Методы исследования в анатомии человека. Специальные методы исследования в диагностике болезней

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Лекция № 1

СЕМЕСТР

предмет, цели и методы изучения анатомии.

Цель лекции . Рассмотреть предмет, цели и задачи анатомии. Воспитать у студентов определенные этические нормы поведения на анатомической кафедре (уважительное и бережное отношение к органам человеческого тела и к трупу). Раскрыть приоритет отечественных ученых в анатомии человека.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Рассмотреть предмет, цели и задачи анатомии как науки.

2. Рассмотреть основные методы анатомического исследования.

3. Раскрыть связь анатомии со смежными дисциплинами.

4. Рассмотреть место анатомии среди медицинских дисциплин в системе подготовки врача.

5. Раскрыть приоритет отечественных ученых в анатомии.

Анатомией называется наука, изучающая форму и строение тела, происхождение и развитие органов и систем, включая их микроскопическую и ультрамикроскопическую организацию. Термин «анатомия» произошел от греческого слова - anatome - разрезать, рассекать. Основная задача анатомии человека - изучение строения, происхождения человеческого организма в процессе его развития и жизнедеятельности. Основным объектом изучения анатомии явля­ется человек. По методам исследования анатомия делится на макро­скопическую (изучает строение организма без помощи специальных оптических приборов) и микроскопическую (с использованием мик­роскопа и других оптических приборов – гистология, цитология).

Изучение строения тела человека по системам (костной, мышечной, и др.) называется систематической или описательной анатомией .

Топографическая (хирургическая) анатомия изучает строение тела человека с учетом положения (топографии) органов по отношению к полостям тела (голотопия) , скелету (скелетотопия) и взаиморасположение органов друг по отношению к другу (синтопия) .

Пропорции и внешние формы тела человека изучает пластическая анатомия. При изучении строения тела человека широко исполь­зуются данные сравнительной анатомии, изучающей строение жи­вотных в филогенезе (в процессе эволюции). Функциональная ана­томия рассматривает структуры организма в связи с выполняемы­ми ими функциями.

Из микроскопической анатомии выделились гистология (учение о тканях) и цитология (учение о клетке).

Современную анатомию называют функциональной , так как она рассматривает строение человека в связи с его функциями: стремится выяснить, не только как организм устроен, но и почему именно так он устроен.

В зависимости от методов исследования анатомия (в широком смысле) включает макроскопическую анатомию или нормальную человека, микроскопическую анатомию, ультрамикроскопическую. Гистология, цитология и эмбриология являются составными частями анатомии.


Гистология – наука о форме, строении, функции, происхождении и развитии тканей. Цитология - наука о форме, строении, функции, происхождении и развитии клеток. Эмбриология - наука о строении и закономерностях внутриутробного развития организма. Анатомия, гисто-логия, цитология и эмбриология составляют общую науку о строении, форме и развитии организма, называемой морфологией .

Для понимания филогенеза человека анатомия использует данные палеонтологии (наука, изучающая ископаемые остатки костей предков), сравнительной анатомии, антропологии (изучает историю человека, его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой он принадлежит и роль труда в антропогенезе).

Строение и функции органов анатомия рассматривает с учетом происхождения и развития человека в филогенезе (развитие рода человека как биологического вида). Для этого анатомия изучает развитие человека в онтогенезе. Так эмбриология изучает развитие организма до рождения - пренатальный период развития. Развитие организма после рождения и до смерти - постнатальный период, изучает возрастная анато мия , в которой выделяют науку о старении - геронтологию (от греческого geron - старик).

Для понимания строения организма с точки зрения связи формы и функции анатомия пользуется данными физиологии – науки о жизнедеятельности организма. Тесно связана методологически с патологической анатомией , исследующей больной организм и болезненные изменения органов.

Основными методами исследования в анатомии являются :

1) секционный (рассечение трупов, органов, частей туловища, тканей;

2) препаровочный (выделение исследуемых органов и тканей для установления формы, размеров, синтопии, протяженности, трофики);

3) инъекционный (введение различных веществ: контрастных в кровеносные и лимфатические сосуды, межоболочечные пространства, полости);

4) коррозионный (развитие инъекционного). В качестве инъекционной массы используют эпоксидную смолу, гипс и др. После отвердевания опущение препарата в 10% H2SO4. Через 2-3 дня происходит разъедание мягких тканей и остается слепок отвердевшей массы. Этот метод используется для изучения характера ветвления сосудов, их диаметра. Бронхов, чашечно-лоханочной системы почек и др. органов;

