Алфавит илюхиной. Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Обучение письму по методике Илюхиной В.А.

Предварительное обсуждение.

Ужасный почерк – проблема многих детей, оканчивающих 1-ый класс. Проблема в том, что одним из сложнейших умений дети должны овладеть за 4-7 месяцев. Для сравнения: в советской школе этому учили 4 года.

Отличительной особенностью данных прописей является то, что они не только грамотно формируют навыки каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах и в разных возрастных группах.

Основу техники письма составляет мелкая моторика, развитие которой приходится на дошкольный период. В первом классе лишь очень быстро повторяют основные техники – обводка, штриховка, рисование бордюров и т.п. и переходят к отработке написания элементов букв. Может показаться, что «крючки» не очень важны, но не освоив написание элементов ребенок не сможет правильно писать буквы. Далее переходят к написанию заглавных и строчных букв и их соединениям. Для школьников есть система четких эталонов - алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в навык письма. К сожалению, многие учителя не уделяют достаточного внимания отработке написания элементов букв, да и домашняя работа сводится не к качеству написания, а как бы побыстрее справиться с заданным количеством строк.

Теперь рассмотрим, что представляют собой современные прописи, и особенности их использования в начальной школе. «Пропись» - это рабочая тетрадь, предназначенная для выполнения работы на уроке обучения грамоте. «Пропись» неразрывно связана с «Азбукой» (или «Букварем»), они изучаются параллельно: часть урока посвящается Азбуке, другая часть того же урока – Прописи.

Большинство прописей однотипны, их можно назвать классическими. Используйте те прописи, которые вам выдали в школе. Для некоторых прописей имеются копакт-диски, содержащие видео пошагового написания букв. При домашнем обучении вам пригодятся разработки уроков для учителя, которые Вам придется приобрести.

Методика обучения письму В.А. Илюхиной

Оригинальная методика используется в прописях Илюхиной В.А. Изначально ее Прописи входили в комплект «Гармония», потом в «Планета знаний» и «Школа России», но ни с одной Азбукой они не образовали единого целого.

Эту методику еще называют «письмо с секретом». В ней отражены и точность ориентиров, и четкое представление о траектории движения при написании букв, и знание психологических и физиологических особенностей младших школьников. В чем же особенности этой методики?

Большое значение при обучении письму Илюхина придает проговариванию написания букв. В результате привычки проговаривания работы детей не только стали опрятными и аккуратными, но повысилась их грамотность, резко возросло внимание при письме, а благополучный исход принес радость учения.

Изменено начертание букв . Детям сложнее всего написать те элементы букв, где присутствует “овал”. По возможности автор и постаралась заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.

“ Остовом ” в обучении письму автор взяла букву “и”. На ее основе и родилось все остальное.

Кроме того, Илюхина разделила написание букв на отдельные элементы : “секрет”; сломали “секрет”; крючок; петелька; нижнее двойное соединение; клюшка и т.д.

Обзор имеющихся материалов

1. Теоретические основы

1.1. Письмо с секретом. Методика обучения письму младших школьников.

Ознакомление с данной методики, именно на этот материал дают ссылку поисковики при запросе «прописи Илюхиной». Можно просмотреть по диагонали. В тексте использованы ссылки на «Первые уроки письма при подготовке к школе». 15 стр. Формат doc.

1.2. Письмо с секретом. Из опыта работы по формированию каллиграфических навыков учащихся. Предлагаемое пособие содержит теоретические основы, авторскую методику, интересные педагогические приемы и наблюдения. В настоящее время сотни учителей, обучая детей письму, применяют метод В.А. Илюхиной.

Именно теоретические основы важны для преподавателей, начинающих работать по данной методике.

2. Дошкольная подготовка

2.1. Первые уроки письма при подготовке к школе: начальное обучение

Книга построена в виде занятий родителей с детьми старшего дошкольного возраста. Она включает задания, развивающие внимание, память, мелкую моторику, графические навыки. Уникальная авторская методика, подробно описанная в книге в форме диалога с ребёнком, позволит обучить начальным навыкам письма не только читающих, но и нечитающих детей. Игровой характер многих заданий делает занятия привлекательными для детей и более эффективными. Пособие может быть использовано для корректировки почерка младших школьников.

Пособие адресовано родителям, педагогам дошкольных учреждений и учителям начальных классов. Задания даются в самой книге, поэтому ни каких дополнительных методичек не требуется.

Илюхина В.А. М.: АСТ: Астрель, 2010 г. 50 стр. Формат pdf, качество сканирования хорошее. 32 Мб.

2.2. Волшебные линии. Рабочая тетрадь предназначена для подготовки дошкольников 5-6 лет к обучению грамоте. Система графических и творческих заданий разработана заслуженным учителем Российской Федерации В. А. Илюхиной. Дети учатся рисовать по клеткам, выполнять штриховки, составлять узоры.

Часть 1 - 47 стр., ил. 27 Мб.

Часть 2 - 48 стр., ил. 27 Мб.

Распечатать нужные страницы желательно на цветном, но можно на монохромном принтере.

