Древние города подмосковья эпохи домонгольской руси. Исторические города Подмосковья: новейшая история

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Территория современной Московской области согласно данным археологии была заселена человеком около 20 тысяч лет назад и с тех пор активно использовалась человеком. Подтверждением этому служат археологические находки: Зарайская стоянка — древнейший памятник эпохи верхнего палеолита (ранний каменный век); стоянки неолита в пос. Рыбаки Дмитровского района, селе Жабки Егорьевского района, деревне Беливо Орехово-Зуевского района, селе Никольское Рузского района и др.; могильники фатьяновской культуры эпохи бронзы (серед. II тыс. до н. э); Щербинское городище в Домодедове на правом берегу реки Пахры (железный век, конец II – нач. I тыс. до н. э).

История Подмосковья начала I тыс. н.э. богата и разнообразна. На территории Подольска в излучине реки Пахры обнаружен памятник федерального значения Городище Луковня. Здесь были поселения с V века до н. э. по XVII век н. э. Недалеко от Домодедова, на левом берегу реки Пахры, расположено Старосъяновское городище VI–XV вв. Культурный слой городища содержит керамику Дьяковской культуры – предков племен мери и веси. Стоит отметить курганный некрополь вятичей XII–XIII вв. около усадьбы «Горки Ленинские»; памятник археологии федерального значения Акатовскую курганную группу XII–XIII вв. близ Балашихи, связанную с заселением долины Пехорки; населенный кривичами исчезнувший город XI–XII веков Искона, стоявший на одноименной реке на территории современного Можайского района.

До IX-X веков земли будущей Московской области населяли в основном финно-угорские народы меряне и мещера. Славяне начали проникать на эту территорию из Приднепровья с IV-VI веков, активное освоение этих земель славянами началось лишь в X веке (Одинцовские курганы, Акатовская курганная группа). Население занималось охотой, бортничеством, рыболовством, земледелием и скотоводством.

Московская область в период становления и развития государственности

История формирования государства в России неразрывно связана с землями современного Подмосковья. Так, с середины XIII века они находились в составе великого Владимиро-Суздальского княжества. В 1236 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович выделил Московское княжество в удел сыну Владимиру. Центром княжества являлся город Москва, образованный Юрием Долгоруким предположительно в 1147 году. К этому же времени относится основание и других первых городов земель будущего Московского княжества: Волоколамск — 1135 г., Звенигород — 1152 г., Дмитров — 1154 г. В городах сосредотачивались ремесло и торговля, они становились опорными пунктами княжеской власти.

В первой половине XIII века вся Владимиро-Суздальская земля, в том числе и подмосковные земли, была завоёвана монголо-татарами; во время татаро-монгольского ига подмосковные территории неоднократно подвергались разграблению. Из удельных княжеств Владимиро-Суздальской земли в годы татаро-монгольского ига наиболее возвысилось Московское; оно явилось центром объединения русских земель в XIV-XVI веках и оплотом борьбы с монголо-татарским игом. Необходимо отметить, что территории нынешних южных (заокских) районов Московской области входили в состав Рязанского княжества, окончательно присоединённого к Москве лишь в 1520 году.

В 1238 году Северо-Восточная Русь была разорена нашествием хана Батыя, подмосковные территории неоднократно подвергались разграблению. На фоне татаро-монгольского ига происходила борьба московских князей за за власть с соседними княжествами.

Именно Московское из удельных княжеств Владимиро-Суздальской земли стало во главе борьбы с монголо-татарским игом и центром объединения русских земель и получило наибольшее развитие. В начале XIV века Московское княжество расширилось, в состав вошли Коломна, Переславль-Залесский и Можайск. При Дмитрии Донском, в 1376 году, княжество утвердило свое влияние в Волжско-Камской Булгарии.

А в 1380 году войска уже объединенных русских земель во главе с московским князем Дмитрием Донским выступили навстречу армии Мамая и затем одержал победу на Куликовом поле. Куликовская битва (8 сентября 1380 года) закончилась поражением Орды, что стало переломным моментом в борьбе с монголо-татарами.

Города Коломна, Можайск, Серпухов, Зарайск и другие города нынешней Московской области стали городами-крепостями в борьбе с Ордой, Литвой и крымскими татарами. Помимо городов, немалую оборонительную роль сыграли подмосковные монастыри – Иосифо-Волоцкий близ Волоколамска, Саввино-Сторожевский в Звенигороде и Троице-Сергиев монастырь.

Защиту Московского княжества на южных рубежах осуществляли также крепости в Зарайске и Серпухове; крепости в Верее и Можайске были призваны принимать удары поляков и литовцев с запада (в 1600 году близ Можайска по приказу Бориса Годунова была возведена также крепость Борисов Городок, до наших дней не дошедшая.

Города сохраняли оборонительную функцию вплоть до XVIII века.

Затянувшаяся междоусобная война в княжестве во второй четверти XV века закончилась победой великого князя Василия Темного. Тогда территория Московского княжества составляла 430 тыс. кв. км. с населением 3 млн человек.

В XV–XVI веках при Иване III и Василии III на землях Руси, за исключением попавших под власть князя литовского и короля польского, образовалось единое Русское государство, включая Ярославское, Ростовское, Тверское княжества и Новгородскую и Псковскую республики. В это время на московских землях продолжает развиваться земледелие, особенно трехпольный севооборот. Возросло и значение феодального, помещичьего землевладения, получило развитие барщинное хозяйство. Неземледельческие занятия также претерпевают положительные изменения, процветает торговля. Подмосковные города известны с той поры ремеслами, например, Серпухов – кожевенным производством и металлообработкой, Коломна – кирпичным производством.

События Смутного времени (с 1598 по 1613 год), первого и второго народного ополчения также разворачивались на территории современной Московской области. Стоит отметить безуспешную осаду Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II, продолжавшуюся 16 месяцев – с сентября 1608 по январь 1610 года. В то время монастырь уже стал влиятельным религиозным центром и мощной военной крепостью из 12 башен.

Другая знаменитая обитель, берущая начало в XVII веке: Новоиерусалимский монастырь – основанный на территории нынешней Истры в 1656 году патриархом Никоном. Идея монастыря заключалась в воссоздании под Москвой комплекса святых мест Палестины. В XIX и в начале ХХ века монастырь стал популярным центром паломничества. В 1920 году в монастыре создан музей. В 1991 году он назван «Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»». Сегодня музей является одним из крупнейших в Подмосковье. Фондовое собрание включает археологические, исторические, этнографические и художественные коллекции и насчитывает более 180 тысяч единиц хранения.

В XV-XVI веках на московских землях процветала торговля, продолжалось развитие земледелия - в частности, распространился трёхпольный севооборот. Возросло и значение феодального, помещичьего землевладения, получило развитие барщинное хозяйство. Происходил рост неземледельческих занятий. Москва становилась центром формировавшегося всероссийского рынка. В городах развивалось ремесло (например, в Серпухове - металлобработка и кожевенное производство, в Коломне - кирпичное производство).

Московская область в период Российской империи

В 1708 г. по указу Петра I была создана Московская губерния в составе 50 уездов, в которую наряду с нынешней территорией входили территории современных Владимирской, Ивановской, Рязанской, Тульской, едва ли не всей Ярославской, части Калужской и Костромской областей.

В 1719 г. Московская губерния была административно поделена на 9 провинций, в одну из которых вошла современная территория Московской области.

В 1766 году с целью установления точных границ землевладений в Московской губернии было начато генеральное межевание; во второй половине XVIII века у подмосковных городов появились первые генеральные планы, положившие начало регулярной планировке.

В 1781 году произошли существенные изменения в административном делении Московской губернии: из прежней территории губернии были выделены Владимирское, Рязанское и Костромское наместничества, а оставшаяся территория была разделена на 15 уездов. Эта схема просуществовала, не претерпевая особых изменений, до 1929 года.

На территории Московской губернии произошли многие важные события Отечественной войны 1812 года. 7 сентября на Бородинском поле под Можайском состоялось одна из крупнейших битв войны - Бородинское сражение. 14-18 сентября русской армией под командованием М. И. Кутузова после оставления Москвы был предпринят знаменитый марш-манёвр; выйдя из Москвы по Рязанской дороге, за Боровским перевозом армия перешла Москву-реку и вышла на старую Калужскую дорогу, перекрыв наполеоновской армии путь в южные хлебородные районы страны. В покинутой жителями Москве шесть суток бушевал пожар - захватчики не получили ни крова, ни продовольствия и после отступления из Москвы, понеся большие потери в сражении при Малоярославце, вышли через Боровск и Верею на старую Смоленскую дорогу.

