Иллюстрации к произведениям ивана крылова баснописца. И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик» план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему. Взаимные похвалы не бывают искренними

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

    В прекрасный летний день,
    Бросая по долине тень,
    Листы на дереве с зефирами 1 шептали,
    Хвалились густотой, зелёностью своей
    И вот как о себе зефирам толковали:
    «Не правда ли, что мы краса долины всей?
    Что нами дерево так пышно и кудряво,
    Раскидисто и величаво?
    Что б было в нём без нас? Ну, право,
    Хвалить себя мы можем без греха!

    Не мы ль от зноя пастуха
    И странника в тени прохладной укрываем?
    Не мы ль красивостью своей
    Плясать сюда пастушек привлекаем?
    У нас же раннею и позднею зарёй
    Насвистывает соловей.
    Да вы, зефиры, сами
    Почти не расстаётесь с нами».
    «Примолвить можно бы спасибо тут и нам», -
    Им голос отвечал из-под земли смиренно.
    «Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
    Вы кто такие там,
    Что дерзко так считаться с нами стали?» -
    Листы, по дереву шумя, залепетали,
    «Мы те, -
    Им снизу отвечали, -
    Которые, здесь роясь в темноте,
    Питаем вас. Ужель не узнаёте?
    Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
    Красуйтесь в добрый час!
    Да только помните ту разницу меж нас:
    Что с новою весной лист новый народится,
    А если корень иссушится, -
    Не станет дерева, ни вас».

«Листы и Корни». Гравюра по рисунку художника К. Трутовского. 1864 г.

Один из предшественников И. А. Крылова, известный в своё время писатель М. Н. Муравьёв, написал басню «Верхушка и Корень». Под Верхушкой он подразумевал правительство, а под Корнем - простой народ. Однажды Корень, недовольный своей жалкой участью, взбунтовался и перестал «кормить, поить и на себе носить» Верхушку. Результат оказался плачевным:

    Приблекло деревцо, свернулись ветки вдруг,
    И наконец Верхушка - бух;
    И Корень мой с тех пор стал превращен в колоду.

Процветание общества и государства зависит, по мнению М. Н. Муравьёва, от Верхушки, а бунт Корней только подрывает прочность государства.

Крылов тоже задумывался над теми же проблемами русской жизни и всякого общества и государства. Он нисколько не спорит с М. Н. Муравьёвым по поводу того, что каждое сословие должно выполнять свойственную ему работу. Он не возражает и против того, какое место занимают дворяне и простой народ. Он согласен, что дворянам принадлежит важная роль в государстве и обществе, роль управителей, должных вести государство к благополучию и процветанию. Поэтому он ие осуждает Листы за то, что они красивы, пышны и величавы. Корни у Крылова не бунтуют против Листов. Напротив, они говорят им: «Красуйтесь в добрый час!» Но Корни осуждают Листы за хвастовство и надменность, за то, что они не ценят их тяжёлый труд.

Процветание государства и общества зависит в басне Крылова не только от Листов, как у М. Н. Муравьёва, а и от Корней, которые, «роясь в темноте», питают вознёсшихся над ними.

Мысль Крылова ясна: если дерево обозначает целое государство, то важны все его части. Забвение невидимых Корней пагубно для государства и общества.

Крылов выступает против всяких крайностей: ему одинаково дороги и Листы, и Корни, но он решительно осуждает спесь и бахвальство Листов, которые только себе приписывают деятельность, полезную для государства и общества.

1 Зефиры тёплые летние ветры.

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

1. О.Н.У.

2. Проверка д/з

3. Мотивационно-целевой этап

На прошлом уроке мы начали говорить о баснях И.А. Крылова.

Что же такое басня?

Как вы понимаете слово аллегория (иносказание)?

Аллегория (иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость)

На вопрос: почему вы избрали такой род стихотворений Иван Андреевич говорил:

« Ведь звери мои за меня говорят». А свои то мысли он высказывал в морали басни.

