Фальцевый шов. Фальцевая кровля своими руками. Устройство фальцевой кровли

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Один из наиболее распространенных способом соединения металлических листов кровли, который предполагает собой укладку кровельного материала в шахматном порядке. Лежачие фальцевые соединения создаются при покрытии кровли от 7 до 30 градусов. С помощью строительной киянки создается отворот металлической пластины, которая позволяет соседнему листу соединиться с предыдущим. По линии фальцевой кромки производится сколачивание металлических листов, которые идеально скрепляются и способны защитить кровлю от проникновения влаги, осадков и прочих негативных проявлений атмосферы.

Стоячий фальц

Подобные виды фальцевых соединений для покрытия кровли имеют наиболее прочные конструкции, которые создаются подобно лежачим фальцам с использованием металлических листов и строительной киянки. На устройстве верстака создается специализированная фальцовочная кромка с последующим отгибом под прямым углом. Второй металлический пласт накладывается на линию отгиба первого и создается прочное соединение с двойным отгибом на внутреннюю сторону перпендикуляра металпласта.


Одиночный фалец

Одинарное фальцевое соединение - это наиболее экономичный способ создать надежную кровельную конструкцию. Для создания одинарного фальцевого соединения используются по одному металлическому листу единой кровли, имеющей специфическую шахматную кладку. Все листы кровли прочно крепятся друг к другу при помощи технологии создания стоячих или лежачих фальцев. Подобная кровельная основа позволяет покрыть дачные дома, гаражи и сараи, которые не требуют особых материальных вложений.

Двойный фалец

Двойные фальцы - это особо прочное соединение кровельных металлических листов, которое предполагает использование двух, соединенных между собой металлических пластов. Соединение двойного фальца выполняется стоячим или лежачим способом, что дает возможность создать надежное кровельное покрытие жилого или бытового строения. Двойные фальцы - это отличный выбор хозяина, который планирует создать надежную защиту строения от протеканий, порчи конструкции крыши и чердака.

Монтаж кровельных изделий происходит методом соединения каждого элемента в специальный паз. Существует несколько таких видов креплений, среди которых огромное распространение получил фальц.

Это своеобразный шов, который позволяет очень надежно скрепить между собой две детали. Зачастую после полного монтирования специалистами применяется кровельная рамка для закрытия фальца , являющаяся своеобразной защитой.

Характеристика фальца

Фальц представляет собой способ соединения двух металлических листов между собой. Это специальный паз, который получается при изгибе металла на самом краю.

Согнув две части кровли, которые образуют фальц, получается очень надежное соединение, которое отличается не только прочностью, но и надежностью. Такие виды пазов популярны не только в строительстве, но и в деревообрабатывающей промышленности и типографии, где таким образом соединяют листы бумаги.

Основные виды фальцев

Сегодня можно встретить несколько видов таких соединений, которые отличаются как внешним видом, так и качеством получаемого крепления. Фальцы по своим конструктивным особенностям можно разделить на несколько основных категорий:

    1. Одинарные стоячие фальцы являются самой простой конструкцией и их зачастую применяют для монтирования компонентов кровли с уклоном больше 10 градусов. Соединение таких конструкций не требует специального инструмента, так как сделать это можно простым защелкиванием.

    2. Фальцы Г-образного типа применяется только для крыш уклон которых больше 25 градусов.
    3. Двойные стоячие фальцы. В отличие от предыдущих вариантов такие виды соединений представляют собой довольно сложную конструкцию, получить которою можно только используя специальный станок. Процедура получения данного вида фальца предполагает сначала формирование Г-образной формы, которую в последующем загибают под 90 градусов.

Также все фальцы можно разделить на лежачие и стоячие, которые по большому счету очень напоминают друг друга, но имеют разное технологическое предназначение. Фальцевые соединения являются очень надежным вариантом креплений, поэтому и очень эффективно применяется кровельщиками при монтировании.

Для облегчения получения креплений используются специальные станки, которые значительно ускоряют выполнение работ такого типа. Каждый из определенных видов пазов должен применяться только в соответствии с основным его предназначением, чтобы получить качественное и долговечное соединение.

Смотрите на видео принцип монтажа фальцевой кровли:

§ 1. Общие понятия. Фальцевые соединения. Фальцевые швы.

Стоячие, угловые, донные фальцы. Стоячие, лежачие фальцы.

Фальцевым соединением называется соединение двух листовых заготовок плотно прижатыми друг к другу отогнутыми кромками. Соединение относится к типу неразъемных, так как оно не поддается разборке без нарушения целостности хотя бы одной детали.

