Изделие заготовка семян. Заготовка лесных семян. Заготовка семян овощных растении

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Педагогические задачи: показать многообразие растительного мира, значение растений в жизни человека, познакомить (обзорно) с частями растений, продолжить формирование умения работать с учебником, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают различные виды растений, умеют соотнести описание растения и его название, понимают значение семян для размножения растений, роль растений в жизни человека, осознают роль человека в выращивании культурных растений.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: соотносят описание растения с его названием, высказывают свои предположения на основе работы с учебником, учебным фильмом, выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, корректируют и контролируют свои действия, ориентируясь на данный образец.
Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, отвечают на вопросы, используя игровые ситуации, свой жизненный опыт и приобретённые знания, анализируют и делают выводы, создают алгоритм деятельности.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, при этом признавать право других участников на иное мнение, уважают в общении партнёра и самого себя.
Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к предмету; демонстрируют самостоятельность, осознают личную ответственность.
методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы:
http://luts.ucoz.ru/load/14-1-0-120
http://ravden.3dn.ru/load/zagadki/zagadki_pro_rastenija/26-2-3
http://www.fizkult-ura.ru/node/113
Материалы и оборудование: плоды болгарского перца; нож, ложка, миска (пластиковые); цветные карандаши, конверт; компьютер, проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал:
1) мультимедийный ряд: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг «Технология» (CD), тема «Получение и сушка семян»; мультимедийная презентация «Растения»;
2) карточки для работы в парах с изображением растений.
Основные понятия и термины: растения, семена, сушка.
организационная структура (сценарий) урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
– Отгадайте загадки о растениях.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
(Дерево.)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина.)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква.)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
(Смородина чёрная и красная.)
Низок да колюч, сладок да пахуч,
Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь.
(Крыжовник.)
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(Земляника.)
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы.)
Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит.
(Колос.)
Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок,
Белые реснички.
(Ромашки.)
Белые горошки
На зеленой ножке.
(Ландыш.)
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный … (василёк).
Посадили зёрнышко –
Вырастили солнышко.
(Подсолнух.)
Не огонь, а жжется.
(Крапива).
После того как загадка отгадана, на экране появляется слайд с изображением того или иного растения.
– О чём были все загадки? Как назвать одним словом всё, о чём шла речь? Для чего нужны растения? Можно было бы обойтись без них? (Ответы учащихся.)
Работа с раздаточным дидактическим материалом (работа в парах).
– У вас на партах, ребята, лежат карточки с изображением различных растений. Распределите их по группам. Какие группы у вас получились?
Называют группу и растения. Учитель демонстрирует соответствующий слайд. Самопроверка.
– Какое значение имеет каждая группа растений в природе? В жизни человека? (Ответы учащихся.)
Работа с учебником (с. 24).
– Рассмотрите фотографии и скажите, для чего ещё нужны растения. (Отвечают на поставленный вопрос.)
Далее двое хорошо читающих учеников читают диалог Ани и Вани (с. 25 учебника).
– А вам самим приходилось ухаживать за растениями? Какими? В чём заключался ваш уход за растениями?
Работа с мультимедийным диском.
Учитель демонстрирует мультимедийный фильм «Получение и сушка семян», ч. I от слов «Посмотрите, что в руках у Ани…» до конца, делая логические паузы-остановки, чтобы ученики могли дать ответы на вопросы.
– Сегодня мы с вами будем заготавливать семена болгарского перца.

