Классный час с педагогом- психологом " наш характер". Классный час с психологом "Дружный ли наш класс" (6 класс) Психологические классные часы

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

педагог-психолог

МОУ Кесовогорская СОШ

Классный час с психологом на тему: «Учимся быть терпимыми»

(для учащихся 6-7 классов)

Цель:

Развитие навыков толерантного общения.

Задачи:

1. Развивать навыки эмпатии.

2. Создать условия для формирования стремления к самопознанию.

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Оборудование: бланки для составления памятки на «черный день», карандаши, альбомные листы, разрезанные пополам, рисунок дерева, бумажные листочки дерева по количеству участников, клей.

Организация пространства: Дети сидят за круглым столом.

Ход классного часа.

Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше сегодняшнее общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. А сейчас немного поиграем.

Ребятам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит "один", второй - "два", и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:

  • как началась игра?
  • чего хотелось каждому сначала?
  • почему сначала ничего не получалось?
  • как удалось досчитать до десяти?
  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
  • чему нас учит эта игра?

2. Чтение китайской притчи о терпении

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

Правитель обратился к известному мудрецу-отшельнику с просьбой посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или казнить мудреца за издевательство. Отшельник отдал таблички, и их привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово. Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целый год, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать его совет.

  • Какое слово написал мудрец? (ТЕРПЕНИЕ).
  • Поднимите руку, кто считает, что этого качества у него в достатке.
  • Приведите примеры, когда вы его проявили.
  • Что вы при этом чувствовали?
  • Легко ли быть терпимым?

3. Классный руководитель предлагает детям закончить фразы:

  • Простить - это...
  • Когда мне отказывают в моей просьбе, я...
  • Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...

4. «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»

Классный руководитель заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Классный руководитель предлагает ребятам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
Классный руководитель на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.
Заполненные памятки остаются у детей.

  1. «Копилка обид»

Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику?
Учащиеся обсуждают, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды. Ребятам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой? Классный руководитель говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.

(Копилки отправляются в мусорную корзину).

  1. Составление правил общения.

Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил:

Дети самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде листьев дерева правила, а потом крепят на изображение дерева, размещённое на доске. Примерные ответы:

1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.
2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
4) Не давай оценки.
5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...»; «Ты должен...» - под запретом.

  1. Рефлексия. Практические задания для обсуждения в группах (3 группы).

При помощи правил толерантного общения дайте конструктивный ответ собеседнику.

Ситуация 1 . Друг отказывается выполнять твою просьбу.

Ситуация 2. Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.

Ситуация 3. Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор.

Ситуация 4 . Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.

Ситуация 5. Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном.

Ситуация 6. Подруга грубит и отказывается обсуждать с тобой семейную проблему.

8. Упражнение в кругу «Импульс»

Классный руководитель предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.

  1. Подведение итогов.

Сегодня мы учились быть терпеливыми, прощать обиды. Я надеюсь, что полученные на сегодняшнем занятии знания вы будете использовать в своем повседневном общении. Спасибо всем! До новых встреч!

Литература

  1. Девина И. Мы с тобой одной крови // Школьный психолог - 2009.-
    №20
  2. Остапенко А. Упрямо штопать изрешечённую ткань добра//Воспитательная работа в школе. - 2009. - №4.
  3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О.Д. Шарова - М: Генезис, 2000.
  4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России.
  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
  6. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
  7. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.

Воспитательные задачи на учебный год:

  • Воспитать детей грамотными, культурными в разговоре, общении, во время умственного и физического труда и отдыха.
  • Прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома.
  • Ориентировать внимание детей на внутренний мир каждого человека.
  • Формировать уважительное отношение к автономному духовному миру личности.
  • Совершенствовать навыки общения, коммуникативной компетентности.
  • Развивать доброжелательность, вежливость и воспитанность учащихся.
  • Воспитать нравственную ответственность за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Цели:

  • воспитать детей грамотными, культурными в разговоре, общении, во время умственного и физического труда и отдыха;
  • прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома.

Тематика классных часов на 2008-2009 учебный год

Тема. «Этикет (Манеры)»
Тема. «Есть у человека недостатки?»
Тема. «К большому терпению придет и умение» + тема 13
Тема. «Как уважать Человека» + тема 17
Тема. «Корректный и галантный Человек»
Тема. «Человечество – это мужчины и женщины»
Тема. «Мое поведение – мое отношение»
Тема. «Познай себя самого» + тема 16
Тема. «Где располагается душа? Зло и Добро»
Тема. «Искусство быть обаятельным»
Тема. «Как понять другого. Эмпатия»
Тема. «Какие люди мне нравятся. Культура спора»
Тема. «О терпимости к людям»
Тема. «Совесть – основа нравственности»
Тема. «Язык – основное средство общения»
Тема. «Пойми меня» + тема 20
Тема. «Каждый человек достоин уважения»
Тема. «Делать добро спешите»
Тема. «Как научиться жить в мире людей»
Тема. «Воспитай себя сам»
Тема. «Красота внешнего облика» (Приложение 1 )
Тема. «К большому терпению придет и умение» (Приложение 2 )
Тема. «Как понять другого. Эмпатия» (Приложение 3 )

Дополнительный материал:

  • «О чем может рассказать дневник»
  • Конкурсы

Тематика психологических тренингов

Тема 1. Я – наблюдатель.

