Внедрение дуальной системы обучения в профессиональное образование. Дуальное обучение Мониторинг дуального обучения в учреждениях спо

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Анализ опыта реализации программ дуального обучения в

ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж»

Старооскольский педагогический колледж в числе образовательных учреждений среднего профессионального образования Белгородской области на основании постановления Правительства Белгородской области «О порядке организации дуального обучения обучающихся» № 85-пп от 18 марта 2013 г., постановления Правительства Белгородской области от 19 мая 2014 года № 190 «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 года № 85-пп» внедряет дуальное обучение.

Дуальное обучение представляет собой форму, основанную на взаимодействии работодателей и образовательных учреждений СПО, а именно согласованное взаимодействие управления образования администрации Старооскольского городского округа и педагогического колледжа.

Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в колледже студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте: в школах, учреждениях дополнительного образования города.

Программы дуального обучения, реализуемые на конкретных рабочих местах в образовательных учреждениях города под руководством школьных учителей-наставников, включают в себя три основных компонента:

1) учебную, производственную (педагогическую) практику;

2) практические и лабораторные занятия;

3) внеаудиторную работу (экскурсии, круглые столы, семинары-практикумы)

В настоящее время ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж» осуществляет дуальное обучение студентов по следующим специальностям:

На первом этапе подготовки к проведению дуального обучения колледжем разработана нормативно-правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения:

– заключены договоры о дуальном обучении студентов колледжа с управлением образования администрации Старооскольского городского округа, «якорным работодателем» и с базовыми школами и учреждениями дополнительного образования детей: МБОУ «НОШ № 31»,МБОУ «Гимназия № 18»,МАОУ «СОШ № 24 с УИОП»,МАОУ «СОШ № 40»,МБОУ «СОШ № 16 с УИОП»,МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова», МБОУ «СОШ № 21»,МБОУ «СОШ № 30»,МБОУ «СОШ № 14» им. А.М. Мамонова, МБОУ «СОШ № 20 с УИОП»,МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ»,МБУДО ЦДО «Перспектива»,МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки»,МБДОУ детский сад № 71 «Почемучка», МБДОУ детский сад № 20 «Калинка», МБДОУ детский сад № 68 «Ромашка».

– дополнительно определены учреждения для проведения отдельных видов дуального обучения студентов: МБУДО «Детская школа искусств № 2», МБУДО «Детская музыкальная школа № 5», МБУДО «Детская музыкальная школа № 3» МБУДО «Детская школа искусств имени М.Г. Эрденко №1», МБУК «Старооскольский Дом ремесел», МАУК ДК «Комсомолец», МБУКДО «Центр эколого-биологического образования», ООО «Арт-Мастер», студия мебели «Astoriya», ООО РА «Премьера Плюс», ООО «Яркий мир», МУП «Зеленстрой», МКУК «Старооскольский художественный музей»,Веб-студия ITUp, ООО РПК «Реклайн», ООО «Гелион», ООО «Софтсервис».

Практические занятия студентов 21-М группы по МДК 01.11. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности:хоровой класс и практика работы с хором на базе

МБУДО «Детская школа искусств им. М. Эрденко № 1». Занятие по хору проводит педагог-наставник Иванова С.Н.


Практическое занятие студентов 22-Х группы по МДК 01.02.Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: ритмика с методикой преподавания на базе МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 5» (педагог-наставник Клещевникова С.А., преподаватель колледжа Христолюбов В.Н.)

– разработаны Программы дуального обучения по всем специальностям, прошло согласование Программ с управлением образования администрации Старооскольского городского округа, с департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области;

– разработаны учебные планы по всем специальностям, учебные планы согласованы с управлением образования администрации Старооскольского городского округа;

– планы-графики дуального обучения согласованы с управлением образования администрации Старооскольского городского округа и базовыми образовательными учреждениями;

– составлена «дорожная карта» (план мероприятий) по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения;

– утверждено Положение «Об организации и проведения дуального обучения в колледже»;

– заключены ученические договоры о дуальном обучении;

– управлением образования администрации Старооскольского городского округа и ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж» проведено совместное совещание «О порядке организации и внедрения дуального обучения студентов».

На втором этапе – этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам осуществляется дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических занятий (просмотр и анализ уроков, внеклассных мероприятий, классных часов) на базе работодателя. Эта форма сегодня дает положительные результаты в приобретении студентами колледжа более качественного профессионального опыта.

№ п\п

Название специальности

Базы дуального обучения

1.

44.02.02 Преподавание в начальных классах

МБОУ «НОШ № 31», МБОУ «Гимназия № 18», МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», МАОУ «СОШ № 40», МБОУ «СОШ № 16 с УИОП», МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова»

2.

