На какие вопросы отвечает слова названия действий. Слова, обозначающие действия предметов. II. Изменение глаголов по числам

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Цели: ознакомить со словами, отвечающими на вопрос что делает? ; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение.

Ход урока

I. Формирование новых знаний.

1. Выполнение упражнения 39.

Составление устного рассказа по рисунку.

– Какое слово прозвучало несколько раз? (Кормит.)

– Прочитайте предложение. Какое слово отвечает на вопрос что делает?

– Что называет слово кормит? (Действие предмета.)

– Над какими словами будем работать на уроке?

2. Выполнение упражнения 40 по заданию.

– Что делает? Бродит, выходит, … .

– Что называют эти слова?

3. Выполнение упражнения 41.

– Выпишите названия действий в два столбика:

Что делает? Что делают?

– Чем отличаются слова, записанные в первом столбике, от слов, записанных во втором столбике? (Действие одного, действие многих предметов.) Сделайте вывод.

Вывод: слова, отвечающие на вопросы что делают? что делает?, обозначают действия предметов.

II. Закрепление.

! Игра «Кто как передвигается».

Учитель бросает учащемуся мяч и называет слово, обозначающее предмет. Ученик подбирает слово, обозначающее, как предмет передвигается.

Птица, змея, конь, рыба, заяц, собака, человек, кузнечик, бабочка, колесо.

Упражнение 42 выполняется по заданию в учебнике.

III. Итог урока.

– О чём узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 43.

Урок 89

Тема: определение глагола как части речи

Цели: формировать понятие «глагол»; развивать умение ставить вопрос к глаголу; формировать представление об употреблении глаголов в единственном и множественном числах.

Ход урока

На доске записан текст.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

П. Башмаков

– Выпишите все слова, обозначающие действия предметов. На какие вопросы они отвечают?

II. Формирование новых знаний.

– Прочитайте сообщение Знайки на с. 30.

– С каким новым понятием вы познакомились?

– Как отличить глагол от имени существительного?

III. Изменение глаголов по числам.

1. Выполнение упражнения 44 по заданию.

2. Выполнение упражнения 48 по заданию.

Работа выполняется коллективно под руководством учителя.

– Какой вывод можно сделать?

Вывод: глаголы изменяются по числам.

Физкультминутка

Выполнение упражнения 45 (устная работа по заданию).

– Обозначьте число имён существительных и глаголов.

– Прочитайте сообщение Знайки на с. 32. Верно ли вы рассуждали?

IV. Тест.

– Какое слово лишнее?

Дружить Гладить

Улыбаться Помнить

Танцевать Сочинять

Играть Резвиться

Море Помогать

V. Итог урока.

– Что нового узнали о словах, обозначающих действия предметов?

Домашнее задание: упражнение 51, выучить правило на с. 30.

Урок 90

Тема: глагол

Цели: развивать умение различать в тексте слова, обозначающие действия предметов (глаголы); формировать представления об изменении глаголов по числам и временам.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

– О какой части речи загадка?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

– Что вы можете ещё рассказать о глаголе?

II. Изменение глаголов по числам.

1. Выполнение упражнения 52.

Учащиеся составляют предложения, записывают их на доске и в тетрадях, указывают число глаголов и существительных в каждом предложении.

2. Запишите глаголы в два столбика.

Звенит, трещат, пылал, скучали, шумят, рисуют, поют, дрожит, цветёт

– Как вы рассуждали?

Физкультминутка

Тема : Слова, обозначающие действие предмета.

Цели : закреплять знания о глаголе (словах-действиях), совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок –

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята.

Дополните предложения.

На занятии наши глазки внимательно смотрят и все… (видят), ушки внимательно слушают и все…(слышат), голова хорошо…(думает).

Как называются слова, которые вы дополняли? (слова-действия).

Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня на занятии мы продолжим работу по теме «Слова-действия», будем учиться подбирать слова-действия к предмету, составлять предложения с ними, учиться задавать вопросы к словам-действиям и многое другое. Занятие будет интересным.

Но сначала …

Артикуляционная гимнастика.

Подготовим наши губы, язычок к четкому правильному произношению, выполним артикуляционную гимнастику.

