На что была направлена политика николая 1. Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государства

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Годы царствования Николая I: 1825-1855.

Николай получил прозвище "жандарм Европы " за подавление революции в Венгрии (в то время была частью Австрийской империи) в 1849 году.

Основные направления внутренней политики .

1.Подавление восстания декабристов и расправа с его участниками.

Восстание декабристов произошло 14 декабря 1825 года в день присяги Николаю сенаторами и гвардией. В день восстания новому императору пришлось пережить немало неприятных минут, существовала реальная угроза его ареста или убийства. Потрясением для императора явилось то, что в составе организации декабристов были представители аристократических семейств, близких трону. Следственная комиссия по делу декабристов работала около полугода. По делу был осужден 121 человек. Осужденные были разделены на несколько категорий, в зависимости от тяжести вины и наказания. категория означала вечную каторгу, 5 человек вне категорий подлежали смертной казни. Согласно Соборному уложению 1649 года преступления против царя карались смертной казнью через четвертование. Николай "смилостивился" над "государевым преступниками", заменив четвертование повешением. П.Пестеля, К.Рылеева, П.Каховского, С.Муравьева-Апостола и М.Бестужева-Рюмина казнили в ночь на 13 июля 1926 года на кронверке Петропавловской крепости.

Тяжесть вины подсудимых по делу участников организации определялась зачастую не их деятельностью, а поведением во время следствия. Николай часто присутствовал на допросах, иногда открыто, чаще находясь за ширмой. Сохранились многочисленные свидетельства того, что его личные впечатления, отношение к тому или иному подследственному предопределили строгость его содержания в крепости, возможность передачи посылок и свиданий с близкими, а также определение степени его вины. Осужденные на каторгу декабристы были пропущены через процедуру гражданской казни со срыванием эполетов и разламыванием шпаги над головой, а затем были отправлены в Сибирь по этапу. И если бы не самоотверженность жён декабристов, добившихся разрешения последовать за мужьями, наверное, так бы они и сгинули на каторге, поскольку Николай до конца своего царствования не соглашался на амнистию. Претерпевая многие лишения, отказавшись от дворянских привилегий, жены декабристов вызывали уважение местной администрации, а иногда опасения недовольства их влиятельной столичной родни, что заставляло следить за условиями содержания осужденных. Три отважные женщины, первыми последовавшие в Сибирь за мужьями, стали героинями поэмы А.Некрасова "Русские женщины". Это Е.И.Трубецкая (княгиня Трубецкая была дочерью графа Лаваля и приятельницей императрицы), М.Н.Волконская (дочь генерала Н.Н.Раевского, муза А.С.Пушкина), А.Г.Муравьева (привезла в Сибирь послание А.С.Пушкина " Во глубине сибирских руд", умерла от воспаления лёгких в 28 лет).

Независимо от характера убеждений и деятельности, участники движения декабристов показали верность нравственному долгу служения ближнему. Власть же показала жестокость и необъективность: по людям стреляли картечью, были убиты или ранены любопытные зрители, тяжесть наказания определялась субъективно и не всегда соотвестствовала степени вины.

В дальнейшем царь часто обращался к материалам следственного дела, отдельные выписки постоянно лежали в его столе, поскольку во время допросов декабристы подняли самые насущные вопросы жизни страны. Пережитые чувства неуверенности и страха в день восстания заставили Николая ввести жёсткие охранительные меры.

2. Попытки решения крестьянского вопроса.

Указ "об обязанных крестьянах" 1842 год не носил обязательного характера, он позволял помещикам, предоставив своим крестьянам личную свободу, перейти на договорные отношения с ними по поводу земли и её обработки. Фактически указ идентичен манифесту Александра I "о вольных хлебопашцах".

