Костюмы пушкинской поры. Выставка александра васильева "мода пушкинской эпохи". Русский дендизм. Дендизм поведения Пушкина

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

2. Женский костюм пушкинской поры

В начале девятнадцатого века число женщин в России, предпочитающих традиционному старинному платью причуды моды, стало расти с нарастающей быстротой. Как и в восемнадцатом веке, в первую очередь это были модные горожанки. И хотя костюм россиянки в деревне, а нередко и в столице позволял догадаться о национальной и сословной принадлежности его обладательницы, размере ее достатка, возрасте, семейном положении, происхождении, все же знакомая символика костюма россиянок несколько стерлась или приняла иные формы.

В первые годы девятнадцатого века женская мода России не отличалась сложностью форм. Во всем искусстве господствовал неоклассицизм с его законченностью и естественностью, получивший в российской моде наименование «стиль империя» или «шемиз» (в переводе с французского – «рубашка»). В России этот стиль господствовал с конца восемнадцатого века и не исчез до конца 10-х годов девятнадцатого века. «В нынешнем костюме, – писал журнал «Московский Меркурий» за 1803 год – главным почитается обрисование форм. Если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища, то говорят, что она не умеет одеваться…» Тончайшие платья из муслина, батиста, кисеи, крепа, с завышенной линией талии, большим декольте и узким коротким рукавом, российские модницы носили «подчас на одном лишь трико телесного цвета», поскольку «самая тонкая юбка отнимала у такого платья всю прозрачность».

Мужчины – современники находили эту моду «недурной»: «…и право, на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто и свежо. Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы». Пропагандисткой «стиля империя» в Петербурге стала французская портретистка Л.Е. Виже Лебрэн, некоторое время жившая в России. Она носила самые короткие по тем временам юбки и самые узкие, обтягивающие бедра, платья. Наряды ее дополняли легчайшие шали, окаймленные античным орнаментом, лебяжьим пухом или мехом.

Шали, шарфы и платки из разнообразных тканей, появившись в женском костюме еще во времена Московской Руси, прочно утвердились в повседневном и праздничном гардеробе буквально всех женщин России. И если дамы высшего света предпочитали воздушные накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам, то в среднем сословии и в деревнях ценились яркие, цветастые шали из тонкой шерсти.

Шали и платки сохранились в костюме россиянок и при переходе от неоклассицизма к господствовавшему с 1810-х гг. стилю ампир. На смену изысканной простоте тонких античных «шемиз», пришли нарядно декорированные платья из тяжелых и плотных материй. Вернулся в моду и корсет, высоко поднимавший грудь и сильно перетягивающий талию. Облегающий лиф при покатой линии плеч, колоколообразная юбка – типичный силуэт российской горожанки «пушкинской поры». Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. Вот как об этом у Пушкина в «Евгении Онегине»:

Корсет носила очень узкий

И русский Н как N французский

Произносить умела в нос.

В начале прошлого века изменился не только фасон платьев, но и их длина: они стали короче. Сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Это было настолько непривычно, что нередко вызывало у мужчин сердечный трепет. Не случайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры,

И ревом скрипок заглушен

Ревнивый шепот модных жен.

Или вот, например:

Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд;

Люблю их ножки;

Ах! долго я забыть не мог

Две ножки… Грустный, охладелый,

Я все их помню, и во сне

Они тревожат сердце мне.

Верхняя часть платья должна была напоминать сердце, для чего в бальных платьях вырез лифа имел вид двух полукружий. Обычно талию опоясывали широкой лентой, которая сзади завязывалась бантом. Рукава бального платья имели вид пышного короткого буфа, Длинные рукава каждодневного платья, напоминавшие средневековые жиго, были чрезвычайно широки и сужались лишь к кисти.

На каждом выходном платье женщины обязательно должны были присутствовать кружева в больших количествах и хорошего качества:

В круг стана вьются и трепещут

Прозрачной сетью кружева.


На шляпке каждой уважающей женщины обязательно должна была красоваться вуаль, которую называли на французский манер – флер:

И, флер от шляпы отвернув,

Глазами беглыми читает

Простую надпись.

В эти годы большую роль в гардеробе женщины по-прежнему играют пелерины, шарфы, шали: «На кудри милой головы я шаль зеленую накинул». В женском гардеробе можно найти множество самых разнообразных шляпок. Одна из них – берет:

Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?

Берет украшался перьями, цветами, являлся частью парадного туалета, а потому его не снимали на балах, в театре, на званых обедах.

Самым модным украшением в эту эпоху считается боа:

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо.

По разнообразию верхних одежд женская мода не уступала мужской. У Пушкина в «Евгении Онегине» встречаем мы такие слова, как «манто», «редингот», «капот», «салоп». Все эти слова обозначают различные виды верхней женской одежды.

В начале века женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, а перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки.

Дамские туфельки, сшитые из материи, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий. Однако, кроме открытых туфелек, вошли в употребление и ботинки на застежке, которые носили женщины всех слоев общества.

Наиболее распространенными аксессуарами модной женской одежды второй половины девятнадцатого – начала двадцатых веков были перчатки и зонтики. Летом носили перчатки кружевные, нередко без «пальцев», зимой – трудно было обойтись без шерстяных. Функциональное безусловное значение в дождливую русскую осень и в солнечное лето имели в России и зонтики, бывшие в то же время изящным дополнением платья или костюма. Ручки зонтиков делались из кости, дерева, панциря черепахи и даже из драгоценных металлов

Умение элегантно одеваться предполагало также тонкое соответствие между нарядом и прической или головным убором. Менялась мода на одежду, менялись и прически. В начале века женская прическа копировала античную. Предпочтительным считался каштановый цвет волос. В 30–40-е годы, эпоху романтизма, волосы укладывали буклями на висках. Художник Гау изобразил в 1844 году красавицу Наталью Николаевну Ланскую, бывшую жену Пушкина, именно с такой прической.


3. Роль описанной одежды для создания фона эпохи

Одежда в романе играет роль не только предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковой функции. В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения.

В одежде старшего поколения московского дворянства подчеркивается неизменность:

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна.

Но молодежь Москвы старается не отставать от Петербурга в одежде и прическах:

Взбивают кудри ей по моде…

Вкусы провинциального дворянства невзыскательны, важно удобство:

А сам в халате ел и пил…

Пушкин дает представление и об одежде простых горожан и крестьян:

В очках, в изорванном кафтане,

С чулком в руке, седой калмык…


Предметно-бытовая деталь нужна и для создания фона эпохи. Произведение Пушкина дает возможность определить по деталям, к какому времени относится тот или иной факт.