Во второй половине XIX века, в особенности после крестьянской реформы 1861 года, Московская губерния пережила сильный экономический подъём. К этому времени относится формирование железнодорожной сети. В 1851 на территории губернии появилась первая железнодорожная линия, соединившая Москву и Санкт-Петербург; в 1862 было открыто движение по линии на Нижний Новгород, в 1863 году началось движения до Сергиева Посада, в 1866 году была введена в действия дорога Москва - Рязань, в 1866-68 годах была построена железная дорога из Москвы до Курска, в 1872 году была открыта железная дорога из Москвы через Смоленск на Варшаву.

Второй этап интенсивного железнодорожного строительства пришёлся на 1890-е - 1900-е годы - тогда были построены линии на Ржев, Савёлово, Павелец, Брянск. Наконец, накануне Первой мировой войны был введён в эксплуатацию 11-й луч Московского узла, Люберцы - Арзамас. Населённые пункты, оказавшиеся вблизи железных дорог, получили мощный стимул для развития, в то время как расположение поселений в стороне от железных дорог нередко способствовало их экономическому угасанию.

Главной отраслью промышленности губернии во второй половине XIX века продолжала оставаться текстильная. Развитие получило также машиностроение, становлению которого немало способствовало интенсивное железнодорожное строительство. Так, во второй половине XIX века был открыт крупный Коломенский машиностроительный завод, в тот же период начал действовать вагоностроительный завод в Мытищах. В 1883 году был открыт Климовский завод ткацких станков; в Люберцах развернулось производство сельскохозяйственных машин. При этом размеры пашни в Московской губернии сокращались (например, за 1860-1913 годы пахотная площадь уменьшилась на 37 %).

Поднялись такие отрасли сельского хозяйства как огородничество, пригородное садоводство, молочное животноводство. Население Подмосковья заметно выросло (и если в 1847 году в губернии проживало 1,13 млн чел, то в 1905 уже 2,65 млн; Москва же накануне Первой Мировой войны была городом с миллионным населением.

Московская область во времена СССР

В ноябре 1917 в Московской губернии была установлена советская власть. Перенос в марте 1918 года столицы из Петрограда в Москву способствовал экономическому подъёму губернии. После Гражданской войны большинство предприятий было восстановлено; отраслевая структура промышленности в целом сохранилась, однако наряду с текстильной развивались трикотажная и швейная промышленность, появлялись предприятия тяжёлой индустрии.

Начала развиваться электроэнергетика - в 1922 году дала первый ток Каширская ГРЭС; в 1920-е годы был образован крупный завод «Электросталь».

В 1920-е - 1930-е годы в ходе антицерковной деятельности государства были закрыты многие подмосковные церкви, впоследствии культовые сооружения выполняли различные не связанные с первоначальными функции (склады, гаражи, овощехранилища и др.), многие пустовали и разрушались, некоторые культурные памятники были полностью утрачены; восстановление большинства пострадавших храмов было начато лишь в 1990-е годы.

14 января 1929 г. Московская губерния была преобразована в Московскую область, состоящую из 144 районов, объединенных в 10 округов. Столица была переведена в Москву.

В 1931 город Москва был выведен из состава Московской области и приобрел административно-хозяйственную самостоятельность. Современные границы Московской области окончательно оформились в послевоенный период.

С 1930-х годов началась перестройка отраслевой структуры хозяйства Московской области. Наибольшее развитие получили отрасли тяжёлой промышленности (в первую очередь машиностроение). Возросло значение химической промышленности (например, в Воскресенске были построены крупный завод по производству минеральных удобрений и цементный завод «Гигант»). На востоке области развивалась торфодобыча. В Москве было построено несколько десятков крупных предприятий различного профиля. При этом медленно шло развитие городов, где и до революции промышленность была развита слабо. В 1935 году в рекреационных целях вокруг Москвы был выделен Лесопарковый защитный пояс площадью 35 тыс. га.

В 1941-1942 годах на территории Московской области произошла одна из наиболее значительных военных операций Великой Отечественной войны — Битва за Москву. Она началась в конце сентября - начале октября 1941 года. Была введена в действие Можайская линия обороны. Проводилась эвакуация промышленных предприятий на восток. С особенной силой бои под Москвой разгорелись с середины октября. 15 октября Государственный Комитет обороны СССР принял решение об эвакуации Москвы. 18 октября немецкая армия вошла в Можайск, 19 октября постановлением ГКО в Москве и близлежащих районах было введено осадное положение. Десятки тысяч жителей Подмосковья ушли в ополчение. Наступление врага удалось приостановить.

Однако уже в середине ноября генеральное наступление немецких войск продолжилось; бои сопровождались большими потерями с обеих сторон; в эти дни под Волоколамском был совершён боевой подвиг 28 гвардейцев из дивизии генерала Панфилова. 23 ноября немецкой армии удалось овладеть Клином и Солнечногорском, шли бои в районе Крюкова, Яхромы, Красной Поляны. 5-6 декабря Красная Армия перешла в контрнаступление. В течение декабря от фашистских войск было освобождено большинство оккупированных городов Московской области. Линия фронта была отодвинута на 100-250 км от Москвы. Военные действия нанесли населению и хозяйству области значительный ущерб. На восстановление хозяйства потребовалось несколько лет. Во время войны пострадали и некоторые культурные памятники (так, существенный урон был нанесен Новоиерусалимскому монастырю, где, в частности, в 1941 году было взорвано наиболее крупное архитектурное сооружение - Воскресенский собор.

В июле 1944 года была образована Калужская область, из Московской области были переданы в её состав Боровский, Высокиничский, Малоярославецкий и Угодско-Заводский районы. В том же году была образована Владимирская область, из Московской области были передан в её состав Петушинский район. В 1946 году в Рязанскую область и в 1957 году в Тульскую область были переданы районы, переведённые из состава этих областей в Московскую область в 1942 году. Последнее крупное изменение за советское время произошло в 1960 году, когда ряд территорий Московской области отошёл к Москве.

В послевоенные годы продолжилось наращивание экономического потенциала Московской области; усилились связи производства и науки, был основан ряд наукоградов (Дубна, Троицк, Пущино, Черноголовка). Основными отраслями промышленности стали химия, машиностроение, точное приборостроение, электроэнергетика. Ведущими отраслями специализации к началу 1980-х годов Московской области являлись обрабатывающая промышленность и наука.

Продолжалось развитие транспорта: была создана система магистральных газопроводов и высоковольтных линий электропередачи, осуществлена электрификация магистральных железнодорожных направлений, велось формирование сети магистральных автодорог (одним из крупнейших проектов стало строительство МКАД). Быстро росло население городов; образовалась мощная Московская городская агломерация. Для обеспечения растущего населения агломерации пищевой продукцией в Московской области были построены крупные птицефабрики, животноводческие комплексы; в совхозе Московский в 1969 году был организован один из самых больших в стране тепличных комбинатов.

Московская область в Российской Федерации

Хозяйство Московской области пережило в 1990-е годы глубокий кризис; в 1996 году объём промышленного производства составил лишь 30 % от объёма 1990 года; численность занятых сократилась почти на 500 тысяч человек; наибольшие потери понесли обрабатывающие отрасли промышленности. В глубоком кризисе оказалась и наука.

Начавшийся в 1997 году рост экономики был остановлен кризисом 1998 года. Однако с первой половины 2000-х годов началось быстрое восстановление экономики после кризиса, валовой региональный продукт рос высокими темпами, но при этом полное восстановление объёма промышленного производства относительно докризисного уровня не произошло (в 2002 году объём составлял лишь 58 % от уровня 1990 года).

В 2000-е годы в результате административных преобразований существовавших посёлков городского типа и сёл были образованы новые города (Московский, Голицыно, Кубинка и др.).

С 1 июля 2012 года значительная часть территории Московской области, включая три города (Троицк, Московский и Щербинка), была передана в состав т. н. Новой Москвы; вследствие этой передачи территория Московской области уменьшилась на 144 тыс. га, а население - на 230 тыс. чел. с соответствующим ростом в Москве.

В 2014-2015 годах были объединены соответственно города Королёв и Юбилейный, города Балашиха и Железнодорожный, города Подольск, Климовск и посёлок городского типа Львовский.

Современный облик Московской области определяют крупные промышленные центры — Подольск, Орехово-Зуево, Люберцы, Мытищи, Дмитров. Хорошо развиты тяжелая и легкая индустрия, в частности, химическая и нефтехимическая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, а также текстильная, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Здесь по- доброму трудятся люди,

Любят землю, земные дела.

Значит, город души не остудит,

Значит, верно заря зацвела.

