Соотношение битума в асфальте. Типы асфальтов. Как изготовить новый асфальт из старого дорожного покрытия

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Под природным асфальтом подразумевают горную породу, хрупкой структуры, с небольшой температурой плавления. Пластовые залежи часто встречаются в местах добычи нефти. В нефтедобывающих районах практически на поверхности можно также обнаружить водопроницаемые почвы, которые пропитываются натуральным асфальтом. Искусственный асфальтобетон представляет собой смесь минеральных заполнителей с битумным связующим.

После уплотнения материал образует плотное покрытие автомобильных дорог, площадок. В современном строительстве активно используют асфальтовые мастики. При устройстве кровли или гидроизоляции повсеместно применяют асфальт. Также посмотрите по ссылке http://servisdon.ru/asfaltirovanie/ как осуществляют асфальтирование.

Марки асфальтобетона

В дорожное покрытие асфальтобетон укладывают послойно, с прокатыванием тяжёлыми спецмашинами. Каждый слой имеет своё значение, к нему предъявляют определённые требования. Кроме того, марка применяемого материала зависит от назначения дороги, интенсивности её эксплуатации. Основные различия видов асфальтобетона заключены в технических характеристиках. Например, подстилающие слои дороги производят на крупном щебне, для завершения дорожного ковра используют асфальт с мелкодисперсным песком и камнем.

На тротуары, пешеходные части дорог кладут песчаные марки. Резиново-битумным составом мостят велосипедные дорожки, стадионы. Щебёночно-мастичные асфальты устойчиво переносят большие нагрузки на аэродромах, городских улицах и площадях с интенсивным движением тяжёлых машин. Полимерно-битумные марки используют при строительстве покрытий мостов, паркингов. Самыми востребованными остаются составы на мелко- и крупнозернистом заполнителе. Соотношение компонентов отражает следующая типовая классификация:

  • А - наполовину состоит из щебня.
  • Б - гравий и щебень в составе на 40%.
  • В - крупный заполнитель занимает долю в 30%.
  • Г - имеет отсев дробления и песок в пределах 30%.
  • Д - природный песок и отсев около 70%.

Государственный стандарт ГОСТ 9128-2009 разделяет асфальтобетон на три марки (I; II; III), в зависимости от состава и плотности. Самый плотный - это третий класс. В его составе песчаные наполнители, битум, минеральный порошок.

Состав смеси и технология производства

Крупный и мелкий наполнитель освобождают от загрязнений, разделяют на фракции, просушивают. В производственном процессе имеет большое значение размер частиц и влажность составных элементов. При взаимодействии горячего битума и жидкости происходит агрессивное вспенивание смеси. Правила техники безопасности при работе с битумом запрещают заливать воду в обычную ёмкость с битумом. Исключение составляет специальные приспособления для дорожного строительства, эксплуатирующие антагонистические свойства веществ.

Битумный связующий элемент является побочным продуктом нефтеперерабатывающей отрасли. В рецептуре асфальтобетона составляет не более 9%. В течение всего периода эксплуатации чистый битум способен претерпеть без разрушения несколько сотен циклов нагрева и остывания, затем теряет эластичные качества и крошится. Поэтому необходимо применять различные добавки, пластификаторы, стабилизаторы.

Добавками могут служить сера, зола, каучук, резина. Химические элементы увеличивают устойчивость покрытия против морозов, агрессивного атмосферного воздействия. На асфальтобетонном заводе применяют горячую, тёплую и холодную технологию. Горячий метод - это непрерывный энергоёмкий процесс. Предприятия запускают производство по сезонам, с наступлением весны. Холодная методика менее затратная, может применяться вне зависимости от времени года.

Холодное производство

Вспененный битум получают в специальных агрегатах, работающих с водой или паром. В результате применения подобной технологии снижаются трудовые затраты, высокоэффективное смешивание ингредиентов проходит непосредственно на строительном объекте или асфальтовом заводе. С помощью пенного битума обрабатывают сухие наполнители, ремонтируемую дорожную одежду. Битумный слой обеспечивает хорошую адгезию частиц. Вспененные битумы хорошо показывают себя в ремонтных работах. Для холодного метода используют увлажнённые заполнители.