Цель занятия: создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания.

Цель занятия: создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.

Тема 3. Эмоциональный словарь.

Цель занятия: создание условий для обращения участников к особенностям собственного эмоционального мира.

Тема 4. Я в «бумажном зеркале».

Цель занятия: создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально-личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап).

Тема 5. Как справиться со злостью.

Цели занятия:

  • создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.
  • разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме.
  • обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Тема 6. Что такое эмпатия? (Приложение 5 ).

Цели занятия:

  • экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций.
  • создание условий для тренинга эмпатических навыков.

Тема 7. Комплименты.

Цель занятия: создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты.

Тема 8. «Кто я такой и какой я? Толлерантность».

Используемая литература:

  1. Журналы «Классный руководитель» с 1996–2008 года.
  2. Журналы «Справочник классного руководителя» с 2007–2008 года.
  3. Золотой диск «Практикум для классного руководителя»
  4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя. Н,А. Панченко. Волгоград. Учитель, 2007.
  5. «Я – подросток. Мир эмоций» Программа уроков психологии 7-9 классы. А. Микляева. Санкт-Петербург. Издательство «Речь», 2003.

Час общения « Путь к себе».

Тот, кто правильно указывает

На мои ошибки,- мой учитель;

Тот, кто правильно отмечает

Мои верные поступки.- мой

Друг;

Тот, кто мне льстит,- мой враг.

Сюнь-цзы.

Важно не то, кем тебя считают,

А кто ты есть на самом деле.

Публий Сир.

Цели : расширить представление учащихся о самопознании. Саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремлённость, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Оформление: - написать тему, эпиграфы;

Начертить на доске таблицу « Самооценка». В колонках признаки указаны неверно.

Написать на доске:

Как правильно оценить себя.

1. Судите о себе по делам.

2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

3. Тот, кто вас критикует - ваш друг.

Критикует один - задумайтесь

Критикует два - проанализируйте своё поведение.

Критикуют три - переделывайте себя.

4. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

План классного часа.

1.Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

2.Интерактивная беседа по теме « Зачем нужна самооценка?»

3.Работа по теме « Определение уровня самооценки».

4.Проблемная ситуация « Как себя оценить?»

5.Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

В) Принципы.

С) Идеалы.

6. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

7. Заключительное слово.

8. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа.

1.Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Сегодня мне хотелось бы пригласить к разговору, который волнует всех:» Каков путь к себе?».Ещё древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле - человек. А философы тысячелетиями пытаются разгадать феномен своего «Я».

Когда человек рождается, врачи, которые его приняли. Облегчённо вздыхают и говорят: « Ну, вот и слава Богу!» и устало улыбаются. А женщина, которая стала матерью, сквозь боль, слёзы и ожидания тоже пытается улыбаться. « Вот и всё»,- говорят врачи. « Нет,- качает она головой, - это только начало, начало новой жизни, начало нового человека». Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное. Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь. Десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажем, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? Какой я? Каким я хочу быть? Что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

2.Интерактивная беседа по теме « Зачем нужна самооценка?»

Великий немецкий поэт И.В. Гёте утверждал: « Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

- Что можно узнать о себе ? (1.свои физические возможности, состояние здоровья)

2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).

3. Сой характер, темперамент, волю.

4. Сои вкусы, привычки.

5. Свои сильные и слабые стороны.)

Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст?

(Примерные ответы: 1. узнать призвание, выбрать профессию.2. избежать ошибок и разочарований. 3. Правильно вести себя с окружающими.

4. Не браться за невыполнимые дела. 5. правильно определить цель в жизни.)

Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать своё призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

3.Работа по теме « Определение уровня самооценки».

А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос. Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа- с завышенной, вторая- с заниженной и третья- с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие- обосновать свой выбор. (В течение3-5 минут дети работают.) Время истекло, слушаем мнение групп. (Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

Самооценка.

Записи на листах.

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, внушаемость.

Объективная : уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т.п.).

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т.д.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т.п.).

4.Проблемная ситуация « Как себя оценить?»

Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи. « Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и её подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подмётки не годятся!»

