Биография. Наш герой Маршал авиации вершинин

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/2000, стр. 76-79

Герой Советского Союза главный маршал авиации К. А. Вершинин (К 100-летию со дня рождения)

Генерал-лейтенант авиации в отставке Н.Н.ОСТРОУМОВ ∗,

кандидат военных наук, доцент

Жизненный путь Константина Андреевича Вершинина, путь крупного военачальника, отдавшего жизнь служению государству и внесшему значительный вклад в развитие Военно-воздушных сил, характерен для своей эпохи, он имел взлеты и падения, успехи и неудачи.

К.А.Вершинин родился 3 июня 1900 года в бедной крестьянской семье. С ранних лет он начал трудиться, зарабатывая на жизнь. Становление его как личности пришлось на переломный момент в истории нашей страны.

В 1919 году став красноармейцем, Константин Андреевич посвятил 54 года военной службе, из них 44 - авиации. Проявив командирские способности уже на первом году службы, он к 1921 году достигает должности командира батальона. Затем учеба на курсах «Выстрел» и в Академии имени М.В.Фрунзе.

В 1929 году К.А.Вершинина, как перспективного командира, направляют в Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. Так начался его путь в авиацию. Здесь он стал летчиком-наблюдателем, освоил аэродинамику, технику, тактику и оперативное искусство ВВС. Успешно окончив академию, Константин Вершинин работает в испытательном институте ВВС, но свое место видит в авиационных частях. Прошло немного времени - и он начальник оперативного отдела штаба авиабригады, затем командир эскадрильи. Но для исполнения должности ему требуется получить летное образование, и К.А.Вершинин оканчивает краткосрочный курс Качинской летной школы, становится полноценным авиационным командиром, осваивает почти все имевшиеся типы боевых самолетов.

Великая Отечественная война застает его в должности начальника Высшей летно-тактической школы, а затем Высших авиационных курсов усовершенствования, которые готовили для фронта каждый месяц по четыре авиаполка. В сентябре 1941 года К.А.Вершинин получает новое назначение - становится командующим ВВС Южного фронта. К этому времени он полковник, обладающий высокой тактической и оперативной подготовкой, имеющий опыт руководства авиачастями.

Несовершенство существовавшей в то время оргструктуры фронтовой авиации заключалось в том, что большая часть ее находилась в общевойсковых армиях, была распылена по всему фронту, что затрудняло ее массированное применение. Несмотря на это, К.А.Вершинину удается сосредоточивать силы авиации для решения главных задач фронта. Так, в ноябре 1941 года в первой крупной наступательной операции под Ростовом 95% ВВС фронта было направлено на борьбу с танками противника. Особенно эффективной оказалась поддержка войск при преследовании немцев от Ростова на Таганрог.

В мае 1942 года произошла ожидаемая реорганизация ВВС. Приказом народного комиссара обороны «в целях наращивания сил авиации и успешного применения массированных ударов» все силы авиации Южного фронта были объединены во вновь созданную 4-ю воздушную армию, командующим которой назначают К.А.Вершинина. Одновременно он становится членом военного совета и заместителем командующего войсками Южного фронта.

Реорганизация проходила в ходе непрерывных оборонительных действий войск (противник в полосе фронта имел почти тройное превосходство). В этот период К.А.Вершинин искусно применял ограниченные силы воздушной армии для поддержки контратак и контрударов войск. Так, сосредоточивая силы истребителей на подступах к полю боя, он тем самым создавал условия для уничтожения вражеских бомбардировщиков до их удара. Кроме того, им был введен новый боевой порядок штурмовиков - «круг самолетов», что позволяло повысить точность атаки каждого летчика и усилить защиту всей группы от вражеских истребителей. Для пополнения крайне ограниченного парка бомбардировщиков К.А.Вершинин организовал переоборудование всех имевшихся учебных самолетов У-2 в ночные бомбардировщики, которые с успехом действовали в темное время суток в прифронтовой полосе. И это лишь неполный перечень творческих находок К.А.Вершинина того периода.

В сентябре 1942 года генерал-майор авиации К.А.Вершинин был назначен командующим ВВС Закавказского фронта с подчинением ему 4-й и 5-й воздушных армий, а также ВВС Черноморского флота. Этими же силами он руководил, но уже в роли командующего ВВС созданного в январе 1943 года Северо-Кавказского фронта. Первый опыт управления тремя оперативными объединениями, в том числе двумя воздушными армиями, в полосе одного фронта явился новым вкладом в оперативное искусство Военно-воздушных сил того времени.

В апреле и мае 1943 года немецкое командование, стремясь удержать в своих руках территорию Кубани, включая Таманский полуостров, сосредоточило там крупные силы войск и авиации, предприняло активные действия против Северо-Кавказского фронта. И здесь К.А.Вершинин показал высокое искусство управления авиацией. Он расчетливо использовал резервы, своевременно наращивал силы в ходе воздушных боев. Организовал широкую сеть пунктов обнаружения и наведения, что способствовало своевременному вводу в сражение сил авиации. Новые тактические приемы (эшелонирование истребителей по высоте и в глубину - «этажерка», боевые порядки, в основе которых - свободный маневр пар истребителей, формула боя Покрышкина - «высота, скорость, маневр, огонь») родились в ходе воздушного сражения на Кубани и были взяты на вооружение авиацией фронта, а в последующем всеми ВВС.

В Крымской наступательной операции (1943-1944) К.А.Вершинин организует маневр воздушной армии через Керченский пролив, руководит авиационной поддержкой войск, действиями по железнодорожным и морским перевозкам противника, оказанием помощи крымским партизанам.

В ходе стратегических наступательных операций 1944-1945 годов генерал-полковник авиации К.А.Вершинин успешно управлял оперативным маневром авиасоединений, искусно организовывал их массированное применение в наступательных операциях 2-го Белорусского фронта. Не менее успешно он готовил взаимодействие авиации с общевойсковыми армиями при прорыве обороны противника, а также с подвижными группами фронта при вводе их в прорыв и последующих действиях в оперативной глубине. Постоянной заботой командующего было непрерывное удержание господства в воздухе на протяжении всей операции, а также ведение эффективной воздушной разведки.