Асфальт

Асфальт - природное или искусственное вязкое/твердое вещество используемое в качестве строительного материала. Асфальт представляет собой смесь битумов (60–75 % в природном и 13–60 % в искусственном) и минеральных материалов (щебень, гравий, песок, минеральный порошок). Основное применение асфальт нашел в дорожном строительстве при асфальтировании , ремонте и строительстве дорог. Также используется для приготовления различных замазок, клеев, лаков, кровельных материалов и в качестве гидро- и электроизоляционного материала.

Виды асфальта

Природный асфальт - группа вязких и твердых битумов, черного или темно-бурого цвета, образованных в результате физико-химических процессов. Продукт природного окисления (выветривания легких фракций) нефти состоящий из углерода (80 %), водорода (10 %) и кислорода (10 %). Промежуточным веществом на этапе преобразования нефти в асфальт является мальта. Природный асфальт встречается в районах нефтяных бассейнов в местах неглубокого залегания нефти и ее естественного выхода на поверхность земли.

Искусственный асфальт - строительный материал получаемый в результате смешения битума и минеральных материалов (щебень, песок, минеральный порошок). Битум и минеральный наполнитель являются основными материалами необходимыми для создания искусственного асфальта, но в современных асфальтных смесях зачастую присутствуют различные модифицирующие добавки, повышающие качество асфальта и придающие ему новые свойства. Различают горячий асфальт, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре не ниже 120 °C; тёплый - с маловязким битумом и температурой уплотнения 40–80 °C; холодный - с жидким битумом, уплотняемый при температуре окружающего воздуха, но не ниже 10 °C. Искусственный асфальт может применяться в виде дорожной асфальтовой мастики (13–60 % битума) или асфальтовяжущего вещества (асфальтовая эмульсия). Основной областью применения искусственого асфальта стало строительство дорог, аэродромов, промышленных площадок и прочих открытых территорий , где существует необходимость создания твердого и ровного основания.

Асфальтобетон

А
сфальтобетон
(асфальтобетонная смесь) - искусственный строительный материал, одна из разновидностей дорожного бетона . Представляет собой вязкое/твёрдое вещество, получаемое в результате смешения в нагретом состоянии следующих компонентов:

  • заполнитель: щебень, песок, минеральный порошок;

  • вяжущий материал: битум.
Асфальтобетон различных типов применяется в виде горячих и холодных смесей преимущественно в дорожном строительстве при: асфальтировании дорог и небольших участков, дорожно-ремонтных работах, строительстве аэродромов, мостов, городских улиц, площадей и проездов, создании жёсткого покрытия на промышленных и сельскохозяйственных площадках.

Производство асфальтобетонных смесей осуществляется на стационарных асфальтобетонных заводах, либо в небольших объёмах на передвижных мини заводах.

Классификация асфальтобетона

В зависимости от размера фракции минерального заполнителя:

  • крупнозернистый (фракция до 40 мм);

  • мелкозернистый (фракция до 20 мм);

  • песчаный (фракция до 5 мм).
В соответствии с ДСТУ Б В.2.7-119-2003 холодные асфальтобетонные смеси могут быть только мелкозернистыми или песчаными.

В зависимости от процентного содержания минерального заполнителя:


  • высокоплотные (более 60 %);

  • категория А (50–60 %);

  • категория Б (40–50 %);

  • категория В (30–40 %).
В зависимости от температуры готовой смеси и типа вяжущего компонента:

  • горячий асфальтобетон (в том числе и литая асфальтобетонная смесь);

  • холодный асфальтобетон.

Характеристики

Асфальтобетон имеет различные характеристики с точки зрения прочности поверхности, степени износа автомобильных шин , тормозной эффективности и шума. В развитых странах, в зависимости от значений данных показателей асфальтобетон получает соответствующую категорию A, B, C, D, E.

Область применения асфальтобетонных смесей

Асфальтобетон различных типов применяется в виде горячих и холодных смесей преимущественно в дорожном строительстве при: асфальтировании дорог и небольших участков, дорожно-ремонтных работах, строительстве аэродромов, мостов, городских улиц, площадей и проездов, создании жесткого покрытия на промышленных и сельскохозяйственных площадках.

Уплотнение асфальтобетона

В зависимости от толщины слоя и типа подстилающего основания, различные виды асфальтобетона требуют различной степени уплотнения после укладки. Существующие строительные нормы и правила определяют минимально допустимую степень уплотнения асфальтобетонных смесей различных категорий, однако данные нормы зачастую не в силах учесть стремительного развития новых технологий и появления новых материалов. Таким образом, для получения качественного и долговечного дорожного покрытия , при использовании новых типов асфальтобетонных смесей (литая, холодная, модифицированная химическими наполнителями) следует в первую очередь ориентироваться на рекомендации производителя относительно способа укладки и уплотнения данного материала, но конечно же, с оглядкой на стандарты и строительные нормы.

