Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова. Методика работы над понятием слог и обучение первоклассников правилам слогоделения Упражнения на формирование правильной слоговой структуры

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Комплекс упражнений, направленный на развитие слоговой структуры слова

Чтобы работа над слоговой структурой слова была наиболее успешной, предлагаю начать с развития пространственных, динамических и ритмических факторов психической деятельности.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации:

Упражнение 1. Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты.

Взрослый звенит в колокольчик, держит его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

Упражнение 2. Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого (Робот идет вперед…… стоп. Направо….стоп. Вниз (под стол)….стоп).

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации:

Упражнение 3. Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое ухо и т.д.

Упражнение 4. Ребенок выполняет ""перекрестные"" движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо и т.д.

Упражнение 5. Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс и т.д.

Упражнение 6. Взрослый просит ребенка выполнить называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 5.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги):

Упражнение 7. Взрослый предлагает ребенку следующие задания: ""Поставь вверху листа точку (вниз палочку), нарисуй справа крестик, проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

Упражнение 8. От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию по команде взрослого: ""Едем направо…..стоп, вверх…..стоп, налево…..стоп, вверх….стоп и т.д.""

Упражнение 9. Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

Упражнение 10. Ребенок должен продолжить ряд.

XX / XX / XX /

…. “ …. “ …. “ ….

О! + О! + О! +

Упражнение 11. От ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации:

Упражнение 12. Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания: ""Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и т.д.""

Упражнение13. Взрослый прерывает выполнение действий ребенка и задает вопросы: ""Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?""

Упражнение 14. Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам "" Времена года"", "" Части суток"". В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

Упражнение 15. Взрослый и ребенок беседуют по теме "" Вчера - сегодня - завтра"".

Упражнение 16. Переходим к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание:

  1. Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
  2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений:

Упражнение 17. Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции логопедом.

  1. Артикуляционные упражнения: открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; язык за правую щеку, губы трубочкой; втянуть щеки, пощелкать языком, подуть и т.д.

2. Упражнения для рук: большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; "" кулак на столе"" поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец и т.д.

После отработки данных упражнений можно переходить непосредственно к преодолению нарушений слоговой структуры слов.

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произношении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведет к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия). Особое значение в работе над слоговой структурой слова я отвожу ""включению в работу"" помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных звуков обеспечивают правильную передачу слогового образа слова, а также предупреждают замещение и перестановку слогов в слове. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучить детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис.2-7).

Так, традиционное упражнение ""Окошко"" (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (рис.2).

Поза ""Трубочка"" (напоминает артикуляцию звука [у]) - пальцы сближены ""в щепотку"", но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (рис. 3).

Поза ""Хоботок"" (губы как при звуке [о]) - аналогично, но пальцы расположены шире (рис.4).

Поза ""Заборчик"" (звук [и]) - ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) (рис.5).

Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].

Поза для звука [ы] - аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью) (рис.6).

Поза для звука [э] - округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (рис.7).

Двойные звуки букв ""е"", ""ё"", ""ю"", ""я"", также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.

""е"" = [j]+[э] - сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] (рис.8) + поза звука [э] (рис.7)

""ё"" = [j] (рис.8) + поза звука [о] (рис.4);

""ю"" = [j] (рис.8) + поза звука [у] (рис.3);

""я"" = [j] (рис.8) + поза звука [а] (рис.2).

При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом.

Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнастики показывает объем позы (""окошко""), подчеркивает контрастность (""заборчик - трубочка"", ""трубочка - хоботок"").

Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.

Детям предлагаются следующие упражнения:

Упражнение1. Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

  • в сопровождении ручных символов;
  • без них;
  • без зрительной опоры.
  • Предлагаются слоги:

А - И

А - У

И - О

А - И - О

У - А - И

И - О - Ы

У - А - И - О

Э - У - А - И и т.д.

Упражнение 2. Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

На одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

Громко (тише, совсем тихо);

Чередуя громкость в пределах одного ряда;

Быстро (либо медленно).