3. Работа с прописями

Половина книги посвящена теории преподавания по методике Илюхиной, но в этом фактически секрет успеха. Другая половина содержит методические указания к урокам, которые представлены кратко. Данное пособие рекомендую профессиональным учителям, которые планируют обучать каллиграфии многих детей.

3.2. Прописи «Планета знаний»

Тетради для ученика, по которым он занимается. Смысл представленных заданий можно понять только по методическим рекомендациям.

Тетрадь №1 - 47 с. 4 Мб.

Тетрадь №2 - 63 с. 5 Мб.

Тетрадь №3 - 63 с. 5 Мб.

Тетрадь №4 - 47 с. 4 Мб.

Распечатывать нужные страницы желательно на цветном, но можно на монохромном принтере

3.3. Прописи «Школа России» 2015 г.

4 тетради. Нумерация страниц не совпадает с методичкой 3.1, зато они сертифицированы по ФГОС.

3.4. Написание букв. Презентация, сделана в двух вариантах – обобщенном и побуквенном. В обобщенном варианте показ написания букв производится по элементам, но нет возможности выбора буквы – только последовательно от А до Я. В побуквенном варианте выбираем нужную букву, но нет возможности разделить написание букв на элементы.

3.5. Листовка-алфавит Письмо с секретом

Сводная таблица написания букв. Формат doc, 1 Мб.

Послесловие

Имеются стандартные прописи по большинству школьных программ. Мной составлена поурочная подборка материалов по учебникам Горецкого В.Г. и др. « Школа России ».

Прописи Шкляровой Т.В. предназначены в основном для детей, не выдерживающих нужного наклона и интервалов между буквами.

Прописи Некина . Основная его идея – обводка текста по шаблону и копирование его на лист шаблона.

Прописи О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой . Достоинства прописей:

1) очень всё наглядно, ребёнку понятно и доступно;
2) подача материала от простого к сложному, по нарастающей. По мере того как ребенок тренирует руку, задания усложняются;
3) материал подается системно, а не абы как;

В интернет-сообществах эти прописи хвалят.

Прописи для левшей . Для них существуют Прописи и Тетради в косую линейку. Тетрадь – обычная тетрадь в косую линейку, только с наклоном влево. Помимо наклона влево, образец написания крючка\символа\буквы расположен справа. Это очень удобно для леворукого ребенка, потому что, когда он пишет, левой рукой закрывает всю левую сторону.

Материал поставляется на компакт-диске стоимостью 300 рублей плюс стоимость пересылки. Могу выложить в какой-либо облачный сервис. Связаться со мной можно по e-mail [email protected] или

Алгоритм написания букв по методике В.А. Илюхиной

а Ставлю ручку на 3 этаж, поднимаюсь по бугорку влево, поворот на месте, опускаюсь по прямой наклонной линии, поворот на месте, крючок до середины, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

А Ставлю ручку на 2 этаж, кладу качалку, ухожу в сторону вверх до 2 этажа широкой строки, секрет до 3 этажа, по секрету прямая наклонная линия вниз, без поворота кладу петельку между 2 и 3 этажами, пересекаю на середине строки, вывожу на середину строки (на 2 или 3 этаж).

о Ставлю ручку на 2 этаж, опускаюсь по наклонной, ухожу вправо, задерживаюсь на линейке, поднимаюсь по прямой наклонной линии вверх, задерживаюсь на линейке, поворот, соединяю, веду по написанному, вывожу на 2 этаж.

о Ставлю ручку на 3 этаж, поднимаюсь по наклонной, ухожу влево, задерживаюсь на линейке, веду прямую наклонную линию вниз, задерживаюсь на линейке, поворот, поднимаюсь по наклонной, соединяю, вывожу на 3 этаж.

О Ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаюсь по наклонной, ухожу вправо, задерживаюсь на линейке, поднимаюсь по наклонной до 3 этажа в широкой строке, ухожу влево, задерживаюсь на нем, опускаюсь по наклонной, соединяю (веду по написанному, вывожу на 2 этаж).

и Ставлю ручку на верхнюю линейку рабочей строки, веду прямую наклонную линию вниз, поворот на месте крючок до середины, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз (закрываю секрет), поворот на месте, крючок до середины.

И Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, поднимаюсь вправо вверх до 3 этажа, поворот на месте, веду прямую наклонную линию вниз, поворот на месте, поднимаюсь по крючку чуть выше верхней линии, секрет до 3 этажа, по секрету прямая наклонная линия вниз (закрываю секрет), поворот на месте, крючок до середины.

у Ставлю ручку на верхнюю линейку, веду наклонную линию вниз, поворот на месте, крючок до середины, секрет, по секрету веду наклонную линию вниз до 2 этажа широкой строки, выписываю петлю, пересекаю на нижней рабочей линейке, вывожу до середины.

У Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, поднимаюсь вправо вверх до 3 этажа, поворот на месте, опускаюсь до верхней линейки, поворот на месте, крючок до середины, секрет до 3 этажа, закрываю секрет, опускаюсь по наклонной до нижней линейки, кладу клюшку.