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - « Как оценить себя».(прочитать)

Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

(Примерные ответы:

Cудила о себе, по мнению мамы и бабушки.

Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.

Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

Не прислушивалась к критике, три человека говорили ей одно и тоже, а она не сделала выводов.

Поругалась с друзьями, которые говорили об её недостатках.

Ставила себе нереальные цели.

5.Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

Цели.

Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберёмся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое ? (Это мечта. То, к чему человек стремится).

Зачем нужно ставить перед собой цель ? (чтобы к чему-то стремится, чтобы был смысл жизни)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни?( могут быть краткосрочные, могут быть долгосрочные).

Примерные ответы:

Богатство, слава, власть.

Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

Быть просто хорошим человеком, любить детей.

Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

Принести пользу людям. Жить для людей.

Найти свою любовь.

Жить для удовольствия, наслаждения.

Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

Учёные говорят, что жизненная цель даёт человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, ив конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни?

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы.

Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте вспомним их. (1 Я - Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня. 2. Не делай себе идола, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху. И что на земле внизу, и что в водах под землёю: не поклоняйся им и не служи им.3. не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4.помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай, в продолжение их, все дела твои, а день седьмой - день покоя(субботу) посвящай Богу твоему.5. почитай отца своего и матерь свою, чтобы ты долго прожил на земле. 6. не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства. 10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни пол его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.)

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: « Человек человеку - волк»(закон джунглей), « Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), « Бери от жизни всё!», « После нас - хоть потоп!»и т.п. Какие ещё вы знаете принципы?

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов?

Идеалы.

Идеал - совершённое воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания, Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины : привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: Обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина : коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника : профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

Конспект классного часа на тему «Общение с пониманием», 7-8 класс

Цели: расширить представление детей о межличностных отношениях; формировать положительное отношение к таким нравственным качествам, как тактичность и сдержанность, принципиальность, уступчивость, доброжелательность; воспитывать отвращение к распущенности, вульгарности; способствовать созданию позитивной нравственной атмосферы в классе, укреплению дружбы между мальчиками и девочками.

Оборудование

Для упражнения «Немое кино» выбрать три пословицы (из предложенных ниже), записать каждую на отдельной табличке.

Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.

Коса - девичья краса.

Своя рубаха ближе к телу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дома и стены помогают.

Конь о четырех ногах, да спотыкается.

Поспешишь - людей насмешишь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь;

Для упражнения «Подсказка» написать на альбомном листе крупными буквами строку стихотворения:

«Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел; был сильный мороз»;

Для упражнения «Первое впечатление» сделать коробку стремя небольшими отверстиями, положить туда какой-либо предмет (например, будильник) так, чтобы из каждого отверстия была видна часть предмета;

Для упражнения «Испорченный телефон» записать на трех листах инструкции для каждой группы (взять из текста сценария).

План классного часа

I. Вступительная беседа «Человек - существо общественное».

II. Мини-лекция «Язык жестов и мимики».

III. Упражнения на понимание.

1. «Немое кино».

2. «Подсказка».

3. «Первое впечатление».

4. «Испорченный телефон».

IV. Комментирование «Общайся по правилам».

V. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Человек - существо общественное»

Классный руководитель. Ребята, всем вам хорошо известна сказка о Маугли. Ребенок, выросший среди зверей, ведет себя как человек. Но в жизни такие дети людьми не становятся, а остаются только человеческими существами. Науке известны случаи, когда дети с рождения были воспитаны животными. Эти дети так и не смогли овладеть человеческими навыками и на всю жизнь оставались инвалидами. Как вы думаете, почему? (Дети высказываются.)

Конечно, недаром говорят, что человек - существо общественное, только в общении с себе подобными он и становится человеком. С помощью общения люди обмениваются информацией, накапливая и сохраняя ее для будущих поколений. Как люди передают друг другу информацию? (С помощью слов, сказанных или записанных.)

Ученые из США установили, что в среднем человек говорит только в течение 10-11 минут в день и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунды. А вообще, в любой беседе с помощью слов передается менее 1/3 информации, а более 2/3 информации - с помощью других средств общения. Как вы думаете, каких? (С помощью звуков, жестов, позы, мимики и т. п.)

Всегда ли общение благотворно для человека или оно бывает вредным или даже гибельным? (Иногда простая беседа может закончиться ссорой или даже дракой.)

Чтобы общение было успешным, нужно соблюдать определенные правила. Об этих правилах мы и будем говорить в ходе сегодняшнего классного часа.

II. Мини-лекция «Язык жестов и мимики»

Классный руководитель. Как мы уже говорили, 2/3 информации люди передают друг другу с помощью жестов, мимики, других средств общения. Но язык жестов нужно уметь понимать.

