История кадетской школы. Партия кадетов – кратко. История кадетского движения в России

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Почему это звание вызывает негативные эмоции у старшего поколения? Кадеты появились, после того, как в начале 90-х отказались от тех молодёжных движений, которые были в Союзе. Кадетов начали ставить выше или наравне с суворовцами , не смотря на то, что кадеты даже не знали, кто они есть на самом деле. Многие спонсоры кадетских корпусов — это репрессированные в Советском Союзе военные, генералы, также кадеты пользуются поддержкой церкви и храмов.

Большинство первых кадетов было детьми состоятельных родителей, которые, купив новую форму, отдали своих детей в кадетские корпуса.

Простые рабочие просто не могли должным образом обеспечить своего ребенка необходимыми для учебы материалами и формой. Кадетов ставили выше суворовцев и нахимовцев, убеждая их, что они являются гордостью отечества. Кадетов решили учить совсем не так как в советское время, решить то решили, но как быть с преподавателями?

Ведь почти весь преподавательский корпус учился и воспитывался в советском союзе и знания у них были советские. Они продолжали учиться по советским учебникам истории, тогда о каком новом обучении могла идти речь? Кадеты даже не представляли, что их ждёт в будущем, но как не странно с каждым годом количество поступающих в кадетские корпуса увеличивается. Суворовцы и кадеты довольно сильно отличаются между собой. Выпускникам кадетских корпусов никаких льгот на поступление в военные ВУЗы не предоставлялось, а в наше время из-за ЕГЭ шансы равны, как у выпускников кадетских корпусов, так и у обычных школьников.

Так в чем же смысл?

Но не так молодые люди хотят получить военную специальность, сколько получить качественное образование, которое могут дать в кадетских корпусах. Ведь одно из достоинств дореволюционных кадетских корпусов, созданных в 1732 году генерал-фельдмаршалом фон Минихом, это великолепное образование. Корпуса тогда называли «Рыцарской академией». Но сейчас под названием кадетских корпусов не всегда скрывается сам кадетский корпус, бывают случаи, когда руководители обычных образовательных учреждений для привлечения новых учеников меняют вывеску с «общеобразовательной школы» на «кадетский корпус».

К сожалению, по современным стандартам преподаватели должны уметь и фехтовать, и галантно танцевать, и предмет свой хорошо преподавать, но, к сожалению, таких учителей мало и во многих учебных заведениях для кадетов ученикам приходится потом сравнивать себя с учениками других общеобразовательных школ, и они зачастую думают, что же отличает их кроме формы и фуражки с золотой кокардой? Да и вопрос о том, кто такой кадет , остается для них открытым.

Потом в отчётах руководства таких «общеобразовательных» корпусов пишут, что у них прошли стрельбы, кадеты изучают этикет и проводят балы, строятся храмы для кадетов во дворах школ, а на самом деле мы видим, что стреляют они из деревянных винтовок сделанных на уроках труда, балы «проводятся» в залах, в которых и находиться-то опасно, а к храму, который построен на пожертвования, подъезжает священник на крутой иномарке. После всего этого невольно задаешься вопросом о том, кто же такие кадеты и зачем они вообще нужны?

Конституционно-демократическая партия, называемая также партией кадетов, была создана в 1905 году и представляла собой левое течение либерализма. Её называли ещё «профессорской партией» за высокий уровень образования входящих в неё людей. Кадеты предлагали империи и конституционные решения, которые внедрялись в европейских государствах. Однако в России они оказались невостребованными.

Партия кадетов выступала за ненасильственное развитие государства, парламентаризм и либерализацию. В образования было положение о равноправии всех граждан, независимо от национальности, сословия, пола и вероисповедания. Партия кадетов также выступала за отмену ограничений для разных сословий и национальностей, права на неприкосновенность личности, свободу передвижения, совести, слова, собраний, печати и вероисповедания.

Самой лучшей для России партия кадетов считала парламентскую форму правления, базирующуюся на всеобщем избирательном праве с явным и тайным голосованием. Демократизация местного самоуправления и расширение его полномочий также являлись тем, чего добивались кадеты. Партия выступала за независимость суда и увеличение площади земельных наделов для крестьян за счет удельных, государственных, кабинетских и монастырских земель, а также с помощью выкупа частных земель помещиков по их реальной оценочной стоимости. В списке приоритетов также были: свобода стачек и рабочих союзов, восьмичасовой рабочий день, развитие производственного законодательства, всеобщее обязательное и бесплатное а также полная автономия Польши и Финляндии. Лидер партии кадетов П.Н. Милюков впоследствии во Временном правительстве стал министром иностранных дел.

