем вежливы друг с другом!

Мы благодарим вас за активное участие на уроке. До свидания!

Классный час для 1 класса «Школа вежливости»

Цели : ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: песня «Улыбка», цветик-семицветик, советы- памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.

Ход классного часа

Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.

Вступительное слово учителя

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Ученики. Не всегда.

Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

Учитель. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - один.

Поздороваться при встрече -

Толкнуть и не извиниться -

Помочь подняться, поднять

упавшие вещи -

Не встать, обращаясь к учителю -

Взять билеты в автобусе -

Не уступить место в транспорте -

Не заметить недовольство мамы -

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с «вежливыми» словами.)

Игра «Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете.

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:... (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы... (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:... (простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю... (пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Стихи

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Игра «Вежливые прятки»

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.

Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».

Игра «Волшебный цветик-семицветик»

Учитель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Цветков можно заготовить заранее несколько.

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?

Ученики. Вежливо, с улыбкой.

Учитель. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

Игра на внимание «Пожалуйста»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Учитель. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится - стыдится!

Настанет, друзья, счастливое время

Наступят чудесные дни -

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет мальчишек противных,

Придут золотые года,

И в чистую комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придет весна,

И в школьной раздевалке

Наступит тишина.

Пусть грубость исчезнет,

Исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой, в каждой аптеке

Лекарство от грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей.

И будут все на свете

Любить таких детей.

Советы на память от волшебного цветика - семицветика

Для тебя, друг, я составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся - так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой - проверь!

В школе, в классе не сори.

Сор увидишь - подбери!

Ты труд другого уважай.

Сам насорил - сам убирай!

Не таскай в кармане мела -

Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби;

Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому.)

Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.

Примерные вопросы для экзамена

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Подведение итогов

Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... («Извините, пожалуйста».)

(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)

Дополнительный материал

В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пеке».)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста».)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)

7. В сказке писателя В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй!»)

8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»)

Из истории слов

Спасибо . Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

А еще говорят

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

Все? - удивилась мама. - Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.

Да-а, - протянула капризная девочка, - все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».

За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Благодарю . Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей - благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

А еще говорят

Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы - и ты станешь дедушкой?

Нет уж, благодарю! - рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»

Классный час "Ежели Вы вежливы..." Вы знаете, что правила вежливости и нормы поведения зародились ещё в древности, во времена рыцарей. Переступая порог, рыцарь снимал свой шлем и нёс его в руке. «Я тебя не опасаюсь,­ говорил он этим жестом хозяину: « Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты удара исподтишка не нанесёшь». Эти суровые времена прошли, но обычай остался. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь их, веришь в хорошее отношение к тебе. С тех же времён идёт и обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Этим человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие. Сейчас существуют правила, которых не знали в старину. Например, невежливо надолго занимать телефон общего пользования или стоять у дверей автобуса, если не собираешься выходить на следующей остановке. Но о каких бы мы правилах не говорили, все они направлены на одно и то же: на уважение к окружающим. Строго соблюдая правила поведения, вы будете хорошими товарищами, вас будут уважать. А сейчас перейдём к нашему разговору. Ребята, а есть ли среди вас такие, которые не считаются ни с какими правилами поведения и ведут себя так, как им вздумается? Слушая эту беседу, каждый из вас должен сделать вывод и определить, вежлив ли он или нет. Я хочу вам сказать, что правила дорожного движения ­ это тоже правила вежливости. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы знаете эти правила Ответьте на мои вопросы: 1. Где нужно переходить дорогу? 2. Как нужно переходить дорогу? 3. Как нужно обходить стоящий на дороге транспорт? Правила уличного движения: Переходи улицу у перекрёстка или там, где есть знак «Переход» и только тогда, когда на светофоре горит зелёный свет. У любого перекрестка Вас встречает светофор И заводит очень просто С пешеходом разговор. (Светофор показывает знаки) Свет зеленый – проходи, Желтый – лучше подожди.

