Молитвенное правило или лучше «своими словами»? Как начать читать на клиросе и как правильно читать

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

1. Тем, кто хотят научиться совершать богослужение дома.

2. Тем, кто оказались оторваны от прихода и поэтому не могут или не всегда могут ходить на готовые богослужения.

Всем остальным мирянам, тем, у которых есть свой приход, тоже хорошо бы научиться домашнему богослужению, но их не заставить. Возможно, просто еще не пришел их момент.

Зачем, если есть приход

Если у человека есть приход, но он хочет освоить домашнее богослужение, то не надо откладывать, надо начинать. Но зачем это нужно, если можно спокойно ходить на готовые службы? По двум главным причинам.

1. Одна катакомбница однажды сказала мне: «Сейчас можно служить открыто, это воспринимается как нечто нормальное, как будто так будет всегда. Но на самом деле это может быстро отняться».

Да, есть страны, где можно ходить в любую церковь – если в ней не практикуются самосожжения, то государство не будет вам это запрещать. Но есть и другие страны, например, Китай или близкая к нам Белоруссия, где разрешается принадлежать только к нескольким официальным церквям, а всё остальное жестко преследуется. И нет гарантии, что в России будет развиваться европейское отношение к так называемой свободе совести, а не китайское. Даже сейчас вряд ли можно найти открытый приход ИПЦ, который не подвергался давлению властей. Тут можно приводить много разных примеров, но я кратко упомяну только нашу историю.

В 1997-1999 годах, после того, как был убит отец Александр Жарков, наш приход существовал в основном без священника и на квартирном богослужении. А в 2010 году сотрудники центра «Э» пытались по ложному обвинению посадить нашего настоятеля, а храм отобрать в пользу Московской патриархии. Так что даже сейчас возможна ситуация, когда храм закрывают, а священника сажают - к этому времени надо уметь служить. Не надо рассчитывать на то, что мирная жизнь будет всегда.

2. Богослужение становится гораздо понятнее, если читать на службе. Для многих прихожан служба остается просто красивым звуковым фоном для своих мыслей или «возвышенных состояний». А ведь у церковных текстов есть свой смысл - он не только у ектений. На домашней службе вы будете читать эти тексты и привыкать следить за их содержанием.

0. Есть и еще одна причина – «лирическая». Указываю ее здесь дополнительно, так как не уверена в ее каноничности. «Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земли покланяемый и славимый…» - на всякое время и на всякий час. Возможно, когда вы зажигаете лампаду и произносите первый возглас службы, кто-то в другом городе или в другой стране только что завершил свое богослужение. А затем, после вас, службу начинает кто-то другой – в Чикаго, в Омске или в Мариуполе. Получается такое постоянное богослужение.

Зачем, если прихода нет

Если вы оказались там, где нет прихода, то есть две причины наладить самостоятельное богослужение.

1. Православный христианин, находящийся на свободе, не может оставаться без службы. Здесь уже нет вариантов. Если такой человек не учится, он сам себя лишает богослужебной жизни. Нет такого тупого, который не освоил бы хотя бы минимальное богослужение – я знаю случаи, когда самостоятельную службу осваивали и совсем не учившиеся люди. В такой ситуации, в отрыве от прихода, первым делом приходится изучать обедницу, на которой можно причащаться запасными дарами.

2. Домашняя служба – это свойство прихода, пусть даже он пока состоит только из одного человека. Но позже обязательно соберутся люди, если вы в этом приходе будете поддерживать богослужение. Я знаю два случая, когда такое богослужение совершалось три года, а затем приходили люди. Первый случай описан в книге об о.Серафиме Роузе «Не от мира сего» - Алексей Янг и его жена Сусанна по совету отца Серафима молились на водокачке три года, а потом вокруг них собрался приход, и Алексей Янг стал священником. Второй случай – это отец Теодор в Берлине, он три года совершал богослужения с единомудренным ему братом, вдвоем, а затем вокруг них собрался приход, и это был крупнейший в Берлине приход ИПЦ.

А если приход не собрался, и вы совершаете богослужение в одиночестве – не получается ли это просто усложнение утренних или вечерних молитв? Нет, это другое. Утреннее и вечернее правило – это индивидуальные молитвы, а вечерня или обедница - это общественное богослужение, даже если его совершаешь один. Сейчас один, а позже будешь не один, просто остальные еще не пришли. А они могут появиться не только из числа личных знакомых. Бывает, что кто-то обращается из интернета, а затем ищет в своем городе место, где совершается служба. Поэтому можно просто придумать название своему одноместному приходу и нести вахту, «божественную стражу».