Цель: Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционные упражнения :

1. «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы.

2. «Дудочка»

Губы тянем в трубочку И играем в дудочку.

3. «Окошко»

Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. Губы мы чуть-чуть сдвигаем И окошко получаем.

4. «Шарик»

Воздух в щеки набираем, будто шарик надуваем.

5. «Чистим зубки»

Чищу зубы, посмотри, Не болели чтоб они.

6. «Часики»

Тик-так, тик-так ходит маятник вот – так.

Основная часть. Работа со словами, обозначающими действие предмета.

1. Развитие логического мышления

Отгадайте загадки.

Он пришел, наполнил кадки. Поливал усердно грядки.

С шумом окна открывал. На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю. И ушел по лужам в поле.

(Дождь)

Он живет в лесу дремучем. Сам он серый и колючий.

Ночью ходит, днем он спит. Если сердится – ворчит. (Ежик)

Вперевалку зверь идет По малину и по мед.
Любит сладкое он очень. А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны.(Медведь)

2. Работа над словами синонимами.

Запомните и повторите:

бежит, мчится, несется;

беспокоится, волнуется, тревожится, переживает;

вертится, кружится, крутится, вращается, вьется.

Что обозначают эти слова, на какие вопросы они отвечают?

Вспомните и назовите слова-действия, близкие по смыслу следующим словам вращается - ....

мчится - ...,

беспокоится - ....

3. Работа над определением действия к предмету.

Рассмотрите внимательно картинки. Какие действия производят, изображенные люди (певица, пианист, балерина, художник, учитель, скульптор, врач, воспитатель, маляр, повар, продавец, уборщица, мальчик, бабушка, мама, дворник).

Продолжите предложения, подобрав слова-действия.

Портниха…(шьет, пришивает, сшивает).

Повар... (варить, солить, мешать, жарить, резать).

Уборщица... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).

4. Физминутка для глаз.

5. Работа по активизации глагольного словаря .

1) Прочитайте словосочетания. Замените их одним словом, обозначающим действие:

сделать подарок - подарить;

одержать победу - ...;

найти решение - ...;

Покрыть краской - ...;

заниматься лепкой - ....

2) дополнительное задание.

Продолжите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова-действия

Ночью на небе яркие звезды. (светят)

Мальчик на плиту чайник. (поставил)

Лист с березы. (упал)

Паша на трамвае. (едет)

Пчела в улей мед. (несет)

6. Физминутка.

Гимнастика для мелкой моторики:

-Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику и массаж.

Чтобы крепкой быть ладошке

Помассируем немножко.

Десять раз понажимаем

И ладошки поменяем.

Пальцы дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять

И движенья выполнять…

Пальчиковые упражнения .

- кулак, - ребро, - ладонь, - игра на пианино.

Массаж.

Чтоб здоров был пальчик наш, Сделаем ему массаж. Посильнее разотрём И к другому перейдём.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

Мы с обратной стороны Пальчик растереть должны, Чтобы он повеселел, Был здоров и не болел.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки..

V. Итог занятия.

О чем мы говорили на занятии?

На какой вопрос отвечают слова-действия?

Вы сегодня хорошо работали на занятии.

Занятие окончено, до свидания.

Цель:

  • ознакомить учащегося со словами, отвечающими на вопрос “что делает?”, называемыми глаголами;
  • развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение; орфографическую зоркость, речь, внимание;
  • воспитывать активность на уроке, аккуратность, трудолюбие.

Ход урока

I. Организационный момент (Психологический момент)

С какой целью вы пришли на урок русского языка? (Какой цели вы хотите достичь?)

II. Минутка чистописания.

Чем похожи слова?

(У всех слов разделительный Ь, все обозначают предмет, т.е. имена существительные)

Чем различны слова?

(1-е слово начинается с буквы “л”, остальные с буквы “в”, слова “листья, вьюга, веселье” отвечают на вопрос “что?”, а слово “воробьи” на вопрос “кто?”, в этом слове встретилось сочетание “оро”)

Определите порядок написания букв в цепочке.

III. Повторение о словах, обозначающих предметы.

На какие вопросы отвечают имена существительные? Что они обозначают?

