Произвольное непроизвольное. §23. Непроизвольное и произвольное внимание. Виды и отличия

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания, в своеобразной форме свойственным и животным. Оно наблюдается уже у маленького ребенка, но на первых этапах носит неустойчивый и относительно узкий по объему характер (ребенок раннего и дошкольного возраста очень быстро теряет внимание к возникшему новому раздражителю, ориентировочный рефлекс у него быстро угасает или тормозится появлением любого другого раздражителя), и он не может распределить свое внимание между несколькими раздражителями, возвращаясь к предшествующему и не упуская из поля своего внимания предыдущий. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 181-184 с. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Однако такое понимание причин возникновения непроизвольного внимания весьма упрощенно. Обычно при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Здесь нужно учитывать прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение -- громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах -- невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Например, если мы чем-то увлечены, то не замечаем слабых раздражителей. Это объясняется тем, что их интенсивность недостаточно велика по сравнению с интенсивностью раздражителей, составляющих предмет или условия нашей деятельности. В то же время в других условиях, например, ночью, когда мы отдыхам, мы можем очень чутко реагировать на всевозможные шорохи, скрипы и др.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде. Со стороны физиологии действие этих причин находит свое объяснение в предложенном А. А. Ухтомским принципе доминанты.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому, идя по улице, милиционер обращает внимание на неправильно припаркованную машину, а архитектор или художник - на красоту старинного здания. Следовательно, общая направленность личности и наличие предшествующего опыта непосредственно сказывается на возникновении непроизвольного внимания.

В качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов. - М.: Питер, 2013. - 117 с.

В рамках непроизвольного внимания можно различить три подвида, при этом степень индивидуального вклада в акт внимания постепенно возрастает от первого подвида к третьему.

  • 1. Вынужденное внимание определяется такими факторами, как интенсивность раздражителя, его протяженность во времени и пространстве, движение - всем тем, что указывает на его значимость с точки зрения выживания. Вклад субъекта здесь минимален, хотя и не исключен полностью. Например, люди различаются порогом восприятия, и стимул, который для одного человека окажется достаточно интенсивным, чтобы привлечь внимание, другим человеком просто не будет замечен.
  • 2. Невольное внимание. Данная разновидность определяется как зависимая не столько от видового, сколько от индивидуального опыта объекта. Она складывается на той же инстинктивной основе, но как бы в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и прилаживания человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Выготский Л.С. История развития высших психических функций//Собр. соч.: В 6-ти т. Т.3/Отв. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1983г. - 287с.
  • 3. Привычное внимание, являясь по сути непроизвольным, независимым от наших желаний и намерений, еще больше индивидуализировано. Оно напрямую связано с прошлым опытом человека. Примером может стать профессиональный опыт. Активность познающего субъекта здесь все еще невелика. Интерес его индивидуален, но диктуется прошлым опытом, а не актуальными намерениями.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Природное и социально обусловленное внимание,

Непосредственное и опосредствованное внимание,

Непроизвольное и произвольное внимание,

Чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения, как врожденная способность избирательно реагировать, нате или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию

Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания:

1) Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание - более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

В то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Неожиданность раздражителя.

Относительная сила раздражителя.

Новизна раздражителя.

Движущиеся предметы.

Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку, формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологическая особенность произвольного внимания

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Ежеминутно человек концентрирует свое внимание на сигналах и объектах внешнего мира, фильтруя информацию по принципу важности и актуальности .

Но как происходит процесс «фильтрации» и что лежит в его основе?

Понятие и виды внимания в психологии

Внимание — это способность человека в избирательном порядке направлять восприятие на тот или другой объект, сосредотачивая при этом мысли, зрение и слух.

Внимание также можно рассматривать как особенное свойство организма, позволяющее пропускать и воспринимать информацию высокой значимости, и позволяющее реагировать лишь на то, что представляет интерес.

Свойства:

  • устойчивость (способность долго концентрироваться на чем-либо одном);
  • переключаемость (способность быстро переходить от одного объекта к другому, в процессе успевая достигнуть максимальной концентрации на каждом из них);
  • отвлекаемость (степень восприимчивость к раздражителям, не находящимся в плоскости поставленной задачи);
  • объем внимания (количество одновременно воспринимаемых объектов/раздражителей/источников информации);
  • концентрация (сосредоточенность на объекте);
  • распределение (единовременное выполнение нескольких видов деятельности, не подразумевающих переключение внимания).

Выделяют три вида внимания:


Непроизвольное

Непроизвольное внимание является самым древним и пассивным типом , которое возникает вне зависимости от и поддерживается без приложения .

Причины и условия возникновения

Причина непроизвольного внимания кроется во внешнем мире (окружающей среде). Но оно также зависит от эмоциональных и инстинктивных предпосылок (особенностей) индивида.