Ребята, прошу вас отвечать мне без слов. Хотите ли вы, чтобы вас понимали?

(Дети кивают.)

Знаете ли вы язык племени тамбу-ламбу?

(Дети отрицательно качают головами.)

А что это за племя и зачем нужно знать его язык?

(Дети пожимают плечами, показывая недоумение.)

Жесты, которыми вы сейчас пользовались, являются универсальными, понятными людям почти всех национальностей. Но есть жесты, которые понимают в разных странах по-разному.

Поднятый вверх большой палец в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии может означать «все в порядке», но если большой палец резко вскидывается вверх, жест может означать и грубое ругательство.

А что означает этот жест? (Показывает V-образный знак пальцами.) Для англичанина этот жест означает «победа», если рука повернута тыльной стороной к говорящему, а если ладонью, то жест приобретает оскорбительное значение - «закрой рот!». Но в большинстве стран Европы этот жест в любом исполнении означает «победа». Во многих странах этот жест означает также цифру 2.

Считаем на пальцах. Итальянцы считают, начиная с большого- это цифра 1, а американцы и англичане - с мизинца, тогда большой палец обозначает цифру 5. А как считают в России?

Посчитайте на пальцах до пяти. С какого пальца вы начали? (С мизинца.)

Эти примеры говорят о том, что при толковании жестов нужно учитывать национальные особенности говорящего, чтобы избежать недоразумений при общении.

III. Упражнения на понимание

Классный руководитель. В общении очень важно понимание. «Счастье - это когда тебя понимают» - эти слова из фильма «Доживем до понедельника» стали афоризмом. Только тогда общение становится плодотворным, когда обе стороны хотят взаимопонимания.

Чтобы укрепить и накачать мускулы, ребята ходят в тренажерные залы, выполняют специальные упражнения. Так и в общении, чтобы научиться правильно общаться, нужно укрепить мускулы общения. Этому помогут такие упражнения.

1. «Немое кино»

Классный руководитель. Все знают о том, что такое немое кино. Сейчас, как в таком кино, с помощью жестов и мимики нам покажут пословицу. Приглашаю к доске по одному представителю от каждого ряда. Вы можете выйти на 5 минут за дверь, чтобы подготовиться к «съемке».

(Учитель дает каждому листочки с пословицами. Дети выходят за дверь, готовятся.)

А мы пока выполним упражнение, которое называется «Подсказка».

2. «Подсказка»

Классный руководитель. Я вызываю к доске трех ребят (по одному с каждого ряда). Они должны написать строку из стихотворения, которое нужно было выучить наизусть, но они его, конечно, не выучили. А вы это стихотворение знаете. (Показывает классу табличку с предложением так, чтобы текст не видели ученики, стоящие у доски.)

Как подсказать товарищам, чтобы не увидел и не услышал учитель?

(Дети стараются передать жестами смысл предложения. Ученики У доски записывают то, что им удалось понять.)

Да, не все можно передать с помощью жестов, так что на подсказку лучше не рассчитывать, а надо учить то, что задано.

А теперь я приглашаю ребят, которые готовились показать пословицы. Проверим, как вы сможете понять смысл жестов и мимики.

(Дети передают смысл пословицы, одноклассники пытаются Угадать.)

Да, возможности жестов и мимики довольно ограниченны, недаром с появлением звука немое кино прекратило свое существование.

Американские ученые заметили, что есть зависимость между общественным положением человека, его образованием и количеством жестов и движений, которыми он пользуется.

Люди, которые находятся на вершине общественной лестницы или профессиональной карьеры, предпочитают словесные формы общения, менее образованные люди чаще полагаются на жесты, а не на слова.

3. «Первое впечатление»

Классный руководитель. Встречаясь с человеком, мы часто составляем о нем мнение по первому впечатлению, но оно, как известно, часто бывает ошибочным.

Вот в этой коробке с отверстиями лежит предмет. Вы должны посмотреть в отверстие и описать только то, что вы видите, не называя самого предмета. Я приглашаю трех желающих к столу.

(Дети смотрят в отверстия коробки, называют признаки предмета.)

Классный руководитель (обращаясь к классу). Как вы думаете, что же за предмет лежит в этой коробке?

(Дети высказывают предположения.)

Классный руководитель (показывая предмет). Как видите, каждый из трех ребят назвал какой-то один признак, и ни один из этих признаков не дает полного представления о предмете.

Но ведь это всего лишь будильник, а как можно доверять первому впечатлению, когда речь идет о человеке?

4. «Испорченный телефон»

Классный руководитель. Важным условием успешного общения является умение слушать и слышать. Упражнение «Испорченный телефон» покажет, обладаете ли вы этим умением.

Я приглашаю сюда по одному человеку с каждого ряда.