– Но прежде чем приступить к работе, надо набраться сил, поэтому сейчас – физкультурная пауза, а мы с вами на время превращаемся из учеников в подсолнухи.
Во дворе растёт подсолнух…
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.
Встают на одну ногу и тянут руки вверх.
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
Встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
Вращение прямых рук вперёд и назад.
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
Садятся.
II. Открытие новых знаний.
Подготовка рабочего места.
Учитель демонстрирует мультимедийный фильм «Получение и сушка семян», ч. II до слов «Разрежем перец пополам…».
– Какие материалы, инструменты и приспособления нам понадобятся? Положите их на парту. (Готовят рабочее место.) Проверьте друг друга.
Демонстрация мультимедийного фильма «Получение и сушка семян», ч. II до конца.
– Для того чтобы ваша самостоятельная работа шла успешнее, нужно составить… (план работы).
Составление плана работы (под руководством учителя).
План работы:
1. Возьмём перец и разрежем его пополам.
2. Вынем из перца семена с помощью ложки.
3. Оставим семена сушиться.
4. Заготовим конверт.
5. Сложим семена в конверт.
– Сравните составленный план с планом, который предлагают авторы учебника.
Демонстрируется мультимедийный фильм «Получение и сушка семян», ч. III «Получение и сушка семян. План работы».
III. Практическая самостоятельная работа.
– Если вам всё понятно и нет никаких вопросов, можете приступать к работе. Не торопитесь, выполняйте работу аккуратно. Вы знаете, что если вам понадобится помощь, вы можете обратиться ко мне или к соседу по парте.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
– Чему научились сегодня на уроке? Почему это важно? Что нового узнали? О чём бы ещё хотели узнать? Понравилось вам то, как вы работали? Что бы хотели сделать лучше?

Семена, выращенные в местных условиях, являются лучшими по сравнению с завезенными из других облас­тей. На семена целесообразнее оставлять плоды от расте­ний, отличающихся урожайностью, скороспелостью, хо­рошим вкусом, устойчивостью против болезней и вреди­телей, а также менее повреждающихся заморозками. О том как заготовить самим семена читайте в этой статье.

Огуречные семена

Отобранные на семена созревают примерно через 35-40 дней. Семенники считаются готовыми, когда они достигнут биологической спелости и станут мягкими. В это время семенник можно разрезать, но только не вдоль плода, как это принято делать обычно, а поперек. Выбирать семена нужно из той половины, которая с плодоножкой, а вторую половину с менее ценными семенами выбраковать. Огуречные растения из таких семян быстрее развиваются, бывают более силь­ными, меньше повреждаются заморозками и вредителя­ми, реже поражаются болезнями, отличаются скороспе­лостью и урожайностью. Семена нужно вынуть вместе с мезгой и поместить в стеклянную или эмалированную посуду (в металлической посуде они чернеют). Семена сначала необходимо оставить на три-четыре дня при комнатной температуре, чтобы они откисли, отделились от мезги. Затем надо их хорошо промыть в воде и раз­ложить тонким слоем на стекло, фанеру или на бумагу для просушивания. Сухие семена огурцов ссыпать в мар­левый мешочек и хранить в сухом помещении при тем­пературе не ниже 15° тепла до посева.

Лук-севок-семена

Необходимо также позаботиться о заготовке лу­ка-севка. Собранный лук-севок нужно в течение 20-30 дней хорошо просушить на воздухе, а в дождливую пого­ду - в хорошо проветриваемом помещении. За это время шейка севка станет тонкой, отсохнет. Луковички оденутся сухой чешуей. Чем лучше лук-севок просохнет, тем он дольше сохранится и не заболеет шейковой гнилью. Хо­рошо просушенный лук-севок после уборки рекомендует­ся хранить осенью и весной при температуре 18-25° тепла, а в зимние месяцы с наступлением устойчивой морозной погоды хранить лук-севок при температуре минус 1-3°. При холодном хранении отходы по сравнению с теплым хранением значительно снижаются, и севок после вы­садки в грунт стрелок не выбрасывает, дает высокий урожай. Мелкий севок диаметром до 1 см хранить лучше только холодным способом, так как при теплом хранении он сильно усыхает.

Семена чеснока

Нужно также заготовить больше семенного чеснока, выращенного на своих огородах. Чеснок подразделяется на стрелкующиеся и нестрелкующиеся сорта. Из них стре­лкующиеся более продуктивны. Кроме подземных луко­виц с крупными зубками, они дают урожай воздушных луковичек - бульбочек, которые являются ценным поса­дочным материалом. Убранные луковицы чеснока надо хорошо просушить и после этого обрезать ботву.