Если свет зажегся красный, Значит, двигаться опасно. Стой! Пускай пройдет трамвай, Наберись терпенья, Соблюдай и уважай правила движенья! Если светофора здесь нет, то, входя на проезжую часть, посмотри налево, затем, когда дойдёшь до середины, посмотри направо ­ не идёт ли машина оттуда. Если идёт ­ остановись и подожди, пока пройдёт. Где улицу надо тебе перейти, О правиле помни простом: С вниманьем налево сперва посмотри, Направо взгляни потом! Чтоб приучить пешехода к порядку, Разлиновали асфальт, как тетрадку, Через дорогу полоски идут, А за собой пешехода ведут. Нет светофора? Для пешеходов есть и подземные переходы! Без промедленья машины снуют, Улицу переходить не дают. Ты осмотрись – под колеса не лезь, Здесь переходы подземные есть! Не перебегай улицу перед движущимся транспортом, подожди, когда он проедет. Переходи улицу только на зелёный свет или когда загорится сигнал «Идите». Стоящий на остановке автомобиль, автобус, троллейбус обходи только сзади, чтобы увидеть, не идёт ли другая машина. Трамвай обходи только спереди, чтобы не попасть под встречный вагон. С площадки трамвая сходя, не забудь Направо взглянуть: безопасен ли путь? Трамвай же ты сзади не огибай: Можно под встречный попасть трамвай. Автобус спереди не огибай! Он – не трамвай! А кто знает, как вести себя на улице? Я приведу один пример: Группа ребят торопилась утром в школу. Вдруг один из мальчиков резко взмахнул руками и неловко упал на тротуар. Товарищи хотели помочь ему, но он их оттолкнул. Ему было очень больно. Какой­то прохожий отнес мальчика в подъезд. Вскоре подъехала «скорая помощь». Оказалось, что он сломал ногу. Причиной несчастья стала маленькая апельсиновая корка. На ней­то и подскользнулся мальчик. Действительно, у нас есть немало ребят, которые считают, что мусорить нельзя только в комнате, а в автобусе, на улице, в кино сори сколько угодно.

Кому, например, сидя в гостях, придёт в голову бросать прямо под ноги бумажки от конфет или выбрасывать на пол косточки от вишен? Такого школьника у нас нет. А вот на улице, в автобусе, на аллее парка многие, не задумываясь, бросают под ноги обёртки от мороженого или поплёвывают на ходу подсолнечной шелухой. Вдоль улиц расставлены урны для мусора, а таким неряхам лень к ним подойти. А ведь город, в котором мы с вами живем ­ это наш большой дом. Мы – его хозяева. И ты тоже хозяин этого дома. Зачем же тебе его загрязнять? Ведь каждое утро на рассвете на улицах трудятся дворники. Они чистят и выметают улицы. Так как же можно не уважать их труд? Не стыдно ли пачкать то, что они с таким старанием вычистили и вымели? Ребята, а вы знаете, как нужно ходить по улице? Правил дорожных на свете немало, Все бы их выучить Вам не мешало, Но основное правило движения Знать, как таблицу, должны, умножения. На мостовой не играть, не кататься, Если хотите здоровым остаться! Объяснить надо просто, Будь ты млад или стар: Мостовая – для транспорта, Для тебя – тротуар! Вы заметили, что, когда мужчина идёт по улице рядом с женщиной, он обычно держится слева от неё? Этот обычай имеет свою историю. Лет 200­300 назад мужчины не выходили из дому без оружия. У каждого висела на левом боку сабля, рапира или кинжал. На левом для того, чтобы быстрее и удобнее выхватить оружие из ножен правой рукой. А чиновники ­ так те ещё до конца прошлого века были обязаны носить при мундире шпагу. И шпага тоже висела на левом боку. Чтобы при ходьбе оружие не ударяло спутницу по ногам, кавалер старался идти слева от дамы. Это вошло в обычай. Сейчас оружие носят только военные, да и то не всегда. Всё же правильно мальчику идти слева от девочки, потому что люди у нас расходятся вправо и пусть лучше встречный нечаянно заденет плечом тебя, а не твою спутницу. Ты, как более сильный, должен оберегать её. Этому правилу не подчиняются только военные, когда они в форме. Чтобы отдать воинское приветствие встречным военным и не задеть при этом локтем спутницу, правая рука у солдата или офицера должна быть свободна. Поэтому им удобнее идти слева, а не справа. Гуляя вдвоём с девочкой, помни, по узкому проходу девочка идёт впереди, она первая входит в двери. Мальчик помогает ей нести тяжёлый или неудобный свёрток. Не следует забывать, что для передвижения по тротуару следует придерживаться правой стороны, так же как и на проезжей части улицы. На тротуаре все люди должны Правой держаться всегда стороны. Даже за городом, там, где дорога Правилам должен ты следовать строго. Если шоссе попадется в пути, Левой обочиной надо идти

