Евангелие от марка 3 глава толкование. Толкование нового завета феофилактом болгарским. Введение к евангелию от марка

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
2. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
3. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
4. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
5. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
6. Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.
7. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,
8. Иерусалима, Идумеи и из‐за Иордана . И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.
9. И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.
10. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.
11. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.
12. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.
13. Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
14. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
15. и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
16. Поставил Симона, нарекши ему имя Петр,
17. Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,
18. Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
19. и Иуду Искариотского, который и предал Его.
20. Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
21. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
22. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24. Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25. и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26. и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
28. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29. но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.
31. И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
32. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
33. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34. И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35. ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Евангелие от Марка, 3 глава. Библия от IMBF - новый перевод Нового и Ветхого Заветов Международного служения «Благословение Отца» Опубликовано на веб-портале

От Марка, 3 глава

Печаль Господа о жестокосердии фарисеев.

Мр.3:1 И вошёл Он опять в синагогу. И был там человек, имевший высохшую руку;

Мр.3:2 и наблюдали за Ним, если исцелит его в субботу, чтобы обвинить Его.

Мр.3:3 И говорит Господь человеку, имеющему сухую руку: «Стань в середину.»

Мр.3:4 И говорит им: «Позволяется ли по субботам добро делать или делать зло; душу спасти или убить?» Они же молчали.

Мр.3:5 И, оглядев их с гневом, печалясь об окаменении сердец их, говорит человеку: «Вытяни руку!» И вытянул, и была восстановлена рука его.

Мр.3:6 И тотчас выйдя фарисеи с иродианами, приняли решение против Него, чтобы погубить Его.

Исцеление множества народа.

Мр.3:7 А Иисус с учениками Своими удалился к морю; и великое множество народа последовало за Ним из Галилеи и из Иудеи;

Мр.3:8 и из Иерусалима и из Идумеи; и из-за Иордана и окрестностей Тира и Сидона услышав, сколько Он делал, пришли к Нему.

Мр.3:9 И Он сказал ученикам Своим, чтобы приготовили лодку Ему из-за множество народа, чтобы не теснили Его;

Мр.3:10 потому что многих исцелял, так что имеющие болезни бросались к Нему, чтобы Его коснуться.

Мр.3:11 И духи нечистые, когда Его видели, падали перед Ним и кричали, говоря: «Ты - Сын Божий!»

Мр.3:12 И много Он запрещал им, чтобы они не делали Его известным.

Господь избирает апостолов.

Мр.3:13 И взошел на гору и подозвал тех , которых Сам желал, и они пришли к Нему.

Мр.3:14 И Он выбрал двенадцать, которых и апостолами назвал, чтобы они были с Ним и чтобы посылать их проповедовать.

Мр.3:15 И дал им власть изгонять демонов.

Мр.3:16 И Он выбрал двенадцать, и прибавил Симону имя Петра,

Мр.3:17 и Иакова, сына Зеведеева, и Иоанна, брата Иакова, и дал им имена Воанэргэс, что значит сыновья громовы;

Мр.3:18 и Андрея, и Филиппа, и Варфоломея, и Матфея, и Фому, и Иакова, сына Алфеева, и Фаддея, и Симона Кананея,

Мр.3:19 и Иуду Искариота, который и предал Его.

Мр.3:20 И приходит в дом; и сходится опять народ, так что невозможно им было и хлеба съесть.

Мр.3:21 И, услышав, которые от Него, вышли схватить Его, ибо говорили, что Он сошёл с ума.

Власть Господа над нечистыми духами.

Мр.3:22 И книжники пришедшие из Иерусалима, говорили, что Веельзевула имеет, и что как начальник демонов изгоняет демонов.

Мр.3:23 И, подозвав их, в притчах говорил им: «Как может сатана сатану изгонять?

Мр.3:24 И если царство само в себе разделится, тогда не сможет устоять царство то;

Мр.3:25 и если дом сам в себе разделится, не сможет дом тот устоять.

Мр.3:26 И если сатана восстал на самого себя и разделился, не сможет устоять, но пришел ему конец.

Мр.3:27 Но не может никто войти в дом сильного и разграбить вещи его, если сначала не свяжет сильного, и тогда дом его разграбит.

Объяснение о непрощении греха против Духа Святого.

Мр.3:28 Истинно говорю вам, что все грехи и злословия будут прощены сыновьям людским, какими бы не злословили.

Мр.3:29 Но кто будет злословить на Духа Святого, не имеет прощения во век, но повинен вечному греху.»

Мр.3:30 Потому что говорили: «Духа нечистого имеет.»

О ближних Иисуса.

Мр.3:31 И приходит матерь Его и братья Его и, стоя извне, послали к Нему позвать Его.

Мр.3:32 И сидел вокруг Него народ, и говорят Ему: «Вот матерь Твоя и братья Твои, и сёстры Твои извне ищут Тебя.»

Мр.3:33 И, отвечая им, говорит: «Кто матерь Моя и братья Мои?»

Мр.3:34 И, оглядев вокруг и около Него сидящих, говорит: «Вот матерь Моя и братья Мои!

Мр.3:35 Ибо кто исполняет волю Бога, тот Мой брат и сестра и матерь.»

Чтобы убедиться, что вы просматриваете актуальную версию перевода, а не сохраненную в кэше браузера, просто нажмите на клавиатуре одновременно две клавиши Ctrl+F5 или нажмите на верхней панели вашего браузера кнопку «Обновить эту страницу».

1–6. Исцеление сухорукого в субботу. – 7–12. Общее изображение деятельности Иисуса Христа. – 13–19. Избрание 12-ти учеников. – 20–30. Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны. – 31–35. Истинные родственники Иисуса Христа».

Мк.3:1. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

(Об исцелении сухорукого см. комментарии к .)

