Политическая деятельность и общество конспект. Политическая деятельность как важнейший элемент политики. Какая власть признается легитимной

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Обществознание 10 класс

Тема урока: Политическая деятельность.

Цель : объяснить понятия и термины: «политика», «власть», «политическая власть», «легитимность власти», «политические действия», «властвование», «харизма»;

Задачи:

    ознакомить с типологией властных отношений;

    развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

    способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Наверняка вы слышали следующие расхожие высказывания: «Какая грязь эта политика! И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость - это и есть политика!» Однако есть и другие мнения. «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами» (Ш. Монталабер, французский писатель), «Политика вас не берет силой, мы все погружены в нее, хотим мы того или нет» (С. Маршак, советский поэт).

Так что такое «политика»? Что представляет собой политическая деятельность? Кто и как участвует в ней?

Давайте исследуем эти вопросы.

Тема урока: «Политическая деятельность». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Политика как деятельность.

2. Власть и властная деятельность.

3. Легитимность власти.

II. Новый материал

Прочитайте вступление к параграфу.

Охарактеризуйте различные подходы к пониманию политики.

В чем сущность третьего подхода?

На с. 204 учебника приведены два определения политики как деятельности. Сравните их.

Что общего вы обнаружили?

(На доске формируется схема.)

Мы знаем структуру любой деятельности. Не исключение и трудовая деятельность. Как вы думаете, какие цели могут ставить перед собой политики?

Как вы относитесь к творчеству Н. Макиавелли?

(По ходу обсуждения вопросов продолжается составление схемы.)

1. Политика как деятельность

Всякая деятельность представляет собой совокупность действий. Приведите примеры политических действий.

На что они могут быть направлены?

Всегда ли действия политиков приводят к тем результатам, которые планировались?

Какие методы воздействия на массы применяют современные политики?

(По ходу беседы формируется схема.)

2. Власть и властная деятельность

Власть - это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчиняться своей воле с помощью насилия.

Какие вы знаете виды власти? Охарактеризуйте их.

Что такое «властная деятельность»? (Властная деятельность - это деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь.)

Представьте себе, что вы осуществляете властную деятельность. В вашем арсенале есть следующие рычаги воздействия на массы: власть силы; власть авторитета; власть принуждения. Какой рычаг и почему вы выбираете?

3. Легитимность власти

Самостоятельно прочитайте последний пункт параграфа.

Что такое «легитимность власти»?

Охарактеризуйте три типа легитимности по М. Веберу.

Какой подход предложил Д. Истон?

Сравните их типологию. Какая вам кажется более справедливой? Почему?

Домашнее задание

Выучите § 20, выполните задания.

Гаганов Александр Андреевич - эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

Будет ли изменено понятие политической деятельности НКО-иностранных агентов? Что предлагает Минюст?

Министерство юстиции РФ разработало законопроект , в котором уточняется понятие политической деятельности. Законопроект предусматривает внесение изменений в соответствующие положения Федерального закона «О некоммерческих организациях», меняется пункт 6 статьи 2, в котором идет речь об иностранных агентах. Абзац первый пункта 6 остается без изменений, то есть понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, остается прежним.

ПРЕДЫСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Поручение уточнить понятие политической деятельности Минюсту дал Президент РФ Владимир Путин по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека 1 октября 2015 года.

На заседании СПЧ Президент РФ в частности подчеркнул, что «государство и дальше будет уделять особое внимание развитию правозащитных институтов и институтов гражданского общества». По его словам, в 2015 году размер грантов таким организациям составил 4,2 миллиарда рублей. Владимир Путин отметил рост интереса граждан к благотворительным, социально значимым проектам. Для поощрения развития таких проектов решено учредить ежегодную Государственную премию в размере 2,5 миллиона рублей, которая будет вручаться за выдающиеся достижения в благотворительной деятельности. Аналогичная премия предусмотрена и для правозащитников - за выдающиеся достижения в правозащитной деятельности.

Забавно, что вслед за рассказом о государственной премии для правозащитников последовал пассаж Михаила Федотова , председателя СПЧ, о том, что «прокуроры… занимаются правозащитной деятельностью». Федотов недоумевает: «Тогда почему они (прокуроры - прим.автора) с таким упорством записывают правозащитные организации в так называемые иностранные агенты? Ведь если правозащитную деятельность признавать политической, то прокуроров надо увольнять, потому что им по закону запрещено заниматься политикой». Федотов также сказал, что «для настоящих правозащитников иностранные гранты - это не причина, а лишь средство выполнения своей миссии. Будут отечественные гранты - спасибо, работа продолжится за российские деньги; не будет денег вообще - она продолжится на волонтёрских началах».

QUOD LICET JOVI…

Законодательство действительно запрещает прокурорам и судьям быть «членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности», «принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности», «вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью». Политическая деятельность под запретом и для Уполномоченного по правам человека в РФ.

В Уголовном кодексе РФ политическая деятельность упоминается в контексте статьи 277 - посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенном в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность. Получается, что в Уголовном кодексе понятие политической деятельности шире, чем понятие государственной деятельности, и включает в себя последнюю.

Кто же тогда государственные и общественные деятели, которым можно заниматься политической деятельностью? Комментарий к Уголовному кодексу подсказывает, что государственные деятели - это депутаты всех уровней, члены Правительства РФ, заместителей министров и другие высокопоставленные должностные лица. А общественные деятели - это функционеры политических партий и общественных объединений. В этом смысле Уполномоченный по правам человека будет являться государственным деятелем.

Таким образом, понятие «политическая деятельность» не единообразно используется в законодательстве. И предложенное Минюстом новое определение политической деятельности только усугубляет эту ситуацию.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЙЧАС И В БУДУЩЕМ

Согласно Закону об НКО политическая деятельность - это участие НКО (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Перечень сфер-исключений на практике абсолютно не важен, так как НКО, работающие в указанных сферах, беспрепятственно . Минюст в своем законопроекте дополняет перечень оговоркой о том, что эта деятельность не должна осуществляться в политических целях. Это лишает перечень «исключений» всякого смысла.

Новым в инициативе Минюста стало указание сфер деятельности, в которых работает иностранный агент: от основ конституционного строя, федеративного устройства и до законодательного регулирования прав и свобод. Спрашивается, как Минюст представляет себе деятельность НКО, например, в сфере государственной безопасности? Возникают вопросы и при сопоставлении перечня «неполитической» деятельности и сфер политической деятельности.

Например, наука не относится к политической деятельности. Логично предположить, что наука в сфере основ конституционного строя - тоже не политическая деятельность. Однако если такой наукой занимается НКО с иностранным финансированием, то эта деятельность вдруг становится политической. Социологические исследования - обычный метод исследования для ряда научных сфер - предлагается относить к политической деятельности. Странное дело: наука - не политика, а ее методы - политика.

В любом случае назначение этого перечня также непонятно, потому что законопроект не предусматривает доказывания факта работы НКО в указанных сферах для признания его иностранным агентом.

Минюст в своем законопроекте называет формы осуществления политической деятельности, среди которых, например, указаны такие формы, как «публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов», «распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики», «участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений».

