Левченко и ю патопсихология. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с о. Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.
Методическое пособие адресовано в первую очередь Психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии. Материалы пособия могут быть полезны педагогам дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений, учителям, которые осуществляют интегрированное обучение, а также представителям родительских ассоциаций и общественных объединений. Пособие может быть использовано при обучении студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов.

Скачать

Предисловие 2
Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии 4
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений 4
Психологический уровень 5
Социальный уровень 6
Соматический уровень 8
Влияние нарушений развития ребенка на родителей 9
Умственно отсталые дети 10
Дети с детским церебральным параличом 12
Аутичные дети 14
Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями поведения 15
Дети с недостатками речевого развития 16
Дети с сенсорными нарушениями 16
Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений 17
Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей 22
Психологические портреты родителей 24
Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей 27
Модели семейного воспитания 31
Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям 35
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 37
Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии 37
Основные концептуальные положения 41
Направления психологической помощи семьям 42
Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы 42
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы 46
Психолого-педагогическая коррекция 47
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы 49
Технологии психологического изучения семьи 49
Глава 4. Психологическое консультирование семей 68
Психолого-педагогическое и семейное консультирование 68
Профориентированное консультирование 68
Этапы консультирования и диагностика семейных проблем 69
Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 77
Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей 80
Психокоррекционные техники 95
Заключение 109
Список литературы для специалистов 110
Список литературы для родителей 116
Приложение 1 118
Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии 118
Приложение 2 123
Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями2 123
Приложение 3 129
Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых 129
Приложение 4 131
Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи 131

Научно-преподавательский стаж Заслуги, награды

Медаль «В память 850-летия Москвы».

Медаль К.Д. Ушинского

Основные публикации
  1. Комплексное психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста, (монография)
  2. Патопсихология: теория и практика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 4 изд.
  3. Психолого-педагогическое изучение подростков с нарушениями развития
  4. Инновационный подход к психолого-педагогическому сопровождению развития детей с тяжелыми двигательными нарушениями
  5. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста
  6. Актуальные проблемы помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями
  7. Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении
  8. Модель единой службы психолого-медико-педагогической комиссии в условиях мегаполиса
  9. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с двигательными нарушениями
  10. Один из подходов к психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями
  11. Дистанционное образование: педагогу о детях с ОВЗ
  12. Специальная дошкольная здоровьесберегающая педагогика как новое направление в специальной педагогике. С.49-53.
  13. Психологические особенности детей с комплексными нарушениями развития
  14. Современные научные исследования в специальной психологии
  15. Тенденции развития современной специальной психологии
  16. Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития лиц с ОВЗ
  17. Описание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
  18. Экспериментальное изучение памяти дошкольников с общим недоразвитием речи
  19. Вариативные особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи
  20. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
  21. Психологическое сопровождение специального образования: помощь родителям детей, страдающих детским церебральным параличом
  22. К проблеме формирования диагностической компетентности магистров специального (дефектологического) образования
  23. Особенности организации учебного процесса при формировании диагностических компетенций магистров специального (дефектологического) образования
  24. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
  25. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей
  26. Вопросы содержания профессионального стандарта «ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ»
  27. К проблеме разработки профессионального стандарта «ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ
  28. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья – приоритетное направление развития специального образования
  29. Вариативные особенности развития дошкольников с тяжелыми нарушениями
  30. Психологическое изучение детей с нарушениями развития
  31. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти
  32. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение
  33. Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательные организации
  34. Проблемы реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
  35. Методологические основания функционирования системы ранней помощи в РФ
  36. Компетенции специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска
  37. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска
  38. Психологическая помощь в специальном образовании: учебник
  39. Междисциплинарное взаимодействие как основа эффективного сопровождения обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  40. Теоретико-методологические основания процесса психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях: монография.
О себе

Левченко Ирина Юрьевна, 1950 года рождения, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова в 1976.

С 1993 года заведовала кафедрой «Специальной педагогики и специальной психологии» дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова. В 2001 году присуждена ученая степень доктора психологических наук. С 2015 года заведующая лабораторией инклюзивного образования ИСО и КР ГАОУ ВО МГПУ.

Левченко И.Ю. имеет большой педагогический стаж (43 года) в коррекционно-образовательных учреждениях и в высшей школе.

Левченко И.Ю. много лет ведет активную научно-исследовательскую и преподавательскую работу по подготовке и повышению педагогической и научной квалификации научно-педагогических кадров, переподготовке специалистов системы высшего и послевузовского профессионального образования, ведущий специалист в области изучения, обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом.

Доктор психологических наук, профессор Ирина Юрьевна Левченко награждена одним из наиболее почетных знаков отличия в сфере образования и науки — медалью К.Д.Ушинского.

В течение ряда лет доктор психологических наук И.Ю.Левченко руководит дипломными проектами и научно-исследовательской работой студентов и аспирантов. Под ее научным руководством защищены пять докторских и двадцать кандидатских диссертаций.