У стрелкующихся сортов чеснока нужно чехлики с бульбочками срезать и выдержать в сухом проветрива­емом помещении до полного вызревания бульбочек, пока они не оденутся в цветную чешую и при перемешивании не будут шуршать.

Из созревших бульбочек чеснока надо оставить для посадки крупные и средние, а мелкие (менее 0,5 см) выбраковать. Бульбочки для весенней посадки лучше оставить в чехликах, при этом они меньше усохнут. Хра­нить их зимой нужно при температуре 18-20° тепла. Хо­лодное хранение бульбочек снижает урожай.

Луковицы нестрелкующегося чеснока лучше связы­вать в косы и сохранять в течение зимы при температуре от 0 до минус 1-3°.

П. Серебряков.

Садовое кольцо. Челябинск, 1996.

©
При копировании материалов сайта сохраняйте активную ссылку на источник.

Заготовка плодовых семян - работа несложная, важно только правильно организовать ее. Деревья, от которых заготовляются семена, нужно намечать заранее, причем для этой цели следует отбирать самые лучшие экземпляры по общему состоянию, урожайности, морозостойкости и устойчивости против вредителей и болезней.

При использовании дикорастущих массивов необходимо очистить их от излишних загущающих деревьев и кустарников, удалить все экземпляры, непригодные для заготовки семян, провести инвентаризацию деревьев с разбивкой на три группы по срокам созревания (ранние, средние и поздние), с тем чтобы заготовку семян можно было производить отдельно по каждой группе. Дополнительно к этому, непосредственно при питомниках следует создавать специальные маточно-семенные насаждения лучших разновидностей подвоев и прежде всего тех из них, которые в данной местности в естественном виде не произрастают.

Для создания маточно-семенных насаждений можно использовать садозащитные полосы из диких яблонь.

Теперь защитная полоса из дикой яблони дополняется другими высокоствольными древесными породами.

Для заготовки семян можно использовать только совершенно спелые плоды; лучше всего такие плоды собирать, когда они начнут опадать. Собранные плоды семечковых пород ссыпают для дозревания на открытом месте в кучи или бурты высотой 40-50 см и шириной до 3 м. Ссыпанные таким образом плоды могут лежать до двух недель, после чего их пускают в переработку. За кучами и буртами нужно тщательно наблюдать; в случае согревания плодов их перелопачивают. Перед переработкой плоды нужно тщательно промыть, чтобы они были чистыми.

Из 1 т плодов дикой яблони или груши получается 8-10 кг семян. Если семена добываются из культурных сортов, то для получения их в том же количестве потребуется гораздо больше плодов (по весу). Поэтому при добывании семян в большом количестве необходимо организовать дело так, чтобы мезга и сок плодов не пропадали, а были соответственно использованы (переработаны).

Существуют два способа переработки плодов семечковых пород - горячий и холодный. Семена, полученные из плодов, переработанных горячим способом, для посева не годятся, так как их зародыши от высокой температуры теряют жизнеспособность. Поэтому плоды, семена из которых извлекают с целью посева, нужно перерабатывать обязательно холодным способом.

Если семена из плодов извлекаются в самом хозяйстве, необходимо пользоваться специальными плододробилками, которыми плоды мелко раздробляются. Из получившейся массы можно отжать прессом сок, идущий для производства напитков. После просушивания отпрессованной мезги из нее выделяют семена.

Выделять семена можно сухим способом и отмывкой. При сухом способе мезгу после прессования рассыпают для просушивания на брезентах или мешковине слоем не толще 8-10 см и регулярно перемешивают. Рассыпать мезгу с семенами нужно в тени, на открытом воздухе или же в сушилках. Когда мезга просохнет, ее пропускают через веялки или зерносортировки.

