Конспект урока "Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые". Пчелы и муравьи - общественные насекомые Общие черты общественного устройства насекомых

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Много видов высокоразвитых насекомых (термиты, пчёлы, муравьи, осы) живут в сложных сообществах. У них настолько хорошо выверенная организация, что порой они напоминают „суперорганизм", который приводится в действие маткой-королевой.

БОЛЬШИЕ СЕМЬИ

В многочисленных "государствах" насекомых, которые образуют термиты, муравьи, некоторые виды пчёл и ос, каждый член сообщества - матка, рабочие особи, солдаты и трутни - выполняет свою, чётко регламентированную функцию. Подобное разделение труда является основным условием существования колонии. Отдельные особи такого сообщества настолько зависимы друг от друга, что уже не могут самостоятельно существовать. Например, рабочих термитов охраняют хорошо „вооружённые" солдаты, которые не способны выжить без рабочих, поскольку самостоятельно добывать пищу не могут и зависят от рабочих - те их кормят. В свою очередь, рабочие и солдаты не способны размножаться. Функция воспроизведения потомства лежит на матке, вокруг которой и формируется колония. Живёт матка внутри гнезда, её кормят рабочие, а солдаты защищают. Все пчёлы одной колонии, а их может быть около 80 000, являются потомками одной матки и старшими сёстрами новорождённым особям. Все они являются генетическими близнецами, поэтому имеют сильно развитый социальный инстинкт.

ОБРАЗОВАНИЕ КОЛОНИИ

Осенью, с наступлением холодов, погибают все особи колонии ос, за исключением оплодотворённых маток. Незадолго до того, как исчезнет гнездо, в колонии ос появляется несколько половозрелых пар, которые улетают и спариваются. Самцы вскоре погибают, а самки, чувствуя приближение зимы, прячутся в тёплых местах. Весной оплодотворённые матки выходят из укрытий и каждая из них строит гнездо из обработанной специальными ферментами древесины, состоящее из 10-12 шестигранных ячеек. В эти ячейки матки помещают яйца. Личинок королева-матка кормит кашицей из полупереваренных насекомых. Личинки быстро растут и вскоре превращаются в бесплодных рабочих ос. После появления на свет рабочих матка никакими хозяйственными делами больше не занимается, она только откладывает яйца, а рабочие строят новые ячейки, заботятся о яйцах и выращивают личинок. Общественная система некоторых видов муравьёв и термитов несколько сложнее. Рабочие муравьи делятся на несколько каст, в зависимости от работы, которую они выполняют. На одних, например, лежит задача опрыскивать врагов муравьиной кислотой, т. е. вести своеобразную „химическую войну", а на других - доставлять нектар на склад. Личинки термитов представляют собой миниатюрные копии взрослых особей. Из них развиваются солдаты, которые имеют мощные челюсти или жалящий аппарат, который выделяет липкое вещество, которое может стать ловушкой для врагов. Рабочие и солдаты термитов - бескрылые и слепые особи.

ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ

У большинства видов насекомых, за исключением периода размножения, потребность в общении отсутствует. У общественных насекомых, наоборот, коммуникация между членами колонии является жизненно необходимой. У некоторых видов развилась совершенная система передачи информации. Для этого часто используется язык телодвижений. Например, медоносные пчёлы с помощью специального танца очень точно сообщают своим одноплеменницам по улью о дороге до места, где, по их данным, находится источник нектара. Муравьи пользуются другим методом. Найдя значительный источник пищи, они возвращаются в муравейник, оставляя за собой стойкий пахучий след. Другие муравьи, следуя по этой тропе, также оставляют свои пахучие отметки, что является ориентиром для остальных членов колонии. Очень большую роль в жизнедеятельности всех видов общественных насекомых играют феромоны. Голодные личинки выделяют особое вещество, которое является сигналом „накорми меня". Матка выделяет свои феромоны и таким образом посылает собственный сигнал рабочим, напоминая об их обязанностях. Через определённые промежутки времени рабочие обмениваются с маткой выделениями желёз, и таким образом между ними поддерживаются тесные взаимоотношения. Сообщество многих насекомых, потерявшее матку, обречено на гибель: насекомые не знают, что им делать, например, рабочие перестают работать. Рабочие пчёлы, оставшись без матки, могут вырастить новую: для этого они строят специальные ячейки и выкармливают личинки особой пищей.

