Любовь трудная душевная работа ее каждый. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку. Текст из ЕГЭ

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

В предложенном для анализа тексте поднимается проблема истинной любви (1). Автор раскрывает данный вопрос, размышляя о природе любви (2). В своём повествовании о высоком чувстве Н.Долинина задается вопросом: "Как же удержать любовь?" и "Как стать такой же единственной, какой была роза для Маленького принца?"(3). Отсылка на повесть Антуана Сент-Экзюпери неслучайна, ведь именно в ней раскрывается тайна любви, которая состоит в том, что существуют границы власти, ведь как говорил герой книги- старый король: "Власть должна быть разумной"(4).

Проблема истинной любви также нашла свое отражение в художественной литературе(8).

В качестве первого аргумента приведу роман А.С.Пушкина "Капитанская дочка"(9). Главная героиня романа-Маша Миронова ради Петра Гринева отправляется к самой императрице за помощью для своего возлюбленного (10). Героиня совершила благородный поступок исключительно из-за своей сильной любви к герою и он, разумеется, не просил ее заступаться за него (11).

В качестве еще одного аргумента приведу психологический Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (12). Любовь Сони Мармеладовой к Раскольникову заставила её не только помочь герою найти выход из сложившейся ситуации, но и даже поехать с ним на каторгу, чтобы быть рядом и поддерживать его (13). Соня Мармеладова безгранично любила Раскольникова и старалась сделать всё что было в её силах, несмотря на грубое обращение героя с героиней (14).

Таким образом, когда любовь искренняя, то любящему человеку не нужно приказывать что-либо сделать, ведь он сам старается делать всё возможное ради любимого (15).

Вариант 2

Что такое любовь? Важна ли любовь в жизни каждого человека? Эти и другие вопросы задаёт нам Наталья Григорьевна Долинина в своих книгах.

Автор поднимает вечную проблему: любовь в жизни человека. В небольшом по объему, но емком по содержанию тексте Долинина рассуждает о тайнах и законах любви. "Главный и неоспоримый закон любви – её добродетельность...", -вот один из законов любви по мнению автора. Также автор пишет о том, что любовь – трудная душевная работа. И не каждый человек осилит выполнить эту работу. "Завоевывать любовь не трудно, трудно её удержать."

Позиция автора однозначна и выражена довольно чётко. Автор утверждает, что в любви никто никому ничего не должен. Человек не должен пользоваться своей властью и отдавать указы тому, кого он любит. "...я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе", – вот одна из основ любви.

Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, любовь строится на доверии и добровольности. И важно, чтобы любимый человек был рядом не только когда тебе хорошо, но и когда тебе больно. Свою позицию я готова подтвердить аргументами из литературы. Во-первых, в произведении Проспера Мэриме "Кармен" затронута эта тема. Хозе влюбляется в Кармен. Кармен отвечает ему взаимностью, но через некоторое время она понимает, что разлюбила Хозе. Кармен уходит к Эскамильо. В один день Хозе встретился с Кармен и сказал ей, что убьет её, если она не возвратится снова к нему. Кармен отказывается возвращаться, аргументируя это тем, что её чувства к Хозе погасли раз и навсегда. Хозе не выдерживает и убивает Кармен. Во -вторых, Н. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда". В ссылке, Катерина отдает Сереже свои тёплые чулки. Это была единственная тёплая вещь Катерины. Она не знает, что эти чулки Сергей отдаст другой женщине – своей любовнице. Катерина жертвует всем ради Сергея.

В заключении хочется сказать, что любовь – это не указы и власть. Любовь – самое прекрасное чувство на земле. Так давайте же оберегать это чувство от всего плохого.

Обновлено: 2017-03-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

10 класс.

Тема урока : Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.

Цели урока:

Образовательные:

    продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

    учить анализировать содержание исходного текста;

    учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

оборудование:

1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;

2) презентация к уроку, мультимедиапроектор, компьютер.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности . Вызов интереса

Ребята, вы любите путешествовать? Вот и я люблю путешествия, особенно виртуальные. Столько интересного узнаешь за один «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ.

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».

«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3.55 часа и сделать тесты, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!»

«Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»

Вот такие проблемы волную ваших сверстников да, наверное, и вас. Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения остаётся сложной задачей для большинства выпускников. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока .

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь? Давайте вспомним задание части С?

Слайд 1 Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается» . Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Так вот один из пользователей чата пишет «от одной только мысли, что нужно анализировать текст у меня появляется чесотка» Так вот чтобы вы нервно не почесывались на экзамене, давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст.

Запишите тему урока « Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Обратим внимание на критерии оценивания сочинения. Учимся понимать исходный текст ».

3. Формулирование цели урока . Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.)

4.Подготовка к восприятию исходного текста.

