Все глаголы могут иметь четыре причастные формы. Что такое страдательное причастие в русском языке

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.

Причастие

Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.

Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.

Действительные

Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.

Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».

Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.

Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».

Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.

Страдательные

Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.

Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».

В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени

Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.

Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.

У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.

Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.

Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.

Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени

Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.

В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.

У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.

И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.

С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.

В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.

Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.

Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).

Задания

На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.

Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.

Например:

  • колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
  • говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
  • брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
  • обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).

Разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:

А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.

Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.

Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.

Действительные причастия настоящего времени

Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или -ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая - действительное причастие настоящего времени).

Действительное причастие прошедшего времени

Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов -ш, -вш. Например, причастие "заснувший" образовалось от глагола "заснуть". Глаголы с суффиксом -ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть - промокший.

Страдательные причастия

Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать - сказанный (суффикс -нн), раскалить - раскаленный (суффикс -ённ).

Страдательные причастия настоящего времени же берут свою основу у глаголов настоящего времени, к которой добавляются суффиксы -ем (-ом) или -им, в зависимости от спряжения. К примеру, причастие "сжигаемый" соответствует глаголу I спряжения «сжигать», а причастие "любимый" (не путать с прилагательным «любимый») - глаголу II спряжения «любить». Картинка 2: Собака, ругаемая хозяином (ругаемая - страдательное причастие настоящего времени). Любопытное свойство возвратных глаголов с постфиксом -ся заключается в том, что при образовании причастий они этот постфикс сохраняют. Например: забыться - забывшийся (действительное причастие прошедшего времени). Таким образом, научиться разбираться в многообразии причастий отнюдь не сложно. Немного теории и постоянная практика помогут любому начинающему "лингвисту".

Если Вы не знаете, что такое причастие, то первым делом советуем ознакомиться со статьёй « » на данном сайте.

Действительные причастия

Действительное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый предметом/объектом. Пример : Девочка, прыгающая через скакалку. Действие совершает объект «девочка» - она прыгает через скакалку.

Действительные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:

  • Человек, пишущий новость. Пишущий – действительное причастие настоящего времени . Человек пишет новость в данный момент. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ущ-, -ющ- (для первого спряжения глаголов) и -ащ-, -ящ- (для второго спряжения глаголов).
  • Мужчина, сделавший комплимент. Сделавший – действительное причастие прошедшего времени . Мужчина уже сделал комплимент. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем времени при помощи суффиксов -вш-, -ш-.

Страдательные причастия

Страдательное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый над одним предметом или объектом действиями другого. Пример : корабль, построенный жителями деревни. Жители деревни совершили действие над кораблём – построили его.

Страдательные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:

  • Стул, ломаемый учеником. Ломаемый – страдательное причастие настоящего времени . Ученик производит действие над стулом – ломает его. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ом-, -ем- (для глаголов первого спряжения) и -им- (для глаголов второго спряжения).
  • Собака, побитая хозяином. Побитая – страдательное причастие прошедшего времени . Хозяин произвёл действие над собакой – побил её. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем при помощи суффиксов -нн-, -енн-, -т-, -от-.

Действительные причастия настоящего времени

Цели:

познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени;

учить находить изучаемую орфограмму.

Ход урока.

Организационный момент.

Синтаксический разбор предложения.

На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер.

Подчеркните грамматическую основу предложения.

Найдите причастный оборот, укажите определяемое существительное.

Выпишите причастие. Укажите вид, время, род, число, падеж причастия.

От какого глагола образовано данное причастие?

Сообщение темы и цели урока.

На доске висит таблица «Спряжение глаголов».

Как определить спряжение глаголов?

Назовите глаголы-исключения.

Рассмотреть таблицу и ответить на вопросы (с.42)

Сделать вывод : от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени.

Закрепление темы «Действительные причастия настоящего времени».

1) Записать глаголы в 3-м лице мн.ч. в два столбика (1 спряжение и 2 спряжение), оставляя каждый раз чистую строку:

Думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться.

Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.

Думают клеят

Думающий клеящий

Бреют гонят

Бреющий гонящий

Лелеют лечат

лелеющий лечащий

Сеют любят

сеющий любящий

Каются строят

кающийся строящий

Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мн.ч.), от которого они образованы.

Если действительное причастие образовано от глагола 2-го спряжения, в суффиксе пишем –УЩ-, -ЮЩ-, если от глагола 2-го спряжения - -АЩ-, -ЯЩ-.