Термиты

Общественную структуру термитов составляют три типа насекомых: матка (королева), солдаты и рабочие.
Матка : живёт в центре колонии. Она имеет большое тело с гипертрофированными яичниками (длиной до 10 см), которые постоянно производят яйца - много миллионов яиц в течение всей жизни. Крылатый самец, который оплодотворил самку, погибает. Матка живёт около 10 лет.
Солдаты : большие и темнее рабочих, с большими головами и чрезвычайно крепкими челюстями. Они охраняют и защищают колонию от врагов.
Рабочие : маленькие, мягкотелые насекомые белого цвета. Они строят гнездо и поддерживают в нём порядок. В отличие от других общественных насекомых, рабочие термиты бывают обоих полов.

Муравьи

Почти все виды муравьёв являются общественными насекомыми. Они живут в муравейниках.
Матка : единственная её задача - заботиться о продолжении рода, откладывать яйца.
Рабочие : бескрылые стерильные самцы длиной до 30 мм. Они ухаживают за маткой, личинками, строят и ремонтируют муравейник. Если на муравейник нападают враги и некому „воевать", то рабочие защищают колонию.
Солдаты : подобно рабочим особям бескрылые и бесплодные, но несколько крупнее, с большими головами и мощными челюстями. Их задача - защищать муравейник от врагов

Пчёлы

Пчёлы живут в сообществах, насчитывающих до 60 000 насекомых.
Матка : единственная во всей колонии. Матка управляет ульем и откладывает яйца. Органы для сбора пыльцы у неё отсутствуют, поэтому её кормят рабочие.
Рабочие : собирают с цветов пыльцу и нектар, кормят молодь, матку, трутней и охраняют колонию. Строят соты, состоящие из правильных шестиугольных ячеек, которые являются хранилищем мёда и инкубатором для яиц. Рабочие пчёлы сообщают друг другу информацию о богатых едой местах с помощью специального танца, точно указывая расстояние до них и направление полёта.
Трутни : единственное их назначение -оплодотворение матки. Трутней кормят рабочие пчёлы. После спаривания они погибают.

Осы

Некоторые общественные виды ос живут большими колониями. В отличие от пчёл и термитов, гнездом пользуются лишь в течение одного лета. Осенью все осы вымирают. Зимуют только оплодотворённые самки-основательницы, которые весной строят новое гнездо. Гнёзда осы строят из целлюлозы - кусочков дерева, смешанных со слюной.

Насекомые, живущие единой общиной: муравьи, осы, пчёлы и термиты – всегда вызывали у людей особый интерес и удивление. Это нашло отражение в многочисленных мифах, легендах и преданиях. В древнегреческой мифологии муравьи были символом богини Деметры. А одним из самых древних изображений, найденным в Европе, оказалась Царица Улья. Общественные насекомые играют важнейшую роль практически во всех экосистемах суши. Осы и большая часть муравьёв выступают как хищники, термиты, особенно в тропических экосистемах, – как важнейшие разрушители растительных остатков, а общественные пчёлы являются опылителями многих диких и культурных растений и производителями целебных продуктов.
Иерархические внутрисемейные связи и сложные структуры взаимодействия между членами сообщества до сих пор привлекают пристальное внимание учёных. Разгадать загадку коллективного разума животных человечество пыталось ещё с древности, и, судя по тому, что наши предки для имиджа богов использовали образы насекомых, говорит о том, что данный секрет был ими понят и активно применялся для управления человеческими сообществами.
В чём суть этого феномена природы?! Что же происходит?

ПЧЁЛЫ - ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ. В мире животных с Николаем Дроздовым. Видео (00:04:59)

Гнёзда общественных насекомых: пчёл, ос и муравьёв. Видео (00:45:14)






Бортничество Это - борти, древнейший первобытный способ пчеловодства, любимого занятия древних славян - обитателей лесов. Здешний крестьянин считает грехом ловить рои: "Пчела - Божья тварь, вольная, грех принуждать её" - говорит он. Пчеловодство издревле составляло значительный промысел: воск вывозился через Днепр в Грецию. Местом кормления пчёл служат здесь многочисленные поляны, покрытые вереском. Вереск цветёт с 1 августа по 15 сентября. В это время миллионы пчёл издают гул, кружась над вереском и собирая нектар.