Внутренние доводы против

1. «Все равно не получится». - Получится! В следующей части доклада я расскажу, как начинать.

2. «Не хочется, не люблю богослужение». - Тут уместно вспомнить слова Амвросия Оптинского: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Этот совет помогает и относительно любви к богослужению. Ведите себя так, будто богослужение вам очень нравится, и вы поймете, что оно на самом деле прекрасно.

Как совершать

Если рядом есть приход, желательно найти единомышленников. Это помогает держаться, когда первое стремление ослабело. Как в знаменитой истории «Вовочка, ты не можешь не идти в школу, ты же директор». Или, как сказал в XV веке Иннокентий Комельский, ученик Нила Сорского, перефразируя Екклесиаста: «Одному же горе, если он впадет в уныние или сон, или разленение, или отчаяние, нет воздвизающего его среди людей».

Но если никого нет, надо начинать одному, в надежде на Божию помощь.

Служить лучше по установленному ритму. Для нормального и непривыкшего к службам человека это раз в неделю.

Если рядом нет прихода, то служить надо в субботу вечером или в воскресенье утром. Если есть приход, то лучше не разорять соборное богослужение и в субботу-воскресенье молиться в храме, потому что приходы в ИПЦ обычно маленькие, отсутствие каждого человека бывает заметно, а присутствие всегда укрепляет других. Для домашней службы тогда можно выбирать день на неделе, когда празднуется любимый святой или когда есть возможность собраться.

Впрочем, если на основе вашего домашнего богослужения со временем начнет формироваться полноценный отдельный приход, то это тоже хорошо.

Какие книги нужны

Если вы совсем не умеете служить, то для начала вам понадобятся две книги, а затем еще одна. Две первые книги – это Часослов и на славянском языке с разбиением на кафизмы. Если вы совсем не знаете церковнославянского языка, то Псалтирь может быть русскими буквами, но непременно на церковнославянском. Использование книг на русском языке теоретически возможно, но крайне нежелательно. Во-первых, начиная домашнее богослужение, вы пускаетесь в рискованное самостоятельное плавание и у вас будет много шансов потерпеть крушение на этом пути, поэтому лучше не проявлять лишней инициативы и постараться всё устроить по тем правилам богослужения, которые приняты среди близких вам по духу людей. Во-вторых, читая на церковнославянском, вы быстро выучите и полюбите этот язык, он окажется не таким уж и сложным.

Но если вы живете не в России, имеет смысл начинать служить на местном языке, хотя бы частично, чтобы сделать возможным присоединение к вашему приходу местных жителей.

После Псалтири и Часослова вам понадобится также Октоих. Его, как и Псалтирь с Часословом, можно купить в некоторых церковных лавках. В Великий пост нужна Постная триодь, а в период от Пасхи до Пятидесятницы – Цветная триодь. Кроме того, весь год нужна еще одна книга – Минея, но она очень большая, в ней не меньше 12 томов, по числу месяцев года, некоторые месяцы при этом разбиты на два или три тома, в зависимости от издания.

Часослов и Псалтирь лучше иметь на бумаге в виде книг – купить их легко. Все остальные книги можно брать в интернете. Вот ссылки на них: Октоих , Минеи (вот еще один вариант Минеи ), Цветная триодь , Постная триодь , все книги . Некоторые службы есть в календаре сайта Православие.Ru . Некоторые редкие службы, важные для ИПЦ, собраны на сайте прихода св. княгини Елисаветы. (Кое-что полезное есть и ).

Как научиться

Мне кажется, удобнее всего начинать учиться с вечерни. Эта служба совершается вечером и при нормальном чтении занимает примерно полчаса.

Хотя это небольшая служба, с непривычки вычитывать ее полностью будет трудно. Особенно если вы не знаете церковнославянский язык. Поэтому можно вначале совершать ее часть, а затем понемногу ее увеличивать.

Каждая служба мирским чином (без священника) начинается и заканчивается возгласом:

«Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

После начального возгласа нужно прочитать «Приидите, поклонимся…», а затем предначинательный псалом «Благослови душе моя Господа…», который написан в самом начале вечерни. После этого на первый раз можно и закончить - в конце тот же возглас «Молитвами святых отец наших…».