Асфальтная крошка


А
сфальтовая крошка
(асфальтобетонная крошка) - вторичное строительное сырьё, образуемое в процессе фрезерования (разработки) устаревшего асфальтобетонного покрытия, а также получаемое путём дробления асфальтового скола (крупных фрагментов демонтированного дорожного покрытия).

Технологическая ценность асфальтовой крошки как дорожно-строительного материала, обусловлена присутствием в её составе остаточной доли битумного вяжущего, способствующего усилению связей между отдельными компонентами смеси и повышающего конечную прочность готовой дорожной конструкции.

При использовании отходов дорожного строительства (возникающих в процессе асфальтирования, ремонта и строительства дорог) для получения асфальтовой крошки, допускается попадание в её состав незначительного количества сторонних включений (бетонная крошка, резиновая крошка и др.).



Способы получения асфальтовой крошки

Ф
резерование асфальтобетонного покрытия
- процесс послойной разработки (срезания) верхних слоев дорожной конструкции путём механического воздействия на поверхность. Выполняется специальной дорожно-строительной техникой - планировщиком холодного типа (дорожной фрезой), с целью ремонта и последующего асфальтирования дефектного участка дороги.

Образование асфальтовой крошки происходит в результате вращения фрезерного барабана (рабочий орган планировщика) разрушающего монолитную структуру дорожного покрытия. Размер фракции полученного материала зависит от типа исходной асфальтобетонной смеси используемой при асфальтировании: крупнозернистой, мелкозернистой или песчаной.

Коэффициент морозостойкости. Обозначается буквой F с числом от 25 до 1000. Данный показатель определяет максимальное количество циклов замерзания-размораживания, при котором бетон сохраняет свои характеристики на допустимом уровне.

Относительно использования бетона в дорожном строительстве, следует сказать, что он должен обладать высоким коэффициентом морозостойкости. Проникновение дождевой воды или воды образуемой при таянии снега в самые мелкие поры бетона и дальнейшее ее расширение при замерзании, неминуемо приводит к разрушению материала. Следующий цикл замерзания приводит к еще более значительным повреждениям дорожной поверхности. Таким образом, коэффициент морозостойкости определяет долговечность бетонного покрытия.

Коэффициент водонепроницаемости. Обозначается буквой W с числом от 2 до 20. Водонепроницаемость определяет степень сопротивления бетона проникновению воды. Высокий показатель водонепроницаемости практически снимает ограничения на количество циклов замерзания-размораживания.

Подвижность бетона. Обозначается буквой П с числом от 1 до 5. Подвижность бетона определяет его текучесть (вязкость). Бетон с высоким коэффициентом подвижности применяется для заливки труднодоступных мест.

К
лассификация бетона

По типу вяжущего компонента:


  • цементные;

  • силикатные;

  • гипсовые;

  • шлакощелочные;

  • асфальтобетон;

  • полимерные.
По назначению:

  • обычные (для промышленных и гражданских зданий);

  • специальные - гидротехнические, дорожные, теплоизоляционные, декоративные, химически стойкие, жаростойкие, звукопоглощающие, для защиты от ядерных излучений и др.
По объемной массе:

  • особо тяжелый (объемная масса свыше 2500 кг/м 3) - баритовый, магнетитовый, лимонитовый;

  • тяжелый (объемная масса от 1800 до 2500 кг/м 3) - гравийный , щебёночный;

  • легкий (объемная масса от 500 до 1800 кг/м 3) - шлакобетон, пемзобетон, керамзитобетон, арболит, вермикулитовый, перлитовый;

  • особо легкий (объемная масса менее 500 кг/м 3) - пенобетон, газобетон.
По содержанию вяжущего вещества и заполнителей:

  • тощие (пониженное содержание вяжущего вещества и повышенное содержание крупного заполнителя);

  • жирные (повышенное содержание вяжущего вещества и пониженное содержание крупного заполнителя);

  • товарные (cтандартное соотношение заполнителей и вяжущего вещества).
По степени готовности: бетонные смеси готовые к использованию и сухие бетонные смеси.