В. Постников

В 20 веке прошли значительные события в истории нашего государства и Подмосковья. В первой половине 20 века в связи с индустриализацией хозяйства страны встал вопрос о развитии городов как важных экономических центров. Примечательно то, что возникновение городов происходило непосредственно вблизи Москвы. В 1925-26гг. на карте Московской губернии появилось 8 городов.В это же время была создана Московская промышленная область(1929г.) В городах области преимущественно развивалась легкая промышленность, началась реконструкция предприятий машиностроения. В 20- 30 -тые годы заново создавалась химическая промышленность, продолжало развиваться текстильное производство. К середине 30-х годов в Московской области образовалось 10 , а в 40-м году еще 8 новых крупных промышленных центров. Среди них преобладали центры тяжелой промышленности (Шатура и Новокаширск – центры энергетики, Электросталь был металлургическим центром, Воскресенск – центром производства минеральных удобрений и цемента). В годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг) экономика городов Московской области была переведена на военный лад Многие предприятия за короткий период были переведены на изготовление военной продукции: танков, самолетов, оружия, боеприпасов, одежды для воинов. За годы войны многие города Подмосковья сильно пострадали. В первые послевоенные годы (1946- 1952) статус города получили еще 9 городов и к концу 40-х годов население Московской области наполовину состояло из жителей городов, в то время, как по всей стране горожан было всего 1\3 .

Города Подмосковья образуют в настоящее время самую большую в России территориальную группу городов, для которой характерна высокая динамичность (то есть постоянное наращивание числа городов) . Современные города Подмосковья различаются не только по времени возникновения, но и по величине, выполняемым функциям. Среди современных подмосковных городов можно выделить группы:

1группа- крупные промышленные центры, многофункциональные города

2группа – местные центры.

Города Подмосковья,образованные в первой половине 20 века

Название города Год образования Современное число жителей тыс. чел (2006г.)
1. Мытищи 161,8
2 Люберцы 158,7
3. Озеры 26,0
4. Пушкино 96,9
5. Щелково 112,9
6. Талдом 12,9
7. Раменское 81,8
8. Наро-Фоминск 70,7
9. Шатура 31,5
10. Ликино-Дулево 31,1
11. Воскресенск 90,1
12. Калининград(совр.Королев) 148,1
13. Солнечногорск 57,5
14. Ступино 67,5
15. Электросталь 146,2
16. Ивантеевка 54,3
17. Балашиха 182,8,0
18. Химки 180,1
19. Высоковск 10,7
20. Дедовск 27,6
21 Дрезна 11,5
22. Климовск 55,3
23. Красногорск 98,8
24. Краснозаводск 23,6
25. Реутов 80,0
26. Яхрома 13,1
27. Элетрогорск 20,5
28. Жуковский 101,3
29. Домодедово 82,7
30 Красноармейск 25,8
31. Хотьково 20,5
32. Фрязино 52,3
33. Лосино-Петровский 22,2
34 Железнодорожный 116,5
35. Куровское 19,1

Крупные промышленные центры.

Подольск

Название города говорит о его географическом положении. Русское слово – подол- означает равнина, пойма. Подольск упоминается в документах 17 века как вотчина московского Даниловского монастыря. В районе много архитектурных памятников, белокаменная церковь 17 века в Дубровицах, усадьбы: Ивановское, Астафьево, Вороново, Молоди.

Район издавна известен своим строительным сырьем: известняки, доломиты, строительные пески. Белый камень (известняк, доломиты) Подмосковья использовались при строительстве первого каменного кремля в Москве. В 14в., когда шло строительство кремля,в каменоломнях у села Мячково вырубали камень, грузили его на сани и привозили в Москву. Возили зимой, чтобы не тянуть летом груженые баржи против течения реки- Москвы.

На местных ресурсах района начал работать Подольский цементный завод в 1875г., старейшее предприятие цементной промышленности. В городе находится конструкторские бюро по производству парагенераторов для АЭС Современные промышленные предприятия выпускают также швейные машины, паровые котлы, аккумуляторы, электрический кабель. На территории Подольского района размещается город областного подчинения Климовск, где размещается институт и конструкторское бюро по производству стрелкового оружия.

Люберцы.

Территория, занимаемая ныне городом и Люберецким районом начала заселяться давно. В12-13вв. здесь жили вятичи. Курганы этих славянских племен сохранились у д. Гремячево. Люберцы впервые упоминается в письменных источниках где-то в1621г. Тогда это деревня Либерицы, она стояла на реке Либерице, которая впоследствии пересохла.

На северо- западе от Люберец на берегах трех озер – Белого, Черного и Святого находилось старинное село Косино В 17в. Косино с озерами входило в состав царских вотчин. Юный Петр1 на Белом озере совершал учебные плавания на ботике. Недалеко от Люберец на восток. на реке Пехорке располагалась вотчина Красково, известная по письменным источникам с начала 17в.; на юг от Люберец, на высоком берегу Москвы-реки разместился Николо- Угрешский монастырь (сейчас монастырь входит в черту города Дзержинского).

Люберцы стояли на Рязанской дороге (Коломенской) , поблизости пролегал Егорьевский тракт. Это было очень важным для экономического развития тогдашнего села Люберичи. Со строительством первого участка железной дороги Москва- Рязань Люберцы стали первой от Москвы станцией этой дороги. С окончанием строительства железной дороги в 1864г., в округе Люберец возникают дачные поселки: Малаховка, Томилино, Красково и др. Набирала силы и промышленность люберецкой округи. Близ станции Люберцы разместился крупный завод сельскохозяйственного машиностроения (современный завод Ухтомского). В настоящее время Люберцы- большой многофункциональный город, ближайший спутник Москвы, в промышленности города ведущее место принадлежит разнообразному машиностроению, в котором выделяется вертолетостроение (Миль) , производство сельскохозяйственных машин, торгового оборудования. В городе находится Научно- исследовательский комплекс им. Н.И. Камова где создают вертолеты, опередившие по своим характеристикам все зарубежные аналоги; машиностроительный завод «Звезда» , где разрабатываются и производятся средства спасения авиационных и космических экипажей и др. Химическая промышленность представлена заводом пластмасс, производством стройматериалов, развивается легкая и пищевая промышленности. В городе работает известный на всю страну Люберецкий ковровый комбинат.

Городу некуда расти вширь. С юга-запада его ограничивает Новорязанское шоссе, за которым начинаются теплицы парникового комбината « Белая дача» и поселка Котельники. На северо-востоке расположена Люберецкая станция аэрации(очистки московских сточных вод). На северо- западе от города Люберцы, перешагнув через МКАД, разместились новостройки Жулебино - новых районов Москвы.

1961 год вписал особую страницу в историю города: воспитанник Люберецкого ремесленного училища Ю.А.Гагарин стал первым космонавтом Земли.

Мытищи.

Отобедав сытной пищей,

Град Москва, водою нищий,

Знойной жаждой был томим.

Боги сжалились над ним.

Над долиной,где Мытищи,

Смеркла неба синева.

Вдруг – удар громовой тучи

Грянул в дол, и ключ кипучий

Покатился: пей,Москва!

Н.М.Языков 1830г.

Город расположен в 18 км от Ярославского вокзала Москвы, примыкая своими новыми микрорайонами к границам МКАД. Хотя датой образования города считается 1925г., но территория Мытищ и современного Мытищинского района заселялась очень давно. На берегах Клязьмы, Учи до сего времени сохранились остатки курганов и селищ вятичей и кривичей- древних славянских племен. Одно из таких селищ было обнаружено при раскопках на левом берегу Яузы в Тайнинском. В хозяйственной жизни того времени важную роль играла торговля. В качестве торговых путей использовались реки. История возникновения Мытищ напрямую связана с Яузским волоком. Здесь торговые и боевые суда перетаскивались на катках, колесах или полозьях из Яузы в Клязьму. С привозимых товаров взимались пошлины- мыт.На этом месте, где сейчас Мытищи, был пункт сбора проезжих пошлин - Яузское мытище.В 15веке на этом месте уже существовало село Большие Мытищи. В старину Мытищи славились чистой ключевой водой. В 1804 г. от Мытищ был проложен водопровод для снабжения столицы водой из Мытищинских ключей. Вода поступала из ключей в галерею, проложенную под землей на расстояние 19 верст. Там, где галерея пересекала реки, сооружались арочные мосты, один из которых сохранился до наших дней. Это Ростокинский акведук (через Яузу в Москве, недалеко от Всероссийского выставочного центра(ВВЦ) , протяженностью 356м. Мытищинский самотечный водопровод представлял по тому времени грандиозное сооружение. Мытищинский водопровод заканчивался фонтанами для разбора воды: на Трубной, Неглинной площадях в Москве. В гербе города отражена его история: на лазоревом поле, означающем воду, зеленое поле означает сушу и леса, которыми богат район. По всей площади зеленого поля размещен акведук, в одной из арок находится золотая ладья на катках как символ волока.

Мытищи сегодня - крупный промышленный, научный, культурный центр. Здесь находятся крупнейшие предприятия машиностроения (завод, выпускающий вагоны метро- Метрованмаш), заводы точного машиностроения, комбинат «Стройпластмасс». Савва Мамонтов – известный предприниматель 19 века был одним из учредителей Московского акционерного общества вагоностроительного завода, ставшего впоследствии Мытищинским машиностроительным заводом.