Давайте для начала послушаем «Притчу о любви» (Приложение1 ). А пока я знакомлю вас с притчей, продолжите фразу «Любовь – это …», написав только одно слово, которое, по-вашему, ассоциируется с этим понятием.(После прочтения текста соберите небольшие сердечки с ассоциациями учеников и закрепите их на доске)

Я надеюсь, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

О том, что такое любовь, с каким чувством она связана, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-рассуждению.

Ваша задача подготовить рабочие материалы для написания сочинения - рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.(критерии даны каждому учащемуся) Слайд 2

5.Чтение текста ( Приложение 2)

Для анализа я предлагаю вам текст Натальи Долининой, который лежит у вас на столе.

Долинина Наталья Григорьевна (1928 – 1979) – прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы. Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет в тексте по-своему.

6. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

1. Повторение теоретических знаний о тексте

Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста

Заметьте, один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

Давайте снова обратимся к тексту. Итак, является ли просмотренный фрагмент иллюстрацией к рассуждениям, 1 абзац . Какие слова являются ключевыми? Ключевые слова – это наиболее встречающиеся у данного автора или в конкретном тексте выражения, несущие существенную информацию.

В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» под редакцией М. Н. Кожиной даётся такое определение: «Ключевые слова – это слова, выражающие главную идею целого художественного текста».

2абзац

3 абзац

О чем же этот текст?

2.Формулировка проблемы Слайд 3

На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).

Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». И снова крик отчаяния из чата: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте. Автор ее часто так замаскирует!»

А теперь, ребята, мы приступаем к анализу текста и заполнению рабочих листов.

(рабочие листы даны каждому. Приложение 3 ). Критерий 1 требует определение проблемы.

Сформулируйте проблему текста. А что такое проблема?

ПРОБЛЕМА (от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Для начала давайте вспомним, что такое проблема?

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Перечитайте последний абзац. Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным?

Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 бал по К1.

3.Составление комментария проблемы. Слайды 4,5,6,7,8,9

-«Комментарий проблемы…Перескажи своими словами часть текста - и все!» - снова реплика из чата. Если вы последуете этому совету, то за К2 вы получите 0 баллов. Давайте вспомним, что такое комментарий?

Что значит прокомментировать проблему?

Определите лексическое значение слова «комментировать». (Работа с толковым словарем: «комментировать»- объяснять, пояснять; к омментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текс та)

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время о является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении)

Кого особенно интересует эта проблема?

Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)

Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить про

К2 – 3балла! И делаем следующий шаг.

« Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!» (Реплика из чата) Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)

Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. И выразили свое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл

5. Аргументация собственного мнения. . Слайд 13

«Нет, как вам это нравится: мало того, что нужно изложить собственное мнение, так надо еще и аргументы привести, опираясь на жизненный или читательский опыт!!! Сколько там у нас жизненного опыта! Сознательной жизни всего 10 лет» (Сердитое замечание из чата)

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты).

Сформулируйте свою позицию и запишите её .

7.Поведение итого урока

Вот мы и закончили работу над сочинением.

Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?

Домашнее задание:

Вот над этим материалом каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-размышление.

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

Примерный круг проблем

ПРИМЕР ОТВЕТА

Вступление

Формулировка

проблемы

Комментарий

к проблеме

Аргумент

на читательский

Аргумент

на собственный

опыт и наблюдения

Приложение1

Притча о любви.

Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все Духовные Ценности. Но однажды они заметили, что остров начал уходить под воду. Все Ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она попросилась на корабль к Богатству, но оно ответило: "На корабле много золота и драгоценностей - места нет». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но Грусть ответила: "Извини Любовь, я настолько грустна, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь попросилась на корабль к Гордости, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но она так была занята весельем, что не услышала призыв Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась, но тут услышала чей-то голос: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Она обернулась и увидела старца. Он доставил её на сушу и уплыл. А Любовь вспомнила, что не спросила у старца имени. Тогда она обратилась к Познанию: "Скажи, Познание, кто спас меня?»

Это было Врем-я-я!

Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?

Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец и сказало: «Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь!»

Приложение2 ЕГЭ(русский язык) Банк открытых заданий Исходный текст

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов..Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто
в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви,
и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.
«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе.
(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете. (По Н. Долининой* )* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель

Комплексный анализ текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов .

1) Далеко не каждый нуждается в любви другого человека.

2) Любовь не каждому человеку под силу.

3) Власть над любящим человеком имеет свои пределы.

4) Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.

5) Любящий человек способен выполнить любое приказание любимого.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–4 представлено повествование.

2) В предложениях 9–10 представлено описание.

3) Предложение 13 поясняет содержание предложения 12.

4) Предложения 17–18 объясняют содержание предложения 16.

5) В предложениях 21–23 содержится рассуждение.

Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Среди предложений 14 20 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

«В ходе своих размышлений над волнующей её проблемой Н. Долинина стремится не только опереться на высказывания литературных персонажей, используя при этом приём (А)__________ (предложения 13, 17 18), но и заставить мыслить своих читателей, используя с этой целью синтаксическое средство (Б)__________ (предложения 9, 10). Ещё одно синтаксическое средство (В)__________ (в предложениях 4, 5, 6, 8), а также троп (Г)__________ («как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз» в предложении 10) помогают создать представление о том, чего ожидают от любви люди».