Реформа управления государственными крестьянами (т.н. реформа Киселёва). Подготовкой реформы занималось Пятое Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Для проведения реформы в 1837 году было создано Министерство государственных имуществ под руководством П.Д.Киселева. Реформа предусматривала новую систему управления и улучшение жизни и быта государственных крестьян, а также создание условий для деятельности органов волостного и уездного крестьянского самоуправления. Новая налоговая система учитывала доходность крестьянских хозяйств, специально созданные в губерниях казенные палаты должны были, по мысли Киселева, хорошо разбираться в жизни крестьян и компетентно руководить округами, состоявшими из нескольких уездов проживания государственных крестьян. Предусматривалось введение особого суда для мелких крестьянских правонарушений. Во многих округах открывались лечебные и образовательные учреждения. Новые органы управления пытались внедрить новые передовые приёмы хозяйствования, что не всегда встречало понимание крестьян. Особое недовольство крестьян вызвали обязательные посадки картофеля. Так называемая общественная запашка, то есть обязательные посевы картофеля на случай голода, была воспринята крестьянами как государственная барщина, что вызвало серьёзное сопротивление, вплоть до "картофельных бунтов", подавленных силой.

В целом, реформа привела к улучшению жизни и быта государственных крестьян. Их недовольство было вызвано принудительными административными мерами, то есть субъективными факторами.

Что же касается реакции помещиков, которые, согласно намерениям графа Киселева, должны были проникнуться желанием перемен в положении крепостных крестьян, то этого не произошло. Наоборот, они стали выражать опасения.

Инвентарная реформа. 1847-1848. Реформа касалась взаимоотношений дворян и крепостных крестьян в Западной Украине. Были составлены инвентарные книги, куда входили записи положенной феодальной ренты крестьян: размера оброка и барщины. Фиксация ренты означала, что помещики не имели права её увеличивать. Реформа была выполнена с согласия помещиков и могла, как при Александре I в Прибалтике, стать первым шагом по облегчению и отмене крепостного права в регионе.

3. Финансовая реформа.

Проведена в 1839-1842 годы под руководством министра финансов Е.Ф.Канкрина. Реформа была

вызвана, в частности, последствиями экономической войны Наполеона, Великая армия которого, помимо всего прочего, наводнила Россию фальшивыми ассигнациями. Все ассигнации подлежали обмену на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на серебро. Согласно указу, серебряный рубль стал главным средством платежа, был установлен его твёрдый курс по отношению к ассигнациям.

Реформа укрепила финансовую систему страны и способствовала её экономической стабилизации.

4. Создание нового свода законов или кодификация.

Кодификация или тематическое упорядочение существующих российских законов было выполнено под руководством М.М.Сперанского по поручению Николая I. Для проведения этой непростой реформы было создано Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которую и возглавил Сперанский. Реформа состояла из двух основных этапов. Сначала было опубликовано в 1830 полное (45-томное) собрание законов Российской империи, созданных с Соборного уложения 1649 до 1826 года. Затем был подготовлен и опубликован Свод законов - тематически упорядоченное, приведенное в соответствие с современными нормами российского права и русского языка собрание действующих законов Российской империи. По объёму и содержанию это грандиозная работа, только организационный талант и работоспособность М.М.Сперанского, его блестящее умение формулировать позволили провести эту работу. В подготовке кодификации Сперанский проанализировал систему французского, немецкого и английского законодательства в поисках оптимального варианта и остановился на франко-немецкой правовой системе. 15-томный Свод законов был опубликован в 1833 году.

5. Мероприятия последовательного консерватизма, охранительные меры по защите существующего строя.

Создание Третьего Его Императорского Величества канцелярии в 1826 году.Третье отделение под руководством графа Бенкендорфа выполняло функции политической полиции. Постоянный надзор, перлюстрация писем, доносы - применявшиеся средства деятельности. Отделению подчинялся Отдельный корпус жандармов по командованием графа Дубельта.

Жёсткий цензурный устав. Новые цензурные правила 1826 и 1828 годов вводили строгую предварительную цензуру на любое печатное издание.

Идеология. "Теория официальной народности" - система взглядов, внедрявшаяся в общественное сознание. Ядро её составляла формула министра просвещения графа С.С.Уварова: "православие, самодержавие, народность". Православие - лучшая религия, самодержавие - лучший строй для России. Народность означает особые отношения между царем и народом - отношения строгого, но любящего отца и послушных его воле детей. Идеология внедрялась с помощью системы образования, литературы и искусства. Её апологеты (преданные сторонники) - поэт Кукольник, литераторы Булгарин и Греч, автор исторических романов Загоскин.

Результаты внутренней политики Николая I.