В 1906 году в программу добавили пункт о том, что страна должна стать парламентской и конституционной монархией. Высшим партийным органом кадетов являлся Центральный комитет, который избирался на съездах. Он подразделялся на Московский и Петербургский отделы. Петербургский ЦК занимался работой над программой партии и подачей различных законопроектов в Думу. На Московском ЦК была издательская работа, а также организация агитации. В составе ЦК больше всего было представителей буржуазии и интеллигенции, а также помещиков с либеральными взглядами.

В 1917 году, после того как случилась партия кадетов из оппозиционной структуры превратилась в правящее политическое образование. Её представители заняли ведущие места во Временном правительстве. От идеи партия быстро перешла к лозунгам о демократии и После Февральской революции, данная партия начала активно укреплять позиции среди священнослужителей, студенчества и интеллигенции. У рабочего класса и большинства крестьян её позиции оставались слабыми, что и стало впоследствии одной из причин того, что Временное правительство не смогло удержаться долго у власти.

В 1921 году в г. Париж на съезде партии произошел её раскол на две группы. Новая «демократическая» ветвь была под руководством Милюкова, а часть, оставшуюся на прежних позициях, возглавили Каминка и Гессен. С этого времени кадеты, как единая политическая партия, прекратили свое существование.

Урок 2

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

Стремление российского государства укрепить свои границы, расширить пределы страны достигнуть выходов в моря потребовало активной внешней политики. Войны, которые вела Россия, показали острую необходимость в увеличении количества армии и повышении эффективности её офицерского состава. Осознание значимости развития военно-профессионального образования привело к расширению сети военно-учебных заведений. А контакты с европейскими государствами позволили воспользоваться опытом, который уже был в Германии и Франции в вопросе подготовки военных кадров.

Кадетские корпуса - учебно-воспитательные заведения имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование их детей и являющиеся первоначальною ступенью к подготовке офицеров, ведут начало с 1653 г., когда в Пруссии была учреждена первая кадетская школа для несения дворянскими детьми воинской службы. Ещё в 1716 г. король Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет, назначив шефом ее своего 4-летнего сына, будущего полководца Фридриха II Великого.

Слово cadet значит малолетний, само слово французского происхождения, еще ранее это французское слово произошло от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, производного от латинского «капителлум», что буквально значит «маленький капитан» или «маленький глава». Таким образом, более точный смысл этого слова в данном случае гласит: маленький или будущий возглавитель. Во Франции так назывались дети дворян, которые начинали свою военную службу в низших военных чинах, а так же дети выдающихся семей, которых с малолетнего возраста записывали в военные части, а затем уже взрослыми производили в офицерские чины.

Следует особо отметить, что формирование этого вида военно-учебных заведений происходило при непосредственном контроле со стороны правящей династии Романовых. На корпуса не жалели средств. Императоры и императрицы России были убеждены в том, что кадетские корпуса являлись надёжным источником пополнения армии офицерским составом.

В корпусах, кроме военных предметов, преподавались архитектура, геральдика, юриспруденция, философия, красноречие, иностранные языки , Закон Божий и многие другие предметы. Для совершенствования физических сил воспитанников, а так же для придания светского лоска юношам, помимо строевых и спортивных занятий, давались уроки хореографии , верховой езды и фехтования. Это было необходимо для перехода с военной на гражданскую службу или наоборот с сохранением или даже повышением ранга. Вся система образования в корпусах выстраивалась с учетом этого момента, отсюда столь широкий круг предметов.

Наставники в корпусах не просто стремились дать детям образование «ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и навыков», во главу угла здесь ставилось целостное формирование личности в согласии с христианской этикой и культурным общечеловеческим наследием. В стенах кадетского корпуса мальчики начинали взрослеть, ведь период с 10 до 17 лет знаменателен тем, что в это время у подростка закладываются основы мировоззрения, формируется характер и обозначается главное направление всей его жизни – служение Родине, как на военном, так и на гражданском поприще.

С царствования Анны Иоанновны и начинается история кадетских корпусов - заимствованной у Запада формы воспитания военной молодежи для служения Царю и Отечеству в офицерских чинах.