Если текст предначинательного псалма на церковнославянском в Часослове вам покажется слишком трудным, прочитайте его не из Часослова, а из Псалтири русскими буквами – это псалом 103. Но постепенно от русских букв надо будет перебираться к церковнославянским. Для этого существует несколько приемов.

1. Достать молитвослов со славянским шрифтом и читать по нему уже привычные вам утренние и вечерние молитвы.

3. Изучить учебник церковнославянского языка (например, Алипия Гамановича).

При чтении надо особое внимание обращать на правильное ударение слов. Концы слов нельзя проглатывать, в церковнославянском четко произносятся все окончания: «ТвоеГО», «ПростирАЯЙ небо..», «звеРИЕ дубравнИИ» и т.п.

Когда предначинательный псалом будет получаться достаточно хорошо, к нему можно добавить кафизму. Это уже настоящее испытание на чтение псалтири – тут вам придется поучиться! В понедельник вечером читается 6-я кафизма, во вторник – 9-я, в среду – 12-я, в четверг – 15-я, в пятницу – 18-я, в субботу – 1-я кафизма «Блажен муж…». В воскресенье вечером кафизмы нет, увы, но можно прочитать ту же 1-ю кафизму в учебных целях. В пост в будние дни почти всегда читается 18-я кафизма.

Когда кафизмы станут привычнее, можно будет добавить остальную часть вечерни, по частям или сразу. «Господи, воззвах..» и всё остальное. Тут уже потребуются вставки из октоиха и минеи, но для начала можно ограничиться только вставками из октоиха. Как их добавлять – здесь вам понадобится объяснение человека, знающего устав. Если у вас есть приход, то там есть люди, которые объяснят, как к часослову добавляются другие книги. Если прихода нет, спросите у кого-то еще, или, например, у меня.

Да, есть еще сайт последование.рф . На нем добрые люди размещают некоторые службы подряд, полный текст с объединением всех книг, так что никакие книги не понадобятся. И всё набрано русскими буквами! Текст там включает также слова священника и дьякона, а на домашней службе их нет - эти вкрапления нужно опускать. Но лучше всё же служить по книгам, чтобы изучать устав. А этим сайтом можно пользоваться как справочником.

Какие опасности

Если вы наладили домашнее богослужение, опасайтесь превратиться в самодостаточный механизм. Надо все же общаться с единомышленниками и с кем-то обсуждать своих тараканов. Потому что тараканы обязательно возникнут, и они будут коварными. Мне приходилось молиться с человеком, который служил дома ежедневно около трех лет. Он всё пытался преодолеть усилием собственной воли, слишком надеялся на себя и никогда ни с кем не советовался. В итоге его снесло во тьму кромешную.

А еще опасно перегружаться. Лучше держать небольшую службу, но регулярно.

Домашнее богослужение и Иисусова молитва

На эту тему я приведу цитату из одной проповеди:

«Казалось бы, уделить час-полтора в неделю для богослужения в домашних условиях несложно. Даже самые занятые люди находят подобное количество времени, скажем, на ежедневную чистку зубов и тому подобные процедуры, а ведь никто не будет спорить, что молитва важнее. Дело тут вообще не во времени: если поставить целью служить в неделю одно обязательное богослужение продолжительностью полчаса (за такое время можно вычитать воскресную вечерню или, для не знающих устава, прочитать несколько кафизм Псалтири), то все равно окажется трудно. Если пытаться заставлять себя просто усилием воли, то это приведет (в большинстве случаев) к срыву: человек бросит вообще все, что касается богослужения, и хорошо, если только домашнего.

И всё это потому, что псалмопение (богослужебная молитва) изначально не рассчитано на употребление в качестве основного духовного блюда. Это только гарнир, в котором нет и не должно быть как раз главных питательных веществ - тех, для усвоения которых этот гарнир подается. Почему это так, можно объяснить другим сравнением. Богослужение нужно в качестве металлической арматуры для бетонной плиты, но сам бетон - это молитва внутренняя, молитва Иисусова. В ней и состоит не просто главное, но и единственное занятие христианина, а все остальное - это лишь создание условий для этого занятия.

