Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.
Методическое пособие адресовано в первую очередь Психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии. Материалы пособия могут быть полезны педагогам дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений, учителям, которые осуществляют интегрированное обучение, а также представителям родительских ассоциаций и общественных объединений. Пособие может быть использовано при обучении студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов.
Скачать
Предисловие 2
Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии 4
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений 4
Психологический уровень 5
Социальный уровень 6
Соматический уровень 8
Влияние нарушений развития ребенка на родителей 9
Умственно отсталые дети 10
Дети с детским церебральным параличом 12
Аутичные дети 14
Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями поведения 15
Дети с недостатками речевого развития 16
Дети с сенсорными нарушениями 16
Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений 17
Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей 22
Психологические портреты родителей 24
Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей 27
Модели семейного воспитания 31
Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям 35
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 37
Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии 37
Основные концептуальные положения 41
Направления психологической помощи семьям 42
Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы 42
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы 46
Психолого-педагогическая коррекция 47
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы 49
Технологии психологического изучения семьи 49
Глава 4. Психологическое консультирование семей 68
Психолого-педагогическое и семейное консультирование 68
Профориентированное консультирование 68
Этапы консультирования и диагностика семейных проблем 69
Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 77
Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей 80
Психокоррекционные техники 95
Заключение 109
Список литературы для специалистов 110
Список литературы для родителей 116
Приложение 1 118
Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии 118
Приложение 2 123
Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями2 123
Приложение 3 129
Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых 129
Приложение 4 131
Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи 131
Научно-преподавательский стаж Заслуги, награды
Медаль «В память 850-летия Москвы».
Медаль К.Д. Ушинского
Основные публикации- Комплексное психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста, (монография)
- Патопсихология: теория и практика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 4 изд.
- Психолого-педагогическое изучение подростков с нарушениями развития
- Инновационный подход к психолого-педагогическому сопровождению развития детей с тяжелыми двигательными нарушениями
- Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста
- Актуальные проблемы помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями
- Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении
- Модель единой службы психолого-медико-педагогической комиссии в условиях мегаполиса
- Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с двигательными нарушениями
- Один из подходов к психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями
- Дистанционное образование: педагогу о детях с ОВЗ
- Специальная дошкольная здоровьесберегающая педагогика как новое направление в специальной педагогике. С.49-53.
- Психологические особенности детей с комплексными нарушениями развития
- Современные научные исследования в специальной психологии
- Тенденции развития современной специальной психологии
- Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития лиц с ОВЗ
- Описание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
- Экспериментальное изучение памяти дошкольников с общим недоразвитием речи
- Вариативные особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- Психологическое сопровождение специального образования: помощь родителям детей, страдающих детским церебральным параличом
- К проблеме формирования диагностической компетентности магистров специального (дефектологического) образования
- Особенности организации учебного процесса при формировании диагностических компетенций магистров специального (дефектологического) образования
- Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей
- Вопросы содержания профессионального стандарта «ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ»
- К проблеме разработки профессионального стандарта «ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ
- Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья – приоритетное направление развития специального образования
- Вариативные особенности развития дошкольников с тяжелыми нарушениями
- Психологическое изучение детей с нарушениями развития
- Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти
- Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение
- Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательные организации
- Проблемы реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
- Методологические основания функционирования системы ранней помощи в РФ
- Компетенции специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска
- К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска
- Психологическая помощь в специальном образовании: учебник
- Междисциплинарное взаимодействие как основа эффективного сопровождения обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Теоретико-методологические основания процесса психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях: монография.
Левченко Ирина Юрьевна, 1950 года рождения, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова в 1976.
С 1993 года заведовала кафедрой «Специальной педагогики и специальной психологии» дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова. В 2001 году присуждена ученая степень доктора психологических наук. С 2015 года заведующая лабораторией инклюзивного образования ИСО и КР ГАОУ ВО МГПУ.
Левченко И.Ю. имеет большой педагогический стаж (43 года) в коррекционно-образовательных учреждениях и в высшей школе.
Левченко И.Ю. много лет ведет активную научно-исследовательскую и преподавательскую работу по подготовке и повышению педагогической и научной квалификации научно-педагогических кадров, переподготовке специалистов системы высшего и послевузовского профессионального образования, ведущий специалист в области изучения, обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом.
Доктор психологических наук, профессор Ирина Юрьевна Левченко награждена одним из наиболее почетных знаков отличия в сфере образования и науки — медалью К.Д.Ушинского.
В течение ряда лет доктор психологических наук И.Ю.Левченко руководит дипломными проектами и научно-исследовательской работой студентов и аспирантов. Под ее научным руководством защищены пять докторских и двадцать кандидатских диссертаций.