Упражнение 3. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:

  • произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;
  • произнести звук столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши;
  • придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано;
  • пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктант): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
  • те же задания с выделением ударного звука: А УА; АУ А, АУА ;
  • угадать, символ какого гласного показывает рукой логопед или другой ребенок;
  • загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;
  • узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом;
  • повторить звуки в обратном порядке;

логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А - АА, АА -А, А АА, АА А

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

Составление всех возможных слогов из предложенных букв (""Кто больше?"");

  • Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо - один слог);
  • Упражнение с пальцами ""Пальчики здороваются"" (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произнести один слог);
  • Сосчитать, сколько слогов произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
  • Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
  • Наращивание слогов (""Скажи на один слог больше, чем я""): са-со….;
  • Уменьшение количества слогов (""Скажи на один слог меньше, чем я""): са-со-су-сы;
  • Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются тем же пальцем: са-со-со, со-са-со;
  • Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со, со-са-со,са-со-со, са-са-со, со-со-са;
  • Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
  • ""Скажи наоборот"" (игра с мячом): са-ас, тса - аст;
  • ""Кто быстрее?"": в таблице записаны слоги, ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;
  • Запись слогов различных типов под диктовку;
  • Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи)

Уровень слова

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С.Большаковой в пособии ""Работа логопеда с дошкольниками""". Автор предлагает следующие упражнения:

Упражнения на различение длинных и коротких слов:

Упражнение1. У ребенка фишки, перед ним на столе - длинная и короткая полоска бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Упражнение2. Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.

Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа

Упражнение3. Тренировка умения делать паузу между слогами. После того как логопед называет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряженно (БУ….СЫ, НЕ…..БО, ЛЮ…..ДИ).

Упражнение4. Звуковой анализ и синтез.

  1. Подсчет слогов.
  2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.
  3. Выбор подходящей схемы слова.
  4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).

Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:

  1. двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игра, очки), затем - слова, начинающиеся на согласный (пятка, ногти), после этого - слова с двумя стечениями согласных (ласточка, листочки);
  2. стечение в конце слова (кость, мост);
  3. стечение в начале слова (слон, стол);
  4. односложные слова с двумя стечениями (столб, хвост);
  5. многосложные слова со стечениями (библиотека).

Упражнение5. Изолированное проговаривание слов ""Идем по лесенке"". Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке - остановка.

Упражнение6. Вариант игры """Идем по лесенке"". Проговаривание серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: СУП - ДЫМ, ГУСЬ - КОТ, ДУШ - ЛОСЬ - МЫШЬ.

Упражнение 7. Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:

  • отличающихся гласными звуками: СУК - СОК
  • отличающихся согласными звуками: СУК - СУП
  • отличающихся согласным звуком и местом ударения: ВОДА - СОДА.

Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

Упражнение 8. Выкладываются две картинки. Их название содержит одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (Дыня - воДА). Логопед молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова.

Упражнение 9 . Называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (ЗАмок - заМОК).

Упражнения с перестановкой слогов.

Упражнение 10. Логопед произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся слово (ЖИ -ЛЫ - ЛЫЖИ, КИ-РА - РАКИ).

Упражнение 11. Логопед произносит три слога. Дети должны составить из них слово (КУ-КИ-БИ - КУБИКИ, СА-ГИ-ПО - САПОГИ).

Упражнение на оценку нормативности.

Упражнение 12. Логопед читает слова, дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, и красный, если неверно. Упражнение проводится с опорой на картинки (ПАВУК, ВУТКА, КОХЕ).

Упражнения на переход к слитному произнесению.

Упражнение13. Логопед называет слово послогами, а дети угадывают слово (КА….ПУС…..ТА - КАПУСТА).

Упражнение14. Логопед произносит первый слог какого-либо слова. Дети догадываются какое слово прозвучало (ВЕД- - ВЕДРО, КУХ- - КУХНЯ).

Упражнение15. Логопед говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком (-РЕВО….. - ДЕ! ДЕРЕВО).

Упражнение16. Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком (КО - ! - БОК - ЛО! КОЛОБОК) .

Упражнение17. Логопед загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько фишек, сколько в нем слогов. Затем логопед называет первый слог: КА. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек (КА - БИНЕТ, КА - ЛИНА, КА - РЕТА).