Богослужение и Иисусова молитва, когда они вместе, становятся также и инструментом, позволяющим человеку совсем иначе, нежели «невооруженным глазом» увидеть собственные проблемы и если и не всегда разрешить их, то, по крайней мере, сформулировать вопросы, которые затем можно кому-то задать».

Читать на клиросе - это прекрасная возможность стать важным, нужным и полезным для вашего храма и вашей церковной общины. Скажу вам по секрету - читать на клиросе (по моим внутренним ощущениям) даже более радостно и благостно, нежели петь. Я и пел и читал на клиросе и могу сказать со всей ответственностью - у певчего нет такого погружения в суть конкретной службы и конкретного праздника, как у чтеца. И главное - это доступно многим, ведь для чтения не нужно специальное образование. Так как же начать читать на клиросе?

Конечно, мы не будем уделять много внимания теме "как начать". Это совсем не сложно. Узнаете, кто настоятель в храме, подходите к нему, и проситесь на клирос - читать. Могу вас заверить - певчие ОЧЕНЬ редко бывают против приходящих гостевых чтецов, так как берегут голоса от повышенной нагрузки (пение и чтение одновременно немало утомляет). И потому обычно певчие рады приходу чтецов на клирос. Так что - не стесняемся, не теряемся, подходим...

Готовимся к чтению

По собственному клиросному опыту могу вам сказать, что особенно рады певчие чтению следующих частей службы - часам (1-3-6-9), кафизмам (псалтырь), молитвам ко причастию и благодарственным молитвам после причастия.

Я бы предложил вам начать с молитв ко причастию. Обычно этот текст хорошо знаком всем верующим, и можно ожидать, что вы хорошо знаете все ударения в тексте. Но все же стоит проверить. Сядьте с карандашиком, возьмите в руки текст и внимательно пройдите его, следя за ударениями. Главная ошибка всех начинающих чтецов - неверные ударения в словах. Это неудивительно, так как многие слова в церковно-славянском звучат иначе, с необычными ударениями и потому первое, что делать сделать церковный чтец - выучить верные ударения.

Подчеркнув слова, которые не верно произносятся в тексте, вы можете снова и снова каждый день проговаривать данный текст, обращая внимание на выделенные участки. Рано или поздно молитвы ко причастию, как и благодарственные - будут вами читаться верно.

Но это только начало работы. Главное в церковном чтении - его бесстрастность, монотоннность, но монотонность умиротворяющая, придающая пространству храма уют и успокоение. Одна из характерных ошибок начинающих чтецов - чтение на разных нотах. Голос привык в разговоре к речевым модуляциям (постоянной смене высоты звука) и нужно учиться говорить на одном звуке, иначе церковным чтецом вам не стать (постоянная смена высоты звука воспринимается слушающими как спешка, чтение взахлеб и сразу слышен не церковный характер такого чтения.

Очень важно при чтении буквально произносить слова. Буква "о" в современной речи часто редуцируется в "а", например "Господь" произносится как [Га"сподь]. В церковно-славянском нужно "окать" - подчеркнуто округляя рот на "о" и вытягивая губы дудочкой ну "у". Аналогичная ситуация с буквой "я" - ее надо произносить подчеркнуто утрированно, например "СвЯтый Боже, СвЯтый крепкий, СвЯтый бессмертный, помилуй нас".

Поскольку формировать качественные "о", "у" и "я" требует времени (при определенной скорости губы просто не будут успевать сложиться в нужную для произнесения звука конфигурацию) - скорость чтения должна быть размеренной и ровной.

После изучения и запоминания правильных ударений в часто используемых молитвах последования ко причастию и благодарственных молитв можно переходить на псалтырь. Для начала - приобретите псалтырь с русским написанием, но церковно-славянским текстом псалмов.

Произведите ту же процедуру разучивания всех псалмов, как для молитв ко причастию. Этот объемный труд святого Давида не даст заскучать, ибо 20 кафизм зададут вам хорошую работенку. Зато на псалмах Давида очень хорошо учиться церковно-славянскому языку. Читая каждый день дома по одной кафизме, вы очень быстро привыкните к правильному произношению и ударениям (за ударениями надо обязательно следить, ибо в ударениях иногда ошибаются даже опытные монахи, чего уж говорить про начинающих чтецов).

