«Шёпот, робкое дыханье…. Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» продиктовано автору самой любовью. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Шепот, робкое дыханье!» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1850 году, когда поэт испытывал нежные чувства к М. Лазич.

Тема стихотворения любовные отношения, свидание в ночной тени.

Композиция – Анализируемый стих условно делится на пейзажные зарисовки и описание нежностей между влюбленными. А. Фет не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой.

Жанр – эллегия.

Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «серебро ручья», «сонный ручей», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря» .

Эпитеты «свет ночной» , «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки» .

История создания

История создания связана с любовью поэта к Марии Лазич. С девушкой А. Фет познакомился летом 1848 года, когда служил на границе Херсонской и Киевской губернии. Молодого человека часто приглашали на балы. На одном из них он и увидел высокую стройную брюнетку со смуглой кожей. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда, вскоре она переросла в серьезные отношения. Мария стала для Фета не только родной душой, но и вдохновительницей.

Поэт собирался жениться на девушке, но из-за материальных проблем влюбленные вынуждены были расстаться. Вскоре после расставания М. Лазич умерла. До сих пор неизвестно был то несчастный случай или самоубийство. Фет до конца своих дней жалел о том, что не создал с Лазич семью. Мария - та, кому посвящено не только анализируемое стихотворение, строки ей поэт писал до самой смерти.

Произведение «Шепот, робкое дыханье» было создано в 1850 г., когда молодые люди еще состояли в отношениях. В этом же году Мария умерла.

Тема

В центре стихотворения темы любви и любовного свидания. Они традиционны для интимной лирики отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только при помощи описаний внутреннего состояния влюбленных, их поэт переплетает с элементами пейзажа.

Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное описание любовной сцены подсказывает, что перед нами пылкая натура. В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шепот, робкое дыханье». Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья» . Соловей - символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придает описанию томности и нежности.

Во второй строфе проблема любви проявляется выразительней. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо» . В третьей строфе эмоции нарастают еще больше, между влюбленными накаляется страсть. Поэт рассказывает о лобзаниях, смешанных со слезами. Почему же они появляются на глазах счастливых влюбленных? Молодые люди знают, что скоро взойдет зоря и им придется расстаться, а для любящих сердец даже короткая разлука кажется мучительной вечностью.

Композиция

Композиция произведения только на первый взгляд кажется простой. Стихотворение делится всего на три катрена. Тем не менее, в трех четверостишьях автор сумел соединить элементы пейзажной и любовной лирики, в содержании стиха условно можно выделить две составляющие.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как в нем отсутствует сюжет, зато есть пейзажные зарисовки. В произведении также чувствуется легкая грусть, вызванная предстоящим расставанием, что характерно для элегии. Стихотворный размер - двух- и четырехстопный хорей. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения - отсутствие глаголов. Этот прием позволяет замедлить события, придать им привкус ночного спокойствия тишины и любви. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюбленных. Языковые средства в данном стихе отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трех слов.

В каждую строфу поэт вплетает метафору : «сонный ручей», «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря» . Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов : «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки ». Сравнений в тексте нет.

Интонация первых двух строф плавная, только в последнем куплете она нарастает, и последняя строчка взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Плавности стиху придает аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюбленными.

9 января 2018

А. Фет известен не только своими стихотворениями о единении человека и природы, но и любовной лирикой. Но среди остальных особенно следует выделить "Шепот, робкое дыхание", анализ которого представлен ниже. Литературоведы считают его "фетовским", потому что оно написано в особенной, свойственной только Афанасию Афанасьевичу манере и раскрывает весь его поэтический талант.

Лирика А. А. Фета

В анализе "Шепота, робкого дыхания" можно рассмотреть особенности творчества поэта. В ранних стихотворениях поэт восхищался женской красотой, в дальнейшем центральное место занимала пейзажная лирика. Все творчество Фета пронизано духом романтизма, хотя сам поэт не считал себя приверженцем этого направления.

