Исследовательская работа "обрядовый фольклор". «Обрядовый фольклор». Раздел «Устное народное творчество Народный обрядовый фольклор бывает

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Значение термина «устное народное творчество». Узкое и широкое значение термина «фольклор». Жанрово-видовой состав раннетрадиционного, классического (обрядового и внеобрядового) и позднетрадиционного устного народного творчества.

Международный термин "фольклор" появился в Англии в середине XIX в. Он происходит от англ. folk-lore ("народное знание", "народная мудрость") и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов.

Фольклор - предмет изучения разных наук. Народную музыку изучают музыковеды, народные танцы - хореографы, обряды и другие зрелищные формы народного творчества - теат­роведы, народное декоративно - прикладное искусство - искус­ствоведы. К фольклору обращаются лингвисты, историки, психологи, социологи и другие ученые. Каждая наука видит в фольклоре то, что интересует именно ее. Особенно значительна роль этнологии (от греч. ethnos: "народ" + logos: "слово, учение") - науки, которая много внимания уделяет народному быту.

Для филологов фольклор важен как искусство слова. Фило­логическая фольклористика изучает совокупность устных худо­жественных произведений разных жанров, созданных многими поколениями народа.

Народное словесное творчество хранилось в памяти людей, в процессе общения произведения переходили от одного к друго­му и не записывались. По этой причине фольклористы должны заниматься так называемой "полевой работой" - выезжать в фольклорные экспедиции, чтобы выявлять исполнителей и за­писывать от них фольклор. Записанные тексты устных народ­ных произведений (а также фотографии, магнитофонные запи­си, дневниковые за метки собирателей и проч.) хранятся в фольклорных архивах. Архивные материалы могут быть опубликова­ны, например, в виде фольклорных сборников.

Когда фольклорист занимается теоретическим изучением фольклора, он использует как опубликованные, так и архивные записи народных произведений.

Специфика фольклора. Традиционность, синкретизм фольклора. Коллективное и индивидуальное в устном народном творчестве; авторство и анонимность, вариативность и импровизация. Понятия варианта и версии.

СПЕЦИФИКА ФОЛЬКЛОРА

Фольклор имеет свои художественные законы. Устная форма создания, распространения и бытования произведений - та главная особенность, которая порождает специфику фольклора, вызывает его отличие от литературы.

Традиционность

Фольклор - массовое творчество. Произведения литературы имеют автора, произведения фольклора анонимны, их автор - народ. В литературе есть писатели и читатели, в фольклоре - исполнители и слушатели.

Устные произведения создавались по уже известным образ­цам, даже включали прямые заимствования. В речевом стиле использовались постоянные эпитеты, символы, сравнения и другие традиционные поэтические средства. Для произведений, имеющих сюжет, был характерен набор типичных повествователь­ных элементов, их привычное композиционное сочетание. В об­разах фольклорных персонажей типическое также преобладало над индивидуальным. Традиция требовала идейной, направлен­ности произведений: они учили добру, содержали правила жиз­ненного поведения человека.

Общее в фольклоре является главным. Сказочники (исполни­тели сказок), песельники (исполнители песен), сказители (исполнители былин), вопленицы (исполнительницы причитаний) стре­мились прежде всего донести до слушателей то, что соответ­ствовало традиции. Повторяемость устного текста допускала его изменения, а это позволяло отдельной талантливой личности проявить себя. Происходил многократный творческий акт, со­творчество, в котором любой представитель народа мог быть участником.

Развитию фольклора, способствовали наиболее талантливые люди, наделенные художественной памятью и творческим да­ром. Их хорошо знали и ценили окружающие (вспомните рас­сказ И. С. Тургенева "Певцы"). Устная художественная традиция была общим фондом. Каж­дый человек мог отобрать для себя то, что ему требовалось.

Не все вновь созданное сохранялось в устном бытовании. Многократно повторяемые сказки, песни, былины, пословицы и другие произведения переходили "из уст в уста, из поколения в поколение". На этом пути они теряли то, что несло на себе печать индивидуальности, но одновременно выявляли и углуб­ляли то, что могло удовлетворить всех. Новое рождалось только на традиционной основе, при этом оно должно было не просто копировать традицию, а дополнять ее.

Фольклор представал в своих региональных видоизменениях: фольклор центральной России, Русского Севера, фольклор Си­бири, донской фольклор, и. т. д. Однако местная специфика всегда имела подчиненное положение по отношению к общерус­ским свойствам фольклора.