(Дети выходят к доске.)

Ребята, сейчас каждый из вас получит секретную инструкцию. Вы ее запомните, а затем по моей команде передадите устно одному из ребят на своем ряду, затем эту фразу по цепочке передадут до конца ряда. Те, кто услышит эту фразу последним, выйдут к доске и произнесут ее. Затем мы сравним, в каком ряду ребята лучше умеют слушать и слышать.

Итак, начали. Ребята, у нас в школе ложилась чрезвычайная ситуация. Вам нужно срочно сделать это (дает детям прочитать записки, которые потом заберет, или говорит шепотом каждому ученику такие фразы):

1-й ряд - бежать в кабинет директора и сообщить о том, что наш класс после 4-го урока отправляется на крышу дома № 23, чтобы сбивать сосульки.

2-й ряд - позвонить в службу спасения и сказать, что на самую верхушку осины во дворе дома № 23 забрался кот и своим мяуканьем мешает проводить уроки.

3-й ряд - найти завхоза и сказать ему, что на втором этаже сорвался с панели огнетушитель и пена уже доходит до самого потолка в кабинете № 23.

Внимание, начали!

(В каждом ряду дети передают устные сообщения по цепочке. Последние ученики в каждом ряду выходят к доске.)

Послушаем, как изменились инструкции, полученные командирами, и что сделает каждая команда в этой чрезвычайной ситуации.

(Дети произносят фразы, учитель для сравнения читает исходные инструкции, дети делают выводы о том, насколько исказилась информация в ходе передачи.)

Мы часто обижаемся, что нас не понимают. Но для того чтобы нас понимали, мы сами должны быть внимательными, четко и ясно выражать свои мысли.

IV. Комментирование «Общайся по правилам»

Классный руководитель. Чтобы в ходе общения возникло взаимопонимание, нужно соблюдать определенные правила. Главное из них звучит так: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

А вот несколько советов от специалистов по деловому общению. Предлагаю вам дать комментарии к этим правилам. (Учитель читает правила, дети комментируют.)

1. Будьте во всем пунктуальны.

2. Не говорите лишнего.

4. Одевайтесь, как принято.

5. Говорите и пишите хорошим языком.

6. Не оправдывайте себя (меня не понимают, не ценят, ко мне несправедливы и т. д.).

7. Не снимайте с себя ответственности.

8. Будьте искренни, мужественны и справедливы.

9. Будьте терпимы и оптимистичны.

10. Считайтесь с чужим мнением.

11. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают.

12. Будьте естественны в общении.

13. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес.

Те, кто выполняет эти правила, получают репутацию учтивых, вежливых, тактичных людей, с которыми общаться одно удовольствие.

V. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Заинтересовала ли вас тема классного часа? Понравились ли игровые упражнения? Что вам больше всего понравилось в ходе игры? Довольны ли вы своим участием в классном часе? (Дети высказываются.)

В настоящее время одной из ключевых проблем, стоящих перед нашей страной и требующих решения, является обеспечение безопасности. Безопасности каждого из нас…

Согласно закону “О безопасности” (05.03.92г.) под безопасностью понимается “состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.

Сегодня понимание важности этой проблемы формируется на всех уровнях общества и государства, так как обеспечение безопасности населения является одним из главных элементов высокого уровня жизни. Культура не передаётся от родителей генетически, а приобретается человеком по ходу жизни. Культура безопасности – определённый уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда, причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности ему лично, а также ущерба другим людям и обществу в целом.

Реакция человека на опасности, благодаря его разуму, отличается от инстинктивных действий животных предвидением развития событий и оценкой впоследствии своих действий. Это позволяет ему найти необходимые меры безопасности и выбрать наиболее эффективный вариант или комбинацию этих мер.

Безопасная жизнедеятельность – это жизнедеятельность по законам безопасности: профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов.

Человек, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности, проявляет её:

  • в безопасном отношении к себе;
  • в безопасном взаимодействии внутри социума, не становясь субъектом и объектом опасности для других;
  • в безопасном взаимодействии с окружающей средой.

Психологическая устойчивость

Очень часто люди оказываются психологически неподготовленными к действиям в экстремальных ситуациях. А ведь психологическая устойчивость в опасных ситуациях является решающим фактором выживания.

В минуту опасности на людей действуют психотравмирующие обстоятельства – комплекс сверхсильных раздражителей, нарушающих нормальную психическую деятельность. По данным учёных, существует прямая зависимость между стрессом и работоспособностью, возможностью борьбы с опасностью.

Однако реально ли подготовить человека к адекватному поведению в случае возникновения непредвиденных ситуаций, связанных с угрозой для жизни, сформировать стрессоустойчивость, психологические качества, позволяющие грамотно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения, не терять самообладания в опасных ситуациях, владеть собственными эмоциями?