Евангелист Марк отмечает, что больной имел руку иссохшую, а не сухую (). Он, следовательно, не родился с такой рукой, а она усохла, вероятно, от какой-нибудь раны.

Мк.3:2. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

По свидетельству Марка, фарисеи – конечно, о них здесь идет речь – наблюдали с особенным вниманием (παρετήρουν ), не исцелит ли (θεραπεύσει ) его Христос в субботу. Конечно, они после такого исцеления намеревались обвинить Христа в нарушении закона о субботнем покое.

Мк.3:3. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

«Стань на средину» – точнее: «Поднимись в средину!». Господь находился в средине народа – Его окружали, главным образом, фарисеи (ср. стих 5: воззрев или, точнее, оглядев сидевших около Него кругом). Господь таким образом переходит к открытому нападению на Своих врагов, требуя, чтобы они ясно высказали свои мысли о Нем.

Мк.3:4. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

«Добро делать» – делать вообще добрые похвальные дела (ἀγαθόν ποιῆσαι ). В чем состоит «доброе дело», которое имел здесь в виду Иисус, Он сейчас же разъясняет. Если не помочь несчастному, когда можно, это значит предоставить его в жертву верной смерти. Очевидно, что сухорукий имел серьезную опасную болезнь, так называемую атрофию мускулов, которая должна была идти прогрессивно, и Господь не только исцелил ему одну руку, но уничтожил и саму болезнь в её корне. На вопрос Христа фарисеи ничего не могли ответить: согласиться с Христом они не хотели, а противоречить высказываемому Им в этом вопросе взгляду они не находили основания, так как шестая заповедь прямо говорила: «не убий».

Мк.3:5. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

Оглядев своих врагов и не видя ни с чьей стороны попытки прямо ответить на поставленный вопрос, Господь при этом бросил на них гневный взгляд как на лицемеров, скорбя об их ожесточении или упорстве (см. ; ).

Мк.3:6. Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

(Об иродианах см. комментарии к ).

Мк.3:7. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,

Изображение деятельности Христа в это время занимает у Марка пять стихов, а у Матфея – один (). Господь удаляется к морю не из боязни перед своими врагами, фарисеями и иродианами (враги Христа, конечно, ничего не посмели предпринять против Него, так как за Ним устремилась огромная толпа народу), а просто потому, что Он видел, как бесполезно далее было бы продолжать беседу с фарисеями.

Мк.3:8. Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

Евангелист Марк насчитывает семь областей или мест, откуда пришли ко Христу люди. Это число, очевидно, здесь имеет символическое значение. Оно означает полноту стран или областей Палестины. Даже отдаленные Идумея и Финикия прислали своих представителей ко Христу. Но если о галилеянах и жителях Иудеи сказано, что они «последовали» за Христом (стих 7), то об иерусалимлянах и далее упоминаемых обитателях Палестины евангелист говорит только, что они «пришли» и, может быть, только смотрели на то, что будет совершать Христос.

Мк.3:9. И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

Мк.3:10. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

Здесь, очевидно, имеются в виду известные уже () четыре ученика. Народ теснился ко Христу главным образом, конечно, для того, чтобы получить от Него исцеление, – это можно сказать о тех галилеянах и иудеях, которые «последовали» за Христом. Другие же просто хотели своими глазами убедиться в том, что Христос действительно исцеляет больных.

Мк.3:11. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

Мк.3:12. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

«Нечистые духи», т.е. люди, в которых были нечистые духи. Сын Божий – выражение более важное (см. ), чем Святый Божий (). Но отдавали ли те люди себе отчет в истинном смысле этого наименования – не видно. Господь не отвергал этого наименования, но запрещал только бесноватым его выкрикивать (см. комментарии к ). Как было странно, что Христа, великого Чудотворца, представители иудейства преследовали и только бесы величали!

Мк.3:13. Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

(О призвании 12-ти апостолов ср. ).

"На гору" . Берег моря был, так сказать, местом постоянных народных собраний. Напротив, в горах, которые находятся к северу от Тивериадского моря, можно было найти место довольно уединенное. Господь и отправляется туда, чтобы удалиться от толпы. Ученики призываются следовать за Ним – именно только те, на кого в этом случае пал выбор Христа, а не все. Евангелист Марк даже не называет приглашенных Христом «учениками», очень возможно, что в числе уже ранее призванных Христом учеников были и совершенно новые лица.

«И пришли к Нему» (ἀπῆλθον ), т.е., пойдя за Ним, они оставили вместе с тем и свои прежние занятия».

Мк.3:14. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь ,

«И поставил» – ἐποίησεν . в таком смысле глагол ποιέω употреблен в – т.е. избрал двенадцать (без дополнения Апостолов, которое есть в ).

«Чтобы с Ним были» . Это первая цель избрания: апостолы должны быть постоянно со Христом, чтобы подготовляться к своему служению.

«И чтобы посылать их:» Это вторая цель призвания апостолов. Под «проповедью» евангелист Марк здесь, конечно, подразумевает возвещение о наступлении Царства Божия, что служило предметом проповеди и Самого Христа.

Мк.3:15. и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;

«И исцелять от болезней» . Этого выражения не имеется в Синайском и Ватиканском кодексах, почему Тишендорф и другие новейшие критики опускают его. Но оно есть в сирийских, александрийском и западных, латинских, кодексах (ср. ).

Мк.3:16. поставил Симона, нарекши ему имя Петр,

Согласно с древнейшими кодексами Тишендорф, начинает этот стих так: «и поставил двенадцать» (καὶ ἐποίησεν τοὺς δώδεκα ).