Художественные функции описания одежды достаточно многообразны: она может свидетельствовать о социальном статусе героя, его возрасте, интересах и взглядах, наконец, о чертах характера. Все эти функции обрисовки костюма присутствуют в романе Пушкина «Евгений Онегин».

В 19 веке законодателями мод в России были придворные дамы и кавалеры, по которым равнялось остальное столичное, а в последней четверти века и провинциальное дворянство. Подражала им также некоторая часть богатого купечества и разночинцев. В основном же купцы и их семьи одевались в русское национальное платье, перенимая лишь немногое из модного костюма. Распространялась моды в 19 веке не модными журналами, как это было позже (модных журналов было очень мало, и выходили они с перерывами в несколько лет), а при помощи готовых образцов.

Заключение. Мода и стиль одежды

Строки поэта служат прекрасным иллюстративным материалом, читая их, живо можно представить быт и нравы людей века, их привычки, моды и обычаи.

Почему именно костюм предстает столь важным выразительным средством, деталью, которая выявляет не только пластический облик персонажей, но и их внутренний мир, определяет позицию самого автора литературного произведения?

Это заложено в самой природе костюма. Едва научились выделывать простейшие ткани и шить незамысловатые одеяния, костюм стал не только средством защиты от непогоды, но и определенным знаком. Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст.

С течением времени увеличивалось число понятий, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием каких-то деталей. Когда речь шла о возрасте, то можно было указать массу подробностей – достигла ли девушка, например, брачного возраста, просватана ли она, а может быть, уже состоит в браке. Тогда костюм мог рассказать тем, кто не знает ее семьи, есть ли у женщины дети. Но прочесть, расшифровать без усилий все эти знаки, поскольку они усваивались в процессе повседневной жизни, могли лишь те, кто принадлежал к этой общности людей.

У каждого народа в каждую историческую эпоху вырабатывались свои отличительные знаки. Они постоянно менялись. Влияли культурные контакты народа, техническое совершенствование ткачества, культурная традиция, расширение сырьевой базы и т.д. Неизменна оставалась суть – особый язык костюма.

В эпоху Пушкина мода в светской сфере отражала в основном общеевропейскую и, прежде всего, французскую моду, все, что было модно во Франции, чуть позднее светские модницы одевали на себя. Из произведений классиков того времени, и прежде всего Александра Сергеевича Пушкина, очень хорошо обрисовывается мода конца восемнадцатого – начала девятнадцатого веков – не только среди дворян, но и простого русского народа.

Со временем мода менялась. Таким образом, можно сказать, что каждому историческому периоду времени соответствует своя мода или стиль одежды.

Я убедилась в правоте Белинского, называвшего пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Единственное, мне хотелось бы добавить к словам великого критика, что все произведения Александра Сергеевича Пушкина можно назвать такими «энциклопедиями», так как во всех его трудах подробно описан быт русских людей, их нравы и привычки.


Библиография

1. Арманд Т. «Орнаментация тканей». – М., 1931.

2. Берман Е. и Курбатова Е. «Русский костюм 1750–1917». М., 1960–1972.

3. Большой энциклопедический словарь.

4. Буровик К.А. «Красная книга вещей». – М., 1996.

5. Гиляровская Н. «Русский исторический костюм». М., 1945.

6. Готтенрот Ф. «История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времен». (Перевод с немецкого) СПб. – М., 1855 (1 изд.) и 1911 (2 изд.).

7. «История русской одежды». СПб., 1915.

8. Калинская Н.М. История костюма. – М., 1977.

9. Киреева Е.В. «История костюма. Европейские костюмы от античности до ХХ – ого века». М., 1976 (2 изд. исправленное).

10. Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе девятнадцатого века. – М., 1989.

11. Мерцалова М. «История костюма». М., 1972.

12. Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Роман в стихах». М., 2004.

13. Пушкин А.С. «Проза великого поэта». М., 2003.

14. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. – М., 1987.

15. Пушкинский вечер в школе. – М., 1968.

16. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой.

17. Супрун А.И., Филановский Г.Ю. Почему мы так одеты. М, 1990.

18. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

19. www.vseslova.ru

20. www.slovorus.ru


Мария Эбнер-Эшенбах - урожденная графиня, известная немецкая писательница. род. в 1830

Патриархальный - 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: патриархат, связанный с ним. 2) Свойственный патриархату, характерный для него. – Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой. www.vidahl.agava.ru

Великая французская революция - буржуазно-демократическая революция 1789-94 во Франции, нанёсшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма. - www.booksite.ru

Павел I (1754-1801), российский император с 1796, сын Петра III и Екатерины II. – Большой энциклопедический словарь.

Мода - это совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной среде в

определенное - обычно недолгое - время. www.vidahl.agava.ru

Денди- (англ. dandy) изысканно одетый светский человек; щеголь, франт. www.slovari.ru

Дендизм – изысканность, щегольство. www.slovari.ru

Галстук – элемент мужской одежды в виде полосы нарядной ткани, охватывающей

шею под воротником рубашки, блузы и т.п. и завязывающейся спереди узлом. www.vidahl.agava.ru

Жилет – это короткая мужская одежда без рукавов, поверх которой обычно надевается

пиджак, сюртук и т.п. www.vidahl.agava.ru

Однобортный жилет - белой шерстяной материи или белого полотна без шали и лацканов, застегивающийся от средины груди к низу на шесть таких же пуговиц, как и двубортный жилет.

Двубортный жилет - двубортный пиджак, жилет или пальто, скроенные так, чтобы впереди борта накладывались друг на друга, с 2 вертикальными рядами пуговиц и одним рядом петель, обычно с одной пуговицей на внутренней стороне.

Фрак (франц. frac) - мужской вечерний костюм особого покроя - короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади. – Большой энциклопедический словарь.

Фалда - 1) Мягкая, конусообразная продольная складка на одежде. 2) Одна из двух нижних частей разрезной спинки мундира, фрака и т.п. – Соврем. толк. слов. русского языка Т.Ф. Ефремовой.

Чернецовы - российские живописцы, братья: Григорий Григорьевич (1802-65) и Никанор Григорьевич (1805-79), писали видовые пейзажи в совместных поездках (панорама берегов Волги, 1838-51). – Большой энциклопедический словарь.

Гнедич Николай Иванович (1784-1833) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1826). – Большой энциклопедический словарь.

Панталоны – длинные мужские штаны. www.vidahl.agava.ru

Бакенбарды – волосы от висков вдоль щек, оставляемые при бритье. www.slovari.ru

Сюртук - (от франц. surtout - широкое верхнее платье), мужская верхняя приталенная одежда до колен, с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах. – Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

Бекеша - (венг. bekes), верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой. - Большой энциклопедический словарь.

