Кто написал икону божьей матери. Чем помогает икона Владимирской Божией матери. Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Владимирской

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.

Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.

По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы. Посмотрев на них, Пречистая сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих икон известна нам под именем Владимирская.

До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону (вместе с другим образом Богородицы, известным как «Пирогощая») в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея, сына Юрия Долгорукого.

Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей без ведома отца взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с усердием и радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих, но не пошли и те. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160 года — она получила наименование Владимирская.

В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты.

После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность.

А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас.

Много иных чудес было явлено от чудотворного образа.

В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.

Было это 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной 26 августа 1395 года Сретенский монастырь: «да не забудут людие дел Божиих». Так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году.

В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.

В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.

Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе: 21 мая — в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 26 августа — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

Особый извод Владимирской иконы именуется «Древом государства Московского». Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. На ней изображены святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях — медальоны с сонмом русских святых, а в центре — овальный образ Владимирской. Как в иконе «Похвала Богоматери» библейские пророки пишутся с развернутыми свитками, на коих начертаны слова акафиста, так и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское.

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о Пречудная Владычице, Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд.

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию; или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа; или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

История иконы Владимирской Божьей Матери восходит ко времени, когда Дева Мария еще пребывала на Земле. Предание рассказывает, что древний образ написал сам святой апостол и евангелист Лука. Изображение Богородицы было сделано на доске стола, за которым в свое время совершали трапезы все члены Святого Семейства: Дева Мария, ее супруг Иосиф Обручник и младенец Иисус. Этот факт делает икону особенной, святыней, к которой притрагивался сам Спаситель. 450 лет образ оставался в Иерусалиме, после чего его перенесли в Царьград (Константинополь).

Древняя икона Богородицы на Киевской Руси

В XII столетии святая икона впервые попала на Русь благодаря константинопольскому патриарху Луке Хризоверху. Он даровал драгоценную христианскую реликвию (вместе с другой богородичной иконой, известной под именем «Пирогощая») киевскому князю Юрию Долгорукому. Икона Пречистой Девы была передана Вышгородскому девичьему монастырю, расположенному недалеко от столицы Киевской Руси. Слава о чудесах, творимых святым ликом, быстро распространились на много километров вокруг. В монастырь приходило большое количество паломников, чтобы взглянуть на древнюю христианскую святыню, просить ее о милости, помощи и защите. Просьбы совершались, а слава образа приумножалась.

Владимирская икона Божией Матери

Когда-то вышгородские земли принадлежали княгине Ольге, признанной по смерти святой равноапостольной. Юрий Долгорукий вручил (1155 год) этот удел своему сыну Андрею (Боголюбскому). Но молодой князь не пожелал оставаться в Вышгороде, поэтому, забрав из монастыря ценный светлый лик Богородицы, и ничего не сообщив отцу, отправился в Суздальскую землю, которая была для него родной. Даже находясь в дороге, Андрей со своими спутниками молились образу Богоматери, прося ее благословения.

По прибытии во Владимир-на-Клязьме князь был встречен жителями с воодушевлением, большой радостью. Далее путники направились в Ростов, но случилось удивительное – их кони вдруг встали, ничто не могло заставить их идти далее. Коней сменили свежими, но все оставалось как прежде. После слезных коленопреклоненных молитв иконе Пречистой Девы перед Андреем явилась сама Богородица, держащая в руке свиток. Владычица велела установить образ во Владимире, а на этом месте (где явилась) возвести божий храм с монастырем. Посвятить же обитель следовало Рождеству Богородицы. Богопослушный князь выполнил все наказы. А в первую очередь поставил образ Царицы Небесной, где было наказано. С тех пор (1160 года) святая икона Божьей Матери стала именоваться Владимирской.

Через четыре года (1164) отправился русский князь Андрей Боголюбский с войском походом на волжских булгар. А перед самой битвой как следует исповедался, принял причастие. И, став на колени, произнес слова, ставшие пророческими, что тот человек, который уповает на Владимирскую Матушку, будет охраняем святым заступничеством и не погибнет. Спустя столетия каждый раз надежным непробиваемым щитом становилась сила иконы, чтобы защитить православных детей своих, разворачивала вражеские войска от русских городов, поселив страх и неуверенность в сердца неприятельские. После князя каждый воин приложился к чудотворному лику, моля о заступничестве и поддержке. Враг был повержен.

Многие славные победы даровала Владимирская икона русским людям над врагами Отечества. Благодаря ее благодатному заступничеству Москва избежала разрушающих татарских нападений: хана Едигея (1408 год), Мазовши, ногайского царевича (1451 год), а также его отца, хана Седи-Ахмета (1459 год).