Мытищи- город ученых и студентов. Здесь находятся научно- исследовательские институты и лаборатории(Научно- исследовательский институт овощного хозяйства-НИИОХ); институт химволокна- ВНИИВ; институт гигиены и охраны труда им Ф.Ф. Эрисмана В городе разместились корпуса Московского государственного областного университета, Московского университета потребительской кооперации, Московского государственного университета леса и др.

Мытищинский район известен старинными народными промыслами в Жостово, Федоскино. В районе много мест пребывания деятелей культуры М.Е. Салтыков- Щедрин, Н.А.Некрасов. Усадьбой Рождествено-Суворово владел в течение 25 лет А.В.Суворов. Мытищи описаны Л.Н.Толстым в романе « Война и мир»; отражены в картине В.Г. Перова « Чаепитие в Мытищах» .

Электросталь.

Крупный промышленный город металлургов и машиностроителей находится на востоке области, в 58км от Москвы. Здесь в 1916 году было начато строительство электрометаллургического завода «Электросталь» в местечке Затишье. Поэт так отразил это в стихах:

На месте Затишья, лесов и болот,

Вырос, окреп великан-завод

Вырос красавец- город..

Стране всей известный

Крепчайший металл-

Упругий, певучий, синий.

Е. Раскатов

На электрометаллургическом заводе «Электросталь» выплавляют высококачественные стали и сплавы. Завод «Электросталь» выпускает более тысячи марок стали. Изготавливают здесь и тонкие изделия из стали - тонкая металлическая лента, магнитные сплавы и т.д. Производственное объединение « Электростальмаш» – единственное предприятие страны, которое проектирует, изготовляет и поставляет комплексное оборудование для производства труб Для атомной промышленности он изготовлял оборудование для АЭС. Высококачественная сталь металлургического завода была использована в облицовке колонн станции метро «Маяковская», для каркаса кремлевских звезд в Москве, в строительстве космических кораблей.

Балашиха.

Современный город - один из крупных центров промышленности- вытянулся вдоль Горьковского шоссе. Как и многим другим городам Подмосковья. начало Балашихе положила текстильная промышленность в селениях вдоль реки Пехорки. К концу 19в. Балашихинская мануфактура, позже хлопчатобумажная фабрика вошла в число крупнейших в России.

В современной Балашихе работают хлопкопрядильная, суконная фабрики, автокранный завод, научно- производственное предприятие « Криогенмаш»,

В черту современного города вошли два архитектурных ансамбля 18-19вв. – усадьба Пехра-Яковлевское и усадьба Горенки.Усадьба Горенки – одна из самых больших в Подмосковье. Одной из достопримечательностей усадьбы был ботанический сад с оранжереями и теплицами. Усадьба Пехра- Яковлевская - ценный памятник архитектуры и зодчества. На территории современного Балашихинского района находится город областного подчинения- Реутов. Первое упоминание о деревне Реутово относится к 16в. В конце 18в., как и во многих селах восточной части Московского уезда, начинают развиваться кустарное производство – прядение и ткачество, переросшее в 19в. в промышленные хлопкопрядильные текстильные предприятия. Современный Реутов - промышленный центр Подмосковья, продукция которого известна. Группа В.П.Челомая (сейчас НПО Машиностроения в Реутове) работала над созданием крылатой ракеты для ВМФ. Сейчас НПО Машиностроения ведет также разработки в области аэрокосмической техники, информационных технологий, альтернативной энергетики.

Воскресенск.

В 30-ые годы 20 в. на базе больших залежей фосфоритов и известняков на юго-востоке от Москвы были построены предприятия химической промышленности и промышленности строительных материалов, положившие начало формированию города Воскресенска. Росли заводы, вокруг них образовались рабочие поселки, которые вытянулись узкой и длинной полосой (на 16 км.) между железнодорожной магистралью Москва- Рязань и Москвой- рекой Основная отрасль промышленности современного Воскресенска- химическая, цементная. Заводы Воскресенского химкомбината вырабатывают фосфорную муку и другие фосфорные удобрения. Заводы «Цемгигант» , « Красный строитель» производят цемент, шифер, асбоцемент, асбестовые трубы.

Щёлково.

Первые сведения о Щёлкове относятся к 16в. С 18в. район становится одним из самых ранних крупных районов кустарного шелководства. В с. Фрянове работала дворянская шелкоткацкая мануфактура. Сырье мануфактуры получали из Франции и Италии.

Современный город Щёлково- крупный центр текстильной и химической промышленности. . Широко известен Щелковский биокомбинат, вырабатывающий разнообразную продукцию для биологической промышленности, сельского хозяйства и медицины (витамины). АО «Агрохим» в Щелковском районе выпускает гербициды для сельского хозяйства, неорганические реактивы для других отраслей промышленности. На Щелковском листопрокатном заводе выпускают листовой прокат для кинескопов, радиоэлектронной аппаратуры. В Щелкове находится одно из крупных предприятий в России -фетровое производство (шляпы).На территории района расположен город Лосино-Петровский . История города начинается с основания в этих местах в 1708г. Петром 1 казенной мануфактуры. Она была создана на базе переведенного сюда из Москвы кожевенного двора, производившего военное обмундирование из лосиной кожи для армии. В 19 в. здесь было основано текстильное производство, хлопкопрядильная фабрика -Монинский комвольный комбинат

Раменское.

Город Раменское расположен в 45км к востоку от Москвы. История города уходит в далекое прошлое. Впервые вотчина Раменье упоминается в 1338г. Селение Раменское было создано около1770г. и называлось тогда Троицким. С 15 века возле селений Мячково и деревень по левому берегу Москвы- реки добывали известняк- известный мячковский белый камень. Из белого камня в Москве и Подмосковье было построено много зданий и сооружений. Издавна славится разнообразной посудой и глиняными игрушками Гжель. Гжельские глины использовались еще в далекой древности, а с 17 в. на базе богатых залежей местных глин возникло гончарное производство. С 18в. развивается производство майоликовых изделий, а затем было освоено изготовление продукции из фарфора и фаянса. Современный город Раменское – крупный промышленный центр с развитым машиностроением, текстильной промышленностью

Ступино.

Ступино расположено в 5 км севернее ОКИ невдалеке от Каширы, на железнодорожной магистрали юго- восточного направления. Первоначально здесь был поселок Электровоз, с 1938г.- город Ступино. Город Ступино возник благодаря металлургическому комбинату, который выпускает алюминиевый прокат для промышленности. В 1955г. здесь вступила в строй самая крупная в Подмосковье электростанция, потом построили заводы по производству бетона, картонную фабрику. Своей сладкой продукцией кондитерских предприятий «Марс» - «Сникерс» известен сегодня город Ступино далеко за пределами Подмосковья.

Химки.

Город примыкает к Москве с северо- запада. Через город проходят железная дорога и автомагистраль на Санкт-Петербург, канал, соединяющий Москву- реку с Волгой. Территория современного Химкинского района заселялась давно. Здесь, на берегу реки Сходни и около устья реки Химки археологами обнаружены остатки городища. Река Сходня была многоводная и называлась Всходня. В 9-12вв. из Москва- реки по ней поднимались вверх по течению –« всходили». В районе нынешнего п. Новоподрезково и Черкизово существовал перевал – (волок) длиною около 5 км. Здесь перебирались с р.Всходни на р, Клязьму, по которой затем плыли к Оке и Волге. Там, где теперь проходит канал им. Москвы в этом районе, раньше протекала река Химка. В древности она называлась Хынска, Хинска, Хилка (что означает верховье) и Выходня (низовье). Видимо в древности по ее берегам проходил торговый путь. Возможно по реке Всходне « всходили» к Клязьме, а по реке Химке «выходили» в Москву-реку. В 18-19 веке река имело только одно название –Химка. От реки свое название получили сначала почтовая станция, потом станция Октябрьской железнодорожной дороги, поселок вокруг него, потом название перешло к современному городу- Химки. В 19 и начале 20 в. в окрестностях Химок появились первые фабрики и заводы: шерстопрядильная, суконная и красильная фабрики, позднее кирпичный завод.

Современные Химки – крупный промышленный центр Подмосковья. Научно- производственное объединение энергетического машиностроения «Энергомаш» – ведущая российская организация по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей. Авиационное конструкторское бюро А.С. Лавочкина разрабатывает и осуществляет крупномасштабные проекты исследования космического пространства, в том числе по разработке космических аппаратов для международных проектов по исследованию Марса, Венеры и других планет солнечной системы. Институт является родоначальником ракетно- космической отрасли, с ним связано развитие отечественной космонавтики.

Красногорск.