В основе большинства стихотворений было восхищение природой. В некоторых пейзажная лирика переплетается с темой любви. В этом нет ничего удивительного, потому что, по мнению Фета, человек был неотделим от природы. В анализе "Шепота, робкого дыхания" следует подчеркнуть, что именно это стихотворение является прекрасным примером того, как удивительно гармонично сочетается пейзажная и любовная лирика.

В этом стихе чередуются описания окружающего мира и чувственные переживания. И это создает цельную лиричную картину. В строках отражены интимные чувства, которые могут быть между возлюбленными. А сменяющиеся картины ночи и рассвета дополняют переживания лирического героя. И все это подчеркивает мнение поэта о том, что человек и окружающий мир должны быть в гармонии.

Особенности композиции

Также одним из пунктов анализа "Шепота, робкого дыхания" является композиция стихотворения. С точки зрения грамматики оно представляет собой одно предложение, разделенное на три строфы. Но оно кажется читателю единым составляющим благодаря цельности композиции, которая имеет начало, кульминацию и конец.

Оно написано четырехстопным ямбом. Вид рифмования - перекрестный, что придает стихотворению неторопливый и размеренный ритм.

Основой стихотворения является сопоставление двух планов - общего и частного. На фоне природы показана история любви двух людей. Сменяющиеся природные явления дополняют любовную лирическую составляющую.

Видео по теме

Образ природы

В анализе "Шепота, робкого дыхания" Афанасия Фета нужно подробно рассмотреть образ природы. В этом стихотворении окружающий мир показан в гармонии с человеком, а точнее, с возлюбленными. В первой строфе показан соловей, чьи прекрасные трели звучат над сонным ручьем. Это можно сравнить с тем, что в жизни человека любовь появляется словно прекрасная соловьиная песня, которая пробуждает его.

Во второй строфе не изображены никакие явления природы. Лишь сказано, что все ночные тени служат причиной изменений на милом герою лице. А в третьей строфе во всех красках нарисована заря, которая появляется подобно дымке, которая потом разгорается все ярче. Это подобно тому, как чувства влюбленных становятся все крепче и озаряют человеческую жизнь.

Любовная лирика

В анализе "Шепота, робкого дыханья, трелей соловья" необходимо рассмотреть и любовную линию в стихотворении. Поэт не называет имен, нет даже никаких местоимений. Но читатель понимает, что речь идет о тайных встречах двух влюбленных, благодаря тому что герой называет лицо милым.

Почему же встречи тайные? Герои встречаются ночью, а с наступлением зари вынуждены проститься. В самом начале встречи между ними чувствуется неловкость, робость, какая бывает при чистых и искренних чувствах.

А с восходом солнца им приходится расставаться. Но эти чувства только сильнее разгораются, подобно заре. В этом стихотворении показано то, как человек и природа могут существовать в гармонии.

Цветовые эпитеты

В кратком анализе "Шепота, робкого дыхания" можно написать о том, что цветовые эпитеты играют большую роль в придании выразительности произведению. В самом начале поэт использует приглушенные краски, чтобы придать больше таинственности встречам, показать появление чувства.

Затем происходит постепенное нарастание экспрессии. Краски становятся ярче, как и влюбленные становятся смелее в проявлениях чувств. Эта цветовая контрастность показывает развитие повествования, которое никак не проявляется грамматически.

Звуковая окрашенность

Поэт создает не только визуальную, но и звуковую картину. Эпитеты цвета дополняются и звуковым оформлением. Первая строфа передает соловьиные трели, в следующей строфе создается ощущение абсолютной тишины.

И вновь поэт, благодаря контрастности, придает звучание сюжету. Но стоит отметить, что все звуки органично дополняют лирическую составляющую стихотворения.

Особенность выразительных средств

Отличительная особенность этого стихотворения - это то, что в нем отсутствуют глаголы. Эта простая форма строк - вызов обществу, которое в то время негативно отреагировало на подобное "безглагольное" стихотворение. Использование только существительных придает плавный размеренный ритм.

Но, несмотря на отсутствие глаголов, каждая строка представляет собой законченное действие. На первый взгляд читателю может показаться, что в стихотворении нет никакого сюжета и развития действий. На самом деле это не так, поэт описывал свои ощущения. Нет портретов лирических героев, поэт лишь указывает на то, что на милом герою лице отображается игра света и тени. В существительных есть скрытое действие, возникает ощущение динамичности. Это создает развитие сюжета.