Владимирская икона Божией Матери на охране Москвы

Грозные тучи сгустились над Русскими землями 1395 года, когда близко у границ собрались полчища известного всему миру среднеазиатского завоевателя свирепого Тимура. За его плечами уже были покоренные Персия, Хорезм, страны Закавказья. Европейцы звали его Тамерланом, а русские люди – Темир-Аксаком, что в переводе означало «Железный Хромой». Прозвище появилось неслучайно – полководец действительно стал хромым после тяжелого ранения в бедро. Вступив на русскую территорию, Тимур беспощадно грабил, разрушал христианские селения, подбираясь к Москве.

Навстречу грозному неприятелю из столицы к берегам реки Оки вышло войско во главе с Василием I Дмитриевичем. Но тяжкие думы сдавливали сердце князя, рать была слаба, а это не прибавляло уверенности в благополучном исходе будущего сражения. Только настоящее чудо могло спасти русичей. И оно свершилось.

Митрополит Киприан обратился к высшей помощи – заступничеству Пресвятой Богородицы. Доверенные люди доставили из города Владимир в Москву святую чудотворную икону Владимирской Небесной Царицы. Уже 26 августа 1395 года горожане со славящими молитвами, песнопениями встретили древнюю реликвию у стен столицы. Отовсюду слышались призывные возгласы к Божией Матери. Люди просили спасти их дома, Русскую землю и православную веру. Торжественный крестный ход со Спасительницей направился в Московский Кремль, образ поместили в Успенском храме, отслужили молебен. И в тот самый момент, когда Владимирская икона Девы Марии вошла в Москву, войска Тимура отступили.

Летопись, описывая события тех давних лет, рассказывает, что Темир-Аксак встал большим лагерем и оставался там две недели. Но, когда образ Матери Иисуса прибыл в Москву, непривычные до тех пор ужас и страх заполонили его сознание. Согласно старым записям, храбрый полководец узрел видение – с большой горы прямо на него шли старцы-святители с сияющими золотыми жезлами. Над ними парила сверкающая женщина с тысячами воинов. Вся эта блестящая рать неумолимо надвигалась, заполоняя все вокруг.

Недобрые предчувствия заставили Тимура собрать свое войско, чтобы немедля вернуться восвояси. Так милостью Господа и Его Матери Марии случилось великое чудо, спасшее Москву. Получив радостное известие, князь, священники, монахи, воины, все москвичи возблагодарили Богородицу за ее скорую помощь, заступничество. В месте встречи иконы возвели церковь и монашескую обитель. Установили церковное празднование этого чудесного события на день 26 августа (по старому стилю – 8 сентября). Имя ему стало Сретение (встреча Владимирского образа Божьей Матери). А новая монашеская обитель стала называться Сретенской.

Неспокойные времена снова вернулись в 1408 году. Покорить Русь, наказать за свободолюбие, заставить платить дань отправился представитель Золотой Орды эмир Едигей. Ничто не предвещало беды, поэтому Москва не готовилась к нападению. Вражеская армия быстро добралась до стен столицы тогда, когда князя с семьей в ней не было. Управлением города занимался родной дядя Василия I Дмитриевича – Владимир Андреевич Храбрый.

Уже 1 декабря войска Едигея окружили Москву. Но Владимир Андреевич был опытным военачальником, поэтому правильно организованная оборона не позволила Едигею идти на штурм городских стен. Враги кинулись разорять близлежащие к Москве города – Дмитров, Серпухов, Нижний Новгород, Ростов, Переяславль, другие. Москвичи же неустанно молились перед Владимирским образом Богородицы, чтобы та не отступилась от них, не отдала врагам на поругание. И Царица Небесная снова проявила великую милость. Едигей получив известие о непорядках в Золотой Орде, срочно изменил свои планы. 20 декабря он взял выкуп 3 тысячи рублей, а затем отступил. По воле Господа и Пречистой Девы Марии Русской земле удалось избежать скорби, разрушений, гибели.

Новое великое чудо Владимирская икона Божией Матери даровала Русской земле 1480 года. Поход татарского хана Ахмата на Москву начался в июне. Орде нужна была дань, а независимый народ отказывался ее платить. С 23 июня перед святым Владимирским образом совершались денные и нощные молебны о спасении и защите Руси от врагов. Великий князь Иван III Васильевич собрал войско и выступил навстречу войску орды. Когда Ахмат приблизился к реке Оке, увидел, что переправы уже заняты московитами, которыми командовали сын великого князя и воеводы. Тогда ордынцы направились к Угре (левому притоку Оки), собираясь преодолеть реку там. Но русские успели занять выгодные позиции (возле Калуги). Так попытки татар переправиться через реку потерпели неудачи. 26 октября стало холодно, поверхность Угры покрылась слоем льда. Это приближало битву.