Во время Могилевской наступательной операции К.А.Вершинин сосредоточил силы авиации на поражении спешно отходивших немецко-фашистских войск. Старая Смоленская дорога у Березино второй раз в истории нашей Родины стала местом разгрома иноземных захватчиков. 19 августа 1944 года Константину Андреевичу Вершинину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Завершающей операцией войны для К.А.Вершинина стала Западно-Померанская - составная часть Берлинской операции (апрель 1945 г.). За 12 суток ему удалось подготовить и за 4 суток до начала операции организовать маневр воздушной армии на штеттинское направление. Боевые действия закончились 5 мая 1945 года, когда части и соединения 2-го Белорусского фронта вышли на демаркационную линию и произошла встреча с английскими войсками.

За время войны К.А.Вершинин был награжден многими орденами и медалями, в том числе четырьмя орденами Суворова.

Новый этап в военной карьере К.А. Вершинина начинается в апреле 1946 года, когда он назначается главнокомандующим ВВС -заместителем министра обороны. Перед ним стояла сложнейшая задача - организовать работу по созданию реактивных самолетов, тем самым осуществив качественный скачок в развитии авиации, открывая путь к околозвуковым, сверхзвуковым, а в будущем и гиперзвуковым скоростям. Напряженный труд увенчался успехом. Конструкторскими бюро А.И.Микояна и А.С.Яковлева были созданы и изготовлены первые самолеты с реактивным двигателем. В июне того же года К.А.Вершинину присваивается звание маршала авиации. В сентябре 1946-го он создает первый специальный центр обучения летного состава полетам на реактивных самолетах.

Под его руководством организуется подготовка к проведению 1 мая 1947 года первого в истории мировой авиации воздушного парада реактивных самолетов, явившегося полной неожиданностью для стран Запада. Летом того же года на авиационном празднике в Тушино летчики демонстрируют блестящее исполнение высшего группового пилотажа на реактивных истребителях. В 1947-1948 годах идет освоение новых самолетов - истребителя Ми Г-15 и реактивного бомбардировщика Ил-28. И вдруг неожиданность. В небе Забайкалья в конце 1948 года в сложных метеоусловиях терпит катастрофу пассажирский самолет с китайской делегацией. И.В.Сталин обрушивает гнев на главнокомандующего и начальника Главного штаба ВВС, которые лишаются своих постов. Для Константина Андреевича начинается тяжелый период опалы. Следует ряд должностей командующего воздушными армиями в Прикарпатье и Германии (1949-1951), воздушной обороной приграничной линии (1951 -1953), ПВО страны (1953-1954), Бакинским округом ПВО (1954-1957).

Только в январе 1957 года К.А.Вершинин вновь назначается главнокомандующим ВВС и в течение 13 лет руководит Военно-воздушными силами страны. За это время в ВВС были приняты на вооружение реактивные сверхзвуковые истрсбители3бомбардировщики, военно-транспортные самолеты и вертолеты второго и третьего поколения, заложены основы возрождения незаслуженно расформированной Н.С.Хрущевым в 1955 году штурмовой авиации.

При К.А.Вершинине фронтовая и дальняя авиация стала ракетоносной, вооруженной не только обычными, но и ядерными средствами поражения, а истребительная авиация оснащена новой системой автоматизированного управления. В 1959 году ему присвоено звание главного маршала авиации.

Многое было сделано К.А.Вершининым для развития тактики и оперативного искусства ВВС. Практически ежегодно проводились крупные авиационные учения, на которых отрабатывались вопросы взаимодействия всех родов авиации с войсками, фронтом и ПВО страны в ходе фронтовых и воздушных операций. Так, в 1965 году на учении ВВС было проведено воздушное десантирование дивизии полного состава в ночных условиях с одновременной воздушной операцией по разгрому ВВС и ПВО условного противника.

Константина Андреевича Вершинина всегда отличал требовательный подход к планированию и проведению учений. При подготовке полетов детально рассматривается их график, большое внимание уделялось обеспечению безопасности, особенно когда на полигонах одновременно действовала авиация двух сторон. Как следствие, ни на одном учении шестидесятых годов, проводимом министром обороны и главнокомандующим ВВС, не произошло ни одного летного происшествия.

В этот период К.А.Вершининым проводилась большая работа по повышению живучести авиации на аэродромах, усилению противовоздушной обороны районов ее базирования. При этом главнокомандующий ВВС учитывал опыт локальных войн того времени - арабо-израильской и вьетнамской, ход которых им тщательно анализировался.

Серьезное внимание Константин Андреевич уделял вопросам оснащения ВВС новой техникой. Когда в 1969 году встал вопрос о принятии на вооружение одного из трех штурмовиков, разработанных конструкторскими бюро А.И.Микояна, А.С.Яковлева, П.О.Сухого, он, всесторонне проанализировав характеристики самолетов и учтя выводы специалистов, отдал предпочтение самолету ОКБ П.О.Сухого, что явилось, как показало будущее, правильным решением. И поныне штурмовики Су-25 успешно выполняют боевые задачи.

Необходимо отметить еще один важный аспект деятельности К.А.Вершинина на посту главнокомандующего ВВС. Именно он стал одним из организаторов освоения космоса. Много сил и энергии отдал делу подготовки космонавтов, руководил созданием специального центра обучения (будущего Центра подготовки космонавтов), лично подбирал лучших летчиков для предстоящих космических полетов.

Важнейшей чертой военной деятельности главного маршала авиации К.А.Вершинина было умение быстро ориентироваться в любой обстановке, находить правильное решение и создавать все условия для его быстрейшей реализации на практике. Жизнь Константина Андреевича является ярким примером патриотизма и честного служения Родине.