Муравейник Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. 2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться. 3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом. 4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. 5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полу спячки. 6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна. 7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи. 8. Камеры с яйцами, личинками и куколками. 9. "Коровник", где муравьи содержат тлей. 10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.


Значение муравьев в природе и жизни человека 1)Участвуют в почвообразовательном процессе (рыхление, обогащение кислородом, удобряют, перемешивают); 2)Регулируют численность насекомых – вредителей леса (уничтожают личинок); 3)Муравьи являются единственным опылителем какао. И не будь их, мы никогда не смогли бы попробовать шоколад; 4)Муравьиная кислота является действенным средством против клещей, уничтожающих пчёл. Эти клещи прогрызают хитиновый покров и высасывают гемолимфу.








Муравьи - самое многочисленное по количеству особей семейство насекомых. Да и по количеству видов немногие семейства могут поспорить с ним. Сейчас насчитывается примерно видов муравьев, но, учитывая, что каждый год описываются все новые и новые виды и роды и то, что муравьи многих районов земного шара почти не изучены, число это будет значительно увеличено. Все муравьи имеют характерный признак, по которому их можно отличить от любых других перепончатокрылых: между грудью и брюшком у них имеется тонкий стебелек из одного или двух члеников, тогда как у всех остальных перепончатокрылых брюшко непосредственно причленяется к груди.


Если у пчел и у ос в пределах одного семейства мы можем наблюдать все этапы перехода от одиночного образа жизни к общественному, то муравьи все без исключения являются общественными насекомыми. В лабораторных условиях отдельные рабочие особи могут дожить до 34 лет. Известен случай, когда муравей прожил семь лет. Значительно дольше до 20 лет живут самки.


Учёные наблюдают жизнь муравьёв в специальных стеклянных муравейниках. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что не все муравьи так трудолюбивы, как это принято считать! Наблюдения показали, что 80% муравьев занимаются общественно полезной работой - чистят жилище, собирают корм; зато остальные - бьют баклуши. Ситуация не изменилась даже после того, как ученые убрали часть "работающих" муравьев. У оставшихся трудяг деятельность закипела с удвоенной силой, а бездельники так и остались не у дел. Возможным объяснением столь странного поведения последних, по словам исследователей, может служить либо их преклонный возраст, либо патологическая лень



Значение пчел в жизни человека Мед. Содержит около 60 различных веществ, главным образом глюкозу и фруктозу и: Ферменты, ускоряющие обмен веществ в организме; Минеральные вещества: Ca, Na, Mg, P, Fe, S, I, Cl, Rd; Микроэлементы: Mn, Si, Al, B, Cr, Cu, Li, Ni, Pb и т.д. Органические кислоты; Витамины; Фитонциды, обладающие противомикробными, противогнилостными, противогрибковыми действиями. Прополис, или пчелиный клей. Содержит эфирные масла, воск, пыльцу. Лечебные свойства: Обезболивающее (сильнее новокаина в 5,2 раза); Противозудное; Противомикробное; Тонизирует организм, повышает иммунитет; Укрепляет эмаль зубов; Обезболивает и размягчает мозоли.


Значение пчел в жизни человека Маточное молочко. Содержит минеральные соли, гормоны половые, микроэлементы, витамины и т.д. Лечебное действие: Повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови; Повышает аппетит и повышает вес; Стимулирует рост волос; Улучшает память и зрение; Повышает иммунитет. Воск пчелиный. Богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Обладает противомикробным, питательным и регенерирующим действием. Пчелиный яд. Лечебное действие: Обладает выраженным противовоспалительным, обезболивающим действием; Повышает общую сопротивляемость организма, иммунитет; Противомикробное; Расширяет сосуды; Снижает кровяное давление; Уменьшает вязкость и свертываемость крови; Снижает холестерин в крови.