ы Ставлю ручку на верхнюю рабочую линейку, веду наклонную линию вниз, поворот, задерживаюсь, поворот, поднимаюсь по наклонной до середины, прижимаюсь, ухожу на 3 этаж, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

н Ставлю ручку на верхнюю линейку рабочей строки, веду наклонную линию вниз, поднимаюсь по наклонной до середины, провисает верёвочка до 3 этажа, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

Н Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, поднимаюсь до 3 этажа, без поворота веду наклонную линию вниз, влево выписываю петельку, пересекаем на верхней рабочей линейке, прижимаюсь к ней, поворот, наклонная линия до 3 этажа широкой строки, влево поворот на месте, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

т Ставлю ручку на верхнюю рабочую линейку, веду наклонную линию вниз, поднимаюсь до 3 этажа, бугорком ухожу вправо, поворот на месте, прямая наклонная линия вниз, поднимаюсь до 3 этажа, бугорком ухожу вправо, поворот на месте, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

Т Ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, веду наклонную линию вниз, кладу клюшку, ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, веду наклонную линию вниз, ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, веду наклонную линию вниз, поворот на месте, крючок до середины. Между 2 и 3 этажами широкой строки, выписываю клюшку.

л Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, кладу качалку, ухожу далеко в сторону вверх до 3 этажа, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

Л Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, кладу качалку, ухожу далеко в сторону вверх до 2 этажа широкой строки, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

р Ставлю ручку на верхнюю рабочую линейку, веду наклонную линию вниз до 2 этажа широкой строки, ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, бугорком ухожу вправо, поворот на месте, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

Р Ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, веду прямую наклонную линию вниз, кладу клюшку. Между 2 и 3 этажами широкой строки выписываю «двойную клюшку».

м Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, кладу качалку, ухожу далеко в сторону вверх до 3 этажа, секрет, по секрету прямую наклонную линию вниз, поворот на месте, по крючку до 3 этажа, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, по крючку до середины.

М Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, кладу качалку, ухожу далеко в сторону вверх до 2 этажа широкой строки, секрет до 3 этажа, по секрету прямую наклонную линию вниз, поворот на месте, крючок до верхней рабочей линейки, секрет до 3 этажа широкой строки, по секрету прямая наклонная линия, поворот на месте, по крючку до середины.

в Ставлю ручку на середину рабочей строки, ухожу по прямой далеко вправо вверх до 2 этажа широкой строки, плавный поворот, поднимаемся вверх по наклонной до 3 этажа, поворот, прямая наклонная линия вниз, поворот вправо, задерживаемся, поворот прямая наклонная вверх, поворот, закрываем букву.

В Ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, прямая наклонная линия вниз, поворот, прямая линия, перехлест на середине широкой строки, веду до 3 этажа, поворот вправо, задерживаюсь, поворот, прямая наклонная до 2 этажа широкой строки, знак меньше, на верхней линии поворот, прямая наклонная, кладем клюшку.

б Ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, бугорком ухожу влево вверх, поворот, прямая наклонная линия, поворот, задерживаюсь, поворот, прямая наклонная линия вверх до 3 этажа широкой строки, уходим по горизонтали вправо.

Б Ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, наклонная линия вниз, поворот, прямая линия, перехлест на 2 этаж широкой строки, задерживаюсь на ней, поворот, прямая наклонная линия, кладем клюшку, между 2 и 3 этажами широкой строки выписываем перевернутую клюшку.

д Ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, бугорком ухожу влево, поворот, прямая наклонная, поворот, по крючку до середины, секрет, по секрету прямая наклонная вниз до 2 этажа широкой строки, поворот, прямая линия пересекает нижнюю рабочую линейку, вывожу на середину.

Д Ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, веду прямую линию до 2 этажа рабочей строки, уходим влево, кладем петельку на нижнюю рабочую линейку, перехлест на 2 этаже, опять задерживаем на нижней рабочей линейке, поворот, прямая наклонная линия с середины, выполняем закругление, перехлест с верхней линейкой и прямой наклонной линией на 3 этаже, вывожу на середину (на 3 этаж, на 2 этаж, на верхнюю рабочую линию).

г Ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, ухожу вправо вверх, поворот, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте вправо, крючок до середины.

Г Ставлю ручку на 3 этаж широкой строки, веду наклонную линию вниз, кладу клюшку между вторым и третьим этажами широкой строки, выписываю перевернутую клюшку.

э Ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, ухожу вправо вверх, поворот, прямая наклонная линия, кладем клюшку, на середине высоты букв перекладину.

Э Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, уходим вправо вверх, поворот, прямая наклонная линия вниз, кладу клюшку, на верхней рабочей линейке перекладина.

ж Ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, ухожу вправо вверх, поворот, прямая наклонная линия вниз, кладу клюшку, веду по написанному до 2 этажа, ухожу по прямой вправо вверх до 3 этажа, секрет, ломаю секрет, веду по написанному, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

Ж Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, уходим вправо вверх до 3 этажа, поворот, прямая наклонная линия вниз, кладу клюшку, веду по написанному до 2 этажа, вывожу прямую линию вправо вверх до 2 этажа широкой строки, секрет, по секрету прямая наклонная линия вниз, поднимаемся до середины рабочей строки, ухожу по прямой вправо вверх до 2 этажа широкой строки, секрет, ломаю секрет, веду по написанному, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

К Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, поднимаюсь до 3 этажа, без поворота веду прямую наклонную линию вниз, поворот, петелька, перехлест на 2 этаже широкой строки, ухожу в сторону по прямой до 3 этажа широкой строки, поворот на месте, прямая наклонная линия до середины широкой строки, снимаю ручку, ставлю ручку на 2 этаж (где произошел перехлест), выписываю «стульчик», поворот на месте крючок до середины.