49.02.02 Адаптивная физическая культура

МБОУ «СОШ № 30», МБОУ «СОШ № 14» им. А.М. Мамонова, МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ», МБОУ «СОШ № 20 с УИОП».

3.

44.02.01 Дошкольное образование

МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки», МБДОУ детский сад № 20 «Калинка», МБДОУ детский сад №71 «Почемучки», МБДОУ детский сад № 68 «Ромашка», МАДОУ детский сад № 11 «Звездочка».

4.

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

09.02.07 Информационные системы и программирование

МАОУ «СОШ № 40», МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», МБОУ «СОШ № 16 с УИОП», МБОУ «СОШ № 20 с УИОП», МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова», ООО «Гелион», ООО «Софтсервис».

5.

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова», МБОУ «СОШ № 21», МБОУ «Гимназия № 18», МАОУ «СОШ № 40», МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», МБУДО «Детская школа искусств № 2», МБУДО «Детская музыкальная школа № 5», МБУДО «Детская музыкальная школа № 3», МБУ ДО «Детская школа искусств имени МБУДО М.Г. Эрденко №1».

6.

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

МБОУ «Гимназия № 18», МБУДО ЦДО «Перспектива», МАОУ «СОШ № 40», МБОУ «НОШ № 31», МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 5», МБУ ДО «Детская школа искусств имени М.Г. Эрденко №1», МАУК ДК «Комсомолец», МБУДО «Детская школа искусств № 2».

7.

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

МБУДО «Центр эколого-биологического образования», ООО «Арт-Мастер», студия мебели «Astoriya», ООО РА «Премьера Плюс», РА «Яркий мир», МУП «Зеленстрой», МКУК «Старооскольский художественный музей», ООО РПК «Реклайн», МАУК ДК «Комсомолец».

На третьем – этапе реализации программ учебной и производственной практики реализуется более 15 видов практики. Учебная и производственная практика студентов проходят в более чем в 30 организациях, образовательных учреждениях разного типа (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования).

09.02.07 Информационные системы и программирование

09.02.05 Прикладная информатика


44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

49.02.02 Адаптивная физическая культура

Летняя практика студентов

Практика в рамках дуального обучения организуется по профессиональным модулям. По завершению вида практики проводятся дифференцированные зачеты. Защита результатов практики является составной частью экзамена (квалификационного).

Таким образом, переход на систему дуального обучения:

во-первых, позволил значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО;

во-вторых, способствовал решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к педагогической деятельности;

в-третьих, повысил профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда;

в-четвертых, укрепил взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования.

Программы дуального образования

Адаптивная физическая культура 2018г.

Итак, какую же цель преследует дуальное обучение, какие его основные задачи перед собой ставит и что можно получить в результате?

Данная система обучения специалистов направлена на совершенствование модели подготовки профессиональных кадров с учётом экономических нужд в специалистах для увеличения инвестиционной заинтересованности регионов.

К основным задачам дуальной системы обучения относятся:

  • создание моделей, обращённых на финансовое участие предприятий в выполнении программ обучения кадров, разработка форматов и моделей сетевого взаимодействия ОО и предприятий в подготовке кадров;
  • создание, утверждение на основе проверок, внедрение и популяризация моделей дуального образования в пилотных регионах.

К ожидаемым результатам внедрения дуальных моделей профессионального образования можно отнести:

  1. Обучение, сориентированное на существующее производство.
  2. Повышение заинтересованности предприятий в финансировании.
  3. Улучшение системы прогнозирования необходимости в специалистах.
  4. Вариабельность индивидуальных образовательных программ.
  5. Улучшение квалификации. Рост престижа профессий.

Основные аспекты дуальной модели обучения

В следующем списке характеристик, можно увидеть отличия практико-ориентированного образования по отношению к другим видам:

  1. Усовершенствованные партнёрские механизмы (социальная сфера).
  2. Направленность целей на экономическую сферу.
  3. Использование в обучении технологических стандартов — определяется как преимущественный ориентир при выборе средств, методов и форм обучения.
  4. Использование в первую очередь практических форм обучения, которые ориентированы в первую очередь на развитие конкретных умений и навыков по стандартам.

Дуальное образованиеподразумевает привлечение и вовлечение в систему ПО организаций работодателя как провайдера образовательных услуг. В РФ и во многих других странах внедрение дуальная модель обучения в таком формате невозможно.

Понятие «дуального обучения» в России используется в широком и узком смысле .