Да, реально. И занимаются решением этих проблем различные науки. Например, психология, виктимология. Виктимология представляет учение о жертве преступления, основным элементом её предмета является виктимность поведения. Под виктимным поведением понимается такое поведение, которое вводит человека в какую-либо или одновременно в несколько групп риска.

Согласно статистическим данным, от 70% до 90% всех преступлений провоцируются самой жертвой.

Хочу назвать вам несколько комплексов, которые могут быть свойственны виктимной личности.

Комплекс Красной Шапочки

Совершая определённые действия, жертва не предвидит возможной опасности и не ожидает наступления соответствующих последствий, хотя по обстоятельствам и при должной осмотрительности должна была бы её предвидеть. То есть такая вот форма “психической небрежности”.

Комплекс Икара

Более распространённый вариант комплекса Красной Шапочки.

Совершая определённые действия, жертва предвидит возможную опасность, предполагает возможность наступления нежелательных событий, но легкомысленно рассчитывает, что всё обойдётся. Тоже своего рода “психическая небрежность”.

Комплекс Голиафа

ГОЛИАФ, в Ветхом завете, великан-филистимлянин из города Гефа, убитый Давидом во время войны между филистимлянами и израильтянами. Голиаф и Давид были избраны своими соплеменниками для единоборства, которое должно было решить исход битвы: победивший в поединке завоёвывал победу своей стороне. Согласно библейскому описанию, Голиаф был шести локтей и пяди ростом (т.е. около 3 м). Давид, человек обычного роста, не облаченный в тяжёлые доспехи, использовал в поединке только пращу. Выпущенный им камень попал Голиафу в лоб, расколол ему череп и убил его.

Совершая определённые действия, жертва предвидит возможную опасность, предполагает возможность наступления нежелательных событий, но рассчитывает без достаточных оснований, что с ситуацией справится; поведение жертвы отличается излишней самоуверенностью, бравадой и переоценкой собственных сил. Такая вот “психическая самонадеянность”.

Комплекс Ивана Сусанина

Совершая определённые действия, жертва уверена в наступлении неблагоприятных для себя последствий, и даже делает всё возможное, чтобы они наступили, но относится к ним безразлично. Так, Иван Сусанин отнюдь не был самоубийцей, хотя и сделал всё для наступления столь печального для себя результата.

И, наконец, последний комплекс.

Комплекс де Голля

Жертва действует осмысленно, выверяет свои планы, учитывая возможные негативные последствия. Трезво оценивает изменяющуюся обстановку, быстро и адекватно реагирует на изменения. Расчёт преобладает над эмоциями, присутствует способность при необходимости поступиться чем-то, чтобы сохранить главное. Невиновное поведение.

Конечно, не существует математически точного замера уровней виктимности, но условно можно определить их таким образом:

  • комплексы Красной Шапочки и Ивана Сусанина – уровень виктимности очень высокий; комплекс Икара – от высокого до очень высокого;
  • комплекс Голиафа – от повышенного до высокого;
  • и комплекс де Голля – уровень виктимности нормальный.

Виктимная личность воспринимает окружающий мир как враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей, она рассматривает себя как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые беспрестанно причиняют ущерб, угрожают жизни и, в конечном итоге, приведут к неминуемой гибели. Такая личность уверена, что в жизни от самого человека мало что зависит. Виктимная личность допускает опрометчивые поступки, ошибаясь или совершая провокационные действия, которые действительно приводят к несчастным случаям, болезням, травмам. Мировоззрение виктимной личности может быть условно выражено в поговорке “Чему быть, того не миновать”.

Проявления виктимности условно подразделяют на несколько видов:

1. Виктимность предметов:

  • засохшие цветы на подоконнике, переполненный почтовый ящик в подъезде – знаки того, что хозяев давно нет дома;
  • открытая форточка на первом или последнем этаже;
  • шикарная, в отличие от других, входная дверь в подъезде;
  • обилие дорогих украшений (человек в одиночку вечером возвращается домой).

2. Виктимность жестов и поведения:

  • ощупывание кармана в день зарплаты указывает, где деньги;
  • тщательное прятание чего-то с оглядыванием вокруг себя;
  • резкие движения, когда вокруг террористы;
  • вопросы к первому встречному в чужом городе;
  • демонстрация крупной суммы денег при расплате за покупку;
  • согласие пойти куда-либо с незнакомым человеком.

– Назовите проявления виктимности, известные вам.

(Ответы учащихся.)

Безопасная личность знает о существовании различных источников опасности, но уверена, что в мире есть возможности для предупреждения и преодоления опасных ситуаций; рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей. Безопасная личность уверена, что наряду с внешними предпосылками к безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной деятельности с учётом законов безопасного поведения.

