Быть священником. В церкви эллады обостряется проблема дефицита духовенства

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

МОСКВА, 23 июн — РИА Новости, Антон Скрипунов. Все больше россиян хотят стать священниками. Такая тенденция наметилась в экономически непростое для страны время. Только за минувший год число граждан, подавших документы на подготовительные курсы семинарий, выросло на четверть, а число поступивших в духовные учебные заведения — на 19%, приводит данные Учебный комитет Русской православной церкви.

Так сложилось, что в народе слова "батюшка" и "достаток" довольно часто употребляются вместе. И практически ни одна дискуссия о церковных деньгах не обходится без фразы про "попов на мерседесах". О том, как молодые люди выбирают духовный сан, сколько на самом деле зарабатывают священники, и почему Церковь в годы СССР была намного богаче — в материале РИА Новости.

"Каков приход — таков и поп"

В последнее время информационный фон вокруг духовенства РПЦ не самый благоприятный. Так, на днях патриарх Кирилл призвал священнослужителей РПЦ не ездить на дорогих машинах, даже если их подарили. Аргумент прост: общественное мнение. Когда у храмов "целые кавалькады дорогих лимузинов, это, конечно, вызывает у людей реакцию". Поводом для такого заявления стал скандал с участием епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария. Тот якобы просил СМИ не публиковать информацию о подаренном ему дорогом внедорожнике.

У епископа на джипе нашлись как противники, так и защитники. Одни апеллировали к извечному "Христос учил нестяжательству". Другие обращались к многовековому наблюдению народа: "каков поп — таков приход". Мол, если прихожане приезжают на службу на мерседесах, а священник ходит в рваной рясе, то это "не есть правильно".

"Сейчас у нас содержателем священнослужителя является приход. И зарплата священника — то жалование, которое он имеет в результате служения на конкретном приходе. У нас нет какого-то распределения зарплат в епархиях. И тем более, как в каких-то странах, нет государственных зарплат для духовенства", — поясняет замглавы Учебного комитета РПЦ, настоятель храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

В 95% процентах случаев иного источника дохода у священника, отмечает Козлов, попросту нет. А прибыльность прихода зависит от многих факторов, в том числе и от общего экономического благополучия того или иного региона.

"Церковь — это часть народа. Если народ бедный, то и Церковь бедная. Если народ встает на ноги, то и Церковь встает. <…> Кроме того, материальное благополучие прихода зависит и от численности паствы", — отмечает, в свою очередь, настоятель московского храма Климента, папы Римского протоиерей Леонид Калинин.

В 2013 году Архиерейский собор Русской церкви принял положение о материальной и социальной поддержке духовенства, церковных работников, а также членов их семей. Документ, по сути, привел этот вопрос в полное соответствие со светским законодательством в области охраны труда. Зарплаты священников стали соответствовать среднему уровня заработка по региону.

Кроме того, РПЦ создала дополнительный механизм финансовой поддержки своего духовенства: "В структуре каждой епархии надлежит создать (без прав юридического лица) епархиальную комиссию по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской православной церкви, а также членах их семей", — говорится в положении.

"При СССР было лучше"

Тем не менее в РПЦ не отрицают, что некоторые священники на приходах склонны к корыстолюбию. Более того, эта проблема достаточно давняя и вряд ли полностью искоренима.

Известный православный святитель и врач Лука Крымский в 1948 году, когда страна восстанавливалась после войны, издал указ, обращавший внимание на "недостойное поведение священнослужителей".

"Некоторые из вас отлучают от Христа, от веры в Него и любви к Нему слабых верою овец стада Христова своим корыстолюбием. … Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, и конечно, не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему, и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников — не пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе", — так архиепископ Лука изобличал духовенство Крымской епархии.

Тем не менее Церковь не осуждает материальное благополучие, особенно если оно приносит пользу обществу, замечает известный церковный миссионер, ведущий интернет-проекта "Вопросы батюшке" иеромонах Макарий (Маркиш). Но, как ни парадоксально это звучит, сейчас РПЦ испытывает нехватку как материальных, так и человеческих ресурсов.

советское время под давлением власти Церковь материально была богаче. Почему? Потому что люди приносили свои пожертвования, а возможности их тратить почти не было. Например, поставить новую крышу деньги есть, но надо изворачиваться с получением всевозможных разрешений", — обращает внимание Маркиш.

Сейчас же у каждого прихода полная свобода действий в материальном плане. Да вот только во многих случаях бывает так, что нет денег отремонтировать ту же крышу.

"Сегодня мы живем беднее, чем при советской власти", — утверждает иеромонах.

Это, по его словам, влияет на выбор православной молодежи. Зарплата многих священников неконкурентоспособна в сравнении с другими сферами деятельности.

Патриарх попросил настоятелей монастырей отказаться от дорогих посохов "Я не благословлял превращать игуменские жезлы в патриаршие. У вас должен быть простой монашеский жезл, без всяких украшений и побрякушек. Как приедете домой, закажите себе простые деревянные посохи", - заявил предстоятель Русской церкви на открытии собрания игуменов и игумений.

"Вот юноша заканчивает институт. И ему говорят: "Поступай работать к нам в храм катехизатором, а потом закончишь семинарию заочно и станешь священником. Тебе сейчас мы будем платить целых 10 тысяч рублей". В нашем областном центре (город Иваново. — Прим. ред.) это хорошая зарплата для катехизатора, кстати говоря. А другой ему говорит: "Поступай к нам в банк работать. Мы тебе для начала будем платить 50 тысяч рублей". А этот молодой человек женат, у него маленький ребенок. Вот что сказать этому молодому человеку?! Понимаете, о чем я говорю?", — намекает Маркиш.

Смена мировоззрения

Наверное, поэтому в намерении молодых людей пойти в священники деньги играют далеко не первую роль. Протоиерей Максим Козлов связывает увеличение числа семинаристов с тем, что все больше церковных учебных заведений получают государственную аккредитацию, тем самым улучшая качество духовного образования.