Упражнение18. Слоговой анализ и синтез.

  1. Из предложенных картинок назвать те, в которых есть заданный слог (например, МА): малина, томаты, эскимо, макака, муравей, помада.
  2. Положить картинки в таком порядке, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми (СОВА, ВАТА).
  3. Логопед называет слово, вставляя между слогами слово ""потом"" (""дальше"", ""затем""). Ребенок составляет слово (ПА, потом УК - ПАУК).

После отработки слов различной слоговой структуры на уровне слова необходимо отработать их на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.

Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание должно проводиться с опорой на предметные картинки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопрос по картинке. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью:

Игра “Поезд”

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут

А круглые колесики все тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда).

Игра “Гуси”

Гуси - гуси!

Га-га-га!

Пить хотите?

Да-да-да!

Гуси - гуси, вот вода!

Га -га -га! Га- га -га!

Так бегите все сюда!

(Дети бегут к водящему)

Игра “Лиса и гуси”

Гуси, гуси, я вас съем!

Подожди, лиса, не кушай!

Нашу песенку послушай:

Га -га -га! Га- га -га!

Надоело слушать вас!

Всех я съем сейчас!

(""Гуси"" разбегаются, ""лиса"" ловит).

Все вышеприведенные упражнения направлены на то, чтобы максимально приблизить уровень произношения детьми слов к норме.

Понятие “словесное ударение” относится к числу фундаментальных понятий программного курса русского языка. Овладение его содержанием необходимо как для выработки навыка грамотного письма, так и для воспитания произносительно-слуховой культуры младших школьников.

В работе над ударением можно выделить три направления:

  1. формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке,
  2. ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения – разноместностью и подвижностью,
  3. формирование у школьников умения находить и выделять в слове ударный слог.

Характеристика каждого направления.

1) Дети, поступающие в 1 класс практически владеют ударением. В школе начинается довольно медленный процесс осознания понятия “ударение”. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с терминами: “ударение”, “ударный и безударный слог”, “ударные и безударные гласные” и знаком ударения на уроках подготовительного периода обучения грамоте.

При освоении понятия “ударение” важно сформировать в сознании школьников ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог – ударный гласный.

Сначала устанавливается связь: ударение – ударный слог, затем: ударный слог – ударный гласный звук.

Итогом первичного знакомства становится вывод: “Один слог в слове выделяется “ударом”, т.е. особым произношением. Такой слог называется ударным. Гласный звук, образующий ударный слог, называют ударным гласным звуком.

В период обучения грамоте начинается знакомство с важнейшей функцией ударения – смыслообразовательной .

Школьники учатся разграничивать различающиеся ударением разные слова:

Разграничение лексических омографов более доступно для понимания учащихся начальных классов, чем грамматических, поэтому на ранних этапах над смыслоразличительной функцией ударения необходимо организовывать наблюдения над парами слов типа:

В дальнейшем – дифференцировать разные грамматические значения форм одного слова:

Знакомя детей с ударением как средством разграничения грамматических форм, важно обратить внимание на то, что ударение способно отличать не только отдельные, но и все формы, например формы единственного и множественного числа, имен, существительных:

В процессе работы хорошо использовать на уроке игровые приёмы. Можно использовать миниатюру “Ударение” Подгорецкой И.М.
Работу над ударением, наблюдения над ударением позволяют проводить и уроки чтения.
Большие возможности для такой работы даёт материал раздела “Устное народное творчество”:

Сопоставление пар слов:

помогает детям понять особую стилистическую окраску народнопоэтических вариантов, в отличие от литературных.

При чтении произведений русских писателей и поэтов XIX в. Можно осуществлять сравнение современных и устаревших вариантов слов. Например, чтение басен И.А. Крылова.

Целесообразно остановить внимание школьников на несовременном произношении отдельных слов:

Таким образом, в поисках ответа на вопрос: “Какую роль играет ударение?” – младшие школьники получают представление о многофункциональности словесного ударения в русском языке.

2) В русском языке ударение разноместное или свободное, то есть не закреплённое ни за определённым по счёту слогом, ни за определённой морфемой (приставкой, корнем, суффиксом, окончанием).