Шинель - форменная верхняя одежда военнослужащих. В русской армии с 1802. www.vidahl.agava.ru

Пелерина – короткий плащ до пояса в виде круглой накидки, или круглая накидка с капюшоном, надеваемая поверх плаща. www.slovari.ru

Мундир - (возможно, от франц. monture - снаряжение), верхняя часть военной и гражданской форменной одежды. www.slovari.ru

Макинтош - (англ. mackintosh), плащ из непромокаемой прорезиненной ткани. www.slovari.ru

Глава 1, часть 26, страница 354;

Порты - , ед. (простореч.). То же, что штаны. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

Лосины - плотно облегающие штаны, из лосиной замши, принадлежность военной формы. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

Гусары - (венг., ед. ч. huszar), вид легкой кавалерии в европейских, в т. ч. русских, армиях в 17-20 вв.

Кипренский Орест Адамович (1782-1836), российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма.- Большой энциклопедический словарь.

Давыдов, Евграф Владимирович (1775-1823) - генерал-майор, участник наполеоновских войн, двоюродный брат Д. В. Давыдова.

Брегет – старинные карманные часы с боем, отличавшиеся большой точностью и показывающие числа и месяц. www.slovari.ru

Тропинин Василий Андреевич (1776-1857) - российский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека. – Большой энциклопедический словарь.

Глава 1, часть 23, старница 353;

Глава 1, часть 25, страница 353;

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) - русский поэт. Друг А. С. Пушкина. Издавал альманах ""Северные цветы"" (1825-31) и ""Литературную газету"" (1830-31). - Большой энциклопедический словарь.

Царскосельский лицей (в честь императора Александра I) - закрытое высшее учебное заведение для детей дворян в 1811-1917 близ Санкт-Петербурга. – Большой энциклопедический словарь.

Глава 1, часть 29, страница 355;

Цилиндр - высокая мужская шляпа из шелкового плюша с небольшими твердыми полями. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

Глава 1, часть 15, страница 349;

Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Большой энциклопедический словарь.

Тенденция - (от ср.-век. лат. tendentia - направленность), 1) направление развития какого-либо явления, мысли, идеи. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой.

Глава 6, часть 38, страница 455;

Сословная монархия - (сословно-представительная монархия), форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. www.slovorus.ru

Неоклассицизм - общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. www.slovorus.ru

Л.Е. Виже Лебрэн (1755-1842) - французская художница. Светскиеидеализированные портреты (Марии Антуанетты и др.).

Корсет (франц. corset), 1) - особый пояс, стягивающий нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре стройности. Толковый словарь В. Даля.

Колокообразная юбка - разрез юбки вниз от талии в форме перевернутой буквы V открывает расшитую нижнюю юбку, подходящую по цвету к длинным, с прорезями, фальшивым рукавам. Колоколообразная форма юбки достигалась иногда за счет гофрирования ткани, из которой шилась нижняя юбка.

Глава 2, часть 33, старница 361.

Глава 1, часть 28, страница 355;

Глава 1, часть 30, страница 356;

Буф - в отличие от сборок буфы выполняют не по краю детали, а на самой детали. По способу выполнения различают буфы обыкновенные, со шнуром и "вафельные".

Жиго – блюдо из курицы.

Глава 6, часть 41, страница 456;

Глава 8, часть 17, страница 487;

Глава 8, часть 30, страница 492;

Манто – женское пальто свободного покроя. www.vseslova.ru

Редингот – длинный сюртук широкого покроя. www.vseslova.ru

Капот – женская или мужская верхняя одежда без перехвата в талии. www.vseslova.ru

Салоп - женская верхняя одежда в виде широкой длинной накидки с пелериной и прорезями для рук. www.vseslova.ru

Фероньерка - женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб.

Букли - мн. устар. Завитые кольцами волосы; локоны. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

Глава 7, часть 45, страница 475;

Глава 7, часть 46, страница 476;

Глава 2, часть 34, страница 381;

Глава 7, часть 39, страница 473.


Дворянского общества, сбалансированной. 1.2 Особенности российского дворянства как культурно доминирующего сословия и предпосылки развития русско-французского билингвизма российских дворян в конце 18 – начале 19 веков. Русское дворянство в XVIII – первой половине XIX- го века было порождением петровской реформы. Среди разнообразных последствий реформ Петра I –го создание дворянства в...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

Риторики - реализованная prosopopeia: «…the making of what is absent to speak <…> the rhetorical device that lies behind all haunting» (Greenblatt: 251). Ср. со спиритической практикой второй половины XIX века школьные упражнения в prosopopeia, известные в античности: создание литературных обращений от лица умерших знаменитостей, реконструирующие их характеры (NPEPP: 994). В этой связи...

Которая основывалась на теории педагогического классицизма и вела к единообразию в идеологии образования, что приводило к закрытости школы, казенщине, бюрократизму. 1.3. Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России в первой половине XIX века. Реформирование национальной образовательной системы протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, ...

Cлайд 1

Cлайд 2

Цели работы: На основе произведений Александра Сергеевича Пушкина, а также известных нам ныне фактов из жизни поэта исследовать моду и ее направления в первой половине девятнадцатого века. Изучить эталоны красоты исследуемой мною эпохи. Сравнить манеру одеваться Александра Сергеевича Пушкина с одеждой героев его произведений. Проследить, как меняется мода с весны 1818 года по зиму 1837 года.

Cлайд 3

Мужской костюм пушкинской эпохи. Мужской костюм пушкинских времен приобрел большую строгость и мужественность по сравнению с XVIII столетием. Мужскую моду на протяжении XIX века диктует преимущественно Англия. Не случайно Пушкин, описывая модный костюм Онегина, отмечает: "Как dandy лондонский, одет"

Cлайд 4

Поверх жилета надевали фрак. Эта одежда, по сей день не вышедшая из моды, появилась в Англии в конце XVIII века и первоначально служила костюмом для верховой езды. Именно поэтому у фрака необычный вид – короткий перед и длинные фалды сзади, талия слегка завышена, рукав у плеча расширен, а внизу – воронкообразный манжет

Cлайд 5

Мода на пледы Очень модными становятся клетчатые ткани, из которых шили брюки и другие части костюма. Сложенные клетчатые пледы часто перебрасывали через плечо. Именно с клетчатым пледом позировал Пушкин художнику Кипренскому.

Cлайд 6

Женский костюм пушкинского времени "На молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто, свежо... Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали стан и верно обрисовывали прелестные формы", - так писал о русской моде начала XIX века один из ее современников

Cлайд 7

Особо популярны были корсеты. «Корсет носила очень узкий И русский Н как N французский Произносить умела в нос».

