Презентация на тему наши предки. Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа). История вокруг нас

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Марина Катакова
Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа)

Цель занятия : Формировать представление о жизни древних славян.

Воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету . Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле. Продолжать знакомить с традициями русского народа. (Рассказать детям об обрядах, связанных со сбором урожая на Руси и выпечкой первого хлеба нового урожая). Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к продуктам труда, к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. Развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, обогащать словарный запас.

Оборудование : подбор иллюстраций, презентация по теме.

Ход занятия.

Приветствие : Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня мы начинаем изучение нашего Отечества. Отправляемся с вами в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки , узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались . Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян.

Слушаем. Славяне – это обширная группа племен и народов , принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык, был очень похожим. Жили славяне племенами . Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. (Показ слайда)

Поселение. (Показ слайда) . Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота.

Жилище и быт . (Показ слайда) . Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» , это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.

Позже строились избы. Посмотрите, вот изба (Показ слайда) . В таких избах много лет назад жили наши предки . Изба сделана из дерева, какая она красивая! В избе находилась самая большая комната, которая называлась хатой. На самом почетном месте в хате был Красный угол, там располагались иконы. Перед иконами семья молилась. Главной в хате была печь – матушка. Её очень любили. Она давала тепло. В печи пекли хлебы, пироги и варили щи да кашу. На печке спали дети и бабушка. На печи лечили всех, кто болел. Здесь же и сказки детям сказывали. В хате стоял сундук, в нём хранилась одежда. Раньше не было магазинов, и люди всё делали все своими руками. В каждом доме была прялка. На прялке женщины пряли нитки. Из ниток на таком станке – кросна, женщины сами ткали ткани и шили одежду. Нарядную одежду, которая была очень дорогая, хранили в сундуке, тогда не было шкафов. В нашей хате есть полочки красоты. На них стоит красивая посуда и игрушки, сделанные и расписанные народными мастерами. Рассматривание игрушек : богородские, городецкие, дымковские. Люди делали посуду и игрушки тоже сами. Раньше были очень большие семьи, но все жили дружно и весело , любили друг друга. Старшие любили детей , учили их всему доброму. А младшие почитали своих родителей, дедушек и бабушек, слушались их.

Чем занимались древние славяне? (Показ слайда) .

Занятия древних славян :

Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями. (Показ слайда) .

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. (Показ слайда) . Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.

Охота – в лесах много всяких зверей : медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом . (Показ слайда) .

Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы ) .

Так же занимались славяне строительством.

Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. (Показ слайда) .С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду. (Показ слайда) .

Земледелие было самым главным занятием . (Показ слайда) .

Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок лесса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли.

– Как вы думаете, почему?

Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной.

Отгадайте загадку : «Мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый». Правильно, хлеб. Ставлю на стол каравай : «Вот он Хлебушек душистый!

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел!

В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки, солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!»

Хлеб называли «жито» – от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До наших времен сохранились пословицы :

Хлеб – всему голова.

Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать. Слава хлебу на столе!

Посевная работа начиналась с чего? Правильно, землю надо было вспахать Что делали далее? (сеяли) . К этому событию особенно готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. Из лукошка разбрасывали семена. Дождик поливает, солнышко согревает, все лето созревают зёрна в колосьях, осенью собирают урожай. К сбору урожая хлеба наши предки относились трепетно , с большим почтением, исполняя особые обряды. Собирали хлеб только женщины и называли их жницами. Жницы надевали белую одежду. С утра до вечера, не разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок, складывали в снопы. Снопы обмолачивали, очищали зерна. Куда увозили очищенные зерна? (на мельницу) Куда увозят муку? (на хлебозавод) А что делают из муки на хлебозаводе? (Пекут хлеб, вкусные булочки, бублики, пирожки)