5) рентгено­вский (рентгеноанатомия) – прижизненное изучение посредством рентгеновского излучения структуры, формы и функции органов и тканей. Первым в России занялся рентгеноанатомией В.Н.Тонков – изучал зародыши, новорожденных, детей, студентов с целью уточнить особенности роста скелета. П.Ф. Лесгафт изучал строение суставов и внутренних органов. М.Г. Привес – остеогенез. Именно рентгено­вский метод позволил установить, что анатомически мертвое тело по своим размерам и форме не идентично анатомически живому. Появилась возможность проследить все детали становления ряда структур, оценить их функциональную значимость, и не только с статике. Но и в динамике. Были выявлены пределы смещаемости внутренних органов при выполнении различных физических упражнений, влияние движений в суставах на положение артерий и вен;

6) экспериментальный – моделирование заболевания на животных. После умерщвления животного производится исследование органов и систем. Результаты эксперимента экстраполируются на человека (Тонков В.Н. исследовал коллатеральное кровообращение). Космическая анатомия является разделом экспериментальной анатомии;

7) эндоскопический – осмотр полых внутренних органов и полостей тела, как правило, через естественные отверстия с помощью эндоскопов;

8) томографический (изучение формы и структуры объектов на изображениях рентгеновских срезов;

9) макромикроскопический – исследование объектов с использованием различных контрастных методик:

10) световая микроскопия – традиционный метод. Разрешающая способность микроскопа 0,2мкм (1мкм = 10 -6 м; 1нм = 10-9 м);

11) электронная микроскопия . Разрешающая способность микроскопа 0,002нм, что в 100 000 раз больше, чем у светового микроскопа;

12) трансмиссионная (просвечивающая) электронная микроскопия (ТЭМ) – дает изображение при очень больших увеличениях (до 100 000 раз и более);

13) сканирующая (растровая) электронная микроскопия (СЭМ) – создает объемное изображение;

14) гистохимия – изучает химический состав и обменные процессы в тканях и клетках;

15) радиоизотопная микроскопия - изучение обменных процессов с использованием радиоактивных «меченых» элементов-радионуклидов: С 14 , Н 3 , Р 32 – они играют роль меток при фотографировании;

16) фазово-контрастная микроскопия с микрокиносъемкой – изучение деления, внутренних процессов, движения фибрилл, митохондрий, вакуолей;

17) темнопольная микроскопия – использует эффект рассеивания света на границе сред с разной преломляющей силой;

18) ультрафиолетовая микроскопия (увеличивает разрешающую способность до 0,1мкм) – исследование нуклеиновых кислот внутриклеточно;

19) люминесцентная микроскопия (добавление флюорохромов) – изучение микроструктуры в динамике и комбинирование с другим методом микроскопии, например, контрастированием;

20) биометрический и другие методы – достижения физики, химии и др. наук используются для создания разнообразных методов исследования в виде различных подходов (инструментов) анатомии.

Анатомия и физиология – это альфа и омега медицинских знаний. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины». Создает фундамент, основу медицинским знаниям по различным направлениям профессиональной деятельности. Без качественных знаний в этих науках невозможна успешная профессиональная деятельность.

Современная анатомия располагает большим набором различных методов исследования строения человеческого тела. Выбор метода зависит от задачи исследования.

Старейший, но не потерявший своего значения метод препарирования, рассечения, давший название науке (anatemno, греч. - рассекаю), применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований. Объекты, видимые при увеличении до 20 - 30 раз, могут быть описаны после их макро- микроскопического препарирования. Этот метод имеет ряд разновидностей: препарирование под падающей каплей, под слоем воды. Он может дополняться разрыхлением соединительной ткани различными кислотами, избирательной окраской изучаемых структур (нервов, желез), наполнением (инъекцией) трубчатых систем (сосудов, протоков) окрашенными массами.

Метод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъекционная масса задерживает рентгеновские лучи, с просветлением, когда объект после специальной обработки делается прозрачным, а инъецированные сосуды или протоки делаются контрастными, непрозрачными. Широко используются инъекции сосудов, протоков и полостей с последующим растворением тканей в кислотах (коррозионный метод). В результате получают слепки изучаемых образований.

Расположение какого-либо органа (сосуд, нерв и т. д.) по отношению к другим анатомическим образованиям исследуют на распилах замороженного тела, получивших название "пироговские срезы" по имени H. И. Пирогова, впервые применившего метод распила. Полученные на таких срезах данные могут быть дополнены сведениями о тканевых соотношениях, если изготовить срез толщиной, измеряемой микрометрами, и обработать его гистологическими красителями. Такой метод носит название гистотопографии.

По серии гистологических срезов и гистотопограмм можно восстановить изучаемое образование на рисунке или объемно. Такое действие представляет собой графическую или пластическую реконструкцию.

Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования может быть обнаружен при увеличениях, разрешаемых световым микроскопом.