"Семинарии постепенно получают государственные аккредитации, их число незначительно, но увеличилось. Шесть из них имеют государственную аккредитацию. Параллельно идет процесс смены поколений духовенства и увеличения числа священнослужителей", — замечает представитель Учебного комитета.

В Русской церкви не скрывают, что развитию духовного образования способствует признание теологии наукой на светском уровне. В какой-то степени, утверждают церковные деятели, это также будет способствовать мировоззренческому выбору молодых людей. Более того, государство намерено вдвое увеличить число бюджетных мест по специальности "теология".

"Я бы не сказал, что профессия священника в целом экономически привлекательна … Сейчас происходит смена социальной базы прихожан Русской православной церкви. Если 25-30 лет назад это были в основном женщины старше 50-60 лет и не в крупных городах, то теперь чем крупнее город, чем больше количество молодежи, тем интенсивнее и живее жизнь приходов. Это ведет к тому, что те молодые люди, которые воспитаны в православных семьях в новой России, постепенно заполняют места абитуриентов в наших семинариях", — заключает протоиерей Максим Козлов.

Согласно действующему законодательству, Элладская православная церковь - автокефальная церковь, чья каноническая юрисдикция распространяется преимущественно на территорию Греческой Республики, не отделена от государства, и священнослужители, равно как и учителя семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на положении государственных чиновников.

В рамках кампании по сокращению финансирования государственного сектора было урезано выделение средств в том числе и Церкви Эллады. Власти Греции, в чьей компетенции находится, помимо прочих, также и согласование количества новых священнических хиротоний, резко сократили число одобренных рукоположений, вследствие чего сотни приходских храмов по всей стране остались без духовенства, сообщает сайт издательского дома «Святая Гора» со ссылкой на Ekklisiaonline.gr.

По существующим законодательным нормам, любой государственный служащий, в том числе и священнослужитель, принимается на работу лишь после того как десять его коллег выйдут на пенсию. Это соотношение было установлено недавно; первоначально оно составляло один к пяти, затем увеличилось до одного к семи.


Нарастающая нехватка духовенства. Статистика

По данным Священного синода Элладской церкви, на сегодня из 10,5 тысяч священников, необходимых для совершения служения на всех действующих приходах Греции, в «штате» находятся около 8,2 тысяч человек. Нехватка духовенства составляет 2300 человек, или 22% от общего числа клириков.

Наиболее тяжелое положение сложилось на небольших приходах, расположенных в маленьких городах и населенных пунктах.

В этом году Министерство образования приступило к рассмотрению и утверждению штатов духовенства для приходов в Греции, на Крите и архипелаге Додеканес в юго-восточной части Эгейского моря. Всего должно быть занято 178 постоянных должностей, из которых 160 - это ставки для священнослужителей в Греции, 10 - на Крите и еще 8 - в восьми крупных городах Додеканеса.

Издание со ссылкой на ΕΚΚΛΗΣΙΑ online сообщает, что в ходе последней встречи предстоятеля Элладской церкви архиепископа Иеронима с премьер-министром страны Алексисом Ципрасом греческий иерарх поставил вопрос об увеличении числа рабочих мест для духовенства. Премьер обещал рассмотреть эту просьбу.

Священный Синод недавно решил тщательно исследовать данный вопрос с учетом того, что в течение ближайших 5-10 лет процесс будет лишь нарастать в силу увеличения среднего возраста греческого духовенства. Греческие иерархи отмечают, что дефицит духовенства, который возник по причине действующих законодательных норм, при сохранении существующего положения дел устранить невозможно.

Характерно, что проблема нехватки священнослужителей ощущается не только в отдаленных митрополиях (где проблема стоит особенно остро), но также и в крупных мегаполисах.


Мнение греческих иерархов о проблеме и пути ее решения

Один из авторитетных иерархов Элладской церкви, член комитета по диалогу между Церковью и государством митрополит Монемвасии и Спарты Евстафий в комментарии для издания высказал опасения, что позитивные сдвиги в решении создавшейся проблемы в ближайшем будущем вряд ли возможны. По его мнению, даже если греческий Синод добьется от государства двукратного увеличения числа ставок для священнослужителей, это не устранит проблему.

«В каждой епархии не хватает по крайней мере двадцать священников, в то время как в нашей митрополии - семьдесят, в том числе для небольших приходов. А каждый приход ожидает, что литургия будет совершаться в местном храме каждое воскресенье. Среди местных жителей много пожилых людей, которые ощущают большую необходимость присутствия Церкви и священника. <…> Эти люди брошены президентом, учителями, чиновниками, государственными службами, которые свернули свою деятельность в деревнях, и единственное, что у них осталось, это Церковь. Если не будет священника, они вообще останутся без защиты и поддержки», - приводит издание его слова.

«Через 15 лет в епархии из 120 священников останутся двадцать-тридцать, которые вынуждены будут окормлять по четыре-пять приходов, удаленных друг от друга на многие километры», - отметил митрополит Евстафий.

В епархиях Элладской церкви ищут пути решения сложившейся ситуации. Одним из наиболее очевидных способов стала задержка с выходом на пенсию престарелых священников. Однако, как признают сами греческие иерархи, эта мера способная лишь частично облегчить проблему, в то же время создавая условия для еще более серьезного кризиса в будущем.

Еще один путь, по которому пошли в некоторых греческих епархиях ради преодоления дефицита духовенства, - введение неоплачиваемых ставок священнослужителей. В таких случаях епархии (преимущественно в крупных городах) отказываются от государственного обеспечения для части своих священнослужителей, рассчитывая на то, что большие и относительно благополучные приходы смогут содержать духовенство за счет пожертвований и приходских взносов.

Однако и в подобных случаях возникают сложности, связанные, например, с тем, что такие священники не имеют формального права подписывать какие-либо официальные церковные документы, не являясь государственными служащими.