Когда текст кафизм начнет постепенно запоминаться и ложиться на слух, переходите на псалтырь в церковно-славянском написании. Вот тут и скажется вся ваша работа. Знакомые слова начнут складываться в фразы, вы будете просто узнавать текст. А постепенно сможете читать и малознакомый текст на церковно-славянском.

Чтение часов не сильно отличается от чтения псалтыри, так как часы в основном из псалмов и состоят. За той разницей, что на часах в определенных местах вставляется тропарь и кондак сегодняшнего праздника дня или святого. Запомнив место вставки тропарей, вы сможете читать часы без посторонней помощи.

Обретенная радость

Читать на клиросе очень радостно. Певчие зачастую во время пения лишены радости, так как озабочены тем, чтобы и попасть в ноты, и создать динамический и ритмический ансамбль, и красиво вокализировать звуки, и правильно прочитать подстрочный текст.

Все эти сложности приводят к тому, что часто певчему становится попросту не до молитвы. Дай Бог службу хорошо спеть. Но вот чтение...

Какая радость и благодать бывает после службы у чтеца (я это знаю, так как сам читал), если он читает канон святому или псалтырь с умиленным, покаянным и горячим сердцем. Какая радость у чтеца бывает, когда он может через внимательное вдумчивое чтение молиться сам и помогать молиться всем прихожанам.

В каком-то смысле, читающий на клиросе щедрой рукой раздает милость - и певчим, помогая им на службе, и прихожанам, помогая им молиться. А ведь Господь сказал - "блаженны милостивые, ибо те - помилованы будут". Мне радостно думать, что наши дорогие чтецы обретут милость у Господа и будут вовеки помилованы и обретут вечную радость в неземном царстве великого Царя.

Богослужебные часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время.

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д. Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию. Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Иерей Андрей Чиженко

В дневное богослужение входят 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. 3-й час соответствует нашим 10-12 часам дня, а 6-й – 1-3 после полудня.

Службы этих часов приняты Святой Церковью от древних времен. Часы 3-й и 6-й сделались особенно важными для христиан по знаменательности совершившихся в них событий: с 3-м часом Православная Церковь соединяет воспоминания о суде Пилата над Спасителем, мучения, которые Он претерпел в претории, а также о Сошествии Святого Духа на апостолов; на 6-м часе воспоминаются шествие Спасителя на крестные страдания и Его крестная смерть.

Апостолы освящали эти часы молитвой (Деян 2, 15; 10, 9). Распределение псалмов, которые читаются в настоящее время за службами, было известно уже в IV в. Как полагают, оно сделано преподобным Пахомием Великим († 348).

3-й и 6-й часы совершаются в храме, а иногда в притворе.

В Великие четверток и субботу, а также в праздник Благовещения, выпадающий на эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе, но отдельно от Божественной литургии. По Уставу в Великий четверток часы положены в 3-м, а Божественная литургия – в 8-м часу дня, в Великую субботу часы совершаются в 4-м, а Божественная литургия – в 10-м часу. Как совершаемые отдельно от Божественной литургии, эти часы вместе с изобразительными по Уставу отправляются в притворе, а в конце их бывает отпуст. Если Благовещение случится в Великие понедельник, вторник и среду, то часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме. В эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой «Пресвятая Троице» читается «Приидите, поклонимся» и затем служится вечерня.

Часы бывают великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные.

Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

Великие часы отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. На этих часах 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы соединяются вместе и отправляются в храме. Царскими эти часы стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры.

Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные часы отправляются во все остальные дни года. Последование вседневных часов находится в Часослове и Следованной Псалтири; великопостных – в Часослове, Следованной Псалтири и в Уставе на 1-ю седмицу Великого поста; пасхальных – в доследованиях Святой Пасхи и царских – в Триоди на Великий пяток, в Минее на 25 декабря и 5 января и в Уставе на эти дни.

Междочасия составляют как бы продолжение служб часов. Их положено совершать лишь в седмичные дни. В настоящее время они совершаются обычно только в православных монастырях, но не во всех.

Последование их находится в Следованной Псалтири. Последование изобразительных, называемое также обедница, – краткая служба, совершавшаяся пустынножителями вместо Божественной литургии, которая своими песнопениями и молитвословиями являлась как бы изображением ее или подобием. По своему положению в ряду других суточных служб изобразительные соответствовали той части Божественной литургии, которая записывалась не в Евхологии, а в Типиконе. Под названием изобразительные и обедница это последование известно и в соединении с Божественной литургией, и отдельно от нее.