Какое-либо явление, объект или деятельность захватывают человека из-за своей уникальности, занимательности, значимости и т.д.

Большую роль играет характер раздражителя : насколько он заметен в условиях окружающей среды и как сильно выделяется на общем фоне.

Яркие цвета, интенсивные запахи, чересчур громкие звуки и выразительные тактильные ощущения «переключают» внимание человека на себя.

При этом нет абсолютного показателя, отражающего силу раздражителя. Ведь в темной комнате свет фонарика будет привлекать к себе внимание, в то время как в освященном помещении включенный фонарь может остаться незамеченным.

Соответствие внутреннему состоянию человека — еще один значимый критерий. Голодный человек будет реагировать на изображение и запах пищи гораздо активнее, чем сытый.

Общая направленность личности тоже влияет на непроизвольное внимание. Человек будет направлен на восприятие объектов и ситуаций, связанных с приоритетными для него видами деятельности и интересами.

Отношение к раздражителю в связке с жизненным опытом также важно. Если человек усвоил, что наблюдение за животными приносит удовольствие, он будет долго наблюдать за игрой котят, увлекаясь этим зрелищем на уровне непроизвольного внимания.

Примеры

Примеры непроизвольного внимания:

  1. Индивид идет на улице и концентрируется на телефонном разговоре. Затем он ощущает резкий и грубый толчок в спину , из-за чего непроизвольно оборачивается и начинает искать виновника столкновения, непроизвольно концентрируясь на ситуации.
  2. Во время прогулки по тихому парку индивид слышит громкий крик ребенка , после чего начинает искать источник звука и пытается понять, как малыш оказался в парке без сопровождения взрослых.

    Этот звук, как и возникший в голове вопрос, занимает мысли человека непроизвольно, так как представляет интерес.

  3. Дожидаясь своей очереди к врачу, человек непроизвольно наблюдает за телевизором в холле больницы . Он просматривает рекламу, так как видео является самым динамичным и занимательным раздражителем в помещении.
  4. Девушка общается с парнем и одновременно ведет переписку с подругой. Своего собеседника она слушает невнимательно, так как сильно заинтересована обсуждением последних новостей с «коллегой по переписке». Но когда молодой человек начинает объясняться в чувствах, девушка моментально переключается на такую важную информацию, как признание симпатичного ей парня .

Произвольное

Основная особенность произвольного внимания — это привязка к сознательным устремлениям и управляемость .

Подобный тип подчиняется воле и трудовому усилию.

Также данный тип называют активным и преднамеренным.

Физиологический механизм

Базовая функция произвольного внимания — регуляция психических процессов . В основе физиологического механизма лежит избирательная активация отделов коры головного мозга и их функциональное объединение под воздействием управляемой локальной активации.

Психологическая особенность

Когда человеку необходимо достичь определенного результата, он разрабатывает план действий, в который включена задача концентрации на чем-либо, чтобы подавить непроизвольное желание «распылить» внимание на более приятные и увлекательные вещи.

Человек руководствуется категорией «надо», отвечая требованиям деятельности.

Произвольное внимание не обусловлено контрастностью внешних воздействий. В процессе концентрации человек игнорирует интенсивные раздражители и может концентрироваться даже при условии отсутствия интереса .

Через 20 минут преднамеренной концентрации индивид утомляется, и способность управлять вниманием слабеет.

Маленьким детям не подвластно произвольное внимание , так как сознание еще недостаточно развито.

Управляемая концентрация на чем-либо вырабатывается после двух лет.

Примеры


Если воля недостаточно развита или поставленная задача не является важной/приоритетной, у человека могут возникнуть трудности с преднамеренной концентрацией :

  1. Школьница решила заранее выполнить уроки на следующую учебную неделю. Но осознавая, что торопиться некуда, она постоянно отвлекается на шум ветра, спящего рядом котенка и модный журнал на столе.
  2. Сотрудника попросили заполнить статистику, которая, по его мнению, не сыграет значимой роли в работе отдела. Но необходимость выполнить задание вынуждает его подключать преднамеренное внимание .

    Однако он не ощущает значимости своей деятельности и постоянно «отключается» от процесса, отходит налить себе кофе, купить шоколадку и заменить сломанный карандаш.

Послепроизвольное

Говорить о послепроизвольном типе можно тогда, когда произвольное внимание переходит в категорию непроизвольного .

Например, когда ребенок начинает изучать буквы по настоянию мамы, сначала он выполняет задание неохотно и буквально заставляет себя включиться в учебный процесс, но затем просыпается азарт и желание успешно справиться с интересным уроком.

Внешние раздражители уходят на второй план, и школьнику больше не приходится сознательно концентрироваться на текущей деятельности. Т.е. условием возникновения постпроизвольного внимания является интерес.