∗ Начальник оперативного управления - заместитель начальника Главного штаба ВВС в 1961 - 1971 гг., когда К.А.Вершинин возглавлял Военно-воздушные силы.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Вершинин Константин Андреевич (21.5.1900 - 1973), военачальник, Главный маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (1944). Сын крестьянина. Образование получил на курсах "Выстрел" (1923) и Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского (1932). В июне 1919 вступил в РКП(б) и в Красную армию. Участник Гражданской войны, командир батальона. Участвовал в подавлении крестьянского восстания на Тамбовшине. С 1932 служил на штабных и командных должностях в ВВС. Во время Великой Отечественной войны с сент. 1941 командовал ВВС Южного фронта, в сент. 1942 - апр. 1943 - Закавказского и Северо-Кавказского фронтов. В мае-сент. 1942 и мае 1943 - мае 1945 командующий 4-й воздушной армией. Его самолеты принимали участие в боях на Дону и Кубани, в битве за Кавказ и при освобождении Крыма. После войны в 1946 назначен главнокомандующим ВВС и в том же году избран депутатом Верховного Совета СССР. В 1949 попал в опалу и переведен на должность командующего войсками Бакинского округа ПВО, в 1950 его кандидатура уже не была включена в список кандидатов в депутаты Верховного Совета. Тем не менее в 1952 он вернул себе расположение И.В. Сталина и стал командующим войсками ПВО. В 1952-56 кандидат в члены, в 1961-71 член ЦК КПСС. В 1954-56 вновь понижен до командующего округом ПВО. С 1956 зам. главнокомандующего, с мая 1957 - главнокомандующий ВВС и зам. министра обороны СССР. С 1969 - в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1954-70 депутат Верховного Совета СССР. Автор мемуаров "Четвертая воздушная" (М., 1975).

Постановлением Совета Министров СССР от 15 апреля 1974 года и приказом Министра обороны СССР от 30 апреля этого же года с целью увековечения памяти выдающегося советского военачальника К. Л. Вершинина училищу было присвоено его имя. Училище с этого периода начало называться: «Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина».

Константин Андреевич Вершинин родился 21 мая 1900 года в деревне Боркино Кировской области. Его боевой путь начался в годы гражданской войны. На восточном фронте. В 1919 году вступил в ряды ленинской партии. После окончания Симбирских пехотных курсов, командуя ротой, участвовал в разгроме банд Булак-Балаховича в Белоруссии, подавлении контрреволюционного мятежа в Воронежской губернии.

В 1930 году, стремясь продолжить военное образование, с должности командира батальона поступил на факультет заочного обучения Военной академии им. М. В. Фрунзе, а затем переводится на очное обучение на командный факультет Военно-воздушной академии ВВС РККА (ныне Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н. Е. Жуковского). Казалась, что ему, не имевшему авиационного образования и тем более летной профессии, будет чрезвычайно сложно осваивать соответствующую программу в стенах академии. Но необыкновенная собранность, невероятное стремление к самостоятельности и работе с первых месяцев учебы перечеркнули все сомнения: он показал удивительные способности в освоении авиационных дисциплин, вопросов применения авиации. Но больше всего, как позже вспоминал Константин Андреевич, и что нашло свое отражение в служебной характеристике, его привлекала летная практика.

В 1932 году, после окончания учебы, был назначен на должность начальника оперативного отдела штаба 20-й авиационной бригады Украинского военного округа. Его пытливый ум, аналитические способности, умение делать правильные оперативные выводы не могли остаться незамеченными командованием.

В 1933 году, Вершинин становится помощником начальника тактического отдела Научно-испытательного института ВВС РКК, а в 1934-м – командиром авиационной эскадрильи Высшей летно-тактической школы. В характеристике, подписанной начальником политотдела этой школы 25 апреля 1935 года, отмечалось: "По личным качествам тов. Вершинин сможет стать ценнейшим командиром-единоначальником. Считаю вполне целесообразным переучить его на летчика". Он сам, почувствовав романтику полета, рвался к осуществлению своей долгожданной мечты. В 1935 году проходит курс обучения и экстерном сдает экзамены на военного летчика в Качинской летной школе. Став им, проявляет завидное упорство в освоении новых образцов авиационной техники. В этот период в его аттестациях появляется немало высоких оценок со стороны командования.

В 1938 году К. А. Вершинин - помощник начальника Высших авиационных курсов усовершенствования летного состава, в 1940-м - заместитель командира авиационной дивизии, а в мае 1941 возглавил Высшие авиационные курсы усовершенствования летного состава. На этом посту и застала К. А. Вершинина Великая Отечественная война.

Таким образом, в годы предвоенной служебной деятельности в авиации он, во-первых, совершенствовался как летчик, в чем проявил незаурядные способности: во-вторых, довольно быстрыми темпами продвигался по служебной лестнице, приобрел богатый опыт работы с людьми и командования авиационными частями и соединением.

26 сентября 1941 года К. А. Вершинин получает назначение на должность командующего ВВС Южного фронта. В последующем его боевой путь был тесно связан с ВВС Закавказского (сентябрь 1942 года - март 1943-го), Северо-Кавказского (апрель-май 1943-го) фронтов и 4-й воздушной армией (май-сентябрь 1942-го, май 1943-го года - до конца войны).

Изучая военную деятельность К. А. Вершинина, нетрудно выделить два наиболее интересных и чрезвычайно ответственных периода. Первый связан с планированием, организацией и ведением Советскими Вооруженными Силами тяжелых оборонительных операций по срыву гитлеровских планов захвата Кавказа. Второй - с руководством силами авиации в крупнейших стратегических наступательных операциях завершающего периода Великой Отечественной воины.

Становление его как командующего ВВС фронта проходило в трудных условиях. Уже в октябре 1941 года полковник К. А. Вершинин (звание генерал-майор ему было присвоено 22 октября 1941 года) принимает активное участие в обеспечении планомерного отхода 12-й и 18-й армий Южного фронта путем мобилизации всех сил авиации для нанесения ударов по 1-й танковой армии вермахта. Несмотря на уже проявившееся несовершенство организационной структуры ВВС фронта, распыленность авиации по общевойсковым соединениям, ему удалось ценой огромных усилий сосредоточить ее действия на решении задач, но срыву немецкого плана окружения войск фронта.