В фольклоре постоянно протекал творческий процесс, кото­рый поддерживал и развивал художественную традицию.

С появлением письменной литературы фольклор вступил с ней во взаимодействие. Постепенно влияние литературы на фольклор все более возрастало.

В устном творчестве народа воплощена его психология (ментальность, склад души). Русский фольклор родственно связан с фольклором славянских народов.

Национальное - часть общечеловеческого. Между народами возникали фольклорные контакты. Русский фольклор взаимодействовал с фольклором соседних народов - Поволжья, Сиби­ри, Средней Азии, Прибалтики, Кавказа и проч.

Календарный обрядовый фольклор. Календарные обряды, их хозяйственное, магическое и ритуально-игровое значение.

Русские календарные обряды

Само название этих обрядов связано с календарем. В русском народном творчестве ведущее место занимает земледельческий календарный фольклор. Из сочетания сроков начала и конца определенных работ в поле и дома, аграрных и семейных обрядов и праздников складывался дохристианский земледельческий календарь. Принятие христианства оказало на него огромное воздействие. Православная церковь, стремясь преобразовать языческую сущность празднеств, наложила на народный календарь церковный месяцеслов , или святцы , в которых в календарном порядке были расположены дни поминовения святых, события из истории церкви. В результате подобного наложения и возник народный месяцеслов, в котором симбиотически переплелись языческие и христианские элементы. Русский земледельческий календарь и христианский календарь смыкались между собой.

Все 365 дней в году оказались посвящены какому-либо святому угоднику или важному евангельскому эпизоду. Каждый день в году стал праздником – большим (нерабочим) или малым (рабочим). Из народного календаря исчезли имена всех языческих богов. Их заменили имена христианских святых, которые превратились в добрых помощников в сельском труде и семейной жизни.

Дохристианский земледельческий календарь был ориентирован по солнцу, а церковный – по луне. В результате такого совмещения возникло два типа праздников. Первые – постоянные, непереходящие – ежегодно отмечались в одно и то же время. Другие – переходящие – справлялись в разные дни. К ним относятся Пасха и Троица.

Народный календарь начинается с первого января, хотя дата эта никакого отношения к сельскохозяйственному году не имеет. Его начало – это либо приход весны (подготовка к севу), либо осень (окончание сбора урожая). В Древней Руси (до 1348 года) Новый год официально отмечался 1 марта, а с 1348 по 1699 год – 1 сентября, и лишь Петр I своим указом установил празднование Нового года по европейскому образцу. 1

Новогодняя обрядность начинала круг календарного фольклора. Началом Нового года русский крестьянин считал время зимнего солнцеворота, когда солнце как бы просыпалось от зимней спячки, дни становились длиннее. Период встречи Нового года получил название Святок . Они длились две недели – от Рождества Христова до Крещения (25 декабря – 6 января по старому стилю). Рождеству предшествует сочельник . С него и начинаются Рождественские святки . В представлении крестьян по приметам Рождественской ночи определялся будущий урожай, совершались магические обряды. Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи выбрасывал за дверь, на двор, угощая духов. Открыв дверь, приглашал на кутью "мороз" и просил его весной не губить посевы. Этот игровой обряд воспринимался как начало праздников. Непременной частью их были заклинания и поверья: женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы летом уродились крупные качаны капусты. Девушки ходили в полночь к запертым дверям церкви и подслушивали. Ту, которой чудился звон колокольчика, ожидало скорое замужество, а глухой стук означал могилу. 2

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодёжные гулянья и рождественские обряды.

Обрядовые песни - это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём - распорядком работ по временам года.

Календарно-обрядовые песни

Колядки

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием 1 . Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок - песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т. д. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и весь будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

    Коляда, коляда!
    Подавай пирога,
    Блин да лепёшку
    В заднее окошко!

    Новый год пришёл,
    Старый угнал,
    Себя показал!
    Ходи, народ,
    Солнышко встречать,
    Мороз прогонять!

Обряд колядования - обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получением за то подарков - существовал у всех славянских народов. Песни, которые при этом исполнялись, на Руси назывались по-разному: «колядки» (на юге страны), «овсень» (в центральных областях), «виноградье» (на севере). Традиционно такие песни начинались с поздравления с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце - требование подарков.

Масленичные песни

Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен - встреча и проводы Масленицы. В песнях она весёлая обманщица: обещанный праздник проходит слишком быстро, а впереди Великий пост с его ограничениями и запретами.

Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом хоронили, напевая песни, или сжигали.

    Как на Масленой неделе
    Со стола блины летели,
    И сыр и творог -
    Всё летело под порог!
    Как на Масленой неделе
    Из печи блины летели.
    Весело было нам,
    Весело было нам!
    Прошла Маслена,
    Кончилось гулянье,
    Идем теперь
    На отдыханье!

Отношение к Масленице (изображаемой в виде соломенного чучела в традиционной крестьянской одежде) в песнях было различным. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой. Когда речь заходила о проводах Масленицы, отношение к ней резко менялось - она обманщица, неуклюжая, неопрятная, «подкургузка»; главная вина Масленицы состояла в том, что с её уходом наступит строгий пост, когда нельзя будет веселиться, наряжаться, устраивать застолья.

Весенние песни

Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Всё это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.

    Весна, весна красная,
    Приди, весна, с радостью,
    С великой милостью,
    Со льном высоким,
    С корнем глубоким,
    С хлебами обильными.

Летние песни

Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Этот праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой.

На Троицу дома украшали берёзками, с берёзками ходили по деревне. Из берёзовых веток с листьями плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались различными песнями.

    Во поле берёзонька стояла,
    Во поле кудрявая стояла,
    Ах, люли, люли, стояла,
    Ах, люли, люли, стояла.

    Алыми цветами расцветала,
    Ах, люли, люли, расцветала.

Осенние песни

Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба.

Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.

    Жали мы, жали,
    Жали-пожинали, -
    Жнеи молодые,
    Серпы золотые,
    Нива долговая 2 ,
    Постать 3 широкая;
    По месяцу жали,
    Серпы поломали,
    В краю не бывали,
    Людей не видали

Вопросы и задания

  1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.
  2. Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
  3. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других обрядовых песен?
  4. Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?
  5. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?
  6. Объясните значение слов: «жито», «толокно», «лапта», «серп», «жать».
  7. Подготовьте выразительное чтение одной из песен. Обратите внимание на её напевность, повторы, обращения, эпитеты.
  8. Подготовьте праздник календарно-обрядовых песен (от зимних рождественских колядок до осенних, связанных со сбором урожая). Продумайте оформление сцены и зала, отберите песни, выучите их, попробуйте внести элементы театрального действа в исполнение песен.

1 Это название происходит от латинского слова calendae, обозначающего первый день месяца. Есть и другие объяснения, например от слова коло - круг.

2 Долговая - длинная.

3 Постатъ - обработанное поле.

Русские, как и другие славянские народы, были земледельца­ми. Уже в древности славяне отмечали солнцеворот и связан­ные с ним изменения в природе. Эти наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, закрепленных обрядами, приметами, пословицами. Постепенно обряды образовали годовой (календарный) цикл. Важнейшие праздники были приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию.

1.1. Зимние обряды

Время от Рождества Христова (25 декабря) 1 до Крещения (6 января) называлось Святками. Зимние Святки делились на свя­тые вечера (с 25 декабря по 1 января) и страшные вечера (с 1 по 6 января), их разделял Васильев день (1 января, по церковному календарю - Василия Кесарийского). В святые вечера славили Христа, колядовали, призывая благополучие каждому двору. Вторая половина Святок была заполнена игрищами, ряжением, посиделками.

Христа славили в течение всей рождественской недели. Маль­чики-христославы носили на шесте сделанную из разноцветной бумаги вифлеемскую звезду, распевая религиозные праздничные

песни (стихиры). Рождение Христа изображали в народном ку­кольном театре - вертепе. Вертеп представлял собой ящик без передней стенки, внутри которого разыгрывались картины.

Древний смысл новогодних празднеств заключался в чество­вании возрождающегося солнца. Во многих местах сохранился языческий обычай в ночь под Рождество посреди деревенской улицы напротив каждого дома зажигать костры - символ солн­ца. Существовало также представление о сверхъестественных свойствах воды, позже поглощенное церковным обрядом водо­святия. На Крещение на реке делали "Иордань": у проруби ус­траивали нечто вроде алтаря, сюда шли с крестным ходом, свя­тили воду, а некоторые даже купались в проруби.

Возрождение солнца означало наступление нового года, и у людей возникало желание предугадать будущее, повлиять на судь­бу. С этой целью совершались разнообразные действия, кото­рые были призваны обеспечить хороший урожай, удачную охо­ту, приплод скота, увеличение рода.