Дорожный бетон

Дорожный бетон является искусственным многокомпонентным материалом, который представляет собой смесь вяжущего (цемента), наполнителя, воды и различных добавок. В качестве наполнителя используется в основном гранитный щебень, как один из наиболее прочных, а также имеющих низкое водопоглащение и высокую морозостойкость материалов. Под дорожным бетоном, как правило понимается бетон с пониженным содержанием вяжущего вещества (воды и цемента) - «тощий бетон». Используемый этот тип бетона в основном при создании верхнего слоя дорожного покрытия. Укладка дорожного бетона, также как и асфальтирование может производится вручную , либо с использованием дорожно-строительной техники.

Гарцовка

Гарцовка - сыпучий строительный материал относящийся к классу сухих известково- или цементно-песчаных смесей. Представляет собой светло-серый порошок на основе вяжущего ингредиента (известь, гипс, цемент) и минерального наполнителя (кварцевый песок, доломит, мраморная мука, керамзит, кальцит).

Применяется для выполнения внутренних и наружных строительных работ (кладка стройматериалов, оштукатуривание различных поверхностей, заливка полов, выравнивание стен и потолков). Гарцовка на основе цемента используется в дорожно-строительной отрасли для устройства оснований под последующее асфальтирование.

Товарные характеристики гарцовки:


  • Влажность смеси (%)

  • Объёмная масса (кг/м3)

  • Расход воды (л/кг)

  • Расход смеси (кг/м2)

  • Активные CaO и MgO (%)

  • Марка цемента

  • Тип заполнителя

  • Фракция заполнителя (мм)

  • Время высыхания (ч)

  • Водопоглощение (%)

  • Морозостойкость (кол-во циклов)
Основные марки гарцовки

Марка гарцовки рассчитывается исходя из показателя прочности готовой смеси. Прочность в свою очередь зависит от марки вяжущего компонента и его соотношения с минеральным заполнителем, избыток которого снижает прочность, а недостаток приводит к растрескиванию.


  • РГЦ М 50 Ж-1

  • РГЦ М 75 Ж-1

  • РГЦ М 100 Ж-1

  • РГЦ М 150 Ж-1

  • РГЦ М 200 Ж-1

  • РГЦ М 250 Ж-1

  • РГЦ М 300 Ж-1 (пескобетон)
Применение гарцовки в дорожном строительстве

В дорожно-строительной отрасли, различные марки гарцовки применяются для устройства оснований из тощего бетона. Данный тип оснований предназначен для строительства и реконструкции дорог I–IV категории с высокой нагрузкой на поверхность и интенсивным движением. Основание из тощего бетона служит подстилающим слоем для последующего асфальтирования (укладки асфальтобетонной смеси) и создаётся с целью повышения прочности дорожной конструкции.

Кроме этого, гарцовка может применяться для создания оснований под укладку бортового камня , поребрика и тротуарной плитки, а также выполнения других работ связанных с благоустройством придорожной территории.

Щебень

Щ
ебень
- неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью свыше 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления.

Основные характеристики: фракционность, лещадность, морозостойкость, прочность, радиоактивность. В зависимости от этих характеристик, определяется допустимость использования той или иной разновидности щебня в определенных сферах строительства.

Разновидности щебня


  • Гранитный щебень - щебень из твердой горной породы зернистого строения. Глыбы обычно получают путем взрыва монолитной скалы, затем они дробятся в машине, а полученный щебень просеивается по фракциям.

  • Гравийный щебень - щебень, получаемый путем просеивания карьерной породы, а также путем дробления природной каменной скалы. По прочности гравийный щебень уступает гранитному щебню, но есть и преимущества - радиоактивный фон его обычно очень низкий и цена ниже , чем на гранитный. Гравийный щебень применяют для фундаментных работ, для бетонов, в производстве ЖБИ, при строительстве дорог.

  • Известняковый щебень - продукт дробления осадочной горной породы. Известняковый щебень один из основных видов щебня, который помимо гравийного и гранитного щебня применяется в дорожном строительстве, а также при изготовлении железобетонных изделий.