В дни Великого поста, когда на утрене поется «Аллилуиа», изобразительные совершаются после 9-го часа. Если изобразительные бывают не в дни Великого поста, когда на утрене поется «Бог Господь», они отправляются после 6-го часа. Последование службы находится в Часослове и Следованной Псалтири.

Протоиерей Андрей Ткачев отвечает на вопросы радиослушателей.

- Есть ли какой-то минимум и максимум требований к исполнению заповедей? Когда проповедовал Иоанн Креститель - у него были не очень затруднительные требования. Просто нужно было ради Бога честно исполнять общечеловеческие нормы. Креститель не требовал самопожертвования от каждого. А сейчас что получается? Кто-то говорит: надо строго поститься, кто-то: хотя бы людей не кушайте! С одной стороны - надо стремиться к совершенству, с другой - хотя бы смертные грехи исповедовать перед концом .

-Прошел день праздника Жен мироносиц, и я испытала глубочайшее разочарование, так как на 8 марта нам говорят: сидите, это день неверующих, ваш праздник - Жен мироносиц. А потом говорят, что вы никакая не Жена мироносица, и не стоит вас поздравлять. И так мы остаемся без подарков. Это обидно.

На первый вопрос выскажу свое личное мнение. Я уверен в том, что аскетические, максимально напряженные труды полезны и возможны для человека нравственно здорового и цельного по натуре. В плане мышления, словесной деятельности и житейской практики. То- есть он мыслит, делает и говорит примерно одно и то же. Вот такой человек и может быть подвижником. Если же человек разбит на части от него - не требуется подвижничество, потому что он станет уродом, чудовищем. Это факты, доказанные очень многими примерами. От него требуется сначала стать человеком. То- есть проявлять человеколюбие, уважение к старшим, почтение к чужой мудрости, сострадание чужому несчастью, оказывать помощь людям в несчастьях, в разных житейских нуждах. Это главные занятия людей, которые хотели бы, но не могут нести аскетический труд. Какое - нибудь сильное пощение, частое говение и причащение. Я за то, чтобы рассуждать о людях и минимизировать требования аскетики к тем, кто искалечен наследственностью, прожитой жизнью, болезненным состоянием. Направлять энергию таких людей не в аскетику, а в человеколюбие. Ну, а кто здоров душой, телом, умом и сердцем - тот пусть подвизается. Надо пастырски рассуждать о степени здоровья человека.

Что касается 8 марта и Жен - мироносиц, то мне жалко вас, потому что я такой проблемы не знаю. Я считаю, что можно поздравлять женщин 8 марта, как дочек Евы, и в этом нет ничего плохого. Забудьте про Клару Цеткин, кому она нужна? Кто сегодня 1 мая связывает с расстрелом рабочих в Чикаго? Это вещи уже отпочковавшиеся, самостоятельно живущие. Поэтому 8 марта можно спокойно вас поздравлять, целовать в щечку и дарить какую-нибудь мимозу. А Жены - мироносицы - конечно, можно нас всех унизить, заявить, что никакой вы не апостол и никакая вы не Жена - мироносица. Но нужно ли так говорить? Я вам скажу про нашу практику. Мы уже много лет практикуем такую вещь в храмах, где я служил и служу: мы даем женщинам в день Жен - мироносиц читать шестопсалмие, молитвы после причастия. С платом на причастии стоят женщины, на крестном ходе все несут женщины. Мы максимально насыщаем литургическими знаками, женским присутствием совершение Литургии. Мы показываем, что все, что до алтаря, могут делать женщины. Мы только в алтарь их не пускаем. Нам это приятно, может быть, даже больше чем самим женщинам. Потому что хорошие женщины достойны большой похвалы. Плохие женщины достойны большой плетки. Очень приятно хороших женщин почтить в этот день, сказать им хорошие слова. И даже есть еще такая традиция: всякой девочке, девушке, женщине, бабушке в церкви в этот день дарить по цветочку. Я на этом вырос.

Мне кажется, что женщин нужно несколько раз в году подбодрить лаской. Такой хорошей, безгрешной, церковной лаской. Женщина в церкви и так несет на себе очень много, а если так делать – то еще больше понесет. Нашим сестрам нужно выказывать законную благодарность.

