Госзакупки — требования к сотруднику. Какие требования предъявляются к специалистам по госзакупкам Квалификационные требования к должности экономиста по закупкам

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Контрактный управляющий с 1 января 2017 года имеет право осуществлять трудовую деятельность при соответствии новым требованиям в части образования. При этом необходимо понимать, когда требуется введение его должности, а когда закон не обязывает нанимать такого сотрудника.

Контрактная служба и управляющий по законам № 44-ФЗ, № 223-ФЗ

В сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд посредством проведения закупок, необходимых для деятельности публичных органов или иных структур, действует больше императивных норм, чем в торговых отношениях между гражданами и организациями. Так, в соответствии со ст. 38 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, государственные и муниципальные органы либо казенные учреждения, осуществляющие закупки, выступающие в качестве заказчиков, обязаны создать специальную службу или передать должностному лицу функции по созданию плана и плана-графика закупок, составлению и публикации извещений и приглашений, осуществлению покупок и т. п.

При этом возможны 2 варианта решения данного вопроса:

  1. При большом объеме средств, выделяемых на обеспечение нужд публичных органов, создается контрактная служба. В качестве базы ее деятельности заказчик на основе типового положения, утв. приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631, разрабатывает собственный регламент или положение о деятельности структурного подразделения.
  2. Если объем затрат за год не достигает 100 млн руб., а указанная служба не создана и не планируется, заказчик может передать ее полномочия и функции должностному лицу — контрактному управляющему.

При этом, как разъяснил Минэкономразвития в п. 2 приложения к письму «О направлении ответов…» от 30.09.2014 № Д28и‑1889, число управляющих не ограничивается. Заказчику не воспрещается назначить контрактными управляющими 2, 3 и более лиц, не объединяя их в единую службу, однако каждый из таких сотрудников для назначения обязан соответствовать установленным требованиям.

ВАЖНО! C огласно положениям закона «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, для осуществления больших приобретений отдельными организациями, например автономными учреждениями, государственными корпорациями и т. п., не требуется ни службы, ни управляющего, хотя запрета на их деятельность в этом случае закон также не содержит.

Не знаете свои права?

Как именовать должность в контексте квалификационного справочника — контрактный управляющий или специалист по закупкам?

При введении должности управляющего могут возникнуть сложности с ее правильным наименованием. Так, в соответствии с ответом Минэкономразвития (п. 2 приложения к письму № Д28и-1889), функции контрактного управляющего возлагаются на работника в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом. Возложение на работника дополнительных функций, составляющих работу контрактного управляющего, можно квалифицировать как изменение действующих положений трудового договора (ст. 72 ТК). Оно же обычно оформляется дополнительным соглашением, при этом должность трудящегося называется по-прежнему.

Сложнее обстоит вопрос с введением отдельной должности управляющего. Поскольку заказчиком выступают публичные органы власти или казенные предприятия, то по ст. 144 ТК для оплаты труда учитываются положения единых тарифно-квалификационных справочников работ или должностей руководителей, профессиональных стандартов. По состоянию же на конец 2017 года профессиональный стандарт управляющего все еще в процессе разработки (об этом в том числе указало Минэкономразвития в п. 4 приложения к письму № Д28и-1889). При этом приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н утвержден стандарт специалиста в области закупок для публичных нужд, приказом этого же ведомства от 10.09.2015 № 626н — эксперта в данной области.

В обоих стандартах указано, что трудящийся, выполняющий функции по обеспечению закупок или консультирование в этой сфере, может именоваться:

  • специалистом/консультантом по закупкам;
  • трудящимся контрактной службы;
  • контрактным управляющим.

Соответственно, при введении отдельной должности выбор названия остается на усмотрение заказчика. Оформление на работу производится путем заключения с работником нового трудового договора.

Какие требования к управляющему установлены в 2017-2018 годах?