Город расположен в 22 км к западу от Москвы, на берегу Москвы-реки. Хотя город молод, но территория заселялась издревле, о чем говорят многочисленные археологические памятники (стоянки, славянские селищ а 12-13вв., славянские могильники). Самое старое селение -Павшино известно с 1462г. С севера на юг территорию современного Красногорского района пересекал древний торговый путь по реке Всходне (Сходня) , связывающий бассейн рек Москвы и Клязьмы, в западном направлении через него шла сухопутная дорога на Волоколамск. В конце 18-19вв. в некоторых селениях возникли крестьянские мануфактуры. С 1843г известна писчебумажная механическая фабрика, преобразовавшаяся позже в суконную фабрику с красильными цехами. В 1926-27гг. сюда переволят оптико механический завод (во время гражданской войны он был эвакуирован из Петрограда и временно находился в Подольске, где для него не имелось достаточно помещений.). Современный оптико- механический завод – крупнейший в своей отрасли, освоил многие виды сложнейших оптических приборов. Здесь были созданы -первый в нашей стране электронный микроскоп, производство фото- и коноаппаратов. Фотоаппарат « Зоркий» имеет международную известность, удостоен медали на международных ярмарках.

Жилой поселок оптико- механического завода и рабочий поселок Красная горка были преобразованы в 1940г. в город Красногорск (село Павшино вошло в черту города только в 1962г.) Важное значение для развития города имело наличие железнодорожной станции Павшино и непосредственная близость к Москве. В Павшино был построен первый в нашей стране завод железобетонных конструкций для промышленного строительства. Позже завод железобетонных конструкций стал производит машины и механизмы: башенные краны, пневмотические насосы, сушильные агрегаты для цементной промышленности, различные транспортеры, конвейеры, экскаваторы, станки для стекольных заводов и др. Позже завод получил конкретную специализацию и был переименован в Красногорский завод цементного машиностроения.

В Красногорске расположен Центральный государственный архив конофотодокументов.На территории Красногорского района расположены усадьбы 17-19 вв.: Архангельское, Знаменское – Избайлово, Петровско- Дальнее. Эти усадьбы были центрами культурной жизни в начале 19 в. Они связаны с именами А.С.Пушкина, А.И. Герцена, А.С. Грибоедова и др.

Солнечногорск.

Город расположен в 65 км от Москвы. Ранее это было большое торгово- промышленное село Солнечная гора.

В районе находится одно из крупнейших в Московской области озер- Сенежское, из которого вытекает река Сестра. Сенежское озеро- искусственный водоем, созданный в 1850г. прии постройке канала, соединявшего реку Истру и Сестру. Плотины, перегородив реку Сестру, подняли ее уровень. Воды Сестры и небольшой речки Мазихи затопили низменную речную пойму и небольшое озеро Сенеж. Новое Сенежское озеро поддерживало уровень воды в канале, являясь его водохранилищем. После постройки в 1851г. Николоевской (ныне Октябрьской) железной дороги о канале забыли и он зарос. Само Сенежское водохранилище вскоре приобрело облик естественного водоема.

В Солнечногорском районе в деревне Середниково (около станции Фирсановка) в1830-1831гг жил М.Ю. Лермонтов.

Домодедово

Город назван от Близлежащего села. В 6 км от станции Домодедово на берегу реки Рожаи находятся древние Никитские каменоломни, где в 13-15вв. добывался известняк для белокаменного строительства в Москве.

Местные месторождения известняков и доломитов стали базой для производства здесь извести, кирпича, железобетонных изделий.

На территории района находится аэропорт Домодедово – в 45 км от Москвы. Аэропорт соединяет авиалиниями Москву с Сибирью и Дальним Востоком Отсюда начинается самая дальняя внутрироссийская беспосадочная авиалиния Москва- Петропавловск- Камчатский (8844 км)

Пушкино.

Город находится в 30км к северо-востоку от Москвы. Территория, ныне, занимаемая городом и районом, в древности была заселена славянскими племенами, о чем свидетельствуют курганы на берегу реке Уча. Народное название Пушкино выходит от реки Учи (по старому Пуче) - село Пучкино известно с 15 в. Согласно другой точки зрения, село Пушкино ведет свое название от предков А.С.Пушкина, которым оно могло принадлежать в 15в. То, что Пушкино стояло на одной из древнейших дорог Руси, ведущих к Троице- Сергиевому монастырю, на Ярославль, Вологду, Архангельск, благоприятно влияло на его экономическое развитие. В 17-18 вв. земли современного Пушкинского района оказались в руках самой крупной титулованной знати. До настоящего времени сохранились некоторые церкви построенные в бывших вотчинах. Здесь же формировались дачные поселки.

Начало промышленного развития ближайшей округи приходится на середину 19в. В Пушкине работала суконная заведение, позднее шерстоткацкая фабрика (1844г.) в устье реки Серебрянки при слиянии её с Учей. Эта фабрика одной из первых в Московском уезде была оснащена механическими ткацкими станками.На правом берегу Учи у села Кудрино существовала бумагопрядильная фабрика. В 19в. у села Муромцева было основано бумагопрядильная фабрика. вокруг которой в будущем сложился центр текстильной промышленности – город Красноармейск. Фабрика долгие годы выпускала ткани для Красной Армии. В 1947г. поселок Красноармейский был преобразован в город Красноармейск в составе Пушкинского района. В настоящее время Красноармейск – город областного подчинения.

В Пушкино жили М.М. Пришвин, К.Г.Паустовский, в Мураново находится музей –усадьба Ф.И.Тютчева. В.В.Маяковским пушкинские места отражены в стихотворении « Необычайное происшествие, случившееся с Маяковским летом на даче»: Пригорок Пушкино горбил / Акуловой горою…

Ивантеевка.

Город областного подчинения находится в 6 км от города Пушкино и в 37км к северо-востоку от Москвы на реке Уче. Город получил свое название от старинных населенных пунктов Вантеево и Копнино, упомянутых в писцовых книгах еще в16 в. и принадлежавших Троице- Сергиевому монастырю. В середине 16в. в д. Вантеево на реке Уче возникла первая в России бумажная фабрика (мельница) . В 19в. здесь основана бумагопрядильная и суконная фабрики. На базе мастерских хлопкопрядильных фабрик развивается в20в. машиностроение.В 1953г. на месте карьера по добыче гравия для строительства канала Москва- Волга был построен полигон Всесоюзного научно- исследовательского института строительства дорожных машин - испытательный центр с опытным заводом.

Новые города Подмосковья

Восстановление экономики, рост капитального строительства после Великой Отечественной войны привели к появлению во второй половине 50-х гг. 20в. новых городов, таких как Электроугли, Долгопрудный, Лыткарино, Луховицы, Одинцово, Ожерелье. Росли, развивались и совершенствовали производственный профиль уже сформированные города. К концу 50-х годов в Московской области было 5 городов с численностью населения более 100 тыс. человек (Подольск, Серпухов. Орехово-Зуево, Коломна, Мытищи). Промышленность области специализировалась на точном машиностроении, легкой промышленности. К 1975г. в Подмосковье было сосредоточено около 1100 промышленных предприятий, производственных объединений. В середине и конце 20в. в Подмосковье возникали новые города- многоотраслевые центры современной индустрии и научные центры.

Новые города Подмосковья,образованные во второй половине 20 века- нач. ХХ1 в.

Название города Год образования Совр.число жит. тыс.чел 2006г.
1. Железнодорожный 116,5
2 Куровское 19,1
3. Чехов 73,1
4. Дубна 61,7
5. Электроугли 20,5
6. Долгопрудный 78,4
7. Луховицы 32,1
8. Лыткарино 51,3
9. Одинцово 131,8
10. Ожерелье 10,8
11. Апрелевка 18,3
12. Лобня 66,3
13. Видное 53,1
14. Пущино 20,0
15. Щербинка 29,2
16. Троицк 35,1
17. Дзержинский 43,5
18. Протвино 37,0
19. Юбилейный 31,6
20. Краснознаменск 29,8
21. Черноголовка 20,4
22.Котельники 18,7
23. Молодежный 2,9
24. Восход 1,9

Железнодорожный.

Город областного подчинения расположен в 23 км от Москвы. Сформировался из рабочих поселков и деревень. До 1939г. назывался поселок Обираловка. Публикация в 1877г. романа Л.Н.Толстого « Анна Каренина» сделала станцию Обираловка широкоизвестной: по воле автора здесь трагически обрывается жизнь героини произведения.

В Кучино в начале 20в. был создан первый в Европе аэродинамический институт. Научную работу в нем возглавил професср МГУ Н.Е.Жуковский. Аэродинамический институт положил начало развитию Кучина как своеобразного центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире и в России и за границей. В настоящее время Железнодорожный ёё – крупный промышленный город Подмосковья, известен изделиями Кучинского комбината керамических и облицовочных материалов, Саввинского электромеханического завода. В городе сейчас находится филиал Центрального аэродинамического института.