-Когда бываешь в монастыре на службе - во время пения бывает молитвенный настрой, а на приходе как-то не так.

Есть такой Джон Толкиен, писатель, который написал «Властелин колец». Он был хорошим другом Клайва Льюиса, который написал чудесные евангельские сказки. «Письма баламута», и прочие. Они дружили и обогащали друг друга идеями. Мне как-то принесли письмо Толкиена сыну. И там такие слова: «Сынок, тебя могут прельстить в Богослужении красивое пение, красивый орган, яркий проповедник, красивая архитектура, хорошо одетые, красивые люди - все может прельстить тебя. Или ты можешь выбрать храм, где много красивых, богатых людей. Но пойми, что знаком того, что ты любишь Христа, будет то, что ты будешь сидеть в какой-то бедной захудалой церкви». Католики большую часть службы сидят. Священник будет в давно нестиранном облачении, это будет заметно, у него будет красный нос, намекающий на то, что он не очень большой подвижник. И проповедь его будет скучна, вместе с тобой на службе будет 2-3 человека, и храм будет старым и не отремонтированным. Но ты сынок, если ты будешь сидеть и понимать, к Кому ты пришел, если Христос будет занимать твое сознание, и ты будешь молиться Ему - то знай, дорогой сынок, что ты имеешь веру.

Я это все сейчас конечно переложил своим языком, но мне сама мысль очень понравилась.

Как бы ни было, а ты чувствуешь, что здесь Христос. И тебе хорошо от того, что ты с Ним. Вот это и есть вера. Когда все культурные подпоры сняты, и только вера осталась.

Конечно, можно ходить с любовью в монастырские храмы, где как грянут монахи! Ну и ясно, что душа просится со слезами наружу. Человек плачет. Красиво. А вот в другом храме, где вообще нет ничего - в таких храмах присутствие Божие чувствуется с большей степенью очевидности. Вот в там и нужны ваши усилия.

-Я сама из деревни, и мы очень тяжело жили. Но бабушка рассказывала, что при Царе жили намного хуже. И Царь занимался только своей семьей. А теперь я живу при Путине, не имею дачи, машины, но кажется, что я живу лучше всех. Спокойно, хорошо, правда, жизнь кончилась, мне уже 88.

Я тоже думаю, что мы при Путине живем лучше, чем при многих других. Ваш опыт, ваша жизнь - она при вас. Безусловно, не все было гладко в Российской империи. Если бы все было гладко - революции не было бы. Но то, что сегодняшнее правление вами похвалено - это уже стоит чего-то.

Живите долго и молитесь Богу.
Знаете, я думаю, что есть мировая закулиса, есть большие державы, есть большие рынки, есть денежные потоки, в общем - есть такие вещи, которые влияют на жизнь миллионов людей. А вместе с тем есть такая пословица: «не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы». То - есть когда слабый маленький человек Богу помолится, поплачет, пожалуется Богу на кого-то, на что-то - то Господь, Судья сирых, Судья вдовиц прислушается к этому. Вот вы, люди старшего поколения, если у вас есть вера, у вас все осталось в памяти - и прожитая жизнь и печаль, и радость. Впереди - только Царство Небесное, вы молитесь Богу, пожалуйста, старички, старушки. Потому что ваша помощь нам, молодым, или относительно молодым – бесценна. Мы все разные молодые. Кому-то и 50- летний молодой. Но растет человек до 24 лет. Потом процессы развития заканчиваются. И вот вы, старички, прожившие жизнь и имеющие веру - пожалуйста, молитесь Богу о Патриархе, о президенте, обо всех добрых людях, обо всех молодых людях, которые Бога ищут, не могут найти или не ищут, а Он им нужен. Сила стариков - это молитва, а сила народа - это молящиеся старики, в том числе.

Сейчас наш Патриарх и наш президент находятся на Афоне. То- есть обе головы двухглавого орла сегодня в Греции, и Святая Гора Афон будет принимать их. Давайте помолимся о том, чтобы воздух был благоприятен для полета, море - для высадки на сушу, гора Афон молитвами Богоматери - для посещения старцев, беседы с ними, молитвы, причащения с ними и всех этих духовных вещей. Чтобы визит Святейшего с президентом состоялся благоприятно, с пользой для мира. Куда деваться от того, что Россия вплетена в судьбы мира? У Арсения Тарковского, того самого, который отец известного кинорежиссера Андрея Арсеньевича, есть стихотворение: «Я человек, я посредине мира, за мною мириады гроз. Передо мною мириады звезд, я между ними лег в свой рост. Два берега связующее море, два берега соединивший мост. Я – Нестор- летописец мезозоя, и я грядущих дней Иеремия, держа в руках часы и календарь, я в будущее ввязан, как Россия, и прошлое кляну, как нищий царь».