Что это означает? Любое публичное мероприятие, любое обращение к органам власти с просьбами принять или отменить закон или иной акт, любое обращение НКО в суд с заявлением об оспаривании действия или решения чиновника, размещение в интернете соцопроса, публикация статьи с критикой правительства - все это политическая деятельность. Например, направление в органы власти или артикуляция в СМИ предложения принять закон о Конституционном Собрании, который и так обязаны принять в силу части 2 статьи 135 Конституции РФ, это политическая деятельность. Даже само оспаривание решения Минюста о включении НКО в реестр - тоже политическая деятельность.

Да, эта деятельность не запрещается. Но если ею занимается НКО, имеющее иностранные источники финансирования, добро пожаловать в реестр иностранных агентов. А «найти» иностранное финансирование у НКО не так сложно, что показала практика.

Закон не предлагается менять в части указания цели деятельности - оказания влияния на государство. Но Минюст предлагает другую формулировку цели: «оказание влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия». Это более обтекаемая формулировка. Определить попытку оказать влияние на решения и действия государственных органов гораздо проще, чем доказать «воздействие на принятие решений, направленных на изменение государственной политики». Тем более что понятие изменения государственной политики весьма расплывчато.

Конечно, государству важно защититься от реальных «иностранных агентов», которые незаметной деятельностью разрозненных НКО могут подрывать устои российского государства. Никто не спорит, что нужно бороться с такими организациями, финансируемыми нашими геополитическими противниками. Но методы борьбы должны быть адекватными и логичными. По логике же Минюста в иностранные агенты можно просто включить все НКО, финансируемые из-за границы. Для этого не обязательно придумывать новое понятие политической деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Минюст в своем законопроекте описал практически все виды деятельности НКО, за которые те попали в реестр иностранных агентов после введения соответствующей нормы в 2012 году. Политической стала почти любая публичная деятельность НКО.

2. Если СПЧ просил конкретизировать и сузить понятие «политической деятельности», то Минюст, выполнявший соответствующее поручение главы государства, наоборот, фактически расширил это понятие.

3. Новое понятие политической деятельности еще больше отдалит это понятие от унификации в рамках системы законодательства: это понятие не универсально и применимо только к НКО.

4. Понятие политической деятельности никак не связывается с деятельностью политических партий: оно не распространяется на политические партии.

5. Законопроект Минюста имеет высокие шансы на принятие, потому что будет вноситься в Государственную Думу Правительством РФ, в среднем 74% инициатив которого .

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Политическая деятельность как важнейший элемент политики

политический деятельность интерес решение

План

1.Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности

2.Многообразие политических интересов

3.Политические решения как результат политической деятельности

1. Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности

В политологии существуют различные подходы к пониманию политики. Один из них заключается в рассмотрении политики как одной из четырех основных сфер жизни общества. В сферу политики входят и политическое сознание, и политические организации (правительство, парламент, партии и т. п.), и задачи, которые различные социальные группы стремятся решить, используя власть, и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество, включающий меры по сохранению стабильности в обществе и реформы. Второй подход основан на понимании политики как особого типа социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, т. е. отношений, связанных с властью, государством, управлением делами общества. Наконец, третий подход состоит в рассмотрении политики как одного из видов деятельности, т. е. активности ее субъектов -- участников политической жизни. Все три подхода дают многоаспектное представление об одном объекте -- политике. Историческое развитие и опыт многих поколений мыслителей, занимающихся исследованием политики и политической деятельности, концентрировано представлен в современном наукознании, в частности, в политологии, социологии, политической психологии и других отраслях обществоведения.

Политика -- это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство. При рассмотрении политики как деятельности есть все основания признать ее и наукой, и искусством управления (государством, людьми), выстраивания отношений и реализации интересов, а также завоевания, удержания, использования политической власти.

Отсюда следует, что политическая деятельность, составляет основное содержание политической сферы жизни. Определить содержание понятия политической деятельности -- это означает дать существенное определение политики.

Политическая деятельность -- это вид активности, направлений на изменение или сохранение существующих политических отношений. В основе своей политическая деятельность -- это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть -- управление людьми, человеческими сообществами.

Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направления деятельности государства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные виды деятельности: скажем, непосредственное выполнение людьми политических функций в рамках институтов государственной власти и политических партий и опосредствованное участие, связанное с делегированием полномочий тем или иным институтам; профессиональная и непрофессиональная деятельность; руководящая и исполнительская деятельность, направленная на укрепление данной политической системы или, напротив, на ее разрушение; институционализированная или неинституционализированная деятельность (к примеру, экстремизм) и т. д.

Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба. Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и норм, наконец, самого процесса активности.

Субъектами политики являются, во-первых, большие социальные общности, к которым относятся социальные группы и слои, классы, нации, сословия и т. п.; во-вторых, политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения); в-третьих, политические элиты -- сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть; в-четвертых, личности, и в первую очередь политические лидеры.

В современной России наиболее влиятельными субъектами политической деятельности выступают политические партии и движения (особенно в лице своих лидеров), всевозможные властные структуры и органы, общественные объединения, население (в моменты референдумов и предвыборных кампаний).

Объектом политики является предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение. Чаще всего как объектом, так и субъектом политической деятельности являются люди, то есть участники политической деятельности. В политической деятельности объектно-субъектная взаимосвязь представляет собой органическое единство: ведь человек есть главный субъект и объект политики; социальные группы, организации, движения также выступают одновременно и как объекты политической деятельности, и как ее субъекты. Кроме того, объектами политической деятельности могут быть общественные явления, процессы, ситуации, факты. Из рассмотрения объектов политической деятельности можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.

Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна -- с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.

Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Установка: цель оправдывает средства -- характерна для диктаторских режимов и их политических носителей. Требования же соответствия средств демократическим, гуманным целям политики -- норма подлинно народных сил и выражающих их интересы политических структур. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

Существенный признак политической деятельности -- ее рациональность. Рациональные -- это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Рациональность в политике специфична: включает идеологию. Идеологический компонент пронизывает всякое политическое действие, коль скоро оно ориентировано на определенные ценности и интересы. Более того, является критериальным признаком его направленности.

Рациональный момент, безусловно, является решающим в субъективном смысловом содержании политического действия, выражая отношение субъекта к институтам власти. Тем не менее политическое действие не исчерпывается рациональностью. В нем остается место для иррационального как отклонения от целенаправленности. Иррациональные -- это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют. Политические действия бывают стихийными и организованными. Стихийно возникший митинг и тщательно подготовленная партийная конференция -- примеры таких действий.

В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.

Политическая деятельность дифференцируется на теоретическую и практическую. Являясь относительно самостоятельными, они взаимообусловлены. Политическая теория приобретает действенность и эффективность тогда, когда опирается на практический опыт и совпадает с потребностями и интересами тех групп, которые представляет субъект политики.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого несомненно весьма велико, но смысл которого заключается как раз в неприятии и отрицании политики. Им является политическое отчуждение.

Политическое отчуждение -- состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью -- как дело крайне нежелательное. Здесь устанавливается чисто принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.д. Для правящих групп политическое отчуждение выражается в превращении государственной службы в сферу обслуживания только частных, узкогрупповых интересов, власть узурпируется отдельными людьми, подменяется борьбой клик, представляющих корпоративные интересы. Служение интересам социальной целостности превращается в средство поддержания только индивидуальной жизни. Ярким проявлением политического отчуждения служит феномен бюрократизма.