Одинцово

Одинцово- один из крупнейший городов Подмосковья расположен в 24км к западу от Москвы. Вблизи г. Одинцова на правом берегу реки Москвы находится один из курганов 11-12 вв. , свидетельствующих, что территория города и его окрестностей была заселена славянскими племенами вятичей и частично кривичей. В 1627г. впервые упоминается село Одинцово, принадлежавшее боярину по прозвищу Одинец. Строительство железной дороги от Москвы на Смоленск в конце 19в. способствовало развитию пристанционных и дачных поселков вдоль неё. Так возник пристанционный поселок Одинцово. Известны в поселке того времени железнодорожные мастерские и кирпичные заводы. Уже в 20в. на базе подвижных ремонтно- механических мастерских был создан завод металлических конструкций; на базе лесотарного завода развивается мебельная фабрика, химический завод. Современный город Одинцово – крупнейший промышленный центр Подмосковья.

Чехов

н аходится на реке Лопасня в 77 км от Москвы. Молодой город, преобразованный из поселка Лопасня в год 50-летия со дня смерти А.П..Чехова, жившего в конце 19в. в этих местах в д. Мелихово.

Современный Чехов – крупный промышленный центр Подмосковья. Здесь находится крупнейший полиграфический комбинат.

Видное

Город областного подчинения, центр Ленинского района находится в 23км от Москвы на реке Битце (приток Пахры) Видное относится к молодым городам, но места, связанные с его формированием имеют глубокие исторические корни. На территории современного Ленинского района сохранились памятники вятичей, относящихся к 11-13вв. (на берегу Пахры у д. Старое Съяново). В этих местах находятся самые большие пещеры Подмосковья – Съяновские, имеющие длину извилистых ходов около 17км. Это древние каменоломни, здесь добывался известняк для белокаменного строительства в Москве. На поверхности над пещерами развиты многочисленные воронки, поэтому во многих местах возможны обвалы, особенно в весеннее время. Первое упоминание о населенных пунктах района относится к 14в.. С16. Века село Остров становится загородной резиденцией великих князей и царей. На месте нынешнего Расторгуева были охотничьи угодья царя. В селах Острове и Беседах сохранились шатровые храмы времен Ивана Грозного, построенные из Мячковского известняка. Один из лучших пейзажных парков Подмосковья расположен в бывшей усадьбе Суханово.

Современный город Видное- крупный промышленный центр Подмосковья. Здесь размещен современный коксогазовый завод с передовыми технологиями завод « Гипсобетон». ; завод строительных и алюминиевых конструкций; химический завод и комбинат стройматериалов. В районе находится завод « Мосрентген» , выпускающий рентгеновскую аппаратуру, экспериментальный завод института лекарственных растений и др. В пос. Развилка находится научно- исследовательский институт природного газа;, Московский газоперерабатывающий завод и др. В Ленинском районе находится крупнейший в Московской области производитель овощей в закрытом грунте - тепличное хозяйство АО « Московский»

Долгопрудный – город в 18 км к северу от Москв вырос из поселка у железнодорожной платформы Долгие пруды. С начала 17в. известна д. Виноградово на Долгом пруде. Ей владел далекий предок А.С. Пушкина.В 18 в. здесь создается усадьба Виноградово.

В 1931г. недалеко от железнодорожной платформы началось строительство первой в стране опытной дирежаблестроительной верфи, газового завода. В 1935г. населенный пункт стал рабочим поселком и получил название Дирежаблестрой. , позже переименованный в пос. Долгопрудный. В поселке разместился камнеобрабатывающий комбинат, судоремонтные мастерские Из маленького подсобного газового завода вырос Долгопрудненский завод тонкого органического синтеза, после реконструкции камнеобрабатывающий комбинат стал выпускать облицовочные плиты, отделочные материалы из гранита, мрамора, известняка. , использующиеся при строительстве высотных зданий, метрополитена, памятников и т.д. . Известны сейчас своей продукцией Долгопрудненский машиностроительный завод, фабрика театральных принадлежностей. Важное место в структуре хозяйства города занимают научно- исследовательские учреждения: центр изучения природных ресурсов, стратосферная станция Физического института РАН, Центральная аэрологическая обсерватория. Широко известен своими научными разработками и подготовкой специалистов Московский физико- технический институт (МФТИ) в Долгопрудном.

Наукограды Подмосковья.

Новым явлением в развитии городов Подмосковья стало возникновение городов - центров фундаментальной и прикладной науки, наукоёмких технологий. В Московской области самая большая концентрация наукоградов. Эти города чаще всего с монопроизводственной ориентацией, формировавшиеся при каком либо научно- исследовательском институте, опытно- конструкторском предприятии. На возникновение городов науки оказало влияние близость Москвы с её научными и техническими кадрами. В середине 70-х гг.20в. в городах Московской области было расположено более 200 научно- исследовательских и проектных организаций.

Принцип технополисов « научная идея- производство» был использован при создании города- спутника Москвы Зеленограда, городов науки: Дубна, Протвино, Пущино, Троицка. Институты городов работают в рамках программы « Экотехнополис». Научный профиль городов, природное окружение их, стали основой концепции создания экологически благополучного города. Первым таким экополисом стал город Пущино.

Пущино.

Город Пущино известен как крупнейший центр биологической науки В нем 8 крупных научных учреждений, ведущих работы в области биофизики, биохимии, биотехнологии и др. Здесь же располагается специальное конструкторское бюро биологического приборостроения, Радиоастрономическая станция Физического института с комплексом уникальных радиотелескопов. В городе создан республиканский инновационный центр- научно- образовательный комплекс, включающий биотехнопарк, ориентированный на разработки в области биомедицины, агробиологии и экологии;Российский университет с факультетами биотехнологии, агробизнеса, ссоциальных технологий и менеджмента.

Власти Подмосковья совместно с девелоперами и ведущими экспертами в области урбанистики обсудили на «Строительной неделе Московской области - 2014» варианты развития исторических городов региона. Эксперты КБ «Стрелка» презентовали участникам свое видение новейшей истории этих уникальных локаций.

"Исторические города Московской области в отличие от сходных локаций в таких странах, как Испания или Арабские Эмираты, не вырваны из времени, а продолжают активно участвовать в жизни региона. Однако это сказывается на их архитектурном облике не самым лучшим образом. Мы пошли на эксперимент, попросив экспертов урбанистов КБ «Стрелка» разработать свое видение развития и преобразования исторических городов. В своей работе они наметили цели, которых мы хотим достичь. Следующим этапом станет разработка плана их реализации", - сообщил Герман Елянюшкин, Заместитель Председателя Правительства Московской области . Основной проблемой исторических городов урбанисты назвали циклическую деградацию городской среды. «Снижается качество среды, происходит отток населения из городов, ухудшается экономика, отчего городская среда страдает еще больше», - объяснил Юрий Григорян, архитектор, руководитель бюро «Проект Меганом», директор учебных программ Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» .

Несмотря на существенные различия исторических городов Московской области, урбанистам удалось вывести их классификацию. Специалисты КБ «Стрелка» выделили 4 типа исторических городов в зависимости от их потенциала развития:

  1. Город-аттракцион, развивающийся успешно и имеющий еще больший потенциал развития рынка туризма и недвижимости.
  2. Город-ярмарка, имеющий большой потенциал для изменений городской среды.
  3. Город-фабрика, обладающий самыми низкими показателями потенциала развития.
  4. Город-памятник, имеющий низкий потенциал для изменений городской среды, но обладающий уникальным историческим наследием.

По мнению Юрия Григоряна, качественная среда формируется при наличии четкой стратегии и проработанных механизмов ее воплощения в жизнь. Реализация планов станет возможной при наличии коммерческой составляющей, уверены девелоперы. "Успех модернизации исторических городов Московской области зависит от экономического фактора. Властям необходимо заинтересовать и вовлечь в процесс не только крупный бизнес, но также средний и малый", - комментирует Сергей Коротченков, генеральный директор RDI . Урбанисты же уверены, что сохранить и развить потенциал исторических городов сегодня возможно не только путем инвестирования большого количества сред, но и за счет сотрудничества государства и общества. Начинать улучшения можно уже сегодня, говорят эксперты. "Самое очевидное, что мы можем сделать без глобальных изменений, это работа с островками городской среды такими, как усадьбы и музеи. Историческая среда там уже существует и несет свою ценность, нужно ее только поддержать и расширить", - говорит Михаил Алексеевский, руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка» .

Международная отраслевая выставка «Строительная неделя Московской области» – уникальное конгрессно-выставочное мероприятие, имеющее федеральный статус. В этом году в выставке приняли участие около 200 экспонентов, 160 спикеров деловой программы из 6 стран. Партнеры и спонсоры мероприятия: ГК «ПИК», ФСК «Лидер», ГК «СУ-155», ГК «Мортон», ГК «МИЦ», RDI Group, Urban Group, концерн «Крост».