Активно внедряется в анатомию электронная микроскопия, позволяющая видеть структуры столь тонкие, что они не видны в световом микроскопе. Перспективен метод сканирующей электронной микроскопии, дающий как бы объемное изображение объекта исследования, как при малых, так и при больших увеличениях.

Все упомянутые методы применимы при работе с трупом. Но "при изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над которым должно исходить всякое изучение, мертвый же препарат должен служить только проверкой и дополнением к изучаемому живому организму".

Современная техника еще не позволяет глубоко исследовать структуру живого человеческого тела, и изучение трупа остается в анатомии ведущим направлением. В то же время существуют методы, в равной мере применимые для исследования трупа и для исследования живого человека. Это методы, связанные с применением рентгеновских лучей (рентгенография), и эндоскопия (изучение внутренних органов при помощи специальных приборов, например гастроскопа, бронхоскопа и т. д.). Пользоваться этими методами для изучения живых людей допускается только в тех случаях, когда они необходимы для уточнения диагноза.

Новыми методами рентгенологического исследования являются:

  • 1. Электрорентгенография, позволяющая получать рентгеновское изображение мягких тканей (кожи, подкожной клетчатки, связок, хрящей, соединительно-тканного каркаса паренхиматозных органов и др.), которые на обычных рентгенограммах не выявляются, так как почти не задерживают рентгеновские лучи.
  • 2. Томография, с помощью которой можно получать изображения задерживающих рентгеновские лучи образований, лежащих в заданной плоскости.
  • 3. Компьютерная томография, дающая возможность видеть на телевизионном экране изображение, суммированное из большого числа томографических изображений.
  • 4. Рентгеноденсиметрия, позволяющая прижизненно определять количество минеральных солей в костях.

Многие вопросы анатомии решаются в экспериментах на животных. Такие эксперименты сыграли и продолжают играть большую роль в познании строения и функции, как отдельных органов, так и организма в целом.

Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов. Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая - на живом человеке.

В первую группу входят:

  • 1) метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) - позволяет изучать строение и топографию органов;
  • 2) метод вымачивания трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения;
  • 3) метод распиливания замороженных трупов - разработан Н.И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела;
  • 4) метод коррозии - применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований;
  • 5) инъекционный метод - заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.;
  • 6) микроскопический метод - используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение. Ко второй группе относятся:

Вторая группа:

  • 1) рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) - позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;
  • 2) соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей - используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;
  • 3) антропометрический метод - изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
  • 4) эндоскопический метод - дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.

В современной анатомии используются новые методы исследования, такие как компьютерная томография, ультразвуковая эхолокация, стереофотограмметрия, ядерно-магнитный резонанс и др.

В свою очередь из анатомии выделились гистология - учение о тканях и цитология - наука о строении и функции клетки. Для исследования физиологических процессов обычно использовали экспериментальные методы.

На ранних этапах развития физиологии применялся метод экстирпации (удаления) органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей.

Фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, желчный пузырь, кишечник) металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию органов.

Метод катетеризации применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце. При помощи тонких синтетических трубок - катетеров - вводят различные лекарственные средства.

Метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. Для возбуждения деятельности органа используют электрический или химический вид раздражения.

В последние десятилетия широкое применение в физиологических исследованиях нашли инструментальные методы (электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро- и микроэлементов и др.).

В зависимости от формы проведения физиологический эксперимент делится на острый, хронический и в условиях изолированного органа.

Острый эксперимент предназначен для проведения искусственной изоляции органов и тканей, стимуляции различных нервов, регистрации электрических потенциалов, введения лекарств и др.

Хронический эксперимент применяется в виде целенаправленных хирургических операций (наложение фистул, нервнососудистых анастомозов, пересадка разных органов, вживление электродов и др.).

Функцию органа можно изучать не только в целом организме, но и изолировано от него. В таком случае органу создают все необходимые условия для его жизнедеятельности, в том числе подачу питательных растворов в сосуды изолированного органа (метод перфузии). Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов.

Остановимся на некоторых из них.

Рентгенография

Рентгенография -исследование внутренней структуры объектов, которые проецируются при помощи рентгеновских лучей на специальную плёнку или бумагу. Наиболее часто термин используется в медицинском контексте, описывающий неинвазивное исследование, основанное на изучении костных структур и мягких тканей, при помощи суммационного проекционного изображения. Содержание

Рентгенография применяется для диагностики:

лёгких и средостения - инфекционные, опухолевые и другие заболевания,

позвоночника - дегенеративно-дистрофические (остеохондроз, спондиллез, искривления), инфекционные и воспалительные (различные виды спондилитов), опухолевые заболевания,

различных отделов периферического скелета - на предмет различных травматических (переломы, вывихи), инфекционных и опухолевых изменений,

брюшной полости - перфорации органов, функции почек (экскреторная урография) и другие изменения.