Он хорошо понимал сложность обстановки и при выполнении поставленных задач проявлял инициативу, творчество, изобретательность. Подобным образом учил действовать и подчиненных. Для него было очевидным, что шаблон в организации и ведении боевых действий всегда приводил к неоправданным потерям. Постоянно призывал летный состав к пояску новых тактических приемов, эффективному использованию устаревшей авиационной техники в борьбе с опытным врагом, оснащенным современными самолетами. К этому времени уже был накоплен опыт успешных боевых действий авиации, поэтому командующий принимал меры, чтобы сделать его достоянием каждого летчика. Анализ проведенных воздушных боев в первые месяцы войны позволил К. А. Вершинину сделать вывод о том, что основным боевым порядком для истребителей в условиях не только качественного, но и количественного превосходства противника является «круг самолетов», позволявший наиболее полно использовать маневренные качества И-16 и И-153 на горизонталях. В то же время Константин Андреевич заметил, что некоторые летчики, особенно молодые, с поступлением на вооружение новых самолетов типа Як-1, ЛаГГ-3 продолжали применять старые тактические приемы, хотя эти истребители по некоторым характеристикам не только не уступали немецким, но даже превосходили их, особенно в маневре на вертикалях. Он постоянно добивался более грамотного использования преимуществ новой авиационной техники.

Как известно, наибольший урон по сравнению с другими родами авиации в первые месяцы воины понесла наша бомбардировочная авиация. Ощущался острый ее недостаток для поддержки наземных войск, действий в глубине обороны противника. Командующий ВВС фронта после глубокой проработки проблемы пришел к выводу, что в результате незначительного переоборудования и соответствующей подготовки летного состава для нанесения бомбовых и штурмовых ударов вполне можно использовать самолеты И-16 и И-153. Позже, когда боевые действия приблизились к Большому Кавказскому хребту, И-15 и И-153 в горных условиях оказались исключительно эффективным средством для нанесения штурмовых ударов по колоннам противника.

Благодаря инициативе и настойчивости К. А. Вершинина была переоборудована для ночного бомбометания довольно большая партия У-2. Опыт боевого применения легких ночных бомбардировщиков получил распространение и на других фронтах. С конца 1941 года они стали в массовом количестве поступать на вооружение частей.

Серьезным испытанием для Константина Андреевича и самым сложным за весь период обороны Кавказа явилась Нальчинско-Орджоникидзевская операции (25 октября - 12 ноября 1942 года), проводившаяся с целью не допустить прорыва противника через Нальчик и Орджоникидзе к Грозному, Тбилиси, Баку. Быстро менявшаяся обстановка, порой непредсказуемые действия противника требовали от командующего ВВС фронта принятия правильных решений в короткие сроки, сосредоточения сил авиации для решения задач на главных направлениях действия сухопутных войск. Так, в критический момент, когда ударная группировка врага при поддержке крупных танковых сил изготовилась для решительного наступления на Орджоникидзе, он сконцентрировал мощь своей авиации для ее уничтожения. Совместными усилиями наземных войск и авиации вражеская группировка была разгромлена и вынуждена перейти к обороне.

Здесь, на южном крыле советско-германского фронта, оперативное искусство ВВС обогатилось первым опытом управления двумя воздушными армиями, действующими в интересах одного фронта. В июле 1942 года передовые части противника на широком фронте вплотную подошли к Дону, и развитие событий приобрело угрожающий характер. В соответствии с директивой Ставки ВГК. в оперативное подчинение командующему 4-й воздушной армией была передана 5-я воздушная армия Северо-Кавказского фронта. Генерал К. А. Вершинин имел также право ставить задачи частям ВВС Черноморского флота и 50-й авиационной дивизии дальнего действия. Несмотря на базирование авиации по трем разобщенным направлениям, он через свой штаб организовал четкое взаимодействие соединении и частей, строго централизованное управление ими и сосредоточил усилия авиации для действий по переправам.

С расширением масштабов боевого применения авиации на Кубани обострилась борьба за господство в воздухе, что обусловило создание в начале апреля 1943 года ВВС Северо-Кавказского фронта. Командующим был назначен генерал-лейтенант авиации К. Л. Вершинин, который сразу же приступил к разработке плана авиационного наступления ВВС фронта в целях разгрома группировки противника на Таманском полуострове. Характерной особенностью плана явилось то, что в нем большое внимание уделялось борьбе за господство в воздухе силами ВВС трех фронтов (Северо-Кавказского, Юго-западного и Южного), Черноморского флота и 6-го бомбардировочного авиационного корпуса дальнего действия.

Новым в планировании и применении авиации явилась разработка планов-графиков вылетов истребителей для расчистки воздушного пространства от вражеской авиации в решающие моменты развития наступления, а также для прикрытия действии сухопутных войск. Для каждой истребительной авиационной дивизии определились состав групп и время их патрулирования. Зоны патрулирования истребителей выносились также за линию фронта, что обеспечивало своевременное предупреждение КП истребительной авиации о приближении вражеских самолетов и перехват их на дальних подступах к прикрываемым объектам. По существу, это уже были элементы планирования воздушных сражений. На Кубани получили дальнейшее совершенствование боевые порядки авиационных соединений, частей и подразделений. Они стали включать группы различного тактического назначения: «расчистки воздуха», ударную, прикрывающую, демонстративную, подавления и наземных средств ПВО, резерва и др. В результате воздушного сражения советская авиация вырвала из рук врага инициативу и завоевала господство в воздухе на южном крыле советско-германского фронта.

В сложнейшей обстановке войны Константин Андреевич проявил себя выдающимся методистом и организатором. Вся его многогранная деятельность оказала непосредственное влияние на успешное завершение воздушных сражений на Кубани и других операций, в которых принимал участие. К. Л. Вершинин, владел различными формами работы с подчиненными, вовлекал их в постоянный поиск новых подходов в решении вопросов боевого применения бомбардировочной, штурмовой, истребительной и разведывательной авиации. Никогда не считал для себя унизительным советоваться с мастерами воздушного боя, всегда поддерживал их инициативу. Именно в его авиасоединениях появились на свет знаменитая «кубанская этажерка»: формула воздушного боя, пронизанная духом наступательной активности и включавшая в себя четыре главных элемента «высота - скорость - маневр - огонь»: тактический прием «соколиный удар», блестяще зарекомендовавший себя сначала в воздушных сражениях на Кубани, а затем и в последующих операциях. Внедрение их в повседневную деятельность авиационных соединений и частей; подняло на новую ступень уровень тактической подготовки и боевой выучки летчиков. Они одерживали победы не числом, а умением. Под командованием генерала Вершинина за годы войны была выращена целая плеяда выдающихся мастеров воздушного боя: А. И. Покрышкин, братья Д. Б. Глинка и Б. Б. Глинка, В.И. Фадеев, В. Г. Семенишин, Г. Л. Речкалов и многие другие.