В некоторых епархиях, например, в митрополии Эдессы по предложению правящего архиерея митрополита Иоиля был учрежден епархиальный фонд, средства которого формируются за счет ежемесячных отчислений из зарплат священников. Но данных средств хватает на содержание лишь двух священнослужителей.

Митрополит Гортинский Иеремия разделяет озабоченность священноначалия Элладской Церкви.

«В моей епархии из 150 храмов в 50 не осталось священников. Перестали звонить колокола. Один из местных жителей как-то мне сказал: “У нас нет учителя, нет священника, перестали звонить колокола. Так рано или поздно мы станем турками”», - заключил иерарх.


Элладская православная церковь - современное состояние

Церковь Эллады насчитывает 81 епархию, 30 из которых в расположены Северной Греции и крупных островах Севера. Эти так называемые «Новые территории» номинально находятся в юрисдикции Константинопольского Патриарха, однако де-факто управляются Синодом Элладской церкви.

Прихожанами являются около 8 млн человек (из 10,6 млн всего населения Греции).

Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона находятся под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.

В Элладской церкви порядка 200 монастырей.

На 31 декабря 2010 года число священнослужителей Церкви Эллады на территории Греции составляло 10 368 человек из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 - Критской церкви, 228 - митрополиям Додеканесских островов и 16 - Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.

Материальную заботу духовенстве Греческое государство приняло на себя в 1949 году.

Поток эмигрантов из России не иссякает уже более четверти века. Едут в основном ученые и предприниматели. Однако среди ищущих новой жизни на Западе все чаще можно встретить тех, о ком в обществе сложились самые почвенные и патриотические мифы - священников Русской православной церкви. «Лента.ру» побеседовала с тремя представителями духовной эмиграции, пытаясь ответить на вопрос, случайное это явление или у сегодняшней «утечки попов» есть общая причинная канва. Все герои согласились на разговор лишь при условии, что их имена будут изменены.

***
Отец Андрей Марков живет в США уже два года. Уехал с женой и четырьмя детьми. Трое уже взрослые люди, а младший - инвалид с синдромом Дауна. Андрей принял сан в 1992 году, на заре того, что сейчас - то с пафосом, то с иронией - называют «духовно-нравственным возрождением» России.

«Лента.ру»: Что это было за время для вас?
Андрей Марков: Время больших, пусть и наивных надежд. И вполне реальных возможностей. Церковная вертикаль тогда еще не окрепла, и среди духовенства было очень много замечательных, талантливых людей. Трудности были, но они казались временными. Я тогда начал свое служение в деревне под Муромом, а затем перебрался поближе к дому, в Москву. В середине 1990-х у священника было очень много работы - люди массово приходили в церковь. У меня уже родились трое детей, но времени на семью едва хватало. В 1996 году появился четвертый ребенок - Боря. Вскоре у него обнаружили синдром Дауна, и это изменило все.

Проблемы на службе?
- Да, именно в тот самый период. Забота о Боре требовала много времени, душевных и физических сил. От церковного начальства я не раз слышал и за спиной, и даже в лицо фразы вроде «не надо было рожать, а теперь это твои проблемы». В конце концов я попросил два-три месяца отпуска за свой счет. Отпуск дали, но потом позвонили и сказали, что моя ставка сокращена. Шел 2001 год. После этого постоянного места служения у меня не было.

Как-то это не по-христиански получается.
- Понимаете, это особенность отношения к духовенству в России. У нас поп не имеет права на слабость. Церковному начальству не нужны слабые звенья. Но дело тут не только в начальстве. Прихожане тоже зачастую отказываются понимать, что у священника могут быть проблемы с женой, с детьми, может просто накопиться усталость. Это ведет к тому, что священник, совершенно выгорев, деградировав в качестве пастыря, продолжает носить маску, как актер. А люди копируют эту игру. Роботы делают роботов.

Отъезд за границу стал для вас спасением?
- Я понял, что РПЦ таким, как есть, я просто не нужен. Тут нужны триумфаторы или люди, их изображающие. Кого я хотел спасти - так это Борю. Мне рассказывали, что в США есть эффективные программы помощи людям с синдромом Дауна. Когда я переехал в США, я убедился, что это правда. И, что еще важнее, в Америке отношение к больным людям и их родным гораздо позитивнее. И Боре, и нам, его семье, тут стало намного легче.

То есть по дому вы не скучаете?
- И да, и нет. С одной стороны, все мои близкие живут в Америке. Многие друзья переехали или собираются переехать сюда. Но сам я хочу дожить до того момента, когда в нашей церкви что-то изменится и я смогу вернуться, чтобы служить Богу и людям дома. Теперь у меня есть опыт, знание того, как работать с проблемными детьми, мне бы хотелось применить это на родине. Я мечтаю иметь в России приход с домом-приютом для детей с синдромом Дауна и подобными заболеваниями.

Что же этому мешает?
- У меня были знакомые священники, которые смогли организовать нечто подобное. Например, покойный отец Павел Адельгейм выстроил при своей церкви приют для детей с ментальными проблемами. Он был закрыт, когда у отца Павла этот приход забрали. Понимаете, в нашей церкви священник просто не может оперировать словом «будущее». В любую секунду, в любой момент тебя могут снять, перевести в другое место или просто выгнать, одним движением разрушая то, что было создано годами кропотливой работы, ломая все человеческие связи.

Чего ждут от священника люди?
- Ждут способности действовать самостоятельно, творчески. Выстраивать отношения с людьми, помогать им. Но это возможно только при личном контакте. А какой контакт может быть, когда от тебя требуют лишь победных реляций, а при малейшей слабости перебрасывают с места на место или вообще сдают в утиль? Поэтому священники у нас теряют всяческую инициативу, уходят в себя, становятся инфантильными. Зачем что-то придумывать, что-то начинать, если завершить все равно не дадут? Зачем сближаться с людьми, если завтра с ними придется распрощаться? И сам горя хлебнешь, и людей подставишь или, того хуже, от веры оттолкнешь. Вот и получается, что все лишь имитируют какую-то церковную жизнь. А что из этого выходит в нашей стране - сами видите. Вечно обманывать нельзя ни народ, ни самих себя.