Транспорт, который поедет навстречу, Вовремя будет тобою замечен! Нельзя ходить толпой по всей ширине тротуара. Вы будете мешать другим прохожим. Внимательно разглядывать прохожих так, словно ты намерен помочь милиции в розыске преступника, некрасиво. Ни в коем случае не делайте этого. Особенно неудобно изучать наружность окружающих в очереди и на остановках. На улице лучше всего придерживаться железного правила: старайся не привлекать к себе внимания и не любопытствуй относительно других людей. Как вести себя на улице? 1. Перед тем, как выйти на улицу, посмотри в зеркало, всё ли в порядке в твоём костюме. 2. Встречаясь со знакомыми, здоровайся первым. И не обижайся, если кто­нибудь не ответит по рассеянности на твоё приветствие. 3. Здороваясь со старшими или девочкой, первым руки не протягивай. Подожди, пока это сделают они. 4. Здороваясь, сними шапку и не надевай, пока не пожмёшь руку. 5. Подавая руку, сними перчатку. 6. Если навстречу идёт старший или девочка ­ посторонись и дай дорогу. 7. Если рядом поскользнулся прохожий – поддержи его. Если он упадёт – помоги подняться. 8. Садясь в трамвай, троллейбус или автобус, пропусти сначала в двери своего спутника или спутницу. Если подойдёт старушка или женщина с ребёнком, дай им пройти вперёд. 9. Пробираясь к выходу из салона, не расталкивай стоящих впереди и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом. Это и вернее, и вежливее. 10.Желая обратить на что– нибудь внимание своего спутника, не показывай пальцем. Сумей сделать это взглядом, поворотом головы. Ребята, вам, конечно же, часто приходилось бывать в гостях: то родители вас возьмут с собой, то вы забежите к другу. Вы должны знать, что существуют правила поведения в гостях. Как вести себя в гостях? 1. Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги. Если на улице идёт дождь или снег, отряхни шапку и пальто ещё на лестнице. 2. Не входи в комнату, не постучавшись (не позвонив). 3. Если пришёл не один, не проходи в дверь первым, а предложи пройти раньше твоему 4. Если пришёл с девочкой, открой дверь и отступи, дав ей пройти первой. 5. Войдя в многолюдную комнату, не стремись обязательно поздороваться с каждым в отдельности. На это уйдёт немало времени. Лучше подай руку хозяину и хозяйке, а остальным скажи: « здравствуйте». 6. Не садись, пока не сядут старшие. 7. Если в комнату вошла девочка, встань, уступи ей своё место, а себе принеси другой спутнику. стул.

