Антарктическая станция на Южном полюсе «Амундсен — Скотт. Антарктида Полярная станция Амудсен-Скотт (США)

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:


В Антарктиде неподалеку от южного полюса прошла церемония официального открытия нового комплекса сооружений станции Амудсен-Скотт. Впервые американская станция на южном полюсе появилась в 1956 году к международному геофизическому году (к нему был приурочен и запуск первого советского спутника).
При открытии (в 1956 году) станция располагалась точно на Южном полюсе, однако на начало 2006 года из-за движения льдов, станция находилась примерно в 100 метрах от географического южного полюса.
Станция получила своё название в честь первооткрывателей южного полюса - Р. Амундсена и Р. Скотта, достигнувших цели в 1911-1912 гг.

В 1975 году вступил в строй новый комплекс сооружений, главным из которых стал купол, под которым находились жилые и научные помещения. Купол был рассчинан на работу до 44 человек летом и до 18 - зимой. Но со временем вместимость купола и пристроенных к нему сооружений стала недостаточной, и в 1999 году началось сооружение нового комплекса.

Алюминиевая неотапливаемая «палатка» - достопримечательность полюса. В нём были даже почтовое отделение, магазин и паб.
Любое здание на полюсе быстро окружается снегом и конструкция купола была не самой удачной. Тратилось гигантское количество топлива для удаления снега, а доставка литра топлива стоит 7 долларов.
Оборудование 1975-го года совершенно устарело.
Главной особенностью стала модульность и регулируемая высота - основные модули возвышаются на гидравлических опорах. Это позволит оградить станцию от засыпания снегом, как это произошло с первой станцией и частично с куполом. Имеющегося запаса высоты должно хватить на пятнадцать зим, а при необходимости опоры могут подняться еще на 7,5 метров
Персонал станции переселился в новые постройки еще в 2003 году, однако еще несколько лет ушло на завершение строительства дополнительных объектов и модернизацию имеющихся. 15 января в присутствии руководства Национального научного фонда США и других организаций американский флаг был спущен со станции-купола и поднят перед новым комплексом. По проекту, станция сможет принимать до 150 человек летом и около 50 - зимой. Исследования будут вестись по целому комплексу, от астрофизики до сейсмологии.
никальная конструкция на сваях позволяет не скапливаться снегу у здания, а проходить под ним. А скошенная форма нижней части здания позволяет направить ветер под здание, что дополнительно выдувало бы снег. Но рано или поздно снег засыпет сваи и тогда можно будет дважды поднять станцию домкратами, что увеличило срок службы станции от 30 до 45 лет.
Строительные материалы доставлялись самолётами «Геркулес» со станции МакМердо на берегу и только в светлое время. Было сделано более 1000 рейсов.
В комплексе построены 11-километровая низкочастотная антенна для предсказания небесных и космических бурь, самый высокий на полюсе 10-метровый телескоп, поднявшийся на 7 этажей вверх и весящий 275 тыс. кг. и буровая установка (до 2,5 км) для изучения нейтрино.
15 января 2008 г. в присутствии руководства Национального научного фонда США и других организаций американский флаг был спущен со станции-купола и поднят перед новым современным комплексом. Станция сможет принимать до 150 человек летом и около 50 - зимой.

89009 Высота метеоплощадки 2835 м Координаты 90° ю. ш. 0° в. д. H G Я O L Амундсен-Скотт на Викискладе

Антарктическая станция «Амундсен-Скотт»; перед флагами виден полосатый столб, обозначающий земную ось (январь 2006 года)

Станция была построена в ноябре 1956 года для научных целей по приказу правительства США .

Хронология

Купол (1975-2003)

Алюминиевая неотапливаемая «палатка» - достопримечательность полюса. В нём были даже почтовое отделение, магазин и паб.

Любое здание на полюсе быстро окружается снегом, и конструкция купола была не самой удачной. Тратилось гигантское количество топлива для удаления снега, а доставка литра топлива стоит 7 долларов.

Оборудование 1975 года совершенно устарело.

Новый научный комплекс (с 2003 года)

Уникальная конструкция на сваях позволяет снегу не скапливаться у здания, а проходить под ним. Скошенная форма нижней части здания позволяет направить ветер под здание, что способствует выдуванию снега. Но рано или поздно снег засыплет сваи, и тогда можно будет дважды поднять станцию домкратами (это обеспечивает срок службы станции от 30 до 45 лет).