***
Церковная карьера отца Григория Рязанова сложилась куда успешнее. Ему нет и тридцати, но благодаря хорошему образованию (он закончил МГУ) у Григория прочное положение в церковной структуре. Служит в историческом храме одного из областных центров европейской части России, одновременно возглавляя миссионерский отдел епархии. Хорошая квартира в центре города, недешевый автомобиль. Но сейчас он тоже собирает документы на выезд за границу.

«Лента.ру»: Ваша церковная карьера всегда была столь блестящей?
Григорий Рязанов: И да, и нет. Строго говоря, вершины своей священнической карьеры я достиг при прошлом епископе. Это особенность нашей церковной системы: меняется начальник - меняется все. Я сохранил свое положение в основном потому, что начальство ценит тот факт, что я, окончив МГУ, вернулся в провинцию и занялся не бизнесом или чем-то иным, а пришел в церковь. Для руководства это вопрос престижа: вот какие у нас служат!

Почему же появилось желание уехать?
- Мне кажется, для определенного типа людей такое решение сейчас просто витает в воздухе. Это единственный путь устройства жизни своей и своих детей (у меня их трое). Не только в материальном смысле, но и в духовном, церковном. Что касается лично меня, то это решение пришло извне. В какой-то момент мне предложили, подали идею: а не хотел бы ты послужить еще где-то? Я прежде о таком варианте и не думал. Тем не менее основные мотивы, которыми я руководствуюсь в данный момент, были актуальны для меня и пять, и семь лет назад.

Какие мотивы?
- У меня есть стержневое мнение, что для того, чтобы священник и человек себя реализовал, ему нужны две вещи - независимость и среда. Под независимостью я понимаю такое положение дел, когда ты принимаешь решения сам. Но что бы ты ни сделал, исправлять ошибки тоже тебе. Это повышает градус ответственности. В не меньшей мере важна и среда. Говорят, что каков поп, таков и приход, но верно и обратное. Если ты годами служишь среди людей, которым ничего не нужно, кроме набора ритуалов, ты и сам начинаешь этим жить. И если от себя не убежишь, то от подобного общества убежать можно. За границей внутренней свободы все-таки больше. А с этой свободой приходят такие базовые христианские ценности как ответственность, милосердие, сострадание.

Что страшнее - среда или отсутствие независимости?
- Наверное, отсутствие независимости. Священники не уверены не то что в завтрашнем дне, но даже в сегодняшнем вечере. Никакие заслуги, никакой талант не защитят священника от того, что его лишат прихода и отправят куда-то. И тогда все, что он строил годами, - община, какие-то проекты, дела - пойдет прахом, а семья окажется в бедности и неопределенности. Это приводит подчас к тому, что священник начинает ставить целью своей жизни создание некоторого финансового парашюта, который позволит ему и его семье как-то пережить потерю места служения. И дело тут не в алчности людей, а в самой системе. Когда нет никаких гарантий, то вместо того, чтобы заботиться о вверенной тебе пастве, ты начинаешь заботиться о себе. Я понимаю, что рано или поздно и я начну так деградировать. Не хочу для себя такой судьбы.

Есть ли среди ваших знакомых священников те, кто тоже хочет уехать?
- Я знаю о тех людях, которые были бы рады уехать, будь у них возможность. Один из моих друзей-священников сказал мне: «Если сможешь как-то устроиться за границей, перевези меня». Но для большинства коллег священник, уезжающий на ПМЖ за рубеж, - это «предатель в рясе». И дело тут не в каком-то особом патриотизме нашего сословия, а в крайней его инфантильности. Среди духовенства обладание и подчинение - это нечто священное. Абсолютное послушание начальнику - высшая добродетель. Отторжение вызывает не сам факт того, что я уезжаю из России, а то, что я принял это решение самостоятельно.

За границей продолжите служение?
- Ради этого и еду! Эмиграция, которую я планирую, - это эмиграция не из священства, а во имя священства. Я хочу иметь возможность как можно лучше исполнить свое призвание священника. Это, по большому счету, главная причина. Самая лучшая, самая комфортная жизнь за границей не стоит для меня ничего, если она не предполагает служение Богу и людям в священном сане. Это служение - смысл всей моей жизни.

***
C отцом Николаем Карпенко удалось связаться не сразу, а от интервью он отказывался до последнего. Николай и в эмиграции продолжает служить в церкви, принадлежащей Московскому патриархату.

«Лента.ру»: Что не сложилось у вас в России?
Николай Карпенко: Я стал батюшкой скорее по стечению обстоятельств. Сам я из неверующей семьи. В начале 1990-х, как многие, стал ходить в церковь. Там меня заметили, предложили «послужить Богу». А дальше - как в истории о «бичах», людях, которых подпоили, отняли документы и забрали в кабалу. Паспорт, конечно, у меня не отбирали. Но я стал как крепостной: жил в деревне, из прихода - ни шагу, даже на пару дней. К родителям и то позволяли съездить не больше нескольких раз в год, а ведь до них было всего полторы сотни километров.
И фоном всего этого - нищета. Приход сельский, денег ни у кого нет. А церковное начальство еще и отчислений требовало. Мы - я, моя супруга и наши пятеро детей - выживали лишь огородом. Но о том, чтобы покинуть место служения и перебраться хотя бы поближе к родителям, не могло быть и речи. Тех, кто пытался, не просто запрещали в священнослужении - на них сливали весь компромат, накопленный в их личном деле. Жалобы, анонимки…

Об эмиграции долго думали?
- У меня не было времени думать. Дети, приход, заботы. Но когда родители моей жены - этнической немки - уехали в Германию, эта мысль пришла сама собой. Это же естественно: супруге хотелось к своим папе и маме, моим детям - к бабушке и дедушке. Отношения у нас были хорошие. Но архиерей об этом и слышать не хотел. Говорил, что наш удел - «святая Русь».
Главное, что давило на сердце, - полное отсутствие каких-либо перспектив для детей. У нас на селе даже школы нормальной не было, поликлиники не было, ничего вообще. А я ни сам отъехать никуда не могу, ни даже денег мало-мальских для них заработать. Это разве отец? В какой-то момент я решил для себя: все, хватит. Я стал буквально осаждать архиерея, пока он не освободил меня от прихода с правом служить, где захочу. Вскоре я уехал к родным в Германию. Чувство было - как будто из тюрьмы вырвался.