Следующий вид политической деятельности - это политическая пассивность.

Политическая пассивность -- вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее жизненным интересам. Средством формирования конформистских политических установок служит специфическая техника воздействия на сознание и поведение людей -- манипулирование, предполагающее «превращение людей в управляемые объекты, деформацию их внутреннего мира, мыслей, чувств и поступков и тем самым разрушение их личностей путем влияний, которые искажают представления о действительных интересах и потребностях и незаметно, при кажущемся сохранении свободы воли, подчиняют людей воле, им чуждой» . Система манипуляции ориентируется прежде всего на подсознательную сферу психики людей, а ее методы и средства в современных обществах становятся все более изощренными, активно используют достижения психологии и социологии.

Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.

Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызывающих, времени возникновения задач, на решение которых она направлена, состава участников.

В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:

Рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;

Объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;

Растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;

Все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.

Начальная стадия выраженной активной деятельности, когда политический субъект осуществляет четкий выбор тенденциидействия -- это политическая, позиция.

Зрелая форма политической активности -- это политическое движение, т. е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или егосознательную защиту.

Таким образом, понятие «политическая деятельность» отражает все многообразие действий людей в сфере политики, а понятие «политическая активность» -- ведущую творческую, преобразовательную форму политической деятельности, выражает сущность политики -- реализацию социальной группой своих собственных интересов. Политическое участие -- это характеристика степени вовлеченности субъекта в политически активное действие, а понятие «политическое поведение» позволяет раскрыть механизм, структуру политической деятельности.

2. Многообразие политических интересов

Понятие “интерес” (лат. Interest - иметь значение) активно используется в различных отраслях научного знания. При этом исходное понимание термина везде восходит к толкованию в словарях Даля, Ожегова, Ушакова - “интерес” как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым. В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение.

Таким образом, интерес, это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности. При этом всегда происходит соотнесение потребностей, объектов, служащих средством их удовлетворения, социальных условий жизнедеятельности субъекта (социальная Среда) и способов удовлетворения тех или иных потребностей.

В зависимости от сферы действия и социального носителя интересы разделяются на экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные, политические.

Интересы часто называют движущей силой, «мотором» деятельности людей. В полной мере это относится и к интересам политическим.

Политический интерес - это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно- политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей. Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например:

а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);

б) по степени осознанности (стихийные или осознанные);

в)по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);

г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.);

д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые);

е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику.

Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что в экономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.

Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.

В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью. Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественным интересом - интересом социальной целостности, создают возможность самостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, “внеполитического” государства.

В-четвертых, противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния, типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений. Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник - соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов. Такой иллюзорной формой может служить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, то есть, собственно, не политический, а частный интерес эгоистической социальной группы, который ее представителями сознательно выдается за всеобщий, но не является таковым. Более того, в силу неизбежной ориентации бюрократии на формирование специфического корпоративного - интереса, она играет сдерживающую роль по отношению к политической активности масс.

В-пятых, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого - общества, и его интегральной части - социальной группы. Могут существовать ситуации, когда интересы социальной группы (класса) еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когда по времени уже упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда класс все менее способен строить свою деятельность с учетом интересов целого. Политическая деятельность такого класса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению все новых противоречий, нарастанию социальных антагонизмов. Совпадение политических интересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивному развитию, поскольку их деятельность не расходится в главном, определяющем с магистральным направлением общественного развития. Такими качествами обладают прогрессивные классы в эпоху социальных революций (например, буржуазных).

В-шестых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политический интересы. Конкретным выражением такого положения в обществе может служить осуществление советским государством политических мероприятий после революции 1917 года.

В-седьмых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации - субъекты политики, а национальные отношения - элемент отношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов различных классов, социальных групп и слоев внутри Российской Федерации.

Какова роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе?

Во-первых, в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.

Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).

В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей. Если, например, экономика - важнейшее основание политической деятельности и политической активности, то качественные изменения в экономике, ее структуре служат наиболее важным итогом, показателем успешности политической деятельности.

В-четвертых, в политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов, может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.

В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества.

Таким образом, в сознательной регуляции социальных процессов, при выборе и обеспечении приоритетов общих интересов перед частными, политическому интересу принадлежит важное значение.

3.Политические решения как резу льтат политической деятельности

Политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия политического решения.

Политическое решение - это всегда процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер.

Политическое решение - это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.

Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества - явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую - антагонистических.

Политические решение - это и осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. Данная сторона политического решения напрямую связана с такими условиями его принятия как свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, принимающего решение в пирамиде участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий, но вместе с тем - выше уровень его социальной ответственности за избранный им вариант.

Политическое решение есть еще и волевое усилие того, кто принимает решение. Достичь намеченного результата - это значит учесть возможное противодействие других участников политических событий, следовательно, предусмотреть затрату значительных волевых усилий по его реализации.

Из сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.

Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов, которые могут привести к положительному результату. Традиционные шаги следующие: осознание существующей политической реальности; определение политического интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. Д. В зависимости от политической организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.

Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. В рамках системного анализа готовится набор альтернативных вариантов, которые предполагают различия в необходимых для выполнения решения ресурсах, способах действия, его результатах, а также в возможных последствиях для разных институтов, включая все общество.

Если исходить из того, что политическая деятельность есть последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность поступков различных субъектов политики, то в качестве исходного момента, “пускового механизма” всех событий и поступков выступает именно политическое решение.

Как правило, принято выделять несколько основных типов реализации решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм. Каждому из этих типов осуществления политического курса соответствуют определенные методы властного регулирования, характер взаимоотношений властей и населения, информационный режим властвования.

Так, популизм в качестве основного средства достижения властных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мнению, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение, а в ряде случаев и вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Правящие элиты пытаются выработать какой-то лозунг, призыв к населению, реализация которого, по их мнению, обеспечит преодоление всех противоречий и быстрое продвижение к успеху. Нередко в таких случаях используются лесть («коммунисты -- во главе общественного прогресса»), запугивание внешней или внутренней угрозой («правящие круги -- во власти мафии»), необоснованные посулы и обещания («радикальные реформы быстро приведут к подъему экономики»). Наиболее ярко популизм проявляется при харизматическом правлении. Но популистские меры могут выступать составной частью политического курса и при демократических и другого типа режимах, придерживающихся рациональных методов управления.

Отличительная черта элитизма -- курс на предотвращение сколько-нибудь значительного участия граждан не только в выработке, но и корректировке решений, на поощрение различных посреднических форм взаимодействия с электоратом, усечение политического информирования общественности, закрытый характер принятия и осуществления политических решений на всех этапах. При консервативной политике в деятельности властей доминирует установка на сохранение структуры и функций государственных органов власти, традиционных форм и методов политического регулирования. Такие методы управления характерны для стабильных политических режимов, культивирующих внутреннюю приверженность граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям и идеалам. Это неизбежно усиливает патриотические настроения и способствует сохранению целостности общественного и политического организмов.