Также поэт использовал и другие литературные тропы. Это большое количество эпитетов, олицетворения и метафоры. Особо выделяется по эмоциональной окраске последнее предложение. Этому способствует и повторение, и восклицание. Повторение глухих согласных придает строкам напевность. Все перечисленные средства выразительности добавляют нежность и лиричность стихотворению.

Критика стихотворения

В анализе по плану "Шепота, робкого дыханья" Фета следует рассказать и о том, как произведение было принято общественностью. Некоторые поэты и писатели неоднозначно отзывались о нем. Основная причина - это особенность написания, а именно - отсутствие глаголов.

Некоторые посчитали, что в стихотворении нет сюжета, и говорили, что тема, выбранная поэтом, узкая, ограниченная. Также сетовали на отсутствие каких-либо событий. Появились шутки, что если его прочитать, начиная с конца, то ничего не изменится. Люди за образами ощущений не увидели постепенное нарастание экспрессии. Они не смогли заметить стройность и цельность композиции.

Критиковали произведение и за то, что поэт не давал конкретного предметного описания. И читателю приходилось лишь догадываться, о чем речь в той или иной строке. Фразы написаны рубленым стилем, некоторые критики не замечали плавности и неторопливой музыкальности стихотворения.

Но есть мнение, что некоторыми поэтами и писателями это творение было принято неблагосклонно из-за того, что поэт затронул тему интимности чувств. И хотя об этом не говорится прямо, читатель может догадаться благодаря намекам. Но от этого творение Фета не становится менее изысканным и элегантным, не теряет ни капли своей лиричности.

А. А. Фет в своем творчестве восхвалял не только красоту и величие природы. Но также поэт в своем творчестве описывал и чувства. Но для него человек и окружающий мир - это одно целое, что и отражено в данном стихотворении. Это был краткий анализ по плану "Шепота, робкого дыхания".

Афанасий Фет «Шепот, робкое дыханье…»


Шепот , робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица , В дымных тучках пурпур розы , Отблеск янтаря , И лобзания, и слезы, И заря, заря!. .

Анализ стихотворения.


Историческая справка . Стихотворение написано и напечатано в 1850 году в журнале Москвитянин" ("Шепот сердца"). Это произведение стало символом поэзии Фета. Вызывала удивление "безглагольность" стиха, сумевшего передать волнение любовного свидания через тончайшие переливы чувств влюбленных.