к Ставлю ручку на верхнюю рабочую линейку, веду наклонную линию вниз, поднимаюсь до середины, бугорком ухожу вправо, коснувшись линеечки, поворот на месте, снимаю ручку, ставлю ручку на середину рабочей строки, выписываю «стульчик», поворот на месте, крючок до середины.

е Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, ухожу по прямой далеко в сторону вверх, секрет; ломаю секрет, поворот влево, задерживаюсь, поворот, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, по крючку до середины.

Е Ставлю ручку на 2 этаж широкой строки, поднимаюсь по наклонной, поворот вправо, задерживаюсь, поворот, прямая наклонная линия до 2 этажа, знак больше, коснулись верхней линейки, плавный поворот, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

з Ставлю ручку на 3 этаж рабочей строки, поднимаюсь по наклонной, поворот, задерживаюсь, поворот, прямая наклонная линия до 2 этажа, знак меньше, коснувшись верхней линейки плавный поворот, прямая наклонная линия до 2 этажа широкой строки, петелька, перехлест на нижней рабочей линейке, вывожу на середину.

З Ставлю ручку на середину широкой строки, поднимаюсь по наклонной до 3 этажа, поворот вправо, задерживаюсь, поворот, прямая наклонная линия до 2 этажа, знак меньше, коснувшись верхней рабочей линейки, плавный поворот, прямая наклонная линия вниз, выписываю клюшку.

Я Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, кладу качалку, ухожу далеко в сторону вверх до 2 этажа широкой строки, секрет до 3 этажа, поворот вправо, задерживаюсь, поворот, опускаюсь по наклонной линии до верхней рабочей линейки, поворот, соединяю, веду по написанному до 3 этажа, гнездышко, прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

я Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, кладу качалку, ухожу по прямой далеко в сторону вверх до 3 этажа, секрет, поворот вправо, задерживаюсь, поворот опускаюсь по наклонной до середины, поворот, соединяю, веду прямую наклонную линию вверх до верхней рабочей линейки, гнёздышко, прямая наклонная вниз, поворот на месте, по крючку до середины.

РЕФЕРАТ

На тему: Методика обучения письму младших школьников Илюхиной В.А.

По дисциплине : Методика обучения письму

Содержание Введение ............................................................................................................... 3
1.
Методика обучения письму младших школьников В.А. Илюхиной ………. 4
.….………………………. ….4

1.2. Информационный аспект методики «Письмо с секретом»…………………..5 1.3. Формирование графического навыка у первоклассника…………………….. 7
1.4. Алгоритм письма………………………………………………………………..9

Заключение …………………………………………………………………….11

Список литературы ……………………………………………………..……. 12

Введение

Вопрос формирования у младших школьников каллиграфического письма в течение всего обучения в начальной школе, начиная с 1 класса при обучении навыкам письма и завершая построением структуры каллиграфических минуток, минуток чистописания всегда волновал учителей начальных классов.

Методика обучения письму младших школьников по В.А. Илюхиной своеобразная педагогическая находка. Эту методику еще называют «письмо с секретом». В ней отражены и точность ориентиров, и четкое представление о траектории движения при написании букв, и знание психологических и физиологических особенностей младших школьников.

Оригинальная методика используется в Букваре Андриановой и прописях Илюхиной - УМК «Планета знаний».

Письмо и речь. При большом количестве элементов букв и их соединений (а их 300) дети, как правило, не только в первом, но и во втором, третьем классах не могут четко проговорить написание изученных букв.

В чем же секрет этой методики обучения письму?

Детям сложнее всего написать те элементы букв, где присутствует “овал”. По возможности автор и постаралась заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. Написание каждой буквы сопровождается проговариванием.

Работы детей не только стали опрятными и аккуратными, но повысилась их грамотность, резко возросло внимание при письме, а благополучный исход принес радость учения.

Кроме того, В.А. Илюхина разделила написание букв на отдельные элементы: сломали “секрет”; крючок; петелька; нижнее двойное соединение; клюшка и т.д.

Узнаем, какой педагогической деятельностью занимается В.А. Илюхина?

Изучим основные идеи обучения письму по методике Веры Алексеевны Илюхиной.

Составим список методической литературы для работы с учащимися начальной школы, для тех, кто выбрал для себя данную методику.

Данный материал будет полезен любому учителю начальных классов и работникам дошкольного образования, а так же педагогам, занимающимся репетиторством с детьми в предшкольной подготовке и с учащимися, имеющими проблемы с каллиграфическим почерком.

    Методика обучения письму младших школьников В.А. Илюхиной


1.1.Педагогическая деятельность В.А. Илюхиной

«Отдавая – приобретаешь»,

«Времени не хватает тому, кто ничего не делает».

