Сложносочинённые предложения. Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Синтаксический анализ предложения (обобщение).

В задании ЕГЭ по русскому языку для разбора предлагается, как правило, сложное предложение, что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения. Наглядно представим краткую информацию о различиях простого и видах сложного предложений, знание которых тебе потребуется для успешного выполнения задания.

Правило.

предложение количество граммати-ческих основ Особенности построения Основные признаки (средства связи, если есть)
1. Простое предложение одна грамматическая основа Может быть осложненным и неосложненным , но оно все равно будет считаться простым , например:

Подлежащее + однородные сказуемые;

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду .

Однородные подлежащие + сказуемое во мн.ч.;

В садах цвели яблони, груши, вишни и сливы .

Грамматическая основа + причастный оборот/деепричастный оборот;

Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал.

Проводив товарищей , Аня долго стояла молча.

Вводные слова, словосочетания и конструкции; вставные конструкции (попутные указания, замечания, выделяющиеся из синтаксической структуры). Они могут иметь грамматическую основу, но не входят (!) в состав предложения.

Как говорят старожилы , зима будет снежная.

Я не понимал (теперь я понял) , что я делал с близкими мне существами.

-
2. Сложносочин. минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Основы равноправны (то есть от одной основы нельзя задать вопрос к другой).

[Ветер дул с суши], и [у берега вода была спокойна] .

Союзы: и, но, а, либо, однако, или, не только… но и
3. Сложноподчин. минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом интонацией и подчинительными союзами. Основы неравноправны (от одной основы можно задать вопрос к другой).

(Когда ветер дул с суши), [ у берега вода была спокойна] .

Когда вода была спокойна? Когда ветер дул с суши.

Союзы и союзные слова:когда, как, будто (словно), что, чтобы, потому что, так как, если; который, какой, чей, кто и т.д.
4. Бессоюзное предложение (БСП) минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом только интонацией. Графически бессоюзное предложение можно распознать с помощью знаков препинания между основами

(, : – ;)

Ветер дул с суши,у берега вода была спокойна .

-
5. Сложное предложение с сочинительной и подчинит. связью минимум три грамматические основы Должны быть признаки пунктов 2, 3, 4

Алгоритм действий.

1. Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи.

2. Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное.

3. Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними.

Помни! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы!

4. Если предложение сложноподчиненное (СПП), то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).

Разбор задания.

1.

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

1) сложное с сочинительной и подчинительной связью

1) сложноподчиненное

2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

3) сложносочиненное (ССП)

Выделяем грамматические основы и союзы:

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

Таким образом, в предложении 2 грамматические основы (видно является вводным словом, поэтому только осложняет первую основу). Варианты 1 и 3 исключатся, так как они предполагают наличие не менее трех основ. Так как в предложении присутствует подчинительный союз что , то это предложение сложноподчиненное (вариант 2).

1. Какая характеристика соответствует предложению:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавить водой.

1. сложное с сочинительной и подчинительной связью

2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью

3. сложноподчиненное

4. сложное с бессоюзной и союзной (сочинительное и подчинительной) связью

Определяем количество грамматических основ и связь между ними:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил , которые можно было разбавит ь водой.

Три основы (правда – вводное слово) связаны только подчинительной связью (союз когда и союзное слово которые ).

Вариант ответа – 3.

2. Какая характеристика соответствует предложению:

Интересно, что за год до экспериментального открытия позитрона его существование было теоретически предсказано английским физиком Полем Дираком (существование именно такой частицы следовало из выведенного им уравнения).

С каждым днём школьная программа постепенно покидает наш разум и многие простые вещи могут ввести в заблуждение. Правила русского языка вызывают такие сложности наиболее часто. И даже такая вещь, как сложносочинённое предложение, может завести взрослого человека в тупик. Эта статья поможет изучить или обновить в голове информацию по этой теме.

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение (ССП) – такое, в котором части соединены сочинительной связью , которая выражается сочинительными союзами. При этом все элементы равноправны и независимы.

Деление по значению союзов сложносочинённого предложения

  1. Соединительные: и, да (=и: хлеб да соль), да и, и..и.., не только..но и, как..так и;
  2. Разделительные: или, или..или, либо, то..то, то ли..то ли, не то..не то;
  3. Противительные: а, но, да (=но: красив, да глуп), зато, однако.