Строительные материалы доставлялись самолётами «Геркулес » со станции Мак-Мердо на берегу и только в светлое время года. Было сделано более 1000 рейсов.

В комплексе построены:

  • 11-километровая низкочастотная антенна для наблюдения и предсказания небесных и космических бурь,
  • самый высокий на полюсе 10-метровый телескоп , поднявшийся на 7 этажей вверх и весящий 275 тыс. кг
  • буровая установка (глубина - до 2,5 км) для изучения нейтрино .

15 января 2008 года в присутствии руководства Национального научного фонда США и других организаций американский флаг был спущен со станции-купола и поднят перед новым современным комплексом. Станция может принимать до 150 человек летом и около 50 - зимой.

Климат

Климат «Амундсен-Скотт»
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C −14,4 −20,6 −26,7 −27,8 −25,1 −28,8 −33,9 −32,8 −29,3 −25,1 −18,9 −12,3 −12,3
Средний максимум, °C −25,9 −38,1 −50,3 −54,2 −53,9 −54,4 −55,9 −55,6 −55,1 −48,4 −36,9 −26,5 −46,3
Средняя температура, °C −28,4 −40,9 −53,7 −57,8 −58 −58,9 −59,8 −59,7 −59,1 −51,6 −38,2 −28 −49,5
Средний минимум, °C −29,4 −42,7 −57 −61,2 −61,7 −61,2 −62,8 −62,5 −62,4 −53,8 −40,4 −29,3 −52
Абсолютный минимум, °C −41,1 −58,9 −71,1 −75 −78,3 −82,8 −80,6 −79,3 −79,4 −72 −55 −41,1 −82,8
Источник: Погода и Климат

Минимальная температура на южном географическом полюсе Земли составила −82,8 °C, на 6,8 °C выше, чем абсолютный температурный минимум на планете и на станции «Восток» (там было −89,6 °C), на 0,8 °C ниже, чем неофициально зарегистрированный минимум в 1916 году в Оймяконе - самом холодном зимнем городе России и Северного полушария и был отмечен 23 июня 1982 года, через день после даты летнего солнцестояния. В нынешнем веке самый сильный мороз в «Амундсен-Скотте» наблюдался 1 августа 2005 года, -79,3 °C.

Деятельность

Летом население станции составляет, как правило, более 200 человек. Большинство персонала уезжает к середине февраля, в результате чего остается всего несколько десятков человек (43 в 2009 году) зимующих , в основном это вспомогательный персонал плюс несколько учёных, которые содержат станцию во время нескольких месяцев антарктической ночи. Зимовщики изолированы от остального мира с середины февраля по конец октября, в это время их подстерегает много опасностей и стрессов . Станция является полностью самодостаточной в зимний период, снабжается электропитанием от трёх генераторов, работающих на авиационном топливе JP-8 .

Исследования на станции включают в себя такие науки, как гляциология , геофизика , метеорология , физика верхней атмосферы , астрономия , астрофизика и биомедицинские исследования . Большинство ученых работают в низкочастотной астрономии; низкая температура и низкая влажность полярного воздуха, в сочетании с высотой более 2743 м (9000 футов), обеспечивают гораздо большую прозрачность воздуха на некоторых частотах, чем обычно в других местах планеты, а месяцы темноты позволяют работать чувствительному оборудованию постоянно.

События

В январе 2007 года станцию посетила группа российских высоких должностных лиц, в том числе начальников ФСБ Николай Патрушев и Владимир Проничев . Экспедиция, под руководством полярного исследователя Артура Чилингарова , стартовала в Чили на двух вертолетах Ми-8 и совершила посадку на Южном полюсе .

6 сентября 2007 г. вышло в эфир ТВ-шоу Man Made компании National Geographic Channel с эпизодом о строительстве здесь нового здания .

9 ноября 2007 программа Today компании NBC , с соавтором Энн Кэрри сделали репортаж по спутниковому телефону, который транслировался в прямом эфире с Южного полюса .

На Рождество 2007 года два сотрудника базы в пьяном виде устроили драку и были эвакуированы .

В массовой культуре

Каждый год персонал станции собирается для просмотра фильмов «Нечто » и «Сияние »

Станция занимает видное место в ряде научно-фантастических телесериалов , в том числе в фильме «Секретные материалы: Борьба за будущее ».

