Испытуемые, прошедшие обучение альтернативному видению по методу В.М. Бронникова. Видение

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Информация по прямому видению (методика Денисова Н.)

Небольшое вступление.​


Если кто-то задавался когда-то вопросом по прямому видению, то у него в уме сто пудов возникают ассоциации с супер-академиком Бронниковым.

Но к счастью речь не о нем. Почему к счастью? Потому что сколько я не смотрел его лекций, так ничего кроме воды и не увидел. Воды столько, что утонуть можно. Хотя кто его знает, может у кого что и получилось, ведь каждому своё.

А если кто-то из вас не задавался вопросом про прямое видение? Наверно из вас таких большинство. А может меньшинство. Но дело не в этом.
Прямое видение (ПВ) - это так называемое восприятие окружающей нас действительности посредством... эээ.. вобщем, не используя привычные и основные для нас органы чувств, которых у большинства - пять.

Что можно видеть при помощи прямого ПВ? Можно видеть всё что захочешь - прошлое, потенциальное будущее, настоящее. Расстояние значения не имеет. Главное сделать запрос.

К чему я все это говорю? Есть еще один человек, звать которого Денисов Николай. И воды у него нет. И это хорошо. И нет у него пятисот тысяч подготовительных для Видения ступеней, ибо всё просто у него до неприличия.

Подробнее обо всём этом конечно надо смотреть в первоисточнике. А первоисточником является сайт

http://goldray.narod.ru/ или http://denisov-nn.narod.ru/
вроде был еще какой-то сайт с доменом второго уровня, но информативность от этого не меняется.
Там вступительной информации намного больше. Я только сейчас понял, что впринципе все что я только что наговорил можно было не говорить, а сразу дать ссылки, но удалять уже не буду.

Первоисточник первоисточником, почитать там можно много чего, и читать даже интересно, но методику, по которой обучает уважаемый Денисов, достать практически невозможно. Хотя раз достал я, значит возможно. Просто правильный запрос в гугле постоянно всё решает.

В чем минус практикования в одиночку?
Во-первых , всегда лучше когда тебя тренирует кто-то, кто знает больше тебя. Поэтому обучаться ПВ на семинаре в разы эффективнее. Это понятно.
Во-вторых , говорят, что на семинаре Денисов транслирует нужное состояние ученику и у того легче идет процесс обучения. Я в это не верю. Верите ли в это и вообще в возможность видеть мозгом вы - дело ваше.

Ниже представлена сама методика. Естественно она не 100% слово в слово с оригинальной практикой, но тем не менее это намного лучше чем ничего. Я искренне надеюсь, что суть одна и таже.

Помеха в освоении - лень, усталость, критическая нехватка времени, бухалово.

Есть еще одно отступление. Конкретно ВИДЕТЬ с закрытыми глазами могут только дети, примерно лет до 12. После 12-13 лет, человек начинает просто ЗНАТЬ вместо ВИДЕТЬ. Как бы знать "ниоткуда". Но знать стопроцентно. По крайней мере так говорят.

Техника тренировки прямого видения.

Пишу собственно чтобы поделится с вами информацией как довольно быстро развить в себе интуицию. Об этой информации много не говорят, эта техника которая применяется Николаем Денисовым насколько я знаю... Итак, всё просто до безобразия как и всё в нашем мире. И если вам кто-то доказывает обратное, не верьте.

Всё что нам пригодится это несколько листиков бумаги формата А4, и принтер... Далее в любой графической программе делаем несколько изображений цветных, например посредине чистого листа большой красный квадрат либо любого другого цвета. Я сделал пять таких вот листов, разных цветов. Далее проделываем ту же операцию только теперь не с цветами а с числами и буквами.

Теперь самое интересное. Садимся в любую удобную позу в которой вы смогли бы просидеть примерно час-два. Желательно заткнуть уши чем-нибудь что бы ничто не отвлекало. Сначала берём цветные картинки, берём каждую смотрим сначала на цвет, потом закрываем глаза и смотрим его как он выглядит внутреннем зрением, потому как это не одно и то же. Прошли все пять... всё теперь выключаем свет, создаём себе рабочую обстановку, закрываем глазки, берём любой попавшийся листик и начинаем вглядываться в темноту (закрытыми глазами).

Минут через 15-20 (либо чуть раньше) откройте глазки и посмотрите какой цвет. Примерно через 10 минут уже точно можно назвать что кажется какой-то определённый цвет (не обязательно правильно, тренируемся как-никак). Часик с цветными картинками, часик с цифрами и буквами и уверяю вас через неделю будут неплохие результаты...

Я например почувствовал результат уже после первого часа!!! Но потом как-то забросил это дело, приезжаю с работы уставший, сил остаётся только на излучение любви... Всё гениальное действительно просто.

Необязательно заниматься по два часа в день можно и по 20 минут, просто результат дольше придётся ждать... Денисов уверяет что неделю таких вот тренировок по два часа и вы сможете почти стопроцентно видеть какие цвета, буквы и числа. Когда будете всматриваться старайтесь не о чем не думать а сосредоточится на листике перед вами. Уже через 10-20 минут чувствуется сильное давление в третьем глазу.

Я пробовал разные техники развивающие интуицию, но эта самая самая... Очень хороший тренинг, начинаешь понимать откуда идёт правильные ответы а откуда враньё. У меня например вначале было так что иногда правильные ответы шли из живота иногда просто виделось а иногда, слышал голос. Немного потренировавшись начинаешь различать правильные ответы и неправильные.

Проверяйте себя на картах, отличная проверка интуиции. Ну а потом прямая дорога в Лас-вегас!

Видеть с закрытыми глазами это первый шаг.
Не надо воспринимать всё буквально, слово в слово, если развивается виденье закрытыми глазами это не значит, что ты сможешь видеть закрытыми глазами и на этом всё кончается, сначала нужно научится видеть цвет, букву, цифру, потом можно начинать тренироваться видеть слоги, после картинки, постепенно усложняя, можно учиться заглянуть в будущее на 2-5 минут, потом на час вперёд, далее на несколько дней и т.д.

Во время тренировок я всегда чувствовал сильное давление в третьем глазу... непросто так оно там появляется же, а за что у нас отвечает третий глаз? Так вот... интуиция развивается быстро и очень сильно, проверял на себе!!!

Спасибо за внимание и удачных тренировок

PS. Пожалуйста, будьте осторожны! Любая практика может принести как пользу так и вред! Не перенапрягайтесь! Вы и только вы несете ответственность за ваше психическое и физическое здоровье.
(не напугал?)