Некоторые виды насекомых ведут общественный, или социальный образ жизни. Это значит, что они живут большими сообществами, от нескольких десятков до сотен тысяч особей. При этом, насекомые вовлечены в коллективные действия, которые направлены на поддержание жизни и интересов целого сообщества.

Общие черты общественного устройства насекомых

Для любого социального насекомого характерно:

  • наличие полиморфизма особей;
  • слаженные действия всех особей коллектива;
  • разделение функций между разными группами особей.

Полиморфизм - это наличие в сообществе разных форм, не только мужских и женских, но и лишённых способности к размножению. При этом не размножающиеся особи приспособлены к работам по:

  • охране потомства;
  • снабжению семьи пищей;
  • чистке жилого пространства;
  • кормлению личинок и т. д.

Таким образом, во всех сообществах насекомых выделяют следующие формы:

  • самцы;
  • самки;
  • рабочие особи.

Самцы и самки выполняют только функцию размножения. Сами добывать пропитание и защищать семью они не способны. Эту функцию выполняют рабочие особи, которые составляют основную массу семьи и не размножаются.

Многообразие

Большинство общественных насекомых относится к отряду перепончатокрылых:

  • шмели;
  • муравьи;
  • пчёлы.

Также социальными насекомыми являются представители отряда термитов .

Шмели

Социальность шмелей наиболее примитивна. Семьи некоторых видов не превышают 50 особей. Матка откладывает яйца в земляной норе и первое время сама ухаживает за ними. Потом появляются рабочие особи и самка перестаёт вылетать из гнезда за пищей и только откладывает яйца.

Полиморфизм выражен слабо.

Термиты

Семья термитов может содержать до миллиона особей. Многие виды термитов строят дом из цементированной глины.

Рис. 1. Термитник.

Такое сооружение может быть воздвигнуто только коллективным трудом.

Полиморфизм термитов подразумевает наличие трёх типов особей:

  • самец и самки;
  • воины;
  • рабочие.

Все формы внешне различаются. Солдаты крупнее рабочих и имеют более мощные челюсти. У некоторых видов воины могут быть двух-трёх типов. Они могут использовать разное «оружие», например, химическое.

Самец и самки выделяют особые вещества, феромоны, подавляющие деятельность половой системы остальных термитов. При гибели короля и королевы солдаты и рабочие становятся способными к размножению.

Осы

Социальность ос схожа со шмелиной. В семье имеется матка, откладывающая яйца, и рабочие осы. У некоторых видов яйца могут откладывать несколько самок.

Пчёлы

Семья пчёл включает:

  • самку-матку;
  • самцов-трутней;
  • рабочих пчёл.

Рис. 2. Члены пчелиной семьи.

Рабочие, в отличие от самок и самцов, имеют органы для защиты семьи (жало) и сбора цветочной пыльцы. Самцы и самки имеют более крупное брюшко.

Разное развитие пчёл обусловлено разным кормом и даже разной формой ячеек, где развиваются личинки.

Муравьи

Если у указанных выше групп насекомых встречаются и социальные, и одиночно живущие виды, то все муравьи живут только сообществами.

Рабочие особи муравьёв делятся по строению и выполняемым функциям:

  • разведчики;
  • строители;
  • добытчики корма;
  • воины и т. д.

Предполагают, что социальность возникла как приспособление для прокорма потомства. Рабочие особи развивались при недостаточном кормлении, и перешли на заботу о личинках.

. Всего получено оценок: 78.


Параграф 28. Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых
(Готовые домашние задания. Рабочая тетрадь. Биология. 7 класс. Часть 1 )


Задание 1 .

Характеристика особей пчелиной семьи
Разновидность особей Особенности строения Чем питается Из каких яиц развивается Роль в семье
Матка крупнее других пчел, отсутствуют приспособления для сбора пыльцы и восковые железы, слабо развито жало перга, мед, маточное молочко из куколок откладывание яиц
Трутень самцы, более крупные,чем рабочие пчелы. Сильнее развито обоняние и зрение для поиска матки. перга, мед из куколок оплодотворение матки
Рабочая пчела На нижней части брюшка восковые железы, на задних ногах - корзиночки для пыльцы. Часть пищевода расширена и превращена в медовый зобик. Видоизмененный яйцеклад служит жалом. перга, мед из яиц забота об улье - постройка сот, чистка, охрана улья, сбор нектара, ухаживание за маткой и личинками