В 29 июля 1731 году Государыня подписывает Указ № 000 об учреждении «Корпуса кадетов шляхетных детей», состоящий из 200 человек шляхетных детей от 13 до 18 лет, из Российских, Эстляндских и Лифляндских провинций. «Обучать детей арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии и шпажному делу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам, ради того иметь учителей языков чужестранных, истории, географии, юриспруденции, танцования и прочих полезных наук». На содержание корпуса было выделено 30000 рублей, корпус был размещен в бывшем доме князя Меньшикова на Васильевском острове. Был составлен Устав корпуса, в котором изложены основы устройства корпусной жизни. Указ 5886 от 01.01.01 «Об определении детей Дворянских в корпус кадетов» уточняет где, как и кто может подать прошение о приеме в корпус ребенка. Указ 5894 от 4 декабря 1731 г. «О записи дворян в корпус кадетов» нормировал методы записи дворянских детей в корпус. Сразу же после окончания всех организационных работ, были разосланы по городам приглашения дворянству, с предложением привозить их детей в Петербург для определения в открывающееся учебное заведение.

К 17 февраля 1732 года в столицу съехались 56 недорослей, и занятия начались. Этот день считается днем основания корпуса - до расформирования корпуса он ежегодно отмечался как корпусный праздник.

Во главе этого учебного заведения был поставлен заправлявший всеми делами обороны генерал-фельдмаршал Бурхард Кристоф Миних. Принимали грамотных детей дворян в возрасте 13-18 лет. Учебный курс состоял из 4 классов . В 1723 г. штат включал 360 кадет, а в 1760 г. увеличен до 490. В 1743 г. корпус получил название Сухопутного (для отличия от Морского). При переводе в старший класс и перед выпуском совет определял для каждого кадета род войск, куда ему предстояло быть выпущенным на службу сообразно со способностями. Выпускникам

присваивались унтер-офицерские чины или чин прапорщика, а особо отличившимся – сразу чин подпоручика и даже поручика. Программы обучения" href="/text/category/programmi_obucheniya/" rel="bookmark">программу обучения , наряду со специальными военными предметами, включил основы точных, естественных и гуманитарных наук . Преподаванию последних уделялось особое внимание. Изучалась «российская словесность», язык и литература, история, в том числе история древней Греции и Рима, курс которой предполагал ознакомление воспитанников с произведениями древних авторов не только в современных французских и немецких переводах, но и на латинском языке, геральдика и генеалогия (их введение, наряду с обучением с верховой езде, фехтование, танцам, было обусловлено закрытым аристократическим характером учебного заведения), юриспруденция, а также новые и древние языки. По программе обучения обязателен был Закон Божий.

Кадеты принимали участие в составлении плана Петербурга и проводили топогеодезические съемки, составляли чертежи и рабочие эскизы плана города, кадеты картографировали районы города.

В корпусе была собрана богатая библиотека, в которой находились сочинения на латинском языке Эзопа, Плиния и т. д. В кадетском корпусе имелась своя типография, в которой кадеты исполняли роль наборщиков, участвуя в издании своих работ.

Кадетам разрешалось держать в услужении своих крепостных слуг (отменено Павлом 1) при переводе в ставший класс и перед выпуском совет корпуса определял для каждого кадета род войск, куда ему предстояло быть направленным, сообразно его способностям. Система отношений преподавателей и воспитанников определялась, прежде всего, военным характером учебного заведения. Кадеты подчинялись требованиям военных уставов, участвовали в строевых смотрах и ходили в караулы. Первые три воспитанника были выпущены в 1734 году, прапорщиками. В 1740 г. из корпуса выпустился будущий великий русский полководец и граф Задунайский - Петр Александрович Румянцев.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В указе об учреждении кадетского корпуса, подготовленном при непосредственном участии императрицы Анны Иоанновны, говорилось: “Вечно достойныя памяти дядя наш, государь Петр Великий император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало, а для произвождения определиено было указом его величества, все младшее шляхетство в гвардию с начала писать, и тем путем, яко школою, далее дослуживаться... А понеже воинское дело поныне ще в настоящем добром порядке содержится... весьма нужно, дабы шляхетство от младых лето к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были. Того ради указали Мы: учредить Корпус Кадетов, состоящий из 200 шляхетских детей, от тринадцати до семнадцати лет, как Российских, так и Лифляндских и Эстляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, токож и в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради иметь при том учителей чужеземных языков, истории, географии, юриспруденции, танцованию, музыки и прочих полезных наук дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять... Для известия всему шляхетству, сей наш указ публиковать, дабы желающие явились в Сенате”.

