Северная экспедиция беринга. Камчатские экспедиции витуса беринга

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Рождение будущего мореплавателя не ознаменовано никакими важными событиями. Никто и не предполагал, что ребенок станет не просто моряком, а великим первооткрывателем, да еще и состоящим на службе у другого государства. Трудно сказать, какие причины побудили паренька поступить на военно-морскую службу именно в Российской империи: не настолько могучей была наша держава на тот момент. Возможно, Беринг смог увидеть для себя определенные перспективы. Что в некоторой степени и поспособствовало сделанным им открытиям, которые имели практическое, географическое, да и историческое значение. Беринг не только открыл новые земли и острова на севере страны, но еще и составил карты побережья, что было чрезвычайно важно.

Первые годы жизни

Родился Витус Беринг 12 августа 1681 года в Ютландии (современная Дания) в городе Хорсенс. Ничем особенным городок не отличался: несколько церквей и монастырей - вот и все достопримечательности. Развиваться он начал только после 1442 года, когда ему была выдана торговая хартия, и постепенно превратился в коммерческий центр.

Город располагался на берегу моря и имел порт. Герой нашего рассказа с первых лет жизни любовался волнами и мечтал о путешествиях. Хотя его отец был, по сведениям некоторых историков, таможенником, и никогда не покидал родные места. Не очень понятно, по какой причине, но в самом начале своей карьеры моряка подросток взял себе фамилию матери.

Море манило мальчика, поэтому нет ничего удивительного, что, достигнув отрочества, он поступил в Амстердаме в морской кадетский корпус, а в 1703 году, в возрасте 22 лет, успешно закончил его. Но перед этим Витус Беринг совершил небольшое путешествие в Ост-Индию на голландском корабле. Видимо, после этого будущий путешественник Беринг и принял твердое решение связать свою судьбу с морем.

На службе у Петра I

Как попал в русский флот Витус Беринг? Биография его не содержит на этот счет точных сведений. Известно только, что на тот момент по приказу российского государя Петра Первого адмирал русского флота Корнелий Иванович Крюйс занимался набором опытных моряков для службы. Сиверс и Сенявин представили паренька, заявив, что тот успел уже побывать в Ост-Индии, следовательно, каким-никаким опытом все же обладает. Из других источников известно, что Витус хотел служить, как и его двоюродный брат Сиверс, именно на флоте, и непременно в Российской империи. Как бы там ни было, но мечта его сбылась, и Беринг отправляется в Петербург. Там ему поручили управлять судном, которое транспортировало лес для постройки крепости Кронштадт. Не бог весть что, но все-таки море!

Вскоре получил Витус Беринг звание лейтенанта и начал выполнять более ответственные и сложные поручения. Он принимал участие в Азовском походе, отслеживал передвижение кораблей шведов в Финском заливе, участвовал в походе из Архангельска в Кронштадт, служил на корабле «Перл» при перегоне его из Гамбурга в Петербург. И вдруг, не дослужившись до капитана первого ранга, Беринг покидает военную службу.

Послужной список Витуса Беринга

Если составить в хронологическом порядке все чины и звания, которые получал мореплаватель Беринг за время своей военной карьеры, то получим следующую таблицу:

Поступление на военную морскую службу русского флота

Получил чин поручика (современное звание лейтенанта)

Витус Беринг переведен служить в войска на Азовском море

Присвоено звание капитан-лейтенанта

Поручено командование шнявой «Мункер»

Служба на Азовском флоте, участие в войне с Турцией

Перевод на службу в Балтийском флоте

Выборг, женитьба на Анне Кристине

Получено звание капитана 4 ранга

Беринг получает под свое командование корабль «Перл», который он должен доставить из Гамбурга в Россию

Звание капитана 3 ранга

Получает под командование корабль «Селафаил»

Будущий мореплаватель получает звание капитана 2 ранга

Передан под командование корабль Мальбург

Витус Беринг уходит в отставку в звании капитана 2 ранга

Вот таких званий и почестей за 20 лет службы удостоился Витус Беринг. Краткая биография, впрочем, совсем не раскрывает всех заслуг мореплавателя. Для историков и географов более интересна последующая часть его жизни.

Освоение и присоединение Камчатки к Российской империи

Постоянно усиливавшийся гнет крепостного права не мог не сказаться на истории России. Сбежавшие крестьяне искали земли, которые бы служили им убежищем от преследований. Так постепенно люди добрались и до Сибири, а там и до Камчатки. Но территория уже была заселена, поэтому организовывались походы для захвата и освоения земель, богатых пушниной и т. д. В 1598 году было разбито, и территория вошла в состав Российской империи.

