Когда исповедуют перед пасхой. Как подготовиться к пасхальному причащению. Что говорить на исповеди - перечень женских грехов

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Количество записей: 238

Добрый день! Хотела спросить у Вас. Моя мама - староверка. И я, следовательно, тоже. В силу своего возраста (мне 16), я не полностью осознаю всю суть духовного приобщения. Но в последнее время у меня появляется сильное желание посетит церковь, просто постоять в ней, послушать чтение. Но в нашем городе нет староверских храмов. И что же мне делать? Мама говорит, что можно ходить, но молиться по-своему. И еще я хотела узнать: можно ли в моем возрасте исповедоваться? На мне висит груз моих грехов (может быть, это покажется смешным, но и у меня - ребенка - они есть). Спасибо!

Анастасия

Если Вы желаете посещать православный храм, то Вам этого никто не запретит. Если Вы признаете благодатность православного духовенства, то пойдите на исповедь. Но, в таком случае, что мешает Вам присоединиться к Православной Церкви, кроме семейных традиций? Я знаю священника, который, предпочитая древний обряд, все же, понимая необходимость таинств в своей жизни (он был из поморского толка) принял Православие. Ему было разрешено дома молиться по древним книгам, но служит в храме он по современной никоновской традиции, так как единоверческого прихода (принадлежащего к Православной Церкви при совершении службы по старым обрядам) в его епархии нет.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Пожалуйста, помогите разобраться! Хочу стать доброй христианкой. Несколько лет слушаю лекции А. И. Осипова, стала читать душеполезную литературу. Недавно я решилась на первую исповедь и первое причастие. До дня исповеди хотела побеседовать с батюшкой. Но в храме мне посоветовали прийти утром в будний день сразу на исповедь (батюшки, как я поняла, очень заняты). Готовилась, подробно описала свои грехи, опираясь на "Опыт построения исповеди" о. И. Крестьянкина. Во время исповеди я очень сильно разволновалась (вплоть до озноба), да и батюшка немного торопил, и поэтому некоторые грехи описывала кратко. Последнее, о чем я сказала, был грех осуждения родителей за их пагубные пристрастия (у мамы - увлечение эзотерической литературой, у папы - игромания и др.). По-моему, именно это произвело на батюшку тягостное впечатление (причем, как я почувствовала, не мой грех осуждения, а духовное состояние моей семьи). Среди прочих я назвала один свой тяжкий грех: 10 лет назад мы с мамой ходили к целительнице (о. И. Крестьянкин пишет: "Святая Церковь отлучает от Святого Причащения таких людей на пять-шесть лет"). Батюшка отпустил грехи, и я спросила позволения к таинству причастия. Батюшка с тяжким вздохом дал разрешение, и я причастилась. Уже потом, выйдя из храма, когда стало проходить волнение, я вспомнила, что описала не все грехи. Я искренне раскаиваюсь в своих грехах, но очистилась ли я от них на исповеди, учитывая, что рассказала не все и, по крайней мере, один грех - тяжкий (посещение целительницы)? Не согрешила ли я, приняв Святое Причащение, ведь Святые Таинства могут и опалять человека, недостойно принявшего их?

Елена

Елена, если Вы назвали все грехи и искренне в них раскаялись, то – будем верить – Господь их простил. Не нужно подробно описывать грех, нужно в нем раскаяться, и более не о чем не беспокоиться и себя не пугать.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Меня зовут Ольга. Батюшка, простите, я даже не знаю, как сформулировать свой вопрос. Я много лет назад, обращалась к женщине, как мне сказали, которая видит прошлое и будущее (я в этом раскаялась на исповеди). Я всегда верила в Бога, но в церковь в то время не ходила. Я не знаю, кто она была, при мне не читала никаких заклинаний, в комнате были иконы, она просто сидела передо мной на стуле, пыталась сказать, что у меня было в жизни раньше и что-то про будущее. Эта женщина и направила меня в церковь, сказала, сходить в монастырь, заказать неусыпаемый псалтырь, посоветовала съездить к Матронушке в Москву, что я и сделала. Вот с того времени я и стала ходить в храм. То, что я обращалась к ней, я говорила на исповеди, но только несколько дней назад я поняла, что я не сказала, что писала раньше в записках о здравии эту женщину. Простите, батюшка, помогите, как мне это сформулировать на исповеди? Спаси Господи! Если можно ответ на электронный адрес. Спасибо

Ольга

Ольга, я думаю, не надо ничего особенного формулировать, просто вот так, в простоте, и скажите. Господь и так все о нас знает, наше дело – осознать грех и покаяться, поэтому так и говорите: "записывала в синодики женщину, которая, вероятнее всего, колдунья".

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте и благословите батюшка. Хоть я Крещена в младенчестве, но начала глубоко вникать в свою веру к годам 30. Всю свое детство и юность ни чего не знала о Боге и о моей вере, да и неоткуда было узнать. Когда я исповедовалась первый раз, мне было лет 19, священнику пришлось мне объяснять, что есть заповеди, и каков их смысл. Я признала себя виновной в нарушении всех заповедей, но я не рассказала конкретно о тех греховных поступках, которые я совершила, да и не видела я тогда своих грехов. Сейчас, к 40 годам, я понимаю всю грязь и мерзость своих грехов юности. И нападает иногда какое-то отчаяние за то, что я вела безбожную жизнь, и что на моей первой исповеди я не могла назвать грех своим именем, не смогла от всего сердца раскается в своих грехах и рассказать все, что я успела натворить. Сейчас мне очень часто на ум приходят все те грехи. Конечно я уже давно раскаялась в них в сердце своем и изменила свою жизнь, но нужно ли мне исповедоваться в них перед священником? Или не стоит терзать себя грехами прошлого, а стараться думать о настоящем? Ведь тогда я признала себя виновной в нарушении всех заповедей и священник отпустил мне мои грехи. Помогите, пожалуйста, советом. Наталья.