Станция на Южном полюсе под названием Snowcap Base была местом первого вторжения киберлюдей на Землю в сериале 1966 года Доктор Кто The Tenth Planet .

В фильме Белая мгла (2009) действие происходит на станции Амундсен-Скотт, хотя здания в фильме совершенно не похожи на реальные.

Станция "Амундсен-Скотт" фигурирует в песне Евгения Головина "Антарктида".

Является чудом Света в компьютерной игре Sid Meiers Civilization VI , а именно в дополнении Rise and Fall.

Временнáя зона

На Южном полюсе закат и восход солнца теоретически видны только по одному разу в год, в осеннее и весеннее равноденствие соответственно, но из-за атмосферной рефракции солнце восходит и заходит в течение более чем четырёх дней каждый раз. Здесь нет солнечного времени ; нет выраженных ежедневных максимума или минимума высоты солнца над горизонтом. Станция использует

14 декабря 1911 года: 100 лет назад была покорена самая южная точка планеты. Первой это сделала экспедиция норвежца Амундсена, опередив отряд британца Скотта на 34 дня

4 января 1911 года. Роберт Скотт и его товарищи высаживаются в Антарктиде на острове Скотта, основав базовый лагерь в 1381 км по прямой от цели. Для похода они выбрали маршрут, разведанный до 88°23′ южной широты.

14 января 1911 года. На льды континента ступил Руаль Амундсен. Вместе с другими полярниками он поселился на берегу Китовой бухты в 1285 км от полюса. Но им предстояло идти по нехоженой до этого тропе.

10 февраля 1911 года. Амундсен предпринял первую попытку покорения южной точки. Но через месяц из-за плохой погоды отряд был вынужден повернуть назад. В лагерь «Франхейм» несколько человек вернулись с обмороженными ногами. Правда, плюсом данного предприятия стало то, что до 82° полярники оставили склады с продуктами и снаряжением.

19 октября 1911 года. Норвежская экспедиция на собачьих упряжках отправилась в путь. При этом животных в зависимости от обстоятельств разделяли на три категории. Одних оставляли на обратный путь во временных лагерях. Вторых, в число которых попадали выбившиеся из сил, убивали и отдавали на корм третьим, и дальше выполняющим «транспортную» роль. Питались собачатиной и люди.

1 ноября 1911 года. Старт взял отряд Роберта Скотта, который сделал главную ставку на пони как на тягловую силу. В этом, как потом скажут эксперты, заключалась одна из главных его ошибок.

7 декабря 1911 года. Амундсен достиг так называемой высоты Шеклтона - 88°23′, самой южной точки, до которой прежде доходил человек. «Я не могу передать чувств, охвативших меня, когда я стоял, разбираясь в происшедшем», - написал норвежец в книге «Южный полюс».

14 декабря 1911 года. До желаемой цели оставалось совсем немного, поэтому участники внимательно следили за приборами, измерявшими координаты. В три часа дня все одновременно закричали: «Стоп!» Южный полюс был покорен. В честь знаменательного события водрузили флаг Норвегии и назвали местность Равниной короля Гокона VII.

17 января 1912 года. Полюса достигла экспедиция Скотта. Когда британцы обнаружили стоянку Амундсена, их разочарованию не было предела.

25 января 1912 года. Утром норвежцы остановились у порога деревянного дома лагеря «Франхейм».

29 марта 1912 года. Роберт Скотт сделал последнюю запись в дневнике, а вскоре умер, как и другие участники возглавляемой им экспедиции.

«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы Роберт Скотт вернулся к жизни», - сказал Амундсен о своем сопернике. Тела погибших из отряда Скотта, а также дневник экспедиции нашли 12 ноября 1912 года. Над могилой возвели пирамиду из снега, увенчав ее крестом из лыж. Амундсен же погиб во льдах Северного полюса в июне 1928-го, когда отправился спасать пропавший дирижабль «Италия».

Открытие Южного полюса - многовековая мечта полярных исследователей - на своём заключительном этапе летом 1912 года приняла характер напряжённого состязания между экспедициями двух государств - Норвегии и Великобритании. Для первых оно завершилось триумфом, для других - трагедией. Но, несмотря на это, руководившие ими Руаль Амундсен и Роберт Скотт навеки вошли в историю освоения шестого континента.

