Контрольная работа по обществознанию на тему: " Человек и природа". Тесты и задания к уроку: «Воздействие человека на природу Тест по обществознанию воздействие человека на природу

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Тест по обществознанию на тему «Человек и природа. Загрязнение воды и почв»

    Наука о взаимодействии человека с природой?

а) биология

б) астрология

в) экология

2. Деление природных богатств осуществляется на:

а) исчерпаемые и неисчерпаемые

б) вредные и полезные

в) опасные и безопасные

3. Что такое «биосфера»?

а) научный предмет

б) наука о животных

в) живая оболочка Земли

4. Верны ли суждения?

А. Вернадский видел много разных городов, заводов – «вторую природу», созданную руками человека.

Б. С.Ю. Витте задумался о мощном воздействии человека на биосферу.

а) верно только А

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны

5. Что относится к бытовым отходам?

а) извержение вулкана

б) торнадо

в) цунами

г) горы мусора

6. Что относится к естественным загрязнениям?

а) ядовитый туман

б) смог

в) извержение вулкана

г) деятельность человека

7. Браконьеры – это…

а) люди, которые истребляют животных

б) животные, которые истребляют людей

в) учёные, занимающиеся вопросами биосферы

г) вымершие животные

8. Смог – это…

а) чистое небо

б) пушистое облако

в) грязевые тучи

г) кислотный дождь

д) ядовитый туман

9. Сколько времени требуется на перегнивание бумаги?

а) 10 лет

б) 8 лет

в) 5 лет

г) 2 года

10. Какие животные занесены в Чёрную книгу?

а) морская свинка

б) морская корова

в) морской конёк

г) морская зебра

11. Что относится к исчерпаемым ресурсам?

а) газ

б) ветер

в) мусор

г) солнечная энергия

12. Установите соответствие:

исчерпаемые

неисчерпаемые

А) вода

Б) нефть

В) уголь

Г) воздух

Д) животный мир

Е) солнечная энергия

Ж) ветер

13. Верны ли суждения:

А. В результате промышленных загрязнений нередко над городами нависает ядовитый туман - смог.

Б. Кислотный дождь – это обычное природное явление.

а) верно только А

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны

14. Красная книга – это…

а) книга, куда занесены животные, которые находятся под охраной государства

б) книга, в которой перечислены все животные, обитающие в России

в) книга, в которой перечислены все вымершие животные

г) книга о флоре и фауне

15. Что относится к примерам «второй природы»?

а) машины и заводы

в) деревья и цветы

г) флора и фауна

16. Основной «производитель» кислорода?

а) человек

б) машины

в) ветер

г) флора

17. Что относится к техногенным авариям?

а) извержение вулкана

б) взрыв радиоактивных элементов

в) землетрясение

г) ценами

18. Верны ли суждения?

А. Существуют исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы.

Б. Биосфера – оболочка воды.

а) верно только А

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны

19. Соотнесите типы загрязнений с примерами:

Естественное загрязнение

Загрязнение от человеческой деятельности

Промышленное загрязнение

А) Дым от фабрик и заводов

Б) Торнадо

В) Бытовые отходы (мусор)

20. В каком году произошла авария на Чернобыльской АЭС?

а) 1963 г.

б) 1965 г.

в) 1974 г.

г) 1986 г.

21. Верны ли суждения?

А. Экология – это наука о взаимодействии человека с природой.

Б. Нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать (экологическая мораль).

а) верно только А

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны

22. Сколько времени требуется для перегнивания консервной банки?

а) 20-40 лет

б) 30-40 лет

в) 50-60 лет

г) 60-80 лет

23. Сторонники сотрудничества с природой…

б) помогают уничтожить природу

в) создают промышленные объекты

г) пополняют списки Чёрной книги

25.Выберите варианты, подходящие под примеры «второй природы»

а) машины

б) деревья

в) кустарники

г) заводы по производству шприцов

д) город Магнитогорск

е) флора и фауна

  • Какими были основные занятия первобытного человека?
  • Что такое производящее хозяйство?
  • Что изменилось в жизни людей в связи с его появлением?

Писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология. «Удивительно, - говорит он, - но на всех языках мира оно звучит одинаково.

И выражает одно и то же - понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести...» Как ты понимаешь слова писателя? О какой вселенской беде он говорит? Расскажи, что ты знаешь об экологическом кризисе на планете.