Ирина Юрьевна Левченко ведет большую общественную работу: она является экспертом общественного народного фронта, экспертом Министерства образования и науки Российской Федерации, членом ассоциации дефектологов Московской области. Левченко И.Ю. научный руководитель серии книг «Специальная психология» в издательстве «Национальный книжный центр», научный редактор журналов «Коррекционная педагогика: теория и практика» и «Практическая дефектология»

Область научных интересов

Сфера научных интересов Левченко И.Ю. многоаспектна. Она включает изучение детей с различными нарушениями развития, разработку организационных форм деятельности и содержания работы педагогов-дефектологов в специальных коррекционно-образовательных учреждениях.

Левченко И.Ю. является ведущим специалистом в области психологии детей с церебральным параличом. Она является автором многочисленных трудов (статей, научно-методических и практико-ориентированных пособий, монографии, учебников) по специальной психологии и коррекционной педагогике, проблемам изучения, обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особой популярностью пользуются разработанные под ее руководством и выдержавшие несколько переизданий учебники для студентов высших и средних педагогических учебных заведений:

«Патопсихология: теория и практика». — М.: «Академия», 2000, 2001г;

«Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (в соавт.с О.Г.Приходько). — М.: «Академия», 2001г.;

«Психолого-педагогическая диагностика».-М.: «Академия», 2003, 2005, 2006, 2013.

Левченко Ирина Юрьевна - заведующая кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии, доктор психологических наук, профессор.

Является членом комиссии по психологии Министерства образования и науки РФ, членом Учебно-методического объединения по дефектологии, членом Ученого совета по педагогической и специальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета, экспертом Министерства здравоохранения РФ, научным руководителем нескольких экспериментальных площадок. И.Ю. Левченко является основателем и руководителем проектов научно-методических журналов «Коррекционная педагогика» и «Специальная психология».

Выпускница факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, И.Ю.Левченко в течение многих лет работала в системе здравоохранения, занимаясь проблемами реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Научно-практический опыт в данном направлении был обобщен в диссертационном исследовании на тему: «Психологические исследования подростков, страдающих ДЦП».

Результатом многолетних научно-практических исследований стала зашита в 2001 году докторской диссертации, в которой раскрыты организационные аспекты и содержание системы психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации.

И.Ю. Левченко - автор многочисленных трудов по проблемам изучения, обучения, воспитания, социальной реабилитации и адаптации лиц с нарушениями развития, автор программ по актуальным и принципиально новым для педагогического вуза специальностям, учебников для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.

Книги (5)

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании

В книге рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и формы использования арттерапевтических методов в специальном образовании. Книга предназначена для дефектологов и педагогов, работающих с детьми с проблемами в развитии; может быть полезна родителям.

Патопсихология. Теория и практика

В пособии «Патопсихология. Теория и практика» представлены анализ закономерностей развития и распада психики, характеристики основных нарушений высших психических функций и личности, вопросы организации и проведения патопсихологического исследования.

Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание экспериментально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекомендации к составлению заключения и ведению документации.

Психологическая помощь семье

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.

Методическое пособие адресовано в первую очередь психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии.

Психолого-педагогическая диагностика

В учебном пособии изложены теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии.

Рассмотрен комплексный подход к изучению таких детей, объединяющий усилия врачей, педагогов, психологов, социальных работников. Раскрыты особенности психолого-педагогического изучения детей с различными нарушениями развития на разных возрастных этапах. Показаны организация и содержание деятельности психодиагностической службы в специальном образовании, а также работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.

Технологии обучения и воспитания детей

Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В пособии представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях.

Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий.

В пособии представлены анализ закономерностей развития и распада психики, характеристики основных нарушений высших психических функций и личности, вопросы организации и проведения патопсихологического исследования. Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание экспериментально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекомендации к составлению заключения и ведению документации.

Может быть полезно также студентам средних педагогических учебных заведений.

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ

Патопсихология - это отрасль психологической науки, изучающая изменения психической деятельности вследствие психических или соматических заболеваний. Ее данные имеют большое теоретическое и практическое значение для различных отраслей психологии и психопатологии.

В современной психологической науке иногда наблюдается смешение понятий и некорректное использование терминов патопсихологии. В связи с этим закономерен вопрос о разграничении понятий «психопатология» и «патопсихология». Признание того, что патопсихология является психологической, а не медицинской дисциплиной, определяет предмет патопсихологии и отграничивает его от предмета психопатологии.

Психопатология как отрасль медицины направлена на изучение общих особенностей психических заболеваний, исследование их симптомов и синдромов, выявление патогенетических механизмов психических нарушений.

Патопсихология, являясь психологической дисциплиной, исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Таким образом, при всей близости объектов исследования психопатология и патопсихология отличаются своими предметами. Поэтому проблемы и задачи, которые патопсихология должна решать собственными методами и используя свои понятия, не должны подменяться проблемами, находящимися в компетенции психиатров. К примеру, установление клинического диагноза заболевания, назначение соответствующего лечения - компетенция психиатра, а психологическое исследование нарушений мышления, личности, умственной трудоспособности больного, выявление сохранных психических функций для построения плана коррекционно-восстановительной работы - компетенция патопсихолога.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»