Лабильный тип часто сочетается с гармоничным психофизическим инфантилизмом. Характеристика лабильного типа. Эмоционально-лабильный

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные "простуды", хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и др. заболевания, хотя протекают и не в тяжелых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно фактор "соматической инфанти-лизации" играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типа.

Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения. В этом его существенное отличие от сходного по названию типа "неустойчивых", при котором основной дефект падает на волевую сферу. Как известно, изменчивость настроения вообще свойственна подростка. В какой-то мере все они наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому диагностика этого типа в подростковом возрасте представляет трудную, но все же выполнимую задачу. Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно, к случаю надетый костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина, От настроения данного момента зависит и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и прошлое предстает, то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и те же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.

Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление о поверхности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что "все не так страшно", но в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

Лабильные подростки весьма чутки к всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям - всё это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство. Однако реакция эмансипации становится более постоянной и направленной, если ее подогревает неблагоприятная семейная ситуация. Тяга к группированию со сверстниками также подчинена изменениям настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, а плохие - избегают общений. В группе сверстников они не претендуют на роль вожака, а более ищут эмоциональных контактов; охотно довольствуются положением любимца и баловня, которого опекают и защищают более стеничные приятели.

Реакция увлечения лабильных подростков обычно ограничивается типами хобби, обозначенными нами, как информативно-коммуникативный и эгоцентрический. Им чужд и опьяняющий азарт игр и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений, и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Тем более они не претендуют на лидерство. Общение с товарищами, художественная самодеятельность, да еще некоторые домашние животные (большей частью собственная собака) относятся к тому роду увлечений, которые дают легкий отток эмоциональной энергии, наполняющей их в момент перепадов настроения. Но ни одно из хобби не длится слишком долго и скоро сменяется другим.

Сексуапьная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями, а влечение остается малодифференцированным, вследствие чего возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но чрезмерных сексуальных эксцессов лабильные подростки всегда стараются избежать.

Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они - "люди настроения" и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию - сразу, при первом контакте чувствуя кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить.

Степень выраженности эмоциональной лабильности в подростковом возрасте обычно не превышает уровня явной акцентуации. Под наблюдение психиатра случаи лабильной акцентуации подпадают, когда психические травмы или трудная обстановка вызывают острые аффективные реакции (иногда е суицидным поведением), реактивные депрессии, тяжелые невротические состояния. В фокусе внимания обычно оказываются сами эти реакции и вызвавшие их травмы, а личность, особенности характера, обуславливающие легкость подобных срывов, нередко остаются в тени.

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среды сверстников. Лишь в. Некоторых обнаруживается склонность к невротических реакциям. Однако почти у всех детство наполненом инфекцион ннымы заболеваниями, вызываемымы условно патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные"простуды", хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и др заболевания, хотя протекают и не в я желых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно фактор"соматической инфант-лизации"играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типмирования лабильного типа.

Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения. В этом его существенное отличие от сходных по названию типа"неустойчивых", при котором основной дефект падает на волевую сферу. Как изв. Известны, изменчивость настроения вообще свойственна подростка. В какой-то мере все они наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому диагностика этого типа в подростковом возрасте представляет трудную, но все же выполнимую задачу. Можно говорит о намечающемся формирования лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для. ЭТИХ коренных перемен бывают нич тожнымы. Кем-то нелестно сказанное слово, пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговицу. Способны погрузо в унылой и мрачной расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и не удач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно, к случаю надеты костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы мог ут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова. НЕ напомнят чем-либо о себе. При психиатрических осмотре во время откровенных и волнующе бесед, когда приходится касс аться самых разных сторон жизни, на протЯжении получаса можно видеть не раз готовые обратятся слезы и вскоре радостную. УЛЫБКе радостную улыбку.

настроения присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина,. Вот настроения данного момента зависит и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному в или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумной общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужнымы красками, то представляется серым и ун ылым, и прошлое предстает, то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и то же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческих недостаткамми.

Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление о поверхности и легкомыслиы. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа. Способны на глубокие чувства, на большом ую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но. Лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря я легкость и частоту мимолетных. УСНссор.

Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. Во второе они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утеши, расс сказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что"все не так страшно", но в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопер еживаныопереживания.

Лабильные подростки весьма слухи к всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрения -. Все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивосты или самомнению. Пор рицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и. Способны вторгнуть в беспросветное уныние действительный неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят. Чрезвычайно тяжело обнаруживая склонность к реактивным депрессии, тяжелым невротического срываам.