В широком смысле под дуальным образованием понимается инфраструктурная региональная модель. Она обеспечивает взаимодействие нескольких систем. К этим системам относятся:

  1. Система прогнозирования потребностей в кадрах.
  2. Система профессионального образования.
  3. Система профессионального самораспределения.
  4. Система подготовки, повышения и квалификации педагогических кадров. Сюда же включены и наставники на производстве.
  5. Система оценки профессиональной квалификации.

Системы взаимосвязаны и одна без другой попросту не смогут существовать.

В узком смысле дуальное обучение можно рассматривать как форму организации и реализации образования, подразумевающую теоретическое обучение в ОО, а практическое - у работодателя в организации.

На сегодняшний день дуальное обучение считается самым перспективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики. Крупный бизнес с высокотехнологичным производством, ориентиры которого — международные стандарты качества продукции и квалификации самих кадров, затрагивается напрямую .

Факторы привлекательности дуальной системы подготовки кадров для бизнеса:

  1. Составление учебных планов реализовывается с учётом предложений работодателей. Для студентов это выливается в получение знаний, прежде всего связанных с тем, что им пригодится на производстве. Как результат — квалификация будущих специалистов соответствует действующим на производстве профстандартам.
  2. Будущий специалист прямо на рабочем месте приобретает профессиональные навыки, умения, компетенции — он подготовлен к работе на производстве и мотивирован на производственную деятельность.
  3. Студент знакомится и усваивает нормы корпоративной культуры на практике.
  4. Предприятие экономит на кадровом рекрутинге. В подавляющем большинстве случаев выпускники СПО идут работать в те предприятия, где проходили практику.
  5. Кадровые службы совершают меньше ошибок — за время продолжительной практики уже можно отметить сильные и слабые стороны обучающихся.
  6. Сотрудничество с ОО в рамках дуального обучения предоставляет работодателю возможность организовать систему обучения внутри фирмы и в рамках программы повышения квалификации выбрать на своё усмотрение наиболее квалифицированных преподавателей из образовательной организации.

Нормативно-правовое оформление дуального обучения: о положениях

Пошаговая реализация дуальной модели обучения выглядит следующим образом:


Остановимся и подробно рассмотрим второй пункт. Для нормативно-правового оформления внедрения дуальной модели обучения требуется подготовка соответствующей нормативно-правовой базы. Она разделяется на три уровня управления:

  1. Локальный.
  2. Региональный.
  3. Федеральный.

Что касается термина «Дуальное образование», то на сегодняшний день на федеральном уровне для него нет определения . Использоваться ОО и работодателями он может при наличии нормативных правовых актов субъекта РФ о проведении регионального эксперимента.

На опыте пилотных регионов можно увидеть, что общие условия организации профессионального образования определяются нормативными актами субъекта РФ. Документы могут иметь различные названия, но, как правило, это «Положение о дуальном обучении». Документ может носить и другие названия:

  1. Положение о мониторинге трудоустройства выпускников образовательных программ с использованием элементов дуального обучения.
  2. Положение о наставничестве.
  3. Типовой договор о сетевой форме реализации образовательного процесса
  4. Положение об организации обучения на рабочем месте.
  5. Положение о Службе содействия трудоустройству выпускников, обученных по дуальной системе подготовки кадров.
  6. Типовой ученический договор.

Все вышеперечисленные названия можно применять на региональном уровне. При этом они не будут противоречить федеральному законодательству.

Детально же прорабатывать образовательный процесс могут его участники локальными нормативными актами , содержание которых будет зависеть от специфики конкретной образовательной программы, принятой за основную в конкретной профессиональной образовательной организации. К примеру, это могут быть документы со следующими названиями и соответствующим содержанием:

  1. Положение о производственном экзамене.
  2. Положение о производственной практике.
  3. Положение о моральном и материальном поощрении лучших выпускников, преподавателей, мастеров производственного обучения.

Вот примеры положений, написанные некоторыми ОО.

Белякова Т.Н. преподаватель ГБПОУ СХТК

Дуальная модель обучения в системе среднего профессионального образования

    Основные понятия, используемые в дуальной модели обучения.

Дуальная система образования - система образования, предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности.

Профессиональный стандарт - документ, который устанавливает определяемые профессиональной квалификацией требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту, системе ценностей и личным качествам.

Учебная образовательная программа - документ, который устанавливает перечень и наименование учебных дисциплин, подлежащих изучению в процессе обучения, объем часов теоретической и производственной составляющей процесса обучения и условия аттестации обучаемых.

Профессиональная квалификация - это уровень компетентности, необходимый в данной сфере профессиональной деятельности и признаваемый на основании урегулированных требований либо требований, сложившихся исторически или в международной практике.