Принципы педагогики построены на постпроизвольном внимании, так как произвольное и непроизвольное внимание у дошкольников и школьников не соответствует требованиям учебного процесса.

При произвольном типе дети быстро устают, пытаются «халтурить» и неохотно приступают к урокам, а непроизвольный тип не подразумевает организованной и контролируемой концентрации.

Правильный подход к организации внимания позволяет добиться эффективности в любом виде деятельности. И речь идет не только о концентрации посредством волевого усилия.

Важно понять принцип перехода от произвольного к послепроизвольному типу и научиться «регулировать» внешние раздражители для того, чтобы исключить неосознанный переход на непроизвольный тип.

О видах внимания в этом видео:

Непроизвольное внимание – это внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.

Существует сложный комплекс причин, вызывающих непроизвольное внимание. Эти причины можно условно разделить на различные группы.

1. Особенности самого раздражителя.

2. Степень интенсивности раздражителя. Любой достаточно сильный раздражитель – громкий звук, яркий свет, резкий запах – невольно привлекает наше внимание. Причем значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя (наше внимание привлечет и легкий шорох в полной тишине, и огонек спички в темноте).

3. Новизна, необычность раздражителя. Новизна – одна из наиболее важных особенностей раздражителей, вызывающих пробуждение непроизвольного внимания. Всякое новое раздражение, как отмечал еще И.П. Павлов, если оно имеет достаточную интенсивность, вызывает ориентировочную реакцию. Различают абсолютную новизну (в этом случае раздражитель никогда раньше не присутствовал в нашем опыте) и относительную новизну – необычное сочетание известных раздражителей.

4. Ослабление действия раздражителя и прекращение его действия: маяки, указатели поворотов автомобилей.

5. Подвижность объекта: движущиеся предметы.

6. Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию организма или личности, т. е. потребностям.

7. Интересы: один человек пройдет мимо и не заметит броской афиши о футбольном матче, а другой обратит внимание на скромное объявление о предстоящем концерте; проголодавшийся человек невольно отметит вниманием все, что связано с пищей.

8. Чувства: хорошо известно, что всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание. Оно так и называется – эмоциональное внимание.

9. Ожидание: нередко оно позволяет воспринимать даже то, что при других обстоятельствах человек вовсе не замечает.

10. Апперцепция – влияние прежнего опыта, знаний, представлений. Даже слабый раздражитель вызовет внимание человека, знающего, о чем идет речь, тогда как несведущий человек просто ничего не заметит.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Обычно возникновению непроизвольного внимания способствует целый комплекс причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны, но условно их можно разделить на четыре категории.

В отличие от непроизвольного внимания, главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью.

Но, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время, в отличие от произвольного внимания, здесь нет или почти нет волевых усилий.

Вниманием называют способность человека выделять те или иные объекты из множества других и реагировать на них.

Виды и отличия

Существует несколько типологий внимания. Одна из основных делит его на следующие виды:

  • Непроизвольное – с возникновением без усилия со стороны человека, вызванное свойствами самого объекта. Непроизвольное внимание (НВ) присуще как людям, так и животным, и является природным качеством. Оно является результатом так называемого ориентировочного рефлекса: комплексной реакции организма на новизну раздражителя. Со временем, по мере того, как раздражитель раз за разом воздействует на сознание, реакция притупляется. Однако, информация, полученная в контакте с раздражителем, запоминается сама собой, без усилия со стороны человека. Непроизвольное внимание возникает в силу неожиданности появления раздражителя, его силы, новизны, контраста с окружающей средой, а также состояния психики и эмоций самого наблюдателя.
  • Произвольное – в отличие от непроизвольного, оно не присуще животным и является прерогативой человека. Оно всегда связано с волевым усилием и целенаправленной мыслительной деятельностью наблюдателя. Произвольное внимание (ПВ) одновременно является условием и результатом труда и общественной деятельности. С одной стороны, последовательная, целенаправленная работа невозможна без произвольного внимания. С другой стороны, его развитие происходит именно в результате осознанных действий, требующих умственных усилий и сосредоточенности.
  • Постпроизвольное – естественное продолжение произвольного внимания, если деятельность является не только необходимой, но и вызывает интерес исполнителя. В таком случае волевого усилия для выполнения тех или иных действий уже не требуется: человек увлечен и способен без труда сконцентрироваться на работе.

Презентация: "Внимание"

Эти виды внимания постоянно сменяют друг друга в процессе мыслительной деятельности. Так, человек может начать читать книгу в качестве справочного пособия для дальнейшей работы, а затем увлечься темой и продолжить чтение для собственного интереса и удовольствия.

Это яркий пример того, как постпроизвольное внимание приходит на смену произвольному. Если же человек утомится и потеряет концентрацию, ПВ может смениться непроизвольным – по отношению к посторонним объектам.