Контрактным управляющим не может быть назначено любое лицо. Передача сотруднику функций будет правомерной, только если он (необходимо соблюдение одновременно всех перечисленных условий):

  1. Входит в число трудящихся организации-заказчика (письмо Минэкономразвития «О лицах, которые могут быть…» от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834).
  2. Получил дополнительное профессиональное или высшее образование в области закупок. Данное требование применяется с 2017 года в соответствии со ст. 38 и 112 закона № 44-ФЗ, ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.
  3. Не допускает конфликта интересов, т. е. не имеет близкого родства с поставщиком, выгодоприобретателем или иным контрагентом (п. 3 обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.09.2016).

Подытожим. Для приобретения товаров, получения услуг или выполнения работ в целях обеспечения нужд государства или муниципалитета на основании закона № 44-ФЗ создается специальная служба либо ее полномочия передаются одному или нескольким сотрудникам. Передача при этом возможна только в отношении тех трудящихся, что соответствуют установленным критериям, т. е. имеют нужный уровень образования, работают на заказчика и действуют исключительно в его интересах.

Организации, постоянно участвующие в закупках товаров, работ и услуг по нормам ФЗ-44 и ФЗ-213 должны иметь в штате специалиста в сфере закупок, соответствующего утвержденному профстандарту. Специалисты МЭР разъяснили в каких случаях требования к таким работникам являются обязательными, а когда ими можно пренебречь.

В информации , размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России, чиновники напомнили о порядке применения профессиональных стандартов для работников, которые занимают должности специалистов и экспертов по закупкам.

Применение и регулирование профстандартов

Приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и № 626н были утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». В силу статьи 195.3 Трудового кодекса РФ профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями, если это прямо предусмотрено законодательством, в остальных случаях применение профстандартов является рекомендованным. В нормах этой же статьи указано, что под требованиям законодательства подразумеваются нормы, предусмотренные Трудовым кодексом, Федеральными законами, а также постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и приказами других федеральных органов, специально устанавливающими требования к работникам, которые выполняют те или иные трудовые обязанности и носящими нормативный правовой характер.

Применительно к закупкам МЭР разъясняет, что если выполнение работ по должностям, профессиям и специальностям связано с каким-либо предоставлением льгот или компенсаций, либо наличием ограничений, то в силу статьи  наименования и квалификационные требования к таким должностям, профессиям и специальностям должны соответствовать наименованиям и требованиям, определенным профессиональными стандартами и квалификационными справочниками. Учитывая, что деятельность государственных и муниципальных образований и организаций в сфере закупок регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором установлены квалификационные требования к работникам контрактной службы, то в таких организациях специалисты по закупкам должны соответствовать требованиям профстандартов.

Когда профстандарты можно не применять

Чиновники разъяснили, что если сотрудник контрактной службы является гражданским служащим или служащим муниципальной службы, то к нему можно не применять квалификационные требования, содержащиеся в профессиональных стандартах к специалистам в сфере закупок. В этом случае они носят рекомендательный характер и могут быть применены только в части, не противоречащей Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Кроме того, если закупки осуществляются организацией не по требованиям закона № 44-ФЗ, а работающие в ней специалисты по закупкам не являются гражданскими (муниципальными) служащими, то профстандарты в этой ситуации также носят рекомендованный, но необязательный характер. Это связано с тем, что «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не содержит прямых указаний и требований о создании контрактной службы.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона о контрактной системе*(1) деятельность заказчика в сфере закупок должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Какие требования могут предъявляться к таким специалистам, где и как они должны обучаться? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Требования к специалисту по закупкам

Минтрудом разработан и утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" (Приказ от 10.09.2015 N 625н). Указанный специалист осуществляет деятельность по контролю и управлению закупками с целью эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
К трудовым функциям специалиста по закупкам относятся:
предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;
подготовка закупочной документации;
обработка результатов закупки и заключение контракта;
составление планов и обоснование закупок;
осуществление процедур закупок;
проверка соблюдения условий контракта;
проверка качества предоставленных товаров, работ, услуг;
мониторинг в сфере закупок;
аудит и контроль в сфере закупок.