1) А теперь задание на внимание.

Запишите имена существительные: мальчики, отвечающие на вопрос “Что?”, девочки - на вопрос “Кто?”

(Учитель диктует слова, учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь)

Садовник, одежда, сорочка, суббота, Иван, дуб,моряк.

2) Проверка выполненной работы с комментированием орфограмм.

Кто из мальчиков написал все слова, отвечающие на вопрос “Что?”

Кто допустил ошибку?

(Аналогично у девочек)

Как называются эти слова, которые вы сейчас написали?

IV. Сообщение темы и цели урока. (Табличка “!”, обозначает “Внимание”, вывешивается на доске)

Наш урок – это урок эврика. Что означает это слово?

Сегодня на уроке вы сделаете открытие о словах, которые могут обозначать не только предметы. Эти слова, как и имена существительные, тоже играют важную роль в нашей речи. Я буду учить вас распознавать эти слова по вопросу и значению, а вы постараетесь этому научиться.

V. Работа над новым материалом.

(На доске картинки с изображением собаки, машины, телефона )

– Назовите предметы, изображенные на картинках и выполняемые ими возможные действия

Слова, обозначающие предметы, запишем в 1 столбик, а слова, обозначающие выполняемые ими действия, во 2-ой.

На доске и в тетради получается запись: (один ученик у доски)

На какой вопрос отвечают слова в 1-м столбике?

Во 2-м столбике?

(Над словами 1-ого столбика вывешивается табличка с вопросами “Кто?

Что?”. Над словами 2-ого столбика -“Что делает?”).

Постановка вопроса к картинкам, где девочка выполняет разные действия и мальчик.

Поставьте вопрос к словам, которые обозначают действия девочки, мальчика.

(Девочка “Что делает?”, прыгает, играет, плавает, катается).

(Мальчик “Что делает?”, бежит, боксирует, едет).

Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопрос “Что делает?”

Кто попробует сделать вывод о словах, которые отвечают на вопрос “что делает?”

Вывод: слова, которые обозначают действие предмета, отвечают на вопрос “что делает? что сделает? что будет делать? что делал?”

Ребята, эти слова называются глаголами. Глагол – это часть речи. Глаголы подчеркиваются двумя чертами. (Вывешивается таблица о глаголе).

Какое открытие вы сделали, ребята? (На таблице отмечается цифрами 1)обозначает действие предмета; 2) часть речи)

А сейчас вы сделаете 3 открытие: каким членом предложения является глагол? Для этого запишите предложение. (один ученик у доски).

МОЯ БАБУШКА ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ.

Выделите грамматическую основу предложения. Какой частью речи выражено сказуемое, если отвечает на вопрос “что делает?”

Так каким членом предложения является глагол? (3 открытие приписывается к табличке о глаголе “В предложении является сказуемым”).

VI. Физминутка.

У оленя дом большой
Он сидит, глядит в окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к оленю он стучит
Тук-тук-тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Зайка, зайка, забегай!
Свою лапку мне давай!

VII. Продолжение работы. Чтение правила по учебнику. (стр. 131)

VIII. Работа по карточкам двух уровней.

Оцените свои способности и выберите карточку: 1-ый уровень – менее сложный. 2-ой уровень – более сложный. На выполнение 3-4 минуты. Затем карточки сдайте. (На столе у каждого ученика карточки с обозначением 1-го ур. и 2-го. Или изготовить их разного цвета.)

IX. Работа по учебнику.

Упражнение 251 (по вариантам) с последующей проверкой.

Задание:

  • I в. – 1-е четверостишие
  • II в. – 2-е четверостишие

(Учитель в это время проверяет карточки).

X. Закрепление учебного материала.

1. Работа по развитию речи.

Подберите глаголы, противоположные по смыслу. Например: смеется – плачет . (Устно)

Бежит, кричит, поднимает, теряет, грустит, болеет, оденет, намокнет, строит, встает, трудится, рассыпает.

(Поощрение самых активных учащихся).

2. “Забавная история”.

Дети, послушайте забавную историю и ответьте на вопрос: “Прав ли ученик?”

Забавная история

- Скажи, где глагол в предложении “Девочка отдыхает?”

Здесь нет глагола.