Наталья

Знаете, лучше все же выбрать день, когда священник сможет уделить Вам побольше времени (можете попросить его поисповедовать Вас после службы) и уже с полным осознанием того, о чем говорите, исповедаться за всю свою жизнь, а вот уже после этого не вспоминать об ошибках прошлого, как о чем-то отжившем и неактуальном.

диакон Илия Кокин

Добрый день! Священник наложил епитимью до Великого поста. Когда он будет читать разрешительную молитву на исповеди или подойдет и разрешит подготовиться к исповеди, и, если Богу угодно, причаститься?

Елена

Елена, Вам надо самой подойти к этому священнику на исповедь и сказать, что Вы епитимию выполнили. После этого священник прочтет над Вашей головой разрешительную молитву.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Я сегодня была на исповеди и священник мне сказал читать молитву к Пресвятой Богородице об убиенных младенцах, где можно найти эту молитву, но именно молитву, или подскажите текст, так как нигде не могу ее найти. Спасибо. Храни Вас Господь!

Инна

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, советом о личной жизни. Читала многое, искала ответ, но нигде не нашла, очень надеюсь на помощь! Совсем недавно обратилась к Богу, впервые совершила Таинство Исповеди и Причастия. Полгода была в отношениях с женатым мужчиной (он верующий). При подготовке к Исповеди я общались с ним про греховность наших отношений, и он убеждал, что раз Бог даровал любовь, то нельзя от нее отказываться. На днях он сказал, что хочет уйти из семьи (а у них двое детей!), предлагает мне вступить в брак, и говорит, что впервые ощутил любовь и без меня не сможет жить. Я его тоже люблю, но мучаюсь, ведь это ужасный грех и причинение боли невинным людям (его жене и детишкам). Я, правда, терзаюсь, и не знаю как поступить, не согрешив! Подскажите, пожалуйста, что делать? Как прояснить эту сложную ситуацию с точки зрения Церкви и Бога? Заранее благодарю за ответ и помощь советом.

Виктория

Виктория, Если Бог даровал любовь, которая стала началом семьи, то от нее, действительно, нельзя отказываться. А оправдание измены "первой истинной любовью" - шаг, который будет впоследствии повторен. Брак, когда ради него брошена семья, удачным не бывает. Причем последствия валятся, в основном, на женщину (часто в сфере чадорождения). Это не правило, просто народ подметил, но пренебрегать не стоит. Да укрепит Вас Господь.

иерей Сергий Осипов

Доброго здоровья! Я год назад начал ходить в церковь. И только пару недель назад решился на исповедь. Но грехи написал на бумаге. Батюшка, не читая бумагу, порвал, прочитав молитву. После я причастился. Действительна ли такая исповедь? Ведь Батюшка не знал, о каких я написал грехах. Еще вопрос про Крещение. Не вредно ли окунаться в прорубь, ни разу до этого не пробовав? Как Вы относитесь к Неусыпаемой Псалтыри? Я заказал через интернет на сайте Оптиной пустыни, о здравии. Спасибо.

Алексий

Алексей, то, что Вы решились на исповедь, это очень хорошо. Я считаю, что священник неправильно поступил, не прочитав вашу исповедь. Но Вы не смущайтесь, это не Ваш грех. Я Вам советую еще раз написать все те же грехи, которые Вы писали в прошлый раз, и придти на исповедь к другому священнику. И сами прочитайте свою бумажку. В прорубь на Крещение лучше окунаться, только если Вы абсолютно уверены в своем здоровье, это не является обязательным, это народная а не церковная традиция. Мы должны больше закалять свою душу, а не тело, хотя, конечно, мы должны беречь свое здоровье. Но и чрезмерная забота о нем - тоже грех. Псалтирь - это молитва, и, конечно, когда за нас молятся, это очень хорошо. К Неусыпаемой Псалтири я отношусь хорошо и приветствую эту форму молитвы, но сами не пытайтесь этого делать. Если есть желание, то можете читать одну- две кафизмы в день, так как мы обязаны и другие молитвы читать каждый день - утренние и вечерние.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я постилась в Великий пост 2 года назад, но мной не были соблюдены все правила подготовки к посту, в результате на исповеди перед Пасхой батюшка сделал мне замечание, сказав, что бессмысленно было мне поститься, если мной не были соблюдены все правила подготовки к Великому посту... Подскажите, пожалуйста, как правильно подготовить себя к Великому Посту, когда именно нужно исповедаться и причаститься перед постом (и нужно ли это делать), когда просить благословение у батюшки и какие еще процедуры нужно соблюсти? Очень хочется все сделать правильно, как положено, чтобы пост не обернулся формальной диетой. Спасибо!

Юлия

Юлия, надо жить вместе с Церковью, жизнью церковной, и вместе с Церковью подходить к подвигу Великого поста. Посту предшествуют несколько подготовительных недель, в течение которых совершаются воспоминания тех назидательных моментов истории человечества, которые более всего могут расположить душу к покаянию и духовному труду. Параллельно с этим верующие постепенно готовятся к посту, исключая из своего питания сначала мясо, а затем уже и остальные скоромные продукты. Очень полезно быть вместе со всей Церковью в эти дни. Можно и исповедоваться, и причаститься в эти дни, если этого просит душа. Но самое главное событие происходит, пожалуй, в прощенное воскресенье, когда верующие просят друг у друга прощения и принимают благословение духовенства на пост. В это воскресенье надо постараться обязательно быть в храме.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Пишет раб Божий Илья. Подскажите, пожалуйста, что делать, если есть грехи прелюбодеяния, которые очень стыдно рассказать священнику на исповеди? Попытался исповедать их в общем, но чувствую, что недостаточно. Помогите, пожалуйста. Жду ответа. Спасибо.