Для получения дополнительной информации:
Анна Николаева,
Пресс-служба выставки «Строительная неделя Московской области-2014»
[email protected], 8-926-890-85-95

Презентация по курсу «Родное Подмосковье» Возникновение, развитие и выдвижение Москвы. Возникновение древних городов Подмосковья Москва. Москва!.. Люблю тебя как сын Как русский, - сильно, пламенно и нежно, Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый безмятежный М.Ю.Лермонтов Автор презентации: Виниченко Е.В. учитель географии МОУ СОШ 8 г.Раменсеое




Вспомним 1.Назовите основные черты народов относящихся к вятическим племенам? 2.Назовите, что общего в одежде и украшениях народов заселяющих север и юг Подмосковья? В чем отличия? 3.Где проходит условная граница между племенами вятичей и кривичей? 4.Назовите основные занятия жителей Подмосковья? 5.Чем занимались люди, называемые кирпичниками? 6.С каких веков на Руси не стало обычая погребать знатных людей под курганами? 7.По какой линии у вятичей шло социальное расслоение общества?


Возникновение городов вв. Целый ряд поселений благодаря развитию ремесел и торговли превращается в ремесленно-торговые центры – возникают города. (В летописях упоминается до 20 городов: Коломна, Воротынск, Масальск и др.).Таким городом в веке стала и Москва. Г.Коломна


Легенда о возникновении Москвы Датой основания Москвы принято считать 1147 год, когда суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на свидание своего союзника князя новгород- северского Святослава Ольговича. Тогда на месте будущей городской территории по рекам Неглинке и Яузе располагалось несколько сел, принадлежащих боярину Кучке. Вся территория первоначально называлась Куцкова. Поселок, где встретились князья, назывался Москва. Как отмечают историки, поселок был тогда сельской княжеской усадьбой или, точнее стационарным двором, где суздальский князь останавливался при своих поездках на киевский юг и обратно. По свидетельству Тверского летописного свода в 1156 году «князь великий Юрий Володимерич заложил град Москву на устье ниже Неглинной, выше реки Яуза», т.е.окружил свой москворецкий двор деревянными стенами – «гор дом». Это поселение стали называть «Москва- град». Городок был невелик и занимал лишь юго-западную часть современного Кремля. Вокруг городка шумел бор, память о котором сохранилась в названии Боровицких ворот, а за рекой тянулись дремучие леса и топкие болота. Полагают, что болота дали имя реке, а река – городу. Финно-угорское Маскава, Макува, Масква – топь, грязь. Древнеславянское «москы» значит «болотистая местность». Городок возник как пограничный на перепутье между днепровским югом и верхневолжским севером.


Выгодное географическое положение Верхним притоком своим Истрой река Москва подходит близко к Ламе, притоку Шоши, впадающей в Волгу. Таким образом, река Москва ламским волоком соединила верхнюю Волгу со средней Окой. С другой стороны, город Москва возник на самом изломе реки, при ее повороте на юго-восток, где она притоком своим Яузой почти вплотную подходит к Клязьме, по которой шел через Москву поперечный путь с запада на восток. С третьей стороны через Москву пролегала дорога из Лопасни (село в 70 верстах от Москвы к югу по серпуховской дороге). По ней тогда проходила граница черниговского и суздальского княжеств, дорога с киевского и черниговского юга на Переяславль- Залесский и Ростов. Так, город Москва возник в пункте пересечения трех больших дорог.




В 14 веке Москва становится столицей московского княжества. В каждом русском городе, большом или малом, обязательно были детинец, посад и торг. Первый Кремль Москвы века охватывал лишь центр, а за пределами были неукрепленный посад, где жили ремесленники и торговцы. Построенный в 12 веке детинец служил городу около 200 лет. Построенный в 1358 г. Белокаменный Кремль Дмитрия Донского имел самое современное по тому времени вооружение. В каменоломнях у села Мячково вырубали этот камень, грузили его на сани и возили по льду реки в город. Возили зимой, чтобы не тянуть летом груженые баржи против течения. С тех пор, как москвичи возвели этот город из белого камня, народ стал называть Москву Белокаменной.


Новый Кремль строился с 1485 по 1495 гг. Две стены Кремля по-прежнему омывали река Неглинная и Москва- река. А там, где не было этой надежной преграды – со стороны Красной площади, был вырыт огромный ров глубиной в 8 м. (с двухэтажный дом), шириной до 35 м. Он был наполнен водой, и таким образом, Кремль превратился в остров, одинаково труднодоступный неприятелю с любой стороны. Москву называли самым славным из всех городов, как по своему положению (срединным в стране), так и вследствие удобного расположения рек, громкой известностью своей укрепленной крепостью и обилием жилищ.




Возникновение древних городов Подмосковья. Древнейшие письменные известия о доживших до наших дней городах на территории Подмосковья относится к 12 веку: летопись впервые упоминает Волоколамск (1135г.), Москву (1147г.), Дмитров (1154г.), Коломну (1187г.), Можайск (1231г.). Археологические материалы указывают на существование также Звенигорода, Рузы


Основные принципы возникновения первых городов Большинство славянских городов Подмосковья возникло на новом, не заселенном прежде месте Отдельные городки были сооружены на месте укрепленных поселений железного века, принадлежавших племенам угро-финского происхождения Кремли славянских городов сооружались на незаселенных крутых береговых мысах, что происходило преимущественно в южной части современной Московской области В верховьях речек, близко подходивших друг к другу, ладьи вытаскивали на берег и волокли «волоком» по суше до другой реки. Волоки иногда тянулись на десятки километров. Возле таких волоков вырастали города, иногда сохранившие в названии слово «волок» и т.д.


Г. Дубна: который располагается при впадении р. Дубны в Волгу. Город был построен на месте поселения местных племен в конце 10 или начале 11 в. суздальскими князьями. г. Лобынск: возник на месте городища железного века славянского укрепленного поселения.


Первые города и как возникали г. Вышгорода на реке Яхроме - город с планировкой кремля в виде круга или овала г. Перемышль Московский на берегу реки Мочи, притоке р. Пахры (в Подольском районе). Это один из наиболее крупных и хорошо укрепленных городов Подмосковья в древности. Город Вышгород на Протве был сооружен в конце 12 века, но упоминается в письменных источниках позже – в 1352 г. У города был посад, слободы.



Крупнейший мегаполис и главный деловой центр страны активно застраивается и расширяется с каждым годом. В ближайшие 2019 и 2020 гг. город Москва продолжит расширять свою территорию за МКАД, прирастая новыми районами за счет Московской области.

Ожидается, что проект расширения границ Москвы будет выгоден не только для развития мегаполиса, но принесет пользу и для присоединяемых городов и поселков. Благодаря крупным инвестициям, в районах улучшится транспортная ситуация, станет меньше пробок, при этом планируется сохранить зеленые массивы, развивать современную инфраструктуру.

Какие же территории войдут в границы мегаполиса и как изменится карта Москвы в ближайшие годы? Обо всем этом поговорим в этой статье.

Почему расширение Москвы – необходимая мера?

Необходимость присоединения новых территорий вызвана не только ростом населения, но и заметно выросшим притоком капиталов в столицу. Столица сейчас как никогда привлекательна для инвестиций, за счет стабильного экономического и социального развития. Чего не скажешь о регионах…

Развитие районов и городов в Московской области идет заметно более низкими темпами, чем в Москве — сказывается дефицит рабочих мест, сложная транспортная ситуация, неразвитость инфраструктуры. В последние годы заниматься строительством новых микрорайонов с многоэтажными новостройками в пригородах Москвы мелким и небольшим застройщикам стало не выгодно — стоимость квартир едва перекрывает себестоимость, а риски «не продать» довольно высоки, особенно если это новые районы, построенные «в поле». На рынке остались, в основном крупные игроки — ПИК, МИЦ, А101 и другие.

В то же время, спрос на загородное жилье в Московской области есть. Многие москвичи готовы поменять свою квартиру на более просторную, в новостройке за МКАД. Даже отказавшись от престижного района. Дело в том, что при всех своих плюсах, столичные «бетонные клетки», вечные пробки и перенаселенность уже многим людям порядком поднадоели — им хочется быть ближе к природе, жить в экологически чистых районах, спокойно парковаться, гулять рядом с домом и т. д.

Около 3 миллионов человек, живущих в Подмосковье, ежедневно ездят на работу в столицу, но при этом они фактически являются мигрантами. Так же можно сказать и о москвичах, выезжающих на отдых или проживание в приобретенные за городом коттеджи. Расширив территории можно будет не переживать о прописке, вопросах обеспечения и управления.