«Вторая природа»

Как свидетельствуют учёные, человек разумный появился на Земле намного позже других живых существ - рыб, насекомых, птиц, млекопитающих. Он стал влиять на жизнь многих животных, растений. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Вряд ли охота, собирательство - основные занятия первобытного человека - были экологически вредными. К тому же в древности людей на Земле было совсем немного. Однако со временем отношения человека с природой стали меняться.

Вспоминая историю развития хозяйственной деятельности человека, следовало бы сказать об открытии огня, о возникновении земледелия, скотоводства, о переходе к оседлому образу жизни и т. д. - короче говоря, о развитии производящего хозяйства. Человек способен к творчеству, благодаря которому он создаёт что-то новое, «вторую природу»: машины, города, заводы, электростанции, а также научные труды, произведения искусства. Но, пожалуй, самое главное в истории хозяйственной деятельности человека заключается в том, что он начал активно вторгаться в жизнь природы, не задумываясь о последствиях своего вмешательства.

    Как ты понимаешь выражение «вторая природа»?

Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

Экология - это наука о взаимодействии человека с природой. Её название происходит от греческого слова «ойкос», которое означает «дом», «жилище», «место пребывания». Природа ведь и есть дом, в котором мы живём, то место, где все мы, люди, пребываем. Поэтому мы должны беречь своё природное жильё, уважать всех, кто в нём живёт.

Человек, увлечённый бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он решил, что победил природу, стал её царём и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: принялся вырубать леса, добывать из недр земли полезные ископаемые, расходовать пресную воду и т. д.

К тому же рост промышленности сопровождается регулярными техногенными (порожденными техникой) авариями - взрывами атомных объектов, прорывами трубопроводов, выбросом радиоактивных материалов, газа, нефти, ядовитых веществ и т. д. Весь мир был потрясён трагедиями Чернобыльской АЭС (1986), японской АЭС «Фукусима-1» (2011), страшной нефтяной катастрофой в Мексиканском заливе (2010) и др.

А что сотворил человек с животным миром! Вот, например, видел ли ты когда-нибудь морскую корову? Не видел. И не увидишь никогда. А ведь это было замечательное животное, обитавшее в северной части Тихого океана. Оно имело длину 10 м и вес 4 тонны, отличалось безобидным и доверчивым характером. Человек истребил его из-за мяса, жира и кожи. Такая же печальная судьба у зебры квагги, голубой лошадиной антилопы и сотен других видов животных и птиц. Так появилась «чёрная книга» - в ней перечислены животные, которых мы никогда больше не увидим.

    Человеку следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.

Чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства (ресурсы) делятся на две группы - исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые. К ис-черпаемым относят богатства недр - уголь, металлические руды, нефть, газ, а также почву, растительный и животный мир. К неисчерпаемым богатствам относят воду (особенно воду Мирового океана), климатические ресурсы (воздух и энергия ветра), космические ресурсы (солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов).

Загрязнение атмосферы

Мы говорим: грязные руки, грязный двор, грязный город. А можно ли сказать: грязный воздух, грязная вода, грязный лес, грязная земля? К сожалению, можно. Точнее, так: загрязнённый воздух, загрязнённый лес, загрязнённая вода и почва. В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.

Начнём с воздуха. Учёные указывают на две причины загрязнения атмосферы. Существует естественное, природное загрязнение, например извержение вулканов, которые выбрасывают на поверхность Земли тысячи тонн различных веществ. Однако самое страшное загрязнение создаёт деятельность человека, связанная прежде всего с сжиганием топлива.

Человек готовит пищу, обогревает жилище, поэтому он вынужден сжигать топливо. И делает он это тысячи лет. Сначала горели обычные костры, а потом появились необычные, образно говоря, «научно-технические» - топки паровозов, пароходов, металлургических заводов, электростанций. А ещё прибавь к этому миллионы двигателей внутреннего сгорания, реактивные двигатели и, наконец, атомные реакторы. Чем же все они опасны?

Во-первых, любой костёр нужно «кормить» - подбрасывать топливо. Значит, нужно добывать его в огромных количествах. К тому же, чтобы костёр горел, требуется кислород, который необходим всем живым организмам, а «научно-технические костры» сжигают всё больше атмосферного кислорода.