«Поставил Симона, нарекши ему имя Петр» . Правильнее по Тишендорфу: «и нарек имя Симону Петр». Такое прибавление к имени Симона сделано было еще при первом его призвании к последованию за Христом (см. ). Евангелист Марк, однако, нашел нужным только здесь упомянуть об этом, подобно тому как Матфей нашел нужным сказать о том же при описании другого позднейшего события (ср. ). Петр – не имя собственное, а прозвище – «скала», так что апостол носил вместе то и другое имя.

Мк.3:17. Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,

Ни евангелист Матфей, ни Лука не отделяют Андрея от его брата Симона, вероятно, имея при этом в виду, что оба брата были призваны к последованию за Христом в одно время. Но Марк на втором и третьем месте ставит сынов Зеведеевых, очевидно, в силу их признанного значения в кругу апостолов (Петра как «уста апостолов», всегда выступавшего от лица всех апостолов, Марк ставит, подобно евангелисту Матфею, на первом месте).

«Воанергес, то есть «сыны громовы"" . Слово «Воанергес» происходит, очевидно, из двух слов: «воан» – арамейское слово, соответствующее еврейскому «бней» (от «баним») – «сыновья», и глагола «рагаш». Последний глагол в библейском еврейском языке не имеет значения «греметь», но мог иметь такое значение в простонародном еврейском языке во времена Христа. По крайней мере, в арабском языке есть глагол, близкий к этому, именно «раджаса», означающий «греметь грому». Почему так называл Господь Иакова и Иоанна – евангелист Марк не говорит, так что приходится в этом случае обращаться за разъяснением к Евангелию Луки. У последнего сообщается об одном случае, когда оба брата выказали очень большую стремительность и гневную вспыльчивость, которые и могли послужить поводом к тому, чтобы дать им такое прозвище – «сыны грома» (). Некоторые толкователи видели в этом прозвании намек на то могущественное впечатление, какое оказывали на слушателей своей проповедью оба брата (Евфимий Зигабен). Ориген называл Иоанна Богослова «мысленным громом».

Мк.3:18. Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита

Мк.3:19. и Иуду Искариотского,который и предал Его.

Объяснение имен апостолов см. в комментариях к . Выделив двенадцать, Христос этим самым положил основание Церкви как общества видимого и имеющего свою иерархию.

Мк.3:20. Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.

Мк.3:21. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.

Один евангелист Марк упоминает о скоплении масс народа у дома, где находился Христос в Капернауме, и об отправлении родных Христа в Капернаум для того, чтобы взять Христа. С другой стороны, он пропускает историю исцеления бесноватого, которая в Евангелиях Матфея и Луки служит вступлением к описанию нападок фарисеев на Христа: у него уже о такого рода чудесах, совершенных Христом, говорилось ранее. Очевидно, евангелист Марк, только что изобразивший избрание 12-ти, которые составили около Христа самый тесный круг, как бы ячейку Новозаветной Церкви, спешит показать читателям, как отнеслись к этому новому шагу Христа, во-первых, народ, во-вторых, родные Христа и, в-третьих, Его враги – фарисеи, а потом показывает, как Христос отнесся к фарисеям и Своим родным.

«Приходят в дом» . 3десь евангелист Марк не употребляет своего любимого выражения «тотчас» (εὐθύς ) и, таким образом, дает возможность предположить, что вслед за избранием 12-ти был некоторый промежуток времени, на который и можно отнести Нагорную беседу, имеющуюся у евангелиста Луки тотчас после истории избрания 12-ти (Лк. 6и сл.).

"Опять" (ср. ).

«Так что им невозможно было и хлеба есть» , т.е. устроить трапезу. Народ, очевидно, наполнял и двор, где обыкновенно устраивали трапезы для гостей:

«Ближние Его» . Это выражение толкователи понимают по-разному.

По мнению Шанца и Кнабенбаура, здесь под «ближними» (οἱ παρ´ αὐτοῦ ) понимаются сторонники Христа в Капернауме. Основания для такого утверждения эти ученые находят

а) в том, что в книге Маккавейской это выражение означает именно сторонников (, 11и др.),

б) родственники Христа жили в Назарете и не могли так скоро узнать, что делается в Капернауме,

в) когда приходят Мать и братья Христа, Марк называет их иначе (стих 31).

Но против этих доказательств говорит следующее:

а) выражение «ближние» может означать и родных (Притч. 31:21 , где еврейское слово, переведенное порусски словом «семья ее», в греческой Библии обозначено выражением οἱ παρ´ αὐτῆς );

б) то, о чем говорится в 20-м стихе, могло продолжаться немалое время, так что и родные Христа могли узнать о происходящем;

в) Марк имеет в виду в стихах 21 и 31 одних и тех же лиц, но обозначает их точнее уже по их прибытии. Поэтому большинство толкователей видят в «ближних» родных Христа . (Об этих родственниках Христа евангелист пока прерывает речь, давая им, так сказать, время прибыть в Капернаум, а пока изображает столкновение с книжниками).

«Ибо говорили» . Кто говорили? Вейс видит здесь безличное выражение: «говорили вообще в народе, говорили здесь и там: и эти разговоры дошли до родных Иисуса, которые из любви к Нему пошли Его взять и увести домой». Но естественнее всего видеть здесь указание на то впечатление, какое произвели на родственников Христа рассказы пришедших в Назарет из Капернаума людей о том положении, в каком находился в то время в Капернауме Христос. Они, вероятно, стали рассуждать между собою, что им предпринять по отношению ко Христу.

«Что Он вышел из Себя» (ὅτι ἐξέστη ), т.е. находится в таком возбужденном состоянии, что Его можно назвать «человек не в себе». Такой человек обыкновенно пренебрегает обычными правилами жизни, будучи всецело увлечен поглощающей его идеей. Но это не безумец, как не считал себя, конечно, безумцем и апостол Павел, когда говорил: «если выходим из себя, то для Бога» (εἴτε γὰρ ἐξέστημεν , (). Родные не считали Христа безумным, но думали только, что Ему нужно отдохнуть от страшного душевного напряжения, в котором Он тогда находился и в котором даже забывал о необходимости подкреплять Свои силы пищей. И Сам Христос далее не обличает Своих родных за то, что они хотели увести Его, и вовсе не считает нужным доказывать, что находится в добром здравии, Он только отклоняет их претензии заботиться о Нем».