Когда детей в школе только знакомят с типами предложений, выделяются только описанные выше три группы сочинительных союзов. Однако в старшей школе ученики выделяют ещё три группы:

  1. Градационные: не только, не столько..сколько, не то чтобы..а, не то чтобы..но и;
  2. Пояснительные: а именно, то есть;
  3. Присоединительные: притом, причём, да и, тоже, также.

Таким образом, выделяют сложносочинённое предложение с соединительными союзами, разделительными и противительными, а также дополнительно с градационными союзами, пояснительными и присоединительными.

Сложносочинённые предложения: примеры и схемы

После выходных ему стало лучше, и он выздоровел окончательно.

Схема: (), и (). Сложносочинённое предложение с союзом и показывает последовательность действий.

Каждый день он должен был делать уроки или помогать маме по хозяйству.

Схема: () или (). Разделительный и ли взаимоисключает события.

Ты теперь подстрели что-нибудь, а я разведу костёр.

Схема: (), а (). Союз а – противительный, а значит, в предложении присутствует противопоставление.

Не только родные восхищались её умом, но и совершенно чужие люди.

Схема: не только (), но и (). Данная структура сложносочинённого предложения разделяет события по значимости и важности.

Нога была сломана, то есть он не мог больше продолжать путь самостоятельно.

Схема: (), то есть (). Имеется поясняющий союз то есть.

Мы должны это сделать, притом у нас очень мало времени.

Схема: (), притом (). Союз притом даёт дополнительные факты и информацию .

Пунктуация в сложносочинённых предложениях

В ССП элементы разделяются запятыми, точкой с запятой или же с помощью тире.

Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая . Она ставится как перед одиночными, так и перед повторяющимися сочинительными союзами:

Пусть будет, как угодно богу, а закон следует исполнять.

Схема: (), а ().

Или я приду завтра, или ты приходи.

Схема: или (), или ().

Точка с запятой используется в том случае, когда элементы ССП сильно распространены, и запятые уже используются:

Мальчик радовался новому змею, бежал за ним и был самым счастливым человеком; а стихия уже приготовилась проливать дождь, разгонять ветер и ломать ветки деревьев .

Схема: (); а ().

Точка с запятой также может ставиться, когда предложение имеет несколько частей:

У меня такое мнение, а у тебя другое; и каждый из нас прав по-своему.

Схема: (), а (); и ().

Тире ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения имеют резкое противопоставление или резкую смену событий:

Зал на секунду замер и тут же раздались дикие овации.

Схема: () – и ().

Когда не ставятся знаки препинания

Части ССП являются:

  1. Вопросительными: Когда Вы ещё будете в городе и смею ли я просить о встрече?
  2. Побудительными: Делай все хорошо и пусть ты со всем справишься.
  3. Восклицательными: Вы такой молодец и мне всё так нравится!
  4. Назывными: Холод и ветер. Духота и зной.
  5. Безличными предложениями: Холодно и ветрено. Душно и знойно.

Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

Связь по способу сочинения придает частям сложносочиненного предложения известную синтаксическую самостоятельность, однако эта самостоятельность имеет относительный характер.

Части предложения, входящие в состав сложносочиненного, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные) или разного типа (одна часть сложного предложения - двусоставное предложение, другая - односоставное). Например: Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху (М. Г.); Лучше было мне бросить коня у опушки и скрыться пешком, да жаль было с ним расстаться (Л.); Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нет (Т.).

Сложносочиненные предложения могут быть многочленными, т.е. состоять из нескольких частей, например: Тополи гулко качались, и из-за них поблескивали окна, и замок кидал на все угрюмые взгляды (Кор.).

В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные (ср. функции сочинительных союзов и их классификацию). Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.

Соединительные отношения. В сложносочиненных предложениях, выражающих соединительные отношения, средством связи частей единого целого служат союзы и, да, ни (повторяющийся), также, тоже (последние два с присоединительным оттенком значения).

и чаще всего выражают временн ы е отношения. Для выражения этих отношений служат глагольные формы (временные и видовые), порядок частей в составе сложного, интонация, союз, добавочные лексические средства.