Фальцевые соединения применяют сравнительно редко. Они вытеснены более прогрессивными методами сборки - сваркой и склеиванием. Исключением является производство вентиляционных систем различных воздуховодов и емкостей.

Фальцевые швы по конструкции подразделяются на одинарные, двойные, комбинированные и угловые, а по виду - на стоячие и лежачие.

На рис. 142, а-м показаны фальцевые швы. Простейшим из этой разновидности швов является. Такие швы обычно применяют как замыкающие и продольные швы воздуховодов, а также в изделиях, не требующих большой плотности и прочности.

Рис. 142. Фальцевые швы :

а - одинарный лежачий, б - двойной лежачий, в - полуторный комбинированный, г - одинарный стоячий, д - двойной стоячий, е - одинарный угловой, ж - угловой комбинированный, з - реечный, и- простой донный, к -донный на свалку, л, м - донный в упор

Комбинированные (полуторные и двойные) фальцы применяются там, где предъявляются повышенные требования к плотности и прочности. По трудности исполнения двойной фальц значительно сложнее полуторного, поэтому в производстве часто отдают предпочтение полуторному фальцу.

Стоячие фальцы применяют в основном для поперечного соединения воздушных и вентиляционных элементов систем. При этом стоячий фальц придает системам дополнительную жесткость.

Угловые фальцы применяют при изготовлении прямоугольных элементов воздушных и вентиляционных систем.

Донные фальцы применяют для соединения обечаек и днищ баков, цилиндрической и конической посуды и т. д.

Фальцевым соединением называется неразъемное, но и не жесткое, соединение встык тонких металлических полотен. Слово «фальц» происходит от немецкого «Falz» и переводится как «паз, желоб».

Наибольшее распространение такой вид соединения получил в кровельном деле. Дело в том, что при стыковки листов металла приходится решать вопросы, связанные с их термическим расширением.

Изменение геометрических размеров при температурных перепадах не позволяет реализовать жесткое герметичное соединение. В месте стыковки возникает напряжение материала, приводящее к существенной его деформации. Именно поэтому наилучшим способом сопряжения выступает фальцевое соединение.

При фальцовке производится соединение двух кровельных элементов, кромки которых предварительно обрабатываются с тем расчетом, чтобы при их сведении можно было получить фиксирующий шов (рис. 1).

Фальцевые швы бывают трех видов:

  • лежачий;
  • стоячий;
  • угловой.

Конструктивно швы делятся на две группы:

  • одинарные;
  • двойные (разновидность - реечные фальцы).

При соединении торцевых краев кровельных листов, идущих поперек ската, используют лежачий вид фальца (рис. 2), а для боковых кромок, которые направлены параллельно скату крыши - стоячий.

Лежачие фальцы считаются не вполне надежными, поэтому применяются все реже. К тому же, рулонный кровельный материал можно разрезать на всю длину ската, что устраняет необходимость в поперечном соединении. Но, поскольку такой вид фальца окончательно не изжил себя, рассмотрим его конструктивные особенности.

Фальцевая кромка лежачего типа производится так (рис.3):

а) укладывают полотно на край стола для разметки, обитого по торцам уголком. Затем наносят черту по линии отгиба кровельного листа. Ширина отгиба зависит от толщины листа - чем тоньше жесть, тем меньше отгиб;

б) деревянной киянкой или резиновым молотком выполняют аккуратный отгиб;

в) обязательно обеспечивают перпендикулярность отгиба;

д) кромки двух полотен соединяют в замок, который поджимается киянкой;

е) посредством молотка и бруска из металла подсекают верхнее полотно так, чтобы не замять фальцевый шов.

Стоячий фальц

Одинарный

Такой вид фальца отличается самой простой конструкцией. Его применяют на кровлях с большим уклоном (не менее 10°).

Порядок монтажа одинарного стоячего фальца:

1) со стороны меньшей кромки плотно прижать скребок к высокой кромке. Подстроить высоту скребка до совпадения с меньшей кромкой. Загнуть высокую кромку к поверхности скребка киянкой. Убрать гребнегиб.

2) закрыть низкий отгиб фальца высоким.

3) поджать фальц с помошью молотка и бруска гребнегиба, который плотно прижимается к тыльной стороне фальцевого соединения (рис. 4).

Двойной

По сравнению с одинарным фальцем, двойной шов более надежен. Его изготовление вручную может вызвать трудности, но, если вы используете специальные инструменты, например, закаточные машины (рис. 5), то вполне справитесь с этой работой.