  • Вторичный щебень - получают при дроблении строительного мусора (бетона, кирпича, асфальта). Главное достоинство вторичного щебня - дешевизна, в среднем он в два раза дешевле гранитного. Себестоимость бетона с использованием вторичного щебня в качестве крупного заполнителя сокращается на четверть. По прочности, морозостойкости и некоторым другим характеристикам вторичный щебень уступает щебню из натуральных материалов, однако имеет широкое применение: в качестве крупного заполнителя для бетона прочностью 5–20 МПа; в дорожном хозяйстве (отсыпка дорог, съездов и т.д.); в работах по благоустройству (посыпка под асфальтированные площадки, тротуары); для укрепления слабых грунтов.

  • Шлаковый щебень - получают дроблением отвальных металлургических шлаков или специальной обработкой огненно-жидких шлаковых расплавов (литой шлаковый щебень). Стоимость изделий из шлаковых бетонов на 20–30 % меньше, чем традиционных.
Применение: щебень фракции 3–8 и 5–20 используется для производства бетона и изделий из него; фракцию 20–40 чаще всего применяют во время закладки фундаментов зданий, фракции 25–60 и 40–70 часто используются в дорожном строительстве.

Песок

П
есок
- осадочная горная порода, состоящий из зёрен горных пород. Состав песка сильно варьируется, но чаще всего он состоит из практически чистого минерала кварца. Белый песок распространен в тропических и субтропических прибрежных районах и может содержать фрагменты коралловых оболочек. Некоторые пески содержат магнетит, хлорит, глауконит или гипс. Пески богатые магнетитом имеют темный оттенок, как и пески, полученные из вулканических базальтов и обсидиана. Хлорит-глауконитовые пески, как правило, зеленоватого цвета, как и пески, полученные из базальта. Многие пески, имеют примеси железа, давая темно-желтый цвет.

Природный песок - рыхлая смесь зёрен крупностью 0,10–5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород.

Тяжёлый искусственный песок - рыхлая смесь зёрен, получаемая дроблением твёрдых и плотных горных пород.

Типы песка


  • Речной песок - это строительный песок, добытый из русла рек , отличающийся высокой степенью очистки и отсутствием посторонних включений, глинистых примесей и т.д.

  • Карьерный мытый песок - это песок, добытый в карьере путём промывки большим количеством воды, в результате чего из него вымывается глина и пылевидные частицы.

  • Карьерный горный песок - это природный материал, добываемый открытым способом в карьерах. Данный песок имеет достаточно высокое содержание глины, пыли и прочих примесей. Иногда карьерный горный песок, добываемый на некоторых месторождениях, отличается высокими техническими характеристиками, что приближает его по потребительским свойствам к такому виду как карьерный мытый строительный песок.

  • Карьерный сеяный песок - это добытый в карьере просеянный песок, очищенный от камней и больших фракций. Карьерный сеяный песок широко применяется при производстве раствора для кладки , штукатурных и фундаментных работ.
Применение


Статья редактировалась 06.05.2012г.
ЩМАС-20 – это тщательно подобранная смесь асфальтобетона, в которую включаются слегка измененные минеральные наполнители (щебень и песок, получаемый из минерального порошка), дорожный битум и добавки-стабилизаторы. Добавки необходимы для надлежащего внутреннего уплотнения смеси. Берется щебень с крупностью зерен до 20 мм. Щебеночно-мастичная смесь позволяет получить высококачественное дорожное покрытие, которое будет обладать хорошей шумоизоляцией, повышенной устойчивостью к внешним нагрузкам, деформации и образованию трещин. Применяется преимущественно на дорогах международного значения, крупных автобанах и в качестве покрытия взлетной площадки аэропортов.

Мелкозернистая смесь тип БМ 1

В состав смеси входит мелкий щебень (крупность зерен до 15 мм), песок, минеральные порошки и дорожный битум. Для получения смеси, все компоненты тщательно отмеривают и перемешивают в нагретом состоянии. Полученная смесь хорошо подходит для устройства верхнего слоя покрытия дорог загруженной проезжей части, спусков, мостов, а также в качестве асфальтобетонного основания при устройстве пешеходных тротуаров.

Мелкозернистая смесь тип ВМ 2

Для изготовления смеси используют мелкий графитный щебень (зерна от 5 до 15мм), минеральный порошок, битумное вяжущее и песок. Смесь изготавливается путем перемешивания компонентов при высоких температурах. Мелкозернистый смесь марки ВМ 2 используются при укладке верхнего слоя дорожных покрытий проезжей части, подъездных дорог, спусков, крупных развязок и дорог международного значения. Также достаточно популярно применение смеси ВМ 2 при выполнении ремонтных работ (в частности, ямочного ремонта).