Опыты, проведенные специалистами Институтами мозга человека РАН, подтвердили существование у homo sapiens альтернативного зрения.

Три года назад московский ученый Вячеслав Бронников начал учить слепых видеть. Он разработал оригинальную методику, позволяющую резко активизировать деятельность правого полушария мозга. В результате за десять дней занятий Бронников развивал у своих подопечных навыки так называемого прямого видения - слепые и слабовидящие люди оказывались способны получать информацию об окружающем мире без использования глаз. Невероятно? Действительно, поверить в этот феномен было трудно, и многие сочли Бронникова ловким шарлатаном. Однако не все серьезные ученые с порога отвергли идею "прямого видения", или альтернативного зрения. Научный руководитель Института мозга человека РАН Наталья Бехтерева заинтересовалась опытами Бронникова. Особенно, после того, как встретилась в своем кабинете с одной из его учениц, 26-летней Ларисой. лишившийся зрения в 8-летнем возрасте. На Бехтеревой было подаренное сыном ярко-красное шерстяное мохеровое пончо. "Лариса, какого цвета моя одежда?" - спросила Бехтерева. "красная, - спокойно ответила та. А потом добавила: - А может быть, синяя"? Под пончо у Бехтеревой было надето темно-синее платье. "Я не всегда могу четко определить цвет и форму, надо еще потренироваться", - заметила Лариса...

И вот в самом конце прошлого года в Институте мозга человека был проведен уникальный эксперимент. К исследованиям привлекли семерых подростков с нормальным зрением, предварительно прошедших подготовку по методу Вячеслава Бронникова. Участие в задуманном эксперименте зрячих людей позволяло сравнить работу мозга при нормальном зрении и альтернативном. Эксперимент проходил в комнате при обычном, естественном освещении. Лица испытуемых были закрыты черными масками из непрозрачной материи. Участникам требовалось прочесть текст из предложенной книги, брошюры, объявление. Все семь участников эксперимента легко читали в маске любой предъявленный текст, лишь иногда делая паузы на незнакомых словах. После этого испытуемым сообщили, что на экране компьютера будут появляться буквы, цифры или знаки, которые нужно назвать. Кроме этого, на экран выводились изображения различных предметов, о которых "незрячим" подросткам не было известно заранее. Однако испытуемые справились и с этим заданием. Участники эксперимента могли свободно передвигаться по комнате, обходя препятствия.

В ходе исследований ученые измеряли различные физиологические параметры, электрическую активность мозга и пытались зафиксировать изменения в мозговых процессах, происходящие в ходе "прямого видения". С помощью электроэнцефалографа регистрация параметров мозга осуществлялась при "включенном" и "выключенном" альтернативном видении, при мысленном воспроизведении зрительных образов, при закрытых глазах, при открывании глаз. "Мозг человека. - рассказывает Наталья Бехтерева, - отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками. Но мы научились регистрировать то. что происходит в мозге за всеми этими оболочками. А происходит вот что: при "прямом видении" информация совершенно явно поступает в мозг, минуя органы чувств. Возможно, что формирование альтернативного зрения достигается за счет прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Как это происходит - до сих пор не ясно".

"Когда мы снимали параметры при альтернативном видении и при обычном зрении. - продолжает Наталья Бехтерева, - то уловили следующую картину: сигнал, характерный для работы исследуемого явления, сохранялся у нескольких участников и при нормальном зрении. То есть человек смотрел так, как ему было удобнее". Кроме того. данные электроэнцефалограммы показали. что при "включении" "прямого видения" у испытуемых изменилась биоэлектрическая активность мозга, появлялся так называемый бета-ритм, который в норме едва просматривается. Бета-ритм традиционно считается показателем возбудительных процессов. Иными словами, мозг работал если не на пределе, то в усиленном режиме. В результате ученые сделали вывод, что сегодня уже уместно говорить не столько о феномене, сколько о методе альтернативного видения. Данные электроэнцефалограммы подтвердили перестройку мозга на иной режим работы. Мозг испытуемых использовал так называемые условно-патологические возбуждения. В ходе обычной работы зрения импульс от рецепторов глаза поступает в задние отделы полушарий мозга, а при "включении" альтернативного видения сигнал проходил нетрадиционным путем и приходил в центральную часть мозга, где и распылялся. Наталья Бехтерева полагает, что навыками "прямого видения" могут обладать люди. которые когда-либо были зрячими, а потом потеряли зрение. По ее мнению, в полушариях мозга сохраняются когда-либо увиденные образы. и импульс, поступающий извне, может их извлекать из многочисленных ячеек и восстанавливать - таким способом осуществляется сличение импульса и образа.

Однако единого мнения о природе "прямого видения" пока нет. Существует гипотеза, согласно которой оно осуществляется с помощью кожи. Прямых доказательств этому нет, но есть косвенные. При развитии организма кожа формируется из одной клетки с нервной системой. В обучении альтернативному видению важным этапом является формирование навыка по сопоставлению ощущений кожи с цветом и другими свойствами предметов. В природе известны случаи, когда живые существа (некоторые морские беспозвоночные, бабочки) "видят" всей поверхностью тела.

Ученые считают, что в процессе освоения альтернативного видения происходит переобучение мозга. "Мозг человека заранее готов ко всему, он живет как бы не в нашем веке, а в будущем, опережая сам себя, - говорит Наталья Бехтерева. - Что мы знаем на сегодня о тех условиях, тех принципах, на основе которых реализуются не только возможности, но и сверхвозможности мозга человека? Ответ простой: в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активация определенных, а вероятно, и многих мозговых структур. Сверхвозможности бывают исходные - талант, гений, при определенных условиях оптимального, эмоционального режима или в экстремальных ситуациях они могут проявляться в форме озарения с изменением скорости времени. Но что самое важное, сверхвозможности могут формироваться при специальном обучении, а также в случае постановки сверхзадачи".

"Можно, по-видимому, допустить, - продолжает Наталья Бехтерева, - что в условиях сверхзадачи - формирования альтернативного зрения - результат достигается действительно за счет прямого видения, прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Однако сейчас это не более чем хрупкая гипотеза. А может быть, сами электрические волны мозга умеют "обыскивать" внешний мир? Типа "радиолокаций"? А может быть, всему этому есть другое объяснение? Надо думать! И изучать"!