Тебе, наверное, нравится ездить на автомобиле. А знаешь ли ты, что этот уютный домик на колёсах - один из самых страшных пожирателей кислорода? За одну только поездку, например из Москвы в Петербург и обратно, легковой автомобиль способен поглотить его столько, сколько тебе необходимо на целые сутки. Но ведь по Земле ездят миллионы автомобилей. Вот и подсчитай, какое количество кислорода они отнимают у живых существ. При этом учти, что количество кислорода, поступающего в атмосферу, постоянно сокращается из-за вырубки лесов, загрязнения рек, морей, озёр и океанов - основных производителей кислорода. По подсчётам учёных, в ближайшее столетие количество кислорода в атмосфере сократится на одну треть. Чем тогда дышать?

Во-вторых, любой костёр дымит. Присмотрись к современному пейзажу: трубы, трубы, трубы. Отопительные системы, заводы, электростанции, все виды транспорта выбрасывают в атмосферу отравляющие вещества, газы, пыль, сажу, золу. Например, выхлопные газы автомобиля содержат мельчайшие частички свинца. Если бы ты изобрёл устройство, которое смогло бы улавливать эти частички, то за год набрал бы килограмм редкого и дорогого металла! Подумай, сколько же свинца выбрасывают в атмосферу все автомобили. А ведь свинец, когда он при дыхании вместе с воздухом проникает в организм, становится опаснейшим ядом, вызывающим тяжёлые болезни.

В результате промышленного загрязнения воздуха над большими городами мира нередко нависает ядовитый туман - смог. Он очень опасен. Были случаи, когда из-за длительного смога резко возрастала смертность людей.

    Чем опасно загрязнение атмосферы? Каковы основные причины загрязнения атмосферы?

Загрязнение воды и почвы

Есть такая поговорка «Беда не приходит одна». Страдает воздух, значит, страдает и вода, и земля - вся биосфера. Поднятые в атмосферу частицы отравляющих веществ оседают на землю и воду. А ещё бывают кислотные дожди. Представь себе: в воздухе висит смог, а сверху на него полил дождь. Капли дождя соединяются с частицами отравляющих веществ, висящих в атмосфере, образуется кислота (серная, азотная). Как думаешь, приятно, когда тебе на голову льётся такой «освежающий» душ? А что получается, когда всё это обрушивается на почву, деревья, воду? Они загрязняются, болеют, разрушаются, гибнут.

Но на землю и воду обрушивается не только атмосферное загрязнение. Есть ещё огромное количество отходов промышленности, особенно химической. Их сваливают в огромные кучи, зарывают в землю, сбрасывают в водоёмы, реки, моря, океаны. А ведь это страшная отрава.

А ещё есть бытовые отходы городов и населённых пунктов - горы мусора, канализационные стоки. Куда всё это уходит? И как при этом чувствует себя природа?

Печальные ответы на эти вопросы даёт наука. Она говорит: воды на Земле очень много, а чистой пресной воды почти уже нет. Загрязнение вызвало всемирное ухудшение качества воды. Некоторые государства уже привозят воду из других стран или перегоняют её по трубам, как нефть. Вот и решай, исчерпаемы ли неисчерпаемые ресурсы.

А как чувствует себя почва - одно из великих чудес Земли? Учёные предполагают, что такого плодородного слоя больше нет нигде во всей Вселенной. Даже на Земле не везде есть почва (она отсутствует в пустынях, в горах). От этого тончайшего слоя (толщиной в среднем около 20 см) зависит вся наша жизнь, потому что почва даёт нам пищу. Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. Под воздействием человеческой деятельности почва загрязняется, задыхается от мусора, отравляется ядохимикатами. Её площадь на Земле постоянно сокращается, за последние 100 лет на Земле уничтожена почти четвёртая часть всех плодородных почв. Брошенная бумага перегнивает только через 2 года, а консервная банка или полиэтиленовый пакет - через 50-60 лет.

Как видишь, современный человек активно воздействует на всю биосферу. И что из этого получается, ты тоже видишь. Значит, теперь ты понимаешь, почему так тревожно звучат слова писателя В. Распутина, и знаешь, откуда пришла беда и почему она стала вселенской.

Проверим себя

  1. Чему учит нас великое экологическое правило? Почему его нельзя нарушать?
  2. Каковы основные причины загрязнения воды и почвы? В чём опасность такого загрязнения?
  3. Можно ли утверждать, что богатства природы неисчерпаемы? Как наука отвечает на этот вопрос?
  4. Объясни, как относятся люди к исчерпаемым ресурсам.
  5. Что происходит с неисчерпаемыми богатствами Земли?