8. Не сиди развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах ­ это и некрасиво и невежливо. 9. Если в комнату вошёл старший, встань и не садись, пока он не сядет. 10.Постарайся привыкнуть держать руки свободно ­ не подбоченивайся, не складывай их на груди. Видя, как ты принимаешь неестественные позы, каждый подумает: «Вот бедняга! Не знает, куда руки деть!» 11.Если взрослый что­нибудь уронит, подними и подай. Как вести себя за столом? 1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков ­ это некрасиво. 2. Не разговаривай с полным ртом. Сначала проглоти пищу, а потом ответь. 3. Во время еды не прихлёбывай громко, не дуй на горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Ешь беззвучно. 4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: тарелка будет выглядеть неряшливо, еда быстро остынет. 5. Жареную или варёную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно, можно взять косточку пальцами и обглодать. 6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать не только вилкой, но и пальцами, придерживая корочкой хлеба. Пальцы при этом вытирают салфеткой. 7. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой. 8. Не ешь с ножа ­ это некрасиво. 9. Мягкие блюда ножом резать не надо. Их легко разломить вилкой. 10.Нож держи в правой руке, вилку ­ в левой. Не перекладывай их из руки в руку, пока не съешь всё блюдо. 11.Косточки от компота не выплёвывай прямо на блюдце. Поднеси ложку ко рту и положи косточку на блюдце. 12.Если тебе что­нибудь нужно взять с блюдца или вазы, не тянись через весь стол, а тихо попроси соседа передать. 13.Из общего блюда бери крайний тебе кусок, не выбирай. Ведь иначе ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо. 14.Не допивай прямо с блюдца сок от компота. 15.Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади, а положи их на свою тарелку. 16.Не ставь, не спросив разрешения, свою грязную тарелку на грязную тарелку соседа. 17.Когда пьёшь чай, не оставляй ложку в стакане: он может опрокинуться. 18.Не сиди боком к столу ­ это некрасиво и невежливо. 19.За едой не читай: это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно. В качестве заключения дети прочтут стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы…», которое подводит итог всему вышесказанному. Ежели вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе. Ежели вы вежливы В душе, а не для виду

В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду. И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. И ежели вы вежливы, Поможете вы маме, И помощь ей предложите Без просьбы, то есть сами. И ежели вы вежливы, То в разговоре с тётей, И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьёте. И ежели вы вежливы, То вам, товарищ, надо Всегда без опоздания Ходить на сбор отряда. Не тратить же товарищам, Явившимся заранее, Минуты на собрание, Часы на ожидание! И ежели вы вежливы, То в библиотеке Некрасова и Гоголя Возьмёте не навеки. И ежели вы вежливы, Вы книжечку вернете В опрятном, не измазанном И в целом переплете. И ежели вы вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред слабым не робея.

Ольга Кунахович
Классный час «Путешествие в страну вежливости»

Внеклассное занятие на тему :

«Путешествие в страну Вежливости »

Цель : Способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Задачи :

Познакомить детей с понятием «вежливость » , показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов ;

Развивать познавательный интерес, речь детей;

Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Оборудование : презентация, презентация - Физминутка.

Ход внеклассного занятия.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну , которая называется «Страна вежливости » .

Общение начинается с приветствия. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, простое “добрый день” и “здравствуй”.

Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Русские и англичане в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Военные отдают честь.

А как приветствуете друг друга вы, ребята?

(Высказывания детей)

И сегодня в этот час я поведу с собою вас.

За полями, за горами есть Волшебная страна .

В ней много разных испытаний и чудес она полна.

Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости . Звучит песня “Маленькая страна” .

Как вы понимаете, что такое вежливость ? (ответы детей) .

Вежливость - моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность

Слово «вежливость » происходит от старославянского «веже» , то есть «знаток» . Быть вежливым - означает знать , как себя вести.

Продолжаем наше путешествие . Наш лайнер пролетает над городом Думск. Слайд 15

Сейчас мы с вами проведем игру : «Вежливо- невежливо » .

Ваша задача : если вежливо-похлопайте , если невежливо-потопайте .

Поздороваться при встрече….

Толкнуть и не извиниться…

Свистеть, кричать, шуметь в школе….