20 февраля в Государственном музее А.С. Пушкина открывается уникальная выставка "Мода пушкинской эпохи" , из собраний Государственного музея А.С. Пушкина, частной коллекции Александра Васильева, при участии Исторического музея. Выставка расскажет о модных тенденциях в жизни российского дворянского сословия первой трети XIX века. К счастью, до наших дней дошло немало свидетельств той яркой эпохи - на них и основана открывающаяся выставка. В экспозиции выставлены более 50 подлинных костюмов и платьев эпохи, более 500 дамских и мужских аксессуаров, деталей гардероба, живописные портреты, модные картинки, предметы интерьера и быта...

Тематической выставки такого масштаба в Москве еще не бывало. Большую часть своей уникальной коллекции (относящейся к периоду пушкинской эпохи) Александр Васильев представляет публике впервые.

Понятие «мода» для пушкинской эпохи было чрезвычайно актуально. На смену монархическому веку стремительно шел буржуазный. Следуя за великими историческими событиями, волновавшими Европу и Россию, довольно значительно менялись и эстетические вкусы общества. Новые тенденции проявлялись во всех ипостасях жизни: нравственной, социальной, вещественной. Законам моды (в большей степени она приходила в Россию из Европы) следовали в явлениях общественной жизни, в светском этикете, в искусствах - в архитектуре и интерьере зданий, в живописи и литературе, в гастрономии, ну и, конечно же, в одежде и прическах.
В светском обществе XIX века существовали строгие правила, предусматривающие определенный тип одежды для разных этикетных ситуаций. Проследить эти правила и модные тенденции можно по разнообразию платьев, которые носили в российских столицах двести лет назад пушкинские современники и современницы, а также литературные герои того времени. При создании экспозиции были задействованы произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и других, а также воспоминания современников.
В XIX веке жизнь светского человека, в большей или меньшей степени, следовала принятому в обществе этикету и распорядку, что отражало общее для дворянской культуры стремление к ритуализации быта. Именно поэтому участники и художники выставки выстроили экспозицию, как последовательный рассказ об одном из дней жизни человека света, с утра до ночи. Распорядок дня его предполагал многочисленные перемены гардероба, в соответствии со светским времяпровождением.

В первом зале экспозиции зрители познакомятся с тем, как проводила светская публика первую половину дня, в которую входил «утренний туалет», «прогулка», «утренний визит», «обед» и «послеобеденное общение в кабинете хозяина».
Утренний туалет. В нем выходили к завтраку, виделись с домочадцами и близкими друзьями. Утренний туалет для женщины заключался в платьях особого покроя. Дезабилье столичных модниц было нарочито небрежного вида...
Утренний туалет и чашка кофе сменялись утренними приемами и визитами (между завтраком и обедом). Особой заботой здесь был визитный костюм, который должен был быть нарядным, изящным, но не парадным. При утреннем визите мужчинам полагалось быть в сюртуках с жилетками, дамам - в модных туалетах, специально предназначенных для утренних посещений.
К двум-трем часам пополудни большая часть светской публики выбиралась на прогулку - пешком, верхом или в коляске. Излюбленными местами гуляний в 1810-1820-е годы в Петербурге были Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар.
Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара, предпочитая обедать в ресторане. Хороших ресторанов было немного, каждый посещался определенным, устойчивым кругом лиц. И в пушкинские времена существовала мода на блюда и напитки...
После обеда наступало время вечерних визитов. Если дамы принимали гостей в гостиных и музыкальных салонах, то хозяин дома предпочитал для общения с друзьями - свой кабинет. Обычно обставленный во вкусе хозяина, кабинет должен был располагать к неспешной и доверительной мужской беседе, например, за хорошей трубкой и рюмкой отменной настойки...
Отдельный зал выставки посвящен театру - весьма модному и виду искусства, и времяпровождению в пушкинское время. В нем представлены наряды, в которых можно было появляться в театре. Причем, имело значение, где именно - в ложе или партере? Этикет моды предполагал между ними серьезные различия…
Третий зал посвящен «вечернему времени» и включает в себя такие темы, как «Английский клуб» и «бал».
Заседания в Английском клубе были привилегией мужской половины общества. Свободная форма провождения дневного досуга за обедом, чтением газет, игрой в карты или бильярд предполагала особый стиль в одежде и аксессуарах.
Вечерние туалеты, в которые наряжалась светская публика на званые вечера, рауты и балы, были очень разнообразными и различались весьма интересными деталями. Например, бальные туалеты «дебютанток», приехавших на свой первый бал обязательно отличались от нарядов светских дам. Имели значения цвет, фасон, сорт цветов, которыми украшали платье…
Разумеется, все эпизоды дня и времяпровождения в дворянском обществе щедро иллюстрированы на выставке подлинными предметами и артефактами эпохи. Тематические фрагменты экспозиции представлены в воссозданных интерьерах гостиной, кабинета, театральной ложи и т.д. У публики появится возможность совершить и «променад» по Невскому проспекту…

Выставка продлится до 10 мая 2015 года.

Адрес : Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская»
Время работы : ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам - с 12.00 до 21.00 (касса - до 20.30).
Цена билета: 170 руб. Подробнее .
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.

Кувшинникова Алина,Эрнисова Эмита

Данная работа содержит синтез литературного произведения и сведений эпохи моды пушкинского времени.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мода пушкинской эпохи на страницах романа «Евгений Онегин»

Проводили исследование: Учитель русского языка и литературы Ефимова Ирина Анатольевна Учащиеся 9 класса: Петрова Алина, Кувшинникова Алина, Хачатрян Елена, Эрнисова Эмита.

Основная цель работы заключается в рассмотрении примеров предмета одежды героев романа, использованных А.С.Пушкиным в «Евгении Онегине », - важная составная часть работы над текстом произведения способствует углубленному рассмотрению художественного произведения.

Задачи: 1.Анализировать предметы одежды, использованные Пушкиным. 2.Определить значение избранных автором предметов, характеризующих моду определенной эпохи. Соотнести образы героев с основной идеей произведения. 3.Провести литературоведческий анализ.

Пушкин сам дает несколько значений понятию «мода»: 1.В какое-нибудь время в какой-нибудь среде склонность, пристрастие к чему-нибудь и предпочтение, оказываемое кому и чему-нибудь («Латынь из моды вышла ныне»). 2.Принятая манера одеваться и причесываться («Острижен по последней моде»). 3.Предмет туалета модного покроя («Про вести города, про моды…Беседы с нею не вела»)

«Евге́ний Оне́гин» - роман в стихах русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823-1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности.

Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать практически всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин, воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

«Евгений Онегин» переведён на многие языки мира! В российских, узбекских, казахстанских, киргизских, украинских, молдавских (с изучением русского языка) и белорусских школах «Евгений Онегин» входит в обязательную школьную программу по литературе.

Иллюстрации к роману Евгений Онегин Е. П. Самокиш-Судковской

Сравнительная характеристика Отметим, что есть много общего в манере одеваться между автором и героем произведения,Онегиным.Оба носили непромокаемые плащи,накрахмаленные рубашки и жилеты… При чтении романа у нас создается впечатление, что Пушкин описывал героя, опираясь на собственный опыт. Например, театр и прогулки по бульвару также были любимым увлечением Александра Сергеевича. Известно, что Пушкин тщательно следил за своим туалетом и проводил более 3 часов перед туалетным столиком.

В ходе нашего исследования мы выяснили… Какие основные предметы одежды относятся к моде девятнадцатого века. Сравнили манеру одеваться Александра Сергеевича Пушкина с одеждой его героя –Евгения Онегина. Провели опрос и проанализировали, какие предметы одежды Евгения Онегина запомнились учащимся.

Стоить заметить…. Само слово «мода» в романе употреблено автором 84 раза!

Женская мода

Иамужскмода Беретки, боа Ботинки на застежке, сандалии, башмачки Веер,ридикюль, зонт Перчатки Шляпки Букли на висках Женская мода 19 века Серьги, перстни, кольца

Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Линия талии опустилась на свое естественное место, в ход пошла шнуровка. Юбка и рукава сильно расширились, чтобы талия казалась тоньше. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. На плечи набрасывали кашмировые шали, пелерины, боа, которые прикрывали декольте. Дополнения – зонтики с оборками летом, зимой – муфты, сумочки, перчатки.

Мужская мода

Иамужм Цилиндр Трость, перчатки, перстни с камнями Мужская мода 19 века Фрак, панталоны, жилет Часы на цепочке Сюртук Меховые шубы, каррики

У мужчин самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца. Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их. Ситуаций, когда это требовалось, было множество. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал. Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.

Аксессуары 19 века

Аксессуары 19 века

Цитаты, где употребляется описание предметов одежды в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Носил он русскую рубашку, Платок шелковый кушаком, Армяк татарской на распашку И шляпу с кровлею как дом Подвижный - Сим убором чудным Безнравственным и безрассудным Была весьма огорчена Псковская дама Дурина А с ней Мизинчиков - Евгений Быть может толки презирал, А вероятно их не знал, Но все ж своих обыкновений Не изменил в угоду им За что был ближним нестерпим "...Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет - И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил."

Цитаты, где употребляется описание предметов одежды в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» "...Корсет носила очень узкий И русский Н, как N французский, Произносить умела в нос..." "Скажи мне, князь, не знаешь ты, Кто там в малиновом берете С послом испанским говорит?" Со славой красных каблуков И величавых париков

Словарь Цилиндр – высокая твердая мужская шляпа с небольшими твердыми полями, верхняя часть которой имеет форму цилиндра. Фрак – мужская одежда, отрезная в талии, с узкими длинными фалдами сзади и вырезанными спереди полами, с отложным воротником и лацканами, часто отделанными бархатом. Но панталоны, фрак, жилет, // Всех этих слов на русском нет...

Сюртук – мужская первоначально верхняя одежда до колен, глухая или с открытой грудью, со стоячим или отложным воротником, в талию, с узкими длинными рукавами. Трость – прямая тонкая палка. Панталоны – мужские длинные штаны со штрипками без отворотов и заглаженной складки. Но панталоны, фрак, жилет, // всех этих слов на русском нет... Перчатки – предмет одежды, закрывающий руки от запястья до конца пальцев и каждый палец в отдельности.

Боа – женский широкий наплечный шарф из меха или из перьев. Он счастлив, если ей накинет // Боа пушистый на плечо... Боливар – мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра. Надев широкий боливар, // Онегин едет на бульвар... Веер – небольшое ручное складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, необходимая дамская бальная принадлежность.

Корсет – широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем стягивающий талию. Корсет носила очень узкий... Каррик – мужское зимнее пальто, имевшее несколько (порой до пятнадцати) больших декоративных воротников.

Результаты опроса учащихся

Так какие же наряды носили дамы и кавалеры того времени? В этом может помочь французский журнал мод «Маленький дамский вестник» (Le Petit Courrier des Dames) за 1820 -1833 годы. Иллюстрации моделей одежды оттуда как раз и дают представление о том, во что одевались во времена Пушкина окружавшие его люди.

Опрос учащихся 9 и 10 классов;))

Спасибо за внимание!

Введение
Глава 1. Моды пушкинской поры
1.1. Женский костюм пушкинской поры
1.2. Женские хитрости. Рукав на платьях времен бидермейера
1.3. Мужской костюм
1.4. Мода пушкинского времени, ее отражение в романе Пушкина “Евгений Онегин”
Глава 2. Русский дендизм первой четверти 19 века
2.1. Зарождение дендизма
2.2. Русский дендизм. Дендизм поведения Пушкина
Заключение
Список использованных источников

Введение

Вера в гражданские свободы и идеалы в конце 18 века, надежда на их осуществление в огне революции и крушение этих надежд, становление империи Наполеона – все это вызвало к жизни художественное направление, получившее название романтизма.

Мода очень тонка в своих нюансах, и если присмотреться, то все, что привнес романтизм в литературу, живопись и театр, получило отзвук в костюме. Каждый месяц журналы всех стран, и России в том числе, не только специально модные, но и литературные, публикуют модные картинки, советы, описания туалетов, рисунков на ткани, обычаи и все, что подвержено изменению ветреной моды.

Литература романтизма, обращенная к истории и восточной экзотике, давала моде повод для новых названий и изобретений экстравагантных форм костюмов. Восточные тюрбаны и повязки адресовали к Байрону, а береты, сдвинутые набок, напоминали о славе Рафаэля и Леонардо.

Следует заметить, что туалет – процесс одевания, причесывания, сбора на бал – был так сложен, что уже сам по себе представлял одну из характернейших черт своего времени.

Развивается и такое направление, как «денди». Слово «денди» (и производное от него - «дендизм») с трудом переводится на русский язык. Вернее, слово это не только передается несколькими, по смыслу противоположными, русскими словами, но и определяет, по крайней мере в русской традиции, весьма различные общественные явления.Зародившись в Англии, дендизм включал в себя национальное противопоставление французским модам, вызывавшим в конце XVIII века бурное возмущение английских патриотов. Н. Карамзин в «Письмах русского путешественника» описывал, как во время его (и его русских приятелей) прогулок по Лондону толпа мальчишек забросала грязью человека, одетого по французской моде. Таким образом, дендизм был окрашен в тона национальной специфики и в этом смысле, с одной стороны, смыкался с романтизмом, а с другой - примыкал к антифранцузским патриотическим настроениям, охватившим Европу в первые десятилетия XIX века.