Ирина Юрьевна Левченко ведет большую общественную работу: она является экспертом общественного народного фронта, экспертом Министерства образования и науки Российской Федерации, членом ассоциации дефектологов Московской области. Левченко И.Ю. научный руководитель серии книг «Специальная психология» в издательстве «Национальный книжный центр», научный редактор журналов «Коррекционная педагогика: теория и практика» и «Практическая дефектология»
Область научных интересовСфера научных интересов Левченко И.Ю. многоаспектна. Она включает изучение детей с различными нарушениями развития, разработку организационных форм деятельности и содержания работы педагогов-дефектологов в специальных коррекционно-образовательных учреждениях.
Левченко И.Ю. является ведущим специалистом в области психологии детей с церебральным параличом. Она является автором многочисленных трудов (статей, научно-методических и практико-ориентированных пособий, монографии, учебников) по специальной психологии и коррекционной педагогике, проблемам изучения, обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особой популярностью пользуются разработанные под ее руководством и выдержавшие несколько переизданий учебники для студентов высших и средних педагогических учебных заведений:
«Патопсихология: теория и практика». — М.: «Академия», 2000, 2001г;
«Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (в соавт.с О.Г.Приходько). — М.: «Академия», 2001г.;
«Психолого-педагогическая диагностика».-М.: «Академия», 2003, 2005, 2006, 2013.
Левченко Ирина Юрьевна - заведующая кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии, доктор психологических наук, профессор.
Является членом комиссии по психологии Министерства образования и науки РФ, членом Учебно-методического объединения по дефектологии, членом Ученого совета по педагогической и специальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета, экспертом Министерства здравоохранения РФ, научным руководителем нескольких экспериментальных площадок. И.Ю. Левченко является основателем и руководителем проектов научно-методических журналов «Коррекционная педагогика» и «Специальная психология».
Выпускница факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, И.Ю.Левченко в течение многих лет работала в системе здравоохранения, занимаясь проблемами реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Научно-практический опыт в данном направлении был обобщен в диссертационном исследовании на тему: «Психологические исследования подростков, страдающих ДЦП».
Результатом многолетних научно-практических исследований стала зашита в 2001 году докторской диссертации, в которой раскрыты организационные аспекты и содержание системы психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации.
И.Ю. Левченко - автор многочисленных трудов по проблемам изучения, обучения, воспитания, социальной реабилитации и адаптации лиц с нарушениями развития, автор программ по актуальным и принципиально новым для педагогического вуза специальностям, учебников для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.
Книги (5)
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании
В книге рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и формы использования арттерапевтических методов в специальном образовании. Книга предназначена для дефектологов и педагогов, работающих с детьми с проблемами в развитии; может быть полезна родителям.
Патопсихология. Теория и практика
В пособии «Патопсихология. Теория и практика» представлены анализ закономерностей развития и распада психики, характеристики основных нарушений высших психических функций и личности, вопросы организации и проведения патопсихологического исследования.
Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание экспериментально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекомендации к составлению заключения и ведению документации.
Психологическая помощь семье
Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.
Методическое пособие адресовано в первую очередь психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии.
Психолого-педагогическая диагностика
В учебном пособии изложены теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии.
Рассмотрен комплексный подход к изучению таких детей, объединяющий усилия врачей, педагогов, психологов, социальных работников. Раскрыты особенности психолого-педагогического изучения детей с различными нарушениями развития на разных возрастных этапах. Показаны организация и содержание деятельности психодиагностической службы в специальном образовании, а также работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.
Технологии обучения и воспитания детей
Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В пособии представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях.
Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий.
В пособии представлены анализ закономерностей развития и распада психики, характеристики основных нарушений высших психических функций и личности, вопросы организации и проведения патопсихологического исследования. Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание экспериментально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекомендации к составлению заключения и ведению документации.
Может быть полезно также студентам средних педагогических учебных заведений.
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ
Патопсихология - это отрасль психологической науки, изучающая изменения психической деятельности вследствие психических или соматических заболеваний. Ее данные имеют большое теоретическое и практическое значение для различных отраслей психологии и психопатологии.
В современной психологической науке иногда наблюдается смешение понятий и некорректное использование терминов патопсихологии. В связи с этим закономерен вопрос о разграничении понятий «психопатология» и «патопсихология». Признание того, что патопсихология является психологической, а не медицинской дисциплиной, определяет предмет патопсихологии и отграничивает его от предмета психопатологии.
Психопатология как отрасль медицины направлена на изучение общих особенностей психических заболеваний, исследование их симптомов и синдромов, выявление патогенетических механизмов психических нарушений.
Патопсихология, являясь психологической дисциплиной, исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Таким образом, при всей близости объектов исследования психопатология и патопсихология отличаются своими предметами. Поэтому проблемы и задачи, которые патопсихология должна решать собственными методами и используя свои понятия, не должны подменяться проблемами, находящимися в компетенции психиатров. К примеру, установление клинического диагноза заболевания, назначение соответствующего лечения - компетенция психиатра, а психологическое исследование нарушений мышления, личности, умственной трудоспособности больного, выявление сохранных психических функций для построения плана коррекционно-восстановительной работы - компетенция патопсихолога.