Илья

Илья, нет необходимости рассказывать на исповеди все в подробностях. Когда Вы еще только задумались, что измена - это грех, уже началось Ваше покаяние. На исповеди священник читает разрешительную молитву, но это не значит, что всегда Вы будете чувствовать окрыляющую свободу. После тяжкого греха могут остаться воспоминания, которые могут вводить в уныние, если Вы не примете их с сердечным сокрушением, ставшим продолжением покаянного труда. Посочувствуйте себе, что так поразили душу свою, и воздохните: "Господи, прости и помилуй мя, грешного". Со временем придет облегчение. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Уважаемый батюшка Викторин! Так сложилась жизнь, что мой крестник в восьмилетнем возрасте переехал с родителями в другой город. Я интересовалась его жизнью, передавала для него подарки ко дню рождения, но 10 лет назад неудачно упала и оказалась на операционном столе, затем на 3 месяца в гипсе. В эти дни мой крестник, уже 18 летний парень, будучи в моем городе не только не проведал меня, но ни разу не позвонил мне, хотя знал, что я в больнице. Я в тихой надежде на его внимание передала ему очередные подарки. Внимания его я не дождалась и сильно обиделась. Через пару месяцев его мама умерла, и общение с его семьей прекратилось. Несколько лет назад узнала о его неблаговидном поступке, афишировать который не хочу. Теперь он взрослый человек, офицер. Нуждается ли он в моем внимании, узнать я не могу, да и не хочу. Это меня очень мучает, т. к. понимаю, что как крестная должна что-то делать, а что? Понимаю, что совершила большой грех. В чем мне каяться на исповеди?

Елена

Елена, когда мы берем на себя ответственность стать крестными, это не значит, что мы будем просто дарить подарки. Прежде всего это должно выражаться в молитве Богу за крестника. Вы сами, по всей видимости, не вполне церковный человек, а крестный должен быть верующим и церковным человеком, и учить своего крестника Православию - вот основная обязанность крестных, а только не подарки дарить, хотя и они тоже нужны. Ваша большая ошибка в том, что Вы ни сами себе, ни Вашему крестнику не привили веру, не привели его к Богу, к церкви. Вот в этом Вам нужно каяться, а за крестника Вы обязаны молиться до конца жизни, это Ваш долг, и не ждать никакой от него награды или внимания. Старайтесь сами жить церковной жизнью, исповедоваться, причащаться, и изучайте Православие.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вашего ответа на мои вопросы. Я все время мучаюсь, что каюсь не так, как положено. Не могу понять, насколько конкретно надо называть свои грехи, вроде бы, надо говорить сжато, но тогда исповедь получается какой-то небрежной. Зашла на сайт посмотреть пример исповеди, а там 473 пункта грехов, и очень многие можно к своим причислить. Как быть? Есть совсем детские, о которых я даже и не задумывалась ранее, считала просто детскими шалостями или поступками по недопониманию, а теперь вот и их надо называть. Надо ли? Так я могу занять все время у священника.

Маргарита

Маргарита, что и как надо делать на исповеди – дело очень индивидуальное, поэтому такого понятия, как "положено" здесь не может быть. Для одного нужна подробная исповедь, для другого – краткая. Вы же следуйте за своей душой: если требует подробной исповеди, найдите священника, которому можно поисповедаться, и желательно, в грехах, совершенных от возраста семи лет и позже.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, часто захожу на Ваш сайт и читаю вопросы и Ваши ответы. Очень благодарна Вам за то, что находите время, понимание и сочувствие к нашим проблемам. У меня такой вопрос: я крестилась 23 года назад в г. Омске, а жила в Новосибирской области. Крестились мы вместе с сестрой и ее 2-летней дочкой. Про крещение узнавала сестра. Перед крещением мы не исповедались (никто не подсказал), а вот недавно услышала, что если есть смертные грехи, то перед крещением надо исповедоваться. Как теперь быть, как исправить? И еще, нам при крещении не давали свидетельства, а мы не помним дату. Проводилась ли ранее регистрация крещаемых, чтобы уточнить дату? Сестра не помнит, говорила ли какие либо сведения о нас. Спасибо за ответ, храни Вас Бог.

Наталья

Наталья, действительно, есть такой обычай, когда крещение принимает взрослый человек, перед самим Таинством его исповедовать, но эта исповедь носит скорее воспитательный или педагогический характер, так как все равно в Таинстве крещения все грехи прощаются, и сейчас Вам вновь исповедоваться в тех грехах не нужно. Напротив, благодарите Бога, что они прощены. Запись крещений в то время, когда крестились Вы, проводиться должна была, и чтобы уточнить дату, попробуйте справиться по этому вопросу в том храме, где крестились.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я замужем, венчана, с мужем как-то все плохо было одно время, каждый день ссоры, драки, разъехались, хотели разводиться. Я начала общаться с молодым человеком по интернету и по телефону, разговоры были прелюбодейные, мы, казалось, влюбились друг в друга, я думала о нем всегда, хотела быть с ним, представляла его своим мужем и т. д. Позже мы со своим мужем решили опять жить, не ругаясь, но я еще общалась с тем человеком, я понимала, что грешу очень, и прекратила с ним общение. Я сейчас хочу пойти на исповедь и хотела спросить совета, как правильно мне назвать грех этот? Одним словом, прелюбодействовала? С тем человеком я не виделась, но думала о нем, и разговоры и все такое было, или как-то отдельно сказать? Как сказать правильно? Спасибо, извините.

Мария

Мария, Вы венчаны. Вас церковь благословила на совместную супружескую жизнь. Вы обещались Богу, и за верность или неверность будете отвечать перед Богом. Вы не имеете права разводиться, венчание - на всю жизнь. Ваш грех не считается тяжким грехом, и благодарите за это Бога, что Он отвел вас от этого греха, Вы чуть все не разрушили. Вы это счастье потеряли бы, и другого не построили бы. Отрадно, что у Вас все хорошо закончилось, без последствий. Вы согрешили в мыслях, и хотели уже согрешить делом, но не получилось, - такой грех легко прощается. На исповеди так и скажите, что хотели изменить мужу, и что были такие разговоры по телефону (прелюбодеяние на словах и в мыслях). Того человека надо забыть совсем, покаяться на исповеди и причаститься. Больше не допускайте таких мыслей, и Бог вас простит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я собираюсь скоро пойти в церковь на исповедь. Подскажите, пожалуйста, есть ли такие грехи, при которых церковь нельзя посещать и как это исправить?