Глагол отвечает на вопрос “Что делает?”, а девочка ничего не делает, она отдыхает.

XI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Что обозначают слова, отвечающие на вопросы “Что делает? Что сделает?”

Как они называются?

Что такое глагол?

Каким членом предложения является глагол?

1. Объявление оценок за работу по карточке и за работу на уроке.

XII. Домашнее задание.

C. 131, правило, составить, выбрав рисунок, 2-3 предложения, подчеркнуть глаголы.

Карточки

I уровень

В данных предложениях подчеркни глаголы двумя чертами

  • Мама купает малыша.
  • Стрекозы охотятся на комаров.
  • Звонко журчит ручей.
  • Снег лежит на крышах домов.

II уровень

Найдите в тексте глаголы и подчеркните их двумя чертами

Забавный зверёк белка! Какая она трудолюбивая! Летом белка зарывает шишки в укромные места. Она делает запасы на зиму. Почуяв опасность, белка с быстротой молнии взлетает на дерево.

Тема: Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Цель: планируется, что по окончанию урока учащиеся будут

знать:

О словах, обозначающих предметы, признаки и действия предметов;

уметь:

Находить слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов;

Содействовать развитию орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся;

Способствовать воспитанию организованности и собранности, чувства товарищества.

Ход урока

І. Организационный момент. 1 мин

Учитель. Прозвенел долгожданный звонок

Вас, ребята, позвал на урок.

Время зря мы не теряем

И работать начинаем.

Сегодня на уроке мы будем писать, рассуждать, думать, отвечать. А что бы всё это у вас слаженно и хорошо получалось, пусть вашими спутниками на уроке будут усердие, аккуратность, старание и терпение.

ІІ. Проверка домашнего задания. 5 мин

Учитель. Прочитайте полученные предложения. Какие буквы вы вставили в слова? Правило? (чк, чн пишутся без ь).

Учитель. На какие вопросы отвечают слова, которые вставили? Что обозначают эти слова? (действия)

- Ребята, кроме слов, которые обозначают действия предметов, что еще могут обозначать слова? (предметы, признаки)

На какие вопросы отвечают слова-предметы? (кто? что?)

Найдите в домашнем задании?

На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки? (какой? какая? какое? какие?)

Найдите их в домашнем задании?

V. Сообщение темы и цели урока. 3 мин

Учитель .

Ребята как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

Сегодня на уроке мы совершенствовать умения в нахождении слов-предметов, признаков, действий?

А как вы думаете, что поможет нам правильно выделить эти слова? (вопросы)

Молодцы.

Сегодня на уроке мы будем с вами закреплять умения находить эти слова.

А как вы думаете? Для чего нужны нам эти знания? (чтобы правильно писать, говорить, грамотно писать…)

Молодцы.

ІІІ. Орфографическая работа. 7 мин

Хоровое чтение (на доске).

Ту ш ..те свет - настал для фокуса черед.
Ту ш ..те свет! Обман - мы знаем наперед.
Неуловим обман, как глаз не напрягай.
- "Неуловим...", - лукаво вторит попугай.
Непогре ш ..м в своей работе без натуг,
И от ду ш.. - "УРА" ему за ловкость рук.

Учитель.

Объясните правописание пропущенных орфограмм?

Молодцы! (жи, ши пиши с буквой и)

Назовите слова – названия предметов? (Фокус, черед, обман, свет и т.д.)

Назовите слова – названия действий предметов? (Настал, тушите, знаем и т.д.)

Найдите слово, в котором звуков больше, чем звуков? (ловкость)

Объясните, почему в этом слове звуков меньше, чем букв?

Молодцы! (ь звука не имеет)

ІV. Чистописание.

    Запись на доске.

ш ши

2. Комментированное письмо .

Назовите слова, в которых есть слоги, только что прописанные вами (Учащиеся называют слова и записывают их с комментированием в тетрадях ).

Тушите, непогрешим, души.

Физкультминутка .

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять –руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.

VІ. Обобщение изученного материала.

Учитель. Ребята, а вы любите фокусы? Сейчас мы познакомимся с рассказом, который так и называется «Фокус».

Работа по учебнику.