По прихожанам не скучали?
- На момент отъезда - нет. Знаете, нищета и отсутствие малейших перспектив для детей постепенно привели меня в такое состояние, что я ничего не чувствовал, кроме желания сбежать.

Неужели не было ничего интересного в вашем приходе?
- Нет, не было. Ведь я жил в глухой провинции, там нищета сплошная. Знаете, я бедность легко переношу. Но нищета - это другое. Она лишает надежды, подавляет, вгоняет в постоянную депрессию. День похож на день, никакого будущего. Ни в чем нет смысла.

Вы жалели, что стали священником?
- В тот момент - да. Мое служение было сопряжено с такими обстоятельствами, что казалось мне тяжким и, главное, бессмысленным бременем. А в Германии ситуация удивительным образом развернулась. Здесь у меня появилась светская работа, и я перестал зависеть от церковного начальства в финансовом плане. Более того, я получил возможность служить безо всякой денежной заинтересованности - от души, от сердца. Какая это радость!

Как отнеслись к вашему отъезду ваши коллеги-священники?
- Ну, многие из них тоже уехали на Запад, нескольким я помог перебраться. А другие… Не знаю. Осуждают меня, наверно, а может и нет. Мы не поддерживаем отношений, хотя о многих у меня остались добрые воспоминания. Но моя жизнь давно в Германии. Мои дети - немцы.

А вы?
- Сложный вопрос. Я прижился в Германии, но при всем этом я остаюсь русским священником. Одним из многих русских попов, у которых нет будущего в России.

ТРЕТИЙ РАССКАЗ ПОДРОБНЕЕ ТУТ

***
От себя добавлю, что я много таких рассказов слышал от священников на заграничных приходах (при условии, что этот священник не получает зарплаты от патриархии). При этом и в самом деле жизнь священников там беднее, чем крупных городах России. Но: безопасность, образование для детей, европейские приличия в отношениях с епархией и епископом... Да, в европейском климате даже наши владыки становятся несколько иными. Этим летом я послужил и провел беседу в одном заграничном приходе. Вы не поверите, какой оказалась реакция епископа, когда он об этом узнал: он сделал замечание настоятелю - "что же вы об этом на сайте прихода не сообщили! Пришло бы больше людей!".

Если тебя кто-то не переваривает - значит, не сумел тебя сожрать.

Поднять на щит величие матери

(газета «Сосновский вестник», Сосновский район, Павловское благочиние)

Почему современные женщины считают материнство чем-то второстепенным, непрестижным? Как создать положительную культурную среду для маленьких нижегородцев? Как возрождаются храмы? Об этом и многом другом говорили сотрудники и редакторы областных и районных газет на встрече с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Она состоялась 12 ноября в архиерейской резиденции при Александро-Невском соборе Нижнего Новгорода. Во встрече участвовала председатель Союза журналистов области, министр областного правительства, полномочный представитель губернатора в Законодательном Собрании О. Н. Носкова.

«Журналисты с огромным вниманием относятся к подобным встречам и ощущают потребность в таком общении. Читатели и слушатели живо интересуются вопросами, связанными с деятельностью Русской Православной Церкви», - сказала Ольга Николаевна, обращаясь к митрополиту Георгию.


Язык и вера

Пишущая братия приготовила владыке интересные вопросы, касающиеся разных сторон жизни. А начался разговор с экскурса в историю. Журналисты попросили митрополита Георгия рассказать, как ведется диалог со старообрядцами. Углубляясь в историю русского православия, владыка напомнил, что религиозное противостояние началось в 17 веке, но раны от церковного раскола до сих пор кровоточат.

Надо бережнее относиться к духовным проблемам, - сказал владыка. И напомнил о том, что нашу великую страну всегда объединяли русский язык и вера в Бога.

О реставрации храмов

По мнению главы Нижегородской митрополии, реставрация храмов переживает большой подъём. Четверть века назад у нас было 40 храмов, сейчас их более пятисот. Нижегородцы испытывают большую потребность в духовной жизни, и потому храмы на нашей земле не пустуют. А вот опытных реставраторов, умеющих грамотно восстановить оскверненные храмы, в регионе мало. Их приходится собирать по всей стране. По словам владыки, у нас развито церковно-прикладное искусство. За последние два десятилетия в митрополии создана хорошая школа иконописцев, резчиков по дереву, жестянщиков, позолотчиков, специалистов по золотому шитью. Эти уникальные мастера вносят весомый вклад в благоукрашение храмов и возрождение православия на Нижегородской земле.

Не хватает священников

Почему на приходах часто меняют священников? Отвечая на этот вопрос, владыка привел простой пример. В 2014 году в митрополии построено 15 храмов и рукоположено в священники 12 человек. Батюшек не хватает, и потому более опытных приходится переводить с места на место. Рассказал руководитель митрополии и о строгом отборе в Нижегородскую семинарию, и о том, как в пастырском деле важно призвание.

Особый путь

Монашество - это особый путь, особый разговор Бога и человека. На Нижегородской земле восстановлены прекрасные монастыри, и в качестве примера владыка рассказал о возрождении Ворсменского Свято-Троицкого Островоезерского монастыря, который еще несколько лет назад представлял «строение в форме щебенки». Но пришли в это место монахи, в разрушенном храме зазвучала молитва, и постепенно монастырь стал оживать. Сейчас там действуют возрожденные храмы, налаживается монашеская жизнь, обитель посещают сотни паломников.