Первые исследователи южных полярных широт

Покорение Южного полюса началось ещё в те годы, когда люди лишь смутно догадывались, что где-то на краю Южного полушария должна быть земля. Первым из мореплавателей, которому удалось приблизиться к ней, был совершавший плаванье в Южной Атлантике и в 1501 году достигший пятидесятой широты.

Это была эпоха, когда совершались Кратко описав своё пребывание в этих, прежде недоступных широтах (Веспуччи был не только мореплавателем, но и учёным), он продолжил свой путь к берегам нового, недавно открытого континента - Америки, - носящего сегодня его имя.

Планомерное исследование южных широт в надежде отыскать неведомую землю почти три века спустя предпринял знаменитый англичанин Джеймс Кук. Ему удалось приблизиться к ней ещё больше, достигнув при этом семьдесят второй параллели, но дальнейшему его продвижению на юг помешали антарктические айсберги и плавучие льды.

Открытие шестого континента

Антарктида, Южный полюс, а самое главное - право называться первооткрывателем и первопроходцем скованных льдом земель и связанная с этим обстоятельством слава не давали покоя многим. В течение всего XIX века шли непрестанные попытки покорения шестого континента. В них приняли участие наши мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, которых направило Российское географическое общество, англичанин Кларк Росс, достигший семьдесят восьмой параллели, а также целый ряд немецких, французских и шведских исследователей. Увенчались сии предприятия успехом лишь на исходе столетия, когда австралийцу Иоганну Буллю выпала честь первому ступить на берег неведомой доселе Антарктиды.

С этого момента в антарктические воды устремились не только учёные, но и китобои, для которых холодные моря представляли широкий промысловый простор. Год за годом осваивалось побережье, появились первые исследовательские станции, но Южный полюс (его математическая точка) по-прежнему оставался недосягаем. В этом контексте с необычайной остротой встал вопрос: кому удастся опередить конкурентов и чей национальный флаг первым взовьётся на южной оконечности планеты?

Гонка к Южному полюсу

В начале XX века неоднократно предпринимались попытки покорить неприступный уголок Земли, и с каждым разом полярникам удавалось всё больше к нему приблизиться. Кульминация же наступила в октябре 1911 года, когда суда сразу двух экспедиций - британской, под руководством Роберта Фолкона Скотта, и норвежской, которую возглавлял Руаль Амундсен (Южный полюс для него был давней и заветной мечтой), почти одновременно взяли курс к берегам Антарктиды. Их разделяли лишь несколько сот миль.

Любопытно, что вначале норвежская экспедиция не собиралась штурмовать Южный полюс. Амундсен и члены его экипажа направлялись в Арктику. Именно северная оконечность Земли значилась в планах амбициозного мореплавателя. Однако в пути он получил сообщение, что уже покорился американцам - Куку и Пири. Не желая ронять свой престиж, Амундсен резко изменил курс и повернул на юг. Тем самым он бросил вызов британцам, и они не могли не постоять за честь своей нации.

Его соперник Роберт Скотт, прежде чем посвятить себя исследовательской деятельности, длительное время служил офицером военно-морского флота её величества и получил достаточный опыт командования линкорами и крейсерами. Выйдя в отставку, он провёл два года на побережье Антарктиды, принимая участие в работе научной станции. Им даже была предпринята попытка пробиться к полюсу, но продвинувшись за три месяца на весьма значительное расстояние, Скотт был вынужден повернуть обратно.

Накануне решающего штурма

Тактика достижения цели в своеобразной гонке «Амундсен - Скотт» у команд была различная. Основным транспортным средством англичан являлись маньчжурские лошадки. Низкорослые и выносливые, они как нельзя лучше подходили к условиям полярных широт. Но, кроме них, в распоряжении путешественников имелись и традиционные в таких случаях собачьи упряжки и даже совершенная новинка тех лет - моторные сани. Норвежцы же во всём положились на проверенных северных лаек, которые должны были на всём протяжении пути тянуть четверо нарт, тяжелогруженых снаряжением.

И тем и другим предстоял путь длиной восемьсот миль в один конец, и столько же обратно (если останутся живы, разумеется). Впереди их ждали ледники, изрезанные бездонными трещинами, страшные морозы, сопровождавшиеся метелями и пургой и полностью исключавшей видимость, а также неизбежные в таких случаях обморожения, травмы, голод и всевозможные лишения. Наградой же для одной из команд должна была стать слава первооткрывателей и право водрузить на полюсе флаг своей державы. Ни норвежцы, ни британцы не сомневались, что игра стоит свеч.