Необходимость исследования Камчатки

Освоение Камчатки и прочих сибирских земель было делом государственной важности. Прежде всего необходимо было пополнить казну. Но первопроходцы в большинстве своем были малообразованными людьми, которые в первую очередь искали полезные ископаемые, открывали новые территории и облагали налогом местное население. Государству нужны были карты новых земель, а также морской путь.

В 1724 году Петр Первый издает указ об организации похода на Камчатку, во главе которого поставлен Витус Беринг. Путешественнику было предписано добраться до Камчатки, построить два судна и на них отправится на Север, найти место, где Америка соединяется с Сибирью, и найти оттуда путь в города Европы.

Первая камчатская экспедиция Витуса Беринга

Получив должность руководителя и звание будущий путешественник приступил к выполнению приказа государя. Через 2 недели - 25 января 1725 года - первые участники экспедиции отправились из Петербурга на Камчатку. В состав группы вошли еще два морских офицера (Алексей Чириков и Мартын Шпанберг), геодезисты, кораблестроители, штурманы, гребцы, матросы, повара. Общее число достигало 100 человек.

Дорога оказалась трудной и сложной. Добираться пришлось различными способами: телеги, сани с собаками, речные суда. Прибыв в 1727 году в Охотск, начали строительство судов для выполнения основных задач экспедиции. На этих кораблях Витус Беринг добирался до Западного побережья Камчатки. В Нижнекамчатске был отстроен военный корабль «Святой Гавриил», на котором мореплаватель с командой отправился дальше. Корабль прошел через пролив между Аляской и Чукоткой, но из-за погодных условий моряки не смогли увидеть берега американского континента.

Частично цели экспедиции были выполнены. Однако, возвратившись в 1730 году в подает отчет о проделанной работе и составляет проект следующей экспедиции. Большинство первых лиц государства и академиков не понимали, как и сам Витус Беринг, что он открыл. Но главное было доказано - Азия и Америка не соединяются. А путешественник получил звание капитан-коммандора.

Вторая экспедиция на Камчатку

После возвращения мореплавателя к его словам, записям и картам относились с определенным недоверием. Надо было отстаивать свою честь и оправдывать оказанное ему высочайшее доверие. Да и цели еще не все достигнуты. Нельзя останавливаться на полпути. Итак, назначается вторая экспедиция, и командует ею Витус Беринг. Биография, написанная современниками путешественника, утверждает, что, незадолго до первого похода к берегам Камчатки, некий Шестаков открыл и пролив, и даже Курильские острова. Да только все эти открытия не были подтверждены документально. Датчанину повезло - он был образован, умел структурировать и анализировать полученные результаты и хорошо составлял карты.

Вторая экспедиция Витуса Беринга имела перед собой следующие цели: исследование моря от Камчатки до Японии и устья Амура, нанесение на карту всего северного берега Сибири, достижение американского побережья и торговля с туземцами, если таковые будут там обнаружены.

Несмотря на то что на императорском престоле восседала Анна Иоанновна, Россия еще оставалась верна петровским заветам. Поэтому проектом заинтересовались влиятельные чиновники из Адмиралтейства. Указ о проведении похода был издан в 1732 году. Добравшись до Охотска, в 1740 году Беринг строит два пакетбота - «Святой Петр» и «Святой Павел». На них исследователи вышли к восточному побережью Камчатки.

Результаты экспедиции

В этот раз было более удачным. Но и одновременно трагичным - во время зимовки в 1741 году умер Витус Беринг. Что он открыл, смогли оценить только впоследствии. Ведь тогда проверить достоверность результатов его трудов было сложно - дорога в Сибирь еще слишком зависела от капризов природы. Но даже тогда путешественники уже начали пользоваться картами, которые составил Витус Беринг. Открытия великого первопроходца позволяли заняться освоением и эксплуатацией новых земель.

Итак, было проделано следующее:

  • В Ачинской бухте был основан Петропавловск.
  • Через современное Берингово море достигнут берег Аляски.
  • На обратном пути открыты Алеутские и Шумагинские острова.
  • Нанесен на карту Алеутский хребет.
  • Обнаружены и нанесены на карту Евдокеевские острова и остров Чирикова (Туманный).
  • Открыт остров Беринга, на котором и умер в 1741 году мореплаватель.
  • Нанесены на карту территории северной и восточной России, внутренние территории Сибири.
  • Закартографированы Курильские острова.
  • Найден путь в Японию.