После освобождения Крыма 4-я воздушная армия вошла в состав 2-го Белорусского фронта и приняла активное участие в Белорусской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. На завершающем этапе Великой Отечественной воины искусство К. А. Вершинина управлять крупными силами авиации в операциях наполнилось новым содержанием.

Деятельность Константина Андреевича в этот период отличали целеустремленность, высокая организованность, четкое знание оперативной обстановки не только в полосе своего фронта но и у соседей. Все это позволило генерал-полковнику Вершинину тонко реагировать на изменения обстановки, уверенно удерживать инициативу в воздухе, что являлось важным условием обеспечения высоких темпов наступления войск фронта.

К. А. Вершинин продемонстрировал умение эффективно руководить боевыми действиями авиационных соединений и частей при разгроме окруженных крупных вражеских группировок, о чем свидетельствует уничтожение войск противника восточнее Минска в Белоруссии (1944 год) и крепости Тори в ходе Восточно-Прусской операции- (1945-й). При решении той или иной задачи К. А. Вершинин всегда обращался к опыту, приобретенному им в предшествующих операциях. За героические заслуги перед Родиной и умелое руководство войсками Константину Андреевичу 19 августа 1944 года было присвоено звание Герой Советского Союза.

Константина Андреевича отличала такая характерная черта, как способность в короткие сроки осуществлять маневр воздушной армией на другие направления и сосредоточивать ее усилия на решении главных задач фронта. Так, 1 апреля 1945 года 2-й Белорусский фронт получил задачу в кратчайшие сроки перегруппировать основные силы на щтеттин-ростокское направление, сменить на рубеже Одера войска 1-го Белорусского фронта и подготовиться к участию в Берлинской операции. В связи с этим соединениям 4-й воздушной армии предстояло совершить оперативный маневр на расстояние 300-350 км и перебазироваться на аэродромы восточнее Одера. Сложность маневра заключалась в том, что в новом районе имелось мало (всего 11) пригородных аэродромов. В течение 10-12 суток армия сумела восстановить 8 н построить 32 полевых аэродрома. Она закончила сосредоточение в новом районе за четыре дня до начала операции и была готова к ведению интенсивных боевых действий.

Нельзя не отметить грамотные, энергичные действия Константина Андреевича в ходе Берлинской операции. Когда 65-я армия 2-го Белорусского фронта захватила плацдарм на р. Одер. К. А. Вершинин всего за 30 минут сумел сосредоточить основные усилия авиации в полосе ее действий. Командующий войсками фронта генерал К. К. Рокосовский позже писал, что в этом сражении К. А. Вершинин зарекомендовал себя как крупный авиационный начальник. Его отличали не только высокие организаторские способности, но и постоянная инициативность.

К. А. Вершинин был принципиальным и требовательным командующим и в то же время тактичным, чутким и отзывчивым человеком. Добропорядочность - неотъемлемое качество характера Константина Андреевича. Когда с поста главнокомандующего Военно-воздушными силами - заместителя Министра обороны СССР был снят Главный маршал авиации А. А. Новиков, а эту должность предстояло занять ему, глубоко переживал. Он понимал, что Александру Александровичу предъявлены незаслуженные обвинения: А. А. Новиков стал очередной жертвой закулисных интриг Сталина и его ближайшего окружения. Эта волна не обошла стороной и его. В сентябре 1949 года началась целая серия переназначений на нижестоящие должности. Ему пришлось проявить большое мужество, чтобы выйти из этого положения достойно. Справедливость восторжествовала. В январе 1957 года он стал главнокомандующим Военно-воздушными силами - заместителем Министра обороны СССР. В 1959 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации.

В марте 1969-го он был переведен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Хорошо зная тактику соединений и частей ВВС. К. А. Вершинин был умелым организатором боевой подготовки.

Нужно признать, что деятельность Глазного маршала авиации К. А. Вершинина в 60-е годы проходила в трудных условиях. В это время преобладали субъективные методы руководства. Нетрудно представить, сколько мужества и упорства требовалось ему при отстаивании планов строительства ВВС, доказательстве высшему руководству необходимости создания новых поколений самолетов и оснащения ими частей и соединений ВВС.

Однако период принижения роли авиации в Вооруженных Силах со временем все же был преодолен. Советские ВВС вступили в новую полосу их развития. Значительный вклад в это внес и К. А. Вершинин. При его непосредственном участии были определены пути дальнейшего совершенствования системы управления авиационными объединениями, соединениями и частями. Ему принадлежит приоритет в принципиально новом подходе к повышению живучести авиационной техники и личного состава на аэродромах, а также в решении других проблем, связанных с применением ВВС в операциях различного масштаба. Он один из тех специалистов, кто стоял у истоков теоретической проработки и практического воплощения в жизнь проблемы полета человека в космос. Большое внимание уделял он отбору и подготовке космонавтов, осуществлению космических экспедиций.

Родина по достоинству отметила ратные подвиги Героя Советского Союза Главного маршала авиации К. А. Вершинина, наградив его шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова 1 степени, орденом Суворова II степени, Отечественной воины I степени, многими медалями.

До последнего дня жизни Константин Андреевич находился в славном строю советских авиаторов, целиком отдавая разум и сердце родному Воздушному флоту.

You have no rights to post comments

К.А.Вершинин. 1932 г.