Также значительно облегчают работу гибочные станки, с помощью которых можно быстро и легко загнуть кромку для придания ей необходимого профиля. Двойной стоячий фальц - это самый применяемый метод для стыковки двух соседних полотен кровли. А фальцевая кровля - один из самых распространенных видов кровельного покрытия.

Изготовление этого фальцевого соединения начинают с создания углового стоячего фальца, после чего его загибают вниз на 90°. Для компенсации температурных деформаций в основании фальцевой конструкции оставляют зазор шириной от 3 до 5 мм.

Так как для получения двойного профиля приходится увеличить число рабочих операций, то, соответственно, увеличивается и время монтажа кровельного покрытия. Но эти неудобства сполна компенсируются надежностью основательно закрытого фальца - ведь он обеспечивает герметичную целостность вашей кровли во время выпадения осадков.

Однако, от застоя воды на крыше не спасет даже такой прочный стык, поэтому использование двойного стоячего фальца допустимо лишь на кровлях, имеющих уклон 10° и выше. Считается, что делу может помочь специальный уплотнитель - лента, которую вставляют в фальц перед тем, как его начнут обжимать закаточной машиной.

Реечный

Этот тип соединения кровельных листов более характерен для европейского домостроения, хотя, в последнее время, реечный фальц (рис. 6) набирает популярность и у российских кровельщиков.

Реечный фальц по своей сути напоминает двойной вертикальный, но, в отличие от него, имеет более широкую стыковочную кромку за счет использования деревянного бруска.

Подогнутые части кровельных листов поднимаются по бокам бруска и крепятся либо здесь же (бельгийский вариант), либо на поверхности бруска (немецкий вариант). Особенность применения такого фальцевого соединения заключается в том, что его можно использовать только на крышах с уклоном более 3°, иначе накопившаяся на поверхности вода проникнет в подкровельные конструкции.

Угловой

Благодаря объему и отбрасываемой им тени, это фальцевое соединение выглядит вполне нарядно, из-за чего традиционно используется для отделки больших и хорошо обозреваемых поверхностей. Он типичен для монтажа крыш с большим уклоном. Фиксация фальца происходит всего за одно действие. Особенность конструкции углового фальца не дает возникать напряжению в металле, а значит, деформации поверхности кровли сведены к минимуму.

Российскими специалистами разработана уникальная схема крепления шва - самозащелкивающийся фальц (рис. 7). Это изобретение превосходит по технологичности все зарубежные аналоги. Применение «защелки» экономит время монтажа кровли и не нуждается в специальном фальцующем оборудовании.

На кровельном полотне имеются два фигурных профиля, выполненные таким образом, что один из них выступает в качестве основания защелки, а второй играет роль ее крышки. Профиль с крышкой защелки одного полотна защелкивается на профиле основания другого полотна простым нажатием сверху. Таким образом формируется прочный и надежный фальцевый замок. На защелкивание системы замков вы потратите всего несколько секунд. А это означает заметное сокращение времени, необходимого на монтаж всей кровли.

К достоинствам фальца–«защелки» относятся:

  • водонепроницаемость замкового соединения: не нужна дополнительная герметизация;
  • простота сборки и разборки кровельных листов: не нужны профессиональные навыки, и можно обойтись без специального инструмента;
  • единая панель на весь скат кровли, без дополнительных стыков;
  • нечувствительность к термическим расширениям металла, что исключает деформацию кровельных полотен;
  • доступная цена кровельного материала и монтажных работ;
  • скорость в установке кровли;
  • особая прочность соединения.

Фальцевая кровля невероятно популярна в малоэтажном строительстве. Ее признают одновременно простой, надежной и качественной конструкцией. Немаловажную роль играет и доступная цена. Если вы владелец частного дома, - возможно, это был и ваш выбор. Мы будем признательны за ваш рассказ о том, каким способом вы крыли крышу, и какой вид фланцевого соединения использовали при ее монтаже.

К атегория: Вентиляционные работы

Изготовление фальцевых соединений

При изготовлении воздуховодов и их деталей из металлических листов толщиной до 1,5 мм наиболее распространенным способом соединения до настоящего времени остается фальце-вый шов, хотя по мере совершенствования способов сварки тонколистового металла область применения фальцевых соединений будет, по-видимому, постепенно суживаться.

