Удобное чтение текста с экрана компьютера: несколько полезных советов. Бумажные или электронные книги: теряется ли глубина при чтении с экрана

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Читаете с экрана вашего компьютера, ноутбука или планшета? Конечно! Сегодня все больше людей используют электронные, а не бумажные печатные источники информации – от электронных книг и журналов до сайтов, блогов и социальных сетей. Каждый день через наши глаза проходят сотни, даже тысячи строк текста.

Проблема, однако, в том, что в отличие от печатного (или e-ink) текста, чтение в электронном формате гораздо больше нагружает наши глаза. Даже самые передовые (и эргономичные) ЖК-дисплеи после продолжительного использования приводят к зрительному утомлению и усталости мозга. Конечно, в современном электронно-зависимом мире невозможно полностью избежать этих вредных последствий, но вы можете свести их к минимуму, если следовать нескольким простым правилам.

Начните с дисплея

Калибровка это первое, что вы должны сделать, чтобы улучшить опыт чтения текста с экрана вашего устройства, и для этого вам не потребуется дорогое сочетание из внешних аппаратных средств и программного обеспечения. Если вы собираетесь редактировать цифровые изображения, и вы нуждаетесь в максимально точной цветопередаче – то да, конечно, вы можете сделать это только с такими инструментами. Но для ежедневного использования сойдут и опции, доступные в самой Windows.

Выберите «Панель управления -> Экран -> Калибровка цветов» и следуйте указаниям мастера программного обеспечения. Тут с полной силой идеально подходит универсальное правило для хорошей картинки: уровень контрастности между 70 и 80% от максимума и не переборщить с яркостью.

Последняя должна быть настроена с учетом силы и интенсивности света в комнате, которую вы используете для чтения. Рекомендуется, чтобы яркость на экране равнялась яркости окружающего света. Если вы используете искусственное освещение, тогда придерживайтесь того же принципа, который применятся к чтению с бумажных носителей – если требуется выбрать между сильным источником света высоко над вами и более слабой, но близкой к монитору лампой, лучше остановиться на втором варианте.

Следует подумать и о регулировке цветовой температуры монитора, если вы собираетесь использовать ваше устройство приоритетно для чтения текста. Более теплые цвета с желтыми и оранжевыми тонами обычно меньше утомляют глаза даже после длительного взгляда в монитор. В этом отношении очень полезной будет небольшая и бесплатная программка, которую мы уже обсуждали: . Ее задача заключается именно в этом – снизить зрительное утомление путем автоматической регулировки яркости и цветовой температуры дисплея в зависимости от времени суток и типа контента, отображаемого на экране.

Также следует иметь в виду некоторые особенности современных технологий для производства дисплеев. Сегодня ноутбуки и компьютерные мониторы оснащаются экранами с матовой или глянцевой поверхностью. Матовые (или антибликовые) дисплеи являются лучшим выбором, если вы собираетесь использовать ваше устройство в первую очередь для чтения текста – работа с офисными документами и таблицами, просмотр веб-страниц. Они отражают меньше света и поэтому нагружают глаза в гораздо меньшей степени, чем экраны с глянцевой поверхностью.

Софтверные улучшения

Существует ряд приложений, которые можно использовать для улучшения качества визуализации текста на экране вашего компьютера, чтобы минимизировать нагрузку на глаза даже после многочасовой работы.

Например, iReader (Firefox), Readability (Chrome) и TidyRead (Firefox) являются бесценными расширениями для браузеров, которые снижают хаос на веб-страницах. Т.е. вместо беспорядочного и перегруженного рекламой текста вы можете получить гораздо более аккуратный и более чистый вариант просматриваемого сайта. Поэтому читать будет легче и менее утомительно.

Другое дополнение, Reading Glasses для Chrome, позволяет удобно затемнить ненужные элементы на странице, оставив только необходимое, чтобы ничего не мешало и не отвлекало от чтения. А расширение NoSquint для Firefox позволяет читать даже мелкий текст без чрезмерного напряжения глаз – как подсказывает название, с помощью этого дополнения вы можете быстро и легко увеличить размер символов на странице.

