Тибетские знаки. Благие символы Буддизма. Символика буддизма. Буддийская символика. Основные группы символов буддизма. Восемь символов удачи

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

(Данные основаны на лекциях, прочитанных Марианной ван дер Хорст студентам во время ретритов)

Каждый элемент, изображенный на танке, имеет глубокий смысл. Важен цвет, расположение ног, рук, даже пальцев руки - так, например, каждый из пальцев символизирует один из пяти элементов. Динамичность позы с левой стороны фигуры подчеркивает активность женской энергии, с правой - мужской. Каждый символ несет определенное послание. Если вы изучите этот язык, вам уже не нужны будут слова, тексты или толстые книги. Вы сможете смотреть на тханку и понимать всё, что там имеется в виду.


Трон Будды Шакьямуни

Трон Будды подчеркивает значимость его персоны. Трон имеет семь уровней, строится по определенным пропорциям. Нижнее основание ступенчато поднимается до верхнего квадратного (или шестиугольного) основания, украшенного орнаментами, его поддерживают четыре снежных барса, символизирующих бесстрашие на пути просветления (у других будд могут быть другие животные - павлины, лошади и т.д.). Сверху основание покрыто тканью с богатой отделкой, где часто бывает вышито золотом крупное изображение колеса Дхармы или другие символы, выше располагается лотос с солнечным и лунным дисками. Иногда у трона бывает спинка, украшенная орнаментом. Спинка может поддерживаться (быть окружена) различными фигурами. На вершине спинки гаруда (символизирует парамиту свободного даяния), по сторонам водные духи - наги (символизируют этичное поведение, парамиту нравственности). Далее симметрично две макары (парамита терпения); две фигурки мальчиков или карликов (парамита усердия), оседлавших существ наподобие единорогов; два льва (знание, мудрость); два слона (концентрация).

Патра (чаша)

В левой руке Будда Шакьямуни держит патру - монашескую чашу для подаяния. Она темно-синего цвета, украшена золотым орнаментом, подчеркивающим ее объемность. У Будды Шакьямуни чаша наполнена тремя видами нектара: 1) лекарственным, исцеляющим наше тело и ум; 2) нектаром бессмертия, дарующим бесконечно долгую жизнь; 3) нектаром чистой мудрости и незамутненного сознания - для преодоления проблем ума, помрачений. В несколько иной интерпретации говорится, что Будда Шакьямуни, одолев трех демонов, превратил три их яда в три вида нектара: 1) победил демона разрушения, хаоса; 2) победил демона смерти; 3) одолел демона ментальных загрязнений. Три нектара символизируют методы, дарованные Буддой для преодоления препятствий на пути к просветлению. На изображениях сверху в чаше нектар белого цвета.

Колесо Учения

Колесо Учения (санскр.: дхармачакра) символизирует благородный восьмеричный путь, указанный Буддой Шакьямуни, ведущий к видению пустоты и просветлению. Это: 1) правильное воззрение, 2) правильное мышление, 3) правильная речь, 4) правильное поведение, 5) правильный образ жизни, 6) правильное усилие, 7) правильное осознание, 8) правильное созерцание.

Посох архата

Архаты были первыми учениками Будды Шакьямуни, наиболее известны 16 из них, они уполномочены самим Буддой сохранять Учение после его ухода. Когда сила Учения иссякнет, архаты соберутся все вместе и магической силой возведут драгоценную ступу, содержащую все земные останки Будды Шакьямуни, после чего окажут ей все ритуалы почтения. Сказано, что после этого они уйдут в нирвану, тела их растворятся бесследно, а ступа погрузится в землю и Учение Благословенного навсегда исчезнет из мира людей... Два самых близких ученика, Шарипутра и Маудгальяна, часто изображаются слева и справа от Будды Шакьямуни, каждый держит в руках посох и чашу для подаяния. Говорят, сам Будда показал архатам, как следует обращаться с посохом: его следует ставить прямо, при входе в дом стучать посохом троекратно, не разрешается носить посох на плече и т.д. Посохом можно защищаться от животных и змей (25 указаний о посохе). Лоден Шераб Дагьяб Ринпоче пишет, что длина посоха составляет 1,8 м, верхняя и нижняя части изготавливаются из металла, средняя деревянная. Вверху две небольшие ступы, далее выступают четыре дуги, на каждой нанизано по три кольца. Три части посоха символизируют три способа рождения; четыре выступа - четыре стороны света и четыре Благородные истины; две ступы - дхармакаю и рупакаю; 12 колец - 12 звеньев взаимозависимого происхождения. Еще на посохе есть утолщения-узлы, напоминающие монахам об их обетах.

Лук и стрела

Лук символизирует бодхичитту, любовь и сострадание, проявляющиеся активно. Стрела символизирует мудрость. Вместе они составляют совершенный союз метода и мудрости (цели и средства), что позволяет стреле точно попадать в цель. Лук и стрела изображаются в руках Ушнишавиджаи, Ченрези, Курукулле, Гухьясамаджи др. Одна стрела с привязанными к черенку лентами пяти цветов может быть атрибутом божества, дарующего здоровье и долголетие (например, в руке у дакини Мандаравы).