Москва не могла жить спокойно, православные истово молили Великую Защитницу, преклоняясь перед Владимирским богородичным образом. И вот, 9 октября татарские войска стали отходить в сторону степи. А 11 ноября (1480 года) ушел хан Ахмат. Летопись сообщает, что татары с Угры уходили босыми, нагими, совершенно ободранными. История свидетельствует, что, даже не дойдя до Орды, Ахмата убили. Стояние на Угре стало тяжелым уроком для врагов, который положил конец посяганиям ордынского ига на Русь.

Православные люди связали такое славное избавление со святым вмешательством Божьей Матери через молитвы Владимирской иконе. А историческому месту стояния войск на реке Угрь дали название «пояс Богородицы». Великий князь вместе со всеми превозносил хвалы Господу и Приснодеве за чудо спасения от орды Ахмата. Этой же зимой был установлен еще один церковный праздник, величающий Владимирскую Заступницу за спасение Москвы от Ахмата – второе Сретенье 23 июня (по старому стилю 6 июля).

Еще одним значимым событием, связанным с вмешательством Владимирского образа Божьей Матери, которое осталось светлой датой в церковном календаре РПЦ стало избавление от крымского хана Мухаммед-Гирея. 1521 года летом в Москву принесли сообщение, что Мухаммед-Гирей с большим войском быстро приближается к границе Руси. Князь Василий III послал войско, чтобы остановить врагов. Но у Оки воины были разбиты. Захватчики беспощадно разоряли и палии Московские и Коломенские селения, монастыри. А людей убивали либо забирали в плен. Летописные записи сообщают, что сам Мухаммед-Гирей стал лагерем возле правого притока Москвы-реки – Северки. А войско разбрелось по окрестностям в поисках наживы.

Москвичи в это время сидели в осажденном городе. Великому князю удалось выбраться, чтобы заняться сбором нового войска. Окаянный Мухаммед-Гирей ушел, не дожидаясь защитников, но территория вокруг столицы была практически полностью разорена, не осталось ни дома, ни живой души. Несмотря на большие потери, православные возблагодарили Всемилостивую Заступницу за сохранение сердца страны – Москвы.

Свидетельства очевидцев

Все время, сколько продолжалась осада столицы, московский митрополит Варлаам со всеми православными молился, чтобы уберечь город и избежать гибели и плена. Разные письменные источники сохранили до наших дней свидетельства о чудесах, которые происходили в то время.

Так, одна престарелая монахиня имела удивительное видение. Женщина узрела, как Кремль стали покидать святители с Владимирским образом Богородицы. Они также взяли с собой церковные святыни, намоленные иконы, как будто хотели наказать жителей города за их грехи. Но возле выхода за территорию Кремля скорбная процессия была остановлена преподобными Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским. Они умолили святых угодников остаться, чтобы совершить большой молебен во имя спасения Русской столицы. После пламенной молитвы Господу и Богородице о прощении всех согрешивших и божественной защиты Москвы от недругов святители снова вернулись в Кремль вместе со святой Владимирской иконой.

Похожее видение возникло и перед московским святым, блаженным Василием. Он поведал, что заступничеством Божией Матери, молитвами святых город Москва будет спасен. То же видели еще три праведные женщины, о чем рассказали пономарю. Русский народ рассудил, что святое заступничество московских преподобных Варлаама и Сергия остановило потерю благодати, а молитвы Владимирскому лику Пречистой Богородицы были услышаны. Заступничеством Господа Иисуса и Девы Марии татары бежали, а Москва спасена. Со временем, увековечивая память о божественном избавлении столицы от Мухаммед-Гирея, установили праздник-чествование главной православной русской святыни в день 21 мая (по старому стилю 3 июня).

Это только краткое описание наиболее значимых в истории страны чудес от старинной реликвии. До настоящего времени Владимирская икона Богородицы – главная, наиболее древняя общерусская святыня, самый чтимый образ из всех, которые есть в России. Хранится христианская реликвия в особенных бережных условиях в храме-музее Святителя Николая Чудотворца в Толмачах. Церковь существует при Государственной Третьяковской галерее. К иконе приходят с экскурсиями и проводятся церковные службы.