Стать безопасной личностью возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению. Обучение, основанное только на ограниченном наборе правил, преимущественно запретительного характера (не впускай в квартиру, не отвечай на вопросы, не садись в машину и т. д.), не даёт возможности усвоить богатый арсенал средств безопасности. Иначе говоря, лишь человек, обученный конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к обеспечению своей личной безопасности.

Тест “Моё благоразумие”

Благоразумные люди любят комфорт. Прежде чем что-то сделать, они “семь раз отмерят”. Другие мчатся по жизни, сломя голову: им всё нипочем! Они способны рискнуть всем, даже если успех предприятия не гарантирован. А к какой группе относитесь вы? Чтобы это узнать, ответьте на вопросы несложного теста. Поставьте себе одно очко за каждый положительный ответ на вопросы 2 и 10, и одно очко за отрицательный ответ на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12.

  1. Выходите ли вы из себя по малейшему поводу?
  2. Боитесь ли вы разозлить человека, который заведомо физически сильнее вас?
  3. Начинаете ли вы скандалить, чтобы на вас обратили внимание?
  4. Любите ли вы ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни?
  5. Увлекаетесь ли вы лекарствами, когда заболеете?
  6. Пойдёте ли вы на всё, чтобы получить то, что вам очень хочется?
  7. Любите ли вы больших собак?
  8. Любите ли вы сидеть часами на солнце?
  9. Уверены ли вы, что когда-нибудь станете знаменитостью?
  10. Умеете ли вы вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать?
  11. Привыкли ли вы много есть, даже если не голодны?
  12. Нравится ли вам знать заранее, что вам подарят?

А теперь подсчитаем.

Больше 8 очков.Вы – сама мудрость. Вы благоразумны, потребности ваши умеренны. Вы не ждёте разочарования. Но, наверное, можно быть немного подинамичнее. Это облегчит общение с людьми и сделает жизнь немного проще...

От 4 до 8 очков. Золотая середина. У вас есть прекрасное чувство меры. Вы точно знаете свои возможности и не пытаетесь поймать журавля в небе. Хотя в вас есть и немного сумасбродства, которое придаёт людям такое очарование!

Меньше 4 очков.Можно сказать одно: вы абсолютно безрассудны. Вам всего всегда мало. Вы часто чувствуете себя несчастным из-за этой кажущейся неудовлетворенности. Наш совет: научитесь радоваться приятным мелочам, которых в жизни не так уж мало. Это поможет стать вам спокойнее и рассудительнее.

Известны психологические механизмы поведения людей, способствующие большей безопасности.

Для выживания необходимо быть всегда психологически подготовленным.Такой человек находится в лучших условиях, и с ним, скорее всего, не случится ничего плохого.

В чрезвычайной обстановке важно, чтобы вы были в состоянии:

  • принимать быстрые решения;
  • уметь импровизировать;
  • постоянно и непрерывно контролировать самого себя;
  • уметь различать опасность;
  • уметь распознавать людей;
  • быть независимым и самостоятельным;
  • быть твёрдым и решительным, когда потребуется, но уметь подчиняться, если необходимо;
  • определять и знать свои возможности и не падать духом;
  • в любой ситуации пытаться найти выход.

Никогда не сдавайтесь! Ставка в игре очень высока, чтобы уступить, не испробовав все возможные средства.Думайте! Пока никто и ничто не угрожает вашей драгоценной жизни, думайте. Потому что потом думать будет и некогда, и поздно. Потому мысленно моделируйте возможные экстремальные ситуации. Тренируйте образную память. Делайте это для того, чтобы в трудные минуты ваше поведение было автоматическим.

Психические проблемы в критических ситуациях

Апатия

Пpи неожиданной катастpофе, когда гибель пpедставляется неизбежной, единственная стопpоцентная опасность состоит в том, что Вы можете впасть в состояние апатии – как заглатываемый удавом кpолик. Истоpия кpупных аваpий изобилует пpимеpами, когда люди гибли лишь от того, что слишком быстpо потеpяли надежду и ничего не пpедпpинимали для своего спасения. Спасение состоит в том, чтобы заpанее настpоиться на воспpиятие кpитической ситуации как Вашего собственного долгожданного шанса стать геpоем. Вы должны испытывать душевный подъём. Ведите себя так, чтобы потом не стыдно было вспоминать.

Изоляция

Недостаток инфоpмации угнетает психику. Одиночная камеpа – сильнейшее наказание для заключённого. Но ситуация вовсе не безнадёжна для интеллектуала. Воспользуйтесь покоем для пpиведения в поpядок знаний, идей, самооpганизации. Займитесь йогой. Если еды хватает – тренируйте мускулы.