Если внимательно изучить историю географических открытий, то можно обнаружить, что эта экспедиция была лишь частью более масштабного похода. Он был завершен только через несколько лет поле смерти Беринга, да и то только благодаря его организаторскому таланту. Ведь именно он разделил на группы участников Северной экспедиции, выдав каждой определенные задания. Несмотря на человеческие потери, поход был завершен весьма успешно.

Как выглядел Витус Беринг?

Внешность первооткрывателя у некоторых биографов вызывает сомнения. Оказывается всем знакомые картины, на которых изображен Витус Беринг (фото тогда не было), не соответствуют действительности. Это портреты его дяди. Споры были разрешены путем исследования черепа и воссозданием внешности при помощи моделирования. В результате было получено настоящее лицо путешественника. И действительно, Витус Беринг (фото представлены в статье) имел совсем другую внешность. Но это нисколько не умаляет важность его открытий.

Характер великого мореплавателя

По имеющимся сведениям, мореплаватель имел несколько мягкий характер, который совсем не годился для главы экспедиции. И все-таки Беринга дважды назначают на эту должность. Нельзя не отметить еще одну странность. Исследователь Сибири не любил доводить дело до конечного результата - он мог остановиться в тот момент, когда до цели рукой подать. Эту особенность Беринга отмечали и друзья, и участники походов. И все-таки именно его порекомендовали в качестве руководителя и организатора и Петру Великому, и Анне Иоанновне. Чем это можно объяснить? Должно быть тем, что, невзирая на все свои недостатки, Витус Беринг был опытным мореплавателем. Он умел выполнять приказы, был очень ответственным и исполнительным, и, что не менее важно, преданным государству, на службе у которого состоял. Да, скорее всего, именно за эти качества он и был избран для осуществления столь важных географических исследований.

Могила исследователя Камчатки

После того как Витус Беринг встретил свою смерть на острове, который он же и открыл, его похоронили и установили, согласно традициям того времени, деревянный крест. Понятно, что со временем дерево истлело и рассыпалось. Однако в 1864 году на месте, где, по записям соратников Беринга, находилась его могила, был установлен новый деревянный крест. Это было заслугой Российско-Американской компании, основанной при императоре Павле.

В 1991 году была организована поисковая экспедиция к местам захоронения исследователя Сибири. На острове была обнаружена могила не только Беринга, но и еще пяти моряков. Останки были извлечены и отправлены в Москву для исследований. По костям и черепу был восстановлен внешний вид путешественника. Также ученые смогли выяснить, что умер он не от цинги, как предполагалось до этого, а от иной болезни (какой именно, именно, достоверно не известно). После завершения исследований останки были возвращены на остров и перезахоронены.

Объекты, которые носят имя великого мореплавателя

В память о путешественнике и его вкладе в географические исследования, его именем названы такие объекты:

  • Улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Нижнем Новгороде, Мурманске, Петропавловске-Камчатском, Томске, Якутске.
  • Остров, пролив, мыс, ледник, море.
  • Ледокол и дизель-электроход.
  • Государственный университет на Камчатке.
  • Растения, которые растут на Дальнем Востоке.

Кроме того, о путешественнике снят фильм «Баллада о Беринге и его друзьях».

Значение открытий мореплавателя

Нельзя не признать важность морских походов Витуса Беринга. Именно благодаря ему появились первые грамотно составленные карты Сибири. Впоследствии это очень помогло развитию азиатской части Российской империи. Благодаря его экспедициям началось активное освоение края. Начали добывать полезные ископаемые, стала развиваться горнодобывающая и литейная промышленность.

Российская империя получила приток денег в казну и новые территории, усилилось ее мировое значение и влияние. А главное - страна получила возможность вести торговлю с теми странами, до которых невозможно было добраться уже освоенными путями. Ведь эти территории находились в ведении других государств, которые взимали за их пересечение немалую пошлину. Тем не менее, несмотря на все свои заслуги, признание Витус Беринг получил посмертно, только после подтверждения своих открытий другими путешественниками. Так, всем известный ныне получил свое название с легкой руки Джеймса Кука.

В декабре 1724 г. Петр I приехал в сенат, высшее государственное учреждение того времени, и, когда зашла речь о границах России с Китаем, велел показать карты Сибири.