К прямо противоположным результатам приводит радикализм политического правления. Даже когда стремление революционизировать общество, добиться его качественного переустройства не является самоцелью властей, социальные и политические последствия, вызванные радикальными методами преобразований, редко несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения. Насилие -- основной метод управления революционных режимов -- неизбежно превращает власть в смертоносное орудие преобразований, чреватое массовой гибелью граждан.

В отличие от радикализма, пренебрегающего во имя глобальных будущих целей насущными правами и интересами людей, демократизм ориентируется на реальные потребности и запросы граждан, воплощение их неотъемлемых прав и свобод. Культивируя атмосферу взаимоответственных отношений между рядовыми гражданами и элитой, демократическая политика добивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с властями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения, поощряет механизмы «самодисциплины и самопринуждения» граждан (Н. Элиас).

Список литературы

1. Общая и прикладная политология: Учебное пособие под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997.

2. Введение в политологию. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Аспект пресс Москва 2000.

3. Политология: учеб.-метод. комплекс. Шалак А.В. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005.

4. Политология. Курс лекций. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.

Размещено на Allbest . ru

Подобные документы

    Понятие и сущность политической системы. Функции политической системы общества. Основные типы политических режимов. Выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера. Политические принципы и нормы.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2011

    Понятие и признаки политической системы. Выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп. Структура политической системы общества и тенденции ее развития. Видовые и функциональные характеристики политической системы.

    реферат , добавлен 14.11.2011

    Структурные элементы политической системы общества. Государство как важнейший субъект политической жизни. Формы государственного правления. Политический режим. Виды и признаки политических партий. Право в системе государства. Политическая элита.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2009

    Понятие и типы политических партий - общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества, посредством формирования и выражения политической воли граждан. Порядок и этапы создания партий.

    реферат , добавлен 17.03.2011

    Понятия "государства", политики, политической деятельности и политических партий. Роль политических партий в политической системе. Современная политическая ситуация в России: противоречие мифа о судьбинном выборе и рациональном представительстве интересов

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Сущность, структура и функции политической системы. Виды современных политических систем. Политический режим как характеристика политической системы. Типы политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический). Политическая система общества.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2010

    Общественные отношения, которые складываются в процессе реализации политическими партиями Российской Федерации конституционно-правового статуса. Возникновение, сущность, признаки политических партий, их типология и функции, место в политической системе.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2014

    Понятие политической системы как основополагающей формы организации политической сферы жизни современного общества, ее основные элементы и функции. Типология и закономерности политических систем, основные факторы, влияющие на процесс их формирования.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2011

    Критерии типологизации политической культуры. Роль государственных институтов в организации политической жизни страны. Синтетическая культура "гражданственности". Особенности политических культур западного и восточного типов. Политика современной России.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Понятие и теория политической системы общества. Структура и функции политических систем общества. Место и роль государства в политической системе. Нейтрализация негативных тенденций в развитии общества. Смена государственно-политических режимов.

Понятие «политика» возникло в Древней Греции, первоначально обозначая различные формы общественного (государственного) правления. Трактат Аристотеля «Политика» дос­ловно так и назывался - «То, что относится к государству». Обще­ственные и государственные дела в нем именовались «политикой».

Аристотель (греч. философ) первым ввёл этот термин. Его трактат «Политика» - сочинение о государстве, правительстве, правлении.

Макиавелли выделил политику в самостоятельную науку.

Политика – это искусство возможного.

Политика – это искусство управлять государством.

Политика – это деятельность, связанная с отношениями между социальными группами, личностью и государством по вопросу завоевания, удержания и использования государственной власти.

О. Бисмарк: «Политика – это не наука, а искусство».

П. Моруа: «Политика есть умение добиваться равновесия».

М. Вебер: «Политика – стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти».

ПОЛИТИКА - это деятельность государственных органов, полити­ческих партий и общественных объединений, направленная на обеспече­ние классовых или иных общественных интересов с целью завоевания политической власти или ее удержания.

Политика - это явление историческое. Она существовала не всегда. Появление политики связано с выделениемсобственности, что явилось принципиально важным моментом в развитии общественной жизни. Политика при помощи государства и его аппарата ста­ла тем механизмом, с помощью которого произошло регулирование взаи­моотношений человека и государства.

Функции политики многообразны, однако наиболее существенны­ми являются:

- объединительная, направленная на сохранение целостнос­ти и устойчивости общественной системы;

- мобилизующая, заключающаяся в определении и достиже­нии сознательно поставленных целей общественного развития;

- регулятивная, распределяющая политические роли между участниками политического процесса;

- социализаторская, помогающая не только включать лич­ность в мир социальных отношений, но и стимулировать личность стремиться к совершенствованию этого мира и его изменению.

ФУНКЦИИ (РОЛИ) ПОЛИТИКИ:

Выражение интересов всех групп и слоёв общества;

Обеспечение социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком и природой;

Управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;

Социализация личности, превращение человека в социально-активное существо;

Интеграция слоёв населения, поддержание стабильности и порядка в обществе.

*- Кто ведёт политическую деятельность на политической сцене ? Какие же «актёры» действуют на ней? Или по научному, кто может быть субъектом политики ? (Этими субъектами политики являются люди).

Немецкий учёный М. Вебер рассматривал три степени вовлечённости индивидов в политическую деятельность.

Степень вовлечённости в политику, по М. Веберу (нем. социолог)

Политики «по случаю»

Политики «по совместительству

Профессиональные политики

Это доверенные лица, правления партийно-политических союзов, члены парламента, «работающие на политику» только во время парламентской сессии. Все они занимаются политикой в случае необходимости, и она не стала для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении

Это профессиональ-ные политические деятели, для которых политика – главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.

**- Запишите: Субъектами политики являются: люди, народные массы людей, политические организации и объединения, государство, политическая элита.

Мы можем вспомнить исторические события в которых активную, а нередко и решающую роль сыграли массы людей , объединённые общим интересом.

Для того чтобы влиять на политику, люди создают политические организации и объединения (Например ,политические партии : в Великобритании лейбористы и консерваторы; в США демократы и республиканцы; или многопартийная система партий в России ХХ века и др.)

Самым активным субъектом политики является государство . В учебниках истории мы постоянно знакомимся с внутренней и внешней политикой государств, правительств, политических деятелей.

Небольшие группы людей, оказывающие набольшее влияние на принятие политических решений, называютполитической элитой . ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА – часть общества, которая непосредственно осуществляет политическое руководство страной. В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средств массовой информации и т.п.

Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нём изменений, отвечающих интересам определённого субъекта политики или всего общества.

М. Вебер считал, что «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает» .

Надо признать, что некоторые политические деятели следуют принципу «цель оправдывает средства» , поэтому говорят, что «политика – грязное дело» .

На вопрос: *- Допустимы ли любые средства для достижения благих целей? В разные времена отвечали по разному:

Н. Макиавелли : «Ради сохранения государства часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия… Государь должен по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла» . Другая точка зрения: средства достижения благой цели должны быть благими, иначе сама цель будет деформирована и результат деятельности окажется не столь «светлым», как первоначально провозглашалось .