Готовилось много вкусной еды. Пекли из теста козульки: ко­ровок, бычков, овец, птиц, петухов - их принято было дарить. Непременным рождественским угощением был кесарийский по­росенок.

В новогодней магии большую роль играли хлеб, зерно, соло­ма: солому стелили в избе на пол, приносили в избу снопы. Зернами обсевали (посевали, засевали) избы - бросая горсть, при­говаривали: "На здоровье - коровье, овечье, человечье "; или: "На полу теляток, под лавкой ягняток, на лавке - ребяток!"

В ночь перед Рождеством и под Новый год совершали обряд колядования. Собирались подростки и молодежь, кого-либо об­ряжали в вывороченный тулуп, давали в руки палку и суму, куда позже складывались продукты. Колядующие подходили к каж­дой избе и под окнами выкрикивали величания хозяевам, а за это им подавали угощение.

Обходные песни (исполнявшиеся во время обрядового обхо­да дворов) при колядовании имели разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). Названия происходят от припевов "Коляда, коляда!", "Бай, авсёнь, бай, авсёнъ!"\>1 "Виноградье, виноградье, красно-зеле­ но!" В остальном эти песни были близки. Композиционно они состояли из благопожелания и требования подаяния. Особенно частым было пожелание изобилия, которое изображалось в за-клинательных песнях с помощью гипербол:

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа.

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.

Помимо заклятия на урожай, выражалось пожелание долго­летия, счастья, многочисленного потомства. Могли спеть вели­чание отдельным членам семьи. Желаемое, идеальное рисова­лось как действительное. Описывался богатый, фантастически прекрасный двор и дом, хозяин сравнивался с месяцем, хозяйка с солнцем, а их дети с частыми звездочками:

Млад светел месяц - то хозяин наш,

Красно солнушко - то хозяюшка,

Виноградье, виноградье, красно-зелено.

Часты звездочки - малы детушки.

Скупым хозяевам пели песню:

Не дашь пирога -

Мы корову за рога.

Не дашь кишку <колбасу> -

Мы свинью за виску.

Не дашь блинка -

Мы хозяина в пинка .

В обычае было гадать под Новый год, а также от Нового года до Крещения. Когда-то гадания имели аграрный характер (о будущем урожае), но уже с XVIII в. гадали преимущественно девушки о своей судьбе. Были распространены подблюдные гада­ния с песнями. Форм и способов гаданий известно до несколь­ких сотен.

На Святках обязательно было ряжение. Магическое значение в древности имели зооморфные маски (бык, конь, коза), а также архаичные антропоморфные: старик со старухой, покойник. Глу­бокие корни имел травестизм: переодевание женщин в мужской костюм, мужчин - в женский. Позже стали рядиться в солдата, барина, цыганку и проч. Ряжение переходило в маскарад, зарож­дался фольклорный театр: разыгрывались скоморошины, дра­матические сценки. Их веселый, разнузданный, а иногда и не­пристойный характер был связан с обязательным смехом. Риту-

альный смех (например, над покойником) имел продуцирующее значение. В. Я. Пропп писал: "Смех есть магическое средство создания жизни"  .

В конце зимы - начале весны праздновалась масленица. В своей основе это был языческий праздник, посвященный про­водам уходящей зимы и приходу солнечного тепла, пробужде­нию шюдородящей силы земли. Христианство повлияло только на сроки масленицы, которые колебались в зависимости от Пасхи: ей предшествовал семинедельный Великий пост, масленицу праз­дновали на восьмой предпасхальной неделе.

И. П. Сахаров писал: "Все дни масляной недели имеют свои особенные названия: встреча - понедельник, з а и г р ы -ш и - вторник, лакомка - среда, разгул, пере­лом, широкий четверг - четверток, тещины вечёрки - пятница, золовкины посиделки- суб­бота, проводы, прощанья, прощеной день - воскресенье"  . Сама же неделя называлась сырной, сырницей, что говорит о ней как о празднике "белой" пищи: молока, масла, сметаны, сыра. Блины как обязательное угощение, довольно по­здно превратившееся повсеместно в атрибут масленицы, явля­лись прежде всего поминальной едой (изображая солнце, блины символизировали загробный мир, который, по древним пред­ставлениям славян, имел солнечную природу). Масленица отли­чалась особенно широким хлебосольством, ритуальным объеда­нием, питьем крепких напитков и даже разгулом. Обилие жир­ной ("масляной") пищи и дало название празднику.