Мк.3:22. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.

Согласно евангелисту Матфею, фарисеи обличали Христа в общении с Веельзевулом и обличали пред народом, а не прямо высказывали это Христу (). Согласно евангелисту Марку, с такими изветами выступают книжники, прибывшие из Иерусалима, очевидно, в качестве шпионов от синедриона, которые должны были наблюдать за всеми поступками Христа и указывать народу, в чем Христос нарушает общепринятые правила поведения.

«Веельзевул» (см. комментарии к ).

Книжники выставляют два положения: а) в Христе веельзевул, т.е. Христос одержим бесом и б) Христос изгоняет бесов силою владыки бесов».

Мк.3:23. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?

Мк.3:24. Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;

Мк.3:25. и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;

Мк.3:26. и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.

Мк.3:27. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.

Мк.3:28. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;

Мк.3:29. но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

Мк.3:30. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

Евангелист Марк не говорит, как Матфей, что Христос проник в мысли Своих противников: по его представлению, книжники высказывали свои обвинения открыто. Но он один отмечает, что Господь отозвал книжников в сторону от толпы и говорил им притчами, т.е. сравнениями (до 30-го стиха). См. комментарии к .

«Но подлежит он вечному осуждению» (стих 29). По Тишендорфу: «вечному греху будет повинен» (ἁμαρτήματος, ῥ не κρίσεως , как в нашем Textus Receptus). Это значит, что виновный навсегда привязан ко греху, не может от него отстать (такое же значение имеет и предшествующее выражение: «тому не будет прощения вовек»). Отсюда еще нельзя выводить прямого заключения о том, что будет в загробной жизни. С ясностью только сказано, что на человеке будет тяготеть всегда – не будет такого периода, когда бы он почувствовал себе облегчение: Но и наше чтение в Textus Receptus имеет немало оснований (см. Тишендорф, с. 245). Если принять его, то здесь речь идет, несомненно, о вечном осуждении грешника.

Мк.3:31. И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

Мк.3:32. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

Мк.3:33. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

Мк.3:34. И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

Мк.3:35. ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

О родственниках Христа см. .

Евангелист Марк ставит этот рассказ на надлежащем месте, у него является вполне понятным и то, по каким мотивам родственники искали Христа (согласно Матфею и Луке, они просто хотели Его видеть или говорить с Ним) – они хотят отвратить Его от проповеднической деятельности, и то, что говорит по этому поводу Христос.

«Около него сидел народ» . Из того, как Христос говорит далее (стих 34) о народе, некоторые толкователи справедливо заключают, что книжники к этому времени уже покинули дом, где был Христос.

. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

По случаю обвинения иудеями учеников за то, что они в субботу срывали колосья, Господь и примером Давида уже заградил уста обвинителям, а чтоб и теперь еще более вразумить их, Он чудодействует, чрез это Он выражает следующее: вот как неповинны в грехе ученики Мои: Я и Сам делаю в день субботний, являя сие чудо. Ежели чудодействовать есть грех, то вообще и делать необходимое в субботу есть грех; но совершить чудо для спасения человека есть дело Божие, следовательно, не нарушает закона и тот, кто делает в субботу что-либо не худое. Поэтому Господь и спрашивает иудеев: «должно ли в субботу добро делать?» , обличая их в том, что они препятствуют Ему делать добро. В переносном смысле суха бывает правая рука у всякого, кто не творит дела правой стороны. К такому человеку говорит Христос: «стань», то есть отстань от греха, «стань на средину», то есть на средину добродетелей, так как всякая добродетель есть средина, не склоняющаяся ни к недостатку, ни к излишеству. Итак, когда он станет на эту средину, тогда рука его снова сделается здоровой. Заметь и слово «стала»; было время, когда мы имели руки, или деятельные силы, здоровыми, когда, то есть еще не было совершено преступление: а с тех пор, как рука наша простерлась к запрещенному плоду, она стала сухой по отношению к деланию добра. Но она опять придет в прежнее здоровое состояние, когда мы станем посреди добродетелей.

. Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,

. Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к нему в великом множестве.

. И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

Кто такие были иродиане? – или воины Иродовы, или какая новая секта, признавшая Ирода за Христа по той причине, что при нем кончилось преемство иудейских царей. Пророчеством Иакова определялось, что когда оскудеют князья от Иуды, тогда придет Христос (). Итак, поскольку во времена Ирода никто уже не был князем из иудеев, но властвовал Ирод иноплеменник (он был идумеянин), то некоторые приняли его за Христа и составили секту. Сии-то люди и хотели было убить Господа. Но Он уходит, поскольку еще не настало время страдания. Уходит от неблагодарных и для того, чтобы облагодетельствовать большее число людей. За Ним действительно последовали многие, и Он исцелял их; даже тиряне и сидоняне получили пользу, несмотря на то, что были иноплеменники. Между тем единоплеменники Его гнали Его. Так-то нет пользы в родстве, если нет благонравия! Вот и чужие приходили к Христу издалека, а иудеи гнали Его, пришедшего к ним. Смотри же, как Христос чужд славолюбия; чтоб народ не обступил Его, Он требует лодку, дабы в ней быть поодаль от народа.