1.Безусловно, реформа управления государственными крестьянами, финансовая реформа и систематизация российского законодательства - самые значительные и успешные, имевшие позитивные результаты, мероприятия внутренней политики Николая 1. Стабилизация финансовой системы, улучшение положения значительной части крестьян, модернизация правовой системы - результаты правильного выбора направлений деятельности и талантливых исполнителей.

2.Охранительные направление привело, скорее, к негативным результатам. Обстановка доносительства, слежки, контроля негативно сказалась на жизни и деятельности самых выдающихся людей времени, в том числе великих русских поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Жёсткие полицейские меры не привели к отказу от общественного движения, показателем чего являются студенческие кружки, общество петрашевцев. Жестокие наказания, не соответствующие степени вины, применявшиеся властью, вызывали отторжение от существующей общественно-политической системы значительной части образованного населения.

3. Бюрократизация государственного аппарата, рост числа чиновников - ещё одно негативное следствие внутренней политики Николая. В целях централизации власти, личного контроля он создавал новые государственные структуры, отделения Собственной императорского величества канцелярии, дублировавшие работу других органов управления. Сама канцелярия под контролем талантливых руководителей работала эффективно. Например, Второе отделение под руководством Сперанского в составе всего 4 чиновников и 2 помощников всего лишь за 8 месяцев составило хронологический реестр тысяч законов, хранящихся в различных архивах. А вот многочисленные отделения различных департаментов с коррумпированными чиновниками - тема многих литературных произведений. В целом количество чиновников в России при Николае I выросло до 60 тысяч человек. Все они, по распоряжению царя, были одеты в особую (каждое подразделение) форму, но это не способствовало эффективности их деятельности.

Главным минусом внутренней политики Николая (как и Александра I) является отказ от отмены крепостного права, которое тормозило развитие страны во всех отношениях, приводя к низко эффективному труду, негативно сказываясь на её обороноспособности, что показала Крымская война. Но для отмены крепостного права одной воли царя было недостаточно, а большинство русских дворян по-прежнему к этому не было готово.

Восстание декабристов оказало большое влияние на
правительственную политику. Активная и целеустремленная
борьба с любыми проявлениями общественного недовольства
стала важнейшей составной частью внутриполитического курса
нового монарха - Николая I
(1796-1855).

Необходимым условием упрочения существующего строя
император считал усиление личного контроля монарха за
работой государственного аппарата
. Николаевское
царствование - время предельной централизации управления
империей, апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в
движение сложную государственную машину, находились в
руках монарха.

Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание
император уделял укреплению репрессивного аппарата .
Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система
политического сыска нуждалась, как показало восстание
декабристов, в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать
"безопасность престола и спокойствие в государстве" стало
III отделение Собственной его императорского величества
канцелярии. Исполнительным органом III
отделения был
Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась
на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими
генералами. В каждой губернии вопросами охраны
государственной безопасности ведал специально назначенный
штаб-офицер (старший офицер) жандармерии.

Предметом особых забот Николая I были печать и
образование
. Именно здесь, по его мнению, укоренилась
"революционная зараза". В 1826 г. был издан новый
цензурный устав, получивший у современников название
"чугунного устава". Действительно своими жесткими нормами
он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов.
Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности
своего "чугунного" предшественника. Тем не менее мелочный
и жесткий надзор за печатью сохранялся.

Столь же педантичному контролю подвергались и учебные
заведения
. Николай I стремился сделать школу сословной, а
преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия,
вести в строгом православно-монархическом духе.
Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать
крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения.
В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший
средние и низшие звенья народного образования. Между
существовавшими типами школ (одноклассное приходское
училище, трехклассное уездное училище, семиклассная
гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась,
поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из
соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась
для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные
учебные заведения находились под жестким надзором
Министерства народного просвещения. Пристальное внимание
правящие круги уделяли университетам, которые и высшая
бюрократия, и сам царь не без оснований считали
рассадником "своеволия и вольнодумства". Устав 1835 г.
лишил университеты значительной части их прав и внутренней
самостоятельности. Целям идеологической борьбы со
свободомыслием служила сформулированная в 1833 г.
министром народного просвещения С.С.Уваровым теория
официальной народности, базировавшейся на трех принципах:
православие, самодержавие и народность. В духе этой
теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков
русской национальной традиции, строилось преподавание в
учебных заведениях. Теория официальной народности активно
пропагандировалась в прессе и литературе.


Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию
официальной народности
, Николай I решительно боролся с
любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры
принимались против старообрядцев, у которых отбирались
молитвенные здания, недвижимость и т.п. Дети
"раскольников" насильственно зачислялись в школы
кантонистов. Такая "защита" интересов официального
православия не шла, однако, последнему на пользу.
Православная церковь при Николае I окончательно
превратилась в составную часть бюрократической машины.
Синод все больше становился "ведомством православного
исповедания", управлявшимся светским должностным лицом -
обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета
церкви.

6 декабря 1826 г. Николай I образовал
специальный секретный комитет, призванный рассмотреть
ситуацию в государстве и разработать программу необходимых
реформ. "Комитет 6 декабря 1826 г." действовал в течение
трех лет. Им была намечена довольно обширная программа
преобразований, предусматривавшая, в частности, некоторое
ограничение помещичьей власти над крестьянами, перестройку
центральной и местной администрации в духе принципа
разделения властей и т.п. Крайне консервативные круги
выступили против этих планов. Восстание в Польше,
"холерные бунты" 1830-1831 гг. окончательно похоронили
большинство начинаний этого Комитета. Для обеспечения
законности известное значение должна была иметь
кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом
этой обширной работы по систематизации законов,
появившихся после Соборного уложения 1649 г., стало
издание "Полного собрания законов Российской империи" и
"Свода законов Российской империи". Впрочем, значение,
которое имели все эти упорядочившие законодательство меры,
было небольшим, поскольку чиновничество действовало,
абсолютно не считаясь с какими-либо правовыми нормами.

В последующие годы своего царствования Николай I
неоднократно возвращался к мысли о необходимости
урегулирования вопроса о крепостном праве
. Различные
варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8
секретных комитетах, которые буквально один за другим
создавались императором. Позиция самого Николая I в
крестьянском вопросе была весьма противоречивой. "Нет
сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у
нас есть зло... - заявил царь однажды, - но прикасаться к
нему теперь было бы делом еще более гибельным". В этих
условиях практические результаты работы упомянутых
комитетов оказались ничтожными. Ни на какие меры,
сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных,
Николай I не пошел. Неутешительные результаты дала и
проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа
управления государственными крестьянами. Призванная
улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее
просвещенных и способных сановников николаевского
царствования П.Д.Киселевым, эта реформа обернулась для
казенной деревни усилением административной опеки со
стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола
начальства. Бюрократический аппарат действовал сам по себе
и вопреки воле самодержца, руководствуясь собственными
интересами. В конечном счете поэтому на реформу
П.Д.Киселева крестьянство ответило вспышкой серьезных
волнений.

Николай I уделял большое внимание вопросам укрепления
позиций первого сословия империи - дворянства
как
важнейшей опоры трона. Процесс постепенного экономического
оскудения дворянства давал себя знать по мере разложения
крепостнической системы. В этой связи самодержавие
стремилось упрочить положение высших и средних слоев
помещиков, жертвуя интересами слабевших экономически, а
потому казавшихся и политически ненадежными представителей
дворянства. Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию
в выборах на дворянские общественные должности только тех
помещиков, которые имели в пределах губернии не менее 100
душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Для
того чтобы затруднить проникновение в дворянскую среду
выходцев из "податных состояний", в 1845 г. был издан
закон, в соответствии с которым на военной службе
потомственное дворянство приобреталось лишь по достижении
старшего офицерского чина, а на гражданской - чина V, а не
VIII класса, как это практиковалось раньше. Своеобразную
преграду возраставшим домогательствам на дворянское звание
соорудил Манифест 10 апреля 1832 г. Им были созданы
институты "потомственных почетных граждан" (к ним
относились крупные предприниматели, ученые, дети личных
дворян и т.п.) и "почетных граждан" (низшие чиновники,
выпускники высших учебных заведений). Все они получали
некоторую часть дворянских привилегий - свободу от
телесных наказаний и др. Это, по мысли правящих кругов,
должно было уменьшить желание "неблагородных" элементов
добиваться получения дворянства. Для укрепления
материальной базы первого сословия в 1845 г. Николай I
создал институт заповедных наследственных имений
(майоратов). Они не подлежали дроблению и, составляя
собственность дворянского рода, переходили по наследству к
старшему сыну.