Реакция эмансипации в лабильных подростков выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусло овленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство. Однако реакция эмансипации становится более постоянной и направленной, если ее подогревает неблагоприятная семейная си туация. Тяга к группировании со сверстниками также подчинена изменениям настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, а плохие - избегают общена. В группе сверстников они не претендую т на роль вожака, а более ищут эмоциональных контактов; охотно довольствуются положением любимца и. Баловное, которого опекают и защищают более стеничные приятельятели.

Реакция увлечения лабильных подростков обычно ограничивается типами хобби, обозначеннымы нами, как информативно-коммуникативный и эгоцентрический. Им чужд и опьяняюще азарт игр и скрупулезная дотошнос во. Коллекционирование, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений, и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Тем более. Они не претендуют на лидерство. Общение с товарища мы, художественная самодеятельность, да еще некоторые домашние животные (большей частью собственная собака) относятся к тому роду увлечений,. Которые дают легкий отток эмоциональной энергии, наполняюще и их в момент перепадов настроения. Но ни одно из хобби не длится слишком долго и скоро сменяется другиугим.

Сексуапьная активность обычно ограничивается флирт и ухаживания, а влечение остается малодифференцированным, вследствие чего возможно отклонение на путь транзиторного подросткового. Гомосексуализм и. Но чрезмерных сексуальных эксцессов лабильные подростки всегда стараются избежать.

Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они -"люди настроения"и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторон нах своей натуры,. Они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть в том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию - сразу, при первом контакте чувствую кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательносты или неприязни ответной отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаитьток его утаить.

Степень выраженности эмоциональной лабильность в подростковом возрасте обычно не превышает уровня явной акцентуации. Под наблюдение психиатра случаи лабильное акцентуации подпадают, когда психические т травмы или трудная обстановка вызывают острые аффективные реакции (иногда е суицидными поведением), реактивные депрессии, тяжелые невротические состояния. В фокусе внимания обычно оказываются сами. Эти р еакциы и вызвавшие их травмы, а личность, особенности характера, обуславливающие легкость подобных срывов, нередко остаются в тенни.

Изучение индивидуальных различий, в частности акцентуаций характера, относится к отдельной дисциплине - сфере Этой отрасли посвящены труды многих ученых - западных и отечественных.

Обоснование исследований особенностей характера

Зачем необходимо изучать типы акцентуации различий между индивидуумами преследует две задачи. Во-первых, это исследовательская цель - выделить как можно больше групп, разработать специфические советы для представителей каждой из них. Чем больше классов будет выделено, тем более эффективными будут психологические рекомендации для их представителей.

Во-вторых, знать типы необходимо для того, чтобы сам человек понимал особенности и причины своего поведения, мог, в соответствии с этим, корректировать его.

Часто в этом отношении бывает совсем недостаточно житейской психологии. Например, есть распространенное мнение о доброте толстяков. И наоборот, худощавый человек иногда воспринимается как тревожный, настороженный. Конечно, подобное разбиение на категории может быть отчасти и верным. Такой ошибки в классификации не избежал, хотя уже в медицинской сфере, даже Гиппократ: когда-то древний врач напрямую связывал расположенность к апоплексическому удару с полнотой.

Советский психолог А. Е. Личко, как и немецкий психиатр К. Леонгард, в своих исследованиях использовали понятие «акцентуация». В применении к определенному свойству, этот термин означает, что оно выделено ярче других, как бы подчеркнуто. Иными словами, акцентуация - это выраженность определенной черты характера. Для человека с тем или иным качеством определенные социальные ситуации будут очень болезненными, в то время как другие будут переноситься легко. В данной статье будут рассмотрены типы акцентуации по Личко и по Леонгарду.

Психология различий не является строгой дисциплиной. Типы акцентуации всегда носят описательный характер, и в чистом виде практически не встречаются. Каждый человек может найти себя в двух и более типах.

Необходимо также отметить, что и отнесение себя к определенной категории не должно быть бесцельным. Забавляясь психологическими тестами, нужно задать себе вопрос: "Зачем я это делаю?" Если человек понимает, что он относится к той или иной группе, ему необходимо выработать для себя соответствующую стратегию компенсации, самопомощи. Для этого нужно изучить те советы, которые даются психологами для представителей разных классов, и применить их в жизнь.