Если был более умелым и искушённым в мореплавании, то Амундсен явно превосходил его как опытный полярник. Решающим переходам к полюсу предшествовала зимовка на антарктическом континенте, и норвежец сумел выбрать для неё гораздо более подходящее место, чем его британский коллега. Во-первых, их лагерь располагался почти на сто миль ближе к конечной точке путешествия, чем у британцев, а во-вторых, маршрут от него к полюсу Амундсен проложил таким образом, что сумел миновать районы, где в это время года свирепствовали наиболее сильные морозы и непрекращающиеся бураны и метели.

Триумф и поражение

Отряд норвежцев сумел проделать весь намеченный путь и вернуться в базовый лагерь, уложившись в период короткого антарктического лета. Остаётся лишь восхищаться тем профессионализмом и блеском, с которым Амундсен провёл свою группу, выдержав с невероятной точностью им самим составленный график следования. Среди людей, доверившихся ему, не было не только погибших, но даже получивших сколько-нибудь серьёзные травмы.

Совершенно иная судьба ожидала экспедицию Скотта. Перед самым тяжёлым участком пути, когда до цели оставалось сто пятьдесят миль, повернули назад последние члены вспомогательной группы, и пятеро исследователей-англичан сами впряглись в тяжёлые нарты. К этому времени пали все лошади, вышли из строя моторные сани, а собаки были попросту съедены самими полярниками - приходилось идти на крайние меры, чтобы выжить.

Наконец, 17 января 1912 года в результате неимоверных усилий они достигли математической точки Южного полюса, но там их ждало страшное разочарование. Всё вокруг носило следы побывавших здесь перед ними соперников. На снегу виднелись отпечатки полозьев нарт и собачьих лап, но убедительнее всего свидетельствовала об их поражении оставленная между льдов палатка, над которой развевался норвежский флаг. Увы, открытие Южного полюса ими было упущено.

О том потрясении, которое пережили члены его группы, Скотт оставил записи в дневнике. Ужасное разочарование повергло британцев в настоящий шок. Последующую ночь все они провели без сна. Их тяготили мысли о том, как они посмотрят в глаза тем людям, которые на протяжении сотен миль пути по ледяному континенту, замерзая и проваливаясь в трещины, помогали им достигнуть последнего участка пути и предпринять решительный, но не увенчавшийся успехом штурм.

Катастрофа

Однако, несмотря ни на что, следовало собраться с силами и возвращаться. Между жизнью и смертью пролегли восемьсот миль обратного пути. Двигаясь от одного промежуточного лагеря с топливом и продуктами к другому, полярники катастрофически теряли силы. Их положение с каждым днём становилось всё безнадёжнее. Через несколько дней пути лагерь впервые посетила смерть - умер самый молодой из них и казавшийся физически сильным Эдгар Эванс. Его тело зарыли в снег и завалили тяжёлыми льдинами.

Следующей жертвой стал Лоуренс Отс - драгунский капитан, отправившийся на полюс, гонимый жаждой приключений. Обстоятельства его гибели весьма примечательны - отморозив руки и ноги и сознавая, что становится обузой своим товарищам, он ночью втайне ото всех покинул место ночлега и ушёл в непроглядную тьму, добровольно обрекая себя на смерть. Его тело так никогда и не было найдено.

До ближайшего промежуточного лагеря оставалось лишь одиннадцать миль, когда неожиданно поднялась пурга, полностью исключавшая возможность дальнейшего продвижения. Трое англичан оказались в ледяном плену, отрезанные от всего мира, лишённые пищи и какой-либо возможности обогреться.

Разбитая ими палатка, разумеется, не могла служить хоть сколько-нибудь надёжным укрытием. Температура воздуха снаружи опустилась до отметки -40 о С, соответственно, внутри, при отсутствии обогревателя, она была ненамного выше. Эта коварная мартовская пурга так никогда и не выпустила их из своих объятий…

Посмертные строки

Спустя полгода, когда трагический исход экспедиции стал очевиден, на поиски полярников была послана спасательная группа. Среди непроходимых льдов ей удалось обнаружить занесённую снегом палатку с телами трёх британских исследователей - Генри Бауэрса, Эдварда Уилсона и их командира Роберта Скотта.