Для выделения семян из мезги отмывкой чаще всего применяют особые корыта, имеющие по всей длине проволочные сита с соответствующими отверстиями. Для первой отмывки эти отверстия должны быть размером 8 X 8 мм (для отделения крупных частиц мезги), а для второй - 3 X 3 мм (для отделения от семян мелких частиц мезги). Корыта наполняют водой на 15-20 см выше сита; на сито помещают мезгу и перегоняют ее деревянными лопатами из конца в конец.

Отделенные от мезги семена нужно просушить и просеять. Никогда не следует мезгу с семенами складывать в большие кучи, иначе она быстро согревается, вследствие чего семена в значительной степени теряют свою жизнеспособность (всхожесть). При отделении семян способом отмывки мезгу, даже в небольших кучах, нельзя держать более 2-3 часов.

Семена для просушки рассыпают тонким слоем (до 0,5 см) на брезентах, в тени или под навесом; при этом их нужно 2-3 раза в день перемешивать деревянными граблями или руками.

Можно пользоваться и огневой сушкой, но в этом случае нужно строго следить, чтобы температура в сушилках держалась в пределах 30-35°; при более высокой температуре резко снижается всхожесть семян.

Семена косточковых пород получают при технической переработке холодным способом. Оставлять косточки в мезге больше суток и допускать брожения мезги ни в коем случае нельзя. Сушить косточки нужно при температуре не свыше 20-25° и обязательно в тени. При сушке на солнце косточки растрескиваются и впоследствии легко загнивают.

Из крупных - плодов косточковых пород (сливы, персика, абрикоса) семена обычно заготовляют ручным способом; плоды разламывают или разрезают и извлекают из них косточки. Косточки в тот же день отделяют от остатков мякоти.

Посевной материал семечковых культур должен удовлетворять следующим требованиям. Хорошие семена должны быть полновесными, плотными, со свежей блестящей оболочкой; семена яблони - светлокоричневого цвета, а семена груши - почти черного. И те и другие должны быть ровно окрашенными, полными и приятными на вкус. Окраска ядра у свежих семян белого цвета, у старых (испорченных) - желтоватого. От удара чем-нибудь твердым свежие семена сплющиваются, старые же крошатся. Затхлый запах, плесень, неприятный вкус - все это признаки недоброкачественности семян.

Одним из важнейших требований к качеству семян является их хорошая жизнеспособность (всхожесть). Семена семечковых и косточковых пород по своим посевным качествам должны удовлетворять следующим техническим условиям.

Семена, не удовлетворяющие требованиям второго класса, к посеву не допускаются.

Заготовленные семена семечковых пород сохраняют в сухом прохладном помещении. Опыты показали, что при правильном хранении плодовые семена могут сохранить высокую всхожесть в течение 2-3 лет.

Хранить семена нужно в сухих помещениях с относительной влажностью воздуха 50-70%. Наиболее благоприятны для этого сухие комнатные условия с постоянной температурой и невысокой влажностью. Помещения с относительной влажностью воздуха выше 75%, а также чердаки, амбары и обычные склады, куда свободно проникает влажный воздух, для хранения семян непригодны. Чтобы влажность семян оставалась постоянно низкой (колебания ее приводят к их порче), их необходимо защищать от притока наружного воздуха.

Перед засыпкой семян на хранение помещение нужно очистить и продезинфицировать. В одном помещении с семенами нельзя хранить вещества, поглощающие влагу (соль, селитру, и другие), а также ядохимикаты, бензин и керосин. Не следует помещать семена на цементный, асфальтовый, каменный и земляной пол; от этого семена отсыревают и теряют всхожесть.

Семена косточковых пород для хранения нужно ссыпать в мешки или деревянные ящики, а семечковых (яблоня и груша) - в мешки или стеклянные бутыли. Бутыли для хранения семян яблони и груши особенно удобны, если в помещении колеблется относительная влажность. В последнем случае бутыли закрывают пробками, снабженными хлоркальциевыми трубками. Благодаря этому воздух в бутыль поступает через трубки уже просушенным. По мере увлажнения в трубках хлористого кальция его нужно заменять сухим.