Классификация А. Е. Личко

Советский психолог исследовал типы акцентуации подростков. Всего он выделил одиннадцать групп. Особенности типов акцентуации характера в его теории имеют много общего с классификацией Карла Леонгарда. Рассмотрим их по порядку.

Гипертимный тип

Высокий уровень энергичности, умение быстро находить контакт с людьми, стремление к лидерству - все это отличает гипертимный тип акцентуации. Личко считал гипертимность общей характеристикой, свойственной подростковому возрасту. Высокий эмоциональный тонус делает представителей данной категории лидерами в любой компании. Они не агрессивны. Могут вступать в конфликт, но только если наталкиваются на резкое противодействие своей активности. Поэтому лучше не стоять у них на пути, а наоборот, поощрять к деятельности.

Поверхностность интересов - отрицательная черта, которую имеет гипертимный тип акцентуации. Его представители могут обладать многими способностями, но их интересы неустойчивы.

Циклоидный тип

Основной характеристикой данной категории является изменчивость настроения. Приподнятое состояние сменяется унынием, раздражительностью. Причем это происходит с периодичностью в две-три недели.

Лабильный тип

Эмоциональный тонус этих подростков, замечал Личко, не может быть определен как стабильно низкий или высокий. Их настроение неустойчиво, его смена может происходить очень быстро. Внутри данной категории также можно выделить два подтипа: реактивно-лабильные и эмоционально-лабильные. Первые склонны к перемене настроения по причине внешних факторов. Состояние других больше обусловлено внутренними переживаниями.

Представители лабильного типа иногда кажутся равнодушными окружающим. Но это далеко не так - настоящей проблемой для некоторых из них может стать умение правильно выражать свои чувства. Имея глубокие привязанности к близким людям, они не знают, как о них сообщить.

Астено-невротический тип

Те, кто принадлежит к этой категории, - главные посетители лечебных заведений. Их основным отличием является концентрация внимания на состоянии своего организма. Едва почувствовав недомогание, они могут заподозрить у себя смертельную болезнь - таких масштабов достигает их мнительность.

Сензитивный тип

Главной характеристикой подростков данной категории, замечал Личко, является повышенная чувствительность, которая и отражается в их поведении. Люди сензитивного типа также отличаются болезненной раздражительностью. Их слабое место - это большие компании. В них они всегда ощущают себя неуютно, стараются внимательно наблюдать за происходящим, а иногда и копировать манеру поведения других. Представители сензитивного типа могут обратить на себя внимание всей компании, например пойти на какую-то выходку. Но это удается им слабо, и они вновь возвращаются к предыдущему состоянию лишь с еще более обострившейся робостью.

Преимуществом представителей сензитивного типа является усердие, ответственность, умение заводить и поддерживать глубокие дружеские связи.

Психастенический тип

Отличается нерешительностью. Любая бытовая ситуация может стать для психастеника источником мучительной неопределенности. Их отличает высокий интеллект и уверенность в своих выводах. Но последняя редко подтверждается делами. Психастеники склонны к порывистым действиям как раз в те моменты, когда стоит взвесить все за и против.

Шизоидный тип

Несмотря на то что они очень ранимы внутренне, у шизоидов практически отсутствует способность к эмпатии - они не чувствительны к чужой боли. Шизоидный тип акцентуации имеет позитивную сторону - из них выходят хорошие изобретатели. Большинство из тех людей, которые двигали вперед прогресс человечества, являлись шизоидами. Главной их чертой, которая сразу бросается в глаза, является чудаковатость. «Не от мира сего», - это можно смело сказать о шизоидах.

Эпилептоидный тип

Самый педантичный и придирчивый к деталям тип. Казалось бы, что хорошего в этих качествах характера? Но представителей других типов сложно представить в некоторых профессиях. Например, лучшие учителя математики или физики - это эпилептоиды. Их точность и внимание к мелочам являются неоспоримыми плюсами в преподавании точных наук.

Истероидный тип

Для этой категории вся жизнь является одной огромной сценой. Некоторым людям может поначалу быть неприятно находиться в обществе с истероидом. Ведь основным их качеством является постоянное желание быть в центре внимания. Но для определенных профессий принадлежность к данному классу (его аналог у Леонгарда - демонстративный тип акцентуации) является преимуществом. Например, из истероидов выходят отличные продавцы, актеры, певцы.