Также вы можете выбрать оптимальный тип и размер шрифта. На самом деле это один из самых простых и эффективных способов снизить зрительное напряжение при чтении текста с экрана. Например, широко распространенный New Times Roman был разработан для лондонской газеты The Times. Это отличный шрифт для газеты, поэтому логично, что он не очень подходит для чтения с экрана. Альтернативы, такие как Georgia или Verdana являются гораздо более подходящими, поскольку они разработаны именно для визуализации электронного текста.

Если вы не хотите углубляться в настройки вашего браузера, чтобы изменить шрифт по умолчанию, просто увеличьте его размер. Сегодня в большинстве Windows-приложений, включая все популярные браузеры, это делается путем удержания клавиши Ctrl с последующим вращением колесика мыши (или нажатием клавиши «+» на клавиатуре).

Отличного Вам дня!

Компьютер и Интернет внесли существенные изменения во многие сферы жизни человека, в том числе и в научные коммуникации. Сейчас уже никого не удивляет наличие изданий, которые никогда «не видели» бумаги. Это сайты, электронные книги, журналы и целые библиотеки. Однако нередко бывает, что статьи, книги, предназначенные для издания в электронном формате, оформляются так же, как и для печатного формата, без учета специфики восприятия читателем информации, переданной в различных форматах.

Книгопечатание существует много веков и выработало свои стандарты: гигиенические, на белизну бумаги, яркость букв. Если использовать ослепительно белую бумагу и ярко черные буквы, то читать будет не очень удобно, глаза быстро устанут. Это физиологические особенности зрительного аппарата человека.

Профессиональные дизайнеры и web-мастера на сайтах обычно не используют насыщенно-чёрный цвет букв на ярко белом фоне. Если на сайте много текста, то фон используется белый, буквы не чёрные, а серые. Тёмно-серые настолько, чтобы текст хорошо читался (чрезмерно бледные буквы также напрягают зрение), но не чёрные. Так комфортнее для глаза.

Специалисты говорят : «Наше зрение при чтении с экрана испытывает совсем иные нагрузки, нежели при чтении с листа. Человеческий глаз приспособлен рассматривать предметы в отраженном свете, и наблюдение светящегося объекта противоречит самой его природе. Кроме того, при чтении с экрана взор направлен вверх или вперед. В таком положении глаз обычно расслабляет аккомодационную мышцу, а при чтении её приходится напрягать. Пульсирующий световой фон снижает чувствительность зрения. Эти и некоторые другие особенности делают чтение с экрана монитора довольно утомительным занятием».

Следует учитывать и тот факт, что разрешение на мониторе ниже, чем у текста, напечатанного на бумаге. Из-за этого буквы кажутся несколько неровными. Обычно монитор располагается дальше от человека, чем книга. Всё это оказывает влияние на скорость и качество восприятия информации. Чем сильнее читателя раздражает процесс чтения, тем хуже усваивается информация. Сказанное не означает, что надо отказаться от чтения с экрана, всё выводить на бумагу и читать в более привычном виде. Это и невозможно. Нужно стараться создавать для читателей комфортные условия, правильно готовя текст для чтения с экрана.

Обратимся, например, к процедуре написания и редактирования текста научной статьи. Для некоторых авторов привычней написать статью от руки, а потом набрать текст на компьютере. Другие адаптировались к экранному тексту, им удобней сразу печатать текст на клавиатуре. Редакторам ещё сложнее отказаться от «экранного чтения». Удобно вносить в текст изменения сразу, в момент чтения. К тому же современные программы содержат дополнительные сервисы: можно поставить себе какие-то закладки, написать примечания и т. д. Исключением может быть задача научного, литературного редактирования, которое требует вдумчивого прочтения, глубокого проникновения в суть написанного. Многим легче редактировать печатный вариант текста. Остальная работа по созданию статьи, книги со временем полностью перейдёт в «экранный формат».

Книги, классические печатные книги, как правило, проходят предпечатную подготовку. Статьи поступают в журнал, где также проходят техническую подготовку к печати. А электронные издания зачастую готовит к публикации сам автор, он же выступает в роли и текст-редактора, и верстальщика.

Особенности подготовки текста для электронного издания рассматриваются в первой части пособия.

Особый вид электронных публикаций, который прочно укрепился в научной культуре, - презентации. Они сопровождают устные выступления, позволяют показать наиболее важные количественные данные, иллюстрации, графики... Презентация обеспечивает дополнительный комфорт слушателю, не надо воспринимать всю информацию «на слух», всё необходимое отображено на экране. В «обиходе» используются и иные презентации, аналогичные традиционным презентациям, однако не призванные сопровождать устное выступление, а просто передаются читателю.