Вот какой долгий и трудный путь от зернышка до каравая. Теперь мы знаем, как достается хлеб и сколько для этого требовалось терпения, труда, мудрости. Считалось большим преступлением бросить даже его маленькую крошку хлеба. «Хлеб нельзя на пол бросать, если не хочешь беды наживать» . После сбора урожая пекли особый каравай. Каравай всегда был круглый, как Земля. Каравай обязательно ломали (показ) . Первый кусочек назывался зачин, и его клали под икону, так благодарили Бога, за хороший урожай. Второй кусочек клали на окно, угощая умерших родственников. Третий кусочек старшему в семье . Четвертый - гостям. А остальное делили между взрослыми и детьми, (отламываю детям по кусочку) Крошки относили птичкам, чтобы они были сытые и веселые, уничтожали вредных насекомых. На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Народ говорил :

«Хлеб - всему голова!» А какие пословицы о хлебе знаете вы? Без хлеба нет обеда. Хлеб на стол - так и стол престол. Хлеб батюшка – вода матушка. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

«Труд земной и орудия труда» . Найди соответствие между перечисленными занятиями и орудиями труда . Соедини линией.

Ткачество Прялка

Кузнечное дело Молот

Плотничество Коса

Пахота Топор

Жатва Плуг

Сенокос Серп

Во что верили древние славяне? (Показ слайда) Богов было много. Чтобы боги были добрее к людям, в их честь устраивали праздники (Ивана Купала 23-24 июня)

– Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленные; не имели представления о науке )

– Что просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)

Вера древних славян

– Какой главный бог? (Перун)

Перун. (Показ слайда) . Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. (Показ слайда) .

Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.

Сварог. (Показ слайда) . Бог неба ("сваро" – небо) . Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.

Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. (Показ слайда) .

Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними. (Показ слайда)

Макошь. Одни из самых главных богинь восточных славян, "ма"-мать, "кошь"-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы. (Показ слайда) .

Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае. (Показ слайда)

Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа.

– В каких фантастических существ верили славяне?

Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.

Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом. (Показ слайда)

Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки. (Показ слайда)

Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку. (Показ слайда)

Беседуем :

Кто такие славяне? Подумайте, на какое слово похоже (от них ведет начало русский народ. «Славяне» похоже на слово «слава» , а это значит, что славяне – это славный народ).

Какие были древние русичи? (Русичи были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом).

Расскажите о домах славян.

Из чего строилась изба?

А где находилась хата?

Какое место выбирали для поселения?

Что держали рядом с домом?

Каково было убранство дома древних славян?

Зачем нужна в доме печь?

Из чего была сделана одежда славян?

Чем занимались древние славяне?

Как нужно относиться к хлебу?

Что вы запомнили о богах и духах славян?

Обобщаем : В избе была большая комната-хата, где жила большущая семья : и папа, и мама, и дедушки, и бабушки, и дяди, и тети, и много – много ребятишек. В хате в переднем углу находился Красный угол с одной или несколькими иконами, где вся семья молилась, наши предки были православными . В углу хаты располагалась большая печь. Печь давала тепло, кормила семью. На печи спали дети и бабушки, лечили заболевших, детям рассказывали сказки. В хате ночью спали на лавках, сундуках, полатях и даже на полу, т. к в семья была очень большая. Древние славяне занимались : рыболовством, собирательством, охотой, бортничеством,

скотоводством, гончарным делом – изготавливали глиняную посуду и земледелием. Верили разным богам и духам.

Играем : «Я вижу красоту!» (Дети называют предметы , которые им понравились в хате) . Хоровод «Каравай»

Творим, рисуем, радуемся. Раздаю детям раскраски о жизни славян.

Прощалочка : Мир, любовь, добро – мальчикам. Кланяются мальчикам

Мир, любовь, добро – девочкам. Кланяются девочкам.

Мир, любовь, добро – всем взрослым. Все кланяются.

Мир, любовь, добро - всем людям на земле. Ручки вверх.

«Какое у тебя настроение?» (Выбрать пиктограмму, соответствующую своему эмоциональному настроению)








Перуанские индейцы для запоминания придумали узелковое письмо – кипу. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки.




При раскопках городов учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Они оказались грамотами XΙ века. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева. Берестяная связка мальчика Онфима. Тетради семилетнего школьника. Там и азбука, и упражнения для чтения по складам, и разные рисунки.


Американские индейцы покрывали изображениями шкуры животных Сырую шкуру – козью, овечью или телячью – вымачивали в воде, чтобы размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком. Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.