У данного специалиста должно быть образование не ниже среднего профессионального, а кроме этого, он обязан пройти подготовку по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или профессиональную переподготовку) в сфере закупок. Если работник будет занимать должность старшего специалиста по закупкам, консультанта по закупкам, работника контрактной службы или контрактного управляющего, то он должен иметь высшее образование (бакалавриат), пройти переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок и иметь опыт работы в данной сфере не менее трех лет.
В рамках выполнения своих трудовых функций специалист по закупкам должен:
– обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги;
– готовить и направлять приглашения к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;
– обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме этого, в профессиональном стандарте указаны требования к знаниям, умениям и иным характеристикам.

Предъявляемые требования

Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций

Создавать и вести информационную базу данных

Изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию

Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы

Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок

Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам

Основы антимонопольного законодательства

Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам

Особенности ценообразования на рынке (по направлениям)

Методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта

Основы информатики в части применения к закупкам

Этика делового общения и правила ведения переговоров

Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок

Требования охраны труда

Этические нормы

Соблюдать конфиденциальность информации

Соблюдать этику делового общения

Занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью

Не разглашать материалы рабочих исследований

Не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте

Не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег

Не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег

Обучение специалиста по закупкам

Минэкономразвития и Минобрнауки в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок, разработали Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее – Методические рекомендации). Они доведены совместным Письмом от 12.03.2015 Минэкономразвития РФ N 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки РФ N АК-553/06.
Методическими рекомендациями должны руководствоваться организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (ДПП) повышения квалификации в сфере закупок, а также заказчики при закупке образовательных услуг в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Познакомимся с их основными положениями.
Характеристика ДПП повышения квалификации в сфере закупок. Вне зависимости от используемых технологий обучения минимальный срок освоения программ – 108 часов. Обучение рекомендуется реализовывать в очной, очно-заочной форме. При реализации ДПП в очно-заочной форме следует устанавливать очную часть обучения в объеме не менее 40 часов аудиторной работы.
При реализации ДПП могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (п. 2.6 Методических рекомендаций).
В них нужно включать лекционные, практические, семинарские занятия, деловые игры, консультации по тематике осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 2.8 Методических рекомендаций обучение в сфере закупок следует проводить по мере необходимости, но не реже чем каждые три года для всех категорий обучающихся.
При разработке и реализации ДПП может применяться модульный принцип представления содержания образования. Обучение по программам рекомендуется проводить с применением современных образовательных методик и технологий.
Конкретное название программы, наименование и содержание отдельных ее компонентов, формы реализации, планируемые результаты (перечень профессиональных компетенций в сфере закупок), учебный план и календарный учебный график определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, но с учетом требований, установленных в п. 3.3-3.5 Методических рекомендаций.
Содержание ДПП. Программы должны быть направлены на совершенствование имеющихся и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере закупок, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в сфере закупок (п. 3.1 Методических рекомендаций).
Содержание ДПП должно учитывать профессиональные стандарты в сфере закупок, о которых было сказано выше.
Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине ДПП установлен в п. 3.3 указанного документа.

Наименование дисциплин и их основные темы

Количество часов

Основы контрактной системы

Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанности

Контрактная служба. Контрактные управляющие. Комиссия по осуществлению закупок

Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. Порядок организации электронного документооборота

Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок

Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг

Планирование и обоснование закупок

Планирование и обоснование закупок. Централизованные закупки

Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения

Осуществление закупок

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора

Требования к участникам закупки. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Правила описания объекта закупки. Порядок составления технического задания. Нормирование в сфере закупок

Порядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы

Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки

Порядок осуществления закупок путем проведения аукциона

Порядок осуществления закупок способом запроса котировок

Порядок осуществления закупок способом запроса предложений

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарным предприятиями и иными юридическими лицами