Анастасия

Нет, Анастасия, никакой грех не может быть препятствием к тому, чтобы прийти в церковь, к Богу, на исповедь. Ступайте смело, и да поможет Вам Христос!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте,батюшки! Скажите, надо ли говорить духовнику своему о прошлых грехах, в которых я исповедовалась в другом храме и другому батюшке? Ведь исповедованные грехи прощены, и ему можно не упоминать о них? Или он все равно должен знать? Спаси Вас Господь!

Из всех даров, врученных священству, наибольший - тайносовершение, и прежде всего - Божественная литургия. Это дар, данный Церкви, всем верующим. Священник - не хозяин этого дара, но раздаятель его, отвечающий перед Богом за то, чтобы никто не остался лишним на «пиру веры». Самое отрадное в нашей церковной жизни - «евхаристическое возрождение», предуказанное еще праведным Иоанном Кронштадтским.

Мы не имеем права отказывать христианам, желающим приобщиться святых Христовых таин. Единственным препятствием здесь является длящееся состояние смертного греха. Причастие должно быть глубокой внутренней потребностью. Недопустимо причащаться формально, по внешним причинам: потому что Шмеман велит причащаться каждое воскресенье, или потому что мама попросила, или потому что все идут…

Причастие - дело личное, самое главное событие в жизни человека. Священник должен напоминать прихожанам о важности причащения. Но не нужно требовать полного единообразия. Когда ко мне приходит так называемый малоцерковный человек, я говорю ему, что непременный долг христианина - ежегодное причащение. Имеющим обыкновение ежегодного причащения я говорю, что неплохо бы причащаться во все многодневные посты и в день ангела. Ходящим в церковь регулярно и ищущим духовного руководства я говорю о желательности причащения раз в месяц или раз в три недели. Кто хочет чаще - может и каждую неделю и еще чаще. Есть люди, стремящиеся причащаться ежедневно. Это люди одинокие, немолодые, немощные. Я не могу им отказывать, хотя считаю, что даже они должны всякий раз исповедоваться.

Нормы поста и воздержания для каждого определяются индивидуально. Если человек причащается раз в год, почему бы ему не поговеть неделю, как это было раньше? Но если причащаются каждую неделю, поститься, наверное, можно не более трех дней. При этом трудно заставлять поститься в субботу, помня, сколько было пролито чернил для осуждения латинского субботнего поста.

Здесь встает и проблема «двойной морали»: священнослужители не постятся ни в субботу, ни в другие непостные дни, когда на следующий день они причащаются. Очевидно, что церковный порядок не требует от священнослужителя поста перед причащением не потому, что он «лучше» мирянина, а потому, что он причащается чаще мирянина. Трудно предписывать другим то, чего сам не исполняешь, и представляется, что единственный здравый способ изживания «двойной морали» - приближение меры поста часто причащающихся мирян к мере духовенства, в соответствии с этой самой частотой. Не имеют канонических оснований распоряжения тех настоятелей, которые решают проблему в обратном направлении, обязывая подчиненных клириков воздерживаться от мяса определенное число дней перед причащением.

Безотносительно к причащению мера поста различна у разных людей. Нельзя требовать строгого поста от больных, детей, беременных и кормящих матерей. Нельзя его требовать и от не имеющих привычки к посту или от находящихся в стесненных жизненных условиях: живущих в неверующих семьях, находящихся в армии, в больнице, в тюрьме. Во всех этих случаях пост или смягчается (и здесь есть возможность многостепенной градации) или совсем отменяется.

Вряд ли целесообразно требовать воздержания от пищи и пития от младенцев до семилетнето возраста: момент мистической встречи со Христом, которую не может не ощущать детская душа, не должен заслонять и омрачаться голодом для ребенка не только тягостным, но и совершенно непонятным. Бывает, что человеку необходимо срочно принять лекарство: в случае сердечного приступа, головной боли и т.д. Это никак не должно быть препятствием к причащению. Для страдающих диабетом необходим частый прием пищи, что тоже никак не лишает их права приобщаться святых таин.

В наши дни большое развитие получили паломнические путешествия. Часто они приурочены к большим праздникам. Бывает жалко, когда христианин не может причаститься в праздник из-за того, что в пути он не мог соблюсти пост по всей форме. В таких случаях также необходимо послабление.

Есть и проблема супружеского поста. Это деликатная сфера, и, наверное, не следует подвергать прихожан допросам на эту тему. Если же они сами хотят исполнить все правила, нужно им напоминать слова апостола языков, что у супругов пост должен быть только по взаимному согласию. Если один из супругов - неверующий или даже если они находятся на разном духовном уровне, оба будучи православными, навязывание воздержания менее духовному супругу может иметь очень тяжелые последствия. И если верующий человек, состоящий в браке, хочет причащаться, невоздержность его мужа или жены не должна быть препятствием к причащению.

Проблемой является и молитвенная подготовка к причащению. Вспомним, что в наших литургических книгах делается различие между грамотными и неграмотными, и последним разрешается не только все келейные правила, но даже церковные службы (вечерню, утреню…) заменять Иисусовой молитвой. В наше время неграмотных, вроде бы, и нет, но зато есть люди, только начинающее осваивать церковные книги. Современный человек погружен в круговращение мирской суеты гораздо больше, чем это было лет 300 назад. Многим современным людям трудно читать монашеское правило: три канона и акафист. Целесообразно требовать чтения Последования к причащению или по меньшей мере десяти молитв из него. Иначе прихожанин начинает добросовестно вычитывать три канона, а до Последования по недостатку времени так и не доходит. Но если человек не успел вычитать и Последование, но искренно хочет причаститься, трудно ему отказать.