Символы счастья, подношения

Восемь благоприятных символов

Эти восемь счастливых символов очень древние и встречаются в индуизме, джайанизме, буддизме: 1) зонт, 2) рыбки, 3) ваза, 4) лотос, 5) раковина, 6) бесконечный узел, 7) победное знамя, 8) колесо.
Зонт - он такой большой, что под ним уместятся пять человек. Шьется из белого, желтого, красного или разноцветного шелка, у зонта есть оборка или бахрома, золотая верхушка, черенок из дерева - золотой или красный. Практическое значение - защита от солнца. Зонт указывает на статус его владельца, это символ могущества короля. Говорят, что Учитель Атиша был настолько почитаем, что его сопровождали 13 зонтов. В Тибете знатные персоны должны быть укрыты зонтами, менее важные могут быть укрыты зонтиком из павлиньев перьев. Т.е. зонт - знак духовного могущества.
Золотые рыбки - символизируют две великие реки: Ганг и Ямуна(?).
Драгоценная ваза - золотой, округлой формы сосуд с тонким горлышком и расширяющимся устьем. Сверху на крышке вазы драгоценность. Ваза символизирует неисчерпаемость материальных богатств, благосостояние; на духовном уровне подразумевает безграничные возможности. Это знак исполнения духовных и материальных желаний. У некоторых божеств является атрибутом - символом богатства и процветания.
Лотос - символ чистоты и божественного рождения.
Раковина - это большая редкая морская раковина с заостренным концом, закрученная вправо (по часовой стрелке). В индуизме она символизирует женственность. Раковина может использоваться как сосуд (содержать шафрановую воду или нектар), как музыкальный инструмент. Раковина может быть элементом орнамента трона или ступы.
В данном контексте раковина означает славу Учения Будды (подобно звуку раковины Учение может распространяться во всех десяти направлениях).
Бесконечный узел - символ вечности, бесконечности знаний Будды. Очертания узла, без петель, представляют собой свастику. В индуизме узел символизирует нагов - это две сплетенные вместе змеи. Узел имеет глубокий смысл, показывая, как следует относиться к жизни: все взаимосвязано, зависит от причин и обстоятельств. В рисунке узла присутствует как действие (движение), так и завершенность (покой), гармония между дающим и берущим и т.д. Узлы могут быть простыми или более сложными.
Победное знамя - символизирует победу над неведением и препятствиями к счастью. Имеет деревянный черенок, к которому по кругу крепятся три ряда оборок.
Колесо - в индуизме символ оружия, солнца, цикличности. У колеса есть ось - символ мировой оси, и спицы - 4, 6, 8, 32 или 1000 спиц. Ось и спицы, без обода, представляют собой древний способ защиты. Ось символизирует также нравственность, а спицы концентрацию. Колесо стабильно и подвижно одновременно, что означает полноту Учения Будды и потенциал его распространения.

Восемь символов, приносящих удачу

Их подносят Будде или изображают на танках - всю группу или частично. Это: 1) зеркало, 2) лекарство, 3) йогурт, 4) трава дурва, 5) плоды билва, 6) раковина, 7) порошок синдхура, 8) семена горчицы.
Зеркало (тиб.: мелонг) - символизирует наше сознание. Зеркало способно отражать абсолютно всё, воспринимать любые формы, не выбирая и не оценивая.
Лекарственные пилюли (тиб.: чеванг) - это конкреции желтого цвета, их насыпают в вазу. Это желчные камни, которые берутся у быков, яков, обладают лечебным действием и применяются в тибетский медицине (как противоядие при отравлениях, для прояснения мысли, снятия нервозности и уменьшения жара). Пилюли символизируют очищение от умственных загрязнений.
Йогурт - представляет собой «сущность всех субстанций», компонент здорового образа жизни. Он нейтрализует загрязнения и помехи, способствуя высшим достижениям и выходу из сансары. Когда-то чаша йогурта была поднесена Будде и способствовала восстановлению его сил после долгой аскезы.
Трава дурва - обладает необычайной жизнестойкостью: она сотни лет может быть полностью высушенной, но в воде сразу оживает. Трава дурва олицетворяет бесконечный цикл рождений и смерти. Это символ бессмертия, как и образ Ваджрасаттвы (он представляет собой абсолютную бодхичитту).
Билва - в Индии это одно из распространенных растений и плоды его очень любимы. Считается, что эти плоды умножают позитивные действия и символизируют просветление. Этот плод необычайно чист, и когда кто-то подносит его, то это служит напоминанием о цели, которая может быть достигнута.
Раковина - большая правозакрученная раковина, которая усиливает все лучшие качества. Символизирует распространение Учения, подобное распространению звука. Говорят, что сияние этой раковины не сравнимо ни с каким другим подношением.
Порошок синдхура - это киноварь. Насыщенная минеральная краска оранжево-красного цвета символизирует могущество, активность, но без подавления других (реализация потенциала на основе знания и мудрости).
Семена горчицы - гневная субстанция, является символом активности будд. Употребляется в ритуалах, например, для устранения демонов или других препятствий.