Уступить место старшим…

Не вставать на обращение учителя…

Помочь подняться по лестнице….

Попрощаться уходя…

Путешествие наше продолжается , и мы пролетаем с вами над Поэтическим морем.

Слайд 17.-23

Игра «Волшебные слова» .

Какие вежливые слова вы знаете ?

(Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т. д.)

Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

Для того чтобы стать вежливыми , мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами» от которых становится теплее и радостнее. Наша поэтическая страничка продолжается . Дети читают стихи :

1 ученик :

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали теплоты и доброты.

2 ученик :

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

3 ученик :

За что мы говорим “спасибо”?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

4 ученик :

Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”

Нам становится неуютно.

Слайд 24 Молодцы!

Слайд25 Внимание! Пролетаем остров «Подумай-ка» .

Давайте, ребята, разберем с вами несколько ситуаций.

Слайд 26-28

Продолжается наше путешествие . Проведем с вами физминутку. И так игра «Будь внимательным» . Слайд 29-30.

Путешествие на сказочном лайнере продолжается. Проведем игру «Слово лечит, слово ранит»

Слайд 31-34.

Слайд 35. Стихотворение «Грубость» .

Слайд 36. «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть ».

Слайд 37. Наш самолет приземляется.

Слайд 38. Произносим клятву вежливости .

В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? (о доброте, о вежливости )

Я хочу сказать вам на прощанье.

Перед тем, как нам расстаться и уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.

Хочу поблагодарить всех ребят за работу на занятии. Спасибо! До свидания.

1. Расширить знания учащихся о вежливых и добрых словах, вежливом общении, вежливой речи и их применении в жизненных событиях. 2. Учить уместно употреблять вежливые слова, 3. Вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу. 4. Воспитывать уважение к старшим и доброжелательное отношение друг к другу.

Классный час в 4 классе.

Тема: "Поговорим о вежливости"

Цели урока:

Расширить знания учащихся о вежливых и добрых словах, вежливом общении, вежливой речи и их применении в жизненных событиях.

Учить уместно употреблять вежливые слова,

Вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу.

Воспитывать уважение к старшим и доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока

I. Орг. момент. Вступительное слово учителя.

- Какие средства общения вы знаете?

(Дети говорят, что "улыбка")

- Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить, рот поглощать пищу, глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.

- Улыбнитесь друг другу.

Улыбнитесь мне.

- Как стало на душе? (Радостно)

I I . Введение в тему классного часа.

Восточная мудрость.

Вежливость- это монета, которая ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие.

-Как понимаем эти слова?

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на классном часе?

-Давайте определим тему нашего урока.

-Давайте с вами сегодня поговорим о вежливости.

III. Постановка учебной задачи

Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”

Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
- Дверь открой!

Притвори ее, герой! -
Я ему в ответ сердито

Отвечаю:
- Сам закрой!

За обедом скажет мама:

- Хлеб, лапуся, передай!

Я в ответ шепчу упрямо:

- Не могу. Сама подай!

Очень бабушку люблю,

Все равно я ей грублю.

Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить,

А они ко мне:
- Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!

А они ко мне:
- Внучок, -
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

2. Анализ стихотворения.

Как можно назвать такого мальчика?

Почему он так себя ведет? (- Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.

- Он всем грубил, так как был избалованным.

-Он стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.

- А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.)

Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды.

А чем мы можем ему помочь?

Были ли у вас такие ситуации?

Зачем нам нужно быть вежливыми? (поднимает настроение людей, облегчает им жизнь)

В каких произведениях упоминается о вежливости?

IV. Открытие детьми нового знания

-Какого человека можно назвать вежливым? ( Вежливые люди - воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе.

Вежливый человек - учтивый, внимательный, с ним легко установить и поддержать контакт, старается не причинять неприятностей, не оскорбляет ни словом, ни делом, а делают так, чтобы людям, которые окружают вас, было приятно, удобно - хорошо.)