Не всем и не всегда легко быть на богослужениях накануне причащения. Вряд ли кто будет требовать этого от старушки, которая только несколько раз в году собирается с силами, чтобы пойти в церковь и причаститься. Но это трудно также и рабочему, трудящемуся в вечерние смены, и матери маленьких детей. В общем, в наши дни трудно требовать посещения вечернего богослужения накануне причащения от всех, хотя, конечно, это нужно поощрять и приветствовать.

Практика исповеди перед каждым причащением в общем и целом себя оправдывает. Это требует, при частом причащении прихожан, большого напряжения сил от священников. К сожалению, в некоторых случаях это оборачивается тем, что священник, для облегчения своей жизни, препятствует частому причащению своих прихожан, ограничивая причащение постными периодами, препятствуя причащаться на Пасху, в другие праздники, хотя церковное правило (66-е VI Вселенского собора) предписывает причащаться каждый день Светлой седмицы (о посте, естественно, в этом случае не может быть речи).

Пасха и Рождество - праздники, когда в церковь приходит множество людей «нецерковных». Наш долг - уделить им все возможное в такие дни внимание. Поэтому прихожан нужно исповедовать накануне, скажем, в первые три дня Страстной седмицы. Разумеется, исповедавшийся и причастившийся в Страстной четверг может причаститься и на Пасху. Вообще говоря, причащение на Пасху - отрадное достижение нашей церковной жизни последних десятилетий. Но, к сожалению, это достижение - не всеобщее. Некоторые настоятели вообще не причащают народ на Пасху (вероятно, чтобы не перетрудиться), а другие согласны причащать только тех, кто исправно пропостился всю святую Четыредесятницу. В таком случае чтение Пасхального слова святителя Иоанна Златоуста, где к причащению призываются постившиеся и непостившиеся, превращается в пустую и лицемерную формальность. Пасха - день, когда многие наши современники приходят в церковь первый раз. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы встреча этих людей со Христом состоялась. Их необходимо исповедовать, если они того хотят, и, может быть, также причастить.

Несомненно, положительно изживание в наши дни «общей исповеди». Однако если прихожанин, хорошо известный священнику, подходит к аналою и говорит, что хочет причаститься, священник, наверное, может ограничиться чтением разрешительной молитвы.

Нельзя отрицать важного значения епитимии в деле духовного возрождения человека. В некоторых случаях может применяться и отлучение от причащения на определенный срок. В современных условиях этот срок не должен быть продолжителен. В то же время, никоторые самопровозглашенные старцы практикуют годовое и даже двухлетнее отлучение не только от причащения, но и от посещения храма. В наше время это приводит к расцерковлению людей, которые до этой неудачной епитимии уже успели привыкнуть к регулярному посещению богослужения.

В заключении хотелось бы привести цитату из святителя Иоанна Златоуста, отвечающую на многообсуждаемый в наше время вопрос о частоте причащения. Как видим из этих слов святителя, и в его время сталкивались различные практики причащения: кто-то причащался весьма часто, а кто-то - раз или два в году (и не одни только отшельники и пустынники).

«Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие - дважды, а иные несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и находящимся в пустыне, потому что они причащаются однажды в год, а иногда и через два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают. А не такие - ни однажды… Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к святым тайнам».

Таким образом, святитель не объявляет формально обязательной одну из существовавших в его время практик причащения, как это делают некоторые модные ныне доктрины, но устанавливает внутренний, духовный критерий.

Мнение священнослужителей: Можно ли причащаться в Пасху? Казалось бы, вопрос странный и для обсуждения в официальном церковном издании не подходящий. Если причащаться нельзя, то для чего же совершается литургия? Почему нужно уклоняться от величайшего Таинства в самый великий Праздник?

***

В середине 80-х годов, будучи студентом Московских духовных школ, а потом послушником и насельником Троице-Сергиевой лавры, я помню, что народ почти не причащался на Пасху. Одна из причин связана с тем трудным положением, в котором находилась Церковь в годы советской власти. Но та власть пала, и ситуация резко изменилась: в Троице-Сергиевой лавре уже многие годы и на Пасху, и на Светлой седмице очень много причастников. Это правильная, грамотная традиция. То, что сегодня еще остались храмы, где не причащают на Пасху, это пережитки прошлого. Будем молиться, чтобы милостивый Господь исправил ситуацию.

***

Высокопреосвященный Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский , на вопрос "Церковного вестника" о случаях отказа в Причастии на Пасху ответил:

К сожалению, у нас есть такая беда. На Пасху, когда некоторые батюшки устают уже, они не хотели бы "затягивать" службу. Поэтому они ограничивают народ с Причастием - кто-то младенцами, кто-то еще как-то по своему усмотрению. На самом деле, конечно же, причащаться можно и нужно всем. И, слава Богу, во многих храмах на Пасху и другие большие праздники этот правильный порядок потихоньку восстанавливается.

***

Я очень удивлен существованием такой традиции, чтобы не причащаться на Пасху! Вообще каждый раз, когда совершается литургия, священник обращается к присутствующим в храме: "Со страхом Божиим, верою и любовию приступите", - то есть подразумевается, что на литургии всегда есть причастники, мы ради Причастия служим.

Пасха - это вершина всех праздников. Если мы не причащаемся, то как же мы покажем, что мы участвуем в этом празднике, что мы действительно хотим быть с Господом Иисусом Христом, Который сказал: "Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем"? Разумеется, в Иерусалимской Церкви во всех храмах на Пасху совершается Причастие. В этот день в Иерусалим приезжают тысячи паломников, которые, конечно же, хотят приобщиться Святых Даров. Раньше в храме Гроба Господня не было обычая выносить несколько Чаш, и священник стоял с Чашей и причащал с 4 до 9-10 часов утра, пока не причастятся все. Только при патриархе Диодоре была введена практика выносить несколько Чаш, и теперь мы всех причащаем всего за час-полтора.