Бревно очищается от коры Размалывается в древесную массу Массу просеивают и промывают Взбивают в специальной машине, смешивают с водой и отправляют в бумагоделательную машину. Вода уходит из массы через сито, остаток воды удаляется с помощью насоса, сито вибрирует и волокна сцепляются между собой. Влажная масса проходит под круглым валиком, спрессовывающим её в гладкий лист. Лист проходит под множеством валиков, разглаживается, сушится.




Листья ананаса - Вьетнам. Эйхорния - водный гиацинт (сорняк, разрастается в пресноводных водоемах) - Индия. Отходы тростника - Куба. Древесные листья – Венгрия. Из ревеня – лист бумаги – школьница из Дании. Макулатура – старые, ненужные газеты и другая бумага. Новая бумага из макулатуры очень прочная, красивая, белого цвета, а самое главное – она позволит сберечь огромное количество первосортной, прежде всего хвойной древесины.


ВЫВОДЫ: 1.До изобретения бумаги люди использовали для письма различные средства и способы. 2.Мы узнали, что бумагу начали делать в Китае, около 2000 лет назад из древесины. 3. Мы познакомились с тем, как изготавливают бумагу сейчас. 4.Собрав коллекцию видов современной бумаги, мы узнали, как она называется и где применяется.


ЛИТЕРАТУРА 1.Ивич А. Приключения изобретений: Научно-художественные рассказы / Рис. А. Файдель; Оформ. В.Любин. – М.: Дет.лит., – 176 с.: ил. 2.Крутецкая В.А. Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – 80 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»). 3.Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. Для младшего школьного возраста. Изд. – «Малыш», Паль Р. Человек придумал книгу. – М.: Сов. Россия, – 336 с.: ил. 5.Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. АСТ Москва Т. 9,6,1,4 6. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, – 800 с.: ил. 7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, – 1600 с. 8. Словарик книголюба // Горбачевский Б. С. В стране книголюбов. – М., – С Юному книголюбу: Словарь-справочник / Под ред. И. Я. Линковой. – М.: Книга, – 192 с.

Слайд 2

Цель:

  • формировать у учащихся интерес к изучению прошлого своей Родины;
  • воспитывать у детей эмоциональ - оценочное отношение к действительности, развивать кругозор, мышление, воображение.
  • Слайд 3

    А преданья старины
    Забыватьмы не должны
    Слава нашей стороне!
    Слава нашей старине!

    Времена теперь другие,
    Как и мысли и дела-
    Далеко ушла Россия
    От страны какой была.

    Умный сильный наш народ
    Далеко глядит вперед,
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.

    Слайд 4

    История вокруг нас

    Жизнь наших предков изучает наука история. Все то, что может рассказать о прошлом людей, называется историческими источниками.

    Слайд 5

    Письменные источники

    Бесценны старинные рукописные и печатные книги, письма, воспоминания,хозяйственные записи людей, указы правителей. А также - летописи: рукописные книги, в которых описывали жизнь наших предков и известные им события по годам-летам.

    Это надписи, дающие возможность изучать события прошлого.

    Старинные надписи и рисунки находят на посуде, монетах, оружии, на стенах древних строений и пещер.

    Слайд 7

    Устное народное творчество

    Устное народное творчество

    Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память. Она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, которые передаются через песни, сказания, предания – то, что называется устным народным творчеством. Источником исторических знаний является и твой родной язык.

    О прошлом народа можно узнать из устных преданий, былин, сказок, песен, поговорок.

    Слайд 8

    Как наши предки осваивали природу

    Чтобы выжить, наши предки приспосабливались к природным условиям. Они охотились и бортничали. Охотились с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали каменные топоры и пращи-ремни для метания камней.

    Слайд 9

    • Из стеблей трав шили легкую одежду.
    • Из дикого льна, конопли, крапивы получали тонкие и прочные волокна.
    • Из нитей ткали полотно.
    • Выбеливали его под солнечными лучами.
  • Слайд 10

    Священным был у наших предков ОГОНЬ.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Чему поклонялись наши предки

    И наступил 980 год. На киевский престол взошел молодой князь Владимир. И повелел он установить на холме возле княжьего двора идолов деревянных, тем самым признав на великой Руси Пятибожие.