Быть мамой

Отвечая на вопросы журналистов о демографической политике, архипастырь подчеркнул: «В обществе необходимо поднять статус материнства, создать положительный образ матери. Нормой должны стать многодетные семьи, где воспитываются трое и более детей». Демографическую ситуацию в России владыка назвал катастрофической.

По наблюдению митрополита Георгия, многие современные матери считают материнство чем-то второстепенным, непрестижным, и важно найти причину таких взглядов, чтобы исправить ситуацию. Правящий архиерей предложил пишущей братии поднять на щит величие женщины-матери.

Владыка рассказал о деятельности епархиального центра помощи семье и детям «Быть мамой», где женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут получить юридическую, психологическую и гуманитарную помощь. Благодаря проекту за последние полтора года от абортов отказались 67 женщин. Владыка вспомнил девушку из Чувашии, которая сначала требовала сделать ей аборт, а когда родилась дочка, она, стоя на коленях, с плачем просила у ребенка прощения.


О вечных ценностях

По просьбе журналистов владыка Георгий поделился планами по развитию епархиальных отделов образования и культуры. Он рассказал о работе православных детских садов и гимназий, которые по мысли архиерея могут стать образцами для светских учебных заведений.

Плоды воспитания детей мы можем увидеть только через несколько лет: смогут ли они создать полноценные семьи, получить образование, проявить себя на ответственных должностях. Всё это и будет служить результатом работы, которую нужно проводить уже сейчас, открывая православные учебные заведения», - заявил архиерей.

Заметны добрые изменения и в сфере культуры. Митрополит Георгий подробнее остановился на мультфильме «Необыкновенные приключения Серафимы», который с огромным успехом прошёл во всех кинотеатрах страны. Это совершенно новое кино, рассказывающее о вечных ценностях, о вере, любви и милосердии. По мнению владыки, именно такие произведения создают положительную культурную среду, необходимую для воспитания детей.

Мало не учить детей злу, надо учить их добру», - сказал архипастырь.

Он также напомнил о действующей в Нижнем Новгороде выставке «Покров над городом», объединившей полотна нижегородских художников. За две недели экспозицию посетили около шести тысяч человек, что говорит о возрастающем интересе людей к духовной тематике. Владыка призвал наших коллег рассказывать на страницах своих изданий о мастерах, чье творчество связано с православием.

Встреча митрополита Георгия с журналистами прошла в доброй душевной обстановке. Каждому участнику встречи владыка преподнес в дар подарочное издание «Нужно ощутить Христа в сердце… » и журналы, издаваемые в Нижегородской митрополии.

Марина Бригатова.

С музыкальным подарком - в ЗАГС

(газета «Наша жизнь, Ардатовский район, Ардатовское благочиние)

В канун Нового года и Рождества Христова в районном отделе ЗАГС царила праздничная атмосфера. С музыкальным подарком к работникам этой службы в их профессиональный праздник уже второй год подряд пожаловали юные вокалисты и инструменталисты под руководством заслуженного работника культуры РФ Виктора Ивановича Алексеева.

… Порадовали своим академическим пением и игрой на фортепиано Максим Куванов, Дарья Вдовина, Валерия Сахарова, Владислав Панов, Кирилл, Серафим и Александр Кузнецовы. Глядя на своих воспитанников, Виктор Иванович, за плечами которого пять десятилетий творческой деятельности, испытывал чувство гордости. Он и сегодня уверен, что из этих ребят могут получиться прекрасные певцы и музыканты. И в этом сомневаться не приходится. В «районке» мы не раз писали, что его ученики, ардатовские мальчишки, становились лауреатами всероссийских и даже международных конкурсов! Его ученик- победитель проекта «Голос-4»!

Приятным известием для Виктора Ивановича стала победа его бывшего ученика иеромонаха Фотия, а в миру Виталия Мочалова, в телепроекте «Голос». Педагогу звонили коллеги из Нижегородской музыкальной школы №11 имени Бориса Мокроусова, в которой он много лет работал, и вместе с ним радовались такому успеху выпускника.

- Виталий Мочалов был с детства увлечен музыкой. Именно через музыку и пришел к воцерковлению, - поделился с нами, газетчиками, Виктор Иванович. - Семь лет я занимался с ним вокалом. Однажды как очень способного ученика решил пригласить его в созданный мною церковный хор при Кафедральном соборе. И он согласился. А потом с удовольствием посещал при воскресной школе православный лагерь «Благовест»… Сегодняшним успехом иеромонаха Фотия на российской сцене восхищен! Не ошибся и во многих других своих учениках, которых около сотни. Кто-то из них успешно занимается академическим пением, кто-то музицирует, кто-то преподает. Особой моей гордостью является Татьяна Ситнева, ныне проректор Нижегородской консерватории. Что же касается Виталия Мочалова, то, признаюсь, до сегодняшнего дня не знал, как сложилась его судьба после окончания музыкальной школы. Но в одном из интервью как победитель четвертого сезона проекта «Голос» он рассказал, что после школы поступал в музыкальное училище, но учеба прервалась переездом с родителями в Германию. Спустя некоторое время молодой человек вернулся на Родину и связал свою жизнь с одним из монастырей Калужской области. Оставаясь неравнодушным к музыке, брал уроки вокала в Москве. С благословения своего наставника схиархимандрита Власия принял участие в проекте «Голос» и продемонстрировал необыкновенный оперный голос при исполнении арий, романсов, лирических песен. Обладая удивительно теплым и согревающим душу тенором, добротой, спокойствием и благожелательностью, покорил сердца зрителей и стал победителем. Искренне радуюсь за него!

(газета «Приокская правда», Навашинский район, Вачское благочиние).

Особенность Крещения - великое освящение воды. К ней христиане с древних времен имеют особое благоговение, употребляя для исцеления и укрепления душевных и телесных сил. Но, как говорят сами священнослужители, окунаться в прорубь - дело добровольное, но именно крещенская купель с каждым годом привлекает все больше людей. В Крещенский сочельник мы присутствовали на озере Святое Дедовское при чине Великого освящения воды в купели, где сразу же нашлись желающие окунуться в нее.