Метросальпингография - контрастное рентгенологическое исследование полости матки и проходимости фаллопиевых труб.

Метод получения изображения

Получение изображения основано на ослаблении рентгеновского излучения при его прохождении через различные ткани с последующей регистрацией его на рентгеночувствительную плёнку. Таким образом на плёнке получается усреднённое, суммационное изображение всех тканей (тень).

В современных цифровых аппаратах регистрация выходного излучения может производиться на специальную кассету с плёнкой или на электронную матрицу. При этом печать плёнок производится только при необходимости, а диагностическое изображение выводится на монитор и, в некоторых системах, сохраняется в базе данных, вместе с остальными данными о пациенте.

Одним из применяемых методов получения снимков пригодной к использованию плотности является переэкспозиция с последующей недопроявкой, сделанной при визуальном контроле. Другой способ - адекватная экспозиция (что сложнее) и полная проявка. При первом методе рентгеновская нагрузка на пациента получается завышенной, однако при втором возможно появление необходимости проведения повторной съёмки. Появление возможности предпросмотра на экране компьютеризированной рентгеновской установки с цифровой матрицей и автоматических проявочных машин снижают потребности и возможности использования первого метода.

Многие современные рентгеновские плёнки имеют очень низкую собственную рентгеновскую чувствительность, и рассчитаны на применение с усиливающими флуоресцентными экранами, светящимися голубым или зелёным видимым светом при облучении рентгеновским излучением. Такие экраны вместе с плёнкой помещаются в кассету, которая после снимка переносится из рентгеновского аппарата в проявочную машину, которая из неё извлекает плёнку, проявляет, фиксирует и сушит.

Преимущества рентгенографии

Широкая доступность метода и легкость в проведении исследований.

Для большинства исследований не требуется специальной подготовки пациента.

Относительно низкая стоимость исследования.

Снимки могут быть использованы для консультации у другого специалиста или в другом учреждении (в отличие от УЗИ-снимков, где необходимо проведения повторного исследования, так как полученные изображения являются оператор-зависимыми).

Недостатки рентгенографии

Относительно плохая визуализация мягких тканей (связки, мышцы, диски и др.).

"Замороженность" изображения - сложность оценки функции органа.

Наличие ионизирующего излучения.

Рентгеноскопия

Рентгеноскопия(анг. fluoroscopy), (рентгеновское просвечивание) - классическое определение - метод рентгенологического исследования, при котором изображение объекта получают на светящемся (флюоресцентном) экране.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

1. Препарирование трупа (послойное расчленение тканей с целью их удаления и выделения из окружающих тканей мышц, сосудов, нервов и т.д. и их изучение).

2. Метод антропометрии (рост, взаимоотношение частей, масса тела, конституция, раса, индивидуальные особенности человека).

3. Макро - микроскопические методы (небольшое увеличение).

4. Метод инъекции (окрашенная масса).

5. Метод коррозии.

6. Метод рентгеноскопии и рентгенографии (прижизненное изучение костей, лёгких, кишечника и т.д.).

7. Метод эндоскопических исследований.

8. Метод ультразвукового сканирования.

9. Экспериментальный метод в анатомии, применяется для выяснения функциональных значений органа, ткани или системы. Он позволяет установить пластичность тканей, их восстановительные способности и т.д. С помощью эксперимента можно получать много новых данных по перестройке органов и организма в ответ на внешние воздействия.

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая анатомия или описательная), описывать только внешнюю форму человека (пластическая или рельефная анатомия), исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия), изучать взаиморасположение систем и органов с учётом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия), изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия), изучать состояние и форму органа при патологических процессах (патологическая анатомия), изучение и сравнение особенностей строения различных органов человека и животных (сравнительная анатомия).

Систематическая анатомия (описательная) - излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии и т. д.

Пластическая анатомия - содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, толщиной подкожной клетчатки. Состояние внутренних органов только в таком объёме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении.

Функциональная анатомия - дополняет данные описательной анатомии. Цель функциональной анатомии - изучение строения органов в связи с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия - изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.

Возрастная анатомия изучает строение человека в различные возрастные периоды.

Сравнительная анатомия - анатомия животных. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ.

Организм человека состоит из клеток, тканей, органов и систем, функционирующих под управлением нервной, эндокринной и сосудистой систем. Нервная система не только объединяет и согласовывает функции всех органов, но и устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой.