Глава 1. Моды пушкинской поры

1.1. Женский костюм

В начале девятнадцатого века число женщин в России, предпочитающих традиционному старинному платью причуды моды, стало расти с нарастающей быстротой. Как и в восемнадцатом веке, в первую очередь это были модные горожанки. И хотя костюм россиянки в деревне, а нередко и в столице позволял догадаться о национальной и сословной принадлежности его обладательницы, размере ее достатка, возрасте, семейном положении, происхождении, все же знакомая символика костюма россиянок несколько стерлась или приняла иные формы.

В первые годы девятнадцатого века женская мода России не отличалась сложностью форм. Во всем искусстве господствовал неоклассицизм с его законченностью и естественностью, получивший в российской моде наименование «стиль империя» или «шемиз» (в переводе с французского – «рубашка»). В России этот стиль господствовал с конца восемнадцатого века и не исчез до конца 10-х годов девятнадцатого века. «В нынешнем костюме, – писал журнал «Московский Меркурий» за 1803 год – главным почитается обрисование форм. Если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища, то говорят, что она не умеет одеваться…» Тончайшие платья из муслина, батиста, кисеи, крепа, с завышенной линией талии, большим декольте и узким коротким рукавом, российские модницы носили «подчас на одном лишь трико телесного цвета», поскольку «самая тонкая юбка отнимала у такого платья всю прозрачность».

Мужчины – современники находили эту моду «недурной»: «…и право, на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто и свежо. Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы». Пропагандисткой «стиля империя» в Петербурге стала французская портретистка Л.Е. Виже Лебрэн, некоторое время жившая в России. Она носила самые короткие по тем временам юбки и самые узкие, обтягивающие бедра, платья. Наряды ее дополняли легчайшие шали, окаймленные античным орнаментом, лебяжьим пухом или мехом.

Шали, шарфы и платки из разнообразных тканей, появившись в женском костюме еще во времена Московской Руси, прочно утвердились в повседневном и праздничном гардеробе буквально всех женщин России. И если дамы высшего света предпочитали воздушные накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам, то в среднем сословии и в деревнях ценились яркие, цветастые шали из тонкой шерсти.

Шали и платки сохранились в костюме россиянок и при переходе от неоклассицизма к господствовавшему с 1810-х гг. стилю ампир. На смену изысканной простоте тонких античных «шемиз», пришли нарядно декорированные платья из тяжелых и плотных материй. Вернулся в моду и корсет, высоко поднимавший грудь и сильно перетягивающий талию. Облегающий лиф при покатой линии плеч, колоколообразная юбка – типичный силуэт российской горожанки «пушкинской поры». Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал.

В начале прошлого века изменился не только фасон платьев, но и их длина: они стали короче. Сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Это было настолько непривычно, что нередко вызывало у мужчин сердечный трепет.

Верхняя часть платья должна была напоминать сердце, для чего в бальных платьях вырез лифа имел вид двух полукружий. Обычно талию опоясывали широкой лентой, которая сзади завязывалась бантом.

Рукава бального платья имели вид пышного короткого буфа, Длинные рукава каждодневного платья, напоминавшие средневековые жиго, были чрезвычайно широки и сужались лишь к кисти.

На каждом выходном платье женщины обязательно должны были присутствовать кружева в больших количествах

В эти годы большую роль в гардеробе женщины по-прежнему играют пелерины, шарфы, шали: «На кудри милой головы я шаль зеленую накинул»[. В женском гардеробе можно найти множество самых разнообразных шляпок. Одна из них – берет.

В начале века женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, а перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки.

Умение элегантно одеваться предполагало также тонкое соответствие между нарядом и прической или головным убором. Менялась мода на одежду, менялись и прически. В начале века женская прическа копировала античную. Предпочтительным считался каштановый цвет волос. В 30–40-е годы, эпоху романтизма, волосы укладывали буклями на висках. Художник Гау изобразил в 1844 году красавицу Наталью Николаевну Ланскую, бывшую жену Пушкина, именно с такой прической.

1.2. Женские хитрости. Рукав на платьях времен бидермейера

Во времена бидермейера (период 1820-40-е гг., в России получил название «пушкинских») женская фигура имела вид песочных часов: очень широкий верх платья, который создавался за счет огромных рукавов-пуфов, расклешённая юбка и узкая талия, перетянутая широким поясом.

Этот силуэт часто высмеивался в журналах, доставалось объёмным рукавам и укороченной длине платья, при которой – о, ужас! – были видны ступни и щиколотки женских ножек.

Тем не менее, женщины продолжали подчиняться моде. Ткани, из которых шили платья, не всегда были лёгкими и воздушными.

Поэтому, удерживал вес бархатного рукава-пуфа (или, как его ещё называли, жиго (gigot sleeve)), невидимый постороннему глазу слив-пуфф (sleeve puffs).

Gigot sleeve (gigot в пер. с французского – «окорок») – одно из названий этого широкого сверху и узкого книзу рукава, действительно похожего на окорок.

Иногда слив-пуфф пришивался прямо к корсету,

но часто он привязывался отдельно с помощью лент или тесёмок.

Эти рукавчики шили из хлопка или льна, набивали ватой (или чем-то похожим на вату), гусиным пером или пухом. Каждая портниха имела свой способ создания подобного рукава.

1.3. Мужской костюм

Поверх белоснежной рубашки со стоячим накрахмаленным воротником, жестким и тугим (в шутку его называли по-немецки «vatermorder» – «отцеубийца»), на шею повязывали галстук.

Слово «галстук» переводится с немецкого как «шейный платок», в то время он действительно представлял собой платок или шарф, который завязывали бантом или узлом, а концы заправляли под жилет.

Короткий жилет появился во Франции еще в XVII веке и получил название по имени комического театрального персонажа Жиля, носящего его. В начале XIX века в моде были самые разнообразные жилеты всевозможных расцветок: однобортные и двубортные, с воротниками и без них, с множеством карманов. Щеголи надевали несколько жилетов одновременно, порой сразу пять, причем нижний непременно должен был выглядывать из-под верхнего жилета.