А мораль басни-это… (Мораль – нравоучительный вывод.)

Чем вам нравятся басни Крылова? (мало описаний, диалог, понятен смысл, многие фразы стали «крылатыми», герои легко запоминаются, басни легко разыгрывать, через смех легко понять серьезные выводы.)

Итак, вы знаете, что у каждой работы должна быть цель.

Какова ваша цель работы на этом уроке?

4. Работа по теме урока

1) Прослушивание фонохрестоматии «Листы и корни»

Какой характер у листьев? (самодовольные, капризные, заносчивые)

Кого Крылов имел ввиду, изображая листья? (высшее общество, власть, начальство)

А какие корни? (трудолюбивые, терпеливые)

Кого он здесь подразумевал? Для того чтобы лучше понять мораль я подскажу вам. Басня была написана в 1811 году (Крылов говорит о равном участии власти и народа в общественной жизни. Это было очень важно перед началом Отечественной войны 1812 года)

Что высмеивает Крылов? (человеческие качества - самодовольство, эгоизм и социальное неравенство)

Кто противопоставляется в этой басне? (листы и корни, власть и народ)

Противопоставление называется антитеза .

Актуальна ли басня в наше время?

Рассмотрите иллюстрацию художника К. Трутовского к басне «Листы и Корни»?

Что Вы видите на иллюстрации Трутовского?

Как они изображены художником?

О чем нам говорят позы, жесты изображенных людей?

Какая мысль, на Ваш взгляд, дорога художнику?

Как Вы объясняете тот факт, что нет на иллюстрации ни Листов, ни Корней?

2) Прослушивание фонохрестоматии «Ларчик»

О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна)

Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не получается)

В басне «Ларчик» бросаются в глаза два рода сопоставлений: с одной стороны «мастер», который искусно сделал Ларец, а с другой - «механики мудрец», который, прослыв «мудрецом», ничего еще не сделал.

3) Составить синквейн со словами листы и корни, ларчик (1 существительное, 2 прилагательных,3 глагола, пословица, 1 существительное)

5. Подведение итогов

В своих поучительных историях под видом животных, птиц, растений подразумевает людей. Басни учат нас узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.

6. Д/з Объединиться в группы и разыграть басни. Использовать реквизит и детали костюмов.


«Урок Корень слова» - Выясни умело линию родства- Однокоренные подбери слова. Урок. Урок- исследование. Цель урока. Самостоятельная работа. Актуализация знаний. «Открытие». Исследование. Вода Водяной Проводка? Выделите корень. Поставьте карандашом оценку. Корень слова УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС. Проблема. Цель урока: -Проверьте свою работу.

«Видоизменение листьев» - Усик. С какой целью видоизменяются органы? в) Насекомоядные листья. б) Усики. ? Каковы функции листа? ? Горох. Венерина мухоловка является насекомоядным растением. Видоизменения листьев. Видоизменения листа: Непентес. Цереус. Барбарис. Мышиный горошек. Росянка круглолистная. Пузырчатка. Трихоцерус. а) Колючки.

«Деревья и листья» - Тополь. Деревья бывают хвойные и лиственные. Дуб. Самые распространённые лиственные деревья. Берёза. Липа. Мы встречаем деревья повсюду. Деревья и листья.

«Лист Мёбиуса» - Мёбиус является одним из осно-вателей современной топологии. Искусство и технология. Монумент у здания Президиума Национальной академии наук В Минске. Лист Мебиуса – символ математики, Что служит высшей мудрости венцом… Лист Мёбиуса и шар. Памятник ленте Мёбиуса в Москве. Директор Лейпцигской астрономической обсерва-тории, А.Мёбиус был разносторонним учёным.

«Лист Мёбиуса» - В итоге получилась интересная и познавательная презентация. Человечек - перевертыш. Лист Мёбиуса – удивительный феномен. Теперь второй вопрос. Точнее, две половинки листа. Запаситесь несколькими листами обычной белой бумаги, клеем и ножницами. Математический цветник Ю.А.Данилова. Две, как у любого другого?