Вера Алексеевна Илюхина

Кем является В.А. Илюхина, какой путь прошла став учителем-новатором, чью методику обучения «письму с секретом» изучают молодые учителя, черпают вдохновение учителя с опытом, находят ответы на вопросы формирования каллиграфического почерка?

Илюхина Вера Алексеевна – выпускница факультета учителей начальных классов 1974г., директор Центра образования №2006 г. Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России. Отличник народного просвещения, лауреат премии «Гран-при «Новая школа», победитель конкурса «Учитель года-1996», лауреат Премии Мэра города Москвы в области образования -2004 год, имеет звание «Ветеран труда».

Вера Алексеевна более 15 лет являлась членом Экспертного Совета Министерства образования РФ, лектором Московского института открытого образования. Автор методики обучения письму и корректировки почерка «Письмо с секретом». В.А. Илюхина имеет порядка 150 публикаций, в том числе около 40 учебных пособий по школьной каллиграфии.

На сегодняшний день Школа №2006, возглавляемая В.А. Илюхиной, - это школа энтузиастов, профессиональных педагогов, творческих людей.

Рассуждая о своем профессиональном пути, В.А. Илюхина вспоминает: «Я родилась 1 сентября, и вижу в этом знак судьбы. В мой день рождения в стране начинается новый учебный год. Моей первой учительницей стала моя мама - Надежда Павловна Осетрова, учитель начальных классов. Именно она научила меня тому, как важен пример, который перед глазами, как важна работа не на показ, а от души, по призванию…».

39 лет педагогической деятельности посвящено школе из них в должности учителя начальных классов -28 лет, в должности заместителя директора -13 лет, в должности директора школы -12 лет.

Вера Алексеевна и сегодня открыта для педагогического сотрудничества и общения, так как на сайте школы имеются реквизиты: e - mail и контактный телефон. На сайтах доступны презентации, видеоролики, описание методики и дидактический материал.

Таким образом, В.А. Илюхина, подтверждает своё педагогическое кредо:

«Отдавая – приобретаешь»!

    1. Информационный аспект методики «Письмо с секретом»

В своей методике обучения младших школьников Илюхина Вера Алексеевна, прежде всего, знакомит учителей начальных классов с информационным аспектом «письма с секретом».

Письмо – это средство выражения мыслей человека, с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закрепление ее во времени.

Для этого создаются специальные начертательные знаки, передающие элементы речи, – слова, слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию

Почерк – устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.

Он предполагает устойчивое и индивидуальное выполнение человеком необходимых действий.

Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. По почерку можно довольно точно определить, кто писал тот или иной документ, но определять по почерку характер человека неправомерно. Почерк является только косвенным свидетельством индивидуально-психологических особенностей человека.

Своеобразие почерка определяется следующими признаками:

    Специфической формой отдельных букв, точнее, их округлостью или заостренностей,

    Растянутостью или сжатостью письма, постоянным или неравномерным расстоянием между буквами,

    Отрывным или безотрывным письмом,

    Письмом без наклона, с наклоном вправо, влево, колеблющимся наклоном,

    Ритмическим повтором элементов или их аритмичностью,

    Нажимом, крупным или мелким письмом,

    Ровным или колеблющимся вверх-вниз расположением слов по горизонтали.

Что же может оказывать влияние на формирование почерка?

    Физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и органов зрения к моменту обучения письму,

    Время начала обучения письму,

    Отношение к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении,

    Отношение самого ученика к качеству его письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии,

    Развитие у ребенка чувства ритма,

    Качество орудий труда и т.д.

Обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе.

Этапы формирования графического навыка

На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.

На втором – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.

На третьем – писать буквы.

На четвертом – писать целые слова.

Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося

Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:

    за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,

    пишут буквально «носом»,

    левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,

    локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу,

    голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу,

    вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.

В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.

Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.

Таким образом, прежде чем начать обучение письму, необходимо осознать как правильно сидеть за партой при письме, и какова роль письма в жизни человека, сформировать сознательное отношение к написанию букв, слов, предложений, текстов.

    1. Формирование графического навыка у первоклассника

Важно учитывать, что формирование графического навыка у первоклассника – процесс сознательный . Ребёнок должен понимать: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах.

Действия учащихся организуется учителем .

На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия.

При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия.

С этой целью необходимо:

    Проанализировать образец , т.е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.

    Проанализировать материал и орудия действия : предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.

    Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения :

посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы относительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой – на тетрадь, положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища. Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника.

При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах : материальной, речевой, умственной.

    Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.)

    Речевая форма – с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы.

    Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания, он может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия «в уме».

Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко

Анализ каллиграфических ошибок .

К каллиграфическим ошибкам относятся

    Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке

    Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,

    Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,

    Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме,

    Не выдерживается нужная высота букв,

    Обнаруживается ломаность, вычурность письма,

    Имеет место угловатость, «заборность» письма,

    Не соблюдается связность букв при письме,

    Наблюдается полная неразборчивость, «каша».

Указанные выше ошибки, появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.