На самом деле политику подчас приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жестокие меры, либо своим бездействием допустить ущерб для общества.

*- А как думаете вы?


Похожая информация.


Общественно-политическая деятельность

Что нужно предпринять в сфере политики, чтобы достичь ваших целей?

Я не работаю ни на какую политическую партию и ни одной не продвигаю. В этом нет смысла. Но, поскольку среди вас много республиканцев и людей, интересующихся политикой на местном уровне, я бы сказала, что политика должна начинаться с идеи. Невозможно победить на выборах, раз в четыре года выходя к людям с одним-единственным лозунгом. Сделайте нечто полезное: выработайте непротиворечивую систему принципов и прививайте их членам партии, в которой состоите, - тем, кто работает на вашем избирательном участке, кандидатам на местных выборах, а возможно, и национальным кандидатам. Познакомьте их с аргументами в поддержку капитализма. Требуйте - с чувством моральной правоты, с гордостью, не конфузясь - возвращения к капитализму в полном смысле слова.

Этого не сделать за один день, так что не уподобляйтесь крестоносцам-идеалистам, требующим немедленных перемен. Последовательно ставьте перед сопартийцами задачи. Если социалисты обещают людям поддержку общества, то сделайте ставку на обещание свободы и идите к ней шаг за шагом. Сформулируйте принципы политики в отношении того, какие инструменты контроля будут отменены первыми и какие шаги позволят прийти к абсолютно нерегулируемой экономике. Но самое главное, ваша программа должна базироваться на хорошем знании истории, в том числе и истории капитализма, а также на защите капитализма от обвинений и искажений, к которым прибегают левые.

Начинайте со средних школ и колледжей, потому что там вы найдете будущих политиков и активных людей. Вы ничего не добьетесь на выборах, если забудете о том, где формируются идеи. Добейтесь того, чтобы в учебных заведениях рассказывали о том, что такое индивидуализм и капитализм. Не следует бороться за контроль над школами; просто поддерживайте в школах правых деятелей, как левые поддерживают своих пропагандистов. За каждым либеральным учителем, писателем или журналистом стоят либералы, а консерваторы не пользуются этим приемом. Консерваторы мало заняты идеями, пренебрегают пропагандой своей идеологии. Добейтесь непротиворечивости идей. Прежде всего убедите себя в истинности капитализма, затем проповедуйте эту идеологию.

Учитесь защищать свое учение так, чтобы никакой либерал не мог разбить ваши аргументы. Сравните положение дел в Западной Германии и в Восточной и получите наглядное доказательство - если сумеете продемонстрировать и проанализировать его. Не ищите извинений капитализму. Не позволяйте, чтобы его объявляли системой эгоистичной жадности. Все это станет невозможным, если одновременно разглагольствовать об альтруизме. Усвойте моральные принципы, воплотившиеся в Декларации независимости (этот документ сегодня цитируют слишком редко и фактически не понимают). Объективистская этика есть просто выработанное средствами философии обоснование того, что отцы-основатели воплотили в Декларации.

И вы сможете спасти мир, не потеряв жизни ни одного американца, потому что все тоталитарные монстры развалятся сами собой. Эта битва ведется на поле этики и философии. Не верьте в силу России, не верьте ее угрозам. Русские обратятся в бегство, как дважды бежали во время войны с Финляндией. Россия побеждает только по недосмотру. Единственное, что может ее остановить, - это крепкая антиальтруистическая американская мораль .

Можно ли направить человечество по другому пути, не дожидаясь первой катастрофы?

Да. Англия во времена Американской революции двигалась к абсолютной монархии. Влияние Американской революции, а затем и Соединенных Штатов положило начало одному из самых свободных и величайших периодов в истории Англии - периоду возрождения свободы и капитализма. Англия стала самой свободной страной в Европе. Но к концу XIX в. Англия потеряла свои традиционные свободы. Что погубило ее? Либеральные философы!

Пока страна еще не ввергнута в диктатуру, культуру можно развернуть в другую сторону мирными средствами, особенно культуру такой страны, как Соединенные Штаты, созданные на идейном фундаменте свободы. Труднее сделать это в Европе, где сильны державнические идеи, - там фундаментальной, неосознаваемой ценностью является государственность и свобода встречается в порядке исключения. Американцы слишком многое терпят по незнанию и наивности, но я сомневаюсь, что здесь могла бы установиться диктатура. Несмотря на все заблуждения американцев, их основа основ - свобода. Это ощущение, не облеченное в слова, - их мировосприятие. В силу традиций и истории американцев можно принуждать к чему-либо лишь до определенного предела, но затем они не станут терпеть принуждение.

Как только страна вводит цензуру печати и высказываний, ничего нельзя добиться без насилия. Поэтому до тех пор, пока у вас есть свобода слова, защищайте ее. Для нашей страны это вопрос жизни и смерти: нельзя потерять свободы печати - газет, книг, журналов, телевидения, радио, кино и любого другого способа выражения идей. Пока они свободны, сохраняется возможность мирной переориентации страны интеллектуальными средствами .

Может ли существовать общество свободного капитализма в Америке 1960-х гг.? Если да, как его можно построить?

1) можем ли мы создать полностью свободное капиталистическое общество в 1960-е гг.;

2) сохранилась ли у нас при нынешнем состоянии культуры надежда достичь капитализма?

Скорее всего, он подразумевал второе, но я кратко отвечу на оба вопроса, начав с последнего.

Не слишком ли далеко мы зашли и можем ли вернуться к правильному и разумному обществу? Задаваться таким вопросом все равно что сказать о человеке, который опасно, но не смертельно болен: «Попытаемся что-либо сделать или оставим его умирать?» Пока человек жив, еще не поздно предпринять нужные действия - или принять верный политический курс. А свободный капитализм - это единственная система, в которой человек может жить достойно. И пока люди живут не при диктатуре, они в любое время могут выступить в поддержку капитализма и приступить к планированию переходного периода. В условиях диктатуры остается только бежать или свергнуть власть. Но пока мы живем в полусвободном обществе, еще не поздно выступить в защиту правильной политической системы. Поэтому для нас не все потеряно. Но сможем ли мы построить капитализм в 1960-е гг. - вопрос, на который не ответит никто. Нельзя создать идеальную систему в одночасье. Если сегодня мы решим строить правильное капиталистическое общество, нам потребуется много времени, и нельзя спрогнозировать, насколько быстро общество воспримет эту идею. Такие прогнозы сделать невозможно, да и делать их бесполезно. Я предполагаю, что мы могли бы в 1960-е гг. жить при свободном капитализме, если бы достаточно много людей захотели задуматься, что они делают.

Как этого добиться? Любой перемене в реальной политике предшествует культурное изменение - изменение в философии, господствующей в культуре. Таким образом, в практическом плане необходимо сосредоточить свои усилия на культуре - на распространении философии, которая способствует просвещению общества, чтобы оно смогло принять свободный капитализм .

Если бы завтра вас избрали президентом Соединенных Штатов, что бы вы изменили?