«Ференц Лист» - В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822. Большая часть фортепианного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия).

И.А.КРЫЛОВ. БАСНЯ «ЛИСТЫ И КОРНИ»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».



Цели: познакомить с басней «Листы и Корни»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные :

развивать умение находить нужные сведения;

выявить основную идею басни;

подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни.


Добрый день! Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора!


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

  • Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль.
  • Баснописец - тот, кто пишет басни
  • Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.
  • Морал ь – нравоучительный вывод.
  • Олицетворение - животные и

неодушевлённые предметы говорят,

думают, чувствуют.


Краткий рассказ, часто стихотворный

Диалог

Использование просторечной лексики

Лаконизм

Афористичность языка

Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь

Олицетворения

2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)

Аллегория (иносказание)

Сатирическое изображение

Герои – чаще животные


В. И. Майков

М. В. Ломоносов

А. П. Сумароков

И. А. Крылов

И. И. Хемницер


МИНИ -ВИКТОРИНА

  • - Ты все пела? Это дело! Так иди же попляши.
  • -Голубушка, как хороша!

Что я, совсем без драки могу попасть в большие забияки»


МИНИ -ВИКТОРИНА

1. Отгадайте, каким героям принадлежат эти слова:

  • - Ты все пела? Это дело! Так иди же попляши. (Муравей)
  • -Голубушка, как хороша (Лисица)
  • -Вот то-то мне и духу придает

Что я, совсем без драки могу попасть в большие забияки» (Моська)


Продолжи предложения:

1. А ларчик… .

2. А Васька слушает… .

3. А вы, друзья, как ни садитесь… .

4. У сильного всегда… .

5. Кукушка хвалит петуха за то… .


Продолжи предложения:

1. А ларчик… (просто открывался).

2. А Васька слушает… (да ест).

3. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь).

4. У сильного всегда… (бессильный виноват).

5. Кукушка хвалит петуха за то… (что хвалит он кукушку).



Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.


Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.

Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

Художник А. М. Савченко


Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.

Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.


Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.

Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.

Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.

Художник Г. Куприянов

Кума (устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.


Взаимные похвалы не бывают искренними.

Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.

Художник Г. Куприянов


«ЗАЩЕЛКАЛ,ЗАСВИСТАЛ НА ТЫСЯЧУ ЛАДОВ, ТЯНУЛ,ПЕРЕЛИВАЛСЯ; ТО НЕЖНО ОН ОСЛАБЕВАЛ И ТОМНОЙ ВДАЛЕКЕ СВИРЕЛЬЮ ОТДАВАЛСЯ,

ТО МЕЛКОЙ ДРОБЬЮ ВДРУГ ПО РОЩЕ РАССЫПАЛСЯ»

В басне «Осел и Соловей» показано комическое изображение невежества судьи, глухого к произведениям истинного искусства



Словарная работа:

Зефир – теплый, легкий ветер

Толковать - говорить

Примолвить - сказать

Надменный - высокомерный

Коем- (в) котором


ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ:

- Кто герои басни?

- Что говорят листья?

-А корни?

- Какие качества присущи листьям? Корням?

- Какой иносказательный смысл заключен в басне?

- Что высмеивает Крылов?


Словарная работа:

Самодовольный – полный любования самим собой

Эгоизм - себялюбие

листы и корни, власть и народ


РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:

-Какой характер у листьев?

-Кого Крылов имел ввиду, изображая листья?

-А какие корни?

-Кого он здесь подразумевал?


ВЫВОД:

-Что высмеивал Крылов в басне «Листы и Корни»?

Отрицательные черты характера (неумение договариваться, безделье, жестокость, бездоказательное обвинение кого-либо, бессмысленная злоба и т.д.)


В басне «Листы и Корни» Крылов пишет о равном участии власти и народа в достижении общественного блага .



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить басню «Листы и Корни», подготовиться к выразительному

чтению басни.


Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»