Перед засыпкой семян на длительное хранение необходимо определить их хозяйственную годность. Некондиционные по всхожести семена для длительного хранения непригодны. Во время хранения семян нужно постоянно следить, чтобы их влажность не повышалась и чтобы на них не появлялась плесень. При повышении влажности семян их необходимо просушивать. В хранилищах с плодовыми семенами пользоваться вентиляцией можно только в сухую погоду.

Семена, сохраняемые в течение зимы с соблюдением всех указанных правил и высеянные весной, дают всходы только в следующем году. Это объясняется тем, что плодовые семена после сбора» должны пройти период так называемого послеуборочного дозревания, до окончания которого они не прорастают. Под дозреванием подразумевается ряд внутренних процессов, которые происходят в семенах. Сущность этих процессов пока еще недостаточно изучена, но известно, что они являются необходимым условием для прорастания семян.

Дозревание семян может протекать лишь при достаточной влажности, свободном доступе воздуха и температуре от +3 до +7°. Продолжительность периода дозревания семян у разных видов плодовых растений неодинакова.

Чтобы создать благоприятные условия для дозревания семян, применяют особый прием, называемый пескованием, или стратификацией. Для этого 1 часть семян тщательно перемешивают с 2-3 частями песку. Застратифицированные семена ссыпают в ящики и хранят в подвале или закапывают в землю. При хранении семян в подвале их в течение зимнего периода несколько раз перемешивают, а песок поддерживают во влажном состоянии. Семена, закопанные в землю, кроме предохранения их от повреждения мышами, никакого ухода не требуют. Но при таянии cнега весной место, где закопаны семена, нужно прикрыть соломой, иначе они прорастут раньше, чем можно будет их высеять.

При больших партиях семена стратифицируют в траншеях. Для траншей выбирают сухое, возвышенное место в тени. Чтобы избежать повреждений семян мышами, траншеи ни в коем случае нельзя устраивать близ жилых построек и скирд соломы. Траншеи должны быть окружены канавой глубиной 55-60 см и шириной 40-60 см, которая служит для отвода воды и затрудняет мышам доступ к семенам. Зимой канаву нужно систематически очищать от снега. Кроме того, участки с траншеями и прилегающую к ним территорию необходимо затравить против мышей отравленными приманками. Осенью за семенами в траншеях нужно следить, чтобы они не пересыхали или не начали плесневеть и загнивать от избытка влажности. На зиму траншеи прикрывают слоем земли 25-30 см.

Пескование семян семечковых пород можно производить с осени до конца января.

Семена косточковых пород при пересыхании легко теряют всхожесть, поэтому их нужно стратифицировать немедленно после извлечения из плодов, независимо от того, когда они будут высеяны - весной или осенью.

Семена косточковых лучше стратифицировать в глубоких (примерно 60 см) траншеях.

Правильно подготовленные семена косточковых ко времени весеннего посева должны иметь надтреснутую косточку.

При стратификации семян необходимо обеспечить благоприятные условия для их дозревания в течение следующих сроков:

В конце стратификации температура с 3-7° тепла должна быть понижена до 0 + 1° чтобы предупредить преждевременное прорастание их. Для этого застратифицированные в ящиках семена помещают на ледники или закапывают в снег, прикрывая его нетеплопроводным материалом (соломой, опилками и т. п.). Траншеи также следует закрывать нетеплопроводными материалами.

После стратификации семена должны иметь следующую всхожесть (в процентах).

Семена с более низким процентом всхожести к посеву не допускаются.

Очень часто возникает необходимость в определении всхожести семян еще до стратификации. Пробное проращивание семян в этом случае никаких результатов дать не может, так как они, не пройдя процесса дозревания, не прорастают. Поэтому приходится прибегать к другим способам определения всхожести. Наиболее удобным из них является метод окрашивания индиго-кармином. Перед окрашиванием у семян удаляют наружную и внутреннюю оболочки, для чего их предварительно в течение суток намачивают. Очищенные от оболочек семена погружают в раствор индиго-кармина (в стеклянной посуде) на 3 часа, после чего раствор выливают, а семена промывают чистой водой и просматривают. Невсхожие семена окрашиваются в голубой цвет, а хорошие, жизнеспособные семена совершенно не окрашиваются. Частично окрашенные семена при определении процента всхожести следует относить к негодным. Для приготовления раствора на 1 часть индиго-кармина берут от 500 до 1000 частей дистиллированной воды (в зависимости от качества индиго-кармина).