В классе и дома

  1. Подготовь короткое сообщение об экологическом состоянии вашего дома, двора, улицы. Определи основные источники их загрязнения.
  2. Посети краеведческий музей. Найди материалы и подготовь сообщение о некоторых исчезнувших видах животных и птиц. Сделай рисунки двух-трёх видов исчезнувших животных и птиц.
  3. Подготовь сообщение о тех видах животных и птиц твоего края, которым грозит исчезновение. Расскажи, как их можно сохранить.
  4. Научись убирать за собой, никогда и нигде не мусорить. Привыкни к этому сам и объясни другим, почему нельзя загрязнять окружающую среду.
  5. В одной шутливой песенке поётся: «Потому что без воды и ни туды и ни сюды». В каждой шутке есть доля истины. Что может случиться, если чистой воды на Земле не останется?

Тест

«Особенности взаимодействия природы и человека»

    Выберите из предложенного списка исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы:рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферный воздух, птицы, нефть, воды океанов, пресные воды, железосодержащие руды, почва, солнечная энергия, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, поваренная соль, леса, солнечный свет, млекопитающие, торф, жемчуг.

(Ответ: уголь, нефть, железосодержащие руды, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, торф.)

    Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке убывания ихэкологической безопасности: гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках; ГЭС на горных реках; атомные электростанции; солнечные станции; теплоэлектростанции (ТЭЦ) на угле; ТЭЦ на природном газе; ТЭЦ на торфе; ТЭЦ на мазуте; приливно-отливные электростанции; ветряные электростанции.

(Ответ: солнечные станции; ветряные электростанции; приливно-отливные электростанции; ГЭС на горных реках; ГЭС на равнинных реках; атомные электростанции; ТЭЦ на природном газе; ТЭЦ на мазуте; ТЭЦ на угле; ТЭЦ на торфе.)

    Урбанизацияэто процесс:

а) роста численности населения;

б) роста доли городского населения;

в) загрязнения среды отходами;

г) усиления давления человека на среду обитания.

(Ответ: б.)

    Почему ученые-экологи считают,что люди,экономно расходующие воду,электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально охраняют природу?

(Ответ: при этом они сохраняют ресурсы и меньше загрязняют окружающую среду.)

    Почему в большинстве стран сокращаются площади лесов?

(Ответ: леса вырубаются для получения древесины, расчистки под поля, пастбища, города, промышленные строения, при добыче полезных ископаемых.)

    В атмосфере Земли содержится20,95%:

б) кислорода;

в) углекислого газа;

г) углеводородов;

(Ответ: б.)

    Парниковый эффект,вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа,приводит к:

а) понижению температуры нижних слоев атмосферы;

б) повышению температуры нижних слоев атмосферы;

в) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;

г) отравлению организмов.

(Ответ: б, в.)

    Доля какого газа в атмосфере Земли увеличивается вследствие деятельности человека?

(Ответ: углекислого газа. )

    Почему в черте города заболеваемость деревьев выше,а продолжительность их жизнименьше, чем в близлежащей сельской местности?

(Ответ: это связано с повышенным содержанием вредных соединений в атмосфере и почве города; сильной запыленностью, которая ухудшает фотосинтез; нарушением воздухо- и водообмена в почве при строительстве дорог и укладке асфальта; засоленностью почвы; механическими повреждениями растений; отсутствием в почве нужного количества элементов питания из-за нарушения круговорота элементов.)

    Озоновый слой находится в:

а) нижнем слое атмосферы;

б) верхнем слое атмосферы;

в) верхнем слое океана;

г) глубине океана.

(Ответ: б.)

    Почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимопроектировать параллельно, а не перпендикулярно направлению основных ветров?

(Ответ: при параллельном расположении магистралей ветер выдувает с приземного слоя вредные автомобильные выбросы и уменьшает их концентрацию на дорогах. В противном случае вредные вещества будут относиться с дорог в зону застройки.)

    Дайте прогноз состояния окружающей среды при понижении концентрацииуглекислого газа в атмосфере.

(Ответ: глобальное похолодание, оледенение северных и высокогорных территорий, уменьшение осадков, сокращение площади океана, изменение границ природных зон, опустынивание внутриконтинентальных территорий, уменьшение продуктивности растений.)