Это последнее, чего бы я хотела или рекомендовала другим. Но на гипотетический вопрос «За что бы я выступала, если мой совет сразу же воплотился бы в жизнь?» я бы ответила так: я приступила бы к отмене государственного регулирования экономики настолько быстро, насколько позволили рациональные экономические соображения. Я говорю о «рациональных экономических соображениях», потому что сегодня любой слой общества зависит от государственного регулирования. Большинство профессиональных сфер контролирует государство, и вся деятельность ведется с учетом этого контроля. Так что если бы кто-то отменил регулирование в одночасье, простым приказом, это было бы катастрофическое, деспотическое, тираническое действие. Что нужно свободной стране, так это достаточно ясно подать всем заинтересованным людям сигнал к пересмотру и реорганизации экономической деятельности. Соответственно, выработав совместно с экономистами определенную программу по дерегулированию страны и решив, какие рычаги контроля нужно отменить в первую очередь, я бы посоветовала принять законодательный акт по отмене определенных мер регулирования в конкретные сроки, скажем через три года - расчетный период, отведенный на то, чтобы люди могли перестроить свою деятельность. В свободной экономике никакие изменения не происходят вдруг, ни с того ни с сего. Любое изменение в экономике, любое усовершенствование совершается постепенно. Поэтому в свободном обществе не бывает резких и разрушительных изменений. А с учетом нашей нынешней ситуации любое внезапное изменение может вызвать катастрофу, так что дерегулирование нужно вести постепенно.

В первую очередь я бы отменила антимонопольное законодательство. Это главный виновник уничтожения свободного предпринимательства. Первыми из антимонопольных законов должны быть исключены - и сделать это надо моментально - положения о наказании в виде тюремного заключения. Хватит сажать людей в тюрьму за какие-то непонятные проступки, которых они не могли избежать. Когда будет вырезана раковая опухоль антитрестовских законов, отменить остальные станет проще. Когда вы дадите свободу самой значимой и продуктивной части нашего общества - бизнесменам, - многие из экономических проблем исчезнут сами. Возможно, такое дерегулирование следовало бы сочетать с законом о снижении налогов, иначе общество окажется в неравновесном состоянии. Крупные компании получат преимущество перед конкурентами, у которых не было возможности развернуться, потому что налоги пожирают большую часть доходов, так что они не могут конкурировать с крупными компаниями, созданными до введения нынешних налоговых ставок. (Я предлагаю это в качестве рабочей гипотезы.)

Может ли правительство в настоящее время предложить программу, полностью основанную на ваших идеях?

Нет - не в этом месяце, не в этом году, а возможно, даже не в этом веке. Лучшее, что может сделать правительство, это прекратить двигаться к диктатуре и коллективизму и начать движение к свободе. Сделать это очень просто: уберите контроль. Вместо того чтобы вводить новые меры госрегулирования, постарайтесь отменить несколько наиболее жестких мер в сфере экономики. Когда настанет нужный момент, объявите, что в течение, скажем, пяти лет все государственные субсидии, благотворительные подачки, пособия по безработице и пр. будут отменены. Дайте людям достаточно времени, чтобы реорганизоваться, потому что сегодня выживание каждого человека неразрывно связано с государственной поддержкой. Начните устранять эти путы .

Важно ли быть политически активным? Если важно, как мы могли бы изменить нашу политику и политиков?

Во-первых, не думаю, что сегодня важно быть политически активным. Но жизненно необходимо участвовать в голосовании. Если два кандидата почти не отличаются друг от друга, вы не обязаны голосовать, если не знаете, кого выбрать. Но на выборах, подобных нынешним [Никсон против Макговерна], совершенно ясно, что вы должны голосовать, если хотите сохранить свои права.

Как я предлагаю изменить политиков? Никак. Пока страна хотя бы наполовину свободна, политики не играют определяющей роли. Они есть то, чем их делает общественное мнение (или, как им кажется, общественное мнение требует от них). Следовательно, прежде чем идти в политику, человек должен включиться в образовательную деятельность. Нужна разъяснительная кампания, которая распространяла бы новую философию. объясняла людям, что такое права индивида и почему альтруизм - это ошибка. Если вы понимаете эти идеи, попытайтесь донести их до как можно большего числа людей. Если изменится общественное мнение, это изменит и политиков. Источник наших проблем - в университетах, и, если вы хотите реформировать любое другое учреждение, начинать надо отсюда, поскольку философия определяет культуру, а следовательно, и направление развития страны. Ну а философия - специализация университетов. Хотите начать крестовый поход, начните с университетов .

Какие у нашей страны есть шансы?

Это зависит от вас, меня и всей общественности. Люди обладают свободной волей. У нас может появиться хороший шанс, а может, и не будет никакого. Этого никто не знает .

Вы утверждали, что правительственные расходы необходимо ограничить. Какой тактикой мы должны воспользоваться, чтобы этого добиться?

Есть предел тому, что может сделать один человек. Я уже подсказала вам стратегию, так что не ждите, что позову вас на баррикады и поведу армию на Вашингтон. К тому же еще слишком рано. Что можете сделать конкретно вы? Если бы каждый, сидящий здесь, действительно вник в проблему, поддержал нужные меры, поговорил с соседями, а главное, написал своему конгрессмену и сенаторам, вы могли бы спасти нашу страну. Политики в Вашингтоне серьезно относятся к своей корреспонденции - подсчитывают голоса. Придется завалить их письмами, чтобы они вас услышали. Но если вы можете обрисовать суть вопроса просто, коротко и здраво, то окажете огромное влияние. Это единственное, что я могу сегодня порекомендовать, поскольку вообще могу рекомендовать лишь действия интеллектуального характера .

Есть ли в современной политике фигура, которой вы восхищаетесь?

Нет. А хотелось бы. В сегодняшней культурной среде лучшие люди - подлинные интеллектуалы - не пойдут в политику. Пока еще нет. Сначала нужно выиграть битву (а она ведется в колледжах) и заложить фундамент вне политики .

Уже настало время для политика-объективиста?

Безусловно, нет. К кому он будет апеллировать? Невозможно вести просветительскую кампанию одновременно с политической. Лет через пятьдесят, возможно, придет время для объективиста- политика; но, когда это станет возможным, он, быть может, и не понадобится. Общественное мнение и дальше будет развиваться в сторону свободы и разума. Следовательно, объективизму нужно идти в школы и там выправлять ситуацию .

Поможет ли Республиканская партия спасти капитализм?

Я в этом сомневаюсь, но ничего другого у нас нет. Альтернативы республиканцам просто нет. Если говорить о консервативной партии или о партии либертарианцев, то, на мой взгляд, вступление в коммунистическую партию - более чистый в интеллектуальном плане шаг. Чем больше шумят эти партии, тем сильнее они позорят капитализм. (О крайне отрицательном отношении Айн Рэнд к либертарианству и Либертарианской партии см. далее.)

Консервативная партия - партия не политическая, а религиозная - феномен, запрещенный в нашей Конституции. Вы вольны исповедовать любую религию, но запрещается привносить ее в политику, т.е. утверждать силой. Одно из положительных следствий выборов 1976 г. - что Мойнихэн побил Бакли. Мойнихэн не бог весть какая фигура, но хотя бы вышвырнул из сената этого консерватора. Мы доверили консерваторам поднять проблему абортов. Они превратили ее в самый позорный скандал XX в. Это возвращение в Средневековье, куда католическая церковь вновь желает нас загнать - в политическом смысле.