Задание 2 .
Пользуясь учебником и дополнительной литературой, заполните таблицу
Характеристика особей муравьиной семьи
Задание 3 .
Рабочая медоносная пчела за 1 минуту посещает до 12 цветков, а за день около 7200. В сильно пчелиной семье бывает до 50 тыс. рабочих медоносных пчел (в слабой - около 10 тыс.). Подсчитайте и запишите, сколько цветков могут опылить пчелы одной пчелиной семьи в течение одного дня.
7200 х 50 = 360000 цветков может опылить за день пчелиная семья .

Задание 4 .
Пользуясь учебником и дополнительной литературой, заполните таблицу
Продукты пчеловодства и их использование человеком

Продукт Как образуется Где применяется
Пчелиный мед образуется из нектара, собранного с цветков и прошедшего через медовый зобик в кулинарии в качестве полезного пищевого продукта, для приготовления кремов, мазей и различных лекарственных и косметических средств
Пчелиный воск вырабатывается восковыми железами на брюшке рабочей пчелы В медицине, косметике, в деревообрабатывающей и других отраслях промышленности
Перга образуется из пыльцы, которую пчелы приносят в корзиночках на ногах в улей, и меда полезный продукт, который применяется при лечении различных болезней, беременности
Прополис образуется из смолистого вещества, которое пчела собирает с растений, смешивает с воском и секретом слюнных желез сложное по химическому составу вещество, применяют для лечения различных заболеваний, в стоматологии, обладает обезболивающим, бактерицидным действием
Маточное молочко вырабатывается пчелами-кормилицами для кормления личинок в медицине, при беременности, в косметических целях
Пчелиный яд образуется у рабочей пчелы, вырабатывается ядовитой железой В медицине для лечения ревматических заболеваний, артритов, некоторые заболевания сердца и нервной системы

Задание 5
Рой пчел, вылетевший из улья, поместили в дупло дерева. Пчелы выжили, построили соты и начали выращивать потомство. Тутовый шелкопряд, переселенный в естественные природные условия, погиб. Выскажите предположение: в чем причина разной жизнеспособности насекомых.
Пчелы используют для питания и изготовления меда пыльцу любых цветущих растений, сами производят воск, необходимый для строительства. Тутовый шелкопряд питается только листьями шелковицы, а найти место, где есть питание, эти бабочки не могут, т.к. у них недоразвитые крылья и летать они не могут.

Урок по теме « Пчёлы и муравьи общественные- насекомые»

Цель:

- выделить особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни;

Показать роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых ;

- расширять кругозор учащихся.

Методы обучения : репродуктивный, поисковый, исследовательский, метод коллективного принятия решения

Тип урока: изучение нового материала .

Форма организации занятий : учебный проект.

Типология проекта : информационно – исследовательский, краткосрочный.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Пчёлы и муравьи -общественные насекомые, книги, раздаточный материал, дидактические карточки.

Форма организации работы в классе : классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Содержание урока:

I . Организационный момент (Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Стадия вызова:

Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.

1. Я пахну летом и пыльцой.

Лечу к цветочкам пулей.

Но я бываю очень злой.

К тому, кто лезет в улей!

2. На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион.

II .Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала . Активизация опорных знаний и умений.

- На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие. Какие признаки данного типа наблюдаются у пчелы и муравья? (выслушиваю ответы детей).

Членистые конечности

Наличие хитинового покрова.

К какому к классу вы бы отнесли данных животных?

(к классу Насекомых).

Как Вы уже поняли героями нашего урока будут пчёлы и муравьи.

В виду того, что информации об этих насекомых очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта.

Цели проекта:

    Изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья;

    изучить строение медоносной пчелы;

    изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия;

    изучить значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека; охрану насекомых;

    изучить историю пчеловодства;

    сделать вывод почему пчёл и муравьёв относят к общественным животным;

    презентовать наш проект.

III .Этапы работы над проектом.

1.Формируются 3 группы учащихся:

Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Листы- ответа.