Неустойчивый тип

Представителями этой категории у Личко оказались самые безответственные подростки. Это были те, кто не имел устойчивых интересов, практически не думал о своем будущем. Неустойчивые не могут долго концентрироваться на трудовой деятельности, их отличает постоянная тяга к праздности и развлечениям.

Конформный тип

Отличительной чертой конформистов является желание не отличаться от окружения. Их кредо - «быть как все». Негативной чертой этой категории является склонность к предательству в трудной ситуации. Конформный человек не будет мучиться от угрызений совести - своим поступкам он всегда найдет оправдание.

Типы акцентуации характера по Леонгарду

Карлом Леонгардом было выделено двенадцать Во многом его классификация пересекается с теорией Личко, а некоторые типы в них идентичны. Леонгард создал три категории: первая была связана с акцентуациями характера, вторая - акцентуациями темперамента. Критерий выделения третьей группы - личностные особенности (направленность на себя или на внешний мир).

Для начала необходимо прояснить разницу между темпераментом и характером. Люди, не знакомые с психологией, часто путают эти понятия. Но даже некоторые психологи склонны считать, что темперамент и характер - одно и то же.

Темперамент - это скорость реакции человека на происходящие события. Это качество является, скорее, физиологическим свойством нервной системы. К темпераменту относится эмоциональность, степень реагирования, уравновешенность. Характер же - это общественное образование. Начиная с рождения, окружающие как бы оставляют на ребенке свой след. Такие социальные взаимодействия «лепят» его индивидуальность.

Итак, проводил классификацию в соответствии с характером, темпераментом и особенностями личности, а критериями для выделения категорий служили стили социального взаимодействия человека.

Акцентуации, связанные с темпераментом

  • Гипертимный тип. Основные характеристики - подвижность, общительность. В детстве гипертимы обладают хорошей памятью, легко обучаемы. В подростковом периоде возможны конфликты, так как не всегда группа позволяет гипертиму занять лидирующее положение. Будучи взрослыми, представители данной категории остаются общительными и энергичными. С ними легко найти общий язык, если не вступать в противодействие.
  • Дистимический тип. Угрюмость, флегматичность, заторможенность реакций - главные особенности дистимиков. Они молчаливы и кажутся неисправимыми пессимистами. Положительной стороной дистимического типа является ответственность, развитое чувство справедливости.
  • Лабильный тип. Его, как и в классификации Личко, отличает способность к быстрой смене настроения. Даже грубо сказанное слово может подействовать на представителя лабильного типа. Хорошее настроение может испортиться даже из-за того, что пошел дождь.
  • Экзальтированный тип. Представители данного типа неконфликтны, любят общество, внимательны к окружающим. Экзальтированный тип акцентуации отличает влюбчивость, склонность к возвышенным чувствам, общительность. На таких людей очень быстро оказывают влияние события внешнего мира - от положительных они легко приходят в восторг, от негативных - поддаются панике. Многие дизайнеры, музыканты и художники имеют экзальтированный тип акцентуации.

  • Тревожный тип. Главная черта - ощущение беспокойства без видимых на то причин. Тревожных детей быстро распознают сверстники, и из-за своей нерешительности они могут становиться объектом для насмешек. Став взрослыми, они остаются не менее мнительными, нежели были детьми. Таким людям тяжело настаивать на своем. Однако тревожный тип акцентуации имеет свои плюсы - ее представители имеют богатый внутренний мир, а также всегда способны адекватно оценивать свои возможности. Среди других типов они воспринимают реальность наиболее четко.
  • Эмотивный тип. Считается, что представители данной категории «мыслят» чувствами. Их главными характеристиками являются доброта, ответственность, способность к эмпатии, низкая конфликтность. Люди могут чувствовать себя раскованно только в компании близких людей. Они мягкосердечны, сострадательны, а также ценят красоту природы более, чем другие. В общении с ними всегда распознаются их чувства. Главная ценность для них - хорошие отношения в семье и на рабочем месте. Представители эмотивного типа очень ранимы по отношению к черствости и грубому поведению.