Упражнение 71, с.47

Читаю задание и текст сама.

Задание в тексте:

Учитель: Девочки найдите слова, которые отвечают на вопрос что делает?

Поставьте прямо в тексте простым карандашом точку возле этого слова;

Учитель: Мальчики слова, которые отвечают на вопрос что сделал ?

Что делает ? (пытается, тянется, путается, не понимает)

Что сделал ? (положил, протащил, разыграл)

Запишите эти слова в два столбика…

Разделите текст на две части.

В какой части описываются события? (в первой). В какой части объясняется фокус? (во второй). Перескажите текст.

Физкультминутка для глаз.

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!

Дифференцированная работа по выбору.

Задание 1

Прочитайте слова. Запишите их в три столбика по вопросам: спелый, волк, собирает, вода, купались, красивая.

1)кто? что 2) какая? какое? что делает? что делали?

Задание 2

Спишите, дописывая по два слова, отвечающих на вопросы какой? какая?

Ландыш _________________________________________________

Речка ___________________________________________________

Задание 3

К словам, обозначающим предмет, подберите и запишите несколько слов, обозначающих действия предмета .

Зима _____________________________________________________

Рыбки ___________________________________________________

Встаньте:

Кто выбрал первое задание? 1 ученик возле доски

Кто выбрал второе задание? 1 ученик возле доски

Кто выбрал третье задание? 1 ученик возле доски

Проверка каждого задания.

Итог урока. Рефлексия .

Какая тема была? Беру арбуз и обобщаю?

Назови предмет? Докажи? Вопрос?

Назови признак? Докажи? Вопрос?

Назови действие? Докажи? Вопрос?

Бросаю, называю предмет с вопросом? (доказательство, к слову поставить вопрос)

Достигли ли мы цель урока?

Лесенка настроения. Смайлики.

Домашнее задание.

Упражнение 74, с.48

Что нужно для того, чтобы найти слова-действия?

Метод «Закончи фразу».

Учитель: Продолжите мою фразу: «Я буду с другом…».

Учитель: Я хочу закончить урок словами Цицерона: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – всё равно, что лишить мир солнечного света». Дорожите дружбой!.

Учитель: Спасибо за урок.

Вы уже знаете, как много разных слов имеется в русском языке. Есть слова, обозначающие названия предметов, слова, называющие признаки предметов. Но оказывается, что существуют слова, которые рассказывают о том, какие действия выполняют предметы. Они сообщают о том, какая работа или какие действия совершаются, когда эти действия совершались: уже произошли, происходят в данный момент или только будут происходить. На уроке мы познакомимся с этими словами, узнаем, на какие вопросы они отвечают, научимся узнавать эти слова среди всех слов и правильно задавать к ним вопросы.

Рассмотрите знакомую вам игрушку. Это робот-динозаврик Плео (рис. 1).

Рис. 1. Динозаврик Плео

С её помощью давайте вспомним, о каких словах нашего языка вы можете рассказать?

Слова, которые обозначают названия предметов и явлений природы, отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Что это? Это игрушка-динозаврик Плео, так его зовут.

Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Какой Плео? Зелёный, интересный, маленький, забавный.

Плео - игрушка электронная. Понаблюдайте за тем, что он умеет делать (рис. 2).

Рис. 2. Что делает Плео ()

В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Что мог делать динозаврик? Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.

Поупражняемся, будем подбирать слова-действия предметов. Нам помогут картинки. Рассмотрите их и назовите, для чего людям нужны эти предметы (рис. 3)?

Рис. 3. Разные бытовые предметы ()

Пылесосить, мыть, убираться, гладить, отпаривать, готовить, варить, жарить, печь, взбивать, стирать, кипятить и многое другое помогают делать людям различные приборы. А рассказали нам об этом слова, которые обозначают действия предметов.

Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов. Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе. Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит.

Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много.

Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают?, если действе одного - то на вопрос: что делает?

Один ученик решил рассказать о том, как он собирался в школу, только с помощью слов-действий. Прочитайте его рассказ. Сможете ли вы его понять?

Зазвенел. Разбудил. Проснулся. Встал. Умылся. Позавтракал. Собрался. Оделся. Вышел. Спешил. Бежал. Опаздывал. Добрался. Вошёл. Разделся. Успел.