На сегодняшнем уроке работа будет проводится по группам

    « Теоретики», 2 « Пчеловоды», 3 « Биологи».

    Просьба к участникам групп помнить правила работы в группе, соблюдать время.

    На групповую работу отводится 20 минут, время выступления оратора 3-4 минуты.

    Просьба начать работу с ознакомления инструктивной карты.

    Я желаю вам удачи.

Инструктивная карта «ТЕОРЕТИКИ»

Цель: изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья, выяснить их значение в природе и жизни человека, предложить меры охраны насекомых.

1.Систематичесое положение пчелы и муравья.

2. Внешнее строение пчелы:

Рассмотрите подробнее строение рабочей пчелы на рис. 1 (справочный материал) и ответьте на вопросы?

    На какие отделы разделено тело пчелы?

    Сколько пар крыльев?

    Сколько пар ног?

    Какие органы чувств различаются на голове пчелы?

    Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?

3. Какого значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека.

4. Предложите меры по охране насекомых.

5. Сделайте вывод почему пчёл и муравьёв называют общественными насекомыми?

Инструктивная карта «Пчеловоды»

Цель: изучить историю пчеловодства.

1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?

3. Какими продуктами пчеловодства платили дань, подати и налоги?

4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?

5. Как называлось древнее пчеловодство?

6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович?

7.Сделайте вывод в котором отражено значение пчёл в природе и жизни человека.

Инструктивная карта «Биологи»

Цель: изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия.

    Теоретическая часть.

1.Полиморфизм пчелиной семьи.

2.Полиморфизм муравьиной семьи.

3. Что называется роением? В чём его биологическая роль?

    Практическая часть.

Используя материал учебника стр 135-136 и справочный материал заполните таблицу "Полиморфизм пчёл и муравьёв»

Признаки сравнения.

Полиморфизм пчёл и муравьёв

Матка

пчелы

Матка

муравья

Трутень

Самец муравья

Рабочая пчела

Рабочие муравьи

1. Размеры тела.

l = 18-20 мм m = 0,25 г

До 50 мм

l = 15-16 мм m = 0,2 г

До 50 мм

l = 12-14 мм m = 0,1 г

2 мм

2. Количество особей в семье.

1

2 и более

Несколько

десятков

От нескольких десятков до нескольких сотен

70 000

От нескольких десятков до миллиона

3. Сроки жизни.

До 5 лет

12-20 лет

1 сезон

Несколько дней, недель

1 сезон

До 3 лет

4. Особенности строения.

Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией

похожа на рабочих, но отличаются от них строением груди и более крупными размерами. Имеют крылья, которые откусывают себе после оплодотворения

пчела средней величины с очень крупными глазами , соприкасающимися на затылке, брюшко округлое

Развиваются из неоплодотворённых яиц,имеют крылья

на задних ногах корзиночки , на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовыйзобик; на конце брюшка жало

Самки с недоразвитой половой системой , Крылья у них отсутствуют, имеется упрощённое строение груди, глаза меньше, чем у самок, или отсутствуют

5. Выполняемые функции.

Спаривание

и откладывание яиц

Спариваие

И откладывание яиц

Оплодотворение

самки

Оплодотворение самки

Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья.

Забота о семье (Охранники, «няньки», чистят гнездо и тд)

Ответьте на вопросы?

1.Дайте понятие полиморфизм?

2. Сделайте вывод в чём заключается полиморфизм у пчёл и муравьёв,с чем это связано.

2.Поиск информации.

Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанными в инструктивной карте. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой.

3.Обработка информации .

Учащиеся в группах заполняют карты ответа, готовят выступление – защиту проекта, определяют из своей группы выступающего.

4. Защита проекта.

Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях, делают выводы:

1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.

2. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.

4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.

5. Пчела и муравей - "общественные" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве

IV . Домашнее задание.

Задания на выбор:

Подготовить сообщения о тутовом шелкопряде

Производство шёлка

Насекомых занесённых в Красную книгу.

V . Итоги урока и рефлексия.

Ребята, вы проделали большую работу.

Делаю свой комментарий. И предлагаю кратко ответить на вопросы

Какое у вас настроение?

Продолжите пожалуйста фразу

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»