«Язвами» евангелист называет болезни, ибо болезни действительно много содействуют к вразумлению нашему, так что наказывает нас сими язвами, как отец детей. В переносном смысле обрати внимание и на то, что Иисуса хотят убить иродиане, эти плотские и грубые люди (Ирод – значит кожаный). Напротив, те, кои вышли из домов и из отечества своего, то есть от плотского образа жизни, те последуют за Ним; почему и исцелятся раны их, то есть грехи, уязвляющие совесть, и нечистые духи изгоняются. Вникни, наконец, в то, что Иисус приказывает ученикам Своим подать лодку, дабы народ не стеснял Его. Иисус есть в нас слово, повелевающее, чтобы лодка наша, то есть тело наше, готово было для Него, а не предоставлялось бы буре житейских дел, дабы эти толпы забот о делах не беспокоили живущего в нас Христа.

. Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь ,

. и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;

. поставил Симона, нарекши ему имя Петр,

. Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,

. Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита

. и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Восходит на гору для того, чтобы помолиться. Поскольку пред сим творил чудеса то после совершения чудес молится, конечно, в урок нам, чтоб мы благодарили Бога, как скоро сделаем что-либо доброе, и приписывали бы то силе Божией. Или поскольку Господь намеревался рукоположить апостолов, то по этому случаю восходит на гору для молитвы в наставление наше, что и нам, когда намереваемся рукоположить кого, сначала должно молиться, чтоб открыт был нам достойный того и чтобы мы не делались участниками «в чужих грехах» (). А что и Иуду избирает в апостола, то отсюда мы должны понять, что не отвращается человека, имеющего сделать зло, из-за будущего его злого дела, но что за настоящую его добродетель сподобляет его чести, хотя бы он впоследствии сделался худым человеком. Евангелист перечисляет имена апостолов по поводу лжеапостолов, дабы знали истинных апостолов. Сынами громовыми называет сынов Зеведея, как особенно великих проповедников и богословов.

. Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.

. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из Себя.

. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.

«И услышав, – говорит, – ближние Его» , может быть, люди из одного с Ним отечественного города или даже братья – вышли взять Его; ибо говорили, что Он вышел из себя, то есть что имеет беса. Так как они слышали, что Он изгоняет бесов и исцеляет болезни, то по зависти думали, что Он имеет беса и «вышел из себя», почему и хотели взять Его, чтоб связать как беснующегося. Так думали и хотели поступить с Ним и ближние Его. Подобно и иерусалимские книжники говорили, что Он имеет в Себе беса. Поскольку они не могли отвергать совершившихся перед ними чудес, то поносят их другим способом, производя их от бесов.

. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?

. Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́;

. и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;

. и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.

. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.

Опровергает ненавистливых иудеев неоспоримыми примерами. Как возможно, – говорит, – бесу изгонять бесов, когда и в обыкновенных домах видим, что пока живущие в них мирны, дома стоят благополучно, а коль скоро произойдет в них разделение, – падают? Как возможно, – говорит, – чтобы кто расхитил посуду крепкого, если наперед не свяжет его? Эти слова означают следующее: «сильный» есть диавол; «вещи» его суть люди, служащие ему вместилищем. Таким образом, если кто наперед не свяжет и не низложит диавола, то как он может расхитить у него сосуды его, то есть беснующихся? Поэтому, если Я расхищаю сосуды его, то есть освобождаю людей от насилия бесовского, то, следовательно, Я наперед связал и низложил бесов, и оказываюсь врагом их. Итак, как же вы говорите, что Я имею в Себе веельзевула, то есть, что Я изгоняю бесов, будучи другом их и волшебником?

. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;

. но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

То, что Господь говорит здесь, означает следующее: люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение, по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, то получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святаго, то есть чудотворения, происходящие от Святаго Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотью Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены, как люди соблазнившиеся; а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?

. И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

. ибо кто будет исполнять волю Божию, тот мне брат и сестра, и матерь.

Братья Господа по зависти пришли взять Его, как неистового и бесноватого. А Мать, вероятно, по внушению чувства чести, пришла отвлечь Его от учения, показывая таким образом народу, что Тому, Кому они удивляются, она свободно распоряжается и может отвлекать Его от учения. Но Господь отвечает: Матери Моей никакой не будет пользы быть Матерью Моею, если Она не будет совмещать в Себе всех добродетелей. Так же точно и родство бесполезно будет для братьев Моих. Потому что те только суть истинные сродники Христа, которые творят волю Божию. Итак, говоря это, Он не отрекается от Матери, но показывает, что Она достойна будет чести не за одно только рождение, но и за всякое другое доброе дело: если бы сего Она не имела, то другие предвосхитили бы честь родства.

5. ИСЦЕЛЕНИЕ В СУББОТУ (3:1-5) (МАТФ. 12:9-14; ЛУК. 6:6-11)

Мар. 3:1-2 . И пришел опять в синагогу (вероятно, в том же Капернауме - 1:21) в другой субботний день и там встретил человека, имевшего иссохшую руку (Лука уточняет, что "правую"; Лук. 6:6). И наблюдали (фарисеи - 3:6) за Ним, что Он станет делать, ища повод к обвинению против Него. Дело в том, что по установлениям законников исцелять в субботу можно было только в том случае, если человеку грозила смерть. В данном случае ничего спешного с их точки зрения не было, а потому, если бы Иисус исцелил сухорукого в субботу, то Его можно было бы обвинить в нарушении субботы, за что, как известно, полагалась смертная казнь (Исх. 31:14-17).

Мар. 3:3-4 . Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину, т. е. так, чтобы его могли видеть все. Затем Он задал фарисеям риторический вопрос относительно того, какое из двух дел (или действий) соответствует цели и духу субботы - в согласии с Моисеевым законом: доброе ли дело, направленное на спасение души (жизни; сравните 8:35-36)? Или злое дело - в целях погубить душу, т. е. убить человека? Ответ очевиден: добро делать… душу спасти.