Песчаная смесь тип ДМ 2

Песчаная асфальтобетонная смесь несколько отличается от обычного асфальтобетона. Основным компонентом в данном случае выступает песок, получаемый путем отсева дробления, а также с включением гранитного отсева. Получаемая асфальтобетонная смесь укладывается при строительстве стоянок, подъездных дорог и проездов к внутренним дворам, для устройства покрытия гаражей, пешеходных тротуаров, небольших площадок. Словом, это «упрощенный» вариант асфальтобетона, который используется на участках с небольшими нагрузками (на незагруженных дорогах).

Крупнозернистая плотная смесь БМ 1, БМ 2

Для производства этой смеси используют крупный гранитный щебень (крупность зерен от 20мм до 40мм – для марок БМ1 и БМ2, включения щебня 35-50%), минеральный порошок (преимущественно активированный для БМ1 или неактивированный для БМ2), песок, битум. Одна из самых устойчивых асфальтобетонных смесей. Используется при строительстве крупных магистралей, дорог международного значения, эстакад, мостов, загруженных участков проезжей части, в качестве нижнего основания дороги. Смесь БМ2 может также применяться во время проведения ремонтных работ (ямочного ремонта), в качестве нижнего основания при большой глубине.

Крупнозернистая пористая смесь М 1, М 2

Крупнозернистую пористую смесь производят путем перемешивания при высоких температурах гранитного щебня (размер фракции до 40мм), минеральных порошков, песка и битумного вяжущего. Смесь М1 используется для устройства нижней части покрытия городских улиц, дорог, крупных развязок, магистралей. Остаточная пористость асфальтобетонной смеси – от 7% до 12%. Смесь М2 также может применяться в качестве нижнего основания при строительстве дорог, помимо этого ее используют при выполнении ямочного ремонта на большой толщине.

Черный щебень

Это специальный щебень (крупность фракции от 5 до 20 мм), который обрабатывается расплавленным (горячим) битумным вяжущим. Производство черного щебня происходит, чаще всего, непосредственно на участке строительства, для моментального заложения материала в покрытие. Применяется при проведении дорожно-строительных работ, устройства площадок средних размеров, участков проезжей части, магистралей, мостов.

Представляет собой многокомпонентную смесь на основе песка, камня и битумного связующего. «Правильное» название материала – асфальтобетон, что не мешает использовать термин «асфальт» даже в специализированных изданиях.

В состав асфальта входят битум, песок, разновидности щебня или гравия, а также минеральные добавки и наполнители. Единственным неизменным компонентом остается битум, а остальные составляющие могут добавляться в различных пропорциях.

Функции мелкодисперсных компонентов асфальтной смеси

Песок , содержащийся в составе асфальта, играет роль наполнителя и мелкой основы, способствует распределению давления от дороги к грунту. Без песка происходило бы вытекание битумного связующего и выдавливание наверх щебня.

В случае специальных асфальтов, содержащих цемент, песок участвует в процессе цементации и придает покрытию дополнительную твердость.

Минеральный наполнитель – представляет собой измельченную до пылеобразного состояния породу (песчаник, известняк или мел), предназначенный для заполнения остаточных пустот. Песчаник наиболее универсален, так как инертен практически к любому химическому воздействию. Карбонаты кальция (известняк и мел) обычно используют на дорогах общего назначения, тогда как песчаник можно использовать вблизи химических комбинатов.

Резина – добавляется в асфальт в виде резиновой крошки (1-1,5 мм), придает покрытию высокую гидроустойчивость и пластичность. Обработанные резиной асфальты гораздо реже трескаются, что увеличивает период между проведением ремонта. Минусом таких дорог является высокая стоимость, поэтому их использование ограничивается прокладкой наиболее ответственных участков магистралей.