Классификация каллиграфических ошибок помогает учителю анализировать письмо учеников, выявлять недочеты и выработать тактику корректировки почерка.

Общее развитие школьников зависит от организации обучения на достаточно высоком уровне трудности, конечно, необходимо соблюдать меру трудности.

При обучении письму происходит интенсивная умственная работа, формируется графическая зоркость.

Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности.

Это позволяет сделать система обучения письму – письмо с открытыми правилами.

Таким образом, у первоклассников необходимо формировать графический навык написания букв, соединений, интервалов между словами…

    1. Алгоритм письма

Ознакомление с алгоритмом письма мы начинаем с анализа написания буквы и, которая рассматривается как исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиеся при написании очень многих букв.

Так, разработанный алгоритм письма ориентирует учителя на включение в учебную деятельность более детального анализа элементов букв-знаков, разнообразных по форме умственных операций (анализ, синтез, сравнения буквенных знаков), на использование зрительно-двигательных образов изучаемых в основе четкого и связного письма.

Алгоритм требует также постоянной ориентации детей на более полное сознание ими всех графических деталей букв, на формировании у них способности выражать в слове, в речи процесс написания букв, их элементов, соединений. Формирование компонента письма обеспечивается поэтапной отработкой, которая приводит к созданию полноценного образа буквы и алгоритма ее написания.

Буквенные знаки (буквы) имеют сложное строение, они состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Чем детальнее выделяем мы эти части в букве, чем точнее выражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы, тем лучше осознаем, понимаем, как пишется буква в целом и в соединении с другими буквами.

Основной алгоритм письма

    Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.

    Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове.

    Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.

    Письмо крючковой линии до середины строки.

    Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)

    Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).

    Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).

Прежде чем подробно рассматривать перечисленные составляющие алгоритма, проанализируем некоторые технические моменты.

Написание наклонной линии на рабочей строке. Обращаем внимание на то, что между наклонными линиями есть определенный интервал, который равен половине высоты рабочей строки. Также, напоминаем о параллельности линий. Параллельность линий будет получаться лишь в том случае, если в работу будет включено боковое зрение, т. е. при написании каждой последующей линии внимание обучающегося будет акцентироваться на предыдущей, уже написанной линии.

Просветы в верхней и нижней частях букв. Если не фиксировать внимание школьников на просветах в верхней и нижней частях букв, то это может отрицательно сказаться на становлении их почерка.

Безотрывное письмо. При обучении письму школьники обязательно отрывают руку. Первоначально это нужно для снятия напряжения, позднее – чтобы отдохнуть, передвинуть руку, тетрадь. Однако с принципом безотрывного соединения букв при письме учащихся нужно ознакомить сразу. Это значит, что после отдыха пишущий опять ставит ручку в ту точку, где он остановился. Если учитель сможет добиться единого соединения букв, это позволит не только правильно формировать графический навык, но и увеличит скоропись, сохраняя при этом качество работы. Наличие же принципа отрывности в процессе обучения письму при приписывании последующей буквы отрицательно сказывается на качестве письма. И вот почему. Для примера возьмем букву и. Обучающийся делает паузу (прерывается) в письме при написании первого крючка. Далее, если он не сохраняет прием безотрывного написания, т. е. не доводит крючок до верхней линии, он отрывает ручку и переносит ее на верхнюю линию рабочей строки в произвольную точку. В этой ситуации сохранить нужный интервал между элементами (этот интервал уже определен концом крючка) в большинстве случаев невозможно. Тем самым теряется ровное и четкое письмо.

Написание овала, входящего в состав букв: а, б, в, д, о, ф, ъ, ы, ъ, ю. Это один из наиболее сложных элементов на первоначальном этапе. На практике овал нередко сводится к написанию круга. Из-за этого в буквах а, д, ф, с постоянно встречаются искажения следующего после овала элемента. Понимая, что нужно оставить просвет между овалом и палочкой с закруглением (или палочкой с петлей), обучающийся уводит ручку вправо, тем самым искажая букву.

Причины этих ошибок опять же кроются в незнании учителем точной характеристики написания элементов букв и их расположения по отношению друг к другу.

Таким образом, формирование графического навыка – весьма сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Это требует и времени, и определенных усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также терпения и упорства со стороны обучающегося.

Заключение

Плохой почерк – проблема многих детей, оканчивающих первый класс, ведь проблема заключается в том, что за сравнительно небольшой отрезок времени 6-7 месяцев, первоклассники должны изучить весь алфавит и уже уметь писать слова, с данными буквами.

Методика обучения письму В.А. Илюхиной заключается в особом подборе материала, в тщательном изучении особенностей написания каждого элемента буквы, многократном оттачивании мастерства каллиграфического письма.

Если для дошкольников основу техники письма составляет мелкая моторика. То в первом классе лишь очень быстро повторяют основные техники – обводка, штриховка, рисование бордюров и т.п. и переходят к отработке написания элементов букв. Может показаться, что «крючки» не очень важны, но не освоив написание элементов ребенок не сможет правильно писать буквы. Далее переходят к написанию заглавных и строчных букв и их соединениям. Для школьников есть система четких эталонов - алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в навык письма.