Заведите себе домашнее животное, напpимеp, паука. Наблюдайте за ним, дрессируйте, ставьте эксперименты. Вы откроете для себя кое-что небесполезное. Сознательно начинайте думать вслух. Это когда-нибудь начнётся само собой, но Вы опеpедите события для пpофилактики психических наpушений. Невозможность писать – хороший повод начать сеpьёзную тpениpовку памяти. Потенции у памяти колоссальные. Можно отлично удеpживать в голове не одну большую теорию.

Необъятность pаботы

Интеллектуалы плохо пеpеносят монотонную физическую pаботу. Пpедположим, Вам необходимо пpойти огpомное pасстояние или пеpевеpнуть лопатой огромное количество земли. Это очень скучное занятие, но оно позволяет думать о постоpоннем. Займите голову приведением в порядок прошлых впечатлений: вспоминайте пpиятные эпизоды, фильмы, книги. Анализиpуйте свою жизнь. Этого развлечения хватит надолго.

Ещё можно мечтать – о том, как хоpошо всё когда-нибудь будет. Ищите выгоду в сложившемся положении. Она может состоять, напpимеp, в тpениpовке мускулов, в развитии некоторых психических качеств.

Депpессия

Депpессия наступает в pезультате большой неудачи или большой потеpи. К депpессии может пpивести совокупность мелких непpиятностей, отсутствие успеха – когда “всё плохо”. В таком состоянии может сформироваться суицидальное настpоение, то есть навязчивая мысль о самоубийстве. Установите для себя пpавило: всегда по возможности оттягивать пpинятие pешений. Утpо вечеpа мудpенее. Появятся новые идеи, изменятся обстоятельства, пpидёт хоpоший совет. Учитывайте: любая тяжёлая потеpя эмоционально пеpеживается только пеpвые тpи дня. Потом человек ко всему пpивыкает. Набеpитесь сил на тpи дня. Если не хочется жить, пpоведите pевизию тех pадостей, котоpые для Вас ещё доступны. Их может набpаться достаточно, чтобы опpавдать Ваше существование. Если у Вас есть вpаги, подумайте, как они будут обpадованы Вашим бездаpным концом. Если Вы всю жизнь не отваживались на какой-то pешительный поступок, совеpшите его “под занавес”. Это может веpнуть Вам волю.

Наpкотики

Категоpически не пpобуйте наpкотики. Для здоpовья, возможно, и не будет вpеда от одного pаза, но Вы навсегда сломаете в себе баpьеp, и поддаться соблазну втоpой pаз будет гоpаздо легче. Вообще, лучший способ убеpечься от опасных соблазнов – не пpобовать. Личный опыт – чепуховое достижение по сpавнению с pиском pаспада личности и разрушением здоровья. Пpаведность нынче не в моде. Но если Вы – сильная личность, или хотите ей быть, зачем Вам мода слабых, заурядных людей?
К тому же, волевые качества существенно пpибавляют Вам ценность пpи деловом знакомстве, пpи устpойстве на pаботу в солидную фиpму.

Паника

Паническое бегство возникает тогда, когда путь к спасению пpедставляется доступным, но дефицитным. Нет пути к спасению – нет и паники. Путь есть, но кажется, что поезд уходит, – тут и начинается давка. В панике люди забывают моpаль: могут задавить и детей, и стаpиков. Паника не отключает способность сообpажать. Найдите сильный довод, и у Вас будет шанс остановить толпу.

Надежда

В тpудностях помогает деpжаться надежда на лучшее. Солдат мечтает о “дембеле”, Робинзон – о паpусе на гоpизонте. Имейте запасные мечты на случай пpовала основной. Не ставьте всё на одну каpту: двигайтесь в нескольких напpавлениях (но бойтесь pазбpасываться). Смотpите фильмы с хорошим концом. Веpьте в то, что из любого непpиятного положения выход существует в пpинципе. Пpоблема лишь в том, достаточно ли Вы умны, чтобы отыскать его.

– Спасибо, ребята! Ну и закончить наше сегодняшнее мероприятие мне хотелось бы вот такими замечательными словами:

  • “Там, где все прочие условия равны, победителем выходит более мужественный” (Плутарх, древнегреческий философ)
  • “Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, чего не делаем” (Ж. Мольер)
  • “Умеющих плавать поддерживает вода, а умеющих жить поддерживает сама жизнь” (Народная мудрость)

– Будьте мужественными, ответственными и, конечно, не забывайте о своей безопасности.

Литература:

  1. Малкина-Пых. Психология поведения жертвы. – ЭКСМО, 2009.
  2. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. – Душанбе, 1997.
  3. http://www.gm-legal.com
  4. http://www.ex-jure.ru.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»