Фет еще служит, но служба его тяготит, он крайне неудовлетворен своим социальным положением, но слава его растет. В жизни поэта была настоящая любовь, но он не смог сделать свою возлюбленную счастливой. Сам был беден, и она (Мария Лазич) была бесприданницей. Вскоре девушка трагически погибла. Образ любимой девушки не оставлял Фета до конца его жизни.
Темой данного стихотворения является природа. Природа и любовь слиты воедино.
Стихотворение начинается с появления с самих героев: "...Шепот, робкое дыхание..." детали пейзажа и подробности любовного свидания образуют единый ряд, любовь - продолжение жизни природы, её ритма, и одно неотделимо от другого.
Лирический сюжет . Раннее утро. Предрассветные сумерки. Короткий период, когда ночь сменяется днем, и этот переход занимает считанные минуты, отделяющие свет от мрака. Первым предвестником приближающегося рассвета является соловей, трели которого слышны сквозь шепот и робкое дыхание ночи. Но пока рассвет не наступил, есть время предаться любовным утехам. Все действия остаются как бы за кадром.
Композиционно стихотворение делится натри части. Кольцевая композиция помогает передать единство двух мотивов. Слияние воедино образа природы и внутреннего состояния
человека.
Стихотворная организация занимает ключевое место. Метафорические образы, цветовая гамма несет символический характер.
Серебро символ чистоты, невинности, непорочности. В переводе с греческого - белый, блистающий. В природе - самородная форма.
Пурпурный цвет розы - символ любви. В христианской символике - строгость веры, чистая совесть и спокойствие души.
"Отблеск янтаря " - горящий камень, камень солнца.
Стихи Фета часто сравнивают с картинами импрессионистов. Как и на картинах импрессионистов, в стихотворении контуры размыты, образ только намечен. Читатель сам должен почувствовать намек автора.
Слово тени повторяется дважды. Понятие "ТЕНЬ" имеет массу аллегорических, метафорических и переносных значений. Иногда синонимом этому слову может служить слово "ПРИЗРАК".
Свет ночной . Свет (по словарю символистов) - символ истины, разума, радости, счастья и т.д. Проявление божества, космическое творение.
Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Слово заря повторяется дважды? Это кульминация стихотворения: кульминация чувства лирических героев и кульминация в природе. Слеза - символ утешения, исцеления, обретенное спокойствие. Заря - начало зарождения чего-то радостного и светлого.
Образ лирический героев их чувства развиваются от "шепота" и "робкого дыхания" к "ряду волшебных изменений милого лица". Единой строчкой автор раскрывает всю гамму чувств, переживаемых героями, волшебных изменений милого лица". Единой строчкой автор раскрывает всю гамму чувств, переживаемых героями.
Особенностью стихотворения является то, что в нем нет ни одного глагола. Существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Заставляет работать воображение, дорисовывать недостающие детали.
Роль детали . Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов - подлежащих (между ними ставится запятая). Все произведение - это одно большое назывное предложение. Назывными являются односложные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления:"Шепот, робкое дыханье..." Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу вводят читателя в обстановку действия:"..Свет ночной,ночные тени, тени без конца...".
Подлежащее может распространяться только определениями:"...Робкое дыханье..."
Жанр - миниатюра, воспринималось современниками как новаторское произведение.
Идея : любовь - прекрасное чувство на Земле.
Несмотря на то, что это стихотворение является классикой литературы, после его публикации на Афанасия Фета обрушился шквал негативных откликов. Автору ставили в вину то, данное произведение является беспредметным. И тот факт, что в нем отсутствует конкретика, и наступающем рассвете читателям приходится догадываться по коротким фразам, заставило критиков причислить его к разряду "поэтических опусов, рассчитанных на узкий круг людей".
Сегодня можно с уверенностью утверждать о том, что поэт в этом стихотворении затронул тему интимных взаимоотношений, на которую в 19 веке было наложено негласное табу. И хоть напрямую об этом в самом произведении не говорится, тонкие намеки оказываются красноречивее любых слов.

*** *** ***

Сияла ночь . Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали , Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари , в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь , что нет любви иной, И так хотелось жить , чтоб, звука не роняя, Тебя любить , обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных , И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных , Что ты одна – вся жизнь , что ты одна – любовь .

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки , А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки , Тебя любить , обнять и плакать над тобой!

Анализ стихотворения.