Между тем не исцелить сухорукого в угоду неверного толкования духа субботы (2:27) и значило бы совершить зло; кроме того, как показали дальнейшие события, фарисеи не побоялись в субботу вступить в заговор с иродианами (3:6), чтобы убить Иисуса ("душу Его погубить"). Такова логика развития зла. Но в тот момент на карту было поставлено "делание добра" в субботу в нравственном, а не законническом аспекте этой проблемы, а потому фарисеи предпочли не вступать с Иисусом в спор.

Мар. 3:5 . И воззрев на них с гневом… Более точный перевод с греческого оригинала прозвучал бы так: "И обведя окружающих всепроникающим взором (сравните стих 34; 5:32; 10:23; 11:11), (Он) остановил гневный взгляд на них" (на фарисеях). Это одно из немногих мест в Новом Завете, где о гневе Иисуса говорится вполне недвусмысленно. Но и тут, конечно, не предполагается "злобный гнев", скорее - возмущение, смешанное с глубокой горечью и печалью по поводу упорного их "нечувствия" (ожесточения сердец их; сравните Рим. 11:25; Еф. 4:18) как Божиих милостей, так и человеческого горя.

Тому человеку Иисус сказал: протяни руку твою. И когда тот сделал так, то рука его тут же была исцелена, и стала здорова, как другая. При этом Иисус не совершил никаких "видимых действий", которые можно было бы расценить как "работу" в субботний день. Будучи "Господином субботы" (Мар. 2:28), Иисус "освободил" ее от законнического бремени, а больного избавил по милости Своей от его болезни.

Д. Заключение: фарисеи отвергают Иисуса (3:6)

Мар. 3:6 . Раздел, в котором неоднократно говорится о столкновениях Иисуса с религиозными вождями в Галилее, в этом стихе достигает наивысшего напряжения (2:1 - 3:5). Впервые в связи с Иисусом Марк открыто пишет тут о смерти, которая с этого времени начинает отбрасывать свою зловещую тень на всю Его миссию.

Фарисеи… немедленно составили с иродианами (влиятельной политической группой, поддерживавшей Ирода Антипу) заговор с целью убить Иисуса (сравните с 15:31-32). Авторитет Христа встал на пути их собственного и явно превзошел его, а потому они вознамеривались уничтожить Его. Оставалось решить, как это сделать.

IV. Продолжение служения Иисуса в Галилее (3:7 - 6:6а)

Второй из главных разделов Евангелия от Марка структурно начинается и заканчивается так же, как первый (сравните 1:14-15 с 3:7-12 и 1:16-20 с 3:13-19, а 3:6 с 6:1-6а). В нем показано, как в условиях противостояния Ему и неверия в Него Иисус продолжал совершать Свою миссию.

А. Служение Христа в районе Галилейского моря - вступительный обзор (3:7-12) (Матф. 12:14-21)

Мар. 3:7-10 . По своему обобщающему характеру этот раздел схож с 2:13. Здесь, однако, есть "дополнение"; сказано, что Иисус удалился к морю с учениками Своими, разделявшими с Ним последствия как враждебности народа, так и его восторга и радушия, объектом которых был их Учитель.

Многие галилеяне последовали за Ним (в значении "сопровождали Его на Его пути") будучи привлечены тем, что Он делал (прежде всего чудесными исцелениями, которые Он совершал), а, кроме них, за Иисусом шло множество народа с юга - из Иудеи, Иерусалима, Идумеи; с востока - из-за Иордана; из прибрежных северных городов - Тира и Сидона (т. е. из Финикии). Во всех этих местах (за исключением Идумеи) Иисус провел какое-то время (5:1; 7:24,31; 10:1; 11:11).

Так велико было впечатление от совершенных Им исцелений и так необоримо желание людей, имевших язвы, хотя бы коснуться Его, что Ему пришлось сказать ученикам Своим, чтобы приготовили для Него лодку… дабы не теснили Его. Только Марк приводит эту подробность, по-видимому, основываясь на воспоминаниях очевидца - апостола Петра.

Мар. 3:11-12 . В толпе, сопровождавшей Христа, были люди, одержимые нечистыми духами, которые руководили их словами и поступками. Эти духи не сомневались, что перед ними - Сын Божий, как понимали и то, насколько Он опасен для них. То здесь, то там они признавали Его, но Он отвергал "признание" с их стороны и приказывал им (1:25; 4:39; 8:30,32:33; 9:25), чтобы не делали Его известным (сравните с 1:24-25,34). Унимая их, восклицавших до времени, Иисус являл таким образом Свою покорность Божиему плану, которым предусмотрено было постепенное откровение о Личности Его и характере Его миссии.

Б. Назначение Иисусом Двенадцати (3:13-19) (Матф. 10:1-4; Лук. 6:12-16)

Мар. 3:13 . Оставив прибрежную долину, Он взошел на гору (в центральной Галилее). По собственной инициативе Он позвал к Себе, кого Сам хотел, а именно двенадцать учеников (3:16-19), и те пришли к Нему, выйдя из толпы (Лук. 6:13). Ранее Марком было сказано, что у Христа было много и других учеников (Мар. 2:15).

Мар. 3:14-15 . Из упомянутого "множества" Он поставил или назначил (буквально "сделал") двенадцать, имея в виду две цели: а) чтобы они с Ним были (сразу же приходит мысль, что для более тщательной подготовки их); б) чтобы посылать их на проповедь и чтобы одновременно дать им власть исцелять от болезней и изгонять бесов (что они и станут делать в будущем - 6:7-13).

Число 12 соответствует здесь числу 12 колен израилевых, и этим подчеркивается "притязание" Христа на весь израильский народ. Само слово "двенадцать" стало как бы общим официальным "титулом" этой избранной Христом группы учеников (4:10; 6:7; 9:35; 10:32; 11:11; 14:10,17,12,43). Хотя "кровью и духом" своими эта группа была связана с Израилем, нигде в Новом Завете они не названы новым или духовным "Израилем". Скорее они стали первоначальной ячейкой или ядром нового грядущего сообщества - Церкви (Матф. 16:16-20; Деян. 1:5-8).