С четверга (или с пятницы) начиналась широкая масленица. Катались с ледяных гор, а позже и на лошадях. Праздничный поезд в честь масленицы (вереница саней с запряженными в них лошадьми) в некоторых местах доходил до нескольких сотен саней. В древности катание имело особый смысл: оно должно было помочь движению солнца.

Масленица - это праздник молодых супружеских пар. По г, всюду они были желанны: ездили в гости к тестю и теще, показы­вались народу в лучших нарядах (для этого вставали рядами по обеим сторонам деревенской улицы). Их заставляли при всех.деловаться. Свою гоюдородящую силу молодые должны были сообщить земле, "разбудить" ее материнское начало. Поэтому

во многих местах молодоженов, а иногда и девушек на выданье с ритуальным смехом зарывали в снег, в солому или валяли по снегу.

Масленица была знаменита кулачными боями. Среди каза­ков была популярна игра "взятие снежной крепости", которая проводилась на реке.

На масленицу по улицам ходили ряженые медведем, козой, мужики переодевались "бабами" и наоборот; в порты или юбки рядили даже лошадей. Саму Масленицу представляло чучело из соломы, обычно в женской одежде. В начале недели его "встре­чали", т. е., поставив на сани, с песнями возили по деревне. Эти песни имели вид величаний: в них воспевалась широкая честная Масленица, масленичные яства и развлечения. Правда, велича­ние было ироническим. Масленица называлась дорогой гостей- кой и изображалась молодой нарядной женщиной (Авдотьюшка Изотъевна, Акулина Саввишна}.

Праздник повсеместно завершался "проводами" - сожжением Масленицы. Чучело везли за деревню и сжигали (иногда броса­ли в реку или разрывали и разбрасывали по полю). При этом пели корильные песни (а позже и частушки), в которых Масле­ницу упрекали за то, что наступает Великий пост. Ей давали обидные прозвища: мокрохвостка, кривошейка, полизуха, блино- еда. Могли исполнять пародийные похоронные причитания.

В некоторых местах чучела не было, вместо него жгли кост­ры, но при этом все равно говорили, что жгут Масленицу. Обы­чай сжигать Масленицу показывает, что она олицетворяла мрак, зиму, смерть, холод. С наступлением весны от нее необходимо было избавиться, чтобы она не вредила оживающей природе. Приходу солнечного тепла должны были помочь костры, кото­рые раскладывали на высоком месте, а в середине их укрепляли на шесте колесо - когда оно загоралось, то казалось изображе­нием солнца.

День проводов масленицы - прощеное воскресенье. Вечером этого дня прекращалось веселье и все прощались, т. е. просили прощения у родных и знакомых за свои прегрешения в прошед­шем году. Крестники посещали крестных отца и мать. Люди как бы очищались от обид и скверны. А в Чистый Понедельник (первый день Великого поста) отмывали от скоромной пищи посуду, мылись в банях, чтобы в чистоте приготовиться к посту.

Урок: Литературное чтение. (Учитель: Немкина Лариса Анатольевна)

Тема: Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.

Цели: 1) познакомить учащихся с обрядовым фольклором;

2) развивать любознательность, кругозор;

продолжить работу над качеством и скоростью чтения;

3) воспитывать уважение к традициям нашего края.

Оборудование: самовар, свечи, зеркало, самотканые половики, маски зверей, цветные платки, кокошники, фата, платье для невесты.

Карточки с новыми терминами: обряд, рождество, сочельник, святки, колядки, колядование, обычай.

Литература:

1. Бердникова Н.В. «Веселая ярмарка». Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет / Н.В. Бердникова.- Ярославль: Академия развития, 2005. – 368 с.

2. Ищук В.В. «Народные праздники» / В.В. Ищук, М.И. Нагибина. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000. – 130с.

3. Лазарев А.И. «Уральские посиделки» / А.И. Лазарев. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1977. – 85 с.

4. Пашина В. «Жили – были, хоровод водили». Фольклорные праздники для 5 – 9 классов/ В. Пашина. – Ярославль: Академия развития, 2007

5. Рякина И.В. « Народные праздники»/ И.В. Рякина. – Екатеринбург, 2002. – 159 с.

6. Саверский Л.А. «Народные праздники Зауралья» / Л.А. Саверский. – Куртамышская типография, 2005. – 686 с.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы.

III. Повторение. Введение в новую тему.

С какими жанрами фольклора вы уже знакомы? Назовите.

(Загадки, частушки, поговорки, колыбельные песни, молчанки, потешки, считалки, дразнилки).