В одних случаях выражается одновременность двух или нескольких действий, явлений, событий. Значение одновременности обычно передается путем совпадающих временных форм глаголов-сказуемых (чаще несовершенного вида, реже совершенного) в частях, входящих в состав сложносочиненного; иногда глагольные формы в этих случаях не совпадают. Например: И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился (Л.).

Значение одновременности подчеркивается наличием у частей сложносочиненного предложения общего второстепенного члена (чаще всего обстоятельства), например: Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи и торчали порожние бочки (Григ.).

Другой вид временных отношений в сложносочиненном предложении - последовательность действий или состояний, выражаемая порядком частей и видо-временными глагольными формами в сочиненных частях предложения. Например: Последние отблески вечерней зари погасли совсем, и темная ночь спустилась на землю (Арс.).

К значению временной последовательности может присоединяться оттенок значения следствия , например: ...На выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать (Л. Т.).

Особая интонация присуща сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат (первая часть в них может представлять собой номинативное предложение). Например: Один прыжок - и лев уже на спине буйвола (Купр.); Мгновение - и все опять тонуло во мраке (Кор.).

Сложносочиненные предложения с союзом и могут выражать причинно-следственные отношения, которые наглядно выявляются в тех случаях, когда во второй части сложносочиненного предложения за союзом и следуют наречия потому, поэтому, оттого и др. с оттенком присоединения. Например: У судьи губы находились под самым носом, и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу сколько душе угодно было (У.).

Союз и может выражать также отношения, близкие к противительным , например: Все ее знали, и никто не замечал (П.).

Соединительный союз да употребляется в сложносочиненных предложениях, выражающих временн ы е отношения. При этом создается оттенок присоединительной связи, а со стороны стилистической - оттенок разговорной речи. Например: Звонко кукушка вдали куковала, да как безумная галка кричала (Н.).

Повторяющийся союз ни...ни придает сложносочиненному предложению значение отрицательного перечисления и взаимоисключения , например: Ни она никого не тронет, ни ее никто не тронет (С.-Щ.).

Союзы также и тоже придают второй части сложносочиненного предложения присоединительный оттенок значения, например: Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (Т.).

Противительные отношения. Сложносочиненные предложения с противительными союзами (а, но, да, однако, зато, же и др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления , иногда с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки и др.). Это значение данного типа сложных предложений влияет на их построение: порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой части.

Широко используется в сложных предложениях с указанными значениями союз а , например: Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютч.); Ученье - свет, а неученье - тьма (посл.).

Значение противопоставления, ограничения, несоответствия выражается при помощи союза но , например: Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты (П.); Солнце село, но в лесу еще светло (Т.).

Близок по своему значению к союзу но союз однако (однако ж) , например: Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжает летать (С.-Ц.).

Противительный союз да придает высказыванию оттенок разговорной речи, встречается также в фольклорных произведениях, например: Я проснулся, да лень одолела (Т.); Хороша каша, да мала чаша (погов.).

Союз зато , помимо общего значения противопоставления, содержит добавочный оттенок возмещения, например: Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, зато на дворах постоялых покушал ты вволю овса (Н.).

Союзы а то, не то, а не то , характерные для разговорной речи, употребляются при противопоставлении в сложносочиненных предложениях, в которых вторая часть указывает на возможные последствия невыполнения того, о чем говорится в первой части. Например: ...Будет вам по калачу, да смотрите ж, не болтайте, а не то поколочу (П.); Замолчи, а то я подстрелю тебя... как куропатку (Ч.).

Союз же , выражая противопоставление в сложном предложении, имеет добавочное значение усилительной частицы и выделяет в смысловом отношении первое слово во второй части, после которого он обычно ставится. Например: Березы распустились, дубы же стояли обнаженными (Ч.).

Разделительные отношения. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или, либо, ли...ли, то...то и др.) указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость и т.п.

Союз или (иль) , выражающий отношения взаимоисключения, может быть одиночным или повторяющимся, например: Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит (Л.); Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (Ч.).

Такие же разделительные отношения выражаются при помощи союза либо , например: Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь (погов.).

Двойные союзы ли...ли, ли...или придают высказыванию оттенок перечисления, например: Плохо ли вам было у Плюшкина, или , просто, по своей охоте гуляете по лесам да дерете проезжих? (Т.).