Чаще всего, впрочем, степень нашей концентрации не является слишком высокой, и произвольное и непроизвольное внимание успешно сочетаются друг с другом. Обдумывая решение задачи, мы успеваем проводить взглядом пролетающую за окном птицу, услышать телефонный звонок или почти механически ответить на посторонний вопрос коллеги.

Как повысить эффективность своих действий

При помощи произвольного внимания из множества объектов и явлений осознанно выделяются связанные с актуальной работой. По сути, ПВ предусматривает следующую последовательность действий: выбор и формулировка цели, организация и сосредоточение на ней, и, в конце концов, ее осуществление.

Однако продолжительное удержание фокусировки на одном объекте или виде работы приводит к утомлению и упадку сил. В среднем, сосредоточенное умственное усилие человека начинает терять свою эффективность через 20 минут.

Презентация: "Свойства внимания"

Продолжение работы без перерыва вызывает усталость и неспособность к активному мыслительному процессу. Снижается произвольное и его замещает непроизвольный вид внимания.

Существует несколько факторов, помогающих повысить эффективность работы и не потерять концентрацию:

  • Интерес к занятию, который позволяет произвольному вниманию перейти в постпроизвольное. В таком случае утомляемость существенно снижается, человек способен обработать больший объем информации с лучшими результатами.
  • Привычные условия труда. Как показывает практика, изменения в интерьере, освещении или звукоизоляции (в любую сторону) отвлекают и не дают сосредоточиться. Сохранение концентрации при этом требует больших, чем обычно, усилий, человек быстрее утомляется, и выполняемая им работа сильно теряет в качестве.
  • Отсутствие сильных раздражителей. К ним можно отнести резкие неожиданные шумы, вспышки света, обилие движущихся предметов вокруг, разговоры на посторонние темы. Все это также является отвлекающими факторами и мешает концентрации.

Следует, однако, заметить, что слабые раздражители – например, привычное тиканье часов, тихая музыка, приглушенные уличные звуки – наоборот способствуют сохранению внимания. Они ведут к возникновению слабых очагов возбуждения в коре головного мозга, которые дополняют собой основной очаг, связанный с выполнением текущей задачи; в результате сосредоточенность исполнителя и эффективность его работы возрастают. Таким образом НВ помогает укреплению ПВ.

Презентация: "Познавательные процессы человека"

Для сохранения приемлемого уровня концентрации рекомендуется регулярная смена деятельности.

У каждого человека есть свои особенности восприятия и переработки информации, склонности к тому или иному виду деятельности, но, если говорить об интеллектуальных усилиях, взрослому человеку в среднем достаточно делать перерывы приблизительно раз в час или полтора, переключаясь на более легкое или интересное задание, или физический труд, не требующий серьезной мыслительной нагрузки.

При таком графике работы мы, с одной стороны, не даем себе переутомляться, а с другой – с достаточным напряжением тренируем свою способность к концентрации.

Прочие свойства внимания

Помимо концентрации, у внимания есть и другие свойства – например, объем: количество объектов или занятий, которые мы можем воспринимать в один момент времени, а также распределение внимания – способность одновременно решать несколько задач. Объем и распределение внимания являются характеристиками, важными для выполнения различных действий в реальной жизни: ведь большинство ситуаций предполагает нашу способность к многозадачности.

Например, человек за рулем автомобиля должен одновременно следить за движением, дорожной разметкой и знаками, маневрами других автомобилистов. Дирижер оркестра читает партитуру и тут же отдает команды оркестрантам. Студент слушает лекцию, конспектирует и запоминает нужную информацию. При этом наше непроизвольное внимание отвлекает от выполнения основных действий на посторонние явления.

Занятия с детьми

Произвольное внимание развивается в процессе обучения с раннего детства, тогда как непроизвольное внимание является врожденным качеством. В отличие от непроизвольного, ПВ у детей нуждается в специальной тренировке, например, при помощи специальных занятий в дошкольных учреждениях и дома.

Такими занятиями могут быть упражнения на концентрацию: складывание картинок из нескольких частей, нахождение взаимосвязи между предметами, игра в слова и другие задачи, предполагающие интеллектуальное усилие.

Чем выше интерес ребенка к занятиям, тем эффективнее обучение. Таким образом, одной из основных задач воспитателя является возбуждение детского интереса и привлечение всех видов внимания в помощь учебному процессу.

Важно учитывать, что для детей, как и для взрослых, существует порог, после которого сосредоточенность неизбежно снижается; упражнения теряют свой смысл и эффективность, а уставший ребенок становится сверх возбудимым и невосприимчивым к учебе. В таком случае бессмысленно настаивать на продолжении занятий: поможет переключение на другие занятия или игры, физические нагрузки или простая прогулка на свежем воздухе. Как и любой навык, тренировка внимания требует постепенности, регулярных повторений и системного подхода.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»