Сокровища чакравартина

В индийской мифологии чакравартин - властелин мира. Правитель-чакравартин владеет тремя совокупностями из семи предметов, наделенных необычайными качествами. Семь этих символов являются обозначениями тех качеств, которые человек развивает в себе.
. Семь чрезвычайно драгоценных предметов чакравартина: 1) драгоценное колесо, 2) исполняющая желания драгоценность, 3) драгоценная королева, 4) драгоценный министр, 5) драгоценный генерал, 6) драгоценный слон, 7) драгоценный конь. Иногда добавляют восьмое изображение - самого чакравартина.
1. Золотое драгоценное колесо - имеет пятьсот йоджан в поперечнике и тысячу спиц. Благодаря этому колесу можно отправиться куда угодно, даже в мир богов. Это колесо устраняет врагов.
2. Исполняющая желания драгоценность - это камень с восемью гранями, ночью он освещает все вокруг, а днем дает чудесную воду, обладающую восемью качествами. Этот драгоценный камень устраняет болезни и исполняет все желания. Своему владельцу камень дарует особую проницательность ума.
3. Драгоценная королева - отличается красотой и добродетелью, любима всеми окружающими, способствует благополучию во всем королевстве. Рождает правителю сыновей и никогда не предается услаждениям чувств.
4. Драгоценный министр - позволяет способностям чакравартина проявиться во всем их блеске. Искусен во всем, обладает многими добродетелями.
5. Драгоценный генерал - обладает способностью устранять врагов и преодолевать препятствия, никого не угнетая при этом.
6. Драгоценный слон - умен, силен и послушен, выполняет то, что желает правитель. За один день способен трижды обойти Джамбудвипу (страну, где правит чакравартин), может передвигаться по суше, воде и воздуху. Побеждает врагов.
7. Драгоценный конь - сине-зеленого цвета, это конь-ветер, подвижный и быстрый. Его достоинства подобны качествам слона. Не подвержен болезням.
. Семь полудрагоценных предметов: 1) меч, карающий нарушителей закона; 2) шкура пантеры или нага(?), которая может служить шатром для путешествий; 3) чудесный дворец, где богини играют на музыкальных инструментах и откуда можно видеть луну, созвездия и что пожелаешь; 4) одежда, которая не повреждается никаким оружием и в которой не холодно и не жарко; 5) сад с бассейном, полный птиц и всяких чудес; 6) сиденье, способствующее созерцанию; 7) обувь, в которой можно ходить по воде и передвигаться очень быстро.
. Семь ценных предметов: 1) серьги короля, круглые; 2) серьги королевы, квадратные; 3) рог единорога; 4) бивни слона; 5) перекрещенные драгоценности, которые невозможно разъединить; 6) тройная драгоценность; 7) коралл с восемью ветвями. Эти драгоценности изображают на танках - всю группу или частично.

Шесть знаков долгой жизни

Включают следующие изображения: 1) гора, 2) вода, 3) дерево, 4) старец с длинной бородой, 5) птицы долгой жизни наподобие журавлей, 6) антилопа. Это предлагается как подношение высоким гостям (ламе, медитативным божествам, защитникам, дакиням и др.). Есть отдельные танки, называемые «Белый старец», которые включают в себя такие же элементы: старое дерево, отягощенное плодами, которое стоит у воды, рядом скала. Под деревом сидит старик. Рядом антилопа - символ долгой жизни и птицы. Птиц называют «дважды рожденными», они достигли бессмертия, отведав нектара с этого дерева.

Подношения пяти чувств

Это подношения пяти видов ощущений человека, буквально это означает «пять качеств, полученных через опыт», или же пять чувств. Это: 1) зеркало - зрение, 2) музыкальные инструменты - слух, 3) благовония - обоняние, 4) шелковая ткань - осязание, 5) фрукты - вкус. Здесь же могут изображаться цветы (обоняние и осязание) и раковина - если пустая, то как музыкальный инструмент, если наполненная водой или нектаром, то как подношение органа вкуса. Эти подношения могут быть красиво закомпонованы и изображены снизу, также их могут держать в руках небесные танцовщицы, дакини.

Восемь подношений, выставляемых на алтаре

Эти подношения демонстрируют преданность священным объектам. Это: 1) чаша с водой для питья, 2) чаша с водой для омовения, 3) цветы, 4) благовония, 5) светильник, 6) торма наподобие кекса, 7) пища, 8) музыка. Музыка незрима и не обозначается на алтаре, поэтому реально подносят семь чашечек.

Четыре гармоничных брата

На танках встречается изображение группы животных: голубь (куропатка или другая птица) стоит на спине кролика, который стоит на спине обезьяны, а та, в свою очередь, на спине слона. Такое изображение иллюстрирует идею, что совместное действие представляет собой великую силу, способную разрушить даже стены крепости.

Символы «победы в борьбе за гармонию»

На танках встречаются комбинации из шести зверей, соединенных попарно: 1) гибрид льва и гаруды, 2) бобр с головой рыбы, 3) крокодил с раковиной (макара).

Драгоценные яйца

Дхармапала (защитник) Вайшравана или Кубера (божество богатства) держат в левой руке коричневатого зверька - мангуста. Это мифическое существо выплевывает драгоценные яйца. Такие драгоценности овальной формы часто изображают на танках, они лежат произвольно группами по три и более. Цвета чередуются в ряду: зеленый, красный, синий, оранжевый и т.д. Тем самым художник символизирует подношение своей работы буддам.

Боевой топор (санскр. yuddhaku ṭ hāra, пали yuddhaku ṭ hārī). В буддийской иконографии боевой топор в руках гневных божеств символизирует отсечение мирских привязанностей. Помимо лезвия у такого топора на рукоятке может быть закреплена ваджра.

Ваджра, или дордже (санскр. vajra, тиб. rdo rje), буквально переводится как "удар молнии" или "алмаз". Есть мнение, что первоначально ваджра считалась непобедимым волшебным орудием бога Индры. В буддизме Ваджраяны ваджра символизирует нерушимое состояние. Она означает и то, что нельзя разрушить, и то, что разрушает неведение. Шарообразный центр традиционно известной формы ваджры - символ нашего изначального состояния. У ваджры имеются два конца, каждый - с пятью лепестками. Они символизируют то, что наша изначальная сущность имеет потенциал, который может проявляться и как пять чистых мудростей, и как пять накоплений захваченности. В тантрических ритуалах, где ваджра используется совместно с ваджра-колокольчиком, ваджра также символизирует мужской принцип и метод достижения Пробуждения, в то время как колокольчик - это женский принцип и мудрость. Ваджру держат в правой руке, а колокольчик - в левой. Когда их держат в перекрещенных руках, это символизирует объединение метода и мудрости. Ваджра или её половина входят в качестве составной части во многие символические атрибуты божеств и будд.

Вина, или индийская лютня (санскр. и пали vī ṇ ā) - струнный музыкальный инструмент, обычно имеющий семь струн. С виной изображают Сарасвати - богиню мелодии, звука и речи.