Вот что мы можем: вступить в Республиканскую партию и попытаться двигать республиканцев в нужном направлении - ближе к капитализму и дальше от консерватизма. Защитим капитализм от религии - она его главный враг .

Проблемы нашей страны решит только масштабная революция или их можно решать поэтапно?

Ни то ни другое. Масштабная революция свершилась в 1776 г. Нельзя устраивать революцию в стране, которая еще соблюдает свои основные принципы. Но и найти поэтапное решение невозможно. Бороться за дело можно единственным методом - интеллектуальным, т.е. философским, если речь идет о фундаментальных принципах. Если вы ведете такую борьбу, вас можно сравнить с оптовым (не розничным!) торговцем интеллектуальным «товаром». Принципы позволят вам охватить ситуацию в целом, вместо того чтобы решать проблемы поэтапно. Как раз этим занимаются сейчас активисты - и проигрывают .

Какую форму политической активности вы бы посоветовали?

Бесспорно, сейчас нет ни одной партии, которую можно поддержать безоговорочно. Ни у одной из них нет последовательной платформы. Если вы хотите сделать что-либо вне поля философской борьбы - нечто более «животрепещущее» - найдите достойного кандидата, если сможете (скорее всего, это будет республиканец, хотя и необязательно), и примите участие в его кампании в качестве добровольца. Но не отдавайте свой голос ни одной из новых партий. Все это просто курьезы, не имеющие никакой силы, - они хотят поддерживать равновесие сил и репутаций кандидатов от главных партий. Это относится и к либеральной партии, и консервативной партии в Нью-Йорке, а также к этому новому пугалу - партии противников абортов. Не суйтесь в это.

Если вы поддерживаете одну из главных партий, вас защищает неопределенность их позиции. Незачем соглашаться с каждой их идеей. Их платформы настолько противоречивы, что их можно поддерживать выборочно, не навлекая на себя обвинений в предательстве своих идеалов. Но примкнуть к одной из новых второразрядных партий - значит принять почти все их кошмарные идеи, которые для того и нужны, чтобы сбивать с толку добровольных помощников и общественность. К счастью, эти партии непопулярны. Американская публика очень мудра. Трудиться на благо противоречий - худшее, что можно сделать сегодня для страны. Противоречий нам и без того хватает, так что распространять новые и еще больше запутывать людей - большое зло. В общем, голосуйте за республиканцев, если можете.

Я не уверена, что буду голосовать на выборах президента в этом году. Еще слишком рано говорить об этом. Но в порядке пропаганды заявляю вот что: я не стану голосовать за Рональда Рейгана. Не стану голосовать и за [губернатора Техаса Джона] Коннелли или [конгрессмена от штата Иллинойс Фила] Крейна. (Я не уверена насчет Джорджа Буша. Никто не знает наверняка, на каких позициях он стоит.) Эти люди находятся под влиянием религиозных фанатиков. Рейгану, предполагаемому защитнику капитализма, хватило наглости поддержать поправку к Конституции, запрещающую аборты. Другие более осторожны, не стремятся уничтожить Конституцию. Буш сказал, что лично он не одобряет аборты, но не желает шутить с Конституцией. Это делает ему честь.

Я считаю вопрос об абортах одним из самых важных, потому что противники абортов имеют совершенно порочные мотивы.

Их не интересуют люди - только эмбрионы; они хотят низвести семью до животного воспроизводства. Если вы человек ответственный, то не позволите себе дать жизнь ребенку, если не можете уделять ему первостепенное внимание. Это означало бы, особенно если вы небогаты, полный отказ от честолюбивых планов и личной жизни. Это приговор к самой жестокой каторге. Вот чего хотят существа вроде Рейгана - дешевого голливудского актера, готового служить и вашим, и нашим, - они хотят диктовать молодым людям, как им поступить с собственной жизнью, решать за них, будет ли у них шанс преуспеть, или они превратятся в племенных животных. Я не могу передать, насколько это омерзительно. Итак, если я имею на вас хоть какое-то влияние, задумайтесь об этом. И если хотите сделать мне одолжение, не голосуйте за Рейгана [ОС 80].

В книгах «Мы живые» и «Атлант расправил плечи» вы нашли для своих героев идеальное решение проблемы социализма и коммунизма. В «Мы живые» они умирают-умственно, эмоционально или физически. В «Атлант расправил плечи» - покидают общество и начинают с нуля, свободные от всех горестей мира. Как нам, вынужденным с этим жить, приступить к созданию капиталистического общества?

В дополнение к вашему примеру - прочитайте «Источник», там герой действует как раз в таком обществе, как теперешнее. Но поставьте под сомнение свои предпосылки: смерть героев книги «Мы живые» - вовсе не «идеальное решение». В книге это «идеальное», пользуясь вашим определением, решение демонстрирует, что лучшие люди - люди цельные и независимые - не могут выжить при диктатуре и должны погибнуть, духовно или физически. Героям книги «Мы живые» пришлось умереть, поскольку моей задачей было показать сущность диктатуры. Если кто-то спасся от диктатуры, то это исключение. В силу самого характера диктатуры человек обречен на смерть тем определеннее, чем выше его моральные качества.

В «Атлант расправил плечи» я действительно рассказываю, как можно одолеть коллективизм. Но не следует понимать литературу буквально. Что я имею в виду? В романе «Атлант расправил плечи» я пишу о том, как умные и одаренные люди выступают против коллективистского рабства и как гибнет оставшийся без них мир, а здравомыслящим людям остается возможность начать его восстановление. Но мы-то на сегодняшний день еще не дошли до той стадии коллективизма, которая описана мною в «Атланте». Я стремилась показать в «Атланте» общество, лет на десять ушедшее «вперед» в плане коллективизма по сравнению с тем временем, когда вы читали эту книгу. Это ближайшее будущее - следующий логический шаг, - если сохранится нынешняя коллективистская тенденция. Но исторического детерминизма не существует, сохранение таких тенденций вовсе не предначертано свыше. И пока у нас нет цензуры, необязательно бежать от общества, как герои «Атланта».

Сегодня человеку еще нет нужды рвать отношения с обществом. Но решительно необходимо разорвать узы с нынешней культурой. Лишите своей поддержки людей, группы, школы или теории, проповедующие идеи, которые вас разрушают. В книге «Атлант расправил плечи» я рассказала о согласии человека жертвовать собой - о том, как хорошие люди помогают собственным губителям. Я показала, сколь многообразна вина такого человека, что бы им ни двигало - великодушие или невежество. Сегодня любой, кто действительно хочет спасти мир, должен прежде всего отбросить господствующую философию культуры. Будьте независимы, словно вы действительно удалились в уединенную долину, подобно героям «Атланта». Проанализируйте свои убеждения, рационально их осмыслите. Ничего не принимайте на веру. Не считайте, что ваши родители знают, что делают, - они не понимают. Именно в этом смысле книга «Атлант расправил плечи» применима к нашему времени. Мы еще не подверглись полной коллективизации - у нас остается шанс. Более того, сегодня враждебные идеологии - коллективизм и альтруизм - настолько дискредитированы, что на плаву их удерживают единственно инерция и недосмотр.