Мар. 3:16-19 . В этих стихах дано традиционное перечисление по именам Двенадцати. Первым в "списке" назван Симон (сравните 14:37), которого позже Иисус назвал Петром (сравните Иоан. 1:42) - греческим эквивалентом арамейского слова "кифа", означающего "камень". Иисус мог иметь при этом в виду руководящую роль Петра в среде апостолов как при Своей жизни, так и на раннем этапе становления Церкви (Матф. 16:16-20; Еф. 2:20); едва ли новое имя его характеризовало Симона как личность.

Далее идут Иаков Зеведеев и Иоанн, брат Иакова, которым Иисус дал прозвище Воанергес, то есть "сыны Громовы" (Мар. 9:38; 10:35-39; Лук. 9:54); смысловой нюанс этого прозвища, который мог подразумевать Иисус, - неизвестен.

За исключением Андрея (Мар. 1:16; 13:3), Иуды Искариотского (14:10,43) и, может быть, Иакова Алфеева (как Иакова "меньшого" - 15:40), имена остальных апостолов а Евангелии от Марка больше не встречаются; они названы только здесь: Филипп (Иоан. 1:43-45), Варфоломей (он же - Нафанаил; Иоан. 1:45-51), Матфей (Левий - Мар. 2:14), Фома (Иоан. 11:16; 14:5; 20:24-28; 21:2), Иаков Алфеев (не обязательно брат Левию - Мар. 2:14), Фаддей (Иуда Иаковлев - Лук. 6:16; Деян. 1:13) и Симон Кананит (он же - Симон Зилот; Лук. 6:15; это последнее прозвище могло быть навеяно его большой "ревностью по Боге" ("зилот" значит "ревностный"), либо его принадлежностью к "партии зилотов", имевшей выраженно националистическое направление). Из всех двенадцати только Иуда Искариот (т. е. родом из города Кариот) не был галилеянином - Иоан. 6:71; 13:26; он-то и предал впоследствии Христа (Мар. 14:10-11,43-46).

В. Обвинение Иисуса в том, что Он действует силою Веельзевула; Он говорит о том, кто, истинно, составляют Его семью (3:26-35)

Этот раздел построен по "принципу бутерброда", так как повествование о семье Иисуса (стихи 20-21, 31-35) прерывается посредине обвинением в том, что Иисус действует силою Веельзевула (стихи 22-30). К такому литературному приему Марк прибегает неоднократно (5:21-43; 6:7-31; 11:12-26; 14:1-11,27-52) по разным соображениям. В данном случае он хотел провести параллель между обвинениями, возводившимися на Христа (3:21 и 30), и в то же время указать на разницу между оппозицией по отношению к Иисусу и хулою на Духа Святого, действовавшего через Него.

1. ОЗАБОЧЕННОСТЬ СЕМЬИ ИИСУСА (3:20-21)

Мар. 3:20-21 . Сказанное в этих стихах находим только у Марка. Когда Иисус и Его ученики вошли в дом (в Капернауме, 2:1-2), то в дом этот набилось такое множество народа, что им невозможно было и хлеба есть (сравните с 6:31). И услышавши о том, что в непрестанной Своей деятельности Он не в состоянии позаботиться о нуждах Своих, ближние Его (в греческом тексте - слова, обозначающие членов семьи; 3:31) пошли (по-видимому, из Назарета) взять Его (здесь слово, означающее "взять, употребивши силу"; оно же употреблено в 6:17; 12:12; 14:1,44,46, 51), так как люди говорили, что Он вышел из Себя (в значении "превратился в безумствующего религиозного фанатика"; сравните Деян. 26:24; 2-Кор. 5:13).

2. ИИСУС ОТРИЦАЕТ, ЧТО ДЕЙСТВУЕТ СИЛОЮ ВЕЕЛЬЗЕВУЛА (3:22-30) (МАТФ. 12:22-32; ЛУК. 11:14-23; 12:10)

Мар. 3:22 . Между тем, делегация книжников явилась из Иерусалима, чтобы "разобраться" с Иисусом. Они-то и стали говорить, что Он имеет в Себе веельзевула (т. е. одержим нечистым духом - стих 30) и что изгоняет бесов силою бесовского князя (стих 23).

В древнееврейском языке имелись два созвучных слова - "баальзебуб", означавшее "бог мух" (название одного из хананейских богов; 4-Цар. 1:2), и более позднее - "баалзебул", которым в новозаветном контексте стали называть "господина злых духов" (Матф. 10:25 Лук. 11:17-22); впрочем, в русском тексте Ветхого Завета (4-Цар. 1:2) то же написание, что и в Новом Завете, - "веельзевул".

Мар. 3:23-27 . Иисус ответил на это обвинение притчами (в значении коротких изречений, а не "притчей - рассказов"). Причем сначала Он ответил на второе обвинение (стихи 23-26), показав всю абсурдность его, построенного на предположении, что сатана станет изгонять сатану. Он прибег к двум примерам, чтобы показать очевидное: если царство (или дом - в значении семьи и всего принадлежащего ей) разделятся сами в себе, т. е. в целях своих и намерениях, то они не смогут устоять.

То же верно и в отношении сатаны, если допустить, что сатана восстал на самого себя, и сфера его действия разделилась. Это означало бы, что пришел конец его - не в смысле его существования, а конец силе его и влиянию. Поскольку же сатана сохраняет силу (сравните стих 27 и 1-Пет. 5:8), такое предположение - ложно. Следовательно ложно и обвинение Иисуса в том, что бесов Он, якобы, изгоняет силою "князя бесовского".