Дамару, или ритуальный двойной барабанчик (санскр. ḍ amaru, тиб. da ma ru). На обе стороны этого барабана натянута кожа, сужающаяся срединная часть дамару обвязана, и от неё отходят матерчатая ручка, а также две верёвки, на которых закреплены деревянные или костяные грузила, создающие барабанящий звук при соударении с кожаными мембранами инструмента. Тантрические дамару выполняли из двух черепных коробок, принадлежащих ранее мужчине и женщине. Две половинки дамару символизировали двойственность Сансары и её непостоянство, а одновременные удары по обеим сторонам барабана - объединение в недвойственности.

Двойная крестообразная ваджра, или вишва-ваджра (санскр. viśvavajra, тиб. sna tshogs rdo rje), образована скрещением двух ваджр. Вишва-ваджра является атрибутом Будды Амогхасиддхи и некоторых других божеств.

Дигуг, или резак (санскр. kartt ṛ kā, kārtika, тиб. gri gug), - это изогнутый нож, чьё лезвие похоже на полумесяц или имеет форму волны. Дигуг символизирует отсечение трёх корневых ядов. Дигуг часто изображается в паре с капалой.

Драгоценность, исполняющая задуманное, или чинтамани (санскр. cintāma ṇ i, тиб. yid bzhin nor bu), символизирует заслуги, благодаря которым мы можем исполнять задуманные желания. Другое тибетское название чинтамани - пылающая драгоценность (тиб. nor bu me "bar). Пламя, охватившее драгоценность, - свет заслуг. Чинтамани - главный атрибут Будды Ратнасамбхавы; также его держат Гухьясамаджа, Спаршаваджра, Ченрезиг Чакжипа и некоторые другие божества.

Драгоценный сосуд (санскр. nidhānakumbha, ratnakalaśa, тиб. gter bum, gter gyi bum pa) - сосуд, содержащий сокровища; является одним из восьми благоприятных символов. Он не имеет носика, выполнен в форме вазы, имеет крышку с драгоценностью, исполняющей задуманное. Во время некоторых тантрических ритуалов этот сосуд устанавливается в центре мандалы.

Дхармачакра, или Колесо Закона (санскр. dharmacakra, тиб. chos "khor). У этого колеса восемь спиц, они символизируют Благородный Восьмеричный Путь. Поворот Колеса Закона символизирует проповедь Истинного Закона. Говорится, что, проповедуя монахам Четыре Благородных Истины, Будда Шакьямуни повернул Колесо Закона двенадцать раз, то есть для каждой из четырёх Благородных Истин было сделано по три поворота Дхармачакры. Колесо Закона является одним из восьми благоприятных символов. Дхармачакра - главный атрибут Будды Вайрочаны.

Зеркало, или мелонг (санскр. adarśa, тиб. me long), - атрибут, символизирующий чистую мудрость Дхармы. Традиционно мелонг имеет круглую форму, выполнен из металла (это медь и, вероятно, ещё какие-то добавки), орнамент зеркала имеет центральную симметрию. Зеркало держит в руках, например, богиня Дордже Юдонма.

Знамя Победы (санскр. jayadhvaja; тиб. rgyal mtshan) - один из восьми благоприятных символов, символизирует победу Дхармы над неведением и смертью, а вместе с этим - это преодоление препятствий Мары.

Зонтик, или чаттра (санскр. chattra, atapatra, пали chatta, тиб. gdugs), - один из восьми благоприятных символов; символ защиты от препятствий, которую даруют нам бодхисаттвы и будды, пока мы идём по пути Просветления и Освобождения. Его держат такие богини, как Панчаракша, Ушнишасита, Белозонтичная Тара.

Канглинг, или ритуальная костяная труба (тиб. rkang gling), является тантрическим инструментом, который может использоваться во время ритуальной практики Чод. На изображениях такой инструмент держит, например, Падампа Сангье. В символике Тантры кость - символ непостоянства и скоротечности человеческой жизни.

Капала, или чаша из черепа (санскр. kapāla, тиб. thod pa), - один из самых распространённых атрибутов в буддийской иконографии. Обычно такие чаши изображаются в руках гневных божеств. Они наполнены кровью, либо плотью (санскр. ma ṃ sa kapāla): сердцем, глазами, ушами, языками демонов. В капале йидама Хеваджры изображают животных и божеств. Гневные проявления божеств в Тантре именуют херуками. Херука означает божество, пьющее кровь. Содержимое чаши символизирует наши привязанности, это символ цепляния за эго, самость, личное "я". Ликвидация этих привязанностей - это сострадание просветлённых, проявившихся в гневной форме. Значит, капала - это чаша, которая символизирует сострадание. В тантрических церемониях чаши из черепов наполнялись вином, символизирующим кровь, и подносились божествам. В буддийских храмах капалы обычно имеют бронзовую подставку и покрыты бронзой.

Книга (санскр. pustaka, тиб. po ti, pus ti, pu sta ka) первоначально изготавливалась из пальмовых листьев, которые обрезались в длинные и узкие листы. Эти листы зажимались между двумя деревянными дощечками соответствующего формата, которые обворачивали и связывали верёвкой. Как атрибут в буддийской иконографии, такая книга символизирует Учение Будды. Учение Будды ведёт существ к Совершенной Мудрости Освобождения. Считается, что изображаемая книга содержит Праджняпарамита-сутру - трактат о достижении Совершенной Мудрости. Например, книгу с Праджняпарамита-сутрой держат Бодхисаттва Манджушри, Бодхисаттва Авалокитешвара, богиня Праджняпарамита, царь Трисонг Децен.