Выделяют несколько уровней изучения организма:

1.Молекулярный;

2. Клеточный;

3. Тканевый;

4. Органный;

5. Системный;

Каждая наука имеет свои методы исследования, свои способы познания объекта изучения, постижения научной истины. Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome - рассечение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros - ольшой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая анатомия (от греч. mikros - малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos -ткань) - учение о тканях и цитология (от греч. kytos - клетка) -наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покровы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела человека пользуются антропометрическими методами.

Анатомия изучает строение тела человека - высокоорганизованного представителя животного мира, занимающего высшую ступень на эволюционной лестнице. Жизнь животных исследует зоология. Анатомия и зоология входят в систему биологических наук.

Познание строения тела человека по системам (костная, мышечная, пищеварительная и т. д.) получило название систематической анатомии.

Систематическая анатомия изучает строение «нормального», т. е. здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития. В связи с этим нормальным (от лат. normalis - нормальный, правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечиваются функции здорового организма. В то же время показатели нормы для большего или меньшего числа людей (масса, рост, форма тела, особенности строения и др.) всегда будут находиться в диапазоне максимальных и минимальных величин вследствие индивидуальных черт строения. Последние определяются как наследственными факторами, так и факторами воздействия внешней среды. Взаимоотношения организма здорового человека с внешней средой в нормальных (физиологических) условиях находятся в состоянии равновесия. По определению Г.И. Царегородцева, «норма - это особая форма приспособления к условиям внешней среды, при которой обеспечивается...организму оптимальная жизнедеятельность». В последнее время часто употребляется термин «условная норма» чем признается относительность этого понятия.

Наличие индивидуальной изменчивости формы и строения тела человека позволяет говорить о вариантах (вариациях) строения организма (от лат. variatio - изменение, varians - вариант), которые выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomalia - неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренних органов), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras, род. падеж teratos - урод). Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношений друг с другом, со скелетом- предмет изучения топографической (хирургической) анатомии.

Внешние формы тела человека, пропорции изучает пластическая анатомия. Она исследует также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения.

Современную анатомию называют функциональной, поскольку она рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Нельзя понять механизм перестройки кости без учета функций действующих на нее мышц, анатомию кровеносных сосудов без знания гемодинамики.

Строение и функции органов анатомия рассматривает с учетом происхождения человека. Строение тела человека - результат длительной эволюции животного мира. Для понимания развития человека в филогенезе (развитие рода, от греч. phylon- род, genesis - исхождение) анатомия использует данные палеонтологии, ископаемые остатки костей предков человека. Изучению тела человека помогают материалы сравнительной анатомии, которая исследует и сопоставляет строение тела животных, стоящих на разных этапах эволюции.

Не менее важно понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on, род. падеж. ontos - сущее, существующее), в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие человека до рождения (пренатальный период) рассматривает эмбриология (от греч. embryon - зародыш, росток).после рождения (постнатальный период, от лат. natus - рожденный) изучает возрастная анатомия. В связи с увеличением продолжительности жизни человека и особым вниманием к пожилому и старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает наука о закономерностях старения -геронтология (от греч. geron -старик).

Систематическую анатомию называют нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии, изучающей пораженные той или иной болезнью органы и ткани.

Каждому человеку присущи свои, индивидуальные особенности строения. Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся. Так, в соответствии с длиной тела и другими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный (от греч. dolichos-длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморфный (от греч. brachys - короткий) -короткое, широкое туловище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип -мезоморфный (от греч. mesos -- средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

Особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека факторов внешней среды (питание, климатические и географические условия, физическая нагрузка). Поскольку человек живет не только в условиях биологической среды, но и в обществе, в условиях человеческих взаимоотношений, он испытывает воздействие коллектива, социальных факторов. Поэтому анатомия изучает человека не только как биологический объект, но учитывает при этом влияние на него социальной среды, условий труда и быта.

Таким образом, задача анатомии - изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека - индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия - не только наука аналитическая, но и синтетическая.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Анатомия (от греч. ?нб- -- вновь, сверху и фЭмнщ -- «режу», «рублю») -- раздел биологии, изучающий строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного. Для филогенетически близких видов организмов показано сходство на уровне анатомического строения.

Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, выяснять не только как устроен организм, но и почему он имеет такое строение. Для ответа на этот вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма. Известно, что все в природе взаимосвязано. Также и живой организм человека является целостной системой. Поэтому анатомия изучает организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, не зависимую от окружающей его среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.

1. Метод изучения анатомии на живом человеке

Каждая наука имеет свои методы исследования, свои способы познания объекта изучения, постижения научной истины. О значении методов ярко сказал великий экспериментатор - физиолог И.П. Павлов: «Наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. С каждым шагом методики вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт с невидимыми ранее предметами». Методы, применяемые в анатомии, позволяют изучать как внешнее, так и внутреннее строение человека.