    Расчеты,проведенные учеными,говорят о том,что в ближайшие150–180летколичество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с настоящим временем. Какие виды человеческой деятельности способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере?

(Ответ: увеличение количества сжигаемого топлива; сокращение площади лесов и вообще растительности; увеличение площади пустынь; загрязнение водоемов и гибель водных растений.)

    Растительность Западной Европы,северо-востока США и некоторых других районовземного шара вырабатывает во много раз меньше кислорода, чем его потребляют промышленность и гетеротрофные организмы, обитающие на этих территориях. Почему на этих территориях сохраняется жизнь?

(Ответ: сохранение жизни на этих территориях происходит благодаря перемешиванию газов в атмосфере. Сюда перемещается кислород из других районов Земли.)

    Рассмотрите таблицу,в которой показано количество выбрасываемых в атмосферугорода основных загрязняющих веществ в год.

Поступление в атмосферу города загрязняющих веществ (в тыс. т/г)

Загрязняющие вещества

Стационарные источники

Транспорт

Оксид серы

Оксид углерода

Оксид азота

Летучие органические соединения

Нефтепродукты

Рассчитайте, какое количество загрязняющих веществ в год (в тыс. т) выделяют в атмосферу города транспорт и стационарные источники (заводы, фабрики и т.п.). Кто загрязняет атмосферу больше: транспорт или стационарные источники? Во сколько раз? Рассчитайте, сколько килограммов атмосферных загрязняющих веществ приходится в год на одного жителя города (население составляет 10 млн человек).

(Ответ: транспорт выделяет 911,3 тыс. т загрязняющих веществ в год, а промышленные стационарные источники – 272,8. Всего в атмосферу города в год попадает 1184,1 тыс. т

веществ. Транспорт выделяет в атмосферу в 3,3 раза больше веществ, чем промышленность. На одного жителя в год приходится примерно 118,4 кг вредных веществ, выброшенных в атмосферу города.)

    Расшифруйте аббревиатуры ПАВ,СМС,ГЭС,АЭС.

(Ответ: поверхностно-активные вещества; синтетические моющие вещества; гидроэлектростанция; атомная электростанция.)

    Перечислите отрасли хозяйства–основные потребители пресной воды.

(Ответ: орошение сельскохозяйственных земель, городское хозяйство, металлургия, химическая промышленность (производство капрона, каучука и др.), целлюлозно-бумажная промышленность.)

    Перечислите отрасли хозяйства,в наибольшей степени загрязняющие поверхностные иподземные воды.

(Ответ: целлюлозно-бумажная, химическая, металлургическая, нефтеперерабатывающая, текстильная промышленность; сельское хозяйство.)

    Известно,что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и,всравнении с другими загрязнителями, слабо токсичны. Почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?

(Ответ: нерастворимые нефтепродукты покрывают воду тонкой пленкой, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой.)

    Ежегодно вследствие аварий на нефтепроводах и танкерах,промышленных итранспортных выбросов, мойки автомашин, судов, цистерн и трюмов танкеров в Мировой океан попадает 14 млн т нефти. Один грамм нефти (нефтепродуктов) способен образовать пленку на площади 10 м2 водной поверхности. Определите площадь ежегодного загрязнения мировых водоемов.

(Ответ: 140 млн км2.)

    Во льдах Гренландии,датированных800г.до н.э.,содержится0,0004мкг свинца на1кг льда. Льды, образовавшиеся в 1753 г., содержат свинца в 25 раз больше; лед, образовавшийся в 1969 г., содержит 0,2 мкг свинца на 1 кг, т.е. в 500 раз больше. Объясните, как свинец попадает в льды Гренландии. Почему содержание свинца во льдах растет?

(Ответ: соединения свинца попадают во льды Гренландии главным образом с осадками и пылью, приносимыми из других районов Земли. Развитие промышленности и хозяйственная деятельность людей приводит к многократному, по сравнению с естественным фоном, увеличению выбросов всевозможных веществ, которые распространяются на большие расстояния от источника загрязнения.)

    Где накапливаются уносимые с полей химические вещества,применяемые в сельскомхозяйстве?

(Ответ: главным образом в водоемах. Из воды эти вещества попадают в водные растения, беспозвоночных, рыб и другие организмы. По цепям питания они могут вновь попадать в организмы сухопутных видов. Часть химических веществ откладывается в иле и наносах рек. Часть остается в почве и глубоких слоях грунта.)