Вопросы для повторения: Объясните цель формирования и суть деятельности кадетских корпусов. Кто был инициатором создания корпусов в России? В чей период правления они были созданы кадетские корпуса?

Персоналии:

Анна Иоановна, граф, граф

Воробьёва корпуса в России. М. 2003 г. С.3

Меньшов кадеты. Мурманск 2000 г. С.7.

Бондаренко корпуса России во второй половине XIX в. М. 1997 г. С.13.

Кадетский сборник корпуса императора Александра II 1906-07гг. С. 45

ПСЗРИ С.1 Т. VIII Указ 5811/Об учреждении Корпуса Кадетов/от 01.01.01 г С. 519

ПСЗРИ С.1 Т. VIII Указ 5881/Устав корпуса кадет/от 01.01.01 г. С. 557

ПСЗРИ С.1 Т. VIII Указ 5886 /Об определении детей Дворянских в Корпус кадетов/ С.564

ПСЗРИ С.1 Т. VIII Указ 5894 /О записи дворян в Корпус кадетов» С. 569

Орлята 1998 г. С.9

Меньшов кадеты. Мурманск 2000 г. С.10.

Меньшов кадеты. Мурманск 2000 г. С.11

История кадетского движения в России.

«Во имя Отечества и чести»

27 января" href="/text/category/27_yanvarya/" rel="bookmark">27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В указе подчеркивалось, что «Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе».

Петр Великий, повернувший Россию на путь ученичества у Запада, отлично сознавал, что ему и всем россиянам и Отечеству не существовать без Армии и Флота, отвечающим требованиям времени. Создавая новую для России вооруженную силу, он, прежде всего, сформировал систему подготовки командных кадров: для пехотных частей офицеров готовили лейб-гвардии Преображенский и Семеновский полк; для кавалерии – лейб-регимент, который сначала был Санкт-Петербургский драгунский, а затем стал Кронштатский драгунский полк; для артиллерии, инженерных формирований и флотских экипажей – намеренно учрежденный в Москве и Санкт-Петербурге школы: Навигатская (1701 г.), 2 артиллерийский (1712 и 1721 гг.) и 3 инженерный (1712, 1719 и 1721 гг.). к концу царствования Петра Алексеевича из Навигацкой школы была выделена Морская Академия, а инженерные школы были объединены.

В число учащихся школы предписывалось «избирать добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». Сюда принимались дети всех сословий за исключением крепостных. Срок обучения в школе был неограничен. Некоторые постигли науки за 4 года, иные -13 лет. Переводных экзаменов не было. Из класса в класс ученики переводились по мере выучки, поэтому и возраст их сильно различался - от 15 до 33 лет. Наиболее богатых или способных направляли на практику за границу. По возвращению их подвергали строгому экзамену. Иногда экзаменатором был сам Петр.

И полки, и школы готовили офицеров не только в науках, но и в боевой практике – из 25 лет Петрова правления в XVIII веке мирными выдались только два года, так что недостатка в боевых действиях не было.

К сожалению, при ближайших приемниках Петра военное строительство, а с ним подготовка командного состава пришли в упадок.

С царствованием Анны Иоанновны начинается история кадетских корпусов – заимствованных у Запада формы воспитания военной молодежи для служения Царю и Отечеству в офицерских чинах.

В 1731 году подписывает Указ об учреждений «Корпуса Кадетов Шляхетных Детей». Она рассылает по городам приглашение дворянству привозить их сыновей в Петербург для определения в открывающееся учебное заведение.

Кутузов вводит в число предметов специального курса и тактику. Преподает ее сам, прежде разработав соответствующую обстоятельствам методику, а изготовление схем и чертежей поручает воспитанникам; создает тактический класс.

Главный результат директорства в Сухопутном кадетском корпусе – он вдохнул в жизнь учебного заведения новый дух; понятие личной чести воспитанники все больше связывают не со стремительной карьерой, а со служением Отечеству.

Наибольший вклад в создание и развитие российских кадетских корпусов внес император Николай I. Во-первых, расширил пространство существования кадетских корпусов – девять из вновь созданных были сформированы в провинции, которая, как известно, всегда была более консервативна, чем столицы. Во-вторых, он привязал к заботам о корпусах поместное дворянство. В-третьих, в 1831 году Главным начальником военно-учебных заведений был назначен младший государевбрат, генерал-фельдцейхмейстер Великий. Всего в годы царствования Николая I было сформировано 17 новых кадетских корпусов, десять из которых просуществовали до Октябрьской революции.