Чин водоосвящения называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием о Крещении Господнем, в котором церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Во время службы иерей Георгий Казин напомнил присутствовавшим о великом чуде, свершившемся тысячелетия назад, когда Предтеча, Иоанн Креститель, уготовляя пути Господу, призвал народ принять крещение в реке Иордан. Люди становились в холодные воды и исповедовались в своих грехах, очищаясь для праведной жизни.
- Обряд освящения воды служит напоминаем, что Господь везде и всюду. Но, самое главное нужно помнить, что не купанием проверяется вера. Когда вы окунаетесь в воду на Крещение, нужно не просто омыть тело этой святой водой, но самое главное - омыть душу от греха, - отметил настоятель храма села Поздняково иерей Георгий Казин. - Омовение святой водой - покаяние Господу. Вот тогда обряд омовения святой водой будет считаться настоящим Крещением и принесет пользу вашему здоровью и душе.


После того, как батюшка последний раз с молитвой окунул в прорубь крест, присутствовавшие при освящении воды умылись ею и сделали несколько глотков.

Сразу же нашелся смелый мужчина, который захотел первым окунуться в только что освященную прорубь:

- После того, как окунешься в ледяную воду, холода совсем не ощущаешь, все тело словно горит, - поделился впечатлениями Павел. - Купаюсь каждый год, верю в то, что вода именно в этот праздник является особенной. Может быть, это совпадение, но после того, как я стал купаться на Крещение, я практически забыл, что такое болеть.
То же самое отметила и Галина Ежкова, которая следом окунулась в прорубь.
- Вот сейчас окунулась, и в теле такая легкость, ощущения просто непередаваемые.
Те, кто не смог окунуться в прорубь в Крещенскую ночь, смогут это сделать в течение всей недели.

Как относиться к ситуации, которая сложилась вокруг так называемой «погребальной земли»? Как решиться на уход в монастырь?.. На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Ваше Высокопреосвященство! Прошу Вас, ответьте: как Вы относитесь к ситуации, которая в настоящее время сложилась вокруг так называемой «погребальной земли»? Дело в том, что «земелька» воспринимается народом определенно как самое главное в отпевании. Я служу 3 года. Совершаю отпевания в среднем 2-3 раза в день. И на каждом стараюсь обстоятельно объяснять: молитва, милостыня, покаяние, Причащение Святых Христовых Таин - вот что самое важное. При этом с трудом припоминаю 3-4 случая, когда люди прислушались и пришли хотя бы на исповедь. А на самом отпевании вопросов об этом вообще никогда не задают. Как будто это и так всем известно и знакомо (как бы не так!). И про «земельку» стараюсь объяснять всякий раз - что это всего лишь символ и т.д. Однако, когда я (по свойственной мне забывчивости) пару раз не брал на отпевание «земельку» совсем, то реакция была такой, что оставалось только сетовать: эту энергию бы, да в мирных целях! И спросят, и переспросят, и еще раз спросят, затем на следующий день в храм заявятся к настоятелю с одним требованием: ДАЙТЕ ЗЕМЛЮ!

Не кажется ли Вам, что в советское время, когда и возникло заочное отпевание, эти манипуляции с землей, возможно, и имели смысл, но в дальнейшем это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным: сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание. А мы, священники, потакаем суевериям?

И вечный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? Заранее благодарен за ответ. Иерей Алексей

Дорогой отец Алексей! Действительно, так называемая «погребальная земля» — я бы сказал, отвратительная язва современной церковной жизни. Так сложилось, что мы сами, духовенство, в погоне за прибылью вынесли за пределы храма целый ряд богослужебных последований, которые в просторечии называются требами. И в первую очередь это относится к погребению. Я уж не буду говорить о том, во что превращается отпевание, совершенное в каких-нибудь ритуальных залах, на дому, в похоронных конторах, — что остается там от этого чинопоследования и вообще от самого замысла церковного погребения. Ничего не остается, кроме надругательства и над усопшим, и над церковным богослужением…

К сожалению, совершение треб подобным образом устраивает обе стороны. Для тех, кто их заказывает,— это некая непонятная формальность, которая совершается «на всякий случай» или потому, что «так принято». И у тех, кто их совершает, мысль только одна — получить деньги и побыстрее уйти на следующую требу… Такая ситуация порождает огромное количество околоцерковных суеверий. К сожалению, и во многих наших храмах тоже научились идти по пути наименьшего сопротивления.

Трудно сказать, чьей вины здесь больше. Тех людей, которые, придя в храм, говорят: «А можно, чтоб нам тут не стоять? Вот вам деньги, и сделайте, что нужно, побыстрее…»? Или тех, кто дает им кулечек с песком и говорит: «Подите, там, высыпьте на могилку», — и берет за это деньги, как за отпевание? Виноваты обе стороны. Конечно, совершается беззаконие — причем настолько уже узаконенное беззаконие, въевшееся в плоть и в кровь нашей церковной жизни, что нужны огромные усилия и настоящий подвиг для того, чтобы это беззаконие пресечь.

Мне приходилось неоднократно об этом говорить (см.: Нужно работать над своим сердцем). Настолько, насколько у меня хватает сил, я борюсь с этим в своей епархии. Но не могу сказать, что я эту ситуацию переломил, потому что, к сожалению, очень часто наше духовенство никаких уговоров не воспринимает, а реагирует только на какие-то жесткие меры вроде запретов, переводов и так далее. Все остальное остается гласом вопиющего в пустыне. Но, думаю, что хоть в какой-то степени, мне удалось снизить остроту этой проблемы.

Я хотел бы пожелать Вам, отец Алексей, чтобы Вы тоже не боялись идти против течения. В принципе, к этому призван каждый христианин в своей жизни. К сожалению, чтобы остаться верным Евангелию и своей присяге, иногда приходится идти против течения и в Церкви. Это печальная особенность нашего времени. Поэтому никогда не идите на поводу у таких людей и всегда старайтесь исполнять свои священнические обязанности, свой священнический долг достойно. Людей надо учить. И никогда не отчаивайтесь, если видите, что семя, которое мы сеем, падает в основном на каменистую почву. Какие-то семена все же принесут плод, пусть и небольшой.