    В чем преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению состроительством совершенных очистных сооружений?

(Ответ: даже самые совершенные промышленные очистные сооружения не способны полностью очистить канализационные и промышленные стоки вод. В замкнутых технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду, поэтому не происходит ее загрязнение.)

    Сплав срубленных деревьев по рекам экономически очень выгоден(не надо строитьдороги, использовать дорогостоящую технику и т.д.). Почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке?

(Ответ: при сплаве часть деревьев тонет, засоряет берега, оседает на излучинах реки, на дно реки попадает большое количество коры и частей сплавляемых бревен. На многих северных реках нашей страны утонувшие деревья выстилают дно на несколько метров вглубь. Гниение этой древесины и коры сопровождается потреблением большого количества кислорода и выделением разнообразных ядовитых веществ. Это приводит (особенно в жаркое лето) к массовой гибели водных организмов. В таких реках постепенно исчезает и рыба.)

    Куда можно вывозить и выгружать(учитывая экономические и экологическиепоследствия) собранный на дорогах города снег? Выберите правильный ответ и обоснуйте его:

а) на поле;

б) в реку или озеро;

в) в специально вырытый котлован; г) в любое место.

(Ответ: в. Снег, собранный с дорог, содержит большое количество вредных веществ (нефтепродукты, кислоты, соли, резину, сажу и многие другие соединения). Попадание этих веществ в водоемы, на поля, в леса без природной или искусственной очистки опасно.)

    Часто вдоль одной стороны дороги,проходящей через лес,можно заметить выпадениедеревьев и заболачивание почвы. Объясните, почему это происходит. Как можно исправить это положение при строительстве дорог?

(Ответ: в таких местах дорога или тропа перегораживает сток вод (поверхностный или грунтовый). Поэтому выше по течению начинается заболачивание, что и приводит к выпадению деревьев и смене растительности. Избежать подобных явлений можно строительством дренажных труб под дорогами.)

    Объясните,почему экологи считают,что сбор металлолома и макулатуры–это важноеприродоохранное мероприятие.

(Ответ: вторичное использование сырья позволяет значительно уменьшить изъятие его из природы, особенно это касается невозобновимых и ограниченных природных ресурсов. В результате уменьшается нагрузка на природу, обусловленная добычей сырья, экономятся само сырье, энергия и человеческий труд, уменьшается загрязнение окружающей среды отходами и т.д.)

    Перечислите невозобновимые полезные ископаемые,запасы которых в первойполовине ХХI в., по прогнозам, будут исчерпаны более чем наполовину.

(Ответ: нефть, а также руды, содержащие никель, кобальт, свинец, цинк, вольфрам, серебро, медь и другие.)

    Как необходимо проводить вспашку почвы(или формирование грядок)на склоне,чтобы предотвратить почвенную эрозию (выберите правильный ответ и обоснуйте его):

а) вдоль склона;

б) поперек склона;

в) по диагонали склона.

(Ответ: б. Такая распашка будет в наибольшей степени предотвращать смыв оголенной почвы по склону.)

    В степных экосистемах в течение длительного времени формировались самыеплодородные почвы: черноземные и каштановые. В 50-е г. ХХ в. в СССР и в Канаде проводилось освоение целинных земель: распашка степей для выращивания на них пшеницы и других зерновых культур. Почему некоторые ученые выступали против распашки степей и использования их для выращивания сельскохозяйственных культур? К каким последствиям может привести частая обработка (в первую очередь отвальная вспашка) почвы в степи?

(Ответ: сильный ветер и частые засухи в степях могут приводить к тому, что при оголении почвы во время вспашки плодородный слой будет выветриваться. Кроме этого, степная трава и подушка из прошлогодней пожухлой растительности создают особый микроклимат и поддерживают более высокую влажность в степных экосистемах. Частая обработка почвы (особенно вспашка) может привести к потере почвенного плодородия и, в конечном итоге, к опустыниванию. Поэтому ученые рекомендовали либо отказаться от распашки степи, либо проводить безотвальную вспашку, а не традиционную – отвальную. Со временем правильность этой точки зрения подтвердилась.)

    Объясните,почему на реках,вдоль которых вырублен лес,уровень воды непостоянен:если выпадает мало осадков – уровень значительно понижается, если прошел дождь – возможен выход воды из берегов, затопление населенных пунктов, полей и т.д. Почему на лесных реках наводнения случаются редко?