Соматоскопия - осмотр тела - дает сведения о форме тела и его частей, их поверхности, рельефе. Рельеф тела образуют возвышения различной формы и углубления - ямки, отверстия, борозды, щели, складки, кожные линии. Возвышения и углубления зависят отчасти от свойств самой кожи, но преимущественно от анатомических образований, расположенных сразу под кожей или более глубоко. При изучении анатомии нужно развивать в себе способность определять глубокие части тела через наружный покров, не нарушая его целостности.

Соматометрия - измерение тела и его частей - дополняет данные осмотра. Основные размеры тела - общая его длина (рост), окружность грудной клетки, ширина плеч, длина конечностей - используются для суждения о телосложении человека, для оценки его физического развития. Измерение отдельных частей тела используется во многих областях медицины. Например, измерение позвоночного столба применяется для характеристики осанки тела, определение размеров таза необходимо в акушерской практике и т.п.

Пальпация - прощупывание тела руками и пальцами - позволяет найти костные опознавательные точки, определить пульсацию артерий, положение и состояние внутренних органов, лимфатических узлов. В повседневной практике врача пальпация является одним из главных методов исследования.

Вскрытие трупов и препарирование - старейшие, но не потерявшие своего значения, методы. С этими двумя методами связано в первую очередь развитие анатомии как науки. Вскрытия в научных целях впервые стали производиться в древних рабовладельческих государствах. Великий ученый эпохи Возрождения Андрей Везалий разработал и довел до совершенства метод препарирования. Начиная с Везалия, метод препарирования становится главным в анатомии, с его помощью была получена основная масса сведений о строении человеческого тела. До сих пор препарирование является неотъемлемой частью учебного процесса на кафедре анатомии человека.

Мацерация - также один их древнейших методов анатомии. Он представляет собой процесс размачивания мягких тканей с последующим их размягчением и отгниванием и применяется, в частности, для выделения костей.

Метод инъекции - применяется с XVII - XVIII веков. В широком смысле под этим подразумевают заполнение полостей, щелей, просветов, трубчатых структур в человеческом теле окрашенной или бесцветной уплотняющей массой. Это часто делают в целях получения слепка исследуемой полости или сосуда, а также для того, чтобы этот сосуд легче было отделить от окружающих тканей. В настоящее время метод инъекции применяется, главным образом, для изучения кровеносных и лимфатических сосудов. Этот метод сыграл прогрессивную роль в развитии анатомических знаний, в частности, он позволил узнать ход и распределение кровеносных и лимфатических сосудов внутри органов, выяснить протяженность сосудов, особенности их хода.

Метод коррозии - в общих чертах заключается в том, что трудно препарируемые ткани удаляются путем вытравливания их кислотами или при постепенном отгнивании в теплой воде. Предварительно кровеносные сосуды или полость органа наполняют массой, которая не разрушается под действием кислоты. Следовательно, этот метод тесно связан с методом инъекции. Метод коррозии дает более точные данные относительно хода и расположения кровеносных сосудов, чем метод простого препарирования. Недостатком метода является то, что после удаления тканей теряются естественные топографические взаимоотношения между отдельными частями органа.

Метод окрашивания - имеет целью контрастную цветовую дифференцировку различных элементов организма. В качестве красок используются вещества животного (кармин) или растительного (гематоксилин) происхождения, искусственные анилиновые или каменноугольные (метиленовый синий, фуксин) краски или соли металлов.

В XIX веке для изучения топографических отношений в организме был предложен метод распила замороженных трупов (пироговские срезы). Достоинство этого метода состоит в том, что на определенном участке тела сохраняется существующее в действительности взаиморасположение между различными образованиями. Он позволил уточнить анатомические данные почти обо всех областях человеческого тела и тем самым способствовал развитию хирургии. Пользуясь этим методом, великий русский хирург и топографоанатом Н.И. Пирогов составил атлас распилов тела человека в различных направлениях и заложил основы хирургической анатомии. Полученные на пироговских срезах данные могут быть дополнены сведениями о соотношении тканей, если изготовить срез толщиной несколько микрометров и обработать его гистологическими красителями. Такой метод носит название гистотопографии. По серии гистологических срезов и гистотопограмм можно восстановить изучаемое образование на рисунке или объемно. Такое действие представляет собой графическую или пластическую реконструкцию.

В конце XIX века немецкий анатом В. Шпальтегольц разработал метод просветления анатомических препаратов. Под просветлением тканей понимают такую обработку органов или их частей, при которой изучаемый объект на фоне просветленных тканей становится хорошо видимым. Метод просветления чаще всего используется для изучения нервной и сосудистой систем.