В методике «письмо с секретом», отражены и точность ориентиров, и четкое представление о траектории движения при написании букв, и знание психологических и физиологических особенностей младших школьников. Мы выяснили, что особенность методики заключается в том, что большое значение при обучении письму Илюхина придает проговариванию написания букв. В результате привычки проговаривания работы детей не только стали опрятными и аккуратными, но повысилась их грамотность, резко возросло внимание при письме, а благополучный исход принес радость учения.

Для учителей, заинтересовавшихся данной методикой, рекомендуем следующие прописи: Илюхина В.А. «Чудо- пропись» (в четырёх частях),

грамотно формируют навыки каллиграфического письма, и дают возможность корректировать почерк на разных этапах и в разных возрастных группах.
Прописи могут быть использованы в сочетании с учебниками В.Г.Горецкого "Азбука" и "Русская азбука.", Илюхина В.А. Прописи к Букварю Т.М. Андриановой для 1 класса. В 4-х тетрадях.

Для учителей, работающим по казахстанским учебникам, данные прописи можно использовать в качестве дополнительного пособия как в период обучения грамоте, так и на минутках чистописания, а так же в качестве материала для коррекции каллиграфии.

Таким образом, методика обучения письму В.А. Илюхиной актуальна и на сегодняшний день, и молодым специалистам, студентам и репетиторам позволит эффективнее работать над формированием каллиграфии.

Список литературы

    Илюхина В .А. Методика обучения письму младших школьников («письмо с секретом»- информационный аспект) ИТО-РОИ-2006 / Публикации: устное выступление и публикация, 2016 г.

    Илюхина В.А. Письмо с «секретом» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся) Москва. «Новая школа»,1994 г.

    Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. –№8. –с.16-24

    Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. –с.37-52.

    http://pedsovet.org/publikatsii/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,7645/Itemid,118 // Презентация к урокам обучения письму по методике Илюхиной В.А. автор Марабаева Л.

    https://www.youtube.com/watch?v=Uij1rtyDQxQ //Письмо с «секретом», (по методике Илюхиной) - YouTube .автор Марабаева Л.

    http://velib.com/biography/iljukhina_vera_alekseevna/Илюхина В.А. Прописи для читающих детей к «Букварю» Т. М. Андриановой. 1 класс. Тетрадь №1, 2015г.

    http://velib.com/biography/iljukhina_vera_alekseevna/Илюхина В.А. Первые уроки письма при подготовке к школе. Начальное обучение,2013г.

    http://velib.com/biography/iljukhina_vera_alekseevna/Илюхина В.А. Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной. Программы, методические рекомендации, поурочные разработки. ,2015г

    http://velib.com/biography/iljukhina_vera_alekseevna/Илюхина В.А., Илюхина И.В. Готовим руку к письму и учимся писать красиво. Учебно-методическое пособие для подготовки к школе,2014

    Биография.,2016 г.

Технология В.А.Илюхиной

как средство формирования
универсальных учебных действий
учащихся начальных классов.

Илюхина Вера Алексеевна
директор ЮЗОУО ГОУ СОШ № 2006
Кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель России,
Отличник народного просвещения,
Ветеран труда,
Лауреат премии «Гран-при «Новая школа»,
победитель конкурса «Учитель года -96»,
лауреат Премии Мэра города Москвы в области
образования - 2004 год.
Член Экспертного Совета Министерства образования РФ,
лектор МИОО.
Автор методики обучения письму и корректировки почерка.
Имеет порядка 150-ти публикаций.
Название ее книги «Письмо с секретом» объединяет творческих людей. По её
прописям уже много лет обучаются первоклассники разных уголков России.
Кредо: «Отдавая - приобретаешь»,
«Времени не хватает тому, кто ничего не делает».

…Ребенок очень многое вкладывает
в свой почерк.
Это нечто, что он отдает с любовью
родителям или учителям.
Какой-либо изъян в буквах или в почерке
в целом следует рассматривать
как сигнал тревоги...

Этапы
работы по формированию
каллиграфического навыка

Первый этап:
развитие мелкой моторики на занятиях
с дошкольниками в школе «Светлячок»
Упражнения для развития мелкой моторики:
работа с тренажерами, пальчиковая гимнастика;
Штриховка альбомах для раскрашивания;
Штриховка по трафаретам;
Письмо простым карандашом в тетрадях
в узкую линию

Второй этап:
формирование навыка письма
у учащихся 1 классов.
Обучению письму
по учебным пособиям В.А.Илюхиной:
УМК «Школа России» «Чудо – пропись» ;
УМК «Планета знаний» «Пропись»,
«Прописи для читающих детей».

Второй этап:
формирование навыка письма
учащихся 1 классов.
Упражнения для развития мелкой моторики;
Работа с тренажерами;
Штриховка элементами букв
с использованием гелевых ручек;
Штриховка по трафаретам;
Письмо простым карандашом,
затем – ручкой;
Изучение написания основных элементов
письма, затем – букв, слогов, слов;
Система стимулирования учащихся
(«Почетные обложки»,
выставки лучших тетрадей)

Основные элементы письма.
Точка начала
Точка верхней и нижней
письма буквы
трети строки
Наклонная палочка
Крючковая линия
«Качалочка»
«Секрет»
«Рыбка»
«Клюшечка»
Знак
«Бугорок»
«Гнездышко»
«меньше», «больше»
Шалашик для гномика
Марабаева Л.А.