Изменение в структуре асфальта при добавлении минерального наполнителя

Классификация

Одним из главных параметров является крупность применяемого щебня, разделяя асфальты на следующие группы:

  1. плотные – применяются для укладки верхнего слоя покрытия и содержат мелкий щебень. В случае фракции щебня менее 5 мм такие асфальты используются для покрытий с малой нагрузкой (тротуары и пешеходные переходы) и называются мелкозернистыми. Более крупные фракции щебня (5-15 мм) подходят для создания верхнего слоя автомобильных дорог;
  2. пористые – используются в нижней части многослойного покрытия и содержат меньше битума, чем плотные асфальты;
  3. высокопористые – оптимальные в качества основы для высоконагруженных автомобильных дорог. В их производстве применяется наиболее крупный щебень фракции 15-40 мм. Такие размеры обеспечивают необходимую водопроницаемость, создавая дренаж в низинах и болотистой местности. Большая крупность уменьшает сдвиг основания дороги и вдавливание в верхний слой грунта, уменьшая опасность вымывания и проседания покрытия.

Технология изготовления

Основа любого асфальтного производства заключается в подготовке исходных компонентов, смешивании при высокой температуре и хранении в специальных подогреваемых бункерах.

Важно близкое расположение завода к месту строительства, поскольку материал необходимо довезти для укладки в разогретом состоянии. Если смесь остынет, ее будет очень сложно утрамбовать, а полученное покрытие окажется недостаточно прочным. Рассмотрим стадии производства асфальта.

Подготовка компонентов, из которых делают асфальт

Сюда относят просушку и просеивание. Песок, щебень и порода обычно поступают на завод во влажном или воздушно-сухом состоянии. Наличие остаточной влаги чревато снижением прочности покрытия и разбрызгиванием горячей битумной смеси при попадании в нее воды.

Чтобы устранить возможные последствия, материал подвергают сушке при температуре 150-160 ?С – такая температура позволяет избавиться от влаги, адсорбированной в порах материала.

Просеивание щебня проводят с использованием грохота. Минеральный наполнитель предварительно измельчают в дробилке, после чего также подвергают фракционированию. В зависимости от технологии производства, просушка может быть однократной или двойной, повторяясь после дробления или просеивания.

Смешивание компонентов

Щебень и песок подаются на ленточный конвейер, транспортирующий их в общий бункер. Смешивание с наполнителем и битумом может происходить одновременно или осуществляться после достижения однородной щебеночно-песчаной массы.

После добавления битума температура поддерживается на уровне 160-170 ?С. После достижения требуемой консистенции смесь (уже асфальт) попадает в бункер для хранения, где может оставаться нагретым до 4 дней. В течение этого срока ее необходимо отгрузить потребителю, чтобы избежать потери прочностных характеристик.

Модификация асфальта добавками, придающими полезные эксплуатационные свойства, производится одновременно с перемешиванием асфальта. При создании резиново-асфальтной смеси каучуковая крошка добавляется в нагретый, готовый к применению продукт.

Доставка

Перевозка асфальтобетона к месту строительства осуществляется автотранспортом. Чаще всего используют обычные самосвалы, имеющие устойчивый к воздействию горячего асфальта кузов. Для перевозки на большие расстояния могут применяться кохеры – автомобили со специальными термосберегающими контейнерами. Они предназначены для сохранения свойств асфальтобетона на протяжении 2 дней.

Как делают асфальт на заводе и можно ли его сделать самому своими руками расскажет видео:

Как проверить параметры дорожного полотна и сырья для его производства

Чтобы избежать приобретения некачественного асфальтобетона, следует требовать у продавца сертификат соответствия продукции. Его выдают только после прохождения комплекса испытаний, соответствующего ГОСТ или СНиП (в зависимости от сферы применения).

На рынке услуг по контролю качества существует ряд региональных лабораторий, которые проводят отбор проб и испытание асфальтных покрытий. При исследовании отбирается усредненный образец из общей массы материала. Анализ дорожного полотна проводится путем исследования керна, представляющего собой асфальтовый стержень, получаемый бурением дороги специальным полым буром.

Холодный асфальт своими руками

Сразу оговоримся, что холодный асфальт только укладывается самостоятельно, а его производство осуществляется только на заводе. Сама технология отличается от традиционного покрытия меньшими рабочими температурами (70-110 °С) и добавлением комплекса защитных и полимерных присадок в его состав. Последние необходимы для придания большей прочности и образования защитной антиокислительной пленки на поверхности битума.

Несмотря на название, холодный асфальт все же придется подогревать в морозы, чтобы перевести битум в пластичное состояние. Вместе с этим горелкой нужно подогреть место, куда асфальт будет укладываться. В зависимости от фирмы-изготовителя, проводить работы с холодными смесями можно даже при отрицательных температурах (до -20…-10 °С).