Новаторы в сфере идей - и особенно в сфере этики - очень редки. Заметьте, что в истории философии все идеи в различные периоды претерпевают изменения, мораль же остается тем единственным, что не меняется никогда (кроме самых поверхностных изменений). Людям всегда внушали, что жить нужно для других - быть жертвенными животными, - в противном случае их ждет существование по законам волчьей стаи. А на практике волчья стая - это о социализме и коллективизме. Иными словами, мораль - то единственное, что люди боятся изменить в культуре и что должны изменить вы. Порвите с альтруистской этикой. Не бойтесь утвердить свое право на существование. Найдите рациональные аргументы, почему имеете право жить собственной жизнью и почему никогда не сталкиваются интересы людей, исповедующих мораль личного интереса.

Америка вплотную приблизилась к этому в конце XIX в. Вы бы очень удивились, прочитав кое-что из популярной литературы того времени. Это реальные свидетельства эпохи. В особенности это касается журналов и беллетристики - а это отличные показатели того, как культура соотносится с жизнью. Вы не представляете, каким прекрасным миром была тогда Америка. Она еще не пропала окончательно, и воссоздать ее - в вашей власти. Покончите с альтруизмом и всякой идеей, основывающейся на нем. По крайней мере постарайтесь понять, что есть альтруизм. Вам придется тратить силы, как никогда прежде, поскольку мыслить вы будете самостоятельно - и полагаться исключительно на собственное суждение и аргументацию, которую вы найдете, отвергая любые авторитеты и прописные истины и ничего не принимая на веру. Если вы постараетесь, то удивитесь, как близко Возрождение. Любому человеку по силам за это бороться .

Вы говорили, что если правительство вводит цензуру, то бунт - допустимая мера. Это время уже настало?

К счастью, пока нет, иначе я не смогла бы здесь выступать, а вы - меня слушать. Как работает цензура. продемонстрировала нацистская Германия и показывает сейчас Советская Россия. Это навязываемое государством тотальное единообразие взглядов, в крайнем выражении - под угрозой смерти. Мы не достигли этой стадии, и, думаю, нашему правительству такого не удастся. По крайней мере не удастся сейчас. Даже в России (все это происходило на моих глазах), когда коммунисты взяли власть, они не стали сразу же устанавливать тотальную цензуру. Потребовались годы последовательных шагов, каждый из которых был вроде пробного шара. Им удалось мало-помалу подгрести все под себя, пока цензура не стала охватывать все сферы жизни. Но нашим властям это с рук не сойдет, поскольку базовые ценности американцев пока еще связаны со свободой. Но сами по себе базовые ценности бессильны. Мы должны понимать, что цензура наступает. И если правительство перейдет к массированному подавлению свободомыслия, мы вправе взбунтоваться .

Что вы думаете о недееспособности американских советников? Это результат глупости или злого умысла?

Конечно, глупости. Вы льстите им, подозревая злой умысел. Они знают не больше других, и это не преступление. Преступление-что они не хотят ничего знать. В конце концов люди, занимающиеся политикой, - всего лишь следствие тенденций развития образования и культуры в нашей стране. Они ни являются их причиной. Они зарабатывают на том, чему их научили, а научили их исключительно коллективизму и государственному централизму. Они видят, что это не работает, но не способны понять, что же сработает. Они не могут вернуться к капитализму - никто им этого не подсказал .

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Коммунистическая общественно-экономическая формация Период НЭПа в СССР завершился официальной национализацией практически всех средств производства в стране. Эта собственность стала государственной, иногда декларировалась в качестве общенародной. Однако у

Из книги Размышляя о политике автора Пятигорский Александр Моисеевич

Общественно-экономические формации в цивилизации Доказательство отсутствия в истории рабовладельческой формации и коммунистической, как отдельного типа, позволяют по-новому взглянуть на всю общественно-экономическую историю мировой цивилизации. В цивилизованной

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

Классификация общественно-экономических формаций Прежде чем переходить к анализу каких-то свойств общественно-экономических формаций, хотелось бы научиться формации хотя бы классифицировать. Полагаю, что некоторые мои оценки из предыдущей главы не абсолютно

Из книги Сократ автора Кессиди Феохарий Харлампиевич

Глава 1. Политическая философия, политическая рефлексия и сознание Проблема проблематизации / историзм и историяВ предисловии мы довольно пространно объяснили, что предметом политической философии является исследование политического мышления отдельных людей и групп

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

Общественно-экономическая формация Новая страница в истории решения рассматриваемой проблемы связана с теорией общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса, сумевшей выделить из всего кажущегося хаоса социальных отношений отношения материальные, а

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора

4. Общественно-политическая деятельность Сократа Об этой стороне жизни философа мы имеем достаточно полные сведения. Сократ принимал участие в трех военных операциях в качестве гоплита, тяжеловооруженного пехотинца, и проявил себя мужественным и выносливым воином, не

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

4. Общественно–демонстративный тип а) Это, может быть, наиболее чистый и выразительный тип классической калокагатии. Он связан с внешне–показной, выразительной или, если угодно, репрезентативной стороной общественной жизни. Сюда, прежде всего, относится вся

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

Из книги Главы коллективных монографий автора Багатурия Георгий Александрович

1. Общественно-экономическая формация (Категория «общественно-экономическая формация» является краеугольным камнем материалистического поднимания истории как естественноисторического процесса развития общества по объективным законам. Без уяснения глубокого

Из книги Молодой Маркс автора Лапин Николай Иванович

1. Идея общественно-исторической закономерности Особенности социально-исторической закономерности. Кто из мыслящих людей не задавал себе вопрос: как завязывались и сплетались основные нити, образовавшие сложную и разноцветную ткань общественной жизни - этой высшей и

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Теория общественно-экономической формации М., Наука, 1982.В коллективной монографии Г.А. Багатурия написана первая глава (стр. 7 – 44) первого раздела («Формирование теории общественно-экономической формации в историческом

Из книги Николай Гаврилович Милеску Спафарий автора Урсул Дмитрий Тимофеевич

Конкретизация общественно-политического идеала Начав исследование конкретных социально-политических проблем, Маркс углубляет свое понимание исторического процесса, выделяя два основных периода в мировой истории: период несвободы и период свободы.Конечно, этим он еще

Из книги Читая Маркса... (Сборник работ) автора Нечкина Милица Васильевна

2. Психическая деятельность как рефлекторная деятельность мозга Рефлекторное понимание психической деятельности мозга необходимо влечет за собой новый подход к вопросу о «локализации» психических функций и новое понимание соотношения функции и структуры мозга.

Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

Из книги автора

III. Общественно-экономическая формация капитализма Вопрос об общественно-экономической формации – важнейший вопрос для историка. Это – основа, самая глубокая основа всякого подлинно научного, т.е. марксистского, исторического исследования. В.И. Ленин в своей работе о

Из книги автора

Современная общественно-экономическая ситуация Одна из тенденций новой и новейшей истории – модернизация, переход от традиционного общества к модернизированному обществу. Эта тенденция сделалась заметной в Западной Европе уже в XVII в., в дальнейшем она

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»