Секретарь сената И. К. Кирилов ответил, что достоверных карт нет, а имеются только отдельные чертежи, на которые нельзя положиться, да неполная китайская карта. Петр приказал нанести их на один лист и назавтра подать ему. А когда Кирилов выполнил этот приказ, Петр увидел, что показать на карте крайний северо-восточный угол Азии вовсе не удалось. Не было даже точно известно, соединены ли Азия и Америка перешейком или разделены проливом. И хотя якутский казак Семен Дежнев еще в 1648 г. прошел морем из Ледовитого в Тихий океан мимо Чукотского п-ва, сообщение о его плавании не было напечатано, а устные рассказы постепенно забылись. В учебнике географии Гибнера, по которому обучались в школах, было сказано: «Кажется, Азия и Америка к северу либо вместе смежны или токмо узкою проливою отделены».

Петр I знал, что вопрос о том, соединяются ли Азия и Америка, вызывает споры среди ученых-географов. Он сам еще в 1719 г., посылая геодезистов Евреинова и Лужина на Камчатку и к Курильским о-вам, приказал им выяснить, есть ли пролив между Азией и Америкой. Геодезисты, занимаясь составлением карты Камчатки и Курильских о-вов, разумеется, не могли в то же время разрешить и эту задачу.

Известный немецкий ученый Лейбниц и члены Парижской академии наук еще за несколько лет до того просили Петра I послать экспедицию, чтобы установить, есть ли пролив между двумя великими материками. Но тогда Россия вела войну со Швецией и Петр не мог заняться этим делом. Когда же война кончилась победой и Российская империя распростерлась от Балтийского моря до Тихого океана, пришла пора точно установить ее границы н очертания берегов.

Просмотрев карту, составленную Кириловым, с белым пятном па месте крайней северовосточной части Сибири, Петр решил послать экспедицию на Тихий океан.

Такая экспедиция нужна была не только для того, чтобы узнать, соединяются ли между собой Азия и Америка. Россия уже стала морской державой и вела обширную торговлю с другими странами через Балтийское море, а по Тихому океану еще не ходили русские торговые корабли. Надо было узнать морские пути в Америку и в Японию, чтобы выяснить, можно ли начать с ними торговлю. Наконец, важно было собрать сведения о самой дальней окраине Российского государства и выяснить, нет ли там еще неизвестных мест, откуда можно получать в большом количестве меха соболей, песцов, морских бобров и других зверей, шкуры которых ценились дорого.

Петр приказал отправить из Петербурга в Охотск или на Камчатку капитана с двумя лейтенантами и штурманами, с корабельным мастером, матросами и опытными плотниками. Они должны были построить там два небольших судна и идти по Тихому океану на север от Камчатки, пока не выяснят окончательно, есть ли пролив между Азией и Америкой. Петр хотел, чтобы русские моряки побывали в тех местах Америки, где живут европейцы.

«Самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды»,- предписывал Петр.

Адмиралтейств-коллегия, которая была морским министерством того времени, назначила начальником экспедиции капитана Витуса Беринга.

Беринг был датчанином, но он уже двадцать лет служил в российском флоте. Вместе с ним в экспедицию были назначены лейтенант Мартин Шпанберг, тоже родом из Дании, и Алексей Ильич Чириков. Шпанберг был деятелен и настойчив, но груб и очень жесток с матросами. А Чириков, которому исполнилось всего двадцать два года, уже успел выдвинуться как образованный и способный офицер, всегда до конца выполнявший свой долг.

В январе 1725 г. обоз экспедиции вышел из Петербурга. Предстояло проехать около 10 тыс. км с тяжелым грузом: инструментами, канатами, парусами, якорями для судов, которые намечалось строить на берегу Охотского моря или Камчатки. Особенно труден был путь от Якутска до Охотска. Тропа длиной около тысячи километров шла то через горы, то между болотами, и по ней могли пройти только верховые и вьючные кони. Громоздкие грузы приходилось везти на лодках сперва по Лене, потом по Алдану, Мае и Юдоме против течения, а затем зимой перетаскивать на нартах до рек Охоты или Урака, впадающих в Охотское море.