Особенности отдельных видов закупок

Контракты

Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов

Приемка продукции. Экспертиза результатов контракта и привлечение экспертов

Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок

Мониторинг и аудит в сфере закупок. Общественный контроль и общественное обсуждение закупок

Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства РФ в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки

Вариативная часть

Итоговая аттестация

Экзамен (тестирование) и/или защита итоговой работы

Программы могут содержать вариативную часть, предусматривающую специализацию, в том числе по объекту закупки, способам закупок, роду деятельности (для руководителей контрактных служб, уполномоченных органов, специалистов органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, членов комиссий, работников специализированных организаций, экспертов, консультантов и др.), по региональной специфике осуществления закупок. Объем вариативной части не может превышать 15% от общего количества часов реализуемой программы (п. 3.5 Методических рекомендаций).

Примерное содержание ДПП

Основы контрактной системы. В рамках изучения данной темы слушатели знакомятся с основными принципами, понятиями и терминами, применяемыми в российской системе закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; с системой осуществления закупок в контексте социальных, экономических и политических процессов Российской Федерации. Она дает представление об основных принципах, заложенных в основу создания контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Здесь же изучаются цели и задачи создания и функционирования контрактной системы, ее информационное обеспечение. Кроме этого, рассматриваются участники контрактной системы, их права и обязанности, порядок создания, организация работы, функции контрактной службы (контрактного управляющего), комиссии по осуществлению закупок и происходит знакомство с информационным обеспечением контрактной системы в сфере закупок, единой информационной системой, порядком организации электронного документооборота.
Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок. В данной теме рассматривается действующая российская нормативная правовая база в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая Гражданский и Бюджетный кодексы, Закон о контрактной системе, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные и методические документы Минэкономразвития и других федеральных органов исполнительной власти, а также слушатели знакомятся с антимонопольным законодательством.
Планирование и обоснование закупок. Эта тема знакомит слушателей с понятиями и порядком формирования и изменения планов закупок и планов-графиков закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; обоснованием закупок; понятием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ее назначением, методами определения.
Осуществление закупок. В этом учебном разделе установлены основные отличия способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), применяемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, назначение способов закупок. В рамках него происходит знакомство с общими положениями о конкурентных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), разбираются конкретные примеры применения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), преимущества и недостатки каждого способа, раскрываются условия допуска к участию в закупках, антидемпинговые механизмы в закупках и правила их использования. Слушатели получают знания об участии в закупках субъектов малого ства, социально ориентированных некоммерческих организаций, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов; знакомятся с правилами описания объекта закупки, порядком составления технического задания. В этом разделе разбирается порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами; освещается документооборот по закупкам, особенности отдельных видов закупок (НИР, НИОКР, строительный подряд, лекарственные средства, компьютерная техника, продукты питания); изучаются особенности составления технических требований и спецификаций на указанную продукцию, особенности заключения энергосервисных контрактов.
Контракты. При прохождении данной темы слушатели знакомятся с основным понятийным аппаратом, структурой контрактов, опытом их заключения. Она дает знания об основных терминах и определениях при составлении контракта, особенностях государственного контракта как вида договора, терминологии условий поставок, цене контракта и условиях платежа, изменениях, внесенных в контракт, расторжении контракта, сроках, условиях вступления контракта в силу, ответственности сторон, экспертизе и приемке продукции, обеспечении исполнения контрактов, рассмотрении споров, обстоятельствах непреодолимой силы, о структуре контракта, порядке ведения реестра контрактов.
Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок. В данном разделе рассматриваются вопросы мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, дается оценка обоснованности и эффективности закупок. В нем также раскрываются способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки, порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной торговой площадки при осуществлении закупок.