В своей экономической политике Николай I в известной
степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии,
потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла
свое отражение в покровительственных таможенных тарифах,
организации промышленных выставок, железнодорожном
строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила
устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии
отечественной торговли и промышленности. Волнения рабочих
на предприятиях вынудили самодержавие в 30 - 4О-е годы XIX
в, издать законы, регулировавшие трудовые отношения в
промышленности и несколько ограничивавшие произвол
работодателей.

Охранительные начала в правительственной политике резко
усилились в последние годы царствования Николая I.
Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги
Российской империи. Начались гонения на печать и школу.
Для усиления действующей цензуры были образованы
специальные комитеты (под руководством А.С.Меншикова - для
наблюдения за журналами и Д.П.Бутурлина - для надзора за
"духом и направлением всех произведений...
книгопечатания"). На литераторов, чьи произведения
вызывали недовольство властей, обрушивались кары. Один из
лидеров славянофильства Ю.Ф.Самарин был заключен в
Петропавловскую крепость за сочинение, направленное против
прибалтийских немцев, которое прочитало всего 13 близких
знакомых автора. За свои произведения поплатились ссылками
М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Тургенев. В высших учебных
заведениях свертывалось преподавание философии,
ограничивался прием в университеты, которые Николай I
вообще был непрочь закрыть. Резко усилился надзор над
профессорами и студентами. Борьба с "революционной
заразой" активизировалась. Сильное впечатление на общество
произвел разгром кружка петрашевцев.

Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела
Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при
сохранении существующих порядков Россия не может
состязаться на равных с передовыми государствами Западной
Европы. Прогрессировавшая экономическая отсталость
обусловливала несоответствие уровня военной мощи страны
требованиям времени. Николаевская система обанкротилась.
Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в
состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям
эпохи функционирование государственной машины. Обладавший
неограниченной властью монарх не мог справиться с
коррупцией и некомпетентностью чиновничества. От общества
бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху,
несмотря на все усилия Николая I, не приносил никакого
эффекта. "Взгляните на годовые отчеты, - писал в 1855 г.
курляндский губернатор П.А.Валуев, - везде сделано все
возможное, везде приобретены успехи... Взгляните на дело,
всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной
оболочки... и редко, где окажется прочная плодотворная
польза. Сверху блеск, внизу гниль". В 1855 г. в обстановке
военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность
проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о
проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть
отставание России от ведущих держав.

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Внутренняя политика Николая 1, который правил Российской Империей с 1825 по 1855 года, отличалась тем, что император поднимал роль государства в общественной жизни, а также лично пытался вникнуть во все проблемы своей страны. Важно отметить, что Николай был третьим сыном Павла 1, поэтому реально его никто не рассматривал в роли российского правителя и никто не готовил к власти. Для него была уготовлена участь военного. Тем не менее власть досталась Николаю Первому, внутренняя политика которого, особенно на начальном этапе, очень походила на армейскую диктатуру. Молодой император старался окружить себя покорными, исполнительными людьми, которых можно было подчинить собственной воле. Если в нескольких словах описать основные направления внешней политики императора Николая 1, то вот они:

  • Укрепление самодержавия.
  • Расширение государственного аппарата. Фактически именно в эту эпоху был создан гигантский бюрократизм.
  • Борьба со всеми несогласными. В эпоху правления Николая 1 шла активная борьба со всеми общественными и политическими объединениями, которые смели высказывать свое недовольство действующей властью.

Укрепление роли государства

Первые годы правления Николая 1 отметились с тем, что император, в отличие от своих предшественников, стремился самостоятельно вникнуть во все проблемы страны. Он вникал не только в ключевые проблемы, но изучал и мало важные аспекты жизни страны. Для решения этих задач правитель расширил, и очень существенно, полномочия Собственной его Императорского Величества Канцелярии. Фактически именно этот государственный орган стал теперь играть основополагающую роль в жизни России. Если в предыдущие годы вся внутренняя политика строилась на основе работы Кабинета Министров, кто теперь ключевую роль играла именно Канцелярия.