Их цель познакомить реципиента с наиболее значимыми результатами, они содержат квинтэссенцию отчёта, книги.

Теме подготовки презентаций посвящена вторая часть пособия.

Пособие подготовлено в двух форматах: электронном и печатном. Текст в электронном формате шире, в оформлении текста использован цвет и приведены дополнительные примеры. Хорошее электронное издание обязано иметь элементы оформления, присущие этому формату, такие, которые воспроизвести в печатном издании сложно (например, цветные заголовки) или невозможно (кликабельные ссылки). Но очень хорошее издание должно иметь и печатную версию.

Изучив данное пособие вы должны:

  • Знать, почему правила технической подготовки издания отличаются для печатных и электронных изданий; как правильно выбрать шрифт; как создать структуру; как оформлять таблицы и выделять в них важное; как построить график для электронного издания; как выбрать наиболее наглядный тип графика; как выделить главное на графике; почему важны перекрёстные ссылки и система оглавлений и указателей; в чём специфика презентаций как особого вида электронных изданий; что такой онлайн- и офлайн-презентации; сходства и различите двух типов презентаций; как подготовить текст, таблицы и графики для презентации; как работать с изображениями и фотографиями;
  • Уметь выбирать формат оформления для электронного издания; создавать таблицы и диаграммы; готовить слайды для онлайн- и офлайн-презентации; выбирать средства визуализации данных, наиболее точно передающие мысль автора;
  • Владеть навыками разработки электронных изданий; приёмами, используемыми при создании диаграмм; подготовки онлайн- и офлайн-презентаций.

Кроме теоретического материала в каждой части содержится практикум, помогающий не только лучше понять изложенные вопросы, но и получить практические навыки форматирования текста и создания презентаций.

Информационное общество и новые технологии кардинально изменили наш образ жизни. Компьютеры, планшеты, ноутбуки, электронные книги, мобильные телефоны теперь используются для чтения. Чтение с экрана отличается от чтения бумажной книги. Поэтому важно знать, как читать с монитора, и не портить при этом свое зрение.

Настройте яркость монитора

Для комфортного чтения нужно следить за яркостью и контрастом изображения. Яркость монитора должна соответствовать яркости окружения, тогда глаза будут меньше уставать. Если освещение в комнате яркое – увеличьте яркость монитора, если в комнате темновато – сделайте монитор более тусклым. Многие современные мониторы имеют встроенную функцию контроля яркости, они сами себя подстраивают к окружению. Чтобы проверить яркость своего монитора, откройте чистый белый лист любого текстового редактора. Если он будет бить по глазам, яркость стоит уменьшить, если белый цвет кажется серым и отдаленным, то яркость надо увеличить.

Ридеры, мобильные телефоны и планшеты вы можете держать в руках как угодно, а вот монитор стационарного компьютера нужно настроить до начала работы. Монитор должен всегда находиться ниже уровня глаз. Отклоните монитор назад под углом около 10°. Зачем это нужно: ваши веки будут полуприкрыты, а соответственно глаза будут меньше сушиться.

Блики от другого источника света будут мешать вам читать. Глазам будет сложно адаптироваться к изображению монитора, поэтому они будут уставать. А если монитор глянцевый, то яркий блик будет вас слепить, а через некоторое время вызовет головную боль.

Освещайте клавиатуру

Если вы работаете с компьютером или ноутбуком, то часто переводите взгляд с экрана на клавиатуру. Если она плохо освещена, то глазам нужно быстро перестроиться, а затем вы снова поднимаете взгляд – и немного слепните. Плохо освещенное рабочее местоглавная причина усталости на работе.

Расстояние от глаз к монитору должно быть не меньше длины руки от локтя до пальцев

Это правило относится ко всем видам чтения, и известно нам с детства. Книгу нудно держать на расстоянии 30-35 см.

Такая контрастность самая худшая для нашего зрения и глаза устают в десятки раз быстрее. Если вы вынуждены читать информацию с такого сайта, то лучше копируйте ее и вставьте в обыкновенный документ.

Используйте специальные программы для чтения

Это дает вам массу преимуществ. Вы всегда можете подобрать удобный для глаз фон и цвет шрифта. Легко изменить размер букв и их начертания.