Летом 1726 г. Беринг выехал из Якутска и через полтора месяца добрался до Охотска; причем многие вьючные лошади пали в пути, а лодки с грузами застряли на Юдомс до осени, остановленные льдом. Люди, вынужденные тащить грузы на себе, впрягаясь в нарты, выбивались из сил и нередко в пути умирали. Только спустя год все грузы были доставлены в Охотск и переправлены на восточный берег Камчатки.

В начале 1728 г. Беринг поехал со своими спутниками на собаках в Нижне-Камчатский острог, около которого строилось новое судно, бот «Св. Гавриил», предназначенное для плавания по Тихому океану.

В июле 1728 г. бот «Св. Гавриил» вышел в Тихий океан и пошел на север: сперва вдоль берега Камчатской, а потом - Чукотской земли. 8 августа (ст. ст.) с судна увидели, что к ним плывет большая байдара, сделанная из моржовых шкур, в которой сидят эскимосы. Беринг расспросил эскимосов через переводчика об их земле.

Идя проливом между Азией и Америкой, Беринг открыл остров, который назвал именем святого Лаврентия, но противоположного берега пролива, п-ва Аляски, он не видел: расстояние между Азией и Америкой в самом узком месте пролива составляет около 90 км.

16 августа (ст. ст.) моряки дошли до 67°18’с. ш. Берег Азии отклонялся все больше к западу, как и говорили эскимосы, утверждавшие, что их земля «обращается к устью Колымы». Беринг решил, что существование пролива можно считать доказанным, и повернул обратно. Только Чириков настаивал на продолжении плавания, пока судно не дойдет до устья р. Колымы, на запад от которой берег был известен, или до льдов, которые всегда ходят в Ледовитом океане. Это смелое предложение было отвергнуто. На обратном пути заметили остров, который назвали о-вом Св. Диомида.

Перезимовав на Камчатке, Беринг в июне 1729 г. снова вышел в море и направился прямо на восток. Он надеялся дойти до Америки, не зная, что этот материк находится на очень большом расстоянии от Камчатки. Судно прошло около 200 км по Тихому океану в густом тумане при сильном, порывистом ветре, вернулось назад к Камчатской земле, обогнуло ее и с трудом добралось до Охотска. В начале марта 1730 г. участники Первой Камчатской экспедиции возвратились в Петербург.

ВТОРАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Первая Камчатская экспедиция подтвердила мнение, что Азия и Америка разделены проливом. Но это не было окончательно доказано, потому что Беринг повернул обратно, не дойдя до р. Колымы и не увидев берегов Аляски.

В 1732 г. было решено послать на Тихий океан вторую, более значительную экспедицию: двум кораблям надлежало пойти к Америке, а двум другим - к Японии.

Одновременно решили построить новые суда в Архангельске, в Тобольске и в Якутске, чтобы, послав их в Ледовитый океан, выяснить, можно ли пройти вдоль его берегов до пролива между Азией и Америкой, а затем выйти в Тихий океан.

До тех пор еще ни в одном государстве не осуществлялся такой обширный план исследований одновременно на двух океанах. Поэтому вся Вторая Камчатская экспедиция, включавшая не только камчатский отряд, но и отряды, изучавшие побережье Северного Ледовитого океана, вошла в историю географической науки под названием Великой Северной экспедиции (см. стр. 336).

Капитана Беринга произвели в капитан-командоры, а лейтенантов Чирикова и Шпанберга - в капитаны. Беринг и Чириков должны были вести корабли к Америке, а Шпанберг - к Японии.

В Камчатской экспедиции принимала участие Академия наук. В Сибирь поехали ученые: натуралист, т. е. исследователь природы, акад. Гмелин, историк акад. Миллер, астроном проф. Делиль де-ла-Кройер и позднее еще натуралист Стеллер. Вместе с учеными послали и несколько студентов, в том числе солдатского сына Степана Крашенинникова, который стал потом замечательным исследователем Камчатки.

В феврале 1733 г. первые обозы экспедиции вышли из Петербурга. На этот раз предстояло доставить на необжитое побережье Охотского моря большое количество грузов. Для того чтобы тащить бечевой против течения тяжело нагруженные лодки по Илиму, Алдану, Мае, Юдоме и другим рекам, нужно было множество людей. Сибирские власти отправляли на эту работу ссыльных и крестьян, которые нередко были вынуждены покидать свои дома на несколько лет.

Летом 1738 г. два новых судна, построенные в Охотске, смогли выйти в море. Они направлялись к берегам Японии. Летом 1740 г. на воду спустили суда «Св. Петр» и «Св. Павел», которые должны были идти к Америке.