Более того, император стремился увеличить роль этой Канцелярии. Так, в 1826 году было создано второе отделение Канцелярии, которое возглавил Сперанский. Он был возвращен императором из ссылки. Роль второго отделения была в том, чтобы создать единый свод государственных законов. Важно отметить, что до Николая 1 это сделать не удалось никому. Тем не менее, уже в 1832 году было опубликовано 45 томов законов Российской Империи. Все они были разработаны при непосредственном участии Сперанского. В 1833 году был опубликован полный свод действующих законов Российской Империи.

Говоря об укрепление роли государства, как важнейшей составляющей части внутренней политики Николая 1, важно отметить, что укрепление самодержавия осуществлялась по 4-м основным направлениям:

  1. Создание Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. О ней мы говорили выше.
  2. Создание специальных Комитетов. Все созданные Комитеты подчинялись лично императору и отвечали за решение различных государственных вопросов.
  3. Создание "Теории официальной народности". Подробнее об этой теории вы можете прочитать в соответствующем разделе нашего сайта, сейчас же хочу только отметить, что это была теория создания новой идеологии для населения.
  4. Создание полного контроля над общественной и политической жизнью страны. Любая организация могла быть закрыта и уничтожена по одному только подозрению в несогласии с действующей политикой.

В 1826 году был создан секретный комитет. Возглавил его Кочубей. Основной задачей этого комитета стала создание и разработка ключевых реформ государственного управления России. Несмотря на важность этой задачи, решить ее Кочубею не удалось.

Очень важная черта внутренней политики того периода является гигантское расширение чиновничьего аппарата. Судите сами. На момент смерти Александра 1 в России было 15000 чиновников. К концу правления Николая 1 их насчитывалось уже 90000. Такое гигантское расширение бюрократии (в 6 раз!) привело к тому, что государству стало невозможно осуществлять контроль за деятельностью каждого из своих чиновников. Поэтому очень часто для простых людей решение мелкого чиновника были намного важнее чем решение Министров или даже Императора.

Опора на дворянство

Стремясь укрепить собственную власть Николай 1 решил опираться именно на дворянство. Главным образом это выражалось в том, что молодой император сильно переживала, что за годы правления его предшественников многие дворянские семьи очень сильно обнищали. Особенно это было показательно во время правления Александра 1. Внутренняя политика Николая 1 того времени во многом строилась на том, чтобы построить основы государственного управления, опираясь на дворянство. Поэтому были приняты основные шаги для того, чтобы улучшить финансовое положение дворянских семей, вызвав тем самым у них желание защищать действующего монарха. Шаги для реализации этого плана были предприняты следующие:

  • При наследовании дворянского имущества, в состав которого входят не менее 400 крестьянских дворов, запрещалось проводить разделение этого имущества.
  • Начиная с 1828 года среднее и высшее образование в Российской Империи стало доступным исключительно для детей из дворянских семей.

Эти шаги были направлены на то, чтобы поднять роль и авторитет дворянства в жизни государства. Именно поэтому можно говорить о том, что политика Николая 1 внутри страны проводилась во многом в интересах богатых сословий, на которые император и решил опираться в своей работе.

Решение крестьянского вопроса

К началу правления Николая 1 уже никто в России не отрицал того факта, что жизнь простых крестьян необходимо улучшать. Решение крестьянского вопроса давно назревало, но никто всерьез им так и не занимался. В 1837 - 1841 годах была проведена крестьянская реформа, которая коснулась исключительно государственных крестьян. Во главе этой реформы стоял генерал Киселёв, который на момент проведения реформы занимал пост члена государственного совета и министра государственного имущества. В результате этих реформ крестьянам позволялось создавать собственное самоуправление, в деревнях начали строиться школы и больницы. Важный пункт данной реформы касался введения "общественной пашни". Она была введена для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожайных лет. Но таких пашнях крестьяне работали сообща, результатами своей работы также пользовались сообща. Тем не менее, не следует думать, что такие нововведения были положительно воспринято и в обществе. Многие реформы российских императоров отличались своей нелогичностью и не продуманностью. В частности в большинстве случаях на общественных полях крестьян насильственно заставляли выращивать картофель. В результате этого в 1842 годах по стране прокатился целый ряд картофельных бунтов.

Основные этапы решения крестьянского вопроса

Я не хочу умереть и не решить... крестьянский вопрос...