-Как образовалось слово «вежливый»? (подготовка детьми)

Слово вежливый образовалось от древнерусского слова “вежа”, с помощью суффикса “лив”. “Вежа” - знаток (“ведать” - знать). Буквальное значение слова “вежливый” - знающий, как себя вести.

Посмотрим. Что обозначает слово вежливость в словаре по этике.

Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общени я с окружающими.

Что такое вежливость? Вежливость - это вежливая речь, вежливые поступки)

- Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?

- А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене:

На перемене

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:

- Что нужно сказать?

- Здрасьте! - ответил Игорь.

После этих слов ребята рассмеялись.

- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?

- Можно Игоря назвать вежливым, ведь он употребляет в речи вежливые слова? (нет.) - Почему?

- Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи “вежливые слова”?

- Как их нужно употреблять? (Правильно.)

V. Первичное закрепление

Кто умеет правильно употреблять волшебные слова? Сейчас проверим.

Изобразите на лице огорчение, страх, гнев, удивление и покажите своему товарищу по парте. А теперь рукой “ раз” и согнали грустное настроение и показали радость.

1. Попросить карандаш. (отдай тому кто вежливее попросил)

2. Поздороваться. (с другом, с учителем)

3. Ученик потерял телефон. Ваши действия.

4. Ты наступил ученику на ногу. Ваши действия.

Я очень рада, что вы знаете вежливые слова и умеете их применять. Прочитаем их еще раз.

Учитель: А сейчас давайте поиграем.

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста ! Поднимите руки! Будьте добры , похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста . Руки вперед.

Я сказала, руки вперед!

Садитесь , пожалуйста !

VI . Самостоятельная работа в парах.

- подобрать синонимы к слову вежливый

Подобрать антонимы

VII . Ситуации:

1). Инсценирование (подготовлено заранее)

Алло. Это кто?

Маша.

Какая Маша? А Ирина где?

Учитель А теперь послушайте другой диалог.

Алло.

Здравствуйте. Я могу поговорить с Машей?

Здравствуйте. Маши нет дома. Ей что-нибудь передать?

Меня зовут Катя, мы учимся с Машей в одном классе. Если Вас не затруднит, передайте, пожалуйста, Маше, что я звонила.

Хорошо.

До свидания.

Всего доброго, Катя.

Учитель

Какой диалог вам понравился больше? Почему?

Вспомним правила общения по телефону.

(Индивидуальное сообщение ученика)

1. Любой разговор начинайте с приветствия: «Добрый день!», «Здравствуйте!».

2. Выясните, туда ли вы попали, куда нужно.

3. Не забудьте представиться.

4. Вежливо обращайтесь с просьбой. Не забывайте слова пожалуйста, будьте добры.

5. Ясно излагайте цель своего звонка.

6. Не занимайте телефон надолго.

Учитель

Составьте свой диалог по телефону.

Вы позвонили другу, но ошиблись номером.

2) Послушайте стихотворение “Ежели вы вежливы” (Читают подготовленные дети)

Ежели вы
Вежливы
И к совести не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старушке.

Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.

Ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - То есть сами

И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы
Вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы
Вежливы,

Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.

И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

О каких манерах и привычках вы услышали?

VII I . Итог урока

Считаете ли вы себя вежливым человеком? Тест.

7-8 «да»- вы вежливы

5-6 «да»- вы стараетесь быть вежливым, но ещё нужно подучиться

1-4 «да»-ещё многому нужно научиться

IX . Рефлексия.

- А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы дали оценку вашей работы на нашем занятии.

1 - я все понял, доволен, стал воспитанее, готов продолжить дальше;

2 - доволен, но не понял, хочется узнать еще;

3 - я ничего не понял, не доволен.

- Прикрепите бумажные ягоды на дерево вежливости, которая соответствует вашему настроению и вашим знаниям.

Вежливые слова - поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его деликатности, такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Не надо скупиться на добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»