Свойство разноместности осваивается младшими школьниками сначала в плане соотнесения ударения со слоговым контуром слова, затем – в связи с изучением морфемной структуры слова.

Более последовательно в начальных классах ведётся работа над соотнесением ударения со слоговым составом слова. В ходе выполнения разнообразных заданий ученики осваивают ритмические модели слов: двухсложных, трёхсложных.

Если для упражнений над ритмическими моделями подбирать в основном изолированные слова, то это приводит к монотонности в работе. А использование связных текстов способствует усилению интереса к работе. Дидактический материал должен содержать разные по структуре ритмические модели слов.

3) В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно:

а) ударный слог произносится с большой силой. Приём быстрого и многократного произнесения слова с выкрикиванием ударного слога. Можно произносить и шёпотом.
б) выделение ударного слога с большей долготой и длительностью.

  • Приём недостаточно надёжен на ранних этапах формирования умения определять ударный слог (дети начинают тянуть все слоги). Следует сочетать с приёмом искусственного изменения места ударения в слове (не протягивать).
  • Отбивание, простукивание, прохлопывание ударного слога в слове.

Наиболее приемлемо различное чередование всех известных приёмов в процессе формирования умения находить и выделять в слове ударный слог.

Анастасия Глинина
Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР I-II уровня через систему игровых упражнений

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ОНР I – II уровня одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов . Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава . Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи является малоизученной и недостаточно описанной темой.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова . Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка , таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Работу по формированию слоговой структуры слова у неговорящего ребёнка следует начинать с подготовительного этапа - с отработки звукоподражания.

Активизация речевого подражания

Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. В речевую практику ребенка вводится плавное произнесение на одном выдохе ряда гласных с постепенным наращиванием их количества : ау, ауи, ауиэ и т. д. Затем ребенку предлагают произносить ряд гласных, изменяя их место в ряду : ауи, аиу, уиа и т. д.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, необходимо начинать с развития подражания вообще : «Сделай, как делаю я» . Нужно научить детей подражать действиям с предметами, движениям рук, ног.

В итоге работы на этом этапе формирования слоговой структуры слова дети должны научиться соотносить предметы и действия с их словесным обозначением .

На этом этапе работы можно использовать пособия, которые разработаны для работы с неговорящим ребёнком :

1. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком.

1. Новикова-Иванцова Т. Н. "От слова к фразе " книга 1, 2, 3.

С детьми с нарушением интеллекта можно использовать следующие пособия :

1. Шишкина Н. А. "Мои первые слова ".

2. Кислякова Ю. Н. Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Формирование первых форм слов

Прежде всего, необходимо добиваться от детей воспроизведения ударного слога (ДОМ ВОТ ТУТ, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приблизительно) (АНЯ МАМА БУСЫ ВАЗА БАНАН МАШИНА) .

К концу данного периода дети должны знать место ударения в заученных словах , воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трехсложных слов . На этом этапе можно использовать следующие игры :

1. Развитие слухового внимания , слуховой памяти, слухового восприятия :

где позвонили?

узнай музыкальный инструмент по звуку .

сколько раз ударили в барабан?

2. Различные способы воспроизведения ритма :

Отхлопывание в ладоши,

Отстукивание мячом об пол,

Использование музыкальных инструментов - барабана , бубна, металлофона.

Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;

Воспроизведение определенного ритма по образцу взрослого , по заданному рисунку (вспомните забытую игру в ладошки )

Особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных

Начинаем с односложных слов (мост куст.) . При переходе к словам со стечением 2 , 3- х сложных, следует учитывать, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например : кош-ка (а не ко-шка) .

Особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи

Постепенно данные слова можно вводить во фразу.

При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы.

Дети с речевым недоразвитием с трудом усваивают слоговую структуру слов , им необходимо специальное коррекционно-педагогическое обучение. Детям дошкольного возраста необходимо преподносить весь материал в игровой , интересной им форме, для этого были разработаны специальные игры на формирование слоговой структуры слова .

Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова педагогу нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать , отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКО- СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА :

1. «Слоговая шнуровка » : развитие мелкой моторики , развитие слоговой структуры трёхсложных слов .