Николай 1 Павлович

Крестьянская реформа Киселева должна оцениваться объективно, как изменения, которые в лучшую сторону жизнь крестьян не изменили. Более того, следует говорить о том, что эта реформа внесла огромные различия между государственными и крепостными крестьянами. Но что касается улучшения жизни крепостных крестьян, а тем более попыток их раскрепощения, то здесь Киселёв и Николай 1 придерживались мнения, что Россия к этому не готова. В частности это аргументировалось тем, что отмена крепостного права может привести к серьезным осложнениям с дворянством. А мы уже говорили, что внутренняя политика императора Российской Империи Николая 1 во многом опиралась на дворянство.

Однако некоторые шаги в улучшении жизни крепостных крестьян все-таки делались:

  1. Помещики наделялись правом освобождения крепостных крестьян, предоставлением им земли в собственное пользование. Справедливости ради отмечаем, что этим правом не воспользовался никто.
  2. В 1847 году был принят закон, согласно которому крестьянин имел право выкупить свою свободу, если помещик выставлял его на продажу за долги.

Эти изменения никаких существенных изменений в жизнь крестьян не внесли. Крепостное право как существовало, так и осталось существовать, а те преимущества, которые формально были реализованы на бумаге, на практике в жизнь не воплощались.

Борьба с революционерами внутри страны

Одно из главных направлений внутренней политики Николая 1 заключалась в борьбе с революцией. При этом император пытался уничтожить революцию и революционеров в любом их проявлении. Для этих целей была полностью реорганизована деятельность политической полиции. Ей в помощь в 1826 году было создано 3 отделение царской канцелярии. Очень интересно является формулировка, которая описывает задачей этой канцелярии - контроль за настроением умов. В том же 1826 году был виден жесткий цензурный контроль за всеми органами печати. Современные историки часто называют эту цензуру чугунной.

Поэтому можно смело говорить о том, что внутренняя политика Николая 1 проводилась исключительно в интересах дворянства и в борьбе с революцией. Все реформы и все преобразования внутри страны в период правления этого императора проводилась исключительно в этих целях. Именно укреплением власти дворянства и борьбой с революцией объясняют все политические процессы, которые проводились в российской империи в период правления Николая 1.

Николай 1 Павлович (рожд. 25 июня (6 июля) 1796 г. – смерть 18 февраля (2 марта) 1855 г.) – император Всероссийский. Годы правления Николая 1: 1825-1855 гг.

Николай 1 (краткая биография)

Николай был третьим из пятерых сыновей , потому в принципе не мог рассчитывать на престол, чем было определено направление его воспитания и образования. С раннего возраста он увлекся военным делом, в особенности его внешней стороной, и готовился к военной карьере.

1817 год – великий князь Николай Павлович женился на дочери короля Пруссии, которая в православии получила имя Александра Федоровна. У них было семеро детей, старший из которых, в последствии, стал императором Александром II.


По «теории официальной народности», которая была разработана С. С. Уваровым, у России имеется свой путь развития, она не нуждается во влиянии Запада и ее следует изолировать от мирового сообщества. Российскую империю при Николае Павловиче называли «жандармом Европы» за охранение покоя в европейских государствах от революционных выступлений.

Социальная политика

В социальной политике при Николае 1 делался упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, согласно которого дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. 1845 год – императором был издан «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

Крепостное право

Крепостное право во времена царствования Николая Павловича пользовалось поддержкой государства, и монарх подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Однако император не был сторонником крепостничества и в тайне готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.

Итоги правления Николая 1

Император Николай 1 скончался 18 февраля 1855 года. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в российской истории, начиная со .

После восстания декабристов государь утратил доверие к высшим слоям дворянства. Основную опору самодержавия теперь он видел в чиновничьей бюрократии. Царь опирался на ту часть дворянства, доходы которой были не достаточными для того, чтобы можно было обходится без государственной службы и жалованья.

Начал формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба стала профессией. Как cчитает известный русский историк А. Коршелов, Николай 1 во внутренней политике руководствовался идеями Н.М. Карамзина, которые были изложены им в записке «О древней и новой истории»: «Самодержавие – важнейший элемент стабильного функционирования государства. Основная цель монархии – служение интересам страны на благо его процветания».