Плюсом холодного асфальта является длительный срок хранения. В отличие от классического асфальтобетона, его не нужно применять сразу после покупки. К минусам относится меньшая прочность, которая почти в 2 раза меньше, чем у горячего асфальта.

Для трамбовки покрытия применяется виброплита или подручные средства – толстый деревянный брус, автомобильное колесо. Окончательная доводка поверхности происходит после многократного проезда автомобилей. Не рекомендуется делать цельные участки дороги из холодного асфальта, поскольку они разрушаются при давлении транспортного средства массой свыше 3,5 т.

Модифицированный холодный асфальт:

Рециклинг старого асфальта

Высокая стоимость создания дороги вынуждает искать пути экономии средств. Одним из них является рециклинг – переработка отработанного асфальта, с целью его повторного использования. Производится переработка в стационарных условиях или в мобильных рециклерах.

Процесс осуществляется в несколько стадий:

  • снятие слоя старого асфальта – выполняется ремиксером, удаляющим дорожное полотно путем фрезерования;
  • дробление фрезерованного слоя до размеров щебня. Полученный продукт называется гранулятом и может использоваться для прокладки дорог и приготовления щебеночно-песчаных строительных смесей;
  • нагрев в печи без прямого контакта с огнем (чтобы избежать воспламенения);
  • добавление свежей порции битума и полимерных добавок, при необходимости.

Технология рециклинга имеет промышленное значение и обычно применяется при прокладке городских и междугородних автомобильных дорог. Если появилась возможность купить асфальт рециклинга для частных целей, не стоит колебаться – различия в эксплуатационных свойствах нет, тогда как цена будет существенно ниже.

Мобильные установки для рециклинга асфальта

Установка №1 Установка №2

Модернизация покрытий из асфальтобетона

Несмотря на достаточную практичность, дорожные полотна можно улучшить. Одним из способов является применение специальных мастик для асфальта. В их состав входит битум или битумные эмульсии, содержащие добавки полимеров из резины.

Обычные битумные мастики используются в горячем состоянии, а эмульсии – в холодном. Принцип действия мастик заключается в герметизации трещин и пор на поверхности полотна. Это препятствует попаданию воды внутрь дороги и ее разрушению – вода способствует растрескиванию покрытия при замерзании и гидроударе при проезде транспорта.

Преимущества и недостатки материала

Стоит отметить следующее:

  1. Для малотоннажного применения асфальты не очень дороги, в отличие от многомиллионных затрат при прокладке шоссе;
  2. При должном качестве асфальт незаменим в любую погоду.
  3. Из окна машины редко заметны многочисленные дефекты, которые отчетливо видны пешеходам;
  4. Производство разогретых и вязких смесей не является простой задачей, несмотря на автоматизацию процесса;
  5. Сложность применения разогретых смесей отчасти компенсируется появлением холодного асфальта;
  6. Асфальтные дорожки в саду не делают именно по причине неприятного запаха битума, хотя со временем смесь твердеет и доставляет неудобства лишь в жаркую пору.

Существующие альтернативы асфальту пока что слишком дороги и не так практичны. В отличие от других строительных материалов, совершенствование асфальта происходит не путем разработки новых материалов, а модернизацией старых.

Широкое внедрение полимерных модификаторов позволяет принципиально улучшить свойства дорожных покрытий и расширить пределы их технологического применения, что подтверждают многочисленные испытания материала.

Асфальт - это вязкое вещество, которое состоит из битума и мелких минералов, щебня или песка. Чаще всего асфальт используется в дорожном строительстве, но может также применяться для изготовления клеев или замазок. Раньше асфальт применялся для обработки днища деревянных кораблей.

Виды асфльта

Различают природный и искусственный асфальт.

  • Искусственный асфальт (асфальтобетон) состоит из 80% битума. Остальное - это гравий, песок или мелкие минералы. Такой асфальт укладывают двумя способами: холодным и теплым. Холодная укладка асфальта происходит при низкой температуре окружающей среды ниже 10 градусов по Цельсию. Если укладка происходит при более высоких температурах, битум разогревается до 120 градусов.
  • Что такое асфальт природного происхождения? Это вязкая субстанция, которая возникает из остатков нефти при ее испарении. В мире есть несколько природных залежей асфальта. Самое большое битумное озеро - Пич-Лейк, находится на острове Тобаго на Карибах. Но есть озера и поменьше в Калифорнии, Мексике, Венесуэле.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»