В начале XX века харьковский анатом В.П. Воробьев разработал метод макро-микроскопического исследования, сущность которого заключается в тонком препарировании окрашенных объектов (мелких сосудов, нервов) с последующим изучением их под бинокулярной лупой. Данный метод открыл новую, пограничную область исследования анатомических структур. Этот метод имеет ряд разновидностей: препарирование под падающей каплей, под слоем воды. Он может дополняться разрыхлением соединительной ткани кислотами, избирательной окраской изучаемых структур (нервов, желез), инъекцией трубчатых систем (сосудов, протоков) окрашенными массами.

На рубеже прошлого и нынешнего столетия в анатомию вошел рентгеновский метод. Рентгеновские лучи были открыты в 1895 году. И уже в 1896 году их применили для изучения скелета отечественные анатомы П.Ф. Лесгафт и В.Н. Тонков. Преимущество рентгеновского метода перед методами, ранее применявшимися в анатомии, состоит в том, что он позволяет изучать строение живого человека, видеть функционирующие органы, исследовать в динамике их возрастные изменения. Рентгеновская анатомия выделилась в особый раздел анатомии, необходимый для клиники. В настоящее время помимо рентгеноскопии и рентгенографии применяют специальные рентгеновские методы. Стереорентгенография дает объемные изображения частей тела и органов. Рентгенокинематография позволяет изучать движения органов, сокращения сердца, прохождение контрастного вещества по сосудам. Томография - послойная рентгеновская съемка - дает четкое, без посторонних наслоений, изображение анатомических образований, расположенных в снимаемом слое. Компьютерная томография позволяет получать изображения поперечных срезов головы, туловища, конечностей, на которых органы и ткани различаются по их плотности. Электрорентгенография позволяет получить рентгеновское изображение мягких тканей (кожи, подкожной клетчатки, связок, хрящей, соединительнотканного каркаса паренхиматозных органов), которые на обычных рентгенограммах не выявляются, так как почти не задерживают рентгеновские лучи. Рентгеноденситометрия позволяет прижизненно определять количество минеральных солей в костях.

Изучению анатомии на живом человеке служат методы эндоскопии - наблюдения с помощью специальных оптических приборов внутренней поверхности органов: гортани - ларингоскопия, бронхов - бронхоскопия, желудка - гастроскопия и других.

Ультразвуковая эхолокация (эхография), основанная на различиях акустических свойств органов и тканей, позволяет получить изображения некоторых органов, которые трудно поддаются рентгеновскому исследованию, например, печени, селезенки.

2. Антропометрия

Антропометрия (от греч. Бнисщрпт -- человек и мефсещ -- мерить) -- один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости.

В зависимости от объекта исследования различают соматометрию (измерение живого человека), краниометрию (измерение черепа), остеометрию (измерение костей скелета). К антропометрии относят также антропоскопию -- качественную (описательную) характеристику форм частей тела, формы головы, черт лица, пигментации кожи, волос, радужной оболочки глаз и т.п.

Потребность в антропометрических исследованиях обуславливается большой изменчивостью размеров тела человека. Пределы колебания размеров людей одной группы, как правило, заходят за пределы колебаний размеров людей другой группы. Это трансгрессивная изменчивость, которая обусловливает необходимость количественных определений. Результаты антропометрических измерений сравниваются по специально разработанным правилам, которые основываются на принципах вариационной статистики.

Антропометрические методы имеют большое значение в прикладной антропологии, а в последние годы стали играть важную роль в антропометрической (ортопедической) косметологии; до широкого внедрения идентификации по отпечаткам пальцев антропометрия использовалась в криминалистике для идентификации людей (так называемый «Бетрильонаж»).

3. Типы телосложения

Уровень физического развития определяют совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. K первым относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). Кроме того, к основным показателям физического развития относят определение соотношения «активных» и «пассивных» тканей тела (тощая масса, общее количество жира) и других показателей состава тела. K дополнительным антропометрическим показателям относят рост, сидя, окружность шеи, размер живота, талии, бедра и голени, плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук и др. Таким образом, антропометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей и др.

Дополнительные признаки, участвующие в разграничении типов: форма грудной клетки, брюшной области и спины.

Выделяются три главных типа телосложения - грудной, мускульный и брюшной, а также четыре переходных - грудно-мускульный, мускульно-грудной, мускульно-брюшной, брюшно-мускульный, и два смешанных типа - грудно-брюшной и брюшно-грудной. Последние два типа скорее оцениваются как неопределенные (слабо развитая мускулатура, вздутый живот).

Грудной тип телосложения. К грудному типу телосложения следует отнести мужчин со слаборазвитым жироотложением и слабой степенью развития мускулатуры, с плоской грудной клеткой, впалым животом и, как правило, сутулой спиной.