Владимирская икона имеет множество списков, хранимых различными церквями и монастырями. Большая часть изводов прославились и почитаются прихожанами, паломниками как чудотворные.

Владимирская икона Божией Матери изображает Богородицу. Она является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви.

Владимирская икона Божией Матери: предание

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. “стояние на Угре”): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα – «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа “Умиление”: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии – «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом Писании и сочинениях отцов Церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений - жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл Евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви она могла помещаться в алтаре как двусторонняя запрестольная икона. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская Церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (См.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу Завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль Владимирской иконы Божией Матери

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057-1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

  • Владимирская – Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
  • Владимирская – Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.
  • Владимирская – Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря), 1588 год.
  • Владимирская – Оранская (память М. 21/ Ин. 3), 1634 год.
  • Владимирская – Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3). 1603 год.
  • Владимирская – Ростовская (память Ав. 15/ 28), XII век.

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

______________________________________________________________________

Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…

На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895-1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

Там же, с. 407-408.

Вы прочитали статью «». Вам также может быть интересно:

Образ Владимирской Божией матери является одним из самых древних и почитаемых на Руси. Владимирская икона Богородицы считается покровительницей русского народа и самой России. Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают 3 раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).

В РДЦ в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящен храм в Нижегородской области.

В ДПЦ во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящена моленная в .

Единоверческий храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы находится в Московской области.

Образ Владимирской иконы Богородицы. Чудеса

В 1163–1164 годах по почину князя Андрея Боголюбского было составлено Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородицы Володимирьской иконы». Авторами-составителями его считаются священнослужители Успенского собора во Владимире: иереи Лазарь, Нестор и Микула, пришедшие с князем из Вышгорода, который он получил от отца своего Юрия Долгорукого после занятия им Киева. В Сказании приведено 10 чудес, которые совершились по молитвенному обращению к Богоматери перед Её Владимирской иконой.

  • Первое чудо : на пути князя Андрея из Вышгорода в Переславль на реке Вазузе проводник, искавший брод, вдруг оступился и стал тонуть, но он чудесно спасся по горячей молитве князя перед иконой, перевозимой им.
  • Второе : жена священника Микулы, ожидавшая ребенка, ради молитвы Владимирскому образу, спаслась от взбесившегося коня.
  • Третье : во Владимирском Успенском соборе человек с высохшей рукой обратился к Владимирской иконе Божией Матери и стал молиться со слезами и великой верой в чудесное исцеление. Князь Андрей Боголюбский и священник Нестор свидетельствовали, что они видели, как Сама Пречистая взяла больного за руку и держала ее до конца богослужения, после чего тот полностью исцелился.
  • Четвертое : супруга князя Андрея тяжело носила ребенка, роды были очень сложными. Тогда (в день праздника Успения Пресвятой Богородицы) Владимирскую икону Божией Матери омыли водой и дали эту воду выпить княгине, после чего она легко разрешилась сыном Юрием.
  • Пятое : спасение младенца от чародейства благодаря омовению водой от Владимирской иконы Божией Матери.
  • Шестое : исцеление сердечной больной из Мурома водой от Владимирской иконы.
  • Седьмое : исцеление от слепоты игуменьи Марии из Славятина монастыря около Переславля-Хмельницкого (Украина); ее брат, Борис Жидиславич, который был воеводой у князя Андрея, попросил у священника Лазаря дать ему воды от иконы, игуменья выпила ее с молитвой, помазала глаза и прозрела.
  • Восьмое : женщина Ефимия в течение семи лет страдала от болезни сердца. Узнав, по рассказам священника Лазаря, о целебных свойствах воды от Владимирской иконы Божией Матери, она послала с ним во Владимир к иконе многие золотые украшения. Получив святую воду, она выпила ее с молитвой и исцелилась.
  • Девятое : некая боярыня из Твери не могла трое суток разродиться и уже была при смерти; по совету того же Лазаря она дала обет святой Богородице Владимирской, и тогда роды быстро завершились благополучным рождением сына. В знак благодарности боярыня послала к Владимирскому образу многие драгоценные украшения.
  • Десятое : случилось, что Золотые ворота проездной башни Владимира, которая и сейчас находится в городе, упали, и под ними оказались 12 человек. Князь Андрей воззвал к Пречистой в молитве перед Владимирской иконой, и все 12 человек не только остались живы, но даже не получили каких-либо увечий.

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую - Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.

С давних пор Владимирская икона Божией Матери считается покровительницей Руси.

Ее история восходит к I веку, когда, по преданию, евангелист Лука написал ее на доске от того стола, за которым трапезничало Святое Семейство, когда Иисус был еще ребенком.