Вот очень важные строчки – «держа в руках часы и календарь», то- есть, время- время- время. Мы же все о времени переживаем. Последние времена или не последние? «Я в будущее ввязан как Россия, и прошлое кляну, как нищий царь». То - есть мы жалуемся на прошлое, как нищий царь, которого согнали с престола, но мы ввязаны в будущее, как Россия. А Россия ввязана в будущее. То - есть будущее без России не решится. Вот сегодня Россия в лице обоих голов двухглавого орла - Святейшего и президента на Святой горе Афон у Божьей Матери под омофором - вот об этом помолимся. Да хранит Царица Небесная Святейшего патриарха и президента РФ, раба Божия Владимира на долгие годы и да вразумляет Царица Небесная их поступать правильно. Потому что со времени явления иконы Божией Матери Державной мы понимаем, что Россия перешла под омофор Царицы Небесной, и Она - хозяйка нашей земли, как она и раньше была. Но раньше и цари были, на царей можно было списать, царь - батюшка, царь - кормилец, царь - хранитель. А сегодня Богородица взяла всё. И Она сегодня на Афоне как хозяйка принимает Патриарха и президента. Помолимся, чтобы не было открытой горячей фазы III мировой войны. Помолимся, чтобы народ наш умножился, и сложился, и обожился. Вы знаете, что за 4 года, с 2011 по 2015 количество абортов в РФ сократилось на 25%? Представляете, сколько детей не было убито? Это же великий прорыв! 32% женщин добровольно отказались делать аборты после разговора с ними на эту тему. Это не окончательная, но победа. То-есть идет война! За будущее, за прошлое, за настоящее. И мы в нее ввязаны. Молиться есть о чем, молиться есть о ком, молитесь много, дорогие друзья. В особенности молитесь те, кто сегодня ничего, кроме молитвы, особо делать не может, потому что руки ослабели, глазки плохо видят, возраст уже преклонный. Потому что большая часть жизни прожита. У вас на пороге вечности есть вера и благодать. Молитесь за молодых, потому что им еще жить и жить, а у них такие искушения, которых даже ваша тяжелая молодость не знала.

-Расскажите, как, в какое время молиться по часослову и книжку вы не могли бы такую написать?

Я когда- то написал такую статью, называется: «День с часословом», она есть на ресурсе православие. ру. Там суть следующая: пляшем от часов. 3-ий и 6-ой час. 6 час по нашему счету это 12 часов, 3 - ий час - это 9 часов утра по нашему счету. 1-ый - это 6 часов утра. Утреню можно читать в 5 часов утра. Потом 1-ый час. Потом в 9 часов утра 3-ий час, 6ой 12 часов в полдень и обед не позже 12, потом в 15 часов можно читать вечерню. Повечерие можно читать часов в 8-9 вечера. Полунощницу - в полночь. Вот весь цикл, который можно прочитывать в течение дня, если есть на это время силы и желание. То- есть весь день можно прожить с Часословом. Мусульмане, которые 5 раз в день молятся по движению солнца. Они взяли свое пяточисленное моление от византийских монахов, то - есть тоже 5, 9, 12, 15, 18 часов. А у нас дальше есть 9, 12, час. Так что хороший вопрос, но для этого нужно уйти в отпуск. Специально на месяц и весь месяц упражняться с Часословом. Это хорошая тема, очень красиво. Мы получили Богослужение уже в другом виде, но смысл его именно такой, чтобы молитв было много в течение дня - коротких, но много. То- есть есть несколько принципов, один принцип говорит: молиться редко, но долго. А второй принцип более серьезный, жизненный, говорит: молиться как можно чаще, но короче. Это полезнее, чем молиться раз в неделю три часа. Лучше молиться каждый день каждые два часа по пять минут. Лучше покороче, но постоянно, этот принцип заложен в Часослов.

Помощи Божией, друзья мои!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»