Выбирайте удобный для чтения шрифт

Удобность чтения и утомляемость глаз зависит и от самого шрифта. Причем шрифты на бумаге и на экране воспринимаются по-разному. Самыми подходящими для чтения с экрана были признаны шрифты Verdana и Arial. Но выбор шрифта вещь индивидуальная. Потратьте несколько минут, чтобы проверить, какой шрифт вам читается легче. Если вы будете правильно читать, ваши глаза будут меньше уставать. а чем меньше устают глаза, тем здоровее они остаются.

Как носитель информации влияет на усвояемость материала?

Для родителей и для учителей вопрос о том, улучшают ли компьютерные материалы образование или ухудшают, имеет принципиальную важность. С ростом популярности электронных книг, онлайн обучения и открытых образовательных ресурсов исследователи пытаются определить, насколько тот или иной носитель влияет на усвоение информации студентами.

Однако ответ на этот вопрос неоднозначен.

Электронное и традиционное чтение

В своем исследовании я сравнила чтение с электронных и бумажных носителей. С 2013 по 2015 года я собирала данные 429 студентов из университетов пяти стран: США, Японии, Германии, Словении и Индии.

Студенты, участвовавшие в исследовании, сообщили, что чтение с бумажных носителей эстетически более приятное, причем они называют такие причины, как «мне нравится запах бумаги» или что чтение с бумажных носителей - это «настоящее чтение». Более того, чтение печатного текста позволяет им чувствовать, в какой они части книги - они могут «видеть» и «чувствовать», где в тексте они находятся.

Печатный текст также дает меньшую нагрузку на глаза и меньше располагает к многозадачности. Почти половина респондентов жаловались на визуальное напряжение при чтении с цифровых носителей («глаза горят»), а 67% заявили, что чаще делают много дел сразу, когда читают с экрана (по сравнению с 41% читающих с бумажных носителей).

В то же время участники исследования хвалили цифровое чтение за ряд преимуществ, включающих возможность читать в темноте, легкость в нахождении информации («множество быстро доступной информации»), экономию бумаги и даже за многозадачность при чтении.

Измерение уровня усвояемости материала

Однако более важным вопросом было то, усваивается ли при чтении с экрана аналогичное количество информации.

Чтобы измерить уровень усваиваемой информации, некоторые ученые просили учащихся прочесть отрывок текста с бумажного или цифрового носителя, а затем проверяли их на уровень понимания прочитанного.

Большинство исследований показало, что участники получают примерно одинаковое количество баллов при чтении с любого носителя, хотя некоторые указывали на то, что студенты лучше справлялись с тестами после чтения печатного текста.

И все же проблема этих исследований состоит в том, что их понимание «усвоения материала» довольно упрощенное. Чтение отрывков и ответ на вопросы может быть и является стандартным инструментом проверки, однако он мало что говорит нам о глубинных уровнях понимания материала.

Некоторые исследователи начинают ставить более узкие вопросы: к примеру, один ученый рассмотрел, что происходит, когда студенты читают историю на бумаге или на экране, а затем пытаются воссоздать последовательность сюжета. Ответ: при чтении с бумажных носителей результаты лучше.

Другой аспект исследования усвоения материала состоит в том, чтобы увидеть, как отличаются результаты, когда студенты читают в менее структурированных экспериментальных условиях. Однако ученые позволяли студентам выбирать, сколько времени проводить за чтением с того или иного носителя. Они увидели, что участники, посвещавшие меньше времени чтению текстов на экране, хуже справлялись с последующим тестом на понимание материала.

Это неудивительно, учитывая тенденцию многих из нас к беглому пролистыванию текста и поиску онлайн вместо медленного и внимательного чтения. В моем исследовании один студент отметил: «Нужно больше времени, чтобы прочитать то же количество страниц напечатанного текста по сравнению с электронным». Другой жаловался, что у него на это уходит больше времени, потому что он «читает внимательнее».

Чтение и критическое мышление

Как вопрос касательно обучения связан с образовательными целями? Сейчас много шума вокруг того, чтобы научить студентов критическому мышлению. Определения этой цели довольно расплывчаты, однако вполне очевидно, что они включают в себя способность понимать сложные идеи, оценивать доказательства, взвешивать альтернативные перспективы и приводить оправданные аргументы.