Методом окрашивания можно пользоваться и для определения всхожести застратифицированных семян.

Земледелие и огородничество – не физика, неизменных правил в них нет. И если у вас что-нибудь хорошо получается, то это совсем не значит, что другие дачники не смогут добиться успеха, идя к нему своим путем. Я вот тоже собираю семена по-другому, на результаты не жалуюсь, но при этом не берусь утверждать, что нужно именно так делать.

Просто меня научила этому моя бабушка, которая всю жизнь проработала в колхозе агрономом. Лично я уже 50 лет занимаюсь огородом, до сих пор жалею, что не просила ее объяснить, почему делается так, а не иначе. Но крепко усвоила ее советы и применяю их всю свою жизнь, хотя, конечно, не чураюсь и нового.

Вот, например, огурцы. На семена оставляю только четырехгранные плоды. Как это понимать? Ну, вот если разрезать огурцы поперек, то можно увидеть, что бывают они с тремя семенными камерами и с четырьмя. Вот как раз последние и подходят лучше всего для разведения потомства.

Причем брать на семена нужно только 1/3 средней части.

Не верите?

А можно легко проверить это. Если взять семена из всего огурца и поместить их в воду, то на дно осядет как раз третья часть, остальные же всплывут. А если взять среднюю треть и опустить в воду – осядут практически все. Проведите такой эксперимент – сами убедитесь. Я, между прочим, такой же проверке подвергаю посадочный материал кабачков и тыкв.

А вот перцы я беру на семена только самые крупные , красивые, правильной (соответствующей сорту) формы. Срываю вместе с плодоножками, потому что качественный посадочный материал находится в перцах ближе к ним – он как будто собран в плотные шарики.

А вот семена, расположенные в прожилках вдоль плодов, для посадки совсем не годятся, потому что не всходят, как ни старайся (проверено уже специально).

Теперь о томатах . С ними я поступаю следующим образом. На вторых кистях оставляю по две-три завязи, потому что на первых плоды всегда мельче. А на этих, как правило, все помидоры вырастают крупными и зреют как бы с «плешинками», т.е. на местах, где были цветки, остаются коричневые пятнышки. У одних они просто в виде точек, а у других – более крупные с неровными краями, как будто высохла шкурка.

Так вот, чем больше пятнышки, тем качественнее в этих плодах будут семена.

Помидоры эти выдерживаю до полной зрелости на корню, пока не начнут блестеть, как бы просвечиваться (иногда даже лопаются). Вот тут я и начинаю собирать из них посадочный материал. Сразу помещаю плоды в воду и отстаиваю их там два-три дня.

Затем промываю, отцеживаю и сушу. Перед посевом семена замачиваю, протравливаю, закаляю, прогреваю. Все как обычно.

Использую и свои семена моркови . Всего выращиваю два сорта: Нантская (с ней дружу уже лет 40) и Зайка моя (эта у меня растет лет 15). Прекрасная морковь! Сажаю семена в высокие пакеты из-под муки, которые вставлены в целлофановые мешки. В середине мая все пересаживаю в открытый грунт.

И растения нормально развиваются, набирают силу, бурно цветут и, наконец, образуют крепкие раскидистые зонтики. Посадочный материал собираю с тех из них, которые стали коричневыми и собрались в кучку, как бы склеились внутрь. Если зонтик не «скучился», семена с него не беру, даже если он кажется созревшим, т.к. всхожесть точно будет плохой (тоже уже не раз проверено).