Дмитрий Серков

Как известно, наука признает и рекомендует к применению лишь то, что можно доказать. Поэтому исследователям и изобретателям трудно подтвердить свои открытия, если их нельзя ни пощупать, ни увидеть, а уровень техники еще не позволяет подтвердить или хотя бы зарегистрировать эти явления. Особое значение в этой связи приобретает экспериментальная проверка, проведенная в присутствии известных ученых и специалистов данной отрасли.

В 2002 году в первом номере журнала «Физиология человек», Академия Наук РФ, опубликована статья, в которой подробно описываются ход и итоги экспериментальной проверки существования феномена «ПРЯМОГО ВИДЕНИЯ». За строгостью научного подхода следила авторитетная комиссия из представителей Института мозга человека РАН, Дирекции программы «Всемирная Академия Человековедения» (г. Санкт-Петербург) и Международной Академии Развития Человека (г. Москва), под руководством академика РАН, директора Института мозга человека Н.П.Бехтеревой.

Эта экспериментальная работа являлась пилотным, сугубо качественным исследованием, не претендующим на выявление каких-либо качественных закономерностей. Цель ее — попытка верифицировать сами факты альтернативного (прямого) видения и измерить связанные с ним физиологические параметры (физиологические корреляты). Побудительной причиной к проведению проверки послужила необходимость подтверждения существования эффекта прямого видения. Потому как в ряде городов уже проводится обучение, так называемому, альтернативному или прямому видению по методике В.М.Бронникова не только зрячих и слабовидящих, а даже слепых. Вместе с тем, сомневающихся в самой возможности прямого видения пока еще немало, т.к. мало еще дано физиологических объяснений самому этому феномену.

«Данная статья (констатирует «ФЧ») рассматривается, как официальное сообщение о результатах визуального наблюдения поведения лиц, предъявляющих способность видеть с закрытыми глазами, а также электрофизиологического исследования мозга этих людей. Для обнаружения мозговых коррелят феномена проводилось сравнение спонтанной электрической активности мозга и сравнение вызванных потенциалов при выполнении испытуемым однотипных заданий на классификацию предъявляемых изображений в состоянии обычного зрительного восприятия и состояния т.н. «прямого видения».

В методическом описании исследования особо подчеркнуто, что в экспериментальной проверке в качестве испытуемых приняли участие 7 школьников из старших классов обычной общеобразовательной школы, но прошедших обучение по методу В.М.Бронникова. Изготовленная из непрозрачной материи маска не давала возможности испытуемым прочесть предложенный совершенно незнакомый текст. С целью проверки наличия феномена был проведен эксперимент с двойным слепым контролем.

«Для испытуемой К.З. была изготовлена «слепая» маска из термопласта, закрывающая часть лица от линии волос вверху и до линии верхней губы внизу, а также до ушей — сбоку… (журнал «ФЧ»). Было сказано, что на экране компьютера будут появляться буквы, цифры, знаки, которые нужно будет назвать. На самом деле в эту последовательность были замешаны фотографии физиологических экспериментов, приборов, которые испытуемой были неизвестны. Различные стимулы были замешаны в случайном порядке, неизвестном присутствующим, наблюдавшим за ходом эксперимента.Всего было предъявлено 48 изображений. Компьютер располагался так, чтобы никто из присутствующих не мог видеть изображения. Никаких гладкоотражающих предметов сзади компьютера не было. Все наблюдатели находились не ближе 3 м от испытуемых. Двое испытателей вели раздельно протокол. На испытуемую одевалась маска, лежавшая до этого в лаборатории, к которой испытуемая и никто из группы ее обучающих ранее не имели доступа. Межстимульный интервал варьировал в пределах 5-10 с.»

Как сообщает «ФЧ», состав испытуемых был своеобразным: лишь двое были практически здоровыми, остальные пятеро имели врожденные или посттравматические нарушения.

Для регистрации ЭЭГ применялся электроэнцефалограф. Снятие биопотенциалов с испытуемых проводилось в состоянии покоя при закрытых глазах, при открывании глаз, при фотостимуляции, гипервентиляции в мысленном воспроизведении зрительных образов и при реальном рассмотрении предметов и текста в тех же условиях. Испытуемому предполагалось «включать» альтернативное видение, что контролировалось возможностью чтения и опознания рисунков при наличии маски на лице, препятствующей обычному зрению.

При поведении регистрации вызванных потенциалов испытуемый располагался в кресле перед столом, на котором на расстоянии 120 см от лица испытуемого располагался монитор компьютера. На экране, в случайном порядке, равновероятно предъявлялись 20 различных черно-белых изображений, 10 из которых относились к классу объектов живого мира (слон, стрекоза, улитка и т.д.), 10 — к неживым объектам (телефон, стол, авторучка и т.д.). Время экспозиции изображения составило 100 мс. Через секунду после окончания экспозиции предъявлялся знак вопроса, служащий разрешительным знаком для моторной функции испытуемого.

Испытуемый должен был реагировать нажатием находящейся в руке кнопки 1 раз в случае, если перед этим предъявлялся живой объект, и 2 раза, если предъявлялся неживой объект. В паузах между экспозициями в центре экрана предъявлялось изображение точки, на которой испытуемый должен быть фиксировать взор. Пробы следовали с интервалом, случайно варьировавшим в пределах 5.5-6.5 с. Всего в одном сеансе исследования предъявлялось 240 или 480 проб.

Электрическая активность с поверхности головы отводилась так же, как и при исследовании ЭЭГ. Отводилась также электро-окулограмма (ЭОГ) посредством электродов, размещаемых в подглазье и височном углу левого (у испытуемой Н.М. правого) глаза.

При проведении исследований ВП использовался аппаратурно-программый комплекс, разработанный в ИМЧ РАН. Программное обеспечение позволило, наряду с синхронным накоплением вызванных реакций, осуществлять автоматизированную оценку и представление статистической достоверности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Визуальное наблюдение. Все 7 человек легко читали в маске, плотно закрывающей глаза, практически любой предъявленный текст, лишь иногда на незнакомых словах имели место короткие паузы; свободно передвигались в помещении, обходя препятствия (кресла, стулья).

Испытуемая К.З. в «слепой» маске из термопласта уверенно, без задержки называла знаки, а также описывала картинки на экране компьютера, о существовании которых она не была предупреждена. По результатам экспозиции отмечено 100%-ное опознание предъявлений в файлах, а также совпадение записей двух протоколов. Протоколы подписаны участниками исследования и хранятся в архиве Института мозга человека РАН.