История иконы Владимирской Богоматери

Первоначальным местом пребывания иконы был Иерусалим, в 5 веке ее перевезли в Константинополь. Известно, как икона Владимирской Богоматери попала на Русь: патриарх Константинополя подарил ее в начале 12 века князю Мстиславу. Она была поставлена в Вышгородском монастыре вблизи Киева и вскоре прославилась как чудотворная.

Прослышав об этом, князь Андрей Боголюбский решил перевезти ее на север, но в пути случилось настоящее чудо: неподалеку от Владимира кони с повозкой, на которой везли икону, вдруг стали, и их никакими силами не удавалось сдвинуть с места. Решив, что это Божье знамение, там же и заночевали, а ночью во время молитвы у князя было видение: сама Богородица повелела оставить свою икону во Владимире, а на месте стоянки возвести монастырь с храмом в честь Её Рождества. Так Владимирская икона Пресвятой Богородицы получила свое название.

Сретение Владимирской иконы

В 1395 году на Русь нагрянули полчища Тамерлана, который продвигался к Москве, беря один город за другим. По просьбе великого князя Василия I Димитриевича, ожидавшего нападения татар, во Владимир послали за чудотворной Владимирской иконой Богородицы, и за 10 дней ее крестным ходом донесли до Москвы. По пути и в самой Москве икону встречали сотни и тысячи коленопреклоненных людей, возносивших ей молитву о спасении земли русской от врагов. Торжественная встреча (сретение) Владимирской иконы произошла 8 сентября.

В этот же день Тамерлану, который остановился с войском на берегу Дона, было видение: ему привиделась Величавая Жена, парившая над святителями, которая повелела ему покинуть Русь. Придворные истолковали это видение как явление Богоматери, великой защитницы православных. Суеверный Тамерлан выполнил ее приказ.

В память того, как Русская земля была чудесным образом избавлена от вражеского нашествия, был построен Сретенский монастырь и 8 сентября установлено празднование Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Значение Владимирской иконы Божией Матери

Значение этой иконы для Руси и всех ее православных невозможно переоценить – она является нашей национальной святыней. Перед ней в Успенском соборе Кремля происходило помазание государей на царство и избрание первосвятителей. Не раз еще Царица Небесная, покровительница Руси, спасала ее: в 1480 году избавила от ордынского хана Ахмата (празднование 23 июня), а в 1521 году – от крымского хана Махмет-Гирея (празднование 21 мая).


Богоматерь спасала не только государство, но и множество людей своей силой.

То, что Владимирская икона чудотворная, было широко известно, и к ней стекались со своими мольбами со всей Руси.

Известно немало историй чудотворных исцелений и другой помощи в бедах и напастях. Причем чудотворной силой обладала не только сама икона, находившаяся в Москве, но и ее многочисленные копии, такие как Владимирская икона Божией Матери Оранская, спасшая в 1771 году Нижний Новгород от эпидемии чумы или Владимирская Заоникиевская икона Божией Матери, прославившаяся многочисленными исцелениями, и др.

В настоящее время Владимирская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее, а именно в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Описание иконы

Прежде чем дать характеристику Владимирской иконе Божией Матери, необходимо отметить, что с точки зрения иконографии она относится к типу «Елеуса», который сложился в византийской иконописи в 11 веке. Это переводится с греческого как «милующая», но в Древней Руси называлось «Умиление», что гораздо точнее передает суть образа.

И действительно, образ Матери с Младенцем выражал бы лишь Ее умиление, если бы не глаза, исполненные невероятного трагизма в предвидении мук, на которые обречено Ее Дитя. Младенец же в Своем невинном неведении обнимает Мать, прильнув щекой к Ее щеке. Очень трогательная деталь – голая левая ножка, выглядывающая из-под Его одеяния, так что видна подошва, что характерно для всех списков с Владимирской иконы.

В чем помогает Владимирская икона

Владимирская икона Божией Матери не раз спасала Святую Русь. В тяжкие времена крестные ходы и всенародные молебны с этой иконой приносили избавление от вражеских нашествий, смуты, раскола, эпидемий; перед этим образом проходило венчание русских монархов на царство, приносили присягу на верность.

Молитва Богородице перед Ее Владимирской иконой укрепит дух и веру, придаст решимость и поможет выбрать правильный путь, отгонит дурные помыслы, уймет гнев и дурные страсти, принесет исцеление от недугов физических, особенно сердца и глаз. Ей молятся также об укреплении семейных уз и благополучии семьи.

Молитва иконе

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»