Вершинин Константин Андреевич , сов. воен. деятель, гл. маршал авиации (1959), Герой Сов. Союза (19.8. 1944). Чл. КПСС с 1919. В Сов. Армии с 1919. Окончил нех. командные курсы (1920) в Симбирске, курсы «Выстрел» (1923), Военно-озд. академию им. H. E. Жуковского (1932). Во время Гражд. войны сражался в Белоруссии против банд Булак-Б алаховича, участвовал в подавлении контрреволюц. мятежа в Воронежской губ. После Гражд. войны командовал ротой, батальоном. В 1935 сдал экстерном экзамены в Качинской школе на звание воен. лётчика. В 30-е гг. В. был нач-ком операт. отделения штаба авиац. бригады, ком-ром эскадрильи Высших лётно-такт. курсов, нач-ком Высших авиац. курсов усовершенствования лётного состава. В годы Великой Отечеств, войны В. командовал ВВС Юж. фронта (сент. 1941 - май 1942), 4-й возд. армией (май - сент. 1942). В сент. 1942 ген.-майор авиации В. был назначен команд. ВВС Закавк. фронта, куда входили 4-я и 5-я возд. армии и авиация Черномор, флота. Во время наступления сов. войск на Кавказе по инициативе В. были применены малоскоростные, но высокоманёвр. истребители И-153 («Чайка»), к-рые эффективно атаковали пр-ка на малых высотах. В марте 1943 В. снова был назначен команд. 4-й возд. армией, руководил ею в возд. сражениях на Кубани в 1943. После освобождения Крыма 4-я возд. армия была передана в состав 2-го Белорус, фронта и участвовала в Белорус, операции 1944. В ходе Восточно-Прусской операции 1945, несмотря на исключительно неблагоприятные метеорологич. условия, В. обеспечил успешные действия соединений возд. армии при разгроме пшаснышско-млавской и др. группировок пр-ка. В. отличался глубокими знаниями операт. искусства, постоянными поисками нового, творческим подходом к решению поставл. задач. Всё это позволяло В. успешно решать задачи по ор ганизации взаимодействия соединений ВВС с сухопут. войсками, оказывать действенную помощь общевойсковым и танковым армиям. В 1946-49 В.- главком ВВС, зам. министра обороны СССР. В июне 1946 ему было присвоено воинское звание маршала авиации. В период перевооружения ВВС реакт. техникой по инициативе В. осенью 1946 был создан первый спец. учеб, центр для обучения лётного состава полётам на реакт. самолётах. В августе 1947 под руководством В. на возд. параде в Тушино сов. лётчики впервые продемонстрировали групповой высший пилотаж на реакт. истребителях. С 1949 В. командовал войсками Бакинского округа ПВО, затем Войсками ПВО страны. В янв. 1957 он был вновь назначен главкомом ВВС и зам. министра обороны СССР. Под его руководством изыскивались и разрабатывались новые формы и способы операт. и такт, применения авиации. С марта 1969 В. был ген. инспектором Группы ген. инспекторов Мин-ва обороны СССР. Деп. Верх. Совета СССР 2-7-го созывов. Кандидат в чл. ЦК КПСС (1952-56) и чл. ЦК КПСС (1961). Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, орденами Суворова 2-й степени и Отечественной войны 1-й степени, мн. медалями и неск. иностр. орденами.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Вершинин Константин Андреевич (21.5.1900, деревня Боркино Вятской губернии - 1973), военачальник, главный маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (1944). Сын крестьянина. Образование получил на курсах "Выстрел" (1923) и Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского (1932). В июне 1919 вступил в РКП(б) и в Красную армию. Участник Гражданской войны, командир батальона. Участвовал в подавлении крестьянского восстания на Тамбовшине. С 1932 служил на штабных и командных должностях в ВВС. Во время Великой Отечественной войны с сент. 1941 командовал ВВС Южного фронта, в сент. 1942 - апр. 1943 - Закавказского и Северо-Кавказского фронтов. В мае-сент. 1942 и мае 1943 - мае 1945 командующий 4-й воздушной армией. Его самолеты принимали участие в боях на Дону и Кубани, в битве за Кавказ и при освобождении Крыма. После войны в 1946 назначен главнокомандующим ВВС и в том же году избран депутатом Верховного Совета СССР. В 1949 попал в опалу и переведен на должность командующего войсками Бакинского округа ПВО, в 1950 его кандидатура уже небыла включена в список кандидатов в депутаты Верховного Совета. Тем не менее в 1952 он вернул себе расположение И.В. Сталина и стал командующим войсками ПВО. В 1952-56 кандидат в члены, в 1961-71 член ЦК КПСС. В 1954-56 вновь понижен до командующего округом ПВО. С 1956 зам. главнокомандующего, с мая 1957 - главнокомандующий ВВС и зам. министра обороны СССР. С 1969 - в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1954-70 депутат Верховного Совета СССР. Автор мемуаров "Четвертая воздушная" (М., 1975).

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Г.К. Жуков и маршал авиации К.А.Вершинин
в дни празднования 800-летия Москвы.
Стадион "Динамо", 1948 г..

Сочинения:

Авиация и война. - В кн.: Ядерный век и война. М., 1964;

Военно-Воздушные Силы.- «Воен.-ист. журн.», 1967, № 9;

4-я воздушная армия в боях за освобождение Белоруссии.- В кн.: Освобождение Белоруссии. 1944. М., 1970;

Четвертая воздушная. М., 1975.

Литература:

Герои Советского Союза - кировчане. Киров, 1973, с. 36-46, 312-313;

Денисов Н. И разум и сердце - воздушному.флоту.- «Авиация и космонавтика», 1974, № 5.

Происходит из древнего вятского рода Вершининых. Родился в деревне Боркино Вятской губернии, ныне Кировской области. Русский.

В Рабоче-крестьянской Красной армии с 1919 года. Окончил Симбирские пехотные командные курсы (1920), Высшую тактическо-стрелковую школу командного состава РККА им. Коминтерна «Выстрел» (1923), Военно-воздушную академию РККА имени проф. Н. Е. Жуковского (1932).

Гражданская война

Участник Гражданской войны. Первая должность в РККА - красноармеец Симбирского пехотного запасного полка, в его составе участвовал в подавлении крестьянского восстания в Воронежской губернии. После окончания курсов (1920) - командир стрелковой роты в маршевом пехотном полку в городе Дорогобуж Смоленской губернии, сражался против формирований Булак-Балаховича в приграничных с Польшей губерниях. В 1921 году полк был переброшен в Тамбовскую губернию, где вёл ожесточённые военные действия при подавлении Тамбовского восстания.