Все кадетские корпуса того времени представляли собой интернаты со штатной численностью от 100 до 1000 воспитанников разделенных на роты (гренадерскую, мушкетерскую, неранжированиую).

Каждая рота состояла из 100-120 кадетов, приблизительно одного возраста и непосредственно подчинялась ротному командиру. Неранжированная рота полагалась для вновь поступивших малолетних воспитанников. Кадетская рота состояла из четырех отделений по 25-30 воспитанников в отделении. 4 младших офицера были ближайшими воспитателями кадетов. Для поддержания строгого порядка в помощь им назначались во все роты из числа лучших старших кадетов фельдфебель, унтер-офицеры, которые не только присматривали за вверенными им отделениями и ротами, но и имели право наказывать кадетов. Директор имел ближайших помощников: по строевой и воспитательной части – батальонного командира и младшего штаб-офицера, а по учебной части – инспектора классов и его помощника, по хозяйственной части – полицмейстера и других лиц. На лето кадеты выводились в лагерь и жили в больших палатках, по 50 человек в каждой.

дурных кадет". На каждого кадета была заведена аттестационная тетрадь, куда вносились хорошие и дурные поступки кадетов, их характеристика и меры для исправления плохих наклонностей.

Великий внедрил в кадетские корпуса единые программы изучения наук, чего не было в ту пору ни в гимназиях, ни в университетах.

Император Александр II, который, будучи Наследником, в течение шести лет занимал пост Главного начальника военно-учебных заведений, сменив преждевременно скончавшегося дядю – Великого, преобразовал кадетские корпуса в военные гимназии. Армия проиграла от нововведения. Единственным благом от него было то, что появились курсы подготовки воспитателей военных гимназий, созданные при 2-ом кадетском корпусе. Они в полной мере оправдают свое существование в царствование Императора Александра III и после, когда учиться на них пойдут строевые офицеры, избирающие хлопотную службу воспитателя кадет по велению души и рекомендации полковых офицерских собраний.

Императору Александру III в определенной степени пришлось ликвидировать те промахи, которые были допущены его предшественником в области военного образования, в подготовке офицерских кадров. В 1882 году он восстановил кадетские корпуса, а также преобразовал в корпуса военные гимназии, учрежденные во время милютинского министерства – Симбирскую, Полоцкую , Тифлисскую, 3-юи 4-ю Московские, 3-ю Петербургскую. Были сформированы кадетские корпуса Донской и 2-ой Оренбургский.

Время последнего царствования для кадетских корпусов – это завершение процесса, начавшегося при Императоре Александре III: они окончательно становятся национальными военно-учебными заведениями, заимствованная форма воспитания юношества оказывается к тому времени только нашим национальным явлением. И самое главное: это время – эпоха Великого. Великий Князь был абсолютно убежден, что наиболее гармонично дети развиваются в обществе своих сверстников при совместном изучении наук, постижении культуры, в том числе заветов и традиций, овладении навыками в ремеслах и военном деле. Кадетские корпуса, с его точки зрения, при соблюдении определенных условий, в полной мере и лучше других учебных заведений могут решать задачи гармоничного воспитания.

Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и можно сказать, всей земной цивилизации. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский - Корсаков, Рахманинов, врач Сеченов, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.

С приходом в 1917 году к власти большевиков , история кадетских корпусов не оборвалась. Они вместе с частями Русской Армии, эвакуированной в 1920г. генералом бароном, попали на чужбину. Не предаваясь отчаянию, не унывая и не жалуясь, кадеты прошли через муки эмигрантской жизни, сохраняя и продолжая традиции своего воспитания и образования.

Во время Великой Отечественной войны в 1годах в России появились первые суворовские и нахимовские училища, прообразов которых послужили кадетские корпуса. Примечательно, что среди их учителей были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров - воспитателей - воспитанники этих учебных заведений. В трудную военную осень 1943г. были открыты первые 11 училищ, в 1944г. - еще 6, потом еще и еще. В них принимали « детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». За годы своей деятельности суворовские училища подготовили десятки тысяч будущих курсантов высших военных училищ (теперь - военных институтов и университетов), и сейчас трудно найти воинскую часть, где бы ни выполняли свой ратный долг их питомцы. Сотни из них заслужили высокие генеральские звания, десятки стали Героями Советского Союза и Героями России. Сейчас в Российской Федерации действуют 7 суворовских училищ.