Электроэнцефалограмма. На ЭЭГ, снятой у испытуемой К.З. при закрытых глазах без маски, регистрируется практически нормальная биоэлектрическая активность, а-ритм хорошо модулирован, имеет частоту 10 колебаний в секунду (кол/с). Небольшим отклонением от нормы является заострение а-колебаний и наличие острых волн с периодом а-колебаний в задних отделах полушарий, что предположительно может быть связано с перенесенной несколько месяцев назад черепно-мозговой травмой. Реакция на стандартные функциональные пробы в норме.

Испытуемой на глаза накладывается «глухая» черная маска. Характер ЭЭГ не изменился. Дано задание «включить» альтернативное видение и представить себе экран с черной точкой посредине. ЭЭГ стала на 15-20% ниже по амплитуде, пространственное распределение ритмов, по-прежнему, в норме, ни заострения а-ритма, ни усиления острых волн не наблюдается. При выполнении задания «рассмотреть» картинку на обложке книги и прочитать текст под ней, на ЭЭГ, записанной от передних отделов мозга, появилась и далее сохранялась до окончания пробы высокоамплитудная острая б-активность с частотой 28-30 кол/с. Постепенно, по ходу выполнения задания, б-ритм распространился на все отделы височных долей обоих полушарий. В левой теменно-затылочной области наблюдалось усиление медленных волн. После успешного выполнения задания и «отключения» по просьбе исследователя альтернативного зрения на ЭЭГ полностью исчез острый б-ритм, ЭЭГ вернулась к исходному состоянию.

В начале исследования, подчеркивается в статье, пока испытуемый В.Б. был насторожен и внимательно рассматривал аппаратуру, на ЭЭГ регистрировалась низкоамплитудная (от 12 до 20 мкВ), уплощенная, дезорганизованная биоэлектрическая активность. Через несколько минут, когда испытуемый привык к условиям записи, успокоился, амплитуда биоэлектрической активности увеличилась. После одевания маски и предложения «включить» альтернативное зрение на ЭЭГ наблюдалась короткая (до 4 с) реакция десинхронизации биоэлектрической активности небольшое усиление б-активности в височных отделах, затем короткая (1-2 с) вспышка а-активности, за которой последовал ответ - «есть». Предъявление черной точки, нарисованной на листе бумаги, заметных изменений в ЭЭГ не вызвало. Рассматривание обложки книги с картинкой и чтение текста сопровождалось кратковременным уменьшением амплитуды биоэлектрической активности. Устойчивых изменений ЭЭГ во время выполнения заданий с использованием альтернативного зрения не наблюдалось.

Запись ЭЭГ проводили многократно. Каждый раз изменения на ЭЭГ были минимальными и транзиторными.

В один из дней В.Б. пришел на запись ЭЭГ усталый после большой нагрузки (длительная напряженная работа, переезд из другого города). Все тесты он выполнил как обычно, но на ЭЭГ в правой височной области появилась низкоамплитудная б-активность с частотой 20-28 кол/с. Изображение испытуемому казалось размытым. В.Б. нервничал.

После нескольких дней отдыха В.Б. в маске с закрытыми глазами легко выполнял все тесты, легко определил рисунок на обложке книги и быстро читал вслух незнакомый текст. Никаких изменений в ЭЭГ, по сравнению с исходной, при этом не наблюдалось.

Несмотря на то, что некоторые из испытуемых в лабораторных условиях работали впервые и откровенно боялись исследования, все тесты выполнялись быстро, без устойчивых изменений на ЭЭГ. При рассмотрении яркой картинки на обложке книги в ЭЭГ наиболее характерной была переходящая реакция десинхронизации биоэлектрической активности. А кратковременное (около 2 с) увеличение низкоамплитудной б-активности с частотой 28 кол/с появлялось в момент начала чтения мелкого текста в книге. В процессе работы все испытуемые полностью забыли свой страх. В результате чего из ЭЭГ полностью исчез б-ритм и больше не появлялся ни при «включении» альтернативного видения, ни при чтении в маске незнакомого текста, ни при описании предъявленного рисунка…

Определение рисунка и чтение в плотной маске с закрытыми глазами проходили быстро, четко, без ошибок и как-то очень обыденно. При этом видимые изменения на ЭЭГ отсутствовали.

Удивительно, но испытуемый Л.А., переключившись на привычный способ чтения текста при помощи глаз, часто сбивался, путал слова, объясняя это тем, что он плохо видит мелкий текст.

Исследования биоэлектрической активности при выполнении различных тестов проводили 4 раза. Пациент с врожденной дегенерацией зрительных нервов быстро привык к условиям работы. Самостоятельно приходил на исследование и уходил, свободно ориентируясь в помещении. При выполнении одних и тех же тестов выраженность и частота б-ритма на ЭЭГ постепенно уменьшались (от 28 до 20 кол/с).

При всей разнородности ЭЭГ обследованных лиц при пробах на альтернативное зрение и особенно при чтении наблюдалось выраженное снижение а-ритма и появление, главным образом в передних отделах мозга, б-активности с частотой более 20 кол/с. У испытуемого В.Б., владеющего альтернативным зрением уже 8 пет, появление Р-ритма в сходных условиях наблюдалось только в неоптимальном физическом состоянии.

Вызванные потенциалы. Испытуемый В.Б. Первоначально исследования проводились при открытых глазах испытуемого. В первых сеансах мы столкнулись с неожиданно большим количеством ошибочных классификаций (до 40%), нараставшим к концу сеанса, при этом субъективно испытуемый считал задание нетрудным и на укороченных пробных сериях работал без ошибок. По-видимому, это объяснялось недостаточным вниманием к казавшемуся нетрудным заданию, потерей концентрации на восприятие изображений. После соответствующих разъяснений в следующих сеансах испытуемый работал практически без ошибок (1-2 ошибки на 240 проб). Для усреднения в этом и других случаях после визуального контроля записей оставлялось порядка 55-65% проб, остальные пробы исключались ввиду присутствия в них выраженных потенциалов ЭОГ, двигательных или мышечных артефактов.

Сравнение результатов накопления ВП в условиях I (открытые глаза) и в условиях II (работа с маской) выявило следующее. Характер среднелатентных компонентов ВП на предъявление классифицируемых изображений в лобных, центральных и теменных зонах не изменился. Наиболее заметным было различие ВП в затылочных зонах.

С целью проверки повторяемости результатов и статистической оценки различий, было решено вести дальнейшие исследования таким образом, чтобы в одном сеансе имела бы место работа испытуемого и без маски, и в маске. С испытуемым В.Б. были проведены два таких сеанса. В первом сеансе испытуемый выполнял 120 проб без маски, затем 240 проб с маской и еще 120 проб без маски. Во втором сеансе последовательность работы с маской и без маски была обратной. Была восстановлена первоначальная экспозиция изображений — 100 мс.
При рассмотрении результатов первого сеанса обратило на себя внимание сглаживание видимых различий ВП в условиях работы с маской и без маски.