Колокольчик (санскр. gha ṇṭ ā, тиб. dril bu) - аспект, символизирующий в Ваджраяне мудрость (санскр. prajñā). Рукоятку колокольчика венчает половина ваджры, поэтому его также называют ваджра-колокольчик. В Тантре колокольчик также символизирует женский аспект. Во время тантрических ритуальных практик ваджра-колокольчик используют совместно с ваджрой. Колокольчик держат в левой руке, а ваджру - в правой. Ваджра-колокольчик является атрибутом Будды Ваджрадхары, Ваджрасаттвы и некоторых других тантрических божеств.

Крюк, или анкуша (санскр. a ṅ kuśa). Анкуша состоит из небольшой деревянной рукоятки с острым металлическим крюком наверху. Иногда частью рукоятки является ваджра. Когда крюк выполнен с элементами ваджры, его также называют ваджра-анкуша. Анкуша - это крюк сострадания просветлённых существ. Анкуша является атрибутом многих тантрических божеств.

Кхатванга (санскр. kha ṭ vā ṅ ga, тиб. kha tvang ga) - ритуальный жезл, чья верхняя часть состоит из сосуда с нектаром бессмертия, стоящего на ваджре, двух голов и черепа, увенчанного ваджрой или трезубцем. Изначально кхатванга считалась волшебным оружием бога Шива, и её носили отшельники и йогины. В буддийской иконографии этот атрибут имеют Гуру Падмасамбхава, богиня Ваджраварахи и некоторые другие божества.

Лотос (санскр. и пали padma; тиб. pad ma) - символ святой любви и святого сострадания. Если лотос изображается белого цвета, тогда он символизирует нравственную чистоту, святость. Если лотос - розового цвета, это символизирует Будду или великого бодхисаттву. Розовый лотос является одним из восьми благоприятных символов.

Лук (санскр. и пали dhanu) является атрибутом таких божеств, как Маричи, Курукула, Ушнишавиджая. Стрелой и луком божества могут оказывать подчиняющее воздействие, принося боль марам и другим злобным существам. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой также символизируют взаимодополнение мудрости и метода.

Луна, или чандра (санскр. candra), вместе с солнцем (санскр. sūrya) является одним из неотъемлемых элементов многих тханок. В Ваджраяне луна и солнце символизирует взаимодополнение противоположностей, левый и правый канал из трёх главных каналов тонкого тела человека. Помимо этого луна является атрибутом некоторых божеств и святых. Полумесяц над головой является символом чандали. Заметим, что и Самвара, и Шива имеют полумесяцы в своих волосах, головной убор Гуру Падмасамбхавы также украшен полумесяцем и бинду.

Медные тарелки, или цимбалы (пали sammatā ḷ a), - музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических чаш, издающих при ударе друг о друга резкий звенящий звук; символизирует звук. Является атрибутом богини Шабда. Входит в набор из восьми предметов, устанавливаемых на алтарь в качестве подношений.

Меч (санскр. kha ḍ ga, тиб. ral gri) - символ мудрости различения и отсечения привязанностей. Меч мудрости - атрибут Бодхисаттвы Манджушри и некоторых других божеств.

Опахало из ячьего хвоста, или чамара (санскр. и пали cāmara, тиб. rnga yab), раньше являлось одним из атрибутов царской власти. Такие опахала украшались драгоценностями. В буддизме такое опахало стало одним из атрибутов бодхисаттв. С чамарой изображаются архаты-стхавиры Ангаджа, Ваджрипутра, Ванавасин.

Палица, или гада (санскр. и пали gadā), - древнее оружие, применявшееся в близком бою; в древности её делали из железа, кверху она расширялась конусом. Такая булава, выполненная из человеческой кости с черепом на вершине, - одна из принадлежностей Шридеви и Бхайравы.

Патра, или монашеская чаша для подаяний (санскр. pātra, пали patta, тиб. lhung bzed), - непременный атрибут монаха в Общине Будды Шакьямуни. С патрой часто изображается сам Будда Шакьямуни, Будда Амитабха, Бхайшаджьягуру, архаты Шарипутра, Маудгальяяна и многие другие монахи. Патра символизирует отречение от мирской жизни.

Пурба, или кила (санскр. kīla, тиб. phur ba), - ритуальный кинжал, главный атрибут Ваджракилаи, одного из главных йидамов Школы Ньингма. Пурба символизирует мудрость, обретаемую посредством однонаправленной концентрации. С пурбой изображают некоторых святых Ваджраяны, например, Нубчена Сангье, божество Ваджракумару (проявление Ваджракилаи), Ямантаку, Шридеви в четырёхрукой форме.

Раковина (санскр. ankha, тиб. dung) в древности являлась музыкальным духовым инструментом, поэтому естественно, что она символизирует звук. В буддистских ритуальных практиках она используется в качестве трубы или как сосуд для пожертвований. Белая раковина, у которой спираль закручена вправо, символизирует Слово Будды.

Свастика (санскр. svastika, тиб. bkra shis ldan) - один из шестидесяти пяти знаков Будды, как говорят, обнаруженный в отпечатке его стопы. На некоторых изображениях Будды она изображена на его груди. Также ей иногда украшали лотосовый трон. Известна правосторонняя свастика и левосторонняя свастика. Богиня Экаджати держит в руке трёхконечную свастику. В настоящее время на Западе и Востоке свастика является предметом дискуссий, поскольку этот знак был использован фашистской Германией в качестве своего символа, а позднее стал использоваться другими фашистскими группировками. Однако изначально санскритское слово "свастика" означает знак удачи, и оно является производным от слова "свасти" - успех, удача.