2. «Пианино» : движения пальца соответствует одному слогу .

3. «Ступеньки» : необходимо, проговаривая слово по слогам , подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.

4. «Найди свой домик» : соотнесение картинок по количеству слогов в словах .

5. «Слоговое лото » : автоматизация поставленных звуков в словах , учимся делить слова на слоги .

6. «Шагалки» : на полу лежат «мякиши» . Дети делятся на две команды. При произнесении слов на каждый слог делается шаг . Если слово разделено на слоги неверно , ребёнок возвращается на исходную позицию.

7. Развитие слоговой структуры слова на занятиях по звуковой культуре речи.

8. Использование компьютерных технологий на занятиях :

«Дирижёр» : делим слога на слоги , как будто дирижируя.

«Что ты запомнил?» Логопед раскладывает перед ребёнком 3-4 картинки и говорит : «Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что ты запомнил» .

В заключении хочется добавить, работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий , лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям , что, в свою очередь , будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания .

Публикации по теме:

Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение.

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Работа с невербальным материалом 1. «Узнай музыкальный инструмент». Цель: Развитие слухового гнозиса. Материал: предметные картинки с изображением.

Комплекс игровых упражнений для автоматизации звука [л] в начале слова (открытый ударный слог) Основной целью логопедической работы на логопункте является коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков).

Коррекция слоговой структуры Овладение речью - это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

Цель данной презентации - создание системы игр и игровых упражнений для совершенствования познавательных и речевых способностей детей старшего.

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, и к трем годам все трудности слогообразования оказываются.

Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков с использованием дидактических игр в коррекционной работе Фронтальное занятие

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов : «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам).
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

  • «Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

  • «Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

  • «Кулачки — ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук стук, стук стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп хлоп, хлоп хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук стук стук, стук стук стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба - бо - бу - бы );
  • с общим гласным (ка - та - ма - ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав - ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та - да - та - да, то - до - то - до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети ).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина ).
  • Односложные (дом, мак ).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель ).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон )
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки ).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник ).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка ).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол ).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт ).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка ).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4) слогов)
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме - с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _)
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса) ).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка. ).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Учебно-методическое пособие

Виды работ над ударением на уроках обучения грамоте и русского языка в начальной школе.
Анализ упражнений по теме «Ударение»
в учебно-методическом комплексе
«Перспектива» для начальной школы

Колпакова Ирина Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ
школы № 570 Санкт-Петербурга

С 1 января 2010 года в Российской Федерации был введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Предмет «Русский язык» для начальной школы имеет цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи; развитие навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека).

Предмет «Русский язык», согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, тесно связан с предметом «Литературное чтение» и решает основные задачи содержания предметной области «Филологии»:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

2) понимание того, что язык - это явление национальной культуры, основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;

3) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи;

4) овладение орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка, правилами речевого этикета;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами, умение использовать знания для решения познавательных, практических, коммуникативных задач;

6) развитие способностей к творческой деятельности.

Умение правильно ставить ударение в словах русского языка важно как для уроков литературного чтения, так и для уроков русского языка.

Систематический курс русского языка включает в себя фонетику и орфоэпию, графику, лексику, морфемику, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию, развитие речи. При изучении фонетики и орфоэпии обучающиеся сталкиваются с понятием ударения русского языка.

В «Толковом словаре» С. И. Ожегова можно прочитать: «Ударение - это выделение слога, слова силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение».

Работа над развитием правильной устной и письменной речи начинается с первого класса. Идёт интенсивное развитие речевого аппарата обучающихся за счёт использования различных частоговорок, упражнений на развитие дикции и интонации, скороговорок, артикуляционной гимнастики. Неправильная постановка ударения в сложных словах для учащихся начальной школы исправляется учителем на всём протяжении начальной школы. Постепенно учащихся приобщаем к работе с орфоэпическим словарём. Учим учащихся с первого класса и самим исправлять неправильную постановку ударения в словах, вооружая их следующими способами действия, которые применяются и в последующих классах:

1) если возникли трудности с постановкой правильного ударения в слове, надо произнести слово так, будто кого-то зовёте и при этом надо услышать гласную или слог, который произносится дольше других, тянется или звучит сильнее. Здесь и будет правильное ударение;

2) если возникли трудности с постановкой правильного ударения в слове, надо произнести слово несколько раз с разным ударением. Например: КОРмушки, корМУШки, кормушКИ и себя внимательно послушать. При таком движении ударения в слове становится понятно с ударением на каком гласном звуке слово звучит правильно.