В начале осени Беринг и Чириков вышли в море и, пройдя между первым Курильским о-вом и Камчаткой, вошли в Авачинскую губу на восточном берегу Камчатки. В этом заливе заранее была выбрана прекрасная естественная гавань, в которой корабли стали на зимовку. Капитан Беринг назвал гавань в честь своих кораблей Петропавловской.

Петропавловск-Камчатский теперь один из лучших портов в Тихом океане.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Великая Северная экспедиция. Отряд Беринга-Чирикова 1740-1742 г.г.
В 1732 г. Витусу Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую (Великую Северную) экспедицию. В его задачи входила не только координация работы всей экспедиции, но и непосредственное руководство одним из ее отрядов. Помощником Беринга вновь, как и в Первой Камчатской экспедиции, был назначен Алексей Чириков.

2 мая 1732 г. Сенат издал указ „Об отправлении капитан-командора Беринга в Камчатку и о правилах, каковые он должен соблюдать в сей экспедиции”. Согласно указу отряд Беринга должен был пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования ее побережья и изучения быта и нравов народов, населяющих эти земли. Для плавания к американским берегам Берингу и Чирикову поручалось построить два специальных судна.

Все необходимое снаряжение и продовольствие для экспедиции было подготовлено к лету 1740 г. Тогда же в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева была закончена постройка двух судов. В сентябре 1740 г. пакетботы „Святой Петр” под командованием Беринга и „Святой Павел” под командованием Чирикова вышли из Охотска. Во время шторма у берегов Камчатки была потеряна часть продовольствия. В октябре экспедиция прибыла в Авачинскую губу и остановилась на зимовку в бухте, которую Беринг назвал Петропавловской. Здесь был основан острог, впоследствии выросший в город Петропавловск-Камчатский.

С началом навигации участники экспедиции стали готовиться к отплытию. Для решения вопроса о маршруте судов Беринг созвал совет из офицеров, штурманов и ученых. Мнения участников совета разделились: командор предлагал плыть на северо-восток, Стеллер - на восток, профессор астрономии Делакроер - на юго-восток, где, по его мнению, должна была находиться так называемая земля Хуана де Гама. После обсуждения было принято решение исследовать эту землю, а затем продолжить путь к берегам Америки.

Утром 4 июня 1741 г. „Святой Петр” и „Святой Павел” вышли из Петропавловской бухты. Достигнув 47° с. ш., где должна была находиться мифическая земля, участники плавания пришли к выводу о том, что ее не существует, а время и силы экспедиции были потрачены напрасно. Суда повернули на север. Условия плавания были сложными, мешали штормы и густые туманы. Чтобы не потеряться в тумане, на кораблях стреляли из пушек или били в колокол. 19 июня ни выстрелы, ни удары колокола не помогли - суда разлучились.

В течение трех дней Беринг и Чириков тщетно пытались найти друг друга, после чего Беринг отдал приказ двигаться на север, а Чириков взял курс на северо-восток. По-разному сложилась судьба отрядов экспедиции.

Около четырех недель „Святой Петр” продолжал плавание к западным берегам Америки. В первой половине июля по курсу судна стали видны неясные очертания земли - корабль шел вдоль Алеутских островов. 16 июля 1741 г. участники экспедиции наконец увидели берег с высокими горными хребтами, покрытыми снегом. Это была долгожданная Америка. Сильный ветер не позволил подойти к берегу, лишь 20 июля пакетбот бросил якорь недалеко от небольшого острова.

Для разведки на берег была отправлена шлюпка с 15 матросами, руководил которыми Софрон Хитрово. Сделав запасы пресной воды, матросы вернулись на корабль. Позже Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера в сопровождении казака Лепехина. Стеллер провел на берегу 10 часов, за это время он обнаружил и осмотрел жилища индейцев, составил описание около 160 видов местных растений, а также описание некоторых представителей фауны (тюленей, китов, акул, морских бобров, лисиц, нескольких видов птиц, в том числе хохлатую сойку, впоследствии названную его именем (Стеллерова хохлатая сойка).

Витус Ионассен Беринг - великий мореплаватель, офицер российского флота, которым было сделано немало важных географических открытий. Оказавшись во главе двух экспедиций на Камчатский полуостров, Беринг внес большой вклад в развитие географии в России. Его именем названы пролив, остров и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет 2 августа 1681года в небольшом датском городке Хорсенс. Мальчика с ранних лет манило море, и потому родители решили отдать его на обучение в морской кадетский корпус в Амстердаме. Во время учебы юный Витус успел совершить путешествие в Ост-Индию, после которого окончательно убедился в своем решении связать судьбу с мореплаванием.