В свое время при ручном изготовлении воздуховодов широко применялся двойной фальц, обеспечивающий более высокую плотность соединения по сравнению с одинарным. После механизации большинства операций по изготовлению фальцев и благодаря использованию отсечки, препятствующей смещению частей замка по отношению друг к другу, двойной фальц стали применять крайне редко. Одновременно вышли из употребления фальцевые замки в конструкциях поперечных соединений звеньев воздуховодов между собой, которые были заменены простой отбортовкой края звена на зеркало фланца из угловой или полосовой стали. Наряду с этим появились фальцевые соединения: угловые фальцы с отсечкой, угловые фальцы с просечными защелками и соединительные рейки, широко используемые при изготовлении фасонных частей воздуховодов.

Таким образом, из числа фальцевых соединений металлических листов наиболее распространенными являются продольные соединения в виде одинарного лежачего фальца с двойной отсечкой и угловые фальцы с отсечкой или просечными защелками. Эти соединения при тщательном выполнении отвечают основному требованию - высокой плотности соединения, не допускающей утечек или подсосов воздуха в вентиляционных системах.

Фальцевые соединения вручную изготовляют на деревянных верстаках, в длинный край которых врезается впотай полоса равнобокого уголка 50X6 мм. Первая операция при изготовлении продольного фальца - прочерчивание на листе чертилкой линии отгиба борта, которая должна совпадать с вертикальной плоскостью уголка, врезанного в верстак. Совмещение линии отгиба с краем верстака фиксируется на концах листов ударами кровельного молотка массой 0,4-1,2 кг, в результате чего лист по концам отгибается вниз. Затем ударами деревянной киянки, изготовленной из твердых пород дерева, отгибается весь борт по прочерченной линии.

Рис. 1. Основные типы фальцевых соединений, изготовляемых вручную
а -одинарный стоячий фальц; б - двойной стоячий; в - одинарный лежачий с двойной отсечкой; г - двойной лежачий; д - одинарный угловой; е - комбинированный угловой

Рис. 2. Примеры фальцевых соединений, изготовляемых с помощью механизмов
а -угловой фальц с отсечкой; б - угловой фальц с просечными защелками; в - соединительная рейка

Рис. 3. Изготовление лежачих фальцев вручную (последовательность операций)

Последовательность операций изготовления лежачего фальцевого соединения показана на рис. 3. Как видно из рисунка, на первом листе металла элементы замка одинарного фальца выполняются за четыре операции, а двойного фальца - за восемь операций. Соединение двух малых бортов в одинарный фальц и большого борта с малым в двойной фальц называют обжимкой или осадкой фальца. Оно выполняется за три операции, причем в десятой и одиннадцатой операциях с двух сторон фальцевого соединения образуются отсечки. Возможна осадка фальца и с помощью специальной оправки. Изготовление поперечных фальцевых соединений на плоских поверхностях вручную ничем не отличается от продольных соединений.

Более сложно образовать поперечное фальцевое соединение по краю цилиндрической поверхности. Для придания такому соединению повышенной жесткости фальц предпочитают делать стоячим, хотя он и менее герметичен, чем лежачий. Последовательность операций изготовления поперечного фальцевого соединения на цилиндрической поверхности показана на рис. IV.4. По краю одной трубы отгибают большой борт, по краю другой-малый. Предварительная операция образования воронки до полного отгиба борта необходима во избежание разрыва кромки металла, что наблюдается при отгибе борта сразу без постепенной вытяжки металла во время образования воронки. Таким образом, отгиб борта осуществляется за две операции, причем большой борт по тем же соображениям выполняют за несколько поворотов трубы. После образования большого борта его превращают в стакан ударами кровельного молотка на конце оправки, укрепленной на верстаке в виде консоли (обычно из куска рельса, имеющего головку округлой формы). Стоячий фальц путем постепенной обжимки большого борта вокруг малого также выполняют за несколько поворотов трубы.

Рис. 4. Изготовление одинарного поперечного фальца на цилиндрической поверхности вручную (последовательность операций)
I - образование воронки; II - отгиб борта; III - образование стакана; IV - обжимка большого борта вокруг малого; 1 - брусок; 2 - линия перегиба; 3 - фальц; 4 - стакан; 5 - малый борт; 6 - большой борт

Рис. IV.5. Последовательность образования лежачего фальца (а), соединительной рейки на фальцепрокатных механизмах (б) и углового фальца с просечной защелкой (в)

Механизированное изготовление фальцевых соединений металлических листов возможно двумя способами: образованием элементов фальцевого замка под давлением с помощью пресса и специальных штампов или прокаткой этих элементов на специальных механизмах. В монтажных организациях СССР применяется только второй способ образования фальцев разных форм, для чего созданы специальные фальцепрокатные и отбортовочные механизмы. Их устройство и принцип действия описаны в специальном курсе «Станки и механизмы для производства санитарно-технических и вентиляционных работ».