При рассмотрении результатов второго сеанса стало видно, что имела место дальнейшая нивелировка реакций в условиях I и II, и разностные компоненты ВП вообще перестали проявляться в фоновом шуме, хотя бы визуально заметным образом. И большинству испытуемых не потребовалось специальной адаптации к условиям исследования.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Следует сразу сказать что для раскрытия мозговых механизмов феномена альтернативного- прямого — видения необходимы дальнейшие исследования. Авторы публикации Н.П. Бехтерева, Л.Ю. Ложникова, С.Г. Данько, Л.А. Мелючева, С.В.Медведев, С.Ж. Давитая (журнал «ФЧ», том 28, № 1, 2002) считают, что данная статья является целесообразной попыткой первого научного ответа на целый ряд публикаций в популярной прессе.

При визуальном наблюдении за поведением исследуемых лиц действительно создается убедительное впечатление о наличии у них способности видения при закрытых глазах, т.е. наличии альтернативного или прямого видения.

Исследование с испытуемой К.З. в лаборатории С.В.Медведева показало, что человек в состоянии видеть изображения на экране с полностью закрытыми маской глазами. Использование изготовленной в лаборатории маски и двойного слепого контроля существенно уменьшает возможность подтасовки результатов испытуемыми или их учителями. Возможность подтасовки, кроме того, маловероятна, если принять во внимание, что контингент испытуемых составляли в основном подростки, причем некоторые — с серьезными дефектами зрения. Таким образом, следует сделать вывод о существовании феномена «альтернативного видения».

Возможность передачи (научения) способности к такому видению означает, что можно говорить о методе, а не только о феномене!

Таким образом, проведенная работа не опровергла, а, наоборот, подтвердила наличие альтернативного видекия у обученных испытуемых. Мы говорим об «альтернативном» видении как альтернативе обычному и используем термин «прямое» видение, чтобы подчеркнуть возможность видения «в обход» зрительного пути (без проекции изображения на сетчатку глаза).

Данные ЭЭГ подтверждают перестройку мозга на другой режим функционирования при проведении функциональных проб с «рассматриванием» предметов с завязанными глазами. В этом режиме важная роль принадлежит р-активности. появление р-активности в экспериментах у испытуемого В.Б. лишь в неоптимальных условиях (утомление) свидетельствует, по-видимому, о том, что р-ритмом характеризуется определенная, хотя и длительная фаза становления феномена — все остальные испытуемые имели существенно меньший срок обучения и становления феномена. Не исключено, что в тех же целях мозг может использовать и волны условно-патологического возбуждения (комплексы «острая волна -медленная волна») у части испытуемых. Возможно, эти перестройки ЭЭГ отражают режим работы мозга в условиях, когда осуществимо использование его сверхвозможностей. Наличие сходных изменений ЭЭГ у разных лиц (при исходном различии их ЭЭГ) косвенно свидетельствует о том, что речь идет не об уникальном феномене, а о воспроизводимом, обучаемом процессе (явлении). Явление существует, оно воспроизводимо и может изучаться физиологическими методами.

Результатом проведенных исследований можно также считать апробацию методики вызванных потенциалов применительно к исследуемой проблеме. Полученные результаты носят нетривиальный и неоднозначный характер. Они показывают, в частности, что исследование поставленной проблемы осложняется нестационарностью реакций испытуемого в процессе исследования, индивидуальными различиями в паттернах ВП, возможным влиянием процессов адаптации к условиям исследований. На данном этапе наиболее вероятной представляется гипотеза о том, что по мере адаптации к условиям исследования использование испытуемыми механизмов альтернативного (прямого) видения может вносить существенный вклад (даже превалировать) в ситуации, предполагающей использование обычного зрения. У испытуемого В.Б. в начале исследований имела место, поданным ВП, более четкая дифференциация обычного зрительного и альтернативного, прямого видения. У него, напомним, в начале исследований с хорошей достоверностью проявлялись относительно коротколатентные ВП в затылочных областях при работе без маски, переставшие даже зрительно обнаруживаться при работе с маской. У испытуемых К.З. и Н.М., относительно меньше владеющих методом, изменения ВП при изменении условий исследований без маски — в маске носили скорее количественный (но достоверный!), а не качественный характер. То же имело место и у В.Б. на последующих стадиях исследования, вплоть до полного исчезновения сколько-нибудь заметных различий ВП в условиях без маски-в маске.

Мы оцениваем серьезность представленных положений. Если явление динамики ВП в затылочной области, отражающее «приход и неприход» информации в эту область по традиционному пути будет и далее подтверждаться, придется более настойчиво изучать способы альтернативной передачи зрительной информации.

Возможно ли это принципиально?

Мозг отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками, он достаточно защищен от механических повреждений. Однако через все эти оболочки мы регистрируем то, что происходит в мозге, причем потери в амплитуде сигнала при прохождении через эти оболочки удивительно невелики - по отношению к прямой регистрации с мозга сигнал уменьшается по амплитуде не более чем в два-три раза.

Возможность прямой активации клеток мозга фактором внешней среды и, в частности, электромагнитными волнами, что осуществляется в процессе лечебной электромагнитной стимуляции, легко доказывается развивающимся в этих условиях клиническим эффектом. Как один из вариантов можно, по-видимому, допустить, что в условиях формирования альтернативного — прямого — видения результат достигается действительно за счет прямого видения, прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Нельзя полностью исключить и локационный механизм феномена, однако и то, и другое требует, по крайней мере, еще нескольких открытий в области механизмов мозга.

Не настаивая на истинности рабочих построений, с наименьшими выходами за рамки известного, по-видимому, можно предположить также сугубо предварительно, что альтернативное зрение осуществляется с помощью кожи. Прямых доказательств этому пока нет, но есть ряд косвенных.

Эти соображения базируются на следующем.
1. Кожа формируется в онтогенезе из одного зачатка с нервной системой.
2. В обучении альтернативному видению важным этапом является сопоставление ощущений кожи с цветом и другими свойствами предметов.
3. Ослабление первичных ВП в затылочной области может происходить при усилении ВП в соматосенсорной области.
4. В природе существует феномен зрения поверхностью («кожей») тела — у некоторых морских беспозвоночных, у бабочек.
5. И наконец, феномен «чтения, опознания» кожей контактно предъявляемых слов, цифр, изображений известен широко, воспроизводим практически у всех и при повторении усиливается. Кстати, хотя официально «принят» не был, но не был опровергнут феномен Розы Кулешовой (50-е годы XX в.) — опознание цвета кожей пальцев рук.