Среди вещей погибших были найдены дневники Скотта, и, что поразило спасателей, мешки с геологическими образцами, собранными на склонах выступающих из ледника скал. Невероятно, но трое англичан упорно продолжали тащить эти камни даже тогда, когда практически не было надежды на спасение.

В своих записях Роберт Скотт, подробно изложив и проанализировав причины, приведшие к трагической развязке, дал высокую оценку нравственным и волевым качествам сопровождавших его товарищей. В заключение, обращаясь к тем, в чьи руки попадёт дневник, он просил сделать всё, чтобы не остались брошенными на произвол судьбы его родные. Посвятив несколько прощальных строк своей жене, Скотт завещал ей позаботиться о том, чтобы их сын получил соответствующее образование и сумел продолжить его исследовательскую деятельность.

К слову сказать, в будущем его сын Питер Скотт стал знаменитым экологом, посвятившим свою жизнь охране природных ресурсов планеты. Появившись на свет незадолго до того дня, когда его отец отправился в последнюю в своей жизни экспедицию, он дожил до преклонных лет и умер в 1989 году.

вызванный трагедией

Продолжая рассказ, следует заметить, что состязание двух экспедиций, результатом которого для одной стало открытие Южного полюса, а для другой - смерть, имело весьма неожиданные последствия. Когда завершились торжества по случаю этого, безусловно, важного географического открытия, смолкли поздравительные речи и отзвучали овации, встал вопрос о моральной стороне произошедшего. Не оставалось сомнения, что косвенным образом причина гибели британцев заключалась в глубокой депрессии, вызванной победой Амундсена.

Не только в британской, но и в норвежской прессе появились прямые обвинения в адрес ещё недавно чествуемого победителя. Поднимался вполне резонный вопрос: имел ли моральное право опытный и весьма искушённый в исследовании крайних широт Руаль Амундсен втягивать в состязательный процесс амбициозного, но лишённого необходимых навыков Скотта и его товарищей? Не было ли правильнее предложить ему объединиться и общими усилиями осуществить задуманное?

Загадка Амундсена

Как отнёсся к этому Амундсен и обвинял ли он себя в том, что невольно стал причиной гибели своего британского коллеги - вопрос, навсегда оставшийся без ответа. Правда, многие из тех, кто близко знал норвежского исследователя, утверждали, что видели явные признаки его душевного смятения. В частности, доказательством того могли послужить его попытки публичных оправданий, совершенно не свойственные его гордой и отчасти высокомерной натуре.

Некоторые биографы склонны видеть свидетельство непрощённой самому себе вины в обстоятельствах гибели самого Амундсена. Известно, что летом 1928 года он отправился в арктический полёт, суливший ему верную смерть. Подозрение в том, что он заранее предвидел собственную гибель, вызывает предпринятая им подготовка. Мало того, что Амундсен привёл в порядок все дела и расплатился с кредиторами, он ещё и распродал всё своё имущество, как будто не собирался возвращаться назад.

Шестой континент сегодня

Так или иначе, а открытие Южного полюса совершено им, и эту честь уже никто у него не отнимет. В наши дни на южной оконечности Земли ведутся широкомасштабные научные исследования. На том самом месте, где когда-то норвежцев ожидал триумф, а британцев - величайшее разочарование, сегодня находится международная полярная станция «Амундсен - Скотт». В её названии незримо объединились эти два неустрашимых покорителя крайних широт. Благодаря им Южный полюс на глобусе воспринимается в наши дни как нечто привычное и вполне досягаемое.

В декабре 1959 года был заключён международный договор по Антарктиде, первоначально подписанный двенадцатью государствами. Согласно этому документу, любая страна имеет право производить научные исследования на всей территории континента южнее шестидесятой широты.

Благодаря этому сегодня многочисленные исследовательские станции в Антарктиде ведут разработку самых передовых научных программ. В наши дни их насчитывается более пятидесяти. В распоряжении учёных не только наземные средства контроля над окружающей средой, но и авиация и даже спутники. Имеет своих представителей на шестом континенте и Российское географическое общество. Среди действующих станций есть ветераны, такие как «Беллинсгаузен» и «Дружная 4», а также сравнительно новые - «Русская» и «Прогресс». Всё говорит о том, что и в наши дни не прекращаются великие географические открытия.