Акцентуации в соответствии с особенностями характера

  • Застревающий тип. Человек, принадлежащий этой категории, может годами носить в себе те или иные чувства. Если это негативные эмоции, которые не были правильно выражены, то они мучают застревающего в течение длительного промежутка времени. Стремление к цели - главнейшая характеристика данной акцентуации. Застревающий тип добьется своего во что бы то ни стало. Часто для этого он стремится подобрать себе хороших попутчиков. Из застревающих выходят хорошие лидеры в любой деятельности. Однако если их судьба будет складываться не столь радужно, они могут становиться главарями бандитских группировок. Кроме того, как и демонстративный, застревающий тип акцентуациинуждается в признании со стороны социума. Однако это должно быть реально заслуженное уважение, слава, имеющая под собой основания.
  • Педантичный тип. Как и у эпилептоидов в классификации Личко, главные черты представителей данной группы - скрупулезность и внимание к мелочам. Педантичных очень ценят в офисной среде за их ответственность и деловитость. Также эта акцентуация проявляется в заботе о собственном здоровье, отсутствии вредных привычек. Обратной стороной медали для таких людей является постоянный страх совершить ошибку, перфекционизм.

  • Возбудимый тип. Импульсивность, раздражительность, стремление удовлетворить нахлынувшие порывы немедленно - вот что характеризует возбудимый тип акцентуации. Люди, принадлежащие к этой группе, обычно наделены высоким уровнем конфликтности, что часто мешает им строить полноценные отношения. Преимущество же состоит в том, что они целиком и полностью живут настоящим.
  • Демонстративный тип. Его легко определить, уже начиная с двухлетнего возраста. Такие детишки, однажды побывав в центре внимания, затем стараются завоевать его во что бы то ни стало. Если же эта тенденция поддерживается родителями, то они почти всегда имеют завышенную, ничем в действительности не подкрепленную, самооценку. Школьников данного типа могут ставить в пример другим. Поэтому не всегда легко распознать, что их способности в определенной сфере едва ли превосходят средние. С другой стороны, демонстративный тип акцентуации отличает артистичность, хороший вкус в одежде.

Типы акцентуаций в соответствии с особенностями личности

  • Интровертированный тип. Характеризуется сосредоточением на своих переживаниях, избеганием социальных контактов. Реальность для них вторична по отношению к внутреннему миру. Интроверты ответственны, ненавязчивы, любят уединение.
  • Экстравертированный тип. Его представители - уверенные в себе люди, любящие находится среди людей и получающие энергию от общения. Они не склонны зацикливаться на аспектах внутренней жизни, всегда поступают в соответствии с тем, что предъявляет им реальность.

В настоящее время теория Личко имеет большее применение среди психологов, так как ученый проводил свои исследования на здоровых людях (подростках). Классификация Леонгарда чаще применяется психиатрами. Несмотря на названия, представленные в обеих классификациях, эти группы не имеют ничего общего с психическими расстройствами. Шизоидный тип акцентуации, к примеру, ни в коем случае не означает наличия шизофрении - все термины являются условными. Различные типы акцентуации означают выраженность признака в пределах нормы.

В детстве не обнаруживают отличий от сверстников или проявляется склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных или даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей или неудач. И, наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть то готовые навернуться на глаза слезы, то радостную улыбку.
От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то сплошь состоящим из неудач и несправедливостей. И повседневное окружение кажется то милым и интересным, то скучным и безобразным.
Маломотивированные смены настроения могут создавать у окружающих впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако этих подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанности сохраняются, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты близких переносятся очень тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают дружить с теми, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, отвлечь, при нападках — защитить, а в минуты подъема — разделить радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании.
Любят компании, новую обстановку, но в отличие от гипертимов ищут в них не поле деятельности, а лишь новые впечатления.
Чуткость ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалы и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением.
Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка — из дому рвутся, если там «все портит настроение».