Это малые жанры фольклора.

А сегодня вы познакомитесь с обрядовым фольклором.

IV. Новый материал.

1) Обряд - это строй, порядок, уклад жизни семьи.

Календарные обряды и обрядовая поэзия – это древнейший вид народного творчества.

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми зимними календарными праздниками и связанными с ними обрядами, обычаями, приметами, традициями, т.к. скоро наступит всеми нами любимый праздник Новый Год, узнаете о празднике Рождество Христово, которое празднуется 7 января.

Об истории этого праздника послушайте информацию. (Паюсова Настя).

История праздника

Было это давным-давно, 2000 лет тому назад. В маленьком еврейском городке Вифлееме жила семья – молодая женщина по имени Мария и ее немолодой муж Иосиф. Однажды во время путешествия в город Иерусалим ночь застала путников, и они стали искать ночлег. Ко многим в дом просились Мария и Иосиф, но напрасно. Наконец, один человек сжалился над ними и пустил переночевать в сарай для скота. Там Мария родила сына, которого назвала Иисус. Родился не простой человек, а бог. Он спасает мир от страданий и грехов, но за это сам будет вынужден страдать. В ознаменование этого события на небе загорелась новая звезда.

И люди пошли за звездой, чтобы поклониться Иисусу и его матери. Они принесли подарки Марии и ее сыну. С тех пор возникла традиция праздновать Рождество и дарить друг другу подарки.

2. (У всех детей на партах листочки с информацией о празднике).

Прочитайте, какие атрибуты характерны для праздника Рождества Христова.

(Дети читают по «цепочке»).

Рождество

Рождество – это праздник, который непосредственно связан с религиозными убеждениями людей. В западных странах его празднуют за неделю до наступления Нового года, а в России и странах, исповедующих православие, согласно православному календарю - через неделю после наступившего Нового года. Поэтому в нашей стране Рождество является как бы продолжением Нового года. Оттого и атрибуты у него такие же – елка, подарки, сказочная атмосфера, которая сопровождает нас в течение всего праздника. Рождество – большая радость и для детей, и для взрослых, потому что не закончена новогодняя сказка и есть возможность еще раз получить подарок.

На доске Сочельник – сочиво- сочник

Прочитайте, как проводился Рождественский сочельник.

Празднование

Сочельник

В канун Рождества, 6 января вечером, начинается праздничный сочельник. Свое название этот вечер получил от названия еды. Сочиво (сочник) – символичное угощение в виде каши. Для ее приготовления нужно было иметь мед, символизирующий райскую жизнь, пшеницу – росток новой жизни, сухофрукты, обозначающие итог жизни.

Рождественский сочельник проводился в самом строгом посте. Не ели ничего весь день. За стол садились, как правило, только после первой звезды, причем еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготавливались заранее. Для этого, кроме сочива, готовили разведенную медом кашу – кутью, которая знаменовала собой плодородие. По окончании вечера часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы дать им возможность отпраздновать «богатую кутью».

День Рождества начинается с посещения церкви. Люди радостно поздравляли друг друга. К рождественскому ужину готовились торжественно: дома все было по-праздничному, наряжали елку, готовили подарки. На стол ставилась обязательная ритуальная еда: сочник, кутья, блины. По обычаю, первый блин скармливался скотине, второй выставлялся на заднее окно в качестве «поминального». Кроме обязательной еды, готовили много всего самого вкусного и накрывали на стол то, чем были богаты.

Несмотря на торжественность и строгость этого праздника, отличался он веселыми гуляниями, а на святки девушки устраивали гадания.

4. Итак, на святки девушки устраивали гадания.

(Выходят девочки, показывают сценку «гадания на суженого».)

Сценка.

ТЕТКА – Давайте гадать красавицы.

А как будем?

ТЕТКА – На свечах, зеркало ставьте, свечи зажигайте.

(Ставит зеркало, свечу, напротив садятся девочки.)

ТЕТКА – Кто, девчата, хочет погадать? Садись, Машенька, садись, милая, запевайте, девушки.

Ты гори, свеча, ты гори, другая,

Отразись-ка, в чистом зеркале.

Пусть мой суженый приблизится,

В чистом зеркальце предвидится

ДЕВ. – Ряженый- суженый, приходи ко мне ужинать!

ТЕТКА – Что видишь, Машенька?

ДЕВ. – Ой, девчонки, какой он старый!

ТЕТКА – А давайте на воду гадать, красавицы!