Итоговая аттестация

Освоение ДПП завершается итоговой аттестацией, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач в сфере закупок.
Согласно п. 4.2 Методических рекомендаций предлагается предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование) и (или) защиты итоговой работы. Для программ, реализуемых в соответствии с п. 2.4 данного документа, рекомендуется предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование).
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (п. 4.3 Методических рекомендаций).
В целях упрощения процесса подтверждения подлинности документов о квалификации работодателями, кадровыми службами, экономии бюджета образовательных организаций, повышения имиджа дополнительного профессионального образования в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования рекомендуется изготавливать удостоверения о повышении квалификации на бланках, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукцией, производимой в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции.
Требования к содержанию, объему и структуре итоговых работ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Условия реализации ДПП

Образовательным организациям рекомендуется проводить внутренний мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
Для проведения занятий по ДПП следует привлекать специалистов, прошедших дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и (или) имеющих практический опыт в данном направлении деятельности.
Кроме этого, организациям, реализующим ДПП, рекомендуется обеспечить обучающихся учебно-методическими материалами, необходимыми для освоения программы (учебными пособиями, дидактическими и методическими материалами, презентациями в печатном и (или) электронном виде).
В процессе обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения нужно обеспечить консультационную поддержку слушателя по вопросам, связанным с практическим применением полученных знаний в процессе решения профессиональных задач при осуществлении закупок.

* * *

Минтрудом разработан и утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок". В данном документе сформулированы требования к знаниям, умениям и навыкам указанной категории работников. Чтобы работать специалистом в сфере закупок, необходимо пройти обучение (получить дополнительное профессиональное образование). Минэкономразвития и Минобрнауки совместно разработали программу, по которой должно проходить такое обучение. Знакомство с ней может быть полезно и образовательным организациям, выступающим в роли заказчиков, и тем, кто сам организует обучение по предложенным программам.

──────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

О. Марова,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"

Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 54-62.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Менеджер по закупкам (он же снабженец) — специалист, занимающийся закупкой товаров у поставщиков на наиболее выгодных для его компании условиях. Эта профессия ещё сравнительно молодая, а потому присутствует дефицит хороших специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками. Многие компании, открывающие вакансию менеджера по снабжению, отдают предпочтение молодым специалистам, так как они быстрее усваивают новую информацию и подстраиваются под изменения современного рынка.

Больше всего профессия менеджера по закупкам подойдет людям с аналитическим складом ума, высоким уровнем коммуникабельности и опытом работы в торговле или логистике.

Места работы

Должность менеджера по закупкам востребована в различных торговых и производственных компаниях.

Обязанности менеджера по закупкам

Функции менеджера по закупкам в разных организациях могут существенно отличаться. Многое зависит от того, какими товарами торгует компания, можно ли спрогнозировать заранее их расход, а также от того, насколько легко найти подходящих поставщиков.

И все же, составить представление о том, чем занимается менеджер по закупкам, можно, изучив его главные должностные обязанности:

  • Контроль наличия товара на складе и своевременное пополнение запасов.
  • Выбор лучших поставщиков и ценовых предложений.
  • Ведение переговоров с поставщиками.
  • Контроль движения грузов и сроков отгрузки товара.
  • Контроль качества продукции.

Иногда в обязанности менеджера по снабжению входит ведение сопроводительной документации, а также работа с таможней и зарубежными поставщиками.

Требования к менеджеру по закупкам

Главные требования к менеджеру по закупкам:

  • Высшее образование.
  • Умение вести переговоры.
  • Умение работать с огромными объемами информации.
  • Понимание всей логистической цепочки.
  • Знание гражданского и коммерческого права.
  • Умение работать с договорами купли-продажи.
  • Знание методов и стратегий ценообразования.
  • Знание ПК.

Дополнительные требования к менеджеру по снабжению:

  • Знание английского языка (в случае сотрудничества с зарубежными компаниями).
  • Знание работы таможни.

Образец резюме

Как стать менеджером по закупкам

Специализированного образования для менеджера по закупкам нет. Как правило, компания-работодатель требует высшее образование, близкое к сфере ее деятельности (техническое, строительное и т.д.). В то же время есть множество специализированных курсов, семинаров и тренингов, посещение которых очень желательно. Они позволяют лучше ориентироваться в профессии и выгодно выделяют специалиста на фоне коллег, игнорирующих данные мероприятия.