А теперь расскажу о семенах клубники : совсем мало публикаций, а зря, вопрос очень важный. Знаю, что их некоторые дачники срезают с ягод бритвочкой, захватывая и немного мякоти, а потом помещают эти «лоскутки» в воду и промывают. Я считаю, что это не совсем правильно, поэтому и всхожесть у такого посадочного материала плохая. Тут ведь дело в том, что как только ягодки начинают розоветь, то они полной зрелости достигают уже через неделю, дальше – загниют.

Но разве может за это время вызреть семечко? Нет.

Я делаю так: у хорошо созревших плодов срезаю носики, где семена совсем еще зеленые. Потом ягоды разрезаю пополам, срезами кладу на две вместе сложенные салфетки и оставляю до полного высыхания мякоти. А это две недели, не меньше. За это время семечки питаются материнским телом и у них больше (пусть и не намного) времени для вызревания. Потом обскребаю их кончиком ножа. Вот и все. И урожаи хорошие.

Свои семена – на заметку огоронику

Я считаю, что огородник на то и называется огородником, чтобы снимать хорошие урожаи из собственного посадочного материала. Не нужно ни от кого зависеть! Сам себе залог успеха и полных закромов!

На своем огороде легко вырастить свои семена. Вот, например, как я поступаю с луком. Беру шесть-восемь больших крепких луковиц и кладу их на всю зиму в нижний ящик холодильника. В апреле вскапываю грядку и сажаю туда эти луковицы, прямо в холодную еще землю.

Зачем? А чтобы взошли стрелки. Тогда с каждого растения получаю по 4 г семян с хорошей всхожестью.Луковицы, кстати, на грядке размещаю друг от друга в 20 см и перед самой высадкой срезаю у них шейки. Когда появятся цветочные стрелки, посадку рыхлю, обильно поливаю и втыкаю возле растений колышки, к которым их и подвязываю.

Когда стрелки пожелтеют и коробочки начнут растрескиваться (семена в них к этому времени чернеют), срезаю семенные зонтики вместе со стеблями (длиной около 25 см), связываю их в пучки и подвешиваю для дозаривания. После их растираю (в перчатках) и очищаю от сора.

Собранные семена храню в сухом месте. Весной опускаю их в воду, что всплыло, выбрасываю. Остальное пускаю в дело. А если у кого в огороде есть свободное место, то всплывшие семена можно там посадить – вдруг что-нибудь взойдет? Все прибавка к урожаю будет.

Теперь о моркови. У нее удаляю все поздно завязавшиеся зонтики, а оставшиеся убираю после того, как окрасятся в коричневый цвет и края их загнутся внутрь. Собранные из них семена в любом случае будут лучше многих покупных. Сажаю их ранней весной на расстоянии 40 см друг от друга (чтобы не было загущения), стараюсь при этом, чтобы их верхушки были почти вровень с землей. Свеклу сажаю так же, как и морковь, а у разросшихся растений оставляю только по пять-шесть побегов. Как только семена побуреют, обрываю их и убираю на хранение.

Семена огурцов и томатов получаю из самых лучших и здоровых плодов. Тут главное не упустить время. Когда плоды вполне созреют и станут мягкими, разрезаю их (огурцы – вдоль, а томаты – поперек) и выскабливаю семена в посуду вместе с мезгой, а потом оставляю на три-четыре дня для брожения.

Затем промываю, отделяю от мякоти и складываю в мешочки или бумажные пакеты. У гороха, фасоли и других бобовых убираю стручки еще до созревания, высушиваю их в течение недели, вылущиваю и семена сушу дня три-четыре. Так что ничего особо сложного тут нет. Главное – захотеть. И еще нужно прогнать лень и всякую мнительность.

Хочу добавить про такой сорняк, как хвощ. Его у меня много, но я с ним особо не борюсь, потому что использую его как лекарство, ведь он выводит соли и помогает при проблемах в носу. Сушу и берегу его. А снадобье готовлю так: 2 ст. л. сырья заливаю 200 мл кипятка, настаиваю 15 мин., процеживаю и промываю нос 15 раз в день (когда испытываю недомогание). Через две недели о хворях забываю.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»