У меня ковш волшебный есть. Я сейчас слова буду заветные говорить.

А вы тихо стойте, меня не беспокойте…

Свечки спускайте да желанье загадайте

(Руку держит над ковшом и говорит.)

Ой, ты, ковшик да с водицей,

С водицей не простой, с водицей ключевой,

Ты колечки прими, да всю правду расскажи,

Красным девицам – свет, красавицам судьбу предскажи.

Ну, кому погадать? Заводи песню.

ПОЮТ - Колечко мое позолоченное, полежи в воде, на самом дне.

Правда сбудется, не минуется.

Глянь – ка, Наталья, твое колечко по дну бежит,

В этом году тебе замужем быть, недалече от дому жить.

Кому еще погадать? Да ты еще мала, тебе подрасти, Настя, надо.

Дев. – Ну, погадай, тетка Дарья!

Тётка – Ладно, заводи.

Глянь-ка … твое колечко спокойно лежит, по дну не бежит.

В этом году тебе замужем не быть, в этом году тебе в девках ходить.

Уже смеркаться стало, ну, девушки, повеселились, а теперь пора чай пить да гостинцы кушать.

(Раскладывает накаледованное угощенье.

Тетка ставит на стол чай, чайник, печенье, кружечки.)

В горенке самовар кипит - пойдемте чай пить.

Итог:

Учитель: - До сих пор в с. Медвежье Варгашинского района молодежь встречает Новый год в избе, коляду поют, частушки. Непременный атрибут Святок – гадание. Гадание на урожай в с. Чернавское Притобольного района проводили так.

Разбрасывали пшеницу, после её мели, а на второй день искали на подошве валенок зёрна. Если находили мало – плохой год. Если до десятка – то год средний, а больше – то год хороший.

А сейчас послушайте свадебную величальную.

(Выходят парни и девушки, со стороны жениха и невесты, поют песню, водят хоровод).

Вокруг жениха и невесты дети поют:

Виноград расцветает, - мальчики образуют круг, жених в центре.

Виноград расцветает,

А ягода, ягода поспевает. – девочки образуют круг, а невеста в центре.

2. Виноград Иванушка - перестраиваются в ручеек (мальчики с

Виноград Иванушка женихом).

А ягода- ягода свет - перестраиваются в ручеек (девочки с

Марьюшка, невестой).

А ягода- ягода

Свет Марьюшка.

3. Им люди позавидовали (2р.) - Выставляются из ручейка в

Им люди позавидовали, линию.

Что хорош, что пригож, что пригож, (2р.)

Во свете живешь.

(После хоровода поклон).

Итог: Прочитайте, как называются дни веселья и священного торжества Рождества Христово.

По «цепочке» дети читают:

Святки.

Святки, святые вечера – так называются в России дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшиеся 7 января (по настоящему календарю) и заканчивающиеся 19 января.

Об обычаях и приметах в Рождественские праздники расскажет Полякова Саша.

Обычаи и приметы.

Рождественские праздники сопровождались колядованием – обрядом, который известен на Руси с языческих времен. Коляда – языческий бог пиршества и мира. Для его прославления парни и девушки прятали свое лицо под традиционными масками козы, медведя и т.д. Такие маски в народе называли «харя». Именно маска – обязательнейшая святочная принадлежность – помогала человеку оставаться неузнаваемым на празднике. Ряженые парни и девушки обычно собирались группами, и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами домов и в избах песни – колядки в честь праздника или поздравляли хозяев. За это хозяева давали им деньги и хлеба.

Коляда ты, коляда,

Заходи, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Уч-ль – А сейчас мы пойдем с вами колядовать. На доске колядки – колядовать.

(Выступают группа ребят – дети в масках зверей)

ХОЗЯЙКА: - Кузьма, глянь-ка, сколько гостей к нам пожаловало!

Здравствуйте, гости дорогие!

ГОСТИ: - Чем вы нас, хозяюшка одарите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

ХОЗЯКА: - Вот вам угощение: пряники медовые да леденцы сладкие!

ГОСТИ: - Добрые хозяева здесь живут. Спасибо.

Дай бог тому, кто в этом дому!

Кто в этом дому, ему рожь густа,

Рожь ужиниста.

Из зерна ему коврига.

Из полузерна – пирог.

ГОСТИ: (Заходя в дом, «Сеют» пшеницей и поют, желая хозяевам здоровья и достатка.)

Сею, сею, подсеваю,

Я пшеницей посыпаю.