Межвоенный период

После Гражданской войны войны с 1923 года командовал учебной ротой 12-х Краснознамённых пехотных курсов Приволжского военного округа, с 1928 года - командир стрелкового батальона в Казани. В 1929 году поступил в Военную академию имени М. В. Фрунзе, успешно окончил первый курс, после чего в 1930 году в приказном порядке переведён в военно-воздушные силы и направлен для продолжения обучения уже в Военно-воздушную академию РККА имени проф. Н. Е. Жуковского.

По окончании академии с 1932 года - начальник технического отдела Научно-исследовательского института ВВС РККА, с января 1933 года - начальник оперативного отделения штаба авиационной бригады, с 1934 года - командир эскадрильи Высших лётно-тактических курсов РККА. Там же совместно с курсантами освоил пилотирование бомбардировщика, а в 1935 году сдал экстерном экзамены на звание военного лётчика в Качинское высшей авиационной школе лётчиков. С августа 1938 года - помощник по лётной подготовке начальника Высших авиационных курсов усовершенствования лётного состава.

В 1940 году, выполняя срочный приказ из Штаба ВВС, приказал отправить в Москву группу из 5 бомбардировщиков с экипажами из персонала курсов. В сложных погодных условиях три самолёта потерпели катастрофу на маршруте, имелись человеческие жертвы. Вершинин был отдан под суд военного трибунала округа, который его полностью оправдал. Но в дисциплинарном порядке полковник Вершинин был понижен в звании до подполковника и переведён на должность заместителя командира авиационной дивизии. Однако в мае 1941 года был возвращён на те же Высшие авиационные курсы усовершенствования лётного состава, причем на должность их начальника. Одновременно восстановлен в воинском звании.

Великая Отечественная война

Великую Отечественную войну полковник Вершинин встретил в должности начальника тех же курсов, произвёл перестройку их работы в условиях военного времени. В сентябре 1941 года назначен командующим ВВС Южного фронта. Руководил боевыми действиями ВВС фронта в Донбасской оборонительной операции в сентябре - ноябре 1941 года, в Ростовской оборонительной (ноябрь 1941) и Ростовской наступательной операции в ноябре - декабре 1941 года. Особенно высоко были оценены действия ВВС фронта в последней операции, где Вершинин сумел добиться сосредоточения своей немногочисленной авиации на решающем направлении в нарушение действовавшего тогда принципа придания ВВС отдельным армиям, и обеспечил пусть и временное, но превосходство в воздухе на направлении главного удара войск фронта. В первой половине 1942 года участвовал в Барвенковско-Лозовской и Харьковской оборонительной операциях. Генерал-майор авиации (22.10.1941).

С мая 1942 года - командующий 4-й воздушной армией (действовала в полосе Южного, Северо-Кавказского и Закавказского фронтов, участвовал в кровопролитных оборонительных боях на южном фланге советско-германского фронта летом и осенью 1942 года. В сентябре 1942 - апреле 1943 года - командующий ВВС Закавказского фронта, в которые входили 4-я и 5-я воздушные армии, а также ВВС Черноморского флота. Хорошо проявил себя в период оборонительного и наступательного этапа Битвы за Кавказ. Во время наступления советских войск на Кавказе по инициативе К. А. Вершинина были применены малоскоростные, но высокоманёвренные истребители И-153 («Чайка»), которые эффективно атаковали противника на малых высотах.

В мае 1943 года генерал-майор авиации К. А. Вершинин вновь назначен командующим 4-й воздушной армией, теперь входившей в состав Северо-Кавказского фронта. Во главе армии участвовал в невиданном к тому времени по размаху и ожесточенности воздушном сражении на Кубани в апреле-июне 1943 года. Там Вершинин широко применял постоянное дежурство авианаводчиков на переднем крае, массированное применение сил в ходе воздушных боев (если ранее исключительным случаем был воздушный бой в составе полка, то над Кубанью с советской стороны зачастую одновременно вводились в бой до 5 истребительных полков и более), широкий обмен успешным боевым опытом (советский ас А. И. Покрышкин в своих мемуарах описывает армейские конференции истребителей, проводимые лично К. А. Вершининым, как неслыханное событие за два предыдущие года войны).

Затем 4-я воздушная армия успешно действовала в Новороссийско-Таманской (сентябрь-октябрь 1943), Керченско-Эльтигенской десантной (ноябрь-декабрь 1943), Крымской стратегической (апрель-май 1944) наступательных операциях. В мае-июне 1944 года армия была переброшена на центральный участок советско-германского фронта, где сражалась в Белорусской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской, Берлинской стратегических наступательных операциях. Генерал-лейтенант авиации (17.03.1943). Генерал-полковник авиации (23.10.1943), первый из числа командующих воздушными армиями в годы Великой Отечественной войны, которому было присвоено это воинское звание. Звание Героя Советского Союза присвоено за воинское мастерство и умелое командование войсками в Белорусской наступательной операции 1944 года.

К. А. Вершинин отличался глубокими знаниями в области оперативного искусства, постоянными поисками нового, творческим подходом к решению поставленных задач. Это позволяло ему умело организовывать взаимодействие соединений ВВС с сухопутными войсками, оказывать действенную помощь общевойсковым и танковым армиям.

Послевоенное время

С 1946 года - Главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель Министра обороны СССР. Руководил перевооружением ВВС на реактивную технику. Маршал авиации (3 июня 1946 г.).

В сентябре 1949 года внезапно понижен в должности и назначен командующим войсками Бакинского округа ПВО. С июня 1953 года по май 1954 гг. - командующий войсками противовоздушной обороны страны. С января 1957 года - вновь Главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель Министра обороны СССР. Главный маршал авиации (8 мая 1959 г.). С марта 1969 года - в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Член КПСС с 1919 г. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1952-1956 г. Член ЦК КПСС с 1961 г. Депутат Верховного Совета СССР II (1946-1950), IV-VII (с 1954) созывов.

Жил в Москве. Скончался после тяжелой болезни 30 декабря 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Память

Имя К. А. Вершинина носит улица в Москве.

На здании Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского установлена мемориальная доска. В честь К. А. Вершинина также названа улица в Волгограде.