***

Схиигумен Авраам Рейдман, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбургской епархии:

Можно ли причащаться в Пасху? Казалось бы, вопрос странный и для обсуждения в официальном церковном издании не подходящий. Если причащаться нельзя, то для чего же совершается литургия? Почему нужно уклоняться от величайшего Таинства в самый великий Праздник? Однако, как выясняется, по этому поводу существуют стойкие заблуждения. Многие верующие считают, что уклониться следует именно потому, что Праздник - самый великий. Якобы подойти к Чаше в такой день - это признак гордыни. Самое странное, что так думают не только церковные неофиты или суеверные бабушки. Такого мнения придерживаются многие наши братья-священнослужители, в том числе и настоятели храмов. В результате в Пасху лишаются св. Причастия целые приходы.

Не знаю, на чем основано убеждение отдельных священников и прихожан, что взрослым причащаться в Пасху - это гордыня. Зато хорошо известно мнение Церкви по этому поводу.

Святые отцы мало говорят о причащении именно на Пасху (вероятно, ввиду того, что в древности этот вопрос не поднимался), однако встречающиеся в их творениях высказывания весьма категоричны. У преподобного Никодима Святогорца и святителя Макария Коринфского читаем: "Те, которые, хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют". Это суждение святые основывают на том, что, собственно, Пасха - это и есть Христос, как говорит Апостол: "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5:7). Таким образом, праздновать Пасху значит приобщаться к Пасхе - Христу, Его Телу и Крови.

"Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай..." О чем же говорит святитель Иоанн Златоуст в Огласительном слове, читаемом на пасхальном богослужении, как не о причастии? Тельцом упитанным Церковь называет Христа. Так, в толковании на притчу о блудном сыне, где под блудным сыном подразумеваемся все мы, а под отцом - Отец наш Небесный, говорится: "И тельца упитанного его ради (то есть нас ради. - Ред.) закалает, Сына Своего Единороднаго Отец, и Плоти Его дает причаститися и Крови" (Синаксарий в Hеделю блуднаго сына).

Великий Григорий Палама законополагает в "Десятословии", чтобы христиане приобщались каждое воскресенье и каждый великий Праздник. Примечательно также и то, что говорится в "Томосе единения" о епитимиях. Даже лица, подвергаемые епитимии, могут причащаться на Пасху, причем именно на Пасху, а у нас верующий человек, проведший пост в воздержании и чистоте, лишается того, о чем Церковь молится еще и до начала поста: "…снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения" (Неделя мясопустная. Стихира на стиховне вечера). Кстати, о песнопениях. Разве случайно то, что именно в Пасху и на Светлой седмице Церковь поет "Тело Христово приимите" (см. причастен Пасхи) до того, как выносится Чаша, призывая к Причастию всех присутствующих на богослужении?

Однако не хотелось бы впадать и в другую крайность. Нельзя утверждать, что на Пасху должны причащаться буквально все, в том числе и те, кто оказался в храме случайно. Можно понять тех пастырей, которые опасаются, что в праздничной сутолоке к Чаше будут подходить люди не подготовленные, не постившиеся, не бывшие на исповеди или даже вообще не принадлежащие к Православной Церкви. О том, что недопустимо причащаться на Пасху людям, которые к этому не готовы, говорил тот же Иоанн Златоуст: "Вижу, что происходит большой беспорядок в этом деле. Ибо в иное время вы не причащаетесь, хотя бываете зачастую и чистыми, а когда приходит Пасха, даже если сделали какое-либо зло, дерзаете и причащаетесь. О дурной обычай! О злой предрассудок!" Подчеркнем, что великий учитель Церкви говорил так вовсе не для того, чтобы запретить причащаться в Пасху, а для того, чтобы призвать людей быть достойными Причастия: "Ни Богоявление, ни Четыредесятница не делают людей достойными Причащения, а делают их достойными искренность и чистота души. С этой чистотой души ты можешь причащаться всякий раз, когда присутствуешь на Литургии, а без нее не причащайся никогда… Дабы наши слова не послужили к еще большему осуждению вас, просим вас не о том, чтобы вы не приходили, а о том, чтобы вы соделали себя достойными и присутствия [на Литургии], и Причащения". Итак, вопрос о том, достоин ли тот или иной человек причащаться на Пасху, сводится к тому, достоин ли он Причастия вообще. Этот вопрос решает духовник на исповеди, и уж конечно он руководствуется вовсе не тем, взрослый перед ним или ребенок, мирянин или монах.

Тем священнослужителям, которые говорят, что невозможно накануне Пасхи исповедать всех желающих, можно посоветовать совершать Таинство исповеди не за день до Пасхи, а с первых дней Страстной седмицы. В одном из наиболее авторитетных руководств по пастырскому богословию говорится: "Если… для множества исповедающихся не может пресвитер управитися в один день перед причащением, как обычай есть, то ничто не препятствует за два или три, или чрез целую седмицу готовящихся исповедывать". Можно найти еще несколько вариантов решения проблемы. Главное, чтобы люди, верные православным традициям, не остались без Причастия в Праздник праздников.

***

Священник Олег Давыденков - доктор богословия, доцент, зав. кафедры Восточных Церквей и восточно-христианской филологии ПСТГУ:

Традиция не причащаться на Пасху исторически связана с тем, что в Русской Церкви до революции причащались достаточно редко - обычно от одного до четырех раз в год. Причащались Великим постом: либо на первой неделе, либо на Страстной, но не на Пасху.