Возможно, в процессе обучения альтернативному видению происходит не только проявление потенциальных свойств кожи, но и переобучение мозга, может быть, как проявление одной из его сверхвозможностей.

Мы все-таки приводим здесь эти соображения как возможные материальные механизмы явления, как антитезу заманчивого нематериалистического представления механизма феномена альтернативного видения. Следует отметить, что, основываясь на результатах представленного пилотного исследования, не представляется возможным выдвинуть убедительную гипотезу о физиологических механизмах альтернативного видения. Тем не менее, представленные результаты свидетельствуют о целесообразности проведения дальнейших исследований в этой области.

ВЫВОДЫ
1. Экспериментально показано существование феномена так называемого альтернативного видения.
2. Показано, что «включение» альтернативного видения изменяет характер ЭЭГ.
3. Наблюдаются статистически достоверные разности компонент ВП, зарегистрированных при классификации изображений в условиях обычного и альтернативного видения.

Раджа-Йога.

Цитирую (Ромен Роллан, "Жизнь Рамакришны"):

"...Приложение I
ФИЗИОЛОГИЯ ИНДИЙСКОЙ АСКЕЗЫ

Мистический опыт в Индии не является, как это (ошибочно) кажется религиозной Европе, индивидуальным счастьем (или несчастьем, по словам «неверующих»). Пути единения с богом были терпеливо, тщательно выявлены, пройдены, отмечены в течение веков на карте сознания. Чтобы достичь цели, каждому остается лишь следовать по дорожной карте. Она заключает в себе тончайшее познание – хотя и высказанное в странных терминах – человеческого организма.
Поль Массой Урсель посвятил этим индийским доктринам мистической физиологии серьезно обоснованную статью в «Журнале психологии» за 1922 год.
Наиболее интеллектуальные йогины пользуются пневматической физиологией, «неослабной респираторной гимнастикой». Тантристская литература, с которой Европа лучше ознакомилась после опубликования работ сэра Джона Вудрофа (А.Авалона), говорит о постепенном отрешении от тела при употреблении своих сил и о «бегстве» к богу при прохождении шести этапов, шести шакр (кругов), или нервных центров, расположенных в лежащих один над другим пунктах в верхнем отделе спинного мозга:
Адхара – на границе поясничных позвонков, близ крестцового сплетения, под генитальными органами;
Свадхистхана – на уровне этих органов и сразу над ними;
Манипура – на уровне пупка;
Анахата – на уровне сердца;
Вишуддха – у голосовых связок;
Айна (глаз Шивы) – между бровями. (Это физиологическое описание находится уже в Ханса Упанишаде.)
Наверху, наконец, дверь господа, расщелина Брахмана, открывающаяся у седьмого и последнего этапа – Сахасрара, «лотоса из тысячи лепестков», в мозговых полушариях.
Совершающийся подъем с одной ступени на другую – дело психической силы, которая под названием Кундалини дремлет внизу, свернувшись треугольником вокруг себя, как змей. Змей пробуждается, растягивается, поднимается и через узкий канал проскальзывает наверх.
Вся эта физиология мистического восхождения точно описана на основе их личного опыта, подтверждающего коллективный опыт индийских тысячелетий, в беседах Рамакришны и в трудах, написанных Вивеканандой (в особенности в его Раджа йоге, где индуистский учитель, близко знакомый с западной наукой, старается показать соответствие между индийской и европейской терминологией).
По Вивекананде, сохраняющему античную интерпретацию пневматичности мира, жизненный флюид – это Прана. Отсюда исходит тремя ступенями мысль: а) сознательная, б) подсознательная и в) надсознательная – вне разума. Раджа йога – это наука о контроле жизненной силы (Пране) для управления ее восхождением. Человек в состоянии медитации концентрирует Прану. Но всякое нарушение равновесия Праны причиняет нам страдания.
Итак, выявляется необходимость обучения дыханию; и гуру (учитель) здесь главенствует...
...
...все мало помалу координируется в организме. Все молекулы тела принимают одно и то же направление. Тело в целом становится страшным огнивом воли, превратившейся в нервный ток (Вивекананда сравнивает эту силу с электрическим током). Кундалини Шакти (сущность духовной силы) – сама Мать в глазах Вивекананды свернувшаяся клубком в глубине каждого существа, пробуждается от правильных дыхательных движений сушума (дверь, обычно закрытая) раскрывается, и великий змей производит свое восхождение.
Нужно отметить, что во время такой концентрации духа индуистский учитель особенно рекомендует подавлять в себе всякое возбуждение: он считает, что прибегать к нему опасно и что оно никогда не дает длительного результата; падающая сила совращается и уклоняется с пути в эротических вспышках. Вивекананда всегда, со строгой заботливостью, старается предупредить опасность спустить с цепи неосторожными упражнениями демонов чувственности; он запрещает некоторые киртаны (танцы и песни), пробуждающие жизненную силу ценой вспышки нездоровой чувственности.
И вот открыты шлюзы большого течения, накопляющегося в каждом человеке, но мало людей знают, как управлять затвором. Поток силы начинает подниматься…
Первый центр у основания спинного хребта – у крестца – является главным. Он – основа производительной субстанции и чувственных сил: йогины символизируют его в виде треугольника, в котором заключен свернутый змей. Следует претворить чувственные силы в мозговые силы, или «оджа». Всякая хорошая мысль, всякая молитва способствует этому.
Только у человеческих существ может свершиться скопление «оджа». Тот, у кого вся животная сила превратится в «оджа», будет богом. Ни один мужчина, ни одна женщина не могут быть действительно духовными, прежде чем сексуальная сила, являющаяся наивысшим могуществом, коим обладает человек, будет претворена в «оджа», ибо ни одна сила не может быть создана, она может быть только превращена и направлена. Так, чистота есть основа каждой глубокой морали, как и каждой настоящей религии. Раджа йога считает условием sine qua поп абсолютное целомудрие в действии, слове и мысли. Этот закон применяется ко всем, к людям женатым и холостым, и еще с большим основанием к людям духовным. Если растрачиваешь самые могущественные силы своего существа, нельзя стать духовным. Это почти текстуально (я уже это говорил) слова Бетховена, отвергавшего предложения той, кем он хотел обладать.
«Если бы я хотел так пожертвовать своей жизненной силой, то что бы осталось для возвышенного, для лучшего».
История каждого великого провидца всех времен является подтверждением этого инстинкта и этого урока.
По описаниям Рамакришны, до восхождения Кундалини в четвертый круг (сердце), где начинает проявляться божественное сияние, человек, сосредоточиваясь, может говорить. Когда восходящая энергия достигает горла, он не может больше ни говорить, ни слышать ни о чем, кроме бога. Затем наступает безмолвие. На уровне ресниц является в самадхи (экстазе) видение высшей души – Параматман; только один туго натянутый покров отделяет человека от Абсолютного Существа; кажется, что растворяешься в нем, но это не так; можно еще спуститься на четвертую ступень, не ниже. Нужен вообще двадцать один день, чтобы отсюда достичь седьмой плоскости, где слышен «он», совершенный звук, обнимающий громадную симфонию Вселенной. Все кончено. Это – Нирвикальпа самадхи, откуда вывести может только чудо.
Само собой разумеется, что этот страшный подъем, вызывающий прилив крови, должен иметь фатальный исход, если он доведен до конца, – и на какой ступени ни остановиться, его действие никогда не лишено опасности. Рамакришна говорит о мурашках, бегающих с самого начала по телу, с головы до ног. Он видит огненных мошек, светящиеся туманы, расплавленный металл. Грудь краснеет и сохраняет кирпич но красно золотистый оттенок. Все тело горит. Во время своих страстных экстазов в честь Кришны у Рамакришны выступают на коже мельчайшие капельки крови. В течение другого периода, после тантристских обрядов, цвет его кожи изменяется, становится золотистым; золотой амулет на груди больше не выделяется. От тела исходит какое то сияние. При выходе из этих состояний экстаза глаза его красны, «как от укусов муравьев»; однажды вечером из его раздраженного нёба потекла черная кровь, которая свертывалась; садху, увидевший это, сказал ему, что это кровотечение спасло его от кровоизлияния в мозг. У Вивекананды после углубленной медитации также появляются скопления крови в глазу. Многие экстатики умирают в таком экстазе от мозговых кровоизлияний. И весьма вероятно, что рак горла, от которого умер Рамакришна, вызван был постоянным раздражением слизистой оболочки во время таких экстазов.
Поэтому и Рамакришна, и Вивекананда, прекрасно понимавшие все эти опасности, остерегаются подвергать им своих учеников. Рамакришна начинает всегда с исследования крепости их телосложения, в особенности груди и слизистой оболочки рта и горла. Если результат неудовлетворителен, учитель такие упражнения настрого запрещает и постоянно их контролирует и сдерживает. Он никому не разрешает попытки наивысшего подъема. Один Вивекананда получает этот исключительный дар после годов мольбы, накануне смерти учителя, передавшего ему все свои возможности. И никто не высказывается более резко против бесконтрольного употребления экстаза, чем Вивекананда. Никто так резко не предостерегает молодых учеников от приема этих средств, которые могут повлечь за собой умственное расстройство или даже моральное разложение. В общем, оба учителя не советуют применять физиологические упражнения, очень длинные и рискованные; нельзя терять время на такую йогистскую акробатику. Жизнь коротка, к цели можно прийти более простым путем, естественными чувствами. Мы слышали, что заявлял Рамакришна: «Эти обряды не для нашего времени… Они не имеют другой цели, как сосредоточение духа, а этого легко достигнуть благочестивыми размышлениями».
Также и у христианских учителей чистая молитва и мистика – по словам Франциска Сальского – одно и то же.
И мужественный Вивекананда говорил юному бенгальцу, изнуренному поисками духовного сосредоточения:
– Дитя мое! Если вы верите мне, откройте прежде всего дверь вашей комнаты и посмотрите вокруг себя, вместо того чтобы закрывать глаза… Если хотите покоя души, служите другим. Вот мое слово.
Или более энергично:
– Если хотите обрести бога, служите человеку..."