Кредит - унифицированная единица измерения объема учебной работы студента; один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучаемого в неделю на протяжении академического периода.

Кредитная система обучения - образовательная технология, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

    Сущность и содержание дуальной модели обучения.

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка). Такая форма подготовки и переподготовки работников технического и профессионального профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и обеспечить присвоение обучаемым более высоких квалификаций (разрядов), возможность расширения функциональных обязанностей. График учебного процесса по дуальной системе образования разрабатывается с учетом специфики каждого конкретного предприятия и требований к компетентности и квалификации обучаемого в соответствии с рекомен­дациями РГП «РНМЦ» МОН РК.

Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение

    Назначение и цели дуальной модели обучения.

Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации.

Цели: Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.

    Нормативно-правовое обеспечение дуальной модели обучения.

ст. 8 Закона РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем и элементов:

1) преемственных образовательных программ различного уровня

и направленности, федеральных государственных образовательных

стандартов и федеральных государственных требований;

2) сети реализующих их образовательных учреждений;

3) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и

подведомственных им учреждений и организаций;

4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-

общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования

Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основе:

    Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (проект);

    ФГОС СПО 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)»;

    ФГОС ВО 050100 «Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")»

и в соответствии с Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 года №ВК-1032/06).

Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования Российской Федерации»;

Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) требует подготовки соответствующей нормативно-правовой базы на всех уровнях управления:

    федеральный;

    региональный;

    локальный.

    Цели и задачи внедрения дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.

Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения.

Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования.

Стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандартов рабочих и технических специальностей.

Задачи: Приведение объёмов, профилизации и территориального размещения организаций подготовки рабочих и технических кадров в соответствие с потребностями рынка труда, динамикой и перспективами развития отраслей народного хозяйства и социальной сферы и с учетом инновационной направ­ленности экономической стратегии развития РК.

Развитие многопрофильной и многофункциональной сети учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения и рынка труда.

Изменение и качественное обновление содержания и структуры учебных образовательных программ для системы подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих их высокий профессионализм и мобильность.

Создание благоприятных условий для кадрового, научно-методического и материальнотехнического оснащения организаций образования профессиональной подготовки и переподготовки.

    Основные этапы реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Этап 1 Выбор координатора (оператора)

Этап 2 Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) – федеральный, региональный, локальный.

Этап 3. Прогноз отраслевых и региональных потребностей.

Этап 4. Профессиональная ориентация.

Этап 5. Обновление образовательных программ.

Этап 6. Организация производственной практики.

Этап 7. Оценка профессиональной квалификации.

    Зарубежный опыт дуальной модели профессионального образования.

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Эта модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки. Дуальное образование реализуется при участии ремесленных и торгово-промышленных палат.

В Германии принят закон, регламентирующий профессиональное образование, и "Ремесленное уложение". Эти нормативные акты регулируют взаимодействие молодежи с предприятиями и учебными заведениями. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3.6 млн организаций задействовано полмиллиона. Положения о подготовке кадров принимаются участниками тарифных переговоров – структурами предприятий и наемных работников. Введение их в действие осуществляется на министерском уровне. Минтруд, в свою очередь, составляет Положение об обучении. Оно регламентирует экзаменационные требования.

    Лучшие российские практики реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования.

Практика студентов является составной частью ОПОП, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности (профессии). Видами практики студентов, осваивающих ОПОП, являются: учебная практика и производственная практика.

Дуальная система включает две различные, но самостоятельные в правовом и организационном отношениях учебно-производственные среды, такие как учреждение СПО и предприятие - работодатель.

Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая комбинирует теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на площадках компаний и предприятий. Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

    Актуальные проблемы реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Недостатки дуальной системы: С мотивацией обучения на предприятии может снижаться качество образования; Рабочие программы не всегда согласованны с сезонной последовательностью выполняемых работ на производстве; Образовательная организация не всегда может вовремя преподать необходимый предприятиям учебный материал; Недостаточная готовность предприятий к обучению - вследствие этого отсутствие учебных местах на производстве; Предприятия вынуждены через повышение цен на производимый продукт зарабатывать средства на образование (недостающее оборудование, недостаток финансов и др.).

    Основные направления развития дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Соответствие содержания образования современному уровню производства; Знакомство студентов с корпоративной культурой предприятия, его особенностями; Сведение к минимуму затрат по социальной и трудовой адаптации выпускника в новом трудовом коллективе; Использование в обучающем процессе современного оборудования в условиях реальных производственных площадок; Привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения высококвалифицированный инженерно- технический персонал предприятия.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»