Эти два способа правильной постановки правильного ударения в словах русского языка тесно связаны с пониманием и знанием учащимися гласных и согласных звуков, слогового строения слов.

Знать и не путать гласные и согласные звуки поможет следующее задание учащимся: обхватите своею ладошкой своё горлышко и произнесите звуки [а], [о]. Чувствуется, что внутри как - будто есть «моторчик». Всё дело в том, что внутри горлышка есть две голосовые связки, которые дрожат при произношении таких звуков как [а ], [о], [у], [ы], [э], [и]. Значит, голос присутствует при произношении этих звуков. В старину ГОЛОС назывался словом ГЛАС, поэтому такие звуки стали называть гласными. Голос есть и у звонких согласных звуков. Найти их можно тем же приёмом (ладошка на горлышке). При произношении гласных звуков воздух проходит через рот свободно; их можно долго тянуть и петь. А вот звонкие согласные произносятся коротко, так как при их произношении воздух встречает на своём пути преграды в виде губ, зубов, языка. Так появляется шум, который есть при произношении любого согласного звука. У звонкого согласного шум дружит с голосом, а у глухого согласного образуется один шум. Вот почему глухие согласные легче определяются. Распознав гласные и согласные звуки слова и помня, что значок ударения ставят над гласным звуком (буквой), легче, пользуясь вышеизложенными способами правильной постановки правильного ударения, поставить в слове ударение.

Чтобы найти ударный слог слова, надо научиться разбивать слово на слоги и находить ударный слог. Как это сделать? Помогут игрушки. Спрашиваем у ребят, из каких частей состоит, например, машинка. В ней есть отдельные части: кузов, кабина, колёса. Вот и слово состоит из отдельных частей. Части слова можно прохлопать: МА (хлопок), ШИ (хлопок), НА (хлопок). Сколько раз вы хлопали? (три раза) Значит, в этом слове три части. Каждая часть - это отдельный слог. В других словах слоги можно простучать, пропрыгать, прошептать. У А. Шибаева есть замечательный совет, как делить слова на слоги:

Чтобы дело шло на лад,

Раздели на слоги слово,

Как на дольки ШО - КО - ЛАД!

Следовательно, слово делится на части. Часть слова - это слог. Если этот способ (прохлопывание, простукивание слогов) не помогает разбить слово на слоги, то вооружаем ребёнка другим приёмом определения слогов в слове: делаем глубокий вдох, приоткрыв рот, выдыхаем, поднеся ладошку ко рту. Ладошка ощутит тепло. Значит, ладошка чувствует тепло при выдохе. Не убирая ладонь, произносим слова, вдыхая и выдыхая воздух и замечаем, что тепло на ладони ощущаем, так как слоги проговариваются на выдохе. Когда произносим слово, воздух выходит из нас толчками. Каждый слог и есть толчок.

Разбив слово на слоги, можно определить ударный слог. Голосом выделяем ударный слог, для этого помогут такие задания: слово произносим быстро три раза, а на четвёртый выкрикиваем в нём ударный слог или делаем всё тоже, но только ударный слог произносим шёпотом. Про ударный слог и голосовой молоточек А. Шибаев написал так:

Ударный слог,

Ударный слог -

Он назван так недаром.

Эй, невидимка - молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит!

Работа над ударением ведётся во всех классах начальной школы, начиная с простых заданий и заканчивая более сложными. В учебниках русского языка учебно-методического комплекса «Перспектива» обучающимся предложен следующий ряд упражнений по возрастанию трудностей русского языка, связанных с ударением:

1) Поставьте ударение в схеме слова.

ОООООО; ОООООООО

(машина) (травинка)

Цель упражнения: нахождение ударной гласной и ударного слога.

2) Прочитайте пары слов: в чём их сходство и различие?