Оба - и Рамакришна, и Вивекананда (особенно Вивекананда) - пострадали физически от этой аскезы. Особенно это укоротило срок жизни Вивекананды, из-за чего он не смог окончить миссию, с которой пришел в этот мир.

"...
Рамакришна сам признал, что он искушал бога и что он чудом вернулся обратно. Он ни за что не предложил бы ни одному из учеников проделать подобный опыт; он запретил его даже Виве кананде, как своего рода блаженство, не позволенное благородным душам, долг которых – жертвовать своим счастьем для блага других. Когда молодой Нарендра настойчиво, страстно умолял его открыть ему Нирвикальпа самадхи, страшную дверь, ведущую в бездну Абсолюта, Рамакришна отказал ему с великим гневом – он, который никогда не сердился и не позволял себе резкого слова по адресу своего любимого сына.
– Стыдись! – воскликнул он. – Я думал, что ты будешь огромным баньяном, который может укрыть тысячи страждущих душ… А вместо того ты ищешь собственного блага, ты эгоист. Брось эти пустяки, дитя мое! Как можешь ты удовлетвориться таким узким (буквально: имеющим одну сторону) идеалом. Надо иметь много сторон. Радуйся господу во всех его формах (это значит: «в сознании и в действии»). Переведи самое высокое Познание в самое высокое Служение людям.
И Нарендра исходит слезами, униженный, принужденный отказаться от своего желания. Но он признал справедливой волю учителя; и, нося в своем сердце тоску по божественной бездне, он всю жизнь посвятит служению людям, скромный, твердый и самоотверженный..."

Особенно положение таких "странников по семи долинам медитации" стало тяжелым в последнее время. Планета окружена плотной ядовитой аурой ментальных и чувственных излучений людей, эти излучения заливают открывающиеся центры раджа-йога. Следствие - или смерть, или деградация духовная, или идиотизм.
На пути к высшим центрам Кундалини проходит через низшие, раскрывая йога низшим уровням мировой энергии - элементальной, животной и т.п., - и делая его беззащитным перед ними.
Единственно может спасти в такой момент энергия Наставника, который создает вокруг ученика особый щит на время концентрации.

Путь сверху, верхний путь.
- Раскрытие высших центров происходит через контакт с высшими энергиями Учителей, низшие центры при этом не задействуются. К такому контакту и совместной работе подходят путем жизненного подвига. К тому же это раскрытие - не самоцель, а всего лишь средство полноценно участвовать в работе Братства. Это эволюционная ступень, к которой человек подошел кармически, в течение многих воплощений уже работая в этом направлении.