В современной России вновь возрождаются традиции кадетского образования. Первые кадетские корпуса были созданы в современной России в 1991г. в Новочеркасске и в 1992г. в Новосибирске. С 1993 года организуются первые кадетские корпуса Министерства обороны РФ и другие учебные заведения, которые осуществляют подготовку воспитанников в различных направлениях. В Министерстве образования РФ к началу 2003 г. было создано 14 юридически узаконенных, имеющих уставы и другую регламентирующую документацию, учебно – материальную базу кадетских корпусов.

Конституционалисты-демократы (кадеты), или Партия Народной свободы, считали себя продолжателями либерально-демократических традиций русской интеллигенции, идущих от декабристов и Герцена . Партия кадетов выросла из земских и городских союзов, порожденных реформами Александра II . Активно работая в губернских земствах , особенно в области народного образования, здравоохранения, развития местных производительных сил, путей сообщения и т. д., кадеты накопили значительный практический и общественный опыт.

Находясь до революции 1917 на платформе расширения манифеста 17 октября 1905 года путем реформ, кадеты требовали установления полностью демократической, конституционной системы в России, парламентского, ответственного министерства, неограниченной свободы слова, собраний и т. д.

Кадетский плакат 1917

Кадеты предлагали конфискацию крупной земельной частной собственности, с государственным возмещением стоимости конфискованной земли ее владельцам, передачу конфискованной земли крестьянам и расширение прав и полномочий уже успешно работавших земств.

Кадеты вовсе не были, как утверждала большевистская печать, реакционерами в вопросах социального законодательства: наоборот, они настаивали на прогрессивных для того времени законах – о восьмичасовом рабочем дне; об обязательном государственном страховании рабочих, с полным обеспечением на случай болезни или инвалидности; о пенсиях для рабочих по достижении предельного возраста; о полной свободе в деле образования и работы профессиональных союзов. Кадеты выработали проект закона об обязательном всеобщем обучении, о бесплатной медицинской помощи и ряд других.

Однако кадеты не были партией, опирающейся на массовые организации производственного или территориального профиля. Среди кадетов были, главным образом, деятели земских и городских самоуправлений, и целая плеяда блестящих представителей российской интеллигенции – адвокатов, экономистов, публицистов, историков, в том числе, среди последних такие видные профессора Московского университета, как Кизеветтер, Виппер, Милюков .

Трудность предстоящего периода реформ, который П. А. Столыпин оценивал в 20-25 лет, заключалась прежде всего в том, что в силу долгого, 25-летнего перерыва (1881-1905) в реформах в России задержалось образование широкого слоя людей в городе и деревне, который бы сознательно готов был защищать как свободу и демократию, так и государственные интересы великой державы.

27 февраля 1917 года кадеты и примкнувшие к ним элементы думского «прогрессивного блока » оказались у власти. Но будучи накануне самой левой легальной партией, находившейся в оппозиции к правительству, кадеты сразу после Февральской революции , как бы по инерции, продолжали борьбу с уже свергнутыми царскими министрами, увлекаясь следственными комиссиями и другими, ушедшими уже в историческое прошлое вопросами, в поисках «контрреволюционной» химеры.

Член ЦК кадетской партии, управляющий делами Временного правительства В. Набоков (отец знаменитого писателя ), ближе других наблюдавший председателя Временного правительства князя Львова , бывшего по совместительству и министром внутренних дел, счел необходимым сказать – «как бы сурово ни звучал такой приговор: кн. Львов не только не сделал, но даже не попытался сделать что-нибудь для противодействия все растущему разложению. Он сидел на козлах, но даже не пробовал собрать вожжи» .

По словам Чернова князь Львов был «в эпоху революции часто левее кадетов и в общем беспомощнее их... Событиям он часто противопоставлял какое-то фаталистическое безволие, которое почему-то потом смешивали с некоторыми другими слабостями Временного правительства и окрестили «керенщиной » .

В этой характеристике целиком отражается типичная для кадетов и их окружения идеализация так называемых партий революционной демократии , наивная вера, что в их среде нет врагов демократии и свободы. Поэтому они не разглядели вовремя, недооценили врагов слева. Будучи сами патриотами и демократами, кадеты не придали значения тому, что в среде боровшихся вместе с ними с самодержавием партий так называемых революционных демократов, существует сильное течение, враждебное не только государственным и национальным интересам России, но и, ради осуществления своей доктрины, готовое попрать только что полученную демократию и свободу народа.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»