Тяга к группированию со сверстниками также изменчива: в хорошие минуты ищут компании, в плохие избегают общений. В группе сверстников на роль вожака никогда не претендуют, охотно довольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничиваются информативнокоммуникативным типом; иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно привлекательна, собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах настроения). И увлечения, и уход в группу сверстников могут использоваться как способы улучшить настроение.
Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями. Влечение долго остается малодифференцированным и легко возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются.
Своеобразная избирательная интуиция позволяет таким подросткам быстро почувствовать, как к ним относятся окружающие, при первом контакте определяя, кто к ним расположен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности и неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попытки его утаить.
Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера.
«Слабым звеном» в характере данного типа является эмоциональное отвержение со стороны значимых в этом отношении лиц, утрата близких или разлука с теми, к кому были привязаны.
Этот тип акцентуации часто сочетается с гармоничным психофизическим инфантилизмом, а также с вегетативной лабильностью и склонностью к аллергическим заболеваниям.
О с о б е н н о с т и д и н а м и к и лабильной акцентуации отличаются тем, что этот тип является почвой для острых аффективных реакций, реактивных депрессий, а также развития неврозов, особенно неврастении.
С возрастом черты эмоциональной лабильности могут сглаживаться — явная акцентуация переходит в латентную. Иногда в силу того, что вступают в действие какие-то эндогенные механизмы, колебания настроения все более принимают характер коротких фаз — лабильный тип акцентуации превращается в лабильно-циклоидный. Так же, как при гипертимном типе, повторные черепно-мозговые травмы способны превратить эмоциональную лабильность в аффективную («лабильно-эксплозивный тип»), при этом девиация характера обычно достигает патологического уровня — формируется психопатия. При воспитании с детства в атмосфере потворствующей гиперпротекции эмоционально-лабильные субъекты, столкнувшись в подростковом и молодом возрасте с постоянными трудностями социальной адаптации, способны все более приобретать истероидные черты («лабильные истероиды»). Длительная неблагоприятная обстановка с недоброжелательным вниманием со стороны непосредственного окружения может способствовать наслоению сенситивных черт («лабильно-сенситивный тип»). Еще скорее это может быть достигнуто эмоциональным отвержением и третированием со стороны близких. Если эмоциональное отвержение сочетается с гиперпротекцией, то подросток может искать эмоциональные контакты в асоциальных компаниях, и тогда на лабильное ядро наслаиваются черты неустойчивого типа.

Александр М., 16 лет. С детства часто болел ангинами. Два года назад перенес острый суставный ревматизм — несколько месяцев пролежал в больнице.
Учится удовлетворительно. Окончив 8 классов, поступил в техникум. К родителям очень привязан. Полгода назад от рака умерла его мать — очень тяжело переживал ее смерть, долго плакал. Заставлял себя ходить на занятия, но учиться стало очень тяжело. В это время впервые пришла мысль, что лучше самому умереть («остался жить ради отца»). Поступив в техникум, очень привязался к однокурснице, которая проявила к нему теплое внимание и заботу, влюбился в нее.
Недавно узнал, что отец снова собирается жениться. Был этим ошарашен, умолял отца не делать этого. На другой день услышал от любимой девушки, что у нее давно есть друг, которого она любит и который живет далеко. Почувствовал себя всеми отвергнутым и одиноким. Появилось желание самому «уйти из жизни».
Дома, будучи один, собрал все болеутоляющие и снотворные средства, оставшиеся от матери, принял их, лег и уснул. Вернувшийся отец застал его в бессознательном состоянии.

Из реанимационного центра после дезинтоксикации был переведен в подростковую психиатрическую клинику.
В клинике депрессии не обнаружил. В первые дни был даже несколько эйфоричен. Тепло встретил отца, был обрадован тем, что тот отказался от повторной женитьбы. Просил у него прощения за суицидную попытку.
Во время беседы сперва был насторожен, но, почувствовав теплое отношение, легко вступил в контакт. Обнаружил выраженную эмоциональную лабильность.
В зависимости от темы разговора то едва сдерживал слезы, то радостно улыбался.
При воспоминании о матери расплакался. Критически оценил свой поступок. Ругал себя за «несдержанность». Обеспокоен тем, чтобы о его поступке никто бы не узнал в техникуме, особенно любимая девушка. Волнуется как бы не запустить занятия, так как математика дается с трудом.
Физическое развитие по возрасту.
При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован лабильный тип (без указания на психопатию и склонности к делинквентности). Отмечено отрицательное отношение к алкоголизации. Самооценка — хорошая. По шкале субъективной оценки выступили лабильные и циклоидные черты, достоверно отвергаемых черт не выявлено.

Заключение. Острая интрапунитивная реакция с аффективной суицидной попыткой на фоне явной акцентуации лабильного типа.
Катамнез. Собран через 9 лет. Психически здоров. Окончил техникум. Успешно работает. Повторных суицидных попыток не было. Черты эмоциоиальной лабильности значительно сгладились (переход явной акцентуации в скрытую).

Лабильный тип. В детстве не обнаруживают отличии от сверстников или проявляется склонность к невротическим реак­циям. Главная черта в подростковом возрасте - крайняя лабиль­ность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных или даже незаметных для окружающих по­водов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей или неудач. И, наоборот, интересная беседа, мимолетный компли­мент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть то готовые навернуться на глаза слезы, то радост­ную улыбку.