В 20-30-е годы, как это всегда бывает во времена гонений, возрождается традиция частого причащения, в том числе и на Пасху. Но уже в послевоенные 50-60-е годы по ряду причин вновь возвращается практика редкого причащения. Одна из причин та, что после войны был очень большой наплыв духовенства, происходившего из западных областей, присоединенных к Советскому Союзу в 1939 году. Это области Западной Украины и Белоруссии, не испытавшие гонений на веру в той же мере, что другие регионы России, а потому сохранившие

Другая причина - чисто техническая. Осуществить Причастие на Пасху было практически невозможно. Народу было столько, что, во-первых, невозможно было всех исповедать. Во-вторых, поскольку от тесноты люди буквально могли висеть в воздухе, зажатые со всех сторон толпой в храме, выйти со Святой Чашей было физически нельзя - причащать было опасно. Также невозможно было проследить, чтобы к Чаше не подходили люди не исповедовавшиеся. В силу этого не только на Пасху, но и на многие двунадесятые праздники, на родительские субботы просто не причащали - если не во всех, то в большинстве московских храмов. О таких городах, как Новосибирск, где вообще был один храм на миллионный город, даже говорить нечего.

Таким образом, утвердилась противоречащая древней церковной традиции практика не причащаться на Пасху. Но сейчас, по крайней мере, в Москве, ее почти полностью преодолели. Произошло это в первую очередь благодаря проповеди и личному примеру Святейшего Патриарха Алексия, всегда призывающего к частому причащению Святых Христовых Тайн и лично причащающего церковный народ за каждым патриаршим богослужением. Это соответствует общей православной практике в других поместных Церквях. Например, в Греции на Пасху причащают, и это считается нормальным.

Священное Предание Церкви ясно говорит о том, что на Пасху причащаться нужно и к этому должен стремиться всякий верующий человек. Однако, это возможно только для тех, кто соблюдал Великий пост, исповедался, готовился и получил благословение священника на Причастие.

***

Читайте также по теме:

  • Об участии верных в Евхаристии - правила, регламентирующие причастие в Русской Православной Церкви - одобрены на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2 - 3 февраля 2015 года
  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих как можно чаще причащаться - Интерфакс-Религия
  • Правда о практике частого Причащения - Юрий Максимов
  • К спорам о частом причащении - протоиерей Андрей Дудченко
  • Как часто "надо" причащаться? - протоиерей Михаил Любощинский
  • Жизнь как Евхаристия - иерей Димитрий Карпенко
  • О причащении на Пасху и в период Пятидесятницы - иерей Валентин Уляхин
  • "И хотящих войти не допускаете..." (О некоторых мотивах спора вокруг Таинства Евхаристии) - иерей Андрей Спиридонов
  • Подготовка ко Святому Причащению: подходы, которые сложились для совершенно другой жизни - протоиерей Владимир Воробьев
  • Вопрос не в частоте причащения, а в осознании необходимости соединения со Христом - протоиерей Алексей Уминский
  • Причастие - самое главное событие в жизни человека - протоиерей Валентин Асмус
  • О частом причащении Святых Христовых Таин - иерей Даниил Сысоев
  • Таинство Исповеди и Причащение Святых Христовых Таин (В связи с современной критикой старой традиции обязательной исповеди перед причащением Тайн Христовых) - иеромонах Сергий Троицкий
  • Практика причащения православных прихожан советской эпохи - Алексей Беглов

***

О Причащении на Светлой седмице

В 66-м правиле VI Вселенского Собора сказано: "От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся".

Митрополит Вострский Тимофей, Иерусалимский Патриархат:

Что касается причащения на Светлой седмице, мы придерживаемся того, что неделя, следующая за Пасхой, представляет собой один пасхальный день. Так говорит сама Церковь, это видно и в службах этой седмицы. Поэтому наш Патриарх Феофил благословил всем, кто соблюдал весь Великий пост до Великой субботы, на Светлой седмице причащаться без поста. Единственное, вечером перед причащением всем рекомендуется воздержаться от скоромного, от мяса. А если днем человек вкушал мясо и молоко, это нормально.

Вопрос о причащении без поста в другие сплошные седмицы у нас оставляется на рассмотрение духовника. Вообще, Иерусалимская Церковь - за частое причащение. Наши прихожане причащаются каждое воскресенье. И это правильно. Причастие препятствует человеку грешить. Смотрите - он в воскресенье причастился, и затем старается хотя бы два-три дня удержать в себе благодать. "Как, я же принял в себя Христа! Я не могу Его оскорблять". Потом наступает середина недели, и он помнит, что в воскресенье пойдет на Причастие - нужно готовиться, поститься, сохранять чистоту в делах и мыслях. Так формируется правильная христианская жизнь, так мы стараемся быть со Христом.

Высокопреосвященный Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский:

Другой вопрос на Светлой Седмице связан с постом, с исповедью. Духовники Троице-Сергиевой лавры благословляют всегда так: пост ослабляется, но ближе к вечеру перед Причастием необходимо от скоромной пищи воздерживаться, и можно причащаться. Если чувствуете, что ваша совесть смущается, нужно пойти к священнику и исповедоваться.

***

P.S. Мы просто не можем не упомянуть аргументацию противников причастия на Пасху:

Вот слова архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона Емельянова: "В Вознесенском кафедральном соборе на Пасху мирян не причащают, только детей. Это древняя русская традиция мирянам воздерживаться от причастия в пасхальную ночь. Церковные люди, которые стремятся к духовной жизни, знают, что причащаться можно было весь Великий пост, а на Пасху православные разговляются. Те же, кто стремится причаститься на Пасху, как правило, люди, не имеющие смирения. Они хотят быть выше в духовной жизни, чем есть на самом деле. Мало того, кое-где уже в моду входит обязательно причаститься на Пасху даже среди абсолютно невоцерковлённых людей, которые и в Великий пост не говели. Дескать, особая благодать причаститься в этот день. Чтобы быть духовным человеком, нужно пронести крест христианской жизни через всю жизнь, жить по заповедям, соблюдать церковный Устав. Условий для спасения души много, а некоторые думают: причастился на Пасху и освятился на целый год. Нужно помнить, что причаститься можно не только во исцеление души и тела, но и в суд и осуждение.