Поверх жилета надевали фрак. Эта одежда, по сей день не вышедшая из моды, появилась в Англии в конце XVIII века и первоначально служила костюмом для верховой езды. Именно поэтому у фрака необычный вид – короткий перед и длинные фалды сзади, талия слегка завышена, рукав у плеча расширен, а внизу – воронкообразный манжет (но это, впрочем, необязательно). Воротник обычно обтягивался бархатом иного цвета, чем ткань фрака. Фраки шили различных цветов, чаще из однотонной ткани, но они могли быть и из узорных материалов – в полоску, «в мушку» и т.д. Пуговицы к фраку были серебряными, фарфоровыми, иногда даже драгоценными.

В пушкинское время фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры. Тонкая талия, широкие плечи, маленькие ноги и руки при высоком росте!

О костюме пушкинского времени можно судить по картине его современника художника Чернецова «Парад на Царицынском лугу в Санкт-Петербурге в 1831 году». На ней изображены знаменитые русские писатели – Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич. Все они в длинных панталонах, с цилиндрами на головах, у всех, кроме Гнедича, бакенбарды. Но костюмы на писателях разные: Пушкин – во фраке, на Жуковском – сюртук, Крылов одет в бекешу, а Гнедич – в шинель с пелериной.

1.4. Мода пушкинского времени,ее отражение в романе Пушкина “Евгений Онегин”

Наиболее часто слова мода и модный употребляются в 1-й главе романа. Это не случайно. Мотив моды проходит через всю главу и является ее лейтмотивом. Свобода, открывшаяся Онегину, подчинена моде, в которой он видит почти закон жизни. Мода – это не только следование новейшим образцам в одежде, хотя Онегин, конечно же, как и полагается денди, одет (а не только острижен) «по последней моде». Это и соответственная манера поведения, имеющая определенное название – дендизм, это и образ мыслей, и даже определенный настрой чувств. Мода обрекает Онегина на поверхностное отношение ко всему. Следуя моде, нельзя быть самим собой; мода преходяща, поверхностна.

Начало XIX века характеризуется появлением в искусстве, а затем и в быту (одежде) стиля ампир. Так же, как классицизм XVIII века, стиль ампир вдохновлялся античными образцами, но отличался от него меньшей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.

Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. В начале XIX века дамы отбросили фижмы, пудреные парики и шлейфы. В нарядах отражалось равнение на античные добродетели и римские доблести. Жозефина, супруга первого консула Бонапарта, ввела в моду античные туники – открытые, легкие, стянутые под грудью полупрозрачные платья. Такой костюм был изящным, но не шел к климату России.

Изменился не только фасон платьев, но и их длина: они стали короче. Сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Не случайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:

Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры…

В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.

Веер в руках светской дамы превращался в тонкий инструмент интриги. Владеть им начинали учить маленьких девочек. Веер очень часто называли «полезный зефир». Он на самом деле оказывался полезным. Например, на внутренней стороне створок могли быть написаны модные цитаты из романов и трудов философов; дама подсматривала в эту «шпаргалку» и вставляла в свою речь умные фразы. Между створками веера прятали любовные записки.

Игра веером с целью покорить или отвадить мужчину называлась «махи». Если «полезный зефир» дама держала на груди, это означало «сдержанность»; если одна створка открыта – «братская нежность»; если три – «высокие чувства» и т.п.

Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:

Корсет носила очень узкий

И русский Н, как N французский,

Произносить умела в нос…

(Гл. 2, XXXVIII)

Вместе с модой на одежду менялись и прически. В начале века женская прическа подражала строгой простоте античных форм. Предпочтительным считался каштановый цвет волос. В 30-е годы, эпоху романтизма, волосы укладываются буклями на висках.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Мужской костюм пушкинского времени приобрел по сравнению с XVIII столетием большую строгость и мужественность. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия. До сих пор считается, что Лондон для мужской моды является тем же, что Париж для женской.

Любой светский мужчина того времени носил фрак. В начале XIX века фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры: тонкая талия, широкие плечи, маленькие руки и ноги при высоком росте. Другой распространенной одеждой был сюртук (в переводе с французского – «поверх всего»).

В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета.

Пушкин, приведя перечень модных деталей мужского туалета в «Евгении Онегине», отметил их иностранное происхождение:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет…

Самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца. Судя по портретам, сам Пушкин носил шляпу а la Bolivar.

Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их. Ситуаций, когда это требовалось, было множество. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал.

Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.

Часы носили на цепочке. Для них в жилете был даже предусмотрен специальный карман. Пушкинский герой носил часы знаменитого парижского механика Брегета (вернее, Бреге), отзванивавшие время без открывания крышки циферблата.

Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями (вспомним пушкинский перстень с восьмигранным сердоликом).

Обязательной принадлежностью дворянина был и лорнет – своеобразные очки на ручке. Двойной складывающийся лорнет также носили на шнурке или цепочке на шее. Когда разглядывать было нечего, лорнет прятали в карман.

XIX век отличался особым разнообразием верхних мужских одежд. В первой трети XIX столетия мужчины надели каррики – пальто, имевшие множество (порой до 15) воротников. Они рядами спускались чуть ли не до пояса. Верхней одеждой также был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. В 30-е годы прошлого века в моду вошел макинтош – пальто из водонепроницаемой ткани, которую изобрел шотландский химик Чарлз Макинтош. Студеными зимами в России традиционно носили меховые шубы, веками не выходившие из моды.

Глава 2. Русский дендизм первой четверти 19 века

2.1. Зарождение дендизма

Он был ориентирован на экстравагантность поведения, оскорбляющего светское общество, и на романтический культ индивидуализма. Оскорбительная для света манера держаться, «неприличная» развязность жестов, демонстративный шокинг – все формы разрушения светских запретов воспринимались как поэтические. Такой стиль жизни был свойствен Байрону. На противоположном полюсе находилась та интерпретация дендизма, которую развивал самый прославленный денди эпохи – Джордж Бреммель. Здесь индивидуалистическое презрение к общественным нормам выливалось в иные формы. Байрон противопоставлял изнеженному свету энергию и героическую грубость романтика, Бреммель – грубому мещанству «светской толпы» изнеженную утонченность индивидуалиста2. Этот второй тип поведения Бульвер-Литтон позже приписал герою романа «Пелэм, или Приключения джентльмена» (1828), – произведения, вызвавшего восхищение Пушкина и повлиявшего на его некоторые литературные замыслы и даже, в какие-то мгновения, на его бытовое поведение.Джордж Бреммель

Искусство дендизма создает сложную систему собственной культуры, которая внешне проявляется в своеобразной «поэзии утонченного костюма». Костюм – внешний знак дендизма, однако совсем не его сущность. Герой Бульвера-Литтона с гордостью говорит про себя, что он в Англии «ввел накрахмаленные галстуки». Он же «силою своего примера» «приказывал обтирать отвороты своих ботфорт4 шампанским». Пушкинский Евгений Онегин «Три часа по крайней мере // Пред зеркалами проводил».