От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответст­венно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то сплошь состоя­щим из неудач и несправедливостей. И повседневное окружение кажется то милым и интересным, то скучным и безобразным.

Маломотивированные смены настроения могут создавать у окружающих впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако этих подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязан­ность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. При­вязанности сохраняются, несмотря на легкость и частоту мимо­летных ссор. Утраты близких переносятся очень тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают дружить с теми, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, отвлечь, при нападках - защитить, а в минуты подъема - разделить радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании. Любят компании, новую обстановку, но в отличие от гипертимов ищут в них не поле деятельности, а лишь новые впечатления. Чуткость ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалы и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением.

Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка - из дому рвутся, если там «все портит настроение».

Тяга к группированию со сверстниками также изменчива: в хоро­шие минуты ищут компании, в плохие избегают общений. В группе сверстников на роль вожака никогда не претендуют, охотно до­вольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничиваются информативно-коммуникативным типом (см. гл. I), иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно привлекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах настроения). И увле­чения, и уход в группу сверстников могут использоваться как способы улучшить настроение.

Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями. Влечение долго остается малодифференцированным и легко возможно отклонение на путь транзиторного под­росткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются.

Своеобразная избирательная интуиция позволяет таким под­росткам быстро почувствовать, как к ним относятся окружающие, при первом контакте определяя, кто к ним расположен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности и неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попытки его утаить.

Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера.

«Слабым звеном» в характере данного типа является эмоцио­нальное отвержение со стороны значимых в этом отношении лиц, утрата близких или разлука с теми, к кому были привязаны.

Этот тип акцентуации часто сочетается с гармоничным психо­физическим инфантилизмом, а также с вегетативной лабильностью й склонностью к аллергическим заболеваниям.

Особенности динамики лабильной акцентуации отли­чаются тем, что этот тип является почвой для острых аффек­тивных реакций, реактивных депрессий, а также развития нев­розов, особенно неврастении.

С возрастом черты эмоциональной лабильности могут сгла­живаться - явная акцентуация переходит в латентную. Иногда в силу того, что вступают в действие какие-то эндогенные механизмы, колебания настроения все более принимают характер коротких фаз - лабильный тип акцентуации превращается в лабильно-циклоидный. Так же, как при гипертимном типе, повтор­ные черепно-мозговые травмы способны превратить эмоциональ­ную лабильность в аффективную («лабильно-эксплозивный тип»), при этом девиация характера обычно достигает патоло­гического уровня - формируется психопатия. При воспитании с детства в атмосфере потворствующей гиперпротекции эмоцио­нально-лабильные субъекты, столкнувшись в подростковом и молодом возрасте с постоянными трудностями социальной адап­тации, способны все более приобретать истероидные черты («ла­бильные истероиды»). Длительная неблагоприятная обстановка с недоброжелательным вниманием со стороны непосредственного окружения может способствовать наслоению сенситивных черт («лабильно-сенситивный тип»). Еще скорее это может быть достигнуто эмоциональным отвержением и третированием со стороны близких. Если эмоциональное отвержение сочетается с гиперпротекцией, то подросток может искать эмоциональные кон­такты в асоциальных компаниях, и тогда на лабильное ядро наслаиваются черты неустойчивого типа.

Александр М., 16 лет. С детства часто болел ангинами. Два года назад перенес острый суставный ревматизм - несколько месяцев пролежал в больнице. Учится удовлетворительно. Окончив 8 классов, поступил в техникум. К родителям очень привязан. Полгода назад от рака умерла его мать - очень тяжело пере­живал ее смерть, долго плакал. Заставлял себя ходить на занятия, но учиться стало очень тяжело. В это время впервые пришла мысль, что лучше самому умереть («остался жить ради отца»). Поступив в техникум, очень привязался к одно­курснице, которая проявила к нему теплое внимание и заботу, влюбился в нее. Недавно узнал, что отец снова собирается жениться. Был этим ошарашен, умолял отца не делать этого. На другой день услышал от любимой девушки, что у нее давно есть друг, которого она любит и который живет далеко. Почувствовал себя всеми отвергнутым и одиноким. Появилось желание самому «уйти из жизни». Дома, будучи один, собрал все болеутоляющие и снотворные средства, оставшиеся от матери, принял их, лег и уснул. Вернувшийся отец застал его в бессознательном состоянии.

Из реанимационного центра после дезинтоксикации был переведен в под­ростковую психиатрическую клинику.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»