Повторяющийся союз то...то указывает на чередование действий или явлений, на последовательную их смену, например: То падал как будто туман, то вдруг припускался косой крупный дождь (Л. Т.).

Союзы то ли...то ли, не то...не то вносят в высказывание оттенок предположительности, например: Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер (Фад.).

Некоторые сочинительные союзы употребляются в сложносочиненном предложении для выражения присоединительных отношений , при которых содержание второй части сложного предложения представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части.

Значение присоединения с определительным оттенком выражает союз и в сочетании с указательным местоимением это в начале второй части сложносочиненного предложения, например: Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне Павловне (Л. Т.).

Присоединительно-соединительное значение, как указывалось выше, имеют союзы также и тоже .

Присоединительно-противительное значение может быть выражено при помощи союза а , например: Ты скучаешь, не находишь себе места, а скука и праздность заразительны (Ч.).

Союз да и выражает присоединительные отношения с оттенком добавления, например: Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила (Л.).

В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и , да , также , тоже и некоторых частиц: ни… ни .
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или , а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли , не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть : Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а , но , а значит , а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы . Для связи используются союзы мало того что… ещё и , не только… но и , не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да ), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но ) и уступительные (с использованием только ).

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи - союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже ;
  • разделительные: либо, не то… не то, или ;
  • противительные: однако, зато, а, но .

Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато ) и употребляется только в одной части ССП:

Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь .

Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или ):

Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же , которые могут располагаться в середине фразы:

Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

Удар - и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и , да , или , либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно - дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё .

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? - вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! - побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! - обе части объединены восклицанием.

Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл . Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но .

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […] .

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли . Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и . Схема ССП имеет вид: […], и […] .

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое - хотел дать . Второе предложение - обычные, двусоставное; его грамматическая основа - они закоченели . Связь производится при помощи противительного союза но . Схема выглядит так: […], но […] .

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые - набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] - и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 - простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП - подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и ) и одинарных сочинительных союзов (но ). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние ) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое - глаголом, определение - прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород . В качестве осложнения выступает вводное слово конечно . Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое - двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство - именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

Что такое Сложносочиненное предложение?


Сложносочиненное предложение – это сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую мину ту (Л.. Толсто а). Старик явно возмущался, а Григорий морщился (Шолохов). Связь между частями сложносочиненного предложения осуществляется и другими грамматическими, а также лексическими средствами (См. сложное предложение). Немцы уйдут, и вся занимаемая ими территория перейдет в руки Красной Армии (Н. Островский) (незаконченность интонации первой части)

соотношение форм глаголов совершенного вида, передающее отношение следования; порядок частей, соответствующий порядку следования действий, о которых говорится). Лизу напугал странно постаревший взгляд Веры Никандровны, и она не решилась возражать (Федин) (взаимосвязь частей и смысловая несамостоятельность второй части подчеркиваются употреблением в ней местоимения она). В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой) (части сложного предложения объединены общим второстепенным членом е сенях). Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (обе части объединены общим придаточным предложением). Старшего мальчика звали Петя, а младшего - Павлик (Катаев) (неполнота второй части). Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят (Тютчев) (взаимообусловленность частей выражается при помощи слов еще... а уж). Между частями сложносочиненного предложения могут быть отношения:

1) соединительные (со значением одновременности, последовательности, причины и следствия и др.). С востока надвигались темные дождливые тучи, и оттуда потягивало влагой (Ч е х о в). Пьер вошел к детям, и хохот и крики еще более усилились (Л. Т о л с т о и). В этот день мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лег спать (А р с е н ь е в);

2) разделительные (со значением несовместимости, чередования, взаимоисключения). То солнце тусклое блестит, то туча черная висит (Н е-красов). Или вы сейчас одевайтесь, или я уеду один (Писемский);

3) противительные (со значением противопоставления, несоответствия). Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся (Т у р г е н е в). Он человек нескладный, растрепанный, оборванный, а лицо у него почти красивое (Горький);

4) сопоставительные. В комнатах было душно, а на улицах вихрем носилась пыль (Чехов). Ржавеют в арсеналах пушки, зато сияют кивера (Симонов);

5) присоединительны е. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне Павловне (Л. Толстой). Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил, точно от ниспосланного мира (Федин).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»