Историческая справка. Стихи были написаны свояченице Л.Н.Толстого Татьяне Кузминской 2 августа 1877 года. Написаны по впечатлениям от ночного пения в яснополянском доме. Стихотворение - воспоминание. Это стихотворение вдохновило многих композиторов написать музыку. Один из лучших романсов Н.Ширяева, один из лучших исполнителей Георгий Виноградов Темой данного стихотворения является любовь. Воспоминание о женщине и её пении, которое вызвало у лирического героя необыкновенный душевный подъем. Лирический сюжет . Любовное свидание в саду . Это стихотворение схоже со стихотворением А.С.Пушкина "Я помню чудное мгновенье..." "чудное мгновение" в потоке жизни. Мгновение - это всего лишь мгновение, проявление страсти, которое оставило в душе лирического героя долгое воспоминание. Лирическое повествование идет с нарастанием Интересна композиция стихотворения. Оно состоит из двух частей. Первая - воспоминание о любимой женщине и её пения, вторая - настоящее лирического героя, в котором он после долгих лет "томительных и скучных" услышал в ночной тиши её голос: И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь. Мотив мгновения и вечности. Ключевое слово - ЛЮБОВЬ. Повторяется в стихотворении 5 раз! Любовь - интимное и глубокое чувство (Философская энциклопедия), "непредсказуемое" выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, не преодолеть. "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте). Расценивать любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется Вселенная (Древнеиндийские веды). Понятие любовь многозначно - объединение и соединение, одна из высших ценностей. (Древнегреческий философ Гесиод) По гороскопу Ф.Фет - скорпион. Скорпионы ищут страстного, сильного человека, не боятся боли и страданий. Вторая строфа наполнена слезами любви и страдания. Судьба и сердце стоит в одном ряду со словом любовь. Судьба - совокупность всех событий и обстоятельств; предопределенность событий и поступков; рок, фатум, высшая сила, которая может мыслится в виде природы или божества . (Википедия) Судьба и любовь стали понятием неразделимым. "Желающего идти судьба ведет, не желающего - влачит (Клеанф) Сердце - центр существа, как физический так и духовный, божественное присутствует в центре. Струны дрожали, как сердца... Изображение сердца - символ любви, любовь земная и небесная. В фольклоре "Сердце душу бережет и душу мутит". Оно болит, дрожит, кипит, обмирает, щемит и т.д. В астрономии оно - Лев. В алхимии: сердце - солнце в человеке, а мозг - Луна. "Жгучая мука" - Все ревность, все любовь - все муки жгучей страсти! Когда избавлюсь я от их мятежной власти? ("Элегия" Б.Н. Алмазов 1862г.) Образ Луны всегда вдохновлял поэтов. В библейской книге "Песнь песней" красота Суламифи сравнивается со светлой луной: "Кто эта женщина, взирающая с высоты словно утренняя заря, прекрасная, как полная луна?" Луна олицетворяет женскую силу, Мать-Богиню, Царицу Небесную. Символ бессмертия и вечность, циклический ритм времени. Второй по яркости объект на земном небосклоне после солнца. В буддизме полнолуние считается временем усиления духовной силы. Жанр - любовная лирика. Произведение очень живописное, и очень музыкальное. Образ рояля: " Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали..." За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Этот образ воздействует и впрямую и косвенно. Поэт заставляет увидеть и услышать то, что с ним связано. Особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие, звуковые повторы.

Стихотворение Афанасия Фета "Шепот, робкое дыханье..." создает ощущение невозможности существования пейзажных зарисовок без любовных переживаний. Каждая из этих тем раскрывается в полной мере лишь под воздействием другой.

В произведении просматривается связь лирического героя с женщиной, которая в судьбе поэта имела огромное значение. Не называя ее имени, не выделяя детали внешнего облика, автор передает красоту, нежность любимого образа. Встреча возлюбленных сопровождается присутствием соловья, его трелями, которые настраивают на романтический лад. Первая строфа наполнена смущением участников сюжета, осторожностью действий. Поэт подчеркивает "робкое движение", будто испытывая боязнь спугнуть счастливое мгновение, которые дарит им ночь. О ночном времени суток, его безмолвии говорит "колыханье сонного ручья".

Во второй строфе возникают движения с помощью игры теней при ночном свете. Свидание сопровождается бурными страстями, несдержанными эмоциями.

Если в начале лирического героя сопровождали "шепот" и "колыханье", то далее автор переходит к созданию образа женщины, которая чувствует приближение расставания. Именно поэтому читателю предоставляется возможность узнать о тех переменах, которые с ней происходят: "ряд изменений милого лица".

Цветовая, звуковая динамика изменяется, нарастая в третьей строфе. Насыщенный "пурпур розы", "в дымных тучах" подчеркивают сгущение красок, переживания героя, которые сопровождаются лобзаниями и слезами. Об отсутствии стабильности, мимолетности наслаждения говорят чередования светлых и темных тонов, содержащихся в тенях, которые в предрассветной тишине беспокойно мечутся, усиливая тайну темного времени суток.

Наблюдение за природой, ее состоянием неотделимо от развития отношений на протяжении всего произведения. С наступлением зари эмоциональный фон достигает пика.