    Слайд 13

    Бог Солнца - Даждьбог

    Бог Солнца - Даждьбог

    Слайд 14

    Бог ветра - Стрибог

    Ветер, ветрило,
    Из семи-старший брат,
    Ты не дуй со гнилого угла,
    Ты полей дождем с запада.
    Ты подуй-ка теплым теплом,
    Сослужи службу роду нашему,
    Пригони дожди добрые,
    Пахарям – радость,
    А тебе буйному – на славу!

    Слайд 15

    Перун – бог грозы и грома

    Перун – бог грозы и грома

    Слайд 16

    Бог земли – кормилицы Мокоша

    Бог земли – кормилицы Мокоша

    Слайд 17

    Использовали наши предки и обереги от разных несчастий.

    Слайд 18

    Одежду, предметы быта украшали знаками Солнца, земли, растений

    Верили в добрых и злых духов.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    С давних времён жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Ставни использовались для защиты от холода и ветра и были неотъемлемым атрибутом каждого дома. Ставень – дощатая створка для прикрытия окна. По убранству оконных ставень можно было судить о достатке хозяина дома. В некоторых домах на окнах ставились наличники. *

    3 слайд

    Описание слайда:

    Наличник – накладная фигурная профилированная планка из дерева в виде рамы вокруг окон, декоративно оформленная, украшенная резьбой. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной коробкой. Наличники на окнах – словно лицо дома, его визитная карточка. Кроме того по народным поверьям наличники защищали от нечистой силы. *

    4 слайд

    Описание слайда:

    Обстановка в избе была тоже скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Центральное место занимала печь. «Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. На шестке, это небольшая площадка перед топкой печи, стояли чугуны. Чугунок - металлическая емкость округлой формы, предназначенная для приготовления пищи в русской печи, преимущественно для варки и тушения. *

    5 слайд

    Описание слайда:

    Иногда на шесток ставили таганок, металлический обруч на ножках, служащий подставкой для котла, чугуна при приготовлении пищи на огне. Когда протоплялась печь, её закрывали заслонкой, печной дверцей в виде железного листа с ручкой. *

    6 слайд

    Описание слайда:

    При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Перед посадкой хлебов в печь кочергой очищали от угля и золы под печи (нижняя кирпичная поверхность печи, на которую кладут дрова). Кочерга - это длинный, толстый железный прут с загнутым под прямым углом концом. *

    7 слайд

    Описание слайда:

    С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Хозяйка использовала также сковородник - домашний печной инструмент, состоящей из длинной палки с приспособлением на конце для захватывания сковороды, который представляет собой крюк. Сковородником доставали горячие сковороды из печи. *

    8 слайд

    Описание слайда:

    В боковой стене печи делали неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили лучину, мокрые рукавицы, валенки. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. *

    9 слайд

    Описание слайда:

    Ни одна семья не могла обойтись без глиняной посуды: горшка, корчаги, крынки, кувшина. Горшок, глиняный сосуд с широким открытым верхом, использовался для приготовления пищи. В каждом крестьянском хозяйстве имелась обязательно корчага, большой глиняный сосуд. *

    10 слайд

    Описание слайда:

    В глиняных крынках обычно хранили и подавали к столу молоко или простоквашу. Кувшин - как и кринка, глиняный сосуд с узким и высоким горлом. Он имел небольшой носик и изогнутую ручку. Кувшины считались праздничной посудой, и из них могли угощать не только молоком, но и квасом, брусничной водой, пивом. *

    11 слайд

    Описание слайда:

    Зерно или какие-либо продукты размельчали в специальной ёмкости – деревянной или чугунной ступе. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Он представлял собой длинную толстую палку с перехватом посередине для удобства работы. Ступой пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. * *

    12 слайд

    Описание слайда:

    Для хранения и просеивания муки хозяйка использовала сельницу - плоскую деревянную чашу. Для размешивания теста, смешивания различных жидкостей, взбивания масла служила еловая или сосновая палка с коротко срезанным на конце разветвлениями нескольких сучьев, которая называлась мутовкой. Это прародительница современных миксеров. * *

    13 слайд

    Описание слайда:

    В каждом хозяйстве были кадки и бочки. Кадка (кадушка) использовалась для заготовки впрок солений, квашений, мочений, для хранения сыпучих продуктов (муки, крупы). Бочка - это ёмкость закрытого типа для транспортировки и хранения жидкостей, сухих сыпучих веществ, продуктов. Заливное отверстие на боковине затыкала пробка, а на торце находился сливной краник. *

    14 слайд

    Описание слайда:

    Наши предки широко использовали бересту, из которой изготовляли туеса. Туес (буерак) – крестьянская утварь из берсты для хранения и переноски сыпучих продуктов, для сбора ягод, грибов орехов. *

    15 слайд

    Описание слайда:

    В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. Над входной дверью, между печкой и стеной крепили полати - навесной деревянный настил. Полати делали высокие, на уровне высоты печи. На полатях спали, так как печь долго сохраняет тепло, сушили лен, пеньку, лучину. Полати были излюбленным местом детей: и как место для спанья, и как самый удобный наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб. *

    16 слайд

    Описание слайда:

    17 слайд

    Описание слайда:

    Самым почётным местом в избе, которое находилось по диагонали от печи, был красный угол. С эпитетом “красный” очень много связано. Красный значит красивый, главный. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. *

    18 слайд

    Описание слайда:

    Основным украшением красного угла была божница – полочка с иконами, перед которыми горела лампада, подвешенная к потолку, поэтому его называли еще «святым». Под божницей благословляли на все важные и даже простые, обыденные дела: на пахоту земли, посев, на дальний путь или ближнюю дорогу, благословляли воинов, идущих на войну, и молодых, идущих к венцу, благословляли женщину, у которой начинались схватки, на благополучные роды. Божницу украшали вышитым рушником и цветами. *

    19 слайд

    Описание слайда:

    На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку, детскую колыбель. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала. В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. *

    20 слайд

    Описание слайда:

    Для освещения избы раньше использовали лучину – тонкую длинную щепку сухого дерева, которую закрепляли в светец - специальное металлическое приспособление. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. *

    21 слайд

    Описание слайда:

    * На смену лучине пришла керосиновая лампа (керасинка). Устройство этого светильника основано на сгорании керосина – продукта перегонки нефти.

    22 слайд

    Описание слайда:

    * В начале XX века стали появляться патефоны и граммофоны - механические устройства для проигрывания граммофонных пластинок. Эти аппараты не требовали подключения к электросети В движение они приводились от руки. Под патефон и граммофон танцевали на площадках в парках. Но они были весьма несовершенны. Шипение, треск и искажения были их постоянными спутниками.

    23 слайд

    Описание слайда:

    * Кровати раньше были на ножках, если накрыть ее одеялом или покрывалом, то просматривался пол. Для украшения и маскировки под покрывало заправляли подзор. Подзор – это декоративная деталь, украшающая постель в крестьянском жилище. Представляет собой полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни так, что при застеленной постели подзор остается открытым и свисает над полом.

    24 слайд

    Описание слайда:

    В давние времена пряжу для вязания не покупали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Эту шерсть расчёсывали чесалкой, специальным инструментом с «ежиком» длинных острых деревянных иголок. Получали вычесанный от мусора пучок шерсти, который назывался куделей. Для ручного прядения пряжи использовалось веретено - деревянная точёная конусообразная палочка. *

    25 слайд

    Описание слайда:

    Позже появилась прялка, которая была особой гордостью хозяек. Прялка состоит из узкой вертикальной ножки, на верхнем конце которой находится лопасть, на которую привязывается куделя и горизонтальной ножки (донце), где сидит пряха. *

    26 слайд



    На какие вопросы мы ответим

    Какие?

    (Кто были наши далекие предки?)

    (Где они жили?)

    (Какие они были?)

    (Как вели своё хозяйство?)


    Задание 1:

    Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

    В слове « предки ».

    Корень –пред-, он означает предшествовать чему-либо. Предки - это люди, которые жили перед нами.


    В слове « современники »

    Корень –врем-, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

    В слове « потомки »

    Корень –потом-, так называют людей, которые будут жить после нас.









    ...В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

    Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.



  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»