Символ знания и мудрости (тиб. rig gsum dgon po) - атрибут божеств и святых. Тибетское словосочетание rig-gsum-dgon-po означает "Три Просветлённых Покровителя", и символизирует Авалокитешвару, Ваджрапани и Манджушри. Основанием этого символа является лотос, который символизирует чистоту. Книга символизирует Учение Будды, а ваджрный меч - мудрость различения, отсекающую тьму невежества. На изображениях символ знания и мудрости держит, к примеру, тибетский царь Трисонг Децен.

Сосуд с нектаром бессмертия (санскр. am ṛ takalaśa, тиб. tshe bum) - это драгоценный сосуд, содержащий амриту, или нектар бессмертия. Форма сосуда может быть округлой, или овальной, или остроконечной. Сосуд с нектаром бессмертия - атрибут Будды Амитаюса, Падмасамбхавы, Мандаравы, Ушнишавиджаи и некоторых других божеств.

Стрела (санскр. bā ṇ a, ṣ ara, тиб. mda") в иконографии является символом осознавания и сосредоточения внимания. Этот атрибут есть у Курукуллы, Маричи, Ушнишавиджаи и некоторых других божеств. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой символизируют взаимодополнение мудрости и метода. На изображениях дакини Мандаравы, ученицы Падмасамбхавы, та держит в руках стрелу с шёлковыми лентами пяти цветов, дадар (тиб. mda" dar). Дадар - символ жизненной силы, символ сосредоточения на энергии жизненных элементов. Каждая из пяти его лент имеет свой цвет, цвета символизируют чистую энергию пяти жизненных элементов. Такая стрела с лентами используется в тантрической практике для увеличения продолжительности жизни и устранения препятствий для жизни.

Cтупа, или чайтья (санскр. stūpa, caitya, тиб. mchod rten), является священным местом для поклонения. В ступах содержат реликвии великих святых. Обычно ступу делают либо с квадратным, либо с круглым основанием, и она состоит из пяти частей, это: основание, лестница (ступени), купол, шпиль, навершие. По четырём сторонам ступы часто размещают изображения четырёх дхьяни-будд: Акшобхью, Ратнасамбхаву, Амитабху, Амогхасиддхи. Место Будды Вайрочаны находится в центре ступы, он обращён лицом на восток, также как и Будда Акшобхья. На изображениях ступу держит в руке, например, Правитель Вирупакша.

Торма, или жертвенный хлеб (санскр. balin, тиб. gtor ma), изготавливается из теста, масла, сахара, имеет разнообразные формы и цвет, является атрибутом ряда божеств.

Трезубец (санскр. triśūla, тиб. rtse gsum pa, rtse gsum, mdung rtse gsum). Существуют различные толкования о символическом значении трезубца. Известно, что один из эпитетов Шивы - "Держащий в руке трезубец" (санскр. triśūlahasta, triśūlavarapā ṇ in). В регионе Гималаев и за его пределами бог Шива издревле почитался, как божественный покровитель йогинов. Вероятно, с йогической точки зрения, значение трезубца - символ трёх главных каналов в тонком теле человека. В буддизме имеются и другие трактовки: один из символов Трёх Драгоценностей - Будды, Дхармы и Сангхи; символ Просветления; знак Будды.

Чётки (санскр. ak ṣ amālā, mālā) являются символом непрерывности и цикличности. Чётки представляют собой замкнутую нить с нанизанными бусинами. В буддийских чётках один круг традиционно насчитывает 108 бусин. На изображениях чётки держат в руках Авалокитешвара, Праджняпарамита и некоторые другие божества.

www.probud.narod.ru

Буддизм давно уже привлекает Запад.

В буддизме существует немало важных символов, которые имеют огромное значение для последователей этого течения.

Самыми важными являются восемь благоприятных, или благих символов. Рассмотрим эти символы буддизма и их значение более детально. Для последователей учения Будды это помощники в делах и защитники от неприятностей.

Благоприятные символы: зонт и золотые рыбки

Благой зонт – первый из восьми благоприятных символов буддизма. Он символизирует защиту человека от омрачений ума. Кроме того, он оберегает живых существ от различных препятствий, страданий, болезней и невзгод. Зонт является символом благородного происхождения и богатства. Издавна считалось, что чем больше зонтов несет окружение человека, тем выше его статус.

Зонт – это знак уважения, славы, преклонения. Классический зонт в буддизме имеет длинную рукоятку белого или красного цвета, выполненную из сандала, или ось, которая сверху украшена лотосом золотого цвета, вазой и наконечником, выполненным из драгоценного материала. Купол зонта выполнен из натурального шелка белого или желтого цвета, а по краям отделан шелковой бахромой. Иногда зонт украшают перьями павлина, драгоценными камнями.

Купол зонта – символ мудрости, а оборки и бахрома, свисающие с него, означают различные проявления сострадания по отношению к другим существам. Играет значение и цвет зонта: желтый и белый цвета означают духовное владычество; зонт, выполненный из павлиньих перьев, означает мирскую власть; белый – способность Будды защищать от страхов и заблуждений всех живых существ.

Рыба является знаком благополучия озер и рек, полноценных богатств. В духовном плане рыбки являются символом достижения духовного просветления. Они защищают живых существ от страданий.

Кроме того, рыбки в буддизме – это символ безграничного счастья, свободы и спонтанности. Буддисты верят, что благоприятный символ помогает достичь изобилия, богатства и плодородия, ведь рыбы быстро и легко размножаются.

Рыбки часто изображаются в паре, поскольку особи противоположного пола действительно нередко плавают именно в паре. Поэтому неудивительно, что они являются еще и символом единства супругов, их верности друг другу.

Обычно изображают два золотых карпа: эта рыба считается на востоке священной. Такое признание они получили благодаря своей красоте, грациозности и долголетию, поэтому нередко приравниваются к божествам.