Сейчас, конечно, много развелось "специалистов", утверждающих, что положение изменилось и найдены новые безопасные средства йогической концентрации. "Сахаджа-Йога", "Кунта-Йога" и т.п.
Видел я таких специалистов, "йогов". Печальное зрелище.

Газета «Первое сентября» N 22/2003 (г.Москва)

С помощью методики Вячеслава Бронникова слепой человек может прочитать текст, увидеть изображение на экране компьютера... Но какой механизм формирует альтернативное зрение, пока никто не знает.

Московский ученый Вячеслав Бронников учит слепых видеть. Он разработал оригинальную методику, позволяющую резко активизировать деятельность правого полушария мозга. В результате за десять дней занятий Бронников развивает у своих подопечных навыки так называемого прямого видения - слепые и слабовидящие люди способны получать информацию об окружающем мире без использования глаз. Дети с пороками зрения после такого специального обучения могут кататься на велосипеде, играть в шахматы, читать книги.

Слепой человек, утверждают медики, видит перед собой пелену. Но Светлана Кононец, ведущий специалист Международной академии развития человека, занимающаяся обучением людей по методу Бронникова, считает, что люди, овладевшие навыками альтернативного зрения, видят белое поле, а на нем - четкое изображение объектов, которые находятся перед ним. Человек может удержать это изображение в своем представлении столько времени, сколько ему нужно. Невероятно? Действительно, поверить в этот феномен трудно, поэтому многие сочли Бронникова ловким шарлатаном.

Однако не все серьезные ученые отвергли идею «прямого видения», или альтернативного зрения. Научный руководитель Института мозга человека РАН Наталья Бехтерева заинтересовалась опытами Бронникова.

В конце прошлого года в Институте мозга человека был проведен уникальный эксперимент. К исследованиям привлекли семерых подростков с нормальным зрением, предварительно прошедших подготовку по методу Бронникова. Участие в эксперименте зрячих людей позволяло сравнить работу мозга при нормальном зрении и альтернативном.

Эксперимент проходил в комнате с обычным, естественным освещением. Лица испытуемых были закрыты черными масками из непрозрачной материи. Участникам требовалось прочесть текст из предложенной книги, брошюры, объявление.

Все семь участников эксперимента легко читали в маске любой предъявленный текст. Лишь иногда делали паузы на незнакомых словах. После этого им сообщили, что на экране компьютера будут появляться буквы, цифры или знаки, которые нужно назвать. А еще на экран выводились изображения различных предметов, о которых «незрячим» подросткам не было известно заранее. Однако они справились и с этим заданием.

Для дополнительной проверки результатов эксперимента директор Института мозга человека РАН Святослав Медведев провел специальный опыт. Одной из испытуемых было предложено надеть маску из термопласта - особо прочного материала, полностью исключающего возможность подглядывания. Но даже с такой маской на лице она «увидела» изображения на экране компьютера. Таким образом, было подтверждено наличие альтернативного видения.

В ходе исследований ученые измеряли различные физиологические параметры, электрическую активность мозга, пытались зафиксировать изменения в мозговых процессах, происходящие в ходе «прямого видения». С помощью электроэнцефалографа регистрация параметров мозга осуществлялась при «включенном» и «выключенном» альтернативном видении, при мысленном воспроизведении зрительных образов, при закрытых глазах, при открытых.

«Мозг человека, - объясняет Наталья Бехтерева, - отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками. Но мы научились регистрировать то, что происходит в мозге за всеми этими оболочками. А происходит вот что: при «прямом видении» информация совершенно явно поступает в мозг, минуя органы чувств. Возможно, что формирование альтернативного зрения достигается за счет прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Как это происходит - пока не ясно.

Когда мы снимали параметры при альтернативном видении и при обычном зрении, то уловили следующую картину: сигнал, характерный для работы исследуемого явления, сохранялся у нескольких участников и при нормальном зрении. То есть человек смотрел так, как ему было удобнее».

Данные электроэнцефалограммы показали, что при «включении» прямого видения у испытуемых изменилась биоэлектрическая активность мозга, появлялся бета-ритм, который в норме едва просматривается.

Бета-ритм традиционно считается показателем возбудительных процессов. Иными словами, мозг испытуемых работал если не на пределе, то в усиленном режиме.

Ученые сделали вывод: сегодня уместно говорить не столько о феномене, сколько о методе альтернативного видения. Данные электроэнцефалограммы подтвердили перестройку мозга на иной режим работы.

Мозг испытуемых использовал условно-патологические возбуждения. В ходе обычной работы зрения импульс от рецепторов глаза поступает в задние отделы полушарий мозга, а при «включении» альтернативного видения сигнал появлялся в центральной часть мозга, где и распылялся нетрадиционным путем.

Бехтерева полагает, что навыками «прямого видения» могут обладать люди, которые когда-либо были зрячими, а потом потеряли зрение. По ее мнению, в полушариях мозга сохраняются когда-либо увиденные образы, и импульс, поступающий извне, может их извлекать из многочисленных ячеек и восстанавливать - таким способом осуществляется сличение импульса и образа.

Существует и другая гипотеза, согласно которой «прямое видение» осуществляется с помощью кожи. Прямых доказательств этому нет, но есть косвенные. При развитии организма кожа формируется из одной клетки с нервной системой. В обучении альтернативному видению важным этапом является формирование навыка по сопоставлению ощущений кожи с цветом и другими свойствами предметов. Некоторые морские беспозвоночные или бабочки «видят» всей поверхностью тела.

Ученые считают, что в процессе освоения альтернативного видения происходит переобучение мозга. «Мозг человека заранее готов ко всему, он живет как бы не в нашем веке, а в будущем, опережая сам себя, - говорит Наталья Бехтерева. - Что мы знаем о тех условиях, тех принципах, на основе которых реализуются не только возможности, но и сверхвозможности мозга человека?

Ответ простой: в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активизация определенных, а вероятно, и многих мозговых структур. Сверхвозможности бывают исходные - талант, гений. При определенных условиях оптимального эмоционального режима или в экстремальных ситуациях они могут проявляться в форме озарения с изменением скорости времени. Но что самое важное - сверхвозможности могут формироваться при специальном обучении, а также в случае постановки сверхзадачи.

Можно допустить, что в условиях сверхзадачи - формирования альтернативного зрения - результат достигается действительно за счет прямого видения, прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Однако это не более чем хрупкая гипотеза. Может, сами электрические волны мозга умеют «обыскивать» внешний мир. Типа «радиолокаций». А может быть, этому есть другое объяснение. Надо думать, изучать! »

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»