Представили о чём речь? Даже если использовать в речи только одни слова-действия, вы поймёте суть происходящего. Вы, конечно, догадались, что ученик рассказывал о том, что он делал утром, как спешил в школу и успел до звонка. А ко всем ли словам-действиям можно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Какой вопрос нужно задать к словам ученика? Вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ?

Почему так? Вспомните, какой предмет помогает нам планировать, не опаздывать, делать всё вовремя? Часы. Часы показывают нам время. Именно часы сообщают, который час на данный момент. А всё, что было до этого момента, уже прошло. И действия, которые совершались, тоже остались в прошлом. Ученик рассказывал о том, что уже было. О том, что уже было, произошло, спрашивают: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛО? ЧТО ДЕЛАЛИ? или ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛО? ЧТО СДЕЛАЛИ? Вопрос зависит от того, кто выполнял действие.

Но, оказывается, слова-действия могут рассказывать и о том, чего ещё не было, а только произойдёт, может даже всего лишь через несколько секунд в будущем. Вы, ЧТО СДЕЛАЕТЕ? Досмотрите урок. Каждый из вас ЧТО СДЕЛАЕТ? Выключит компьютер, поиграет, почитает, пойдёт спать. К словам-действиям, которые произойдут в будущем надо задавать вопросы: ЧТО БУДЕТ или БУДУТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или СДЕЛАЮТ?

Наверно, вы уже догадались, что у слов, которые обозначают действия предметов, есть свои часы. В них только три части. Эти часы особенные. Они могут рассказать про любое слово-действие по-разному, в зависимости от того, когда происходит это действие: сейчас, уже прошло или произойдёт в будущем. Давайте проверим, как работают эти часы. Рассмотрим слово «говорить». Если действие прошло, то скажем - говорил, действие происходит сейчас - говорит, произойдёт - будет говорить.

Продолжите сами по аналогии

Проверьте себя.

Молчать - молчал, молчит, будет молчать.

Слова-названия действий предмета могут не только называть действия какого-то предмета, человека, животного или явления природы, но и показывать силу действия - слабая, посильнее или самая сильная.

Понаблюдайте за словами.

Дождь моросит, идёт, хлещет (рис. 4).

Продолжите наблюдение.

Мальчик плетётся, идёт, бежит.

Мама шепчет, говорит, кричит.

Малыш улыбается, смеётся, хохочет.

Назовите сами более сильную степень действия.

попросил

испугался

похвалил

Проверьте себя

Замёрз - окоченел

попросил - приказал

испугался - ужаснулся

похвалил - расхвалил

поиграл - заигрался

едет - несётся

Сегодня на уроке мы узнали, как много работы выполняют в нашем языке слова, которые обозначают действия предметов и явлений природы. Они рассказывают о том, какая работа или какие действия совершаются, когда эти действия совершались: уже произошли, происходят в данный момент или только будут происходить. В зависимости от этого мы будем к этим словам задавать разные вопросы. Мы открыли для себя, что эти слова умеют уточнять, в какой степени что-либо происходит. И всё это они делают для слов, которые обозначают предметы. С этими словами у них самая крепкая дружба.

Важно стремиться к тому, чтобы узнавать, учиться, понимать, исследовать, разбираться, запоминать, умнеть и как можно реже говорить - забыл, потерял, не сделал. Пусть так и будет. И в этом вам, конечно, помогут и слова, обозначающие действия, с которыми вы сегодня знакомились.

Прозвенел и смолк звонок.

3. Отгадайте загадку. Какие слова этой загадки обозначают действия?

Летит - молчит,

Сядет - молчит.

Умрёт - ревёт.

4. Узнайте слово по действию:

а) плавает, ныряет, крякает - ?

б) слушает, осматривает, лечит - ?

в) свистит, воет, дует - ?

5.Дополните предложения подходящими по смыслу словами:

Суп едят, а чай… .

Блины жарят, а пироги… .

Семена сажают, а урожай… .

6. Замените сочетания слов одним словом, обозначающим действием:

покрыть краской - …

заниматься рисованием -…

найти решение - …

одержать победу - …

сделать подарок - …

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»