КРУЖки - кружКИ, ЗАМки - замКИ

Цель упражнения: одинаковые по написанию слова имеют разное значение из-за места ударения в слове.

3) Прочитайте стихи Я. Козловского. Какие слова одинаково пишем, но по - разному слышим? Почему?

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

Поставьте ударение. Объясните, какую роль выполняет в слове ударение.

Цель упражнения: самим правильно поставить ударение в словах, которые одинаково написаны.

4) Прочитайте слова с верным ударением, пользуясь орфоэпическим словариком «Говори правильно».

Шофёр, щавель, свёкла, договор, столяр.

Цель упражнения: познакомить обучающихся с орфоэпическим словарём.

5) Найдите слова, которые различаются ударением.

Мне слово «чудно»

Изменить нетрудно:

Поставим ударение на «О»-

Исчезло «ЧУДно»,

Родилось «чудНО»

Цель упражнения: понять, что изменение положения ударения в слове ведёт к изменению его смысла возможно лишь в ходе работы над текстом упражнения, а не по заданию к нему.

6) Поставьте в словах ударение. Есть ли в тексте родственные слова?

Ты родился в России. Здесь твоя жизнь. Только здесь твоё небо родное, деревья родные, родная трава. Родина начинается с детства.

Цель упражнения: научить ставить ударение в родственных словах.

7) Расставьте ударение. В каких словах знак ударения ставить не нужно.

Повёл, дол, шофёр, мяч, квартал.

Цель упражнения: акцентировать внимание обучающихся на осознание того, что все слова русского языка имеют ударение и если в слове одна гласная, значит, в слове один слог. Он и будет ударным. Ударение в односложных словах можно и не ставить. А. Шибаев помогает запомнить ещё одно правило русского языка:

Расскажи -ка-, буква Ё,

Как твоё житьё, бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:

Ничего житьё, течёт.

Я - ударная всегда! Ой - Ё - Ёй, вот это да!

8) Обратите внимание на созвучия слов в каждой строке. Где стоит ударение? Что этим достигается?

Скачет всадник на коне,

На буланом скакуне,

Королю везёт поклон,

Передаст и выйдет вон.

(И. Токмакова)

Цель упражнения: показать роль ударения для создания стихотворной рифмы.

9) Объясните, какие буквы надо ставить на месте пропусков.

Один мальчик гулял в л…су и нашёл гн…здо. Пт…нцы п…щали. …ни ждали, когда м…маша прил…тит и нак…рмит их ч…рвячками.

Цель упражнения: снабдить обучающихся алгоритмом правописания проверяемых безударных гласных в корне слова (поставьте безударный гласный звук под ударение, изменив форму слова или подобрав к проверяемому слову однокоренное слово) и проверить умение написания проверяемых безударных гласных.

10) Найдите слова с безударными гласными, которые можно проверить.

В саду всё падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек. Листья сыпались с них частым и печальным дождём.

Цель упражнения: научить самим находить безударные гласные, которые можно проверить, пользуясь пошаговой инструкцией: поставьте ударение в слове, найдите безударный гласный в корне слова, проверьте его.

11)Вставьте пропущенные буквы, объяснив их написание.

Б…рёза, б…тинки, ябл…ко, …бед.

Цель упражнения: отработать на практике умение правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными, основанное на понимании, что такие слова надо запоминать, как они правильно пишутся и уметь пользоваться орфографическим словарём русского языка.

12) Запомните постановку ударения в словах чешского и французского языка.

Цель упражнения: напомнить, что в словах русского языка ударение не имеет постоянного места, а в некоторых языках ударение стоит на определённом слоге:

в чешском языке - всегда на первом слоге (КАРловы Вары);

во французском языке - всегда на последнем слоге (МарСЕЛЬ, ПаРИЖ)

На уроках русского языка с помощью УМК «Перспектива» создаётся информационно-образовательная среда, инструментально обеспечивающая включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и надёжного достижения определённых ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.

Учитель начальных классов Колпакова И.В.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.

2. Сборник рабочих программ «Перспектива».- М.: Просвещение, 2011.

3. УМК «Перспектива».- М.: Просвещение, 2011.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»