Благие символы: драгоценная ваза и цветок лотоса

Драгоценная ваза – символ реализаций, благих намерений, исполнения желаний. Она олицетворяет процветание и долголетие. Поэтому ее еще называют вазой изобилия. Драгоценная ваза обладает удивительным свойством: сколько драгоценностей из нее ни возьми, она все равно останется полной. Обычно используется в буддийских ритуалах.

Выглядит ваза изобилия как сосуд, богато украшенный золотом, драгоценными камнями и рисунком из лепестков лотоса, которые обвивают всю поверхность вазы. Верхний край драгоценного сосуда инкрустирован либо одной драгоценностью, которая исполняет любые желания, либо группой, которая состоит из 3 драгоценностей, которые символизируют Будду, Дхарму и Сангхи.

Горлышко вазы обвязано шелковым шарфом, принадлежащим миру богов, а отверстие горлышка запечатано деревом, исполняющим любые желания. По преданию, корни дерева желаний являются источником воды долголетия и всех видов богатства. Кроме изобилия драгоценная ваза символизирует и умиротворение, поэтому ее нередко закапывают в землю на территории буддийских монастырей и храмов.

Цветок лотоса вырос в болоте, но был чист и незапятнан. Поэтому он является в первую очередь символом чистоты. Также он означает независимость от Сансары, хотя и пребывает в цикле, как и все живые существа.

Лотос символизирует учение Будды: если усердно практиковать его, то человек со временем избавится от любого рода омрачений и привязанностей, станет чист.

Лотос – символ совершества, священного происхождения, чистоты тела, духа, ума и речи. Он олицетворяет врожденное совершенство и проявление самых благородных качеств.

Так, адепты буддизма нередко изображаются стоящими или сидящими на цветке лотоса, тем самым изображается их причастность к священному происхождению и независимости от всех несовершенств круга Сансары. Лотос бывает различного цвета: белого, желтого, красного, розового, голубого, черного, золотого.

Символ буддизма белая раковина

Завиток раковины всегда повернут в правую сторону. Это очень редкий вид раковины. Обычно завитки раковины повернуты влево. В буддизме считается, что моллюск проживает 5 непрерывных рождений обычным существом, прежде чем обретает эту белую раковину. Раковина символизирует великий глас Дхармы.

Кроме того, она символизирует распространение светлого учения Будды и избавления от неведения и невежества. Как звук раковины распространяется во всех направлениях, не зная препятствий, так и учение Будды не ведает ограничений. Белая раковина означает и превосходство буддизма над другими учениями.

Белая раковина – очень известный атрибут индийских богов, у каждого из них была могучая раковина, при помощи которой они провозглашали о своей победе в войне. Они были призваны отгонять злых духов и врагов, устрашая и наводя на них ужас. Поэтому еще один символ раковины – победа над врагом.

Обычно раковину кладут вертикально, а через нижний край ее пропускают ленту. Если раковину кладут горизонтально, то в нее наливают эфирные масла. Если используют раковину в качестве атрибута, то ее держат в левой руке, которая считается рукой мудрости.

Символы буддизма бесконечный узел и знамя победы

Бесконечный узел не имеет конца. Он символизирует полное обретение 5 видов изначальной мудрости и достоинств. Он означает взаимосвязь всех живых существ и явлений во Вселенной.

Узел имеет различную интерпретацию:

  • завиток треугольной или обычной формы;
  • бриллиант, замыкающийся с противоположных углов;
  • завиток счастья, который напоминает по форме свастику. Он изображен на груди у Кришны;
  • свастика на груди у Будды, которая является символом его просветленного ума;
  • отметины на капюшоне кобры. В этих отметинах тоже усматривают символ узла.

В буддизме бесконечный узел в первую очередь означает бесконечное сострадание и наивысшую мудрость. Он считается символом непрерывности всех 12 ступеней происхождения, которые являются основой циклического существования всего живого.


Это символ победы над препятствиями, врагами, приверженцами ложных взглядов, Марой и демонами. В глобальном смысле это победа над невежеством и смертью, надо всем пагубным и ложным в мире.

Истоки стяга победы происходят со времен военного искусства Древней Индии, когда он представлял собой обычное боевое знамя, на котором была изображена эмблема воина или короля. Буддийский стяг олицетворяет победу Будды над Марой, агрессией и злобой.

Знамя выполнено в виде стяга цилиндрической формы, расположенного на длинном деревянном столбе. Верхушка его выполнена в форме белого зонтика небольшой формы, а на самом верху находится драгоценность, исполняющая все желания. Купол зонта украшен золотой крестовиной, с которой свисают шарфы желтого и белого цветов, подвески из драгоценных камней и ленты.

Есть легенда, гласящая о том, что когда Божественный Мудрец из рода Шакья достиг Совершенного Пробуждения, ему были преподнесены восемь благоприятных символов (санскр. aṣṭamaṅgala;тиб. bkra shis rtags brgyad): золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, бесконечный узел и зонт. Эти символы популярны в Тибете и в странах, куда буддизм распространился по северной ветви.

Две золотых рыбки – это символ преодоления Океана Сансары и достижения Нирваны. Достижение Нирваны в буддийских сутрах сравнивается с достижением Того Берега. Что значит "тот берег"? Здесь есть этот берег. "Этот берег" означает грубый мир, Мир Страстей. Также можно сказать, что это мир шести путей. Далее, наше подсознание имеет тесную связь с Миром Форм и непосредственное отношение к нашему перерождению, и его называют океаном перерождений. Того, кто отплыл в этот океан, вновь и вновь сносит в Мир Страстей, – так снова и снова происходит повторение процесса перерождений. Где же находится Тот Берег? Это Мир Без Форм. Если у нас много мирских желаний, при попытке достичь Того Берега они станут непреодолимым препятствием, подобно бушующим волнам в океане. А для святого, вошедшего в этот океан перерождений, не возникнет препятствий, поскольку он одержал победу над собственными мирскими желаниями. Поэтому золотые рыбки– это также символ победы над мирскими желаниями: рыбы не боятся океана и плывут, куда хотят. Золотой цвет символизирует заслуги, обретенные в процессе духовной практики.