(Ответ: растительность леса уменьшает скорость прохождения воды с водосборной территории в реки в сотни раз. В результате вода (по подземным и наземным потокам) поступает в реки равномерно, что исключает наводнения или обмеление водных потоков.)

    Правильны ли утверждения(да или нет):

а) за последние 10 тыс. лет человеком на планете уничтожено 2/3 лесов;

б) ныне площадь вырубок существенно превышает площадь посадок деревьев;

в) вырубленные участки влажных тропических лесов довольно быстро восстанавливаются в прежнем составе;

г) опустынивание не может происходить в результате вырубки лесов;

д) наибольшее число пожаров происходит по естественным причинам;

е) биологические меры борьбы самые неэффективные, действуют недолго;

ж) наиболее эффективна охрана редких растений в парках и курортных зонах;

з) занесение вида в Красную книгу – это сигнал об опасности, угрожающей его существованию;

и) растительность, в том числе леса, – это невозобновимые природные ресурсы;

к) экономический ущерб, приносимый лесу пожарами, превышает урон от вредителей и болезней.

(Ответ : «да» – а, б, з, к; «нет» – в, г, д, е, ж, и.)

Тест «Общество и природа»

1 вариант

1.

1) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек;

2) создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи;

3) строительство пирамид в Древнем Египте;

4) распад империи Карла Великого.

2. Отношения общества и природы характеризуются тем, что:

1) общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу;

2) природа полностью определяет развитие общества;

3) общество не оказывает существенного влияния на природу;

4) природа и общество воздействуют друг на друга.

3.

А. Исторически общество «старше» природы.

Б. Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.

4. Верны ли следующие суждения?

А. Природная среда оказывает значительное воздействие на современное общественное развитие.

Б. Общество влияет на естественную среду обитания человека.

1) Верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

5. Соотнесите понятия и их характерные признаки.

Признаки

Понятия

1) подчиняется только объективным законам развития;

А) общество;

2) является формой совместной жизнедеятельности людей;

Б) природа.

3) является естественной средой обитания людей;

4) является первичной по времени возникновения частью материального мира.

6. Как соотносятся между собой природа и общество:

1) и в природе, и в обществе действуют объективные законы развития;

2) общество на современном этапе полностью подчинило себе природу;

3) общество и человек совершенно беспомощны перед природными силами;

4) общество развивается, а природа неизменна, статична.

7. Примером взаимодействия общества и природы является:

1) в современных условиях;

2) изменение демографической структуры населения в связи с миграцией;

3) развитие сферы образовательных услуг;

4) рост городов в результате отделения ремесла от .

Тест «Общество и природа»

2 вариант

1. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:

1) создание памятника древнерусского права – «Русской правды»;

2) совпадение территории расселения различных восточнославянских племен с бассейнами крупных рек;

3) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой;

4) деление дружины на старшую и младшую.

2. Отношения общества и природы характеризуются:

1) полным доминированием общества над природой;

2) неизменностью степени влияния общества на природу в процессе ;

3) зависимостью общественных процессов от природной среды;

4) поглощением природой общественных отношений.

3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Развитие ресурсосберегающих технологий уменьшает вредные выбросы в атмосферу.

Б. Ежегодные разливы Нила способствовали образованию илистых плодородных почв.

1) Верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4. Верны ли следующие суждения?

А. История различных стран и народов показывает, что общество активно влияет на естественную среду обитания, преобразовывает ее.

Б. История различных стран и народов показывает, что природные факторы оказывают на общественное развитие значительное влияние.

1) Верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

5. Выберите позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:

1) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от нее;

2) природа и общество оказывают воздействие друг на друга;

3) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя ее на службу себе;

4) природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству;

5) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде;

6) общество и природа никак не связаны между собой.

6. Общество, в отличие от природы:

1) является развивающейся системой;

2) подчиняется объективным законам развития;

3) обладает способностью к самопознанию;

4) выступает в качестве естественной среды обитания людей.

7. Какой из приведенных примеров отражает взаимосвязь общества и природы:

1) изменение климата под воздействием вулканической деятельности;

2) влияние солнечной активности на физическое состояние человека;

3) рост производительности труда в результате усовершенствования средств производства;

4) улучшение агротехнических приемов возделывания почвы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»