Аналогия, приводимая в 3:27, отметает первое обвинение (стих 22). Сатана - это "сильный". А дом сильного - это царство греха, болезней, одержимости бесами и смерти. Вещи его - это люди, порабощенные одним или многими "атрибутами" упомянутого "царства". А бесы - "служащие" диавола, исполняющие его поручения. Никто, вошедши в "дом сильного", не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного (т. е. если не окажется более сильным).

Только в таком случае "вошедший" расхитит дом его, т. е. освободит "пленников греха", порабощенных сатаною. И в искушениях, которым Он подвергся (1:12-13), и фактом изгнания бесов Христос показал, что Он - Сильнейший, черпающий Свою силу от Духа Святого (3:29). Его задача в том, чтобы вступить в борьбу с сатаною (а не в сотрудничество с ним) и победить его - с целью освобождения тех, кого он пленил.

Мар. 3:28-30 . Продолжая отвечать на обвинения, выдвинутые в Его адрес, Иисус высказал строгое предостережение. Слова Истинно говорю вам… (буквально - "то, что говорю вам, - аминь") - это своего рода формула торжественного подтверждения сказанного (у Марка употреблена 13 раз), которая встречается только в Евангелиях и произносится лишь Христом.

Вот содержание предостережение: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления (пренебрежительные слова; подразумевается, в адрес Бога), за исключением хулы на Духа Святого. Судя по контексту, Иисус имел в виду не отдельные слова или действия людей, а их враждебное отношение к Богу, выражающееся в отвержении Его спасающей человека силы, которая действует в Личности, помазанной Духом Святым, т. е. в Нем - в Иисусе Христе.

Такое отношение вызывается упорным желанием оставаться во мраке даже и тогда, когда свет истины осиял человека (Иоан. 3:19). Упорство это и сознательное неверие могут настолько ожесточить сердце его, что потребность в покаянии, а соответственно - и прощение (источником того и другого является Дух Божий) окажутся невозможными для него. Такой человек подлежит …вечному осуждению (сравните Матф. 12:32). Примером этого может служить Иуда Искариот (Мар. 3:29; 14:43-46).

Марк поясняет, что Иисус сказал это, потому что продолжали говорить (книжники - 3:22): в Нем нечистый дух.

В сущности Иисус не сказал, что книжники уже совершили упомянутый непростительный грех; скорее Он давал понять, что они близко подошли к "опасной черте", утверждая, что Иисус действует бесовскою силою, тогда как Он действовал силою Духа Святого. Они были близки к тому, чтобы назвать Святого Духа "сатаною".

3. ИСТИННАЯ СЕМЬЯ ИИСУСА (3:31-35) (МАТФ. 12:46-50; ЛУК. 8:19-21; 11:27-28)

Мар. 3:31-32 . Сообщением о приходе матери Иисуса и Его братьев (6:3) возобновляется повествование, прерванное в 3:21. Стоя вне дома, они послали к Нему звать Его; целью их, очевидно, было поговорить с Ним, чтобы умерил Свою деятельность.

Мар. 3:33-35 . Риторический вопрос Иисуса (стих 33) не означал отвержения Им семейных уз (7:10-13). Но ставя его, Он переводил внимание слушателей на тему, гораздо более важную, а именно - на взаимоотношения человека с Богом. "Вопрос" этот в сущности означал: "Кто те люди, которые могли бы быть Мне матерью и братьями?" И обозрев (здесь, как и в 3:5, от греческого глагола периблепомаи, т. е. буквально - "оглядев всепроницающим взглядом") сидящих вокруг Себя (а вокруг Него сидели Его ученики, в отличие от тех, кто стоял вне дома), Иисус заявил, что узы, связующие их и Его, - гораздо сильнее семейных уз.

Но далее Иисус заведомо расширяет рамки, вмещающие тех, кто воистину близок Ему, и дает понять, что круг их не ограничится теми, кто в данный момент рядом с Ним. Ибо кто будет исполнять волю Божию, провозгласил Он, тот Мне брат и сестра и матерь. В греческом тексте слова "брат", "сестра", "матерь" стоят без артиклей, и это указывает на употребление их в переносном смысле; Иисус ведет речь о духовной Своей семье. Именно исполнение воли Божией (к примеру, 1:14-20) - непременное условие членства в ней.

Г. Характер Царствия Божия в притчах Иисуса (4:1-34)

Несколько притч, приводимых здесь, образуют первый из больших разделов в Евангелии от Марка, посвященных учительству Иисуса Христа (также 13:3-37). Марк избрал эти притчи (4:2,10,13,33) из целого ряда других потому, что в них предстает перед слушателями характер Царства Божиего (сравните 4:11 с 1:15).

Иисус говорит Свои притчи в условиях все возрастающей враждебности по отношению к Нему со стороны "религиозников" (сравните 2:3 - 3:6,22-30), но одновременно - и растущей популярности Его в народе (сравните 1:45; 2:2,13,15; 3:7-8). Однако и то и другое свидетельствовало, что люди в массе своей не понимали, Кто же Он такой.

"Притча" происходит от греческого слова "параболе", означающего "сравнение". Под нею могут подразумеваться разные формы иносказательной речи (например, 2:19-22; 3:23-25; 4:3-9,26-32; 7:15-17; 13:28). Но обычно евангельская притча - это короткий рассказ, передающий духовную истину путем живого, доходчивого сравнения с тем, что хорошо известно людям из наблюдений над природой и из повседневной жизни.

Обычно в притче выражается какая-то одна истина, но порой она содержит и дополнительный смысл (4:3-9,13-20; 12:1-12). Притча как бы приглашает слушателей стать участниками того, что в ней "происходит", задуматься над этим, оценить и применить лично к себе. (таблицу 35 притч, записанных в Евангелиях, - в комментарии на Матф. 7:24-27.)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»