Несмотря на такую особенность, как отсутствие глаголов, оно остается завершенным, не страдает от недостатка действий, образов, чувств, идеи, сохраняя четкий ритм. Олицетворение "сонный ручей", метафоры "тени без конца", "колыханье ручья", эпитеты "робкое дыханье", "дымные тучки" складывают картину, в которой имеет место своеобразное наслаждение ароматами природы, чувствами влюбленных, живописными местами.

Стихотворение понятно читателю. Оно позволяет воображению играть некоторыми элементами самостоятельно.

Анализ стихотворения Шепот, робкое дыханье Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых талантливых поэтов 19 века. Его творчество наполнено светом и гармонией. Он не стремился описывать политическую ситуацию, острые социальные проблемы, а концентрировался на «вечных» темах любви, природы. Его считают достойным последователем Пушкина, который старался сохранить гармоническое восприятие мира, чистые созерцания природы и переживание прекрасных чувств.

Рассмотрим стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», которое относится к любовной лирике, а также описывает природу. Стихотворение имеет всего лишь 12 строк! Но даже несмотря на такой небольшой объем, автор смог передать все чувства, которые испытывают влюбленные.Все те эмоции, которые они переживают. Если разбирать стихотворение более подробно, то можно заметить, что в тексте отсутствуют глаголы. Однако, это не делает произведение неинтересным, скучным, оно остается подвижным, веселым благодаря определенным словам: колыханье, изменения, лобзания. Автор сохраняет всю чувственность, глубину, но при этом стихотворение наполнено положительными эмоциями.

В произведении передается то радостное состояние, в котором находится влюбленный человек. Вдохновение, счастье, которое переполняет его. Отсутствие глаголов помогает добиться некой гармонии, мелодичности, слова будто бы «льются» очень легко, их звучание прекрасно. Данное стихотворение можно условно разделить на несколько частей. В первой, которая составляет первое четверостишье, описывается первая встреча влюбленный, их еще робкие чувства. Во второй части, (соответственно, которая занимает второе четверостишье) автор описывает прекрасную ночь. Частое повторение слова тени придает некой таинственности. Третья часть представляет собой описание утра, слезы и расставание. Каждая строка показывает искренние эмоции, радость, которую испытывают влюбленные.

Когда читаешь это стихотворение кажется, будто ты находишься в каком – нибудь прекрасном месте, тебя окружает природа, свежий ветерок проносится мимо тебя и на душе невероятно ясно и тепло. Фету удалось изобразить чувство любви, как что-то чудесное, волшебное. Не даром его считают одним из лучших поэтов 19 века.

Вариант №3

Афанасий Афанасьевич Фет является большим мастером в стихосложении, яркий пример поэта-романтика золотого века русской литературы. В его творениях тема живого мира зачастую связывается с любовной лирикой и стихотворение "Шепот, легкое дыханье..." не исключение.

Исключительной чертой творчества поэта является отсутствие конкретно выбранного образа, которому характерны харизма и исключительные черты. Строки его стихов позволяют вдохнуть сентиментальность первой влюбленности, когда человек окунается в чувства радости, удивления окружающему миру и познания самого себя. Центром фетовского мира является таинственная Она.

В стихотворении ведется повествование о встрече двух влюбленных. Читателю говорится о соловьиных трелях и робком дыхании двух любящих сердец, которые взволнованны желанной встречей. Окружающий мир словно наблюдает за их свиданием, словно пытаясь не спугнуть их трепетные чувства и сохранить торжественность момента.

Поэт использует лирические повторы. Они помогают создать ясную и прозрачную картину происходящего. Но сам герой не замечает метаморфоз окружающего мира, ведь весь его взгляд сосредоточен только на Ней. Он лицезреет изменяющиеся тени на лице возлюбленной и это представляется настоящим волшебством.

Героями ощущается тоска от необратимого расставания. Они находятся в смятении и тут им открывается природное великолепие. Вот наступает рассвет. Он и Она наблюдают на небе "отблеск янтаря" и "пурпур розы". Они понимают, что печальный миг разлуки неумолимо наступит.

Афанасий Афанасьевич, завершая стихотворение, как бы ускоряет его темп, чтобы сильнее и колоритнее выявить душевное состояние героев. Отражение этого находятся в последних двух строчках.