Завершение учебы Беринга совпало с повышенным интересом Петра I к освоению морского ремесла. Российский государь искал опытных иностранных специалистов, и молодой, но подающий большие надежды Витус Беринг получил приглашение ступить на государеву службу. В России ему сразу доверили управление грузовым судном, транспортировавшим лес.

Рис. 1. Витус Беринг.

Исправно неся службу на русском флоте, Беринг сделал успешную карьеру, и к 1724 году смог дослужиться до капитана 1-го ранга. За это время под российским флагом он принял участие в двух войнах, в его командовании находилось немало кораблей.

Первая Камчатская экспедиция

В 1724 году Петр I принял решение организовать масштабную экспедицию на Камчатку, и для этой цели приказал подыскать подходящих людей. Коллегия Адмиралтейства выдвинула кандидатуру Беринга, и русский государь дал опытному мореплавателю детальную инструкцию.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Согласно ей Беринг должен был построить два палубных судна, на них отправиться вдоль побережья, где, согласно предположениям, должна была располагаться Америка. Отыскав место возможного соединения Азии с Америкой, экспедиция должна была собрать как можно больше ценной информации и нанести ее на карты.

Вместе со своей командой Беринг двинулся в путь в январе 1725 года. Лишь два года спустя они достигли восточных берегов Камчатского полуострова. Еще один год ушел на строительство кораблей.

Рис. 2. Строительство судов.

Маршрут экспедиции пролегал на северо-восток вдоль материка. В ходе этого путешествия были нанесены на карты многие географические объекты: острова, заливы, бухты. Но самое важное - Беринг выяснил, что Америка и Азия никак не связаны между собой.

Вторая Камчатская экспедиция

В 1733 году Коллегия, вняв веским доводам отважного мореплавателя, дала «добро» на повторную экспедицию к Камчатскому полуострову. В новом чине капитана-командора Беринг занялся ее подготовкой в Якутске. Этот процесс шел крайне медленно из-за откровенного безразличия и нежелания содействовать местных властей.

Лишь в 1740 году два корабля под руководством Беринга взяли курс на Камчатку. Спустя год экспедиция достигла берегов Северной Америки через небольшой пролив - задача, возложенная на Беринга Петром I, была решена.

Рис. 3. Берингов пролив.

Возвращение на родину Второй Камчатской экспедиции оказалось крайне тяжелым. Из-за сильнейшего тумана корабли долгое время блуждали по морю, не в состоянии определить свое местонахождение. Члены экипажа стали умирать от разразившейся цинги. Не пощадила страшная болезнь и Беринга. 4.2 . Всего получено оценок: 109.

Финансировался Русским Адмиралтейством и преследовал более военно-стратегические цели, нежели научные. Цели - доказать существование пролива между Азией и Америкой и сделать первые шаги к переходу на американский континент. Вернувшись в Петербург в из Первой Камчатской экспедиции , Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь , он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам - а также к американскому континенту .

6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов . В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева».

Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага , который впоследствии назовут Командорскими островами . «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.

К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря . Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.

Наперекор смерти

Изображение Камчатки из книги Крашенинникова (1755).

Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель . Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета . Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов , каланов , морских коров , а с приходом весны - морских котиков . Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.

Весной было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Петра». И опять команде повезло - несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю - 11 метров, а ширина - менее 4 метров.

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа , вышли к Петропавловску.

За свой, без преувеличения можно сказать, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Св. Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до , а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.

Память

Марка Почты СССР.

  • В 1991 году Почта СССР выпустила марку, посвященную 250-летию плавания к берегам Америки .
  • В 1995 году , Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Великая северная экспедиция» достоинством 3 руб.
  • В 2004 году Банком России выпущена серия памятных монет «2-я Камчатская экспедиция» достоинствами 3, 25 и 100 руб., посвященная экспедиции.

Литература и источники

  • Ваксель Свен. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга / Пер. с рук. на нем. яз. Ю. И. Бронштейна. Под ред. с пред. А. И. Андреева.- М.: Главсевморпуть, 1940.- 176 °C.;
  • Магидович И. П., Магидович В. И., Очерки по истории географических открытий, т. III. М., 1984

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»