Мускульный тип телосложения. К мускульному типу телосложения следует отнести мужчин со среднеразвитым жироотложением и с хорошо развитой мускулатурой, с цилиндрической грудной клеткой, прямой формой брюшной области и обычной (волнистой), а иногда сутулой спиной.

Брюшной тип телосложения. К брюшному типу телосложения следует отнести мужчин с сильно развитым или обильным жироотложением, со слабо или среднеразвитой мускулатурой, с конической формой грудной клетки, с выпуклой формой живота. Форма спины у индивидуумов брюшного типа телосложения может быть как обычная (волнистая), так и прямая и сутулая.

Промежуточные или переходные типы телосложения характеризуются сочетанием признаков каких-либо из двух основных типов.

4. Роль спорта, труда, социального и биологического фактора на строение костей

Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность - специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека - необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, социально-биологические основы физической культуры - это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры. Естественно-научные основы физической культуры - комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.).

Анатомия и физиология - важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой.

Из данного обзора можно сделать выводы, что на сегодняшний день существует большое количество методов для изучения прижизненной анатомии. Высокая информативность и специфичность этих методов может быть использована для исследования, как топографии всего органа, так и анатомической характеристики его отделов. Для выполнения работы надо активно использовать архивы медицинских учреждений, так как высокая стоимость обследования и наличие строгих показаний к ним не позволяют широко применять их для научных целей.

Современная анатомия, как и медицина в целом, развивается в русле научно-технического прогресса. Это выражается в усилении взаимосвязи анатомии с другими научными дисциплинами, возрастании роли эксперимента в научных исследованиях, в применении новых технических методов. Анатомия использует достижения физики, химии, кибернетики, информатики, математики, механики. Свои достижения анатомия ставит на службу медицине.

соматометрия антропологический мускульный телосложение

Литература

1. Громов И.А., Мацкевич И.А., Семёнов В.А. Западная социология. -- СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. -- С. 537.

2. Бунак В.В. Антропометрия. Практический курс. -- М., 1941.

3. Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология. -- Ростов-на-Дону, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Массовость антропометрических исследований, позволяющих оценивать и сравнивать изменчивость признаков различных расовых, возрастных, половых групп на основе измерений большого числа индивидуумов. Тотальные размеры тела. Основные типы его пропорций.

    презентация , добавлен 21.05.2014

    Понятие антропометрии, её признаки, методики и развитие как науки, принципы антропометрических исследований. Телосложение человека и его виды. Основные типы пропорций тела. Генетические условия соматической конституции. Типология человека по Э. Кречмеру.

    презентация , добавлен 30.05.2012

    Вскрытие тела человека в Древнем Египте. Краткая характеристика макроморфологического, микроскопического и молекулярно-биологического этапов развития научной патологической анатомии. Ведущие ученые и их труды. Современные методы научного познания болезни.

    презентация , добавлен 25.05.2014

    Первые упоминания о строении человеческого тела в Древнем Египте. Ознакомление с познаниями в анатомии таких представителей греческой, как Гиппократ и Герофил. Рассмотрение труда "О медицине" древнеримского энциклопедиста и врача Авла Корнелия Цельса.

    реферат , добавлен 22.05.2015

    Сущность, основные задачи, предмет изучения и методы патологической анатомии. Возможности современной патологогистологической техники. Основные этапы развития патологической анатомии. Патологическая анатомия в России и СССР, выдающиеся патологоанатомы.

    реферат , добавлен 25.05.2010

    Развитие макромикроскопической анатомии в Советском Союзе. Основы изучения лимфатической системы. Исследования по вопросам эмбриогенеза вегетативной и периферической нервной системы. Изучение сегментарного строения органов и кровеносных сосудов человека.

    презентация , добавлен 18.04.2016

    Понятие о физиологии животных, как о науке, значимость для жизнедеятельности человека. Виды анатомии домашних животных. Развитие ветеринарной анатомии и физиологии в Китае, Персии, Египте, Греции, Месопотамии и Индии. Значение учения Гиппократа.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Биография ученого эпохи Древнего Рима Клавдия Галена. Изучение анатомии и физиологии животных. Последовательное и полное описание строения организма. Применение экспериментального метода для изучения анатомии. Суставный аппарат человека, диартрозы.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2010

    Разнообразие интересов и талантов Леонардо да Винчи. Проведение анатомических вскрытий художником, создание системы изображений органов и частей тела в поперечном сечении. Исследования в области сравнительной анатомии, содержание дневниковых записей.

    презентация , добавлен 28.10.2013

    Изучение анатомии и физиологии животных Галеном. Эразистрат как основатель научной физиологии, открывший метод экспериментального изучения коры и извилин головного мозга. Влияние взглядов и идей Галена на древнерусских ревнителей медицинского просвещения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»