Список терминов:

1) парцелляция 2) диалог

3) восклицательные предложения 4) фразеологизм

5) вопросительные предложения 6) цитирование

7) сравнение 8) синонимы 9) ряды однородных членов предложения

Приложение 3

Информация о тексте

Примерный круг проблем

    Проблема поиска любви (Почему каждый человек стремится обрести любовь?)

    Люди стремятся обрести любовь, чтобы уйти от одиночества и получить душевную опору, разделить с человеком свою жизнь: сделать общими не только радости, но и обиды, и огорчения.

    Проблема отношения к любви. (Как нужно относиться к обретённой любви?)

2.Обретённую любовь нужно сохранять, лелеять и бережно взращивать, а не разрушать, бездумно используя власть над любимым.

    Проблема сущности любви.

(Что такое любовь? Когда начинается любовь?)

3.Любовь – трудная душевная работа, которая не каждому под силу. Любовь начинается тогда, когда люди понимают, что всё выдержат и всё перетерпят ради любимых.

    Проблема сохранения любви. (Нужно ли удерживать любовь? Как можно использовать власть, которую люди обретают над теми, кто их любит?)

4.В совете удерживать любовь заключается житейская мудрость. Чтобы удержать любовь, нужно разумно пользоваться той властью, которую человек имеет над тем, кто его любит, и не требовать от любящего невозможного, а постепенно приручать его и позволять ему приручать себя.

    Проблема существования законов любви. (Существуют ли законы любви?)

5.У любви есть свои законы, и главный и неоспоримый её закон – добровольность: люди делают для любимых что-то хорошее, потому что сами получают от этого радость, они не могут жить иначе.

Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. Но каждый мечтает о ней, ищет её. Чего мы ищем в любви? Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды… Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз? Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица». А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны. Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной», – сказал король. В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки. А в любви никто никому ничего не должен. Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе. Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете. (По Н. Долининой)

Наталья Григорьевна Долинина (1928, Ленинград - 1979, там же) - советский филолог, педагог, писательница и драматург. Член Союза Писателей СССР. Дочь литературоведа Г. А. Гуковского. В 1963 выступала в защиту поэта Иосифа Бродского, несправедливо обвинявшегося в тунеядстве. В 1975 в популярной книге «Дорогие родители!» затронула, в частности, тему важности сексуального воспитания подростков - за четыре года до появления новаторской работы И.С. Кона «Психология юношеского возраста».

Ревность - чувство естественное. Его в той или иной мере испытывают все люди. И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин. Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь. И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим. Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим, - в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков - самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой. Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. Она растёт - на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда - раны. 3алечивать их каждый учится сам. Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого. Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке - непременный закон. Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку. По Н. Долининой

Любовь… Без этого прекрасного чувства невозможно представить жизнь ни одного человека. Что же это такое и какую роль она играет в жизни человека? Как завоевать ее и как удержать? Именно на эти вопросы ищет ответ Н.Г.Долинина, поднимая в предложенном тексте проблему сохранения любви.

Задумываясь над данной проблемой, автор вспоминает историю Маленького принца из одноименного романа Антуана де Сент-Экзюпери. Когда мальчик посещает старого короля, он, уставший, зевает, но правитель не обижается, а с пониманием относится к своему гостю и приказывает ему зевать. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать» — говорит король. Автор стремится показать читателям, что в любовных отношениях очень важно быть внимательными к своим любимым и не требовать от них того, на что они не способны. Также важен следующий пример, в котором писатель рассказывает о молодых женах, чувствующих после замужества абсолютную власть и начинающих требовать от своих мужей очень много. Писательница хочет донести до нас мысль о том, что брак всего лишь закрепляет отношения между людьми в соответствии с законом, и это не значит, что после этого один супруг становится обязанным другому. Оба приведенных примера, дополняя друг друга, позволяют нам убедиться в том, что в любви очень важно взаимопонимание двух супругов, ведь настоящая любовь там, где обязанности по отношению к своим возлюбленным не в тягость, а в радость, и этого можно добиться только мягкостью и терпеливостью, а не властностью и приказами.

Авторская позиция такова: главное в любви – это добровольность, настоящую любовь можно сохранить и пронести через многие годы только тогда, когда каждый из супругов трудится для другого, испытывая при этом удовольствие.

Хорошим примером может стать история отношений Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Когда Соня узнает об убийстве, она не отвергает Родиона. Любя его бескорыстно, она не ждет от него немедленного раскаяния и, понимая состояние возлюбленного, терпеливо ждет, пока он оправится от случившегося, не обижается на его недоброжелательное отношение к ней. Именно своим терпением и добротой она в конечном итоге добивается того, что Родион раскаивается и встает на путь исправления.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»