С новым годом поздравляю!

Сею, сею, посыпаю

Овёс, ячмень, радости желаю.

Гости уходят.

Приметы (дети читают)

Уч-ль – Под Рождество люди проверяли приметы, вспоминали пословицы, поговорки, загадки.

(Дети читают, запоминают по «цепочке».)

В Рождество день теплый – хлеб будет темный, густой.

На рождество метель – пчелы роиться будут.

На Рождество иней – урожай на хлеб.

На Рождество два друга – мороз да вьюга!

Береги нос в большой мороз.

Итог: - Какие приметы запомнили?

Назовите.

Кто назовет другие приметы?

Прочитайте загадки:

(Дети читают загадки по «цепочке»)

Загадки

Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит и стоять не велит.

Старик – шутник гулять не велит,

За нос домой тянет.

Без рук рисует, без зубов кусает.

Итог: мороз. Как догадались?

Итог: - Итак, вы познакомились с обрядовым фольклором на примере зимнего праздника Рождества Христова.

Перечислите, что относится к обрядовому фольклору. (Обрядовые песни, колядки, гадания, календарные праздники и связанные с ними обычаи, приметы)

Знакомство с календарными праздниками продолжим на следующих уроках.

6 класс

Тема урока: «Календарно-обрядовый фольклор».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор»

Планируемые результаты: знание понятия фольклор, обрядовый фольклор, основные особенности фольклора в жизни народа, заинтересовать старинной русской обрядовой поэзией, учить сопоставлять фольклорные и литературные произведения, выразительно читать фольклорные произведения.

Задачи:

1. раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.

2. Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.

3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Оборудование: Аникин В.П., Круглов Ю.Г. « Русское народное поэтическое творчество», презентация , иллюстрации к произведениям устного народного творчества, видеосюжеты реконструкции народных обрядовых праздников

Ход урока:

-Организационный момент.

- Постановка проблемы:

Какие слова из темы вам хорошо знакомы?

Значение каких слов вы знаете неточно?

Дети знакомятся с точным значением слов.

ОБРЯД - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор - это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Календарно-обрядовый фольклор - это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.

Устное народное творчество воплощено в обрядовых песнях, танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Разыгрываются сценки из различных обрядов:

Колядки.

Веснянки-заклички.

Обрядовые песни.

Народные обряды делятся на два цикла:

- календарные обряды , связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)

- семейно-бытовые обряды , связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.

Давайте рассмотрим календарно-обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельско-хозяйственным календарем - распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

    Зимние праздники.

Святки.

Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием - одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами (прослушивание аудиозаписи «Коляда ходя-бродя»):

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение - признак полноты дома. Колядка - это песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.

Композиция колядок проста: формула прихода праздника, потом - формула поиска дома, его описания (с преувеличением), формула восхваления хозяев, просьба и в финале - пожелание или угроза.

Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.

Сценка-гадание.

    Весенние праздники.

Масленица.

Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.

Характеризуя масленичные песни , можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, Масленая недалечка»)

Наша масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.


Исполнители масленичных обрядов своеобразно "заклинали солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее "разгорание".Традиционными стали катание "по солнцу", по кругу и устойчивый обычай печения и поеда-ния блинов, круглая форма которых была как бы символическим "знаком" солнца.

Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних - обращались с просьбами подольше не уходить:

А мы свою маслёну провожали,
Тяжко - важко да по ней вздыхали:
-А маслёна, маслёна, воротися,
До самого великого дня протянися!


В других - выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что её проводили:


А мы свою маслену прокатили,
В ямочку закопали,
Лежи, масленица, до налетья…
Масляница - мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху.

Встреча весны.

В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, жаворонки, жаворонушки…»

Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.

Главный весенний жанр - веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.


Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.

Летние праздники – открывались широким праздником Троицы.

Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:


Завивайся, берёзонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе, приехали,
С вареницами, со яишницами,
С пирогами со пшеничными!


Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".

День Ивана Купалы - кульминация земельного годичного круга.

Купальские обряды . Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым.

    Осенние праздники

Жатва, сенокос.

В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни.

Рефлексия

Проводится беседа по вопросам.

1.Какой фольклор называется обрядовым?

2.Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

3.Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

4.Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

5.Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

6.Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.

Домашнее задание. Групповой мини-проект «Приходите к нам на праздник»

Используемая литература:

    Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Автор – составитель В.П. Полухина, В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение

    Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001

    Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987

    Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»