Важно отметить, среди строк невозможно отыскать глаголы. Такой стиль описания выбран для показательности тесного сплетения двух миров - мира природы и мира человеческой души.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Шепот, робкое дыханье

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Брюсова В будущем

    Валерий Брюсов является знаменитым русским писателем, его основное творчество приходиться на период конца девятнадцатого и начала двадцатого века. В его множественные произведения входят сборники и стихи,

  • Анализ стихотворения Есенина Клен ты мой опавший

    Природа у Есенина живая, он с ней общается, как с человеком. Почему? У него нет настоящих друзей? А вот русскую природу поэт любил с детства. Она для него настоящий друг. Ничего не требующий, всегда молчаливо слушающий.

  • Анализ стихотворения Пушкина Кавказ

    Летом 1829 года Александр Пушкин отправляется на Кавказ. После этой поездки увидели мир многие произведения и циклы стихотворений. Одним из которых, стал "Кавказ". Пушкин полностью проникся теми невероятно красивыми местами и даже

«Шепот, робкое дыханье…» Афанасий Фет

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Анализ стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье…»

Афанасий Фет по праву считается одним из самых романтичных русских поэтов. Хотя автор никогда не причислял себя к этому литературному направлению, его произведения пронизаны духом романтизма. Основу творчества Фета составляет пейзажная лирика. Причем, в некоторых произведениях она органично переплетается с любовной. В этом нет ничего удивительного, так как поэт был убежденным сторонником теории единения человека с природой. По его мнению, человек является неотъемлемой его частью, как сын является порождением своего отца. Поэтому природу невозможно не любить, и это чувство у Фета порой выражено в стихах гораздо сильнее, чем любовь к женщине .

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», написанное в 1850 году, является ярким тому примером. Если в более ранних своих произведениях Фет восторгался красотой женщины, считая ее центром мироздания, то лирика зрелого поэта характеризуется, в первую очередь, преклонением перед природой – прародительницей всего живого на земле. Стихотворение начинается с утонченных и изысканных строк, в которых описывается раннее утро. Точнее, тот короткий период, когда ночь сменяется днем, и этот переход занимает считанные минуты, отделяющие свет от мрака. Первым предвестником приближающегося рассвета является соловей, трели которого слышны сквозь шепот и робкое дыханье ночи, «серебро и колыханье сонного ручья», а также удивительная игра теней, которые создают причудливые узоры, словно бы ткут невидимую паутину предсказаний для грядущего дня.

Предрассветные сумерки не только преображают окружающий мир, но и являются причиной «волшебных изменений милого лица», на которых спустя несколько мгновений заиграют лучи утреннего солнца. Но пока этот восхитительный миг не наступил, есть время предаться любовным утехам, которые оставляют слезы восхищения на лице, смешиваясь с пурпуром и янтарными отблесками зари.

Особенностью стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» является то, что в нем нет ни одного глагола . Все действия остаются как бы за кадром, а существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Это позволяет создать эффект присутствия и придает особую живость поэтической картине раннего летнего утра, заставляет работать воображение, которое живо «дорисовывает» недостающие детали.

Несмотря на то, что стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» является классикой русской литературы, после его публикации на Афанасия Фета обрушился шквал негативных отзывов. Автору ставили в вину то, что данное произведение является беспредметным. И тот факт, что в нем отсутствует конкретика, и о наступающем рассвете читателям приходится догадываться по рубленым коротким фразам, заставило критиков причислить данное произведение к разряду «поэтических опусов, рассчитанных на узкий круг людей». Сегодня уже с уверенностью можно утверждать, что и Лев Толстой, и Михаил Салтыков-Щедрин публично обвинили Фета в «узости мышления» лишь по одной простой причине – поэт в своем стихотворении затрону тему интимных взаимоотношений , на которую в 19 веке все еще было наложено негласное табу. И хоть напрямую об этом в самом произведении не говорится, тонкие намеки оказываются гораздо красноречивее любых слов. Однако от этого стихотворения не утрачивает своего романтизма и очарования, утонченности и изящества, элегантности и аристократизма, которые свойственны подавляющему большинству произведений Афанасия Фета.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»