Написание прямых наклонных линий На этом этапе встречаются следующие ошибки:

Несоблюдение параллельности наклонных
линий

Алгоритм написания наклонной линии


рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз…»

Деление наклонной линии на две и три части

Выполнение закруглений на нижней линеечке рабочей строки

Алгоритм выполнения закруглений на нижней линеечке рабочей строки

«Ставлю ручку на верхнюю
линеечку рабочей строки,

выполняю «качалочку»…

Письмо крючковой линии

Алгоритм написания крючковой линии

«Ставлю ручку
на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»
и
до
середины строки…»

Письмо «секрета»

«Секрет» – прямая линия вверх
параллельно первой наклонной…»

Алгоритм написания «секрета»

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку
рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»,
поднимаюсь по крючковой линии
до середины строки,
пишу наклонную линию вверх («секрет»)…»

Письмо вниз по «секрету»

Алгоритм написания:

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку
рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»,
поднимаюсь по крючковой линии
до середины строки,
пишу наклонную линию вверх («секрет»),
пишу по «секрету» наклонную линию вниз…»

Завершение написания второго крючка (второй крючковой линии)

Алгоритм написания завершается:

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю
«качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до
середины строки, пишу «секрет», по «секрету»
опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и
поднимаюсь по крючковой до середины строки»

Буква
и
вобрала в себя все основные
элементы, часто встречающиеся при
письме.

На основе соединения двух крючков
между собой показан принцип соединения
элементов и букв между собой

Способы проверки
правильности написанного.
Вводятся следующие графические знаки:
середина (-),
одна треть сверху или снизу (х),
просвет снизу, «шалашик» ( ),
просвет сверху, «гнездышко» (v).

Приемы работы на уроках письма:
Диктовка элементов букв и их соединений
Игра «Переполох»
Игра «Отметь место»
Игра «Угадай-ка»
Игра «Поле чудес»
Игра «Повтори предложение»

Игра «Угадай букву»
(узнать и дописать букву)

Игра «Восстанови слово»

Игра «Найди пару каждому элементу»

Игра «Угадай слово, соединив по
порядку»

Каллиграфические ошибки:

Несоблюдение интервалов между буквами в словах,
неравномерность расстановки слов на строке
Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный
наклон вправо или влево,
Не соблюдается расположение букв относительно линий
строки, т.е. нет линейности при письме,
Не выдерживается нужная высота букв,
Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
Имеет место угловатость, «заборность» письма,
Не соблюдается связность букв при письме,
Наблюдается полная неразборчивость, «каша».
Указанные выше ошибки появляются вследствие
недостаточной сформированности
правильного графического навыка.

Образец карточки для калькирования

Технология формирования
каллиграфических навыков В.А.Илюхиной
«Письмо с открытыми правилами»
способствует развитию красивого,
грамотного письма,
сказывается на формировании мира
ребенка, помогает ему расти внутренне
красивым человеком.
Красивое письмо – это выражение
отношения к другим людям.

Предлагаемое пособие является практическим руководством для учителей начальных классов. Оно содержит теоретические основы, авторскую методику, интересные педагогические приемы и наблюдения. В настоящее время сотни учителей, обучая детей письму, применяют метод В.А. Илюхиной.

МЕТОДИКА ПЕРВЫХ УРОКОВ ПИСЬМА.
Первые уроки - очень важный период. Необходимо постоянно упражняться в выписывании элементов, а далее и букв всем классом вместе по отчетливой команде учителя: поставьте ручку на 1/3 сверху, уйдите влево-вверх, задержитесь на строке, опуститесь по прямой наклонной линии вниз, задержитесь на строке, поднимитесь вверх, сомкните части и т.д.

При этих упражнениях я достигаю различных целей: приучаю детей правильно сидеть при письме, соблюдать расстояние между грудью и краем стола, равное ширине ладони, не наклоняться слишком близко к столу, класть правильно перед собой тетрадь (угол между нижней стороной тетради и краем стола должен быть 25 градусов). Обе руки должны лежать на столе: локоть правой руки свисает на край стола на 1-2 см. ручку необходимо класть на среднюю фалангу среднего пальца, прижимать сверху большим и указательным пальцами на 1.5-2 см от края стержня (конец ручки должен быть направлен в правое плечо). Все эти привычки очень важны как для хода самого обучения письму, так и для здоровья ребенка. Они гораздо легче усваиваются детьми теперь, при первых легчайших упражнениях, чем впоследствии, когда эти упражнения уже сами по себе станут довольно трудными и займут все внимание ребенка.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Письмо с секретом, Илюхина В.А., 1994 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Образование, Прошлое, настоящее, будущее, Ахметов И.Г., 2018
  • Письмо с “секретом”, Из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся, Илюхина В.А., 1994
  • Практикум по педагогике, Казимирская И.И., Торхова А.В., Бычковский П.М., 1999

Следующие учебники и книги.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»