Очевидно, что Москва перенаселена. Плотность застройки в несколько раз больше, чем в Лондоне, Париже и других европейских столицах. Для комфортной жизни, каждый житель должен иметь места для автомобиля, отдыха, хозяйственные площадки, но в мегаполисе это сделать невозможно. Присоединение новых территорий поможет решить многие проблемы, поднять уровень жизни, сделать удобным передвижение по автомобильным трассам.

Ну и конечно, у властей города есть «шкурный интерес». Так как множество больших торговых площадок (Ашан, Метро, Икеа, Гранд, OBI и другие), множество рынков, находящихся вдоль МКАД со стороны области, и имеющие огромный торговый оборот, платят налоги в бюджет Московской области, а не Москвы.

Какие есть плюсы и минусы от присоединения новых территорий?

В расширении границ Москвы гораздо больше плюсов, чем минусов. Главное — создать правильную концепцию развития присоединенных территорий.

Плюсы:

  1. Экология . На новых территориях планируется разбить новые парки. Сохранение и восстановление зеленых насаждений – на данный момент их менее 10% от площади всего города. Также планируется перемещение свалок;
  2. Прописка . Для всех жителей присоединенных территорий появится возможность пользоваться привилегиями московской прописки;
  3. Развитие транспорта . Строительство новых транспортных развязок, а также возможность пользоваться услугами на местах, что существенно разгрузит шоссе и трассы.

Минусы:

  1. Потеря самостоятельного статуса и независимости управления среди присоединяемых городов и поселков;
  2. Возможна коррупция при распределении бюджета, а следовательно территории могут не получить должного развития.

Что планируется сделать?

Создавать города-спутники, которые будут развиваться вместе со столицей и составлять с ней единую систему. В них будут действовать такие же, как и в Москве тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКХ), такая же система социального и медицинского обслуживания.

Одним из удачных примеров можно назвать город Зеленоград. Здесь население полностью обеспечено работой, отлично развита инфраструктура, весьма благоприятная экологическая обстановка. Создание городов-спутников поможет вывести за пределы МКАД государственные учреждения, равномерно распределив их по районам Подмосковья.

Почему старый Генплан застройки Москвы уже не актуален?

По прогнозам, в Москве к 2025 году должно было проживать 12 миллионов человек, однако число жителей уже сейчас достигло этой цифры. Прибавьте к этому еще 5,5 миллионов машин. Утвержденный в 2010 году Генплан застройки никак не предусматривал такое развитие, и не был скоординирован с властями Московской области, где в свою очередь, в те годы процветало бурное строительство, повлиявшее на миграцию.

Недвижимость

Согласно последнему проекту землепользования, в 2019-2020 гг. планируется отменить строительство 20 млн. кв. м. жилья в тех районах, где это ухудшило бы транспортную ситуацию. Будет заметно сокращено строительство новой недвижимости в радиусе от 40 км за МКАД и более. В основном это вызвано проблемой с канализацией (с Москвы не подтянешь, а строить новые очистные сооружения нет смысла — некуда сбрасывать). Вообще, вопрос коммуникаций и мусора, он наболевший и довольно острый в последние годы, и будет решаться после разрешения проблем с транспортом.

Еще одно нововведение ППЗ – разобраться наконец с «пустырями». Для этого планируется начать массовое строительство в промзонах, облегчить получение разрешений на строительство для инвесторов, если они создают на этих территориях новые предприятия или офисы.

Безусловно, строить за МКАДом недвижимость будут, спрос на нее стабильно очень высок. Здесь стоит учитывать и стоимость квадратного метра в ближайшем Подмосковье, которая на порядок дешевле недвижимости, расположенной внутри МКАД:

Парковки и транспорт

Власти обещают решить проблемы с местами для парковок. Это непростая задача в перенаселенном мегаполисе, так как один автомобиль занимает от 18 до 35 кв. м. драгоценной площади. Согласно старому Генплану: на одну машину должно приходиться 2 парковочных места. Но это нереально, так как 30% всех новых территорий придется отдать под парковку.

Вот почему оптимальным решением является развитие общественного транспорта в Подмосковье, в первую очередь метрополитена. Строительство метро — одно из самых трудоемких и дорогих инфраструктурных проектов, однако при этом, это быстрый транспорт и выгодный по всем экономическим показателям.

Сейчас за МКАДом уже действуют 22 станции метро:

  • Боровское шоссе;
  • Бульвар Дмитрия Донского;
  • Бунинская Аллея;
  • Волоколамская;
  • Выхино;
  • Говорово;
  • Жулебино;
  • Котельники;
  • Косино;
  • Лермонтовский проспект;
  • Митино;
  • Мякинино;
  • Новокосино;
  • Новопеределкино;
  • Пятницкое шоссе;
  • Рассказовка;
  • Румянцево;
  • Саларьево;
  • Солнцево;
  • Улица Горчакова;
  • Улица Скобелевская;
  • Улица Старокачаловская.

В 2019-2020 году за МКАД запланировано открытие следующих станций метро:

  • Ольхово;
  • Филатов луг;
  • Косино;
  • Лухмановская;
  • Некрасовка;
  • Улица Дмитриевского;
  • Шереметьевская.

Очевидно, что список новых станций метрополитена будет расти. Кроме того, наконец-то появится ветка метро в Мытищах, который де-факто давно стал районом Москвы. Всего планируется открыть 15 новых станций.

Также власти планируют реконструировать железные дороги. В первую очередь, речь идет о проекте Московского центрального кольца (МКЦ). Будут выстроены Северо-Восточная и Северо-Западная хорды, Южная рокада. Строятся транспортно пересадочные узлы (ТПУ), до 2020 года должны ввести в эксплуатацию 56 объектов.

В старом Генплане Москвы абсолютно не был учтен показатель пешей доступности транспорта. Теперь, планируя жилую и транспортную инфраструктуру, власти обязаны учитывать расстояние между ними.

Социальные объекты

Первоочередная задача властей — предоставить населению присоединенных территорий современную социальную инфраструктуру.

В ближайшие годы запланировано:

  1. Построить современную больницу в Рассказовке, с отделением скорой помощи;
  2. в поселке Рязановское появится крупный торговый комплекс;
  3. в Новой Москве откроется производство по переработке пищевых продуктов.

Власти обещают, что благодаря достигнутым договоренностям с крупными застройщиками, будет преодолен дефицит нехватки детских садов, школ, детских развлекательных центров. Только со времени присоединения Новая Москва получила 10 учебных заведений, 30 дошкольных учреждений. Также выстроена огромная школа на 1775 мест в Коммунарке, детский садик в г. Московский.

Как изменятся границы Москвы в 2019 — 2020 гг?

Планируется расширение мегаполиса на 21 муниципальное образование и 2 городских образования (Троицк, Щербинка), 19 сельских поселений, находящихся в Подольском, Ленинском, Наро-Фоминском районах, присоединить некоторые земли Красногорского и Одинцовского районов.

В ближайшие годы новыми районами Москвы станут следующие городские и сельские поселения:

  1. СП Внуковское;
  2. ГП Киевское;
  3. Кокошкино;
  4. Мосрентген;
  5. Рязановское;
  6. Щаповское;
  7. Новофедоровское;
  8. Краснопахарское;
  9. Воскресенское;
  10. Первомайское
  11. Десеновское;
  12. Роговское;
  13. Михайлово-Ярцевское;
  14. Филимонковское;
  15. Вороновское и другие.

Не утихают споры и касательно присоединения ближайших городов-спутников к Москве — многие жители уже считают себя москвичами, работая в столице и отправляя детей учиться в столичные детсады, школы и вузы. Пока что на повестке у властей этот вопрос не стоит, но учитывая, как быстро присоединили территории Новой Москвы — это вполне может случиться.

Возможный сценарий расширения границ Москвы до 2025 года.

Выводы

Рассмотрев все вышеизложенные факты можно с уверенностью сказать, что расширение границ столицы является вынужденной мерой, которая поможет решить множество проблем. Так, к примеру, присоединение юго-западных территорий обосновано решением транспортных, градостроительных и экологических проблем региона. Здесь очень низкая урбанизация, в то же время расположены многие важные инфраструктурные и стратегические объекты (аэропорт).

На присоединенных землях появится возможность расположить новый правительственный центр, столица будет заниматься решением городских вопросов, а новые территории получат необходимую современную инфраструктуру, избавятся от транспортных коллапсов, появятся новые рабочие места.

Грамотно реализовав проект по расширению Москвы, мегаполис будет разделен на исторический центр, деловую и образовательную зоны, оснащен современным транспортом. Для девелоперов и инвесторов появится возможность реализовывать самые смелые проекты, направленные на улучшение качества жизни всех проживающих в столице и Московской области.

Вам понравилась статья?

Вступайте в наше сообщество ВК, где мы рассказываем о всех нюансах загородной жизни и недвижимости.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»