Кратко изложенная история того, как отважные норвежские и британские путешественники, презрев опасности, стремились к заветной цели, лишь в общих чертах может передать всю напряжённость и драматизм тех событий. Неверно рассматривать их поединок лишь как борьбу личных амбиций. Несомненно, первостепенную роль в нём сыграла жажда открытия и построенное на истинном патриотизме желание утвердить престиж своей страны.

Станция «Амундсен - Скотт»: сезонность путешествий, жизнь на станции, отзывы о турах на станцию «Амундсен - Скотт».

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

«Место жительства - Южный полюс» - так с полным правом могли бы написать в личной анкете обитатели американской полярной базы «Амундсен - Скотт». Основанная в 1956 году и с тех пор неизменно и круглогодично обитаемая, станция «Амундсен - Скотт» - образец того, как человек может приспособиться к самым неблагоприятным условиям жизни. И не только приспособиться - выстроить комфортабельное жилище, способное противостоять суровому климату Антарктиды на протяжении многих лет. В эру коммерческих экспедиций на Южный полюс, «Амундсен - Скотт» стала приёмным домом для туристов, прибывших самолично попрать ногами крайнюю южную точку Земли. Путешественники проводят здесь всего несколько часов, но за это время успевают познакомиться с удивительным бытом станции и даже отправить открытку домой со штемпелем «Южный полюс ».

Немного истории

«Амундсен - Скотт» - первая антарктическая станция в глубине континента. Она была основана в 1956 году, через 45 лет после покорения Южного полюса, и носит имя славных первопроходцев ледяного материка - норвежца Руаля Амундсена и англичанина Роберта Скотта. В момент основания станция располагалась точно на месте 90 ° южной широты, однако к настоящему времени из-за движения льдов слегка отклонилась от точки Южного полюса, которые теперь находится примерно в 100 метрах от станции.

Первоначальная станция была сооружена подо льдом, и научная деятельность велась там вплоть до 1975 года. Затем была воздвигнута купольная база, служившая домом полярникам до 2003 года. А потом здесь появилось масштабное сооружение на сваях-домкратах, позволяющих поднимать здание по мере занесения снегом. По прогнозам, она прослужит ещё 30-45 лет.

Интерьеры тут ничем не отличаются от обычных американских «присутственных мест» - лишь массивные двери, закрывающиеся по принципу сейфа, выдают, что дело происходит в Антарктиде.

Климат станции «Амундсен - Скотт»

Станция «Амундсен - Скотт» располагается на высоте 2800 метров над уровнем моря, которые, учитывая большую разреженность воздуха в районе Южного полюса, превращаются в фактические 3500 метров, соответствующие высокогорным районам Земли.

Полярный день длится здесь с 23 сентября по 21 марта, а пик «туристического сезона» приходится на декабрь - январь, когда температура наиболее подходящая для проведения экспедиций. В это время года столбик термометра не показывает ниже -30 °C. Ну а зимой здесь порядка -60 °C и полная темнота, озаряемая лишь северным сиянием.

Жизнь на станции «Амундсен - Скотт»

На «Амундсен - Скотт» постоянно проживают от 40 до 200 человек - учёных, исследователей и профессиональных полярников. В летний период жизнь здесь кипит - ведь за окном комфортные -22...-30 °С, да и солнце светит круглосуточно. А вот на зиму на станции остаётся немногим более полусотни человек - поддерживать её работоспособность и продолжать научные исследования. При этом с середины февраля по конец октября доступ сюда из внешнего мира закрыт.

Станция буквально напичкана высокотехнологичным оборудованием: здесь есть 11-километровая антенна для наблюдения за космическими бурями, сверхмощный телескоп и буровая установка, вонзившаяся в лёд более чем на два километра, используемая для экспериментов над частицами нейтрино.

Что посмотреть

Туристов на станцию «Амундсен - Скотт» пускают лишь на несколько часов. Интерьеры ничем не отличаются от обычных американских «присутственных мест» - только массивные двери, закрывающиеся по принципу сейфа, выдают, что дело происходит в Антарктиде. Столовая, спортзал, госпиталь, музыкальная студия, прачечная и магазин, теплица и отделение почты - вот весь нехитрый быт.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»