Зарплата менеджера по закупкам

Заработная плата менеджера по закупкам варьируется от 30 до 100 тысяч рублей в месяц. Оклад данного специалиста во многом зависит от его опыта работы и доступности тех товаров, с которыми он работает, поэтому иногда встречаются зарплаты и выше указанного диапазона. Средняя зарплата менеджера по закупкам составляет 65 тысяч рублей в месяц.

На сегодняшний день, с вступлением в силу Закона о контрактной системе (Закон №44-ФЗ), сфера госзаказа стала очень популярной и привлекает все больше людей. Среди них есть те, кто только выбирает специализацию, есть люди, которые, уже имея за спиной опыт в другой области, меняет профессию кардинально, в надежде добиться больших результатов. Очень часто мы выбираем профессию по ее внешним признакам и атрибутам, исходя из стереотипов. Определяя свою будущую специализацию, люди попадают в ловушку своих представлений, которые не имеют ничего общего с реальностью. Ситуация с такой профессией как специалист по госзакупкам ничем не отличается. О желательных личных качествах сотрудника контрактной службы уже говорилось в статье . Задача этой статьи - коротко рассказать об особенностях работы и функционале контрактного управляющего в госзакупках со стороны заказчика.

Кто такой контрактный управляющий

Закон о контрактной системе ввел такое понятие, как контрактный управляющий. Информация и ажиотаж в отношении этой темы в средствах массовой информации и личном общении создает впечатление, что контрактный управляющий — это высокооплачиваемая должность, работа в госзакупках несложная, очень престижная и разобраться в этой теме можно достаточно быстро. А как все обстоит на самом деле?

Госзакупки — сложная область

Такой профессии, как контрактный управляющий, даже нет в Квалификационном справочнике должностей. Поэтому у контрактного управляющего в трудовой книжке не будет записи с таким красивым словосочетанием. Должность будет называться как угодно: специалист, бухгалтер, инженер, юрист, экономист, но никак не контрактный управляющий. Любопытно, что в настоящее время основная масса тех сотрудников, кто занимается госзакупками на стороне заказчика – это действительно люди смежных профессий, которым дали дополнительную нагрузку и лишнюю головную боль. При этом дополнительный функционал далеко не всегда оплачивается.

Функционал контрактного управляющего

Несмотря на то, что госзакупки сами по себе существовали всегда, нормативная база по этой тематике неоднократно менялась. В настоящее время действует федеральный закон №44-ФЗ, требования которого очень серьезно изменили функции, загрузку и необходимую квалификацию контрактных управляющих со стороны заказчика и соответствующих специалистов со стороны поставщиков. Нагрузка увеличилась и очень сильно.

Функционал специалиста по закупкам — вопрос очень важный и до конца не понятный для многих (в том числе руководителей, выросших на правовом хаосе 1990-х). Частично ответ можно получить в части 4 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Далее большая цитата из первоисточника для желающих:

Статья 38. Контрактная служба

1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Что скрывается за общими формулировками? Довольно много обязательной рутинной работы. Подготовка документов, сбор информации, взаимодействие с сотрудниками, консультации с поставщиками, размещение информации в сети Интернет, возможно визиты в контролирующие органы и суды и другие заботы.

Следует отметить, что госзакупки можно формально разделить на три больших блока:

  1. Планирование
  2. Осуществление закупок
  3. Заключение, исполнение, изменение, расторжение контракта.

Это очень грубое, но между тем основополагающее деление Закона о контрактной системе. Там есть и другие направления, такие как мониторинг, аудит, контроль, но это либо косвенно относится к этим трем блокам, либо не имеет прямого отношения к Заказчику.

Работа контрактного управляющего для каждого учреждения имеет специфику. Начнем с того, что для понимания различий заказчиков лучше условно разделить на три категории - крупных, средних и мелких и рассмотреть их отдельно.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»