2) Выполнение упражнения 90 (комментированное письмо).

Комментарий: причастие не образуется от глагола построить (т.к. это глагол совершенного вида)

Тестовое задание.

1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

1) пен…щиеся потоки, травы колыш…тся

2) гвозди держ…тся, птицы щебеч…т

3) стро…щийся дом, смотр…щий вдаль

2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю?

1) леч…щий врач, зна…щий правила

2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены

3) стон…щий во сне пёс, завис…щий от погоды

3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

1) успокаива…щая музыка, вас не остав…т в покое

2) охотники подстрел…т, восхвал…щая храбрость песня

3) надвига…щиеся сумерки, стел…щееся растение.

Подведение итогов урока .

Что нового узнали на уроке?

От основ каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?

При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

7. Домашнее задание : выучить правило (с.43), упражнения 93, 94.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Действительные причастия настоящего времени Учитель русского языка МБОУ СОШ №86 Обухова Наиля Нуримановна

Цели: познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфограмму.

На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер. Синтаксический разбор предложения - Подчеркните грамматическую основу предложения. - Найдите причастный оборот, укажите определяемое существительное. - Выпишите причастие. Укажите вид, время, род, число, падеж причастия. - От какого глагола образовано данное причастие?

Чтобы узнать спряжение глагола с безударным окончанием, нужно поставить глагол в неопр. форму и посмотреть, на что оканчивается глагол. Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения 1 спряжение 2 спряжение ед. ч. мн. ч. 1лицо -ю, -у - и м 2 лицо - и шь - и те 3 лицо - и т - а т,- я т ед. ч. мн. ч 1лицо -ю,-у - е м 2 лицо - е шь - е те 3 лицо - е т - у т, ю т

Слышать Видеть Ненавидеть Гнать Держать (и) Не обидеть (и) Смотреть Дышать Вертеть (и) Зависеть (и) терпеть Определи спряжение глагола На -уть, - оть, -ыть, -ать -ть, -ти, -чь 1 спряжение + брить, стелить ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме +7 на -еть +4 на -ать

Глаголы Суффиксы действитель ных причастий настоящего времени Действите льные причастия настоящего времени Несовершенного вида Переходные и непереходные спр. Нес ут Работа ют Улыба ют ся 1 -ущ- (-ющ-) Нес ущ ий Работа ющ ий Улыба ющ ий ся Дышат Красят 2 -ащ- (-ящ-) Дыш ащ ий Крас ящ ий

Сделать вывод: от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени. Задание Записать глаголы в 3-м лице мн.ч. в два столбика (1 спряжение и 2 спряжение), оставляя каждый раз чистую строку: Думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться. Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.

ДУМАЮТ ДУМА ЮЩ ИЙ БРЕЮТ БРЕ ЮЩ ИЙ ЛЕЛЕЮТ ЛЕЛЕ ЮЩ ИЙ СЕЮТ СЕ ЮЩ ИЙ КАЮТСЯ КА ЮЩ ИЙСЯ КЛЕЯТ КЛЕ ЯЩ ИЙ ГОНЯТ ГОН ЯЩ ИЙ ЛЕЧАТ ЛЕЧ АЩ ИЙ ЛЮБЯТ ЛЮБ ЯЩ ИЙ СТРОЯТ СТРО ЯЩ ИЙ

Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мн.ч.), от которого они образованы. Если действительное причастие образовано от глагола 1-го спряжения, в суффиксе пишем – УЩ-, -ЮЩ- , если от глагола 2-го спряжения - - АЩ-, -ЯЩ- .

5. Тестовое задание. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я? пен…щиеся потоки, травы колыш…тся 2) гвозди держ…тся, птицы щебеч…т 3) стро…щийся дом, смотр…щий вдаль 3

2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю? леч…щий врач, зна…щий правила 2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены 3) стон…щий во сне пёс, завис…щий от погоды 2

3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю? успокаива…щая музыка, вас не остав…т в покое 2) охотники подстрел…т, восхвал…щая храбрость Песня 3) надвига…щиеся сумерки, стел…щееся растение. 3

6. Подведение итогов урока. Что нового узнали на уроке? От основ каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? 7. Домашнее задание: выучить правило (с.43), упражнения 93, 94

Источники: 1. Н.В.Егорова Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.-М.: Вако, 2006


На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

Рис. 2. Спряжение глаголов

Домашнее задание

Упражнения № 83 - 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий.

4. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»