Чтобы стать мастером критического мышления - по крайней мере в литературном обществе - студентам нужно уметь управляться с текстами. Тексты могут быть длинными, сложными или же сочетать оба эти качества. Чтобы было понятно, студенты не могут бегло пролистывать текст, забегать вперед или постоянно отвлекаться.

Насколько чтение бумажных текстов, в отличие от электронных, помогает научиться критическому мышлению?

Исследования на понимание материала, приведенные выше, мало что говорят о том виде чтения, который считается необходимым для серьезного размышления или анализа. Альтернативный подход, по крайней мере, для новичков, состоит в том, чтобы спрашивать студентов о том, как они читают тексты с цифровых или бумажных носителей. Это похоже на то, как врачи исследуют историю болезней (помимо медосмотров и лабораторных анализов), чтобы понять, что помогает пациентам.

Хотя в своем исследовании я не измеряла усвояемость теста напрямую, я спрашивала студентов о том, как они читают и что они предпочитают в этом отношении. Ответы на некоторые из моих вопросов показали много нового.

На вопрос, какой носитель помогает им лучше сосредоточиться, 92% ответили «бумажный». Для длинных учебных чтений 86% предпочитают печатный текст. Участники также ответили, что чаще перечитывают учебный материал, если он напечатан на бумаге.

Более того, некоторые студенты ответили, что считают бумажные носители лучше для обучения. Один из них сказал: «Он легче для сосредоточения». Другие заявили: «Мне кажется, что так содержание легче усваивается в голове», и «Я чувствую, что я больше понимаю текст».

Для сравнения, в отношении цифровых экранов студенты отмечали «опасность отвлечения» и «отсутствие сосредоточения».

Очевидно, восприятие учащихся отличается от измеримых результатов усвояемости материала. А мое исследование не проверяло связь между носителями для чтения и критическим мышлением. Однако я заметила определенную закономерность: печатный текст более предпочтителен для выполнения серьезных задач.

Цифровые носители более удобные и дешевые

В то же время, мы не можем игнорировать другие факторы, которые влияют на решение студентов о том, на каком носителе им читать учебные материалы.

Удобство - достаточно важный фактор: более 40% респондентов в моем исследовании упоминали удобство (включая легкий доступ к материалам) как критерий, который они наиболее ценят в чтении с экрана.

Деньги - еще одна переменная. Студенты много думают о различных ценах на печатные и цифровые версии материалов для чтения, при этом цена чаще всего является определяющим фактором для выбора. Как сказал один студент, «стоимость для меня решает все».

Многие учащиеся отмечали несоответствие имеющихся финансов и стоимости обучения. На вопрос о том, какой носитель они бы выбрали для обучения, если бы стоимость была одинаковой, 87% заявили «печатный».

Адаптация к обучению с цифровых носителей

Так же необходимо помнить о растущей тенденции университетов адаптировать свою программу под то, чтобы она подходила к легендарному «прокрустову» ложу цифрового мира - мира, подготовленного для пролистывания, сканирования и использования «поисковой» функции вместо того, чтобы медленно и вдумчиво вчитываться в текст.

Теперь профессора пытаются избегать длинных и сложных заданий на чтение и давать короткие (или более прямые) тексты, приближаясь к правилам цифрового чтения в неакадемическом мире. Этот мир рекламирует сокращенные версии текстов и более короткие материалы для чтения, которые легче «проглатывать».

Так что вопрос в том, как именно университеты могут помочь студентам вдумчиво читать тексты, размышлять над ними и не отвлекаться на цифровых носителях?

Одним из ключей может быть адаптация. Исследования предполагают, что студенты могут быть слишком самоуверены в том, что они понимают при чтении на цифровых устройствах. Если учить их обращать внимание на то, как они читают с экрана (например, выписывая ключевые слова из текста), это может помочь усвоению материала.

Другая форма адаптации применяется в мире цифровых устройств и программ. Современные экраны оказывают все меньше напряжения на глаза, а программы для аннотаций продолжают улучшаться. Некоторые устройства для цифрового чтения теперь выпускаются с имитацией перелистывания бумажных носителей и возможностью делать закладки на «страницах».

Однако хотя короткие и сокращенные тексты хорошо подходят для цифрового потребления, это не тот вид чтения, которые поощряет критическое мышление, считающееся признаком высшего образования.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»