Внутренняя политика Николая 1 была сориентирована на сохранение статус-кво во всех областях жизни, в особенности основ крепостничества, старых политических институтов Она игнорировала насущные проблемы в экономике (промышленность, транспорт, техническое перевооружение армии и флота). Нежелание провести буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая 1, обернувшись поражением Российской империи в Крымской войне.

Поэтому не мог рассчитывать на престол, что определило направление его воспитания и образования. С ранних лет он увлекался военным делом, особенно его внешней стороной, и готовился к военной карьере.

В 1817 г. великий князь Николай Павлович женился на дочери прусского короля, в православии получившей имя Александры Федоровны. У них было 7 детей, старший из которых – будущий император Александр II.

В 1819 г. император Александр I сообщил Николаю о намерении их брата Константина Павловича отречься от своего права престолонаследия, и соответственно власть должна будет перейти к Николаю. В 1823 г. Александр I издал Манифест, провозглашавший наследником престола Николая Павловича. Манифест являлся семейной тайной и не был опубликован. Поэтому после внезапной смерти Александра I в 1825 г. возникла путаница с вступлением на престол нового монарха.

На 14 декабря 1825 г. была назначена присяга новому императору Николаю I Павловичу. На этот же день «декабристы» запланировали восстание с целью свержения самовластия и требованием подписать «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались гражданские свободы. Проинформированный Николай перенес присягу на 13 декабря, а восстание было подавлено.

Внутренняя политика Николая I

С самого начала правления Николай I заявил о необходимости реформ и создал «комитет 6 декабря 1826 года» для подготовки преобразований. Большую роль в государстве стала играть «Собственная Его Величества канцелярия», которая постоянно расширялась созданием множества отделений.

Николай I поручил специальной комиссии под руководством М.М. Сперанского разработать новый Свод Законов Российской империи. К 1833 г. было отпечатано два издания: «Полное собрание законов Российской империи», начиная с Соборного уложения 1649 г. и до последнего указа Александра I, и «Свод действующих законов Российской империи». Кодификация законов, проведенная при Николае I, упорядочила российское законодательство, облегчила ведение юридической практики, но не принесла изменений в политическую и социальную структуру России.

Император Николай I по духу своему был самодержцем и ярым противником введения в стране конституции и либеральных реформ. По его мнению, общество должно жить и действовать, как хорошая армия, регламентировано и по законам. Военизация государственного аппарата под эгидой монарха – вот характерная черта политического режима Николая I.

Он крайне подозрительно относился к общественному мнению, под цензурный гнет попали литература, искусство, просвещение, были приняты меры по ограничению периодической печати. В качестве национального достоинства официальная пропаганда стала превозносить единомыслие в России. Идея «Народ и царь едины» была главенствующей в системе образования в России при Николае I.

Согласно «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым, Россия имеет свой путь развития, не нуждается во влиянии Запада и должна быть изолирована от мирового сообщества. Российская империя при Николае I получила название «жандарма Европы» за охранение покоя в европейских странах от революционных выступлений.

В социальной политике Николай I делал упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, по которому дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. В 1845 г. император издал «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

Крепостное право при Николае I пользовалось поддержкой государства, и царь подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Но Николай I не был сторонником крепостничества и тайно готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.

Внешняя политика Николая I

Наиболее важные стороны внешней политики в период царствования Николая I были возврат к принципам Священного союза (борьба России против революционных движений в Европе) и Восточный вопрос. Россия при Николае I участвовала в Кавказской войне (1817-1864 гг.), русско-персидской войне (1826-1828 гг.), русско-турецкой войне (1828-1829 гг.), в результате которых Россия присоединила к себе восточную часть Армении, весь Кавказ, получила восточный берег Черного моря.

В период правления Николая I наиболее памятной стала Крымская война 1853-1856 годов. Россия была вынуждена воевать против Турции, Англии, Франции. В ходе осады Севастополя Николай I потерпел поражение в войне и утратил право иметь военно-морскую базу на Черном море.

Неудачная война показала отсталость России от передовых европейских стран и насколько нежизненной оказалась консервативная модернизация империи.

Николай I умер 18 февраля 1855 г. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в истории России, начиная со Смутного времени.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»