Элементы фальцевого замка на фальцепрокатных механизмах образуются путем протяжки металлического листа между несколькими парами роликов, которые отгибают кромку листа, последовательно придавая ей необходимую форму. Благодаря этому деформация (вытяжка) листового металла происходит без разрывов и трещин, несмотря на весьма значительные по сравнению с ручным способом силы, действующие на него. При этом скорость выполнения операций просто несравнима и на современных механизмах достигает 10 м фальца в 1 мин.

На рис. 5 показана последовательность образования лежачего и углового фальцев для соединения с просечной защелкой и рейки на механизме СТД-16 - последней модели отечественных фальцепрокатных механизмов.

Этот механизм комплектуется следующими сменными рабочими роликами:
1) для образования лежачего фальца с двойной отсечкой;
2) для одновременного образования элементов лежачего фальца на обеих кромках воздуховода круглого сечения;
3) для образования углового фальца;
4) для изготовления реек.

В отличие от ручного способа, при механизированном изготовлении размеры элементов фальцевых швов строго регламентированы для каждой толщины металлического листа, как показано на профилях углового фальца с отсечкой и соединительной рейки на рис. 7.

Рис. 7. Односторонняя зиг-машина ВМС-76

Порядок работы на механизме СТД-16 следующий. Устанавливают профилирующие ролики в соответствии с необходимой формой фальца или рейки, регулируют положение роликов в зависимости от толщины обрабатываемого листа (путем регулирования усилия пакетов тарельчатых пружин) и включают электродвигатель. При прокатке лежачего фальца на обечайке воздуховода обе ее кромки заводят одновременно в обе группы профилирующих роликов. При прокатке углового фальца или рейки лист подается с одной стороны механизма. По окончании прокатки выключают электродвигатель и снимают обработанную деталь. На рис. 1V.6 показан один из моментов работы на фаль-цепрокатном механизме.

При образовании фальцев наиболее массовой является первая операция - отгиб борта. Все фальцепрокатные механизмы выполняют эту операцию только по прямой линии, поэтому-для отгиба борта на деталях криволинейной формы (для поперечных фальцевых и реечных соединений) созданы механизмы ВМС-53 и СТД-13, отличающиеся тем, что механизм СТД-13 оснащен дополнительным узлом для образования углового фаль-цевого соединения с защелкой на отводах прямоугольного сечения.

Наиболее универсальными являются приводные зиг-машины, позволяющие механизировать процесс образования поперечного фальцевого соединения на деталях воздуховодов круглого сечения, а также применяемые для образования зигов, раструбов, гофров и отгиба бортов. Кроме того, мощность приводных зиг-машин позволяет выполнять поперечное соединение элементов воздуховодов, офланцовку звеньев воздуховодов и другие операции на концах патрубков воздуховодов. Однако для выполнения каждой из перечисленных разнообразных операций требуется смена рабочих органов зиг-машины - роликов соответствующего профиля. При массовом поточном производстве деталей воздуховодов частая смена рабочих органов машины неприемлема, а использование универсальной машины в технологическом потоке для одной операции неэкономично. Этим и объясняется относительно небольшое применение зиг-машин в современных крупных заготовительных предприятиях. Кроме того, по характеру технологических операций, выполняемых зиг-маши-нами, для них требуются, как правило, специальные устройства для поддержания обрабатываемой на зиг-машине детали с противоположного конца.

Рис. 6. Прокатка фальца на обечайке воздуховода на фальцепрокат-иом механизме ФП-3

Наиболее совершенными являются отечественные зиг-машины универсального типа ВМС-76 или ВМС-77. В отличие от ВМС-76, зиг-машина ВМС-77 имеет второй хобот, который крепится к тому же корпусу взамен снятого кожуха. Оба хобота механизма ВМС-77 взаимозаменяемы.

Следует помнить, что по условиям техники безопасности на зиг-машинах не разрешается работать одновременно с двух сторон механизма. Для фальцепрокатных механизмов важнейшее требование техники безопасности - не касаться руками вращающихся частей механизма, не допускать захвата руками прокатываемой заготовки на расстоянии менее 200 мм от первой пары роликов и работать обязательно в рукавицах.



- Изготовление фальцевых соединений

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»