Уважаемый Владыка! Я читаю книгу Данте «Божественная комедия». Хотелось бы узнать Ваше мнение о данном произведении . Андрей

Уважаемый Андрей! Это очень хорошая книга, один из шедевров мировой классики, и прочитать ее необходимо каждому культурному человеку. Только надо относиться к ней как к художественной литературе, а ни в коем случае не как к богословской.

Владыка, благословите! Подскажите, пожалуйста, как решиться на уход в монастырь? Мне кажется, что я уже определилась с выбором, понимаю, что монашество - это, так сказать, битва на передовой, но все же страшновато делать выбор на всю жизнь. Что посоветуете прочитать? Как развить в себе смирение и послушание? Что нужно обязательно знать перед приходом в монастырь? Спаси Господи. Анна

Уважаемая Анна! Первое: перед приходом в монастырь нужно быть абсолютно свободной от всякого рода пристрастий, привязанностей и житейских обязательств. Если на Вашем попечении находятся престарелые родители или у Вас есть несовершеннолетние дети, о монашестве думать нельзя.

Второе, о чем нужно знать: уходить в монастырь можно только при наличии большой любви к Богу и глубокого желания вести монашескую жизнь. Для того, чтобы это желание укрепилось, нужно правильно понимать, что такое монашество. А для этого нужно читать аскетическую литературу — авву Дорофея, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Отечник» епископа Игнатия Брянчанинова. Хорошо бы прочитать его же «Приношение современному монашеству».

Что касается развития в себе смирения и послушания, — каждый христианин должен воспитывать в себе эти качества. Воспитание смирения заключается, прежде всего, в безропотном перенесении скорбей и обид от окружающих людей. У аввы Дорофея есть замечательные слова о том, что тот, кто просит себе смирения, должен понимать, что при этом он просит Бога послать человека, который бы его оскорбил.

Послушание для живущих в миру заключается в том, чтобы быть послушными тем людям, которые находятся выше нас, и с терпением и с покорностью воспринимать все то, что посылает нам в жизни Господь.

Уважаемый Владыка! Бог дает мне все, о чем я прошу, кроме одного - я не замужем. Я читала Ваш ответ девушке, которая замуж не хочет. Но я замуж хочу. Идут годы, и это мое желание не проходит и не исполняется. Детородный возраст не безграничен. 7 лет назад я с этой проблемой подошла к своему батюшке. Он не раздумывая сказал: «Зажатая очень и со стороны выглядишь сурово», благословил на чтение акафистов. Мне понятно, что я не такая, как должно. Мне не понятно, что делать? Ксения

Уважаемая Ксения! Бывают разные причины, почему человек не может создать семью. Вы в этом не одиноки, к сожалению, в наше время это очень часто встречается. Поскольку я Вас не знаю, я не могу более глубоко судить о причинах и давать Вам какие-то конкретные советы «на расстоянии». Единственное, что можно сказать: нужно как-то проявлять свой интерес к людям, но без навязчивости, относиться к ним с теплотой. Часто человек не замечает, что у него сложились навыки общения, которые отпугивают других людей. Надо последить за собой. В любом случае нужно прикладывать усилия, не нужно стесняться своего желания выйти замуж. Создать семью — это очень хорошее, доброе и правильное стремление.

Главное, что нужно делать — стараться исправлять себя и просить Бога об устроении своей судьбы. Это вроде бы обычные правила христианской жизни, но они самые действенные.

Здравствуйте, уважаемый Владыка. Хотелось бы узнать, когда в приходе во имя священномученика Константина Богородского Вольского района села Барановка появится собственный настоятель, так как у нашего настоятеля, кроме нашего прихода, еще один приход и храм. Хотелось бы, чтобы по праздникам совершались Божественные литургии, но у настоятеля таких возможностей нет, так как он не успевает везде провести службы в праздники. Все прихожане нашего прихода желают, чтобы в приходе был свой духовный отец. Людмила

Уважаемая Людмила! Я очень хорошо понимаю желание жителей села Багай-Барановка иметь собственного настоятеля на приходе. К сожалению, пока это невозможно. Во-первых, у нас в епархии до сих пор не хватает священников, а, во-вторых, священник должен на что-то жить. Приход в селе Багай-Барановка, к сожалению, не сможет содержать священника, ведь это, как правило, человек, обремененный семьей, с несколькими детьми. Поэтому пока Ваш приход окормляет по совместительству настоятель другого прихода.

Так происходит не только в Барановке: в значительной части сельских храмов нашей епархии настоятельствуют священники, которые служат еще в каком-то городе или селе. Поскольку, как я уже сказал, большинство сельских приходов содержать священника не в состоянии, батюшки получают зарплату от епархии. Но назначить в каждое село священника с зарплатой уже не в состоянии сама епархия.

Мы будем стараться, чтобы эти проблемы постепенно решались, но на это требуется время.

Уважаемый Владыка! История моя такая. Был женат, венчан. Потом был развод, потеря каких либо контактов с бывшей супругой. В настоящее время нахожусь в повторном браке, который зарегистрирован в ЗАГСе. На исповеди рассказал священнику без утайки о своем грехе. Он, выслушав меня, был опечален, сказав при этом: как же ты так? Но прочитал надо мной разрешительную молитву. В итоге я не понимаю, отпущен ли мне этот грех (развод с первой супругой)? Слишком поздно ко мне пришло осознание всей трагедии (мы не живем с первой супругой уже много лет), я был молод и не понимал всей ответственности, которую накладывает на меня венчание. Андрей

Уважаемый Андрей! Если священник прочитал над Вами разрешительную молитву, значит, он отпустил Вам все те грехи, которые Вы исповедовали. Думаю, что слова священника — в данном случае выражение сочувствия и печали о том, что с Вами произошло.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»