Награды

  • Герой Советского Союза (медаль «Золотая звезда») № 3869, указ от 19.08.1944 г.,
  • Шесть орденов Ленина,
  • Орден Октябрьской Революции,
  • Три ордена Красного Знамени,
  • Три ордена Суворова 1-й степени,
  • Орден Суворова 2-й степени,
  • Орден Отечественной войны 1-й степени,
  • Медали СССР,
  • Ордена и медали иностранных государств.

Герой Советского Союза Вершинин Константин Андреевич

Вершинин Константин Андреевич – командующий 4-й воздушной армией 2-го Белорусского фронта, генерал-полковник авиации.
Родился 22 мая (3 июня) 1900 года в деревне Боркино Яранского уезда Вятской губернии, ныне в составе Санчурского района Кировской области. Русский. Из семьи крестьянина-бедняка. Окончил сельскую церковно-приходскую школу.

С 1911 года работал плотником, лесорубом. С началом первой мировой войны устроился на судоремонтный завод в селе Звенигово, учился в вечерней школе для рабочих.

В Красной Армии с июня 1919 года, призван по мобилизации. Служил красноармейцем и агитатором запасного полка в Симбирске. В 1920 году окончил Симбирские пехотные командные курсы. Участник Гражданской войны: в октябре 1920-июле 1921 – командир роты, а с января 1921 года — командир батальона 49-го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии (Западный фронт, весной 1921 года полк переброшен в Орёл). Участвовал в боях против банд С.Н. Булак-Балаховича в Белоруссии, в подавлении восстания в Воронежской губернии, в подавлении Тамбовского восстания («Антоновщина»). В июле 1921 года направлен на учёбу.

В 1923 году окончил Высшую тактико-стрелковую школу комсостава РККА имени Коминтерна (будущие курсы «Выстрел»). С 1923 года командовал учебной ротой в 12-й Краснознамённой пехотной школе Приволжского военного округа (Симбирск). С 1928 года — командир стрелкового батальона 2-го стрелкового полка Казанской стрелковой дивизии Приволжского военного округа (Симбирск). С 1929 года заочно учился в Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе, окончил первый курс.

В 1930 году переведён в Военно-воздушные силы (ВВС). В 1932 году окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. С июня 1932 года — помощник начальника тактического отдела Научно-испытательного института ВВС РККА. С января 1933 года — начальник оперативного отдела штаба 20-й авиабригады в Харькове (Украинский военный округ). С февраля 1934 года – командир авиаэскадрильи Липецкой высшей лётно-тактической школы ВВС. В 1935 году экстерном окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова. С 1938 года – помощник начальника по лётной подготовке Липецких Высших авиационных курсов усовершенствования лётного состава.

В 1940 году после группового лётного происшествия полковник К.А. Вершинин был отдан под суд военного трибунала, которым был полностью оправдан. Тем не менее в дисциплинарном порядке был понижен в воинском звании до подполковника и назначен заместителем командира 49-й авиационной дивизии. В мае 1941 года восстановлен в звании полковника, возвращён в Липецк и назначен начальником Липецких Высших авиационных курсов усовершенствования лётного состава.

Участник Великой Отечественной войны: в сентябре 1941 — мае 1942 года – командующий ВВС Южного фронта. В мае-сентябре 1942 года – командующий 4-й воздушной армией; с сентября 1942 года – командующий ВВС Закавказского фронта. С мая 1943 года до конца войны вновь командовал 4-й воздушной армией на Северо-Кавказском и 2-м Белорусском фронтах.

Под его руководством лётчики в тесном взаимодействии с наземными войсками участвовали в оборонительных сражениях на Украине и в Ростовской (1941 года) и Барвенково-Лозовской наступательных операциях, в 1942 году вели воздушные сражения в небе Донбасса и на Дону, сдерживая наступление превосходящих сил противника, защищали Северный Кавказ, в 1943 году сражались на Кубани и Таманском полуострове, одержали победу в воздушном сражении над «Голубой линией». В 1944 году 4-я воздушная армия участвовала в освобождении Крыма, а затем в составе 2-го Белорусского фронта обеспечила стратегическое превосходство авиации и успех наземных войск в ходе наступательной операции «Багратион», в Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и в Берлинской операциях.

За успешное руководство воинскими соединениями и проявленные при этом личное мужество и героизм генерал-полковнику авиации Вершинину Константину Андреевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С марта 1946 года по сентябрь 1949 года – Главнокомандующий ВВС – заместитель Министра обороны СССР. С сентября 1949 года служил в Войсках ПВО страны, с февраля по сентябрь 1950 года командовал 57-й воздушной армией (в Прикарпатском военном округе), с сентября 1950 года по сентябрь 1951 года – 24-й воздушной армией (Группа советских войск в Германии). В сентябре 1951 — апреле 1953 года – командующий войсками ПВО пограничной линии — заместитель Главнокомандующего ВВС. С апреля 1953 года — первый заместитель командующего, а с июня 1953 года по май 1954 года – командующий Войсками ПВО страны. С июня 1954 года по апрель 1956 года – командующий войсками Бакинского района (с августа 1954 года — округа) ПВО.

Затем возвращён в ВВС и с апреля 1956 года – заместитель Главкома ВВС по высшим учебным заведениям. С января 1957 года по март 1969 года – главнокомандующий ВВС – заместитель Министра обороны СССР. С марта 1969 года – генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Жил в городе-герое Москве. Умер 30 декабря 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).

Награждён шестью орденами Ленина (23.12.1942, 21.07.1944, 19.08.1944, 21.02.1945, ...), орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени (27.03.1942, 3.11.1944, ...), тремя орденами Суворова 1-й степени (16.05.1944, 10.04.1945, 29.05.1945), орденами Суворова 2-й степени (25.10.1943), Отечественной войны 1-й степени (22.02.1943), медалью «За оборону Кавказа», другими медалями, иностранными наградами: орденами «Воинская доблесть» (Польша), «Крест Грюнвальда» (Польша).

Член РКП(б)/КПСС с февраля 1919 года. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1952—1956 годах, член ЦК КПСС в 1961—1971 годах. Депутат Верховного Совета СССР в 1946—1950 и 1954—1970 годах.

Его имя носит улица в Москве; на одном из зданий Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского установлена мемориальная доска. Имя Главного маршала авиации К.А. Вершинина носило Барнаульское Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»