Драгоценный сосуд – это символ долгой жизни и здоровья. Также его считают символом богатства и благосостояния. "Кумбха" на санскрите означает горшок для воды, кувшин, поэтому у драгоценного сосуда соответствующая форма. Крышку сосуда венчает большая драгоценность, это означает, что перед нами драгоценный сосуд. Драгоценность, венчающая крышку сосуда, – это драгоценность, исполняющая задуманное (санскр. чинтамани). По поводу содержимого сосуда есть две интерпретации. Первая – внутри нектар бессмертия. Согласно другой интерпретации, драгоценный сосуд – это сосуд, наполненный драгоценностями. Что олицетворяют такие драгоценности? Это благое воздаяние за те добродетельные поступки, которые мы совершаем. Если мы накапливаем хорошую карму, мы обязательно пожнём плоды счастья. И ещё о значении чинтамани. Драгоценность, исполняющая задуманное, является атрибутом Будды Ратнасамбхавы и семейства Ратна. В Мир Ратнасамбхавы попадают существа, накопившие заслуги с помощью сильной воли. Значит, параллельно с добродетельными действиями, нам следует укрепляться в терпении, стойко перенося возвращение плохой кармы за наши неблагие деяния, совершённые в прошлом. Драгоценность, исполняющая задуманное, – это символ великих заслуг, обретённых в результате правильной духовной практики, символ заслуг, позволяющих осуществить задуманное.

Цветок лотоса – символ святой любви и святого сострадания. А святая любовь и сострадание, входящие в четыре неизмеримости, указывают на душу бодхисаттвы. Если лотос – белого цвета, тогда он также символизирует духовную чистоту, святость. Розовый лотос символизирует Спасителя, а значит и самого Будду.

Золотое колесо с восьмью спицами символизирует Дхарму, Слово Будды. Восемь спиц этого колеса символизируют Благородный Восьмеричный Путь. Поворот Колеса Дхармы в буддизме ассоциируется с открытием и изложением истинного Закона.

Знамя Победы символизирует победу Дхармы над неведением, а вместе с этим – преодоление препятствий Мары.

Бесконечный узел имеет несколько интерпретаций. Одни интерпретируют его, как представление бесконечного круговорота бытия, другие – как символ вечности, третьи – как знак неисчерпаемости знаний Будды. Это – и символ взаимозависимости всех явлений во Вселенной. Это – и сложная взаимосвязь между мудростью и состраданием в процессе достижения состояния Будды.

Драгоценный зонт – символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ от болезней, пагубных сил, препятствий, а также страданий трех низших и трех высших миров.

Буддизм возник в IV-VI вв. до н.э., когда Сиддхартха Гаутама (Будда) начал распространять в Индии ученье о возрождении, страдании и нирване. Будда не любил использовать свой собственный образ, потому для обозначения основных положений учения применял различные символы. Так, в буддизме существует 8 символом благоприятного предзнаменования, которые Будда получил после того, как достиг божественного просветления. К ним относятся: купол (зонт), 2 золотые рыбки, раковина, знамя победы, колесо дхармы, ваза и бесконечный узел.

8 символов благоприятного предзнаменования

В повседневной жизни зонт оберегает людей от таких погодных явлений, как дождь или солнечный свет. В буддизме зонт (купол) - символ защиты от страданий и помыслов, приносящих вред. Помимо этого, знак ассоциируется с прохладной тенью, которую дарует человеку.

Лотос - цветок, который упоминается в буддистском ученье в качестве демонстрации истинной природы человека. Корни этого растения уходят в тину, но он все-таки распускает свои прекрасные цветки над мутью воды. Словно лотос, человек проходит через страдания и мучения к красоте, чистоте и духовному просветлению. В буддизме имеет большое значение цвет лотоса: белый - символ чистоты помыслов и духа, розовый - символ Будды, красный - символ любви и великого страдания, синий - символ просветления и мудрости, фиолетовый - символ мистицизма и потусторонних сил.

Две золотые рыбки первоначально ассоциировались у буддистов с реками Яман и Ганг. В дальнейшем произошло переосмысление этого символа, который стал обозначать богатство, успех и удачу. Словно рыба в воде, человек может бесстрашно плавать в океане страданий.

Раковина - это традиционный символ войны, а также знак спасения человеческой души от невежества. Белая раковина, спирально закрученная в правую сторону, означает радостный глас учения дхармы о пробуждении учеников.

Победу Будды над злым демоном Мара, связанным с похотью, гордыней и гневом, означает . Этот знак призван служить людям напоминанием о том, что они должны бороться со своими пороками (гневом, похотью и т.д.), поскольку только этот путь приведет их к душевному просветлению.

Колесо дхармы (чакра дхармы, дхамма чакка) обозначает самого Великого учителя - Будду, а также является символом всего учения буддизма. Оно имеет 8 спиц, что напоминает о 8 этапах пути Будды и 8 благих символах.

Ваза - это буддистский символ неисчерпаемого богатства, долголетия и других благоприятных явлений, которые сопровождают просветленного человека в его жизни. Кроме того, ваза означает сосуд, который можно наполнить чем угодно.

Бесконечный узел представляет собой переплетенные линии, завязанные в узел. Он должен напоминать верующим о том, что все в этом мире взаимосвязано между собой. Помимо этого, знак символизирует единение страдания и мудрости, религии и светской жизни человека.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»