Если же священник в своём приходе разрешает мирянам причащаться на Пасху, то он ни в чём не погрешает, для того и совершается Литургия. А те миряне, которые решили причаститься в этот святой день, должны взять благословение у своего духовника".

***

Примечание М.С. Слова Новосибирского архиерея мне напомнили только это:

"... и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете " (Мф. 2-4, 23:13)

И уж великое недоумение вызывают слова "древняя русская традиция". К сожалению, для немалого количества людей древность становиться синонимом истинности.

1917 год многих ничему не научил...

Причастие в Великий пост — это освящение и вкушение хлеба и вина, которое есть Тело и Кровь Господа.

Наверняка каждый православный христианин помнит Тайную вечерю, на которой перед своим распятием Иисус Христос праздновал Пасху со своими учениками. В тот день, преломляя хлеб, он сказал, что это тело его, а наливая вино, назвал его своею кровью. Затем Сын Божий призвал учеников принимать эти дары постоянно, чтобы всегда оставаться с Господом. С того времени на каждом церковном богослужении в молитве освящается хлеб и вино.

Зачем необходимо причастие?

Причастие позволяет человеку наследовать Царствие Божие, а значит, даёт возможность попасть после смерти в рай.

Причастие в Великий пост, как и в другое время, необходимо для укрепления души. Оно помогает не озлобляться в житейских буднях, оставаться чувствительным к людям, поддерживает веру и помогает соблюдать равновесие даже в самых сложных ситуациях, надеясь на Бога.

Таинство причащения очищает грехи. Ежедневно человек сталкивается с осуждением, завистью, недовольством и другими негативными чувствами. Он ощущает, как этот негатив льётся из него самого, а также видит его в других людях. Находясь в такой атмосфере, постепенно душа черствеет, отдаляясь от Бога и всецело погружаясь в житейские заботы. Постоянное недовольство отравляет жизнь, а невозможность добиться своих целей порой показывает ее просто бессмысленной. Но эти мысли не посещают людей, в сердце которых есть Бог. Вера и надежда на Бога позволяет найти правильные пути и радоваться жизни. Поэтому каждому человеку необходимо причастие, которое омывает душу и приобщает к Богу.

Причастие в Великий пост

Великий пост является временем, которое предшествует распятию и Воскресению Иисуса Христа. Православные христиане в память о великой жертве, которую принес Спаситель, постятся в течение 48 дней (с 11 марта по 27 апреля в 2019 году), а затем с радостью празднуют Пасху. Во время поста, воздерживаясь от скоромной пищи, пребывая в смирении и молитве, человек укрощает своё тело и очищается. Исповедь и причастие в Великий пост имеют большое значение, но также важно причастие перед Великим постом, а также на протяжении всего года.

Очень часто люди причащаются перед Пасхой, отдавая дань традиции, не осознавая своей греховности на самом деле. Но причастие без понимания грехов не приносит пользы. Свои грехи необходимо осознать, желая от них избавиться, и постараться не повторять в будущем.

Как нужно поститься, чтобы причаститься в Великий пост?

В первую очередь нужно помнить, что пост заключается не в одном только воздержании от пищи. Главное – это смирить свое сердце, избавить его от ненависти, злости, наполнить добротой и любовью. Постарайтесь не ссориться с близкими, не входить в конфликты, решая все вопросы смиренно и с любовью. В Великий пост следует воздержаться от просмотра телевидения, особенно фильмов с кровавыми и эротическими сценами. В тоже время следует уделять больше времени на чтение духовной литературы, ведь, взирая на подвиги святых людей и творимые ими чудеса, душа начинает оживать и стремиться к лучшему.

Важно понять, что во время поста не настолько грешно съесть кусочек мяса, как обидеть человека. Хотя воздержание в пище также является важным.

Как подготовиться к причастию?

Желая причаститься на Великом посту, подготовку нужно начать за 3-4 дня. В это время оградите тебя от всякой суеты, постарайтесь уделить время своему духовному развитию.

По церковному уставу есть четыре канона Ко причастию (Покаянный Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко причащению), их можно найти в молитвословах или распечатать из Интернета. Для того чтобы сильно не утомляться, можно осознанно прочитывать по одному канону в день. Также важно читать в это время Евангелие. Священники советуют каждому христианину в Великий пост полностью прочитывать Евангелие. Но если это сложно, то одной главы в день также будет достаточно.

С 12 ночи перед причастием запрещается употреблять любую пищу. В этот день нужно успеть к началу службы, исповедаться и после литургии причаститься Святых Христовых Тайн, которые очистят душу и приблизят её к Богу!

Уважаемый отец Андрей, я где-то слышал, что на Светлой седмице можно причащаться, не постясь. Правда ли это, и как готовиться к причастию на Светлой седмице. Нужно ли исповедоваться, в любом ли храме меня могут причастить. Спасибо.

Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой седмице он может приступать ко причащению натощак, но без поста накануне. Правило ко причащению составляет чтение пасхального канона (который и так читается на Утрене перед Литургией), часов Пасхи и Последования ко причастию. Что касается исповеди: если Вы исповедовались последний раз не раньше Лазаревой субботы или на Страстной седмице и не совершали тяжких грехов, тогда необходимость исповеди непосредственно перед причастием лучше определить со священником вашего прихода или духовником.

Конечно же, практика причащения не может быть полностью регламентирована. Общая концепция такова, как выше написано, но в некоторых пределах она может разниться от прихода к приходу. Поэтому лучше всего прислушиваться к тому, что говорит духовник или же священнослужители вашего прихода. Тогда Вам станет проще определиться с регулярностью причащения и днями, когда лучше приступать к этому Таинству.
2 и 3 февраля 2015 года проходившее в Москве Архиерейское совещание утвердило . О причащении на Светлой седмице в нем говорится следующее:

“Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица - неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, - следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития”.

Христос Воскресе!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»