Однако покрой фрака и подобные этому атрибуты моды составляют лишь внешнее выражение дендизма. Они слишком легко имитируются профанами, которым недоступна его внутренняя аристократическая сущность.

2.2. Русский дендизм. Дендизм поведения Пушкина

Впрочем, история русского дендизма начинается много раньше и, как ни странно, с женского имени. Отказ от румян верной сподвижницы Екатерины II Екатерины Романовны Дашковой, по мнению французского писателя Барбэ д’Оревильи, был несомненным актом дендизма. Под дендизмом в этом случае понимался не выбор туалета, не способ его носить и даже не манера одеваться, а вся “манера жить”. Дашкова осмеливалась появляться в обществе с практически чистым лицом, без румян и белил, в ту самую эпоху, когда дамы спешили нарумяниться, еще не встав с постели, а недостаточное количество краски на лице считалось попросту непристойным и расценивалось как вызов.

“То, что создает из человека Денди, – независимость” – так формулировал основной постулат дендизма один из первых его историков и теоретиков д’Оревильи. В его известной книге “Дендизм и Джордж Брэммель”, в 1912 году вышедшей на русском языке с вступительной статьей Михаила Кузмина, перед читателем проходила целая галерея великих денди, отличавшихся необыкновенной внутренней свободой, – лорд Спенсер, изобретатель своего рода короткополого мужского сюртука, названного впоследствии его именем, его соотечественники Честерфилд, Мальборо, Болингброк, король Георг IV, австрийский князь Кауниц и другие. Зародившись в Англии, дендизм как явление был осмыслен и обоснован именно во Франции, в произведениях А. де Мюссе, О. де Бальзака, П. Мериме, Ш. Бодлера. Из просто костюмной моды он превратился в культурное явление лишь после того, как пристальное внимание к нему проявили литераторы. До этого денди, причем не без иронии, называли просто щеголей и франтов. Но лишь в России дендизм пришел к своему логическому концу и показал свои трагические грани.

Источник, о котором пойдет речь, рассказывает о якобы имевшем место разговоре Пушкина с девицей Н. М. Еропкиной, кузиной П. Ю. Нащокина: «Пушкин стал с юмором описывать, как его волшебница-муза заражается общею (московскою. – Ю. Л.) ленью. Уж не порхает, а ходит с перевальцем, отрастила себе животик и «с высот Линдора перекочевала в келью кулинара». А рифмы – один ужас! (он засыпал меня примерами, всего не упомнишь).

– Пишу «Прометей», а она лепечет «сельдерей». Вдохновит меня «Паллада», а она угощает «чашкой шоколада». Появится мне грозная «Минерва», а она смеется «из-под консерва». На «Мессалину» она нашла «малину», «Марсу» подносит «квасу». «Божественный нектар» – «поставлен самовар» <… > Кричу в ужасе «Юпитер», а она – «кондитер».

Документ этот вводит нас в забавную ситуацию. Наивная слушательница предполагает, что Пушкин доверил ей быть свидетельницей рождения поэтических текстов, а на самом деле поэт иронически выдает ей нечто, достойное ее представлений о творчестве. Хотя текст донесен до нас мемуаристкой в позднейшем и явно искаженном виде, но именно эта двойственность ситуации заставляет полагать, что в основе ее лежит какой-то подлинный эпизод. Тем интереснее увидеть, что слова, приводимые Еропкиной, имеют явную литературную параллель.

Александр Пушкин, портрет работы О. А. КипренскогоВ рассматривавшемся выше романе Бульвера-Литтона есть исключительно близкое к «пушкинскому» тексту из воспоминаний Еропкиной место, где один из героев описывает свои попытки заняться стихотворством: «Начал я эффектно: О нимфа! Голос музы нежный мог… Но как я ни старался – мне приходила в голову одна лишь рифма – «сапог». Тогда я придумал другое начало: Тебя прославить надо так… но и тут я ничего не мог подобрать, кроме рифмы «башмак». Дальнейшие мои усилия были столь же успешны, «вешний цвет» рождал в моем воображении рифму «туалет», со словом «услада» почему-то сочеталась «помада», откликом на «жизнь уныла», завершавшую второй стих, была весьма неблагозвучная антитеза – «мыло».

Наконец убедившись, что поэтическое искусство не моя forte7, я удвоил попечение о своей внешности; я наряжался, украшался, умащался, завивался со всей тщательностью, которую, видимо, подсказывало само своеобразие рифм, рожденных моим вдохновением».

Смысл описанной Еропкиной сцены в свете этой параллели понимается так: в ответ на наивные домогательства девицы, ведущей «поэтическую беседу», Пушкин разыгрывает сцену по рецептам лондонского денди, заменяя лишь снобизм одежды гастрономическим.

Дендизм поведения Пушкина – не в мнимой приверженности к гастрономии, а в откровенной насмешке, почти наглости, с которой он осмеивает простодушие своей собеседницы. Именно наглость, прикрытая издевательской вежливостью, составляет основу поведения денди. Герой неоконченного пушкинского «Романа в письмах» точно описывает механизм дендистской наглости: «Мужчины отменно недовольны моею fatuite indolente, которая здесь еще новость. Они бесятся тем более, что я чрезвычайно учтив и благопристоен, и они никак не понимают, в чем именно состоит мое нахальство – хотя и чувствуют, что я нахал».Типично дендистское поведение было известно в кругу русских щеголей задолго до того, как имена Байрона и Бреммеля, равно как и само слово «денди», стали известны в России. Как уже говорилось, Карамзин в 1803 году описал этот любопытный феномен слияния бунта и цинизма, превращения эгоизма в своеобразную религию и насмешливое отношение ко всем принципам «пошлой» морали.

Заключение

У каждого народа в каждую историческую эпоху вырабатывались свои отличительные знаки. Они постоянно менялись. Влияли культурные контакты народа, техническое совершенствование ткачества, культурная традиция, расширение сырьевой базы и т.д. Неизменна оставалась суть – особый язык костюма.

В эпоху Пушкина мода в светской сфере отражала в основном общеевропейскую и, прежде всего, французскую моду, все, что было модно во Франции, чуть позднее светские модницы одевали на себя. Из произведений классиков того времени, и прежде всего Александра Сергеевича Пушкина, очень хорошо обрисовывается мода конца восемнадцатого – начала девятнадцатого веков – не только среди дворян, но и простого русского народа.

Список использованных источников

1. Электронный источник – http://projects.goldenforests.ru
2. журнал «Родина»
3. Электронный источник – http://ru.wikipedia.org
